Научная статья на тему 'Организационно педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя'

Организационно педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
462
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ORGANIZATIONAL-AND-PEDAGOGICAL ENVIRONMENTAL COMPLEX / CITIZENSHIP / CONCEPTION / FUTURE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина Елена Юрьевна, Казаева Евгения Анатольевна

В статье представлены ведущие идеи педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя, а также клмплекс организационно-педагогических условий её успешной реализации в образовательном процессе высшей педагогической школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Future Teachers' Citizenship Development

The article presents pedagogical conception key-notes of future teachers' citizenship development as well as organizational-and-pedagogical environmental complex of its successful realization in the educational process of higher school.

Текст научной работы на тему «Организационно педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя»

УДК 78.09 ББК 34.9

Никитина Елена Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор

кафедра русского языка и литературы и методики преподавания русского языка и литературы Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Казаева Евгения Анатольевна кандидат педагогических наук, доцент

кафедра социальной педагогики и социальной работы Шадринский государственный педагогический институт

г. Челябинск Nikitina Elena Yurievna Doctor of Pedagogics,

Professor

Chair of the Russian Language and Literature and Teaching Methods of the Russian

Language and Literature Chelybinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kazaeva Evgenia Anatolievna Candidate of Pedagogics,

Assistant Professor Chair of Social Pedagogics and Social Work Shadrinsk State Pedagogical Institute Chelyabinsk

Организационно - педагогические условия развития гражданской позиции будущего учителя Organizational-and-Pedagogical Environmental Complex of Future Teachers’ Citizenship Development

В статье представлены ведущие идеи педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя, а также клмплекс организационнопедагогических условий её успешной реализации в образовательном процессе высшей педагогической школы.

The article presents pedagogical conception key-notes of future teachers’ citizenship development as well as organizational-and-pedagogical environmental complex of its successful realization in the educational process of higher school.

Ключевые слова: организационно - педагогические условия, гражданская позиция, концепция, будущий учитель.

Key words: organizational-and-pedagogical environmental complex, citizenship, conception, future teacher.

Актуальность проблемы развития гражданской позиции будущего учителя

определяется: 1) эволюционными тенденциями в образовании, связанными с

необходимостью развития гражданской позиции будущего учителя на инновационной основе; 2) неразработанностью концептуальных основ развития гражданской позиции будущих педагогов, отражающих единство методологии, теории, практики данного процесса; 4) недостаточной разработанностью методи-ко-технологического аппарата развития гражданской позиции будущих педагогов; 5) необходимостью создания инфраструктуры развития гражданской позиции будущих педагогов и накопления банка данных в этом аспекте.

Развитие гражданской позиции будущего учителя успешно реализуется в практике работы высшей профессиональной школы при разработке педагогической концепции. На социально-историческом уровне развитие гражданской позиции требует аналитического представления её исторического становления, что обеспечивает адекватное понимание современного состояния и научно обоснованное определение дальнейших перспектив. На теоретикопедагогическом уровне выделены и проанализированы функции развития гражданской позиции будущего учителя, компонентный состав и взаимосвязи исследуемого процесса, уточнен понятийно-терминологический аппарат. Психо-лого-педагогический уровень предусматривает анализ специфики концептуальной модели развития гражданской позиции будущего учителя, а также комплекс организационно-педагогических условий ее успешной реализации. Мето-дико-технологический уровень предусматривает перевод разработанной нами модели в плоскость практико-ориентированных технологий.

Основополагающий замысел концепции заключается в разработке концептуальной модели развития гражданской позиции будущих педагогов, приспособленной к успешному использованию в условиях динамично развивающегося образовательного процесса, и ее реализации в образовательном процессе высшей школы, направленной на становление личностных качеств гражданина, ориентированных на общепринятые нормы и нравственные ценности и включающих высокие общечеловеческие и профессиональные свойства, широкие коммуникативные и адаптационные возможности.

Решение такой многоаспектной проблемы будет успешным, если в качестве теоретико-методологического основания педагогической концепции развития гражданской позиции будущих педагогов будет являться интеграция поли-культурного (общенаучный уровень), аксиологического (конкретно-научный уровень) и партисипативного (методико-технологический уровень) подходов, обеспечивающая её методологическую многоуровневость и иерархический характер за счёт структурной взаимосвязи и концептуального единства.

Инструментальное выражение концепции развития гражданской позиции будущих педагогов представлено закономерностями и системой педагогических принципов, содержащей две подсистемы, отражающие общепедагогические положения, идеи гражданского образования, представления о профессиональной подготовке будущего специалиста.

Содержательно-смысловым наполнением концептуальной модели развития гражданской позиции будущего учителя является использование в образовательном процессе высшей школы профессионального цикла дидактически подготовленного преподавателем интегрированного материала на основе его социокультурной, потребностно-мотивационной, когнитивно-ориентационной и практико-действенной направленности. При этом имеет место системная интеграция названных компонентов, переориентация их связей и отношений в интересах достижения запланированных уровней и качества, описания их структуры, назначения, взаимодействия между собой, требований к определению каждого блока знаний;

Успешность педагогической концепции развития гражданской позиции будущих педагогов может быть обеспечена созданием комплекса организационно-педагогических условий, который учитывал бы назначение и содержание профессиональной деятельности обучаемых, социальный заказ общества в личности, обладающей активной гражданской позицией, возможности поликуль-турного, аксиологического, партисипативного подходов.

Выявляя комплекс организационно-педагогических условий эффективной реализации концептуальной модели развития гражданской позиции будущего

учителя, мы ориентировались на требования, предъявляемые современным обществом к профессионально мобильному и конкурентоспособному специалисту; тенденции изменения содержания образования в высшей профессиональной школе; результаты выявленной специфики гражданского образования в вузе; результаты констатирующего этапа проведения опытно-поисковой работы. В исследовании мы определяем комплекс организационно-педагогических условий как совокупность взаимосвязанных мер, обстоятельств, обеспечивающих эффективность концептуальной модели развития гражданской позиции будущего учителя. Содержательный блок организационно-педагогических условий отражает смысл, вкладываемый как в общую цель - развитие гражданской позиции будущего учителя, так и каждую конкретную задачу; определяет всю совокупность формируемых отношений, ценностных ориентаций, опыта деятельности и общения, знаний, связан с разработкой и отбором содержания гражданского образования в вузе. Процессуально-технологический блок организационно-педагогических условий наиболее полно отражает процессуальную сторону образовательного процесса (технологии, методы, приемы, средства, формы организации), связан с организацией и управлением процесса.

В качестве первого условия мы определили использование воспитательного потенциала политико-правовых дисциплин. В современный период, когда меняется тип устройства общества, его духовные ценности (в том числе, моральные, поведенческие ориентиры), гражданская позиция является важнейшим фактором консолидации общества. Следовательно, логическим продолжением государственной политики в области гражданского образования, должно явиться полноценное использование воспитательного потенциала политикоправовых дисциплин. Воспитательный потенциал мы будем рассматривать как совокупность ресурсов образовательной среды, способствующих целенаправленному, систематическому развитию личности будущего учителя в целях подготовки её к активному участию в общественной, профессиональной и культурной жизни. Использование воспитательного потенциала политикоправовых дисциплин предполагает активное применение метода коллективно-

творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успеха, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности будущего учителя, его гражданской мотивации, изучения среды и ее влияния на воспитание (анкетирование, ранжирование, неполные предложения, опросы и т.д).

Общая цель изучения политико-правовых дисциплин определяется нами в становлении у будущего учителя стремления к построению отношений согласия между людьми как гражданами своей страны на основе соблюдения законов и диалога, развитию гражданской позиции. Также сформулированы частные цели, направленные на развитие: 1) когнитивного компонента в структуре гражданской позиции будущего учителя: воспитание стремления понять, что такое право и политика, как и почему возникают правовые отношения и политические интересы, узнать о правовых и политических нормах, которые следует соблюдать гражданину России, узнать и понять свои права в гражданских, политических и трудовых правоотношениях, узнавать о своих правах в видах социальных отношений, в которые человек интегрируется; 2) аффективно- ценностного компонента: воспитание позитивного отношения к праву (правовым нормам, правам человека) как к условию построения гражданского мира и согласия, к закону как важному государственному документу, в котором содержатся нормы права, к следующим ценностным ориентирам (принципам, которыми должны руководствоваться власть и граждане государства) в Российской Федерации: человек — высшая социальная ценность; народ — естественный источник власти; справедливость; юридическое равенство; 3) поведенческого компонента: необходимость соблюдать установленные в обществе права и обязанности, уважительно относиться к правам другого человека, развитие у себя способности строить свое поведение, осознавая границы свободы, права, ответственности, позитивное отношения к общественно-политическим объединениям и участие в их работе.

Второе организационно-педагогическое условие, относящееся к содержательному блоку - инициализация личностной функции принятия гражданского образования будущим учителем. Личностная функция принятия гражданского образования будущим учителем - это сложное интергративное образование, предполагающее интериоризацию, адаптацию и рационализацию информации, знаний, ролей, ценностных ориентаций в сфере образования, направленного на формирование социально-политической компетентности и демократической культуры, развитие гражданской позиции будущего учителя. Нами выделены следующие компоненты личностной функции принятия гражданского образования будущим учителем: 1) когнитивный компонент, включающий целостные и системные знания об идеях гражданского общества, способах демократического поведения; 2) рефлексивно-ценностный компонент, основу которого составляют самоанализ своей деятельности, своего профессионального и личностного самосовершенствования, соотношение себя с идеальным образом учителя-гражданина, а также анализ собственной системы профессионально-педагогических ценностных ориентаций, её корректировка в соответствии с гуманистическими целями профессиональной деятельности, формирование собственного ценностного отношения к гражданскому, демократическому обществу; 3) научно-исследовательский компонент, заключается в овладении новым социальным опытом, идеями, взглядами, общечеловеческими ценностными ориентациями, с целью трансляции их воспитанникам. Данный компонент ориентирует будущего учителя на поиск и личностное принятие новых профессионально-педагогических ценностных ориентаций и их реализацию в педагогической деятельности. Инициализация личностной функции принятия гражданского образования возможна при создании гражданско-ориентированной образовательной среды вуза, характеризующейся открытостью и динамичностью (наличие активного взаимодействия с различными общественными объединениями, социальными организациями, обеспечивающими дополнительные возможности для учебы, наличие условий для свободной коммуникации в группе, на факультете между преподавателями и студентами).

Реализация в образовательном процессе высшей школы дисциплины «Молодёжь и современное общество» является третьим содержательным организационно-педагогическим условием. Потребность в реализации курса «Молодёжь и современное общество» связана со сложившимся в образовательном процессе высшей школы противоречием: с одной стороны, знания, умения и навыки в области социально-политических и гражданско-правовых отношений являются необходимым условием развития гражданской позиции и обеспечивают формирование личности будущего учителя как полноправного члена гражданского общества, а с другой стороны, развитию гражданской позиции студента в вузе уделяется недостаточное внимание. К содержанию и методике курса «Молодёжь и современное общество» предъявляются следующие основные требования: личностно-актуальная и социально значимая тематика; опора на методы и формы организации обучения, отвечающие образовательным потребностям студентов и преподавателя, а также адекватные будущей профессиональной деятельности студентов; включение студентов в теоретически обоснованную практическую деятельность, направленную на развитие гражданской позиции будущих учителей; система диагностики и оценивания, стимулирующая стремление к личностному росту и профессиональному самоопределению.

При разработке курса «Молодёжь и современное общество» нами учитывались психолого-педагогические задачи обучения (обучающая, развивающая, воспитательная), решение которых осуществлялось с учетом выявленных нами принципов педагогической концепции развития гражданской позиции будущего учителя. В рамках курса решаются следующие задачи: 1) развитие стойкого познавательного интереса к проблемам современного общества, характеризующегося как демократическое, гражданское; 2) формирование критического мышления; 3) воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции РФ; 4) освоение системы знаний, необходимых для деятельности во всех сферах гражданского об-

щества; 5) овладение умениями получения, осмысления, анализа, синтеза, систематизации социально-политической и гражданско-правовой информации; 6) освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных политических ролях;7) формирование опыта применения полученных знаний, умений для решения типичных задач в области гражданских отношений.

В качестве первого процессуально-технологического условия нами определено применение систематического мониторинга состояния гражданского образования студентов вузов. Контент-анализ научной литературы в аспекте задач диссертационного исследования, собственная педагогическая деятельность позволили определить систематический мониторинг состояния гражданского образования студентов вуза как отслеживание результатов деятельности системы воспитания и обучения студентов, направленной на развитие гражданской позиции и обретения опыта гражданской деятельности в вузе. Субъектами систематического мониторинга состояния гражданского образования студентов вуза выступают все участники образовательного процесса. Степень их участия различна, но все они (и преподаватели, и студенты, и общественность) получают информацию, анализируют ее. В свою очередь, каждый субъект образования выступает в качестве объекта для структур более сложного уровня. Объектами мониторинга являются гражданское образование в вузе и его результаты, личностные характеристики всех участников образовательного процесса, их потребности и отношение к гражданскому образованию. Предлагаемая система мониторинга реализуется на основе следующих принципов: социально-нормативная обусловленность; объективности информации; сравнимость данных; адекватность; диагностико-прогностическая направленность; целесообразность. К числу основных методов, которые можно эффективно использовать в процессе разработки технологий систематического мониторинга состояния гражданского образования студентов вуза, относят следующие эмпирические и теоретические методы: наблюдение, опрос (интервью, анкетирование), беседа, естественный и диагностический эксперименты, моделирование.

При этом они должны использоваться в квалиметрическом контексте, обеспечивающем необходимый уровень валидности получаемых результатов.

Нами было выделено две группы обобщённых оценочных показателей состояния гражданского образования студентов вуза: к нравственно- духовным показателям мы отнесли повышение толерантности, проявление мировоззренческих установок на готовность к выполнению гражданского долга, заинтересованность студентов в развитии национальной экономики, снижении социальной напряжённости в обществе, зрелую гражданскую позицию. В качестве количественных параметров мы использовали количество: проведённых научноисследовательских работ по проблемам гражданского образования, действующих гражданско-патриотических объединений и центров, студентов, регулярно участвующих в работе этих объединений, проведённых мероприятий гражданской направленности (выставок, фестивалей, конкурсов, мероприятий шефской работы и т.п.).

Использование в образовательном процессе высшей школы партиси-пативных методов развития гражданской позиции будущего учителя модифицирует стиль поведения субъекта образовательной среды, является его главным индикатором и нацелено на аннулирование традиционно существующей авторитарной системы отношений преподавателя и студента. Партисипа-тивные методы рассматриваются нами как способы организации управленческого взаимодействия, побуждающего субъектов образовательного процесса к деятельности, направленной на достижение более высокого уровня компетентности студентов вузов, а партисипативные методы развития гражданской позиции будущего учителя - это способы, используемые преподавателем для включения будущих учителей в совместную кооперативную деятельность, построенную на паритетных началах, нацеленную на развитие гражданской позиции обучающихся. В связи с тем, что партисипативные методы являются, по сути, методами взаимодействия двух и более участников образовательного процесса, для решения задачи развития гражданской позиции будущего учителя мы вслед классифицировали их: 1) по средствам влияния субъектов образо-

вания на принимаемые решения в данной области (методы косвенного соуправ-ления, методы прямого соуправления: опросы, анкетирование, голосование, консультация, совет, убеждение, рекомендация, собеседование, просьба и др.), целевому назначению совместной деятельности преподавателя и студента (информационно-совещательные методы, методы принятия и согласования решений, методы реализации решений, методы контроля и оценки решений: дискуссия, дебаты, полемика, собеседование, информационное совещание, взаимо-обучение, творческие отчёты, стенд-доклады и др), по признаку формализации используемого аппарата (формальные методы, эвристические методы, методы экспертных оценок, рационально-аналитические методы: ранжирование, рейтинг, «мозговой штурм», дидактические игры, аналогия, имитационное моделирование, case-stady,компромиссное согласование, «ринги» и др..). Заметим при этом, что слагаемыми термина «партисипативность» являются: совместное принятие и исполнение решений, предоставление возможности каждому обучаемому быть деятельностным на всех этапах подготовки, принятия, реализации, контроля и оценки решения в области гражданского образования; диалог между субъектами образовательного процесса, основанный на паритетных началах; поиски согласия, достижение консенсуса; активная позиция участников образовательного процесса; опора на высшие мотивы студентов - стремление к сопричастности, признанию, самовыражению.

Закрепление полученных знаний граждановедческого характера и личностно-значимого нравственного опыта в общественно-политической деятельности. Осознавая необходимость активного участия будущих учителей в общественно-политических мероприятиях, проводимых как в вузе, так и за его пределами, считаем необходимым представить социально-педагогическую характеристику данного феномена. Студенческая молодежь обладает определенной целостностью и самостоятельностью по отношению к другим социальным группам, характеризуется специфическими социально-психологическими чертами и системой ценностей. Одной из особенностей студенческой молодежи является то, что накопление ею социокультурного опыта происходит парал-

лельно обучению в вузе. Одновременно происходит завершение индивидуализации личности студента, окончательное оформление её жизненных целей, ориентиров и ценностных установок. К характерным чертам студенчества относят также активность жизненной позиции личности студента, ее самостоятельность и высокую степень её проявления в практически созидательной либо преобразовательной деятельности, основанной на знаниях, убеждениях, умениях и их осмыслении. Студенты с готовностью демонстрируют желание участвовать в общественно значимой деятельности, постепенно осознавая собственную ответственность, выступающую показателем соотношения личных и общественных интересов и потребностей.

Привлечение студенческой молодёжи к активному участию в общественно-политической жизни страны в настоящий момент является одной из приоритетных задач российского государства, что находит подтверждение в программных и нормативных документах. Решение проблем гражданского образования невозможно без делегирования ряда функций учреждениям профессионального образования. Одной из основных функций гражданского образования в вузе является инициирование и поддержка создания общественных и общественно-политических организаций и объединений, которые позволяют студентам самостоятельно участвовать в общественно-политической жизни, в региональных конференциях студентов и молодых ученых, в съездах, форумах, сессиях, семинарах. Под общественно-политическим объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов, для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

В настоящее время одним из приоритетных направлений гражданского образования в вузах является развитие гражданских инициатив студенческой молодежи, вовлечение молодых граждан в процесс становления развитого государства, а также помощь в реализации интересов молодых людей, защите их прав, самоопределение. Высшие учебные заведения должны ставить целью своей деятельности создание условий для всестороннего развития молодого чело-

века в различных сферах общественной жизни, раскрытие и реализации его потенциала. Важной функцией гражданского образования является привлечение к общественно-полезной деятельности активных молодых людей, развитие у них активного экономического мышления, привлечение к предпринимательству. Реально создаются механизмы использования интеллектуального ресурса студенческой молодежи, выросшей в новых социально-политических условиях и адаптированной к современной рыночной экономике.

Развитие гражданской позиции будущего учителя прямо связана с его электоральной активностью. В данном исследовании электоральная активность понимается как активная деятельность избирателя по определению и осуществлению своего электорального выбора. Стимулирование электоральной активности будущего учителя осуществляется в вузе, в первую очередь посредством метода информационного воздействия (беседы с электоратом, письменные и устные приглашения к участию в выборах различного уровня, встречи с кандидатами). Целью стимулирования электоральной активности является повышение осознанности электорального поведения, рост реального участия избирателей в выборах различного уровня.

Одним из эффективных способов закрепления полученных знаний гражда-новедческого характера и личностно-значимого нравственного опыта в общественно-политической деятельности является студенческое самоуправление. В рамках III Всероссийского студенческого форума (2007 г) была принята резолюции, в которой отмечалась важность развития и совершенствования форм участия молодежи в социально-политической жизни страны, в первую очередь развития студенческого самоуправления на общероссийском, региональном, местном уровнях. Следует отметить, что после вступления России в Болонский процесс обязательным условием аккредитации и аттестации вуза становится наличие системы воспитательной работы, в том числе наличие органов студенческого самоуправления. Функциями студенческого самоуправления являются: оптимизация процесса профессионального образования студентов, привлечение

студентов к научно-исследовательской работе, всестороннее развитие личности студента, развитие социально-активной гражданской позиции студента.

По окончании формирующего этапа опытно-поисковой работы нами было отмечено заметное возрастание уровня развития гражданской позиции в экспериментальных группах по сравнению с будущими учителями, обучающимися в контрольной группе.

Библиографический список

1. Карпов, А.В. Психология менеджмента / А.В. Карпов. - М.: Изд-во «Гардарики»,

2005. - 584 с.

2. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вуза: перспективные подходы/ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАН-ПО,2006. - 154 с.

3. Северина, О.А. Гражданское образование: технологии, интерактивные формы работы/ О. А. Северина. - М.: Изд-во «Учитель», 2009. - 319 с.

Bibliography

1. Karpov, A.V. Management Psychology / A.V. Karpov. - M.: “Gardariki” Publishing House, 2005. - 584 p.

2. Nikitina, E.Yu. Pedagogical Management of University Students’ Communicative Education: Perspective Approaches [Text] / E.Yu. Nikitina, O.Yu. Afanasieva. - Moscow: MANPO,

2006. - 154 p.

3. Severina, O.A. Civil Education: Technologies, Interactive Working Forms / O.A. Severina. - M.: “Teacher” Publishing House, 2009. - 319 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.