Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная апробация педагогических условий формирования лингвистической мобильности у будущих педагогов'

Опытно-экспериментальная апробация педагогических условий формирования лингвистической мобильности у будущих педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1117
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ПЕДАГОГИ / АПРОБАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ / LINGUISTIC MOBILITY / FUTURE TEACHERS / TESTING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FORMATION PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Ильин Андрей Евгеньевич

В статье представлены этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий эффективного формирования лингвистической мобильности у будущих учителей. Авторы описывают механизм внедрения в педагогический процесс вуза вышеуказанных педагогических условий и обосновывают необходимость их создания в целях совершенствования работы современного вуза в этом направлении. Определен комплекс методов для апробации педагогических условий формирования лингвистической мобильности у студентов. Обоснованы критерии и показатели уровня сформированности у будущих учителей лингвистической мобильности. Рассматриваются результаты опытно-экспериментального исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Ильин Андрей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENTAL APPROBATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE TEACHERS' LINGUISTIC MOBILITY FORMATION

The article presents the stages and the content of experimental work on approbation of pedagogical conditions of future teachers' linguistic mobility formation. The authors describe the mechanism of introduction the above-mentioned pedagogical conditions of effective formation of students' linguistic mobility into the pedagogical process of higher education institution and prove the need for their creation in order to improve the work of the modern University in this context. The article determines a set of methods for testing these pedagogical conditions of formation of the future teachers' linguistic mobility. The article substantiates the criteria and indicators of the level of students' linguistic mobility formation. The article also discusses the results of the experimental work.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная апробация педагогических условий формирования лингвистической мобильности у будущих педагогов»

УДК 81'24:378.012.7

О. Г. Максимова, А. Е. Ильин

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АПРОБАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлены этапы и содержание опытно-экспериментальной работы по апробации педагогических условий эффективного формирования лингвистической мобильности у будущих учителей. Авторы описывают механизм внедрения в педагогический процесс вуза вышеуказанных педагогических условий и обосновывают необходимость их создания в целях совершенствования работы современного вуза в этом направлении. Определен комплекс методов для апробации педагогических условий формирования лингвистической мобильности у студентов. Обоснованы критерии и показатели уровня сформированности у будущих учителей лингвистической мобильности. Рассматриваются результаты опытно-экспериментального исследования.

Ключевые слова: лингвистическая мобильность, будущие педагоги, апробация, педагогические условия, процесс формирования.

Актуальность исследуемой проблемы. Происходящие в стране социально-экономические преобразования вызвали необходимость модернизации всей системы образования, в т.ч. и профессионального образования. Новые требования к качеству подготовки будущих специалистов и бакалавров актуализировали проблему формирования у студенческой молодежи лингвистической мобильности. Усиление роли родного и иностранных языков в системе профессиональной подготовки будущих учителей стало причиной становления новой парадигмы лингвистического образования, осуществляемого в рамках современного образовательного учреждения, в том числе и педагогического вуза [1]. Все это, в свою очередь, вызвало необходимость дальнейшего совершенствования содержания и технологии обучения языкам будущих специалистов, формирования у них лингвистической мобильности в соответствии с современными требованиями общества.

Целью исследования является определение педагогических условий эффективного формирования лингвистической мобильности у студентов педвуза, а также определение и описание действенного алгоритма опытно-экспериментальной работы по апробации этих педагогических условий в процессе преподавания дисциплин гуманитарного цикла у будущих учителей.

© Максимова О.Г., Ильин А. Е., 2017

Максимова Ольга Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Ильин Андрей Евгеньевич - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 03.11.2016

Материал и методика исследований. Содержание и логика опытно-экспериментального исследования определили комплекс методов, использованных нами в ходе апробации педагогических условий формирования лингвистической мобильности у будущих учителей: анализ научной литературы и нормативных документов, педагогический эксперимент, анкетирование, беседы, тестирование, наблюдение, изучение результатов опытно-экспериментальной работы и др. Исследование проходило в три этапа с 2011 по 2016 гг. В педагогическом эксперименте принимали участие 186 студентов 1-2 курсов историко-филологического факультета, факультета естественнонаучного образования и факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева.

Результаты исследований и их обсуждение. Экспериментальное исследование проблемы формирования лингвистической мобильности у будущих учителей в условиях современного педагогического вуза осуществлялось по следующим направлениям:

- апробация разработанной в ходе теоретического исследования модели процесса формирования лингвистической мобильности [9];

- внедрение в педагогический процесс вуза педагогических условий эффективного формирования лингвистической мобильности и обоснование необходимости их создания в целях совершенствования работы вуза в этом направлении;

- определение динамики показателей уровней сформированности лингвистической мобильности у студентов [5];

- анализ успешности внедрения модели и педагогических условий эффективного формирования лингвистической мобильности.

Первый (констатирующий) этап опытно-экспериментального исследования проводился в течение 2011-2012 гг., в ходе его была проведена следующая работа:

- изучен исходный уровень сформированности лингвистической мобильности у студентов первого курса вышеуказанных факультетов;

- определено состояние работы вуза по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности, оценена готовность преподавателей к проведению этой работы;

- выявлен потенциал гуманитарных дисциплин, в т.ч. родного и иностранных языков;

- разработана программа опытно-экспериментального исследования и определен набор методик по изучению уровня сформированности у учащихся лингвистической мобильности.

Основными задачами второго (формирующего) этапа исследования (2013-2015 гг.) явились:

- организация педагогического сопровождения процесса формирования лингвистической мобильности у студентов, выбор оптимальных педагогических технологий, методов и средств, подготовка преподавателей для проведения эксперимента [14], [15];

- внедрение в педагогическийпроцесс программы спецкурса «Формирование лингвистической мобильности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки» и проверка ее эффективности;

- апробация разработанной модели процесса формирования лингвистической мобильности у будущих педагогов;

- выявление уровня сформированности лингвистической мобильности у учащихся по итогам формирующего этапа эксперимента;

- анализ результатов апробации педагогических условий формирования лингвистической мобильности у будущих учителей в условиях современного педагогического вуза.

Третий этап (2016 г.) предполагал проведение работы по обобщению и анализу полученных в ходе констатирующего и формирующего этапов опытно-экспериментального исследования данных, их апробацию и оформление в виде диаграмм, таблиц и графиков.

В целях оптимизации деятельности вуза по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности была проведена работа по апробации модели данного процесса, что, в свою очередь, потребовало внесения некоторой корректировки целевой, содержательной и организационно-технологической составляющих педагогического процесса, организуемого на базе факультетов естественнонаучного образования, историко-филологического и иностранных языков. Ее внедрение вызвало необходимость создания следующих педагогических условий:

1) воспитание у будущих педагогов положительной мотивации к формированию у них в ходе профессиональной подготовки лингвистической мобильности;

2) осуществление педагогического сопровождения процесса формирования у студентов лингвистической мобильности;

3) использование информационных технологий в процессе формирования у будущих учителей лингвистической мобильности;

4) проведение систематической работы по диагностике уровня сформированности у будущих педагогов лингвистической мобильности [6].

На формирующем этапе опытно-экспериментального исследования была осуществлена работа по апробации вышеперечисленных педагогических условий с целью определения их достаточности и результативности для совершенствования деятельности вуза по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности в ходе их профессиональной подготовки. Так, для апробации первого педагогического условия -развития положительной мотивации у будущих учителей к формированию лингвистической мобильности - были изучены основные документы, регламентирующие деятельность современного педагогического вуза (ФГОС ВО по направлению подготовки «Педагогическое образование», основная образовательная программа бакалавриата, рабочие программы по гуманитарным дисциплинам и др.); использованы передовые педагогические технологии (личностно-ориентированное обучение, системный, деятельностный и компетентностный подходы к процессу подготовки специалистов), предполагающие применение в процессе формирования лингвистической мобильности у студентов современных форм, методов и средств, информационных технологий и потенциала самостоятельной работы и педагогической практики; проведены со студентами 2 курса занятия по спецкурсу «Формирование лингвистической мобильности у будущих учителей впроцессе профессиональной подготовки»; осуществлены диагностики уровня развития положительной мотивации у студентов к формированию лингвистической мобильности в ходе профессиональной подготовки и др. [3], [8].

Опытно-экспериментальное исследование показало, что для развития у студентов положительной мотивации к процессу формирования у них лингвистической мобильности, активизации их участия в этом процессе необходимо решить следующие задачи:

- сформировать у них осознанное понимание роли родного и иностранных языков в развитии их личности и в их подготовке к профессиональной деятельности;

- вооружить студентов основами лингвистической культуры, умениями и навыками коммуникативной деятельности;

- осуществить работу по развитию коммуникативно значимых качеств, способностей и свойств личности каждого студента;

- создать оптимальные условия для накопления опыта использования родного и иностранных языков в процессе общения с носителями родного и иностранных языков.

Вузовская практика и личный опыт работы в университете наглядно убеждают нас в том, что оптимальная организация деятельности по развитию у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности возможна лишь при условии грамотного использования потенциала учебного процесса и внеаудиторной работы, а также материала всех учебных дисциплин. Значительное место в процессе формирования у студентов лингвистической мобильности при научно обоснованном подходе к его организации должен занять процесс обучения родному и иностранным языкам, а также внеаудиторная работа со студентами [2], [4], [7], [12], [13].

В этих целях, по нашему мнению, необходимо провести следующую организационно-методическую работу: скорректировать содержание учебного материала по родному и иностранным языкам (с точки зрения его инновационности, вариативности, профессионально-прикладной и личностной ориентированности), установить межпредметные связи, использовать на учебных занятиях активные и интерактивные методы обучения и современные образовательные технологии, подготовить диагностический материал и использовать его для изучения уровня сформированности лингвистической мобильности у студентов и т. д.

В ходе эксперимента в этих целях был использован целый ряд методов исследования. Наиболее оптимальными из них, на наш взгляд, были методика «Мотивация учебной деятельности» (адаптированный вариант Н. Ф. Масловой), «Опросник терминальных ценностей», тест смысложизненных ориентаций (СЖО), тест Лири, анкетирование, беседы, наблюдение, экспертная оценка и т.д.

Анализ научной литературы в русле проблемы исследования и многолетний опыт работы в педагогическом вузе позволили выявить, что успешность организации процесса формирования у будущих учителей лингвистической мобильности зависит и от качества педагогического сопровождения этого процесса, которое было определено нами как второе педагогическое условие.

В нашем случае под педагогическим сопровождениеммы подразумеваем изучение состояния работы профессорско-преподавательского состава вуза по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием потенциала учебного процесса и внеаудиторной работы со студентами, уровня личностного развития студентов в ходе реализации основной образовательной программы, осуществляемой субъектами педагогического процесса [10].

Одной из важных задач педагогического сопровождения процесса формирования личности будущего учителя в рамках эксперимента было создание оптимальных условий для успешной реализации каждым студентом своих возможностей и удовлетворения личных потребностей с использованием потенциала дисциплин гуманитарного цикла.

Содержание работы преподавателей кафедр, организующих в условиях эксперимента учебные занятия со студентами по циклу гуманитарных дисциплин, включало в себя создание соответствующих педагогических условий на занятиях для успешной реализации задач, связанных с формированием у будущих учителей лингвистической мобильности; определение совместно со студентами последовательности осуществления образовательной деятельности и ее максимально возможное учебно-методическое и ма-

териально-техническое обеспечение; определение критериев и показателей эффективности реализации задач по формированию у будущих учителей лингвистической мобильности; рефлексивное взаимодействие преподавателей и студентов по результатам диагностики итогов процесса формирования у будущих специалистов лингвистической мобильности; создание и культивирование атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи в процессе формирования у учащихся лингвистической мобильности; проведение индивидуальных и групповых консультаций для студентов, оказание им своевременной помощи и поддержки в ходе реализациизадач, связанных с формированием лингвистической мобильности.

Исследования ученых и наше собственное исследование [10], [11] показали, что важным фактором совершенствования деятельности педагогических вузов страны является использование потенциала информационных технологий. В условиях интенсивной информатизации современного общества переход к подготовке будущих учителей с применением информационных технологий - ключевое направление развития высшего педагогического образования, способствующее совершенствованию образовательного процесса за счет улучшения качества отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания; создания современных методических систем обучения, ориентированных на формирование умений самостоятельно приобретать знания и обрабатывать их, осуществлять учебно-исследовательскую деятельность; создания и использования электронных учебников со встроенной системой самоконтроля, компьютерных диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний; внедрения виртуального обучения на базе дистанционного образования и т.д.

Осуществление диагностики уровня сформированности у будущих учителей лингвистической мобильности - четвертого педагогического условия - вызвало необходимость формулирования критериев, показателей и комплекса диагностических методов, которые были использованы нами в ходе констатирующего и формирующегоэтапов эксперимента. Проведенное теоретическое исследование позволило определить, что сфор-мированность у будущих учителей лингвистической мобильности может проявляться на трех уровнях (низком, среднем и высоком), а уровень ее сформированности может быть определен с помощью когнитивного (показатели: владение знаниями основ науки о языке, его роли в жизни человека и общества; усвоение комплекса лингвистических понятий; наличие представления о том, как родной или иностранный язык устроен, что и как в нем изменяется, и т. п.; знание истории науки о языке и ее выдающихся представителей и др.), деятельностного (показатели: наличие умений и навыков использования языка в процессе общения с представителями своей и иноязычной культуры, свободное владение письменной и устной речью и др.), коммуникативного (показатели: готовность и способность вступать в контакты с различными людьми, расширять круг общения, использовать свои способности ясного и доступного изложения мысли в целях воздействия на собеседника и достижения поставленных задач, осуществлять профессиональную переписку и электронные коммуникации; умение публично выступать на семинарах и делать доклады на практических занятиях; стремление к контактам с иностранными партнерами) и личностного (показатели: знание сущности и содержания понятий «гуманизм» и «толерантность», осознание их ценности, руководство принципами гуманизма в ходе обучения и готовность использовать их в будущей профессиональной деятельности; способность ставить перед собой четкие цели, связанные с овладением родным и иностранными языками, и предпринимать необходимые усилия для их достижения; владение приемами ра-

боты над собой вцелях совершенствования личностных качеств и повышения уровня лингвистической мобильности; наличие потребности интенсивно работать с целью решения поставленных учебных и квазипрофессиональных задач на занятиях по родному и иностранным языкам; осознание ценности тех или иных стратегий коммуникативного поведения в определенных ситуациях) критериев [5].

По результатам диагностики, проведенной в конце экспериментальной работы, показатели, характеризующие высокий уровень сформированности лингвистической мобильности, по когнитивному критерию у студентов экспериментальной группы возросли на 24 % (у студентов контрольной группы - на 0,2 %), по деятельностному критерию у учащихся экспериментальной группы возросли на 19,8 % (в контрольной группе - на 5,2 %), по коммуникативному критерию у студентов экспериментальной группы возросли на 18,6 % (в контрольной группе уменьшились на 6,4 %), по личностному критерию у учащихся экспериментальной группы возросли на 10 % (в контрольной группе - на 2,8 %).

Резюме. Происходящие в стране социально-экономические преобразования и модернизация системы профессионального образования вызвали необходимость повышения уровня профессиональной компетентности у выпускников высшей школы. Важной задачей вуза стало приведение теории и методики преподавания родного и иностранных языков в соответствие с современным уровнем развития лингвистики и мирового сообщества. Проведенное нами опытно-экспериментальное исследование показало, что создание выявленных нами педагогических условий является достаточным и необходимым для эффективного формирования лингвистической мобильности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки в условиях современного вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белогуров А. Ю., Елканова Т. М. Общегуманитарный базис современной системы образования // Высшее образование в России. - 2007. - № 4. - С. 64-66.

2. БовтенкоМ. А. Компьютерная лингводидактика. - М. : Наука, 2005. - 216 с.

3. Воронцова Н. Б., Максимова О. Г. Формирование активной гражданской позиции у студентов вуза в условиях геополитической напряженности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. - № 1(89). - С. 71-81.

4. Кручинина Г. А. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерно-строительных специальностей в контекстном обучении. - Н. Новгород : ННГАСУ, 2008. - 202 с.

5. Максимова О. Г. Основные критерии и показатели уровня сформированном^ лингвистической мобильности у будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Современные концепции научных исследований. - № 1, ч. 9. - М., 2015. - С. 160-167.

6. Максимова О. Г. Педагогические условия формирования лингвистической мобильности у будущих учителей в условиях современного вуза // Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. - Казань, 2016. - С. 169-173.

7. Максимова О. Г. Развитие профессионально значимых качеств личности будущего учителя на основе компетентностного подхода // Педагогика современности: научный альманах. - Вып. 2. - Чебоксары, 2013. - С. 51-54.

8. Максимова О. Г. Развитие у будущих учителей положительной мотивации к формированию лингвистической мобильности в процессе профессиональной подготовки // Теория и практика общественного развития. - Краснодар, 2015. - С. 88-90.

9. Максимова О. Г., Ильин А. Е. Моделирование процесса профессионально-личностного развития будущих менеджеров сферы управления с использованием потенциала иностранных языков // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1(81). - С. 137-142.

10. Метелькова Л. А., Максимова О. Г. Формирование у будущих учителей лингвистической мобильности с использованием информационных технологий // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionalization personality. - Прага, 2015. - С. 24-30.

11. Милица С. В., Максимова О. Г. Формирование творческих способностей у курсантов вузов МВД РФ с использованием потенциала дополнительного образования. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. - 165 с.

12. Михайлова Е. Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей с использованием средств информационных и коммуникационных технологий : ав-тореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Н. Новгород, 2012. - 24 с.

13. Уфимцева О. В. Развитие языковой компетентности будущих специалистов по связям с общественностью // Научные исследования в образовании. - 2010. - № 9. - С. 42-49.

14. Чевычалова Р. В., Максимова О. Г. Разработка и реализация индивидуальной траектории укрепления здоровья и физического развития студентов вуза на основе дифференцированного подхода. - Чебоксары : Салика, 2013. - 190 с.

15. Щербакова Т. К. Современная модель профессиональной деятельности учителя // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2003. - № 4. - С. 10-12.

UDC 81'24:378.012.7

O. G. Maksimova, A. E. Ilyin

EXPERIMENTAL APPROBATION OF PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FUTURE TEACHERS' LINGUISTIC MOBILITY FORMATION

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the stages and the content of experimental work on approbation of pedagogical conditions of future teachers' linguistic mobility formation. The authors describe the mechanism of introduction the above-mentioned pedagogical conditions of effective formation of students' linguistic mobility into the pedagogical process of higher education institution and prove the need for their creation in order to improve the work of the modern University in this context. The article determines a set of methods for testing these pedagogical conditions of formation of the future teachers' linguistic mobility. The article substantiates the criteria and indicators of the level of students' linguistic mobility formation. The article also discusses the results of the experimental work.

Keywords: linguistic mobility, future teachers, testing, pedagogical conditions, formation process.

© Maksimova O. G., Ilyin A. E., 2017

Maksimova, Olga Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Ilyin, Andrey Evgenyevich - Candidate of Pedagogics, Senior Lecturer of the Department of Foreign Languages, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on November 3, 2016

Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2017. № 1(93)

REFERENCES

1. Belogurov A. Ju., Elkanova T. M. Obshhegumanitamyj bazis sovremennoj sistemy obrazovanija // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2007. - № 4. - S. 64-66.

2. Bovtenko M. A. Komp'juternaja lingvodidaktika. - M. : Nauka, 2005. - 216 s.

3. Voroncova N. B., Maksimova O. G. Formirovanie aktivnoj grazhdanskoj pozicii u studentov vuza v uslovijah geopoliticheskoj naprjazhennosti // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universi-teta im. I. Ja. Jakovleva. - 2016. - № 1(89). - S. 71-81.

4. Kruchinina G. A. Formirovanie professional'no-inojazychnoj kompetentnosti studentov inzhenerno-stroitel'nyh special'nostej v kontekstnom obuchenii. - N. Novgorod : NNGASU, 2008. - 202 s.

5. Maksimova O. G. Osnovnye kriterii i pokazateli urovnja sformirovannosti lingvisticheskoj mobil'nosti u budushhih uchitelej v processe professional'noj podgotovki // Sovremennye koncepcii nauchnyh issledovanij. - № 1, ch. 9. - M., 2015. - S. 160-167.

6. Maksimova O. G. Pedagogicheskie uslovija formirovanija lingvisticheskoj mobil'nosti u budushhih uchitelej v uslovijah sovremennogo vuza // Andreevskie chtenija: sovremennye koncepcii i tehnologii tvorcheskogo samorazvitija lichnosti. - Kazan', 2016. - S. 169-173.

7. Maksimova O. G. Razvitie professional'no znachimyh kachestv lichnosti budushhego uchitelja na osnove kompetentnostnogo podhoda // Pedagogika sovremennosti: nauchnyj al'manah. - Vyp. 2. - Cheboksary, 2013. -S. 51-54.

8. Maksimova O. G. Razvitie u budushhih uchitelej polozhitel'noj motivacii k formirovaniju lingvisticheskoj mobil'nosti v processe professional'noj podgotovki // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - Krasnodar, 2015. - S. 88-90.

9. Maksimova O. G., Il'in A. E. Modelirovanie processa professional'no-lichnostnogo razvitija budushhih menedzherov sfery upravlenija s ispol'zovaniem potenciala inostrannyh jazykov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2014. - № 1(81). - S. 137-142.

10. Metel'kova L. A., Maksimova O. G. Formirovanie u budushhih uchitelej lingvisticheskoj mobil'nosti s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij // Pedagogical, psychological and sociological issues of professionaliza-tion personality. - Praga, 2015. - S. 24-30.

11. Milica S. V., Maksimova O. G. Formirovanie tvorcheskih sposobnostej u kursantov vuzov MVD RF s ispol'zovaniem potenciala dopolnitel'nogo obrazovanija. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2014. - 165 s.

12. Mihajlova E. B. Formirovanie professional'no-inojazychnoj kompetentnosti studentov inzhenernyh spe-cial'nostej s ispol'zovaniem sredstv informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - N. Novgorod, 2012. - 24 s.

13. Ufimceva O. V. Razvitie jazykovoj kompetentnosti budushhih specialistov po svjazjam s obshhestven-nost'ju // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - 2010. - № 9. - S. 42-49.

14. Chevychalova R. V., Maksimova O. G. Razrabotka i realizacija individual'noj traektorii ukreplenija zdorov'ja i fizicheskogo razvitija studentov vuza na osnove differencirovannogo podhoda. - Cheboksary : Salika, 2013. - 190 s.

15. Shherbakova T. K. Sovremennaja model' professional'noj dejatel'nosti uchitelja // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2003. - № 4. - S. 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.