Научная статья на тему 'Сущность и содержание педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей'

Сущность и содержание педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ / SOCIAL ACTIVISM / FUTURE TEACHER / PEDAGOGICAL PROCESS / PROFESSIONAL TRAINING / PEDAGOGICAL SUPPORT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / CRITERIA AND INDICATORS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Воронцова Наталья Борисовна

Установлено, что в сложившихся в стране социально-экономических реалиях одной из задач, стоящих перед высшей педагогической школой, является формирование у будущих учителей активной гражданской позиции. Для дальнейшего совершенствования деятельности педагогического коллектива в этом направлении необходимо создать в рамках современной высшей школы комплекс педагогических условий. Одним из них является осуществление педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей. Показателем эффективности педагогического сопровождения данного процесса может быть уровень сформированности у будущих учителей активной гражданской позиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максимова Ольга Григорьевна, Воронцова Наталья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущность и содержание педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей»

УДК 378.017.4

О. Г. Максимова, Н. Б. Воронцова

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ

У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Установлено, что в сложившихся в стране социально-экономических реалиях одной из задач, стоящих перед высшей педагогической школой, является формирование у будущих учителей активной гражданской позиции. Для дальнейшего совершенствования деятельности педагогического коллектива в этом направлении необходимо создать в рамках современной высшей школы комплекс педагогических условий. Одним из них является осуществление педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей. Показателем эффективности педагогического сопровождения данного процесса может быть уровень сформированности у будущих учителей активной гражданской позиции.

Ключевые слова: активная гражданская позиция, будущий учитель, педагогический процесс, профессиональная подготовка, педагогическое сопровождение, педагогические условия, критерии и показатели.

Актуальность исследуемой проблемы. Анализ научной литературы в русле проблемы формирования активной гражданской позиции у будущих учителей и многолетний опыт работы в педагогическом вузе позволили выявить целый ряд факторов, влияющих на качество работы педагогического вуза в этом направлении. Успешность его организации, как показало наше исследование, зависит в том числе и от качества педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей. Цель данной статьи - выявить сущность и определить содержание педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей.

В педагогической науке сопровождение понимают как деятельность, обеспечивающую создание условий для принятия субъектом оптимального решения в различных ситуациях жизненного выбора [9, 267].

© Максимова О. Г., Воронцова Н. Б., 2016

Максимова Ольга Григорьевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: frau.maksimovva@yandex.ru

Воронцова Наталья Борисовна - аспирант кафедры педагогики и психологии Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: natashka0504@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2016

В рамках нашего исследования под педагогическим сопровождением мы будем понимать непрерывную и целенаправленную деятельность, обеспечивающую создание оптимальных условий для эффективного формирования у будущих учителей активной гражданской позиции.

Материал и методика исследований. В рамках проблемы исследования был проведен анализ психолого-педагогической литературы, изучены федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили подготовки: история и право, русский язык и литература, родной язык и литература), рабочие учебные программы по гуманитарным дисциплинам, опыт работы педагогических вузов РФ по формированию у будущих учителей активной гражданской позиции, Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2011-2015 гг. [3] и другие локальные акты, лежащие в основе организации учебно-воспитательного процесса в вузе, подготовлен комплекс методов диагностики уровня сформированности у будущих учителей активной гражданской позиции.

Результаты исследований и их обсуждение. Организация педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущего учителя с использованием потенциала учебного процесса и внеаудиторной работы должна, на наш взгляд, осуществляться с позиции основных положений дифференцированного (предусматривающего учет личностного и интеллектуального потенциала каждого студента), личностно-деятельностного (предполагающего, что в основе лежит совместная деятельность субъектов педагогического процесса, и предусматривающего рассмотрение студента не как объекта педагогических воздействий, а как субъекта собственного личностного развития и самосовершенствования), развивающего (вызывающего необходимость переноса акцента с оказания помощи и поддержки в ходе реализации задач по формированию активной гражданской позиции у будущего учителя на подготовку каждого студента к самостоятельному проектированию и реализации программы личностного развития и ее корректировке), а также интегрированного (предполагающего объединение усилий всех преподавателей, кураторов и наставников студенческих групп, органов студенческого самоуправления вуза, города и республики в целом на протяжении всех лет обучения будущего учителя в стенах высшей профессиональной школы) подходов.

Главной целью педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущего учителя является создание оптимальных условий для реализации следующих основных задач: вооружение будущих учителей знаниями об обществе и роли человека в его развитии, о сущности, содержании и специфике социально направленной профессиональной и общественно-педагогической деятельности учителя; развитие у студентов положительной мотивации к процессу формирования активной гражданской позиции; становление общественно-педагогической направленности личности будущего учителя, опыта социально значимого поведения, отношения к себе, общественно значимой деятельности, миру и обществу в целом; воспитание профессионально значимых качеств личности и удовлетворение потребности и самореализации студентов в общественно значимой деятельности; проведение диагностики уровня сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей.

В основу педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущего учителя, по нашему мнению, должны быть положены следующие принципы: научности, системности, диалогичности, демократичности, коллективизма, сознательности и социальной активности, сотрудничества и т. д.

Содержание деятельности вуза по организации педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущего учителя в ходе профессиональной подготовки включает в себя:

1) создание педагогических условий на занятиях по всем изучаемым дисциплинам для успешной реализации задач, связанных с формированием активной гражданской позиции у будущего учителя;

2) определение совместно со студентами последовательности осуществления познавательной и общественно значимой деятельности и ее максимально возможное учебно-методическое и материально-техническое обеспечение;

3) проектирование и реализация программы личностно-профессионального развития будущего учителя;

4) определение критериев и показателей эффективности реализации задач по формированию активной гражданской позиции у будущего учителя и проведение диагностики уровня ее сформированности у выпускников вуза;

5) проведение индивидуальных и групповых консультаций для студентов, оказание им своевременной помощи и поддержки в ходе реализации задач, связанных с формированием у них активной гражданской позиции [4].

Организация преподавателями условий для оптимального педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей в ходе изучения студентами учебных дисциплин, как показало наше исследование, включает в себя: определение их потенциала в целях оптимального использования его при формировании активной гражданской позиции у будущих педагогов; подбор форм, методов, средств для успешной реализации содержания программы личностно-профессионального развития на учебных занятиях и во внеаудиторной работе; формирование у студентов интереса к ее реализации; проведение систематической работы по диагностике и коррекции уровня сформированности активной гражданской позиции у будущего учителя в ходе профессиональной подготовки.

На начальном этапе осуществления программы личностно-профессионального развития будущего учителя необходимо каждому преподавателю совместно со студентами определить последовательность проведения познавательной и общественно значимой деятельности. В этих целях нами была разработана программа «Гражданское воспитание будущего учителя в ходе профессиональной подготовки», реализация которой предусматривала проведение работы в этом направлении на протяжении всех лет обучения студентов в высшей школе.

Результативность совместной работы преподавателей и студентов по реализации программы личностно-профессионального развития будущего учителя во многом зависит: во-первых, от активности каждого студента, наличия у него мотива к проектированию индивидуальной программы личностно-профессионального развития и ее реализации; во-вторых, от того, насколько сформированы у него умения и навыки самопознания, самооценки и потребность в личностном самосовершенствовании; в-третьих, от качества и своевременности педагогического сопровождения самого процесса профессиональной подготовки будущих учителей и др.

Важным средством педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущего учителя является проектирование и реализация программы личностно-профессионального развития будущего учителя [2], [8].

Исследования ученых показали, что при разработке данной программы необходимо учитывать федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; модель личности выпускника педвуза; личностные качества студента, наличие положительной мотивации к овладению будущей профессией и этапы личностного роста.

Определяя содержание работы по разработке программы личностно-профессионального развития каждого студента, мы исходили из того, что оно должно отражать основные задачи, стоящие перед высшей школой по обучению и воспитанию студенчества; в нем должны быть определены основные принципы и направления деятельности вуза по профессиональной подготовке будущих учителей, оптимальные формы, методы, приемы и средства ее реализации.

Основанием для разработки программы личностно-профессионального развития будущего учителя, составной частью которой является формирование у него активной гражданской позиции, в русле нашего исследования стали: требования ФГОС ВПО к выпускнику педагогического вуза [10], методические рекомендации Минобрнауки РФ по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся [8] в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования, требования к профессиональной подготовке будущих учителей, предусмотренные ФГОС ВПО и основной образовательной программой высшей школы, и др.

В структуру программы личностно-профессионального развития будущего учителя, включая и формирование у него активной гражданской позиции, входят целевой, содержательный, технологический и контролирующий компоненты.

Содержательная часть этой программы основана на выборе содержания обязательных теоретических и практических занятий, внеаудиторной деятельности, а также общественно значимой работы по заданию преподавателя соответствующей кафедры и органов студенческого самоуправления вуза. Кроме того, в ней определены методические и технологические приемы, используемые в ходе реализации программы, методы контроля, а также рекомендации по самосовершенствованию с использованием потенциала учебного процесса и внеаудиторной работы. Она определяет формы, методы и средства, которые используются в ходе реализации программы личностно-профессионального развития.

Как показала вузовская практика, программа личностно-профессионального развития будущего учителя реализуется на лекционных занятиях, во время семинарских, практических и лабораторных занятий, в ходе выполнения студентами самостоятельной работы, педагогической практики и активного участия в общественно значимой деятельности. Эффективность реализации программы личностно-профессионального развития будущего учителя, как показали исследования ученых, обусловливается следующими требованиями:

- осознанием всеми участниками этого процесса ее необходимости и значимости как одного из способов совершенствования обучения и воспитания студенческой молодежи;

- информационной поддержкой процесса разработки и реализации программы лич-ностно-профессионального развития;

- активизацией позиции каждого студента в процессе разработки и реализации программы личностно-профессионального развития;

- проведением рефлексии как основы коррекции содержания программы личностно-профессионального развития [6], [7].

Деятельность вуза по созданию этих условий включает в себя несколько направлений: организационно-целевое (постановка цели и определение задач, определение уровня обученности и воспитанности студентов); содержательное (разработка вариативных рабочих программ по дисциплинам гуманитарного, социального, экономического и профессионального циклов и их реализация на учебных занятиях, разработка концепции формирования личности будущего учителя, включая ее активную гражданскую позицию, и ее реализация); технологическое (применение педагогом различных педагогических технологий; методов и средств); процессуальное (организация учебно-воспитательного процесса с учетом необходимости и важности реализации программы личностно-профессионального развития каждого студента); результативно-диагностическое (сбор, обобщение результатов, формулирование выводов; анализ динамики состояния профессиональной подготовки и личностного развития будущих учителей, его корректировка).

Для осуществления педагогического сопровождения, на наш взгляд, необходимо также определить основные технологии, используемые в процессе формирования активной гражданской позиции у будущих учителей. В рамках нашего исследования мы считаем целесообразным использовать целый комплекс педагогических технологий: технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (личностно ориентированные технологии); технологии на основе активизации и интенсификации деятельности студентов (игровые, проблемного обучения, коммуникативного обучения и др.); технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса (технологии уровневой дифференциации индивидуализации обучения) ; технологии развивающего обучения (личностно ориентированное развивающее обучение и технология саморазвивающего обучения), предполагающие соответствующую корректировку содержания обучения и воспитания, применение всего комплекса форм, методов и средств, создающих благоприятные условия для выявления и использования личностного потенциала студента, реализации программы личностно-профессионального развития будущего учителя и др.

Показателем эффективности деятельности вуза по педагогическому сопровождению процесса формирования активной гражданской позиции является уровень сформи-рованности у будущих учителей активной гражданской позиции.

Работы ученых и наше собственное исследование показали, что в ходе диагностики исследуется состояние процесса формирования активной гражданской позиции у будущего учителя и дается его оценка, изучается уровень сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей, а также уровень готовности преподавателей вуза к проведению работы по формированию активной гражданской позиции у будущего учителя с использованием всего потенциала педагогического процесса современного вуза.

Проведенные учеными исследования и практика доказывают, что оценка качества работы по формированию активной гражданской позиции учителя лишь по отдельным показателям не дает целостного представления. Для получения полных и объективных данных необходимо получение суммарного количественного показателя уровня сформи-рованности активной гражданской позиции у будущего учителя, глубины и содержания его знаний, направленности личности, способностей и т. д. Однако, несмотря на многочисленные исследования и накопленный высшей школой опыт формирования активной гражданской позиции у будущих специалистов, до сих пор нет научно обоснованной си-

стемы диагностики его основных критериев и показателей. Как считают ученые, основными причинами такого положения дел являются: отсутствие концепции по содержанию и научному обоснованию системы диагностического обследования студента, стремление решить данную проблему с помощью потенциала только науки - педагогики, медицины, биологии, физиологии и т. д., появление в этой области новых работ ученых, расширяющих возможности обследования [7].

Изучение опыта организации диагностической работы вузов и наше собственное исследование показали, что при наличии разных подходов к оценке уровня сформиро-ванности активной гражданской позиции у выпускника вуза все обследование можно свести к изучению уровня когнитивного (вооружение соответствующими знаниями в ходе изучения учебных дисциплин и во внеаудиторной работе), деятельностного (формирование у студентов умений и навыков общественно значимой профессиональной деятельности, опыта поведения и отношения к себе, миру, обществу и др.) и личностного (формирование положительной мотивации к проявлению в общественно-педагогической деятельности активной гражданской позиции; создание условий для формирования профессионально значимых качеств личности; удовлетворение потребности в самореализации студентов в общественно значимой деятельности; проведение диагностики уровня сфор-мированности активной гражданской позиции у будущих учителей) компонентов [1], [5].

Нами установлено, что в процессе осуществления педагогического сопровождения необходимо проведение индивидуальных и групповых консультаций для студентов, оказание им своевременной помощи и поддержки в ходе реализации задач, связанных с формированием у них активной гражданской позиции. Решение этой задачи возможно при активном участии преподавателей, кураторов, наставников учебных групп, студентов старших курсов, психолога и т. д.

Резюме. В ходе исследования нами были раскрыты сущность и содержание педагогического сопровождения процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей, включающего в себя: определение потенциала учебных дисциплин в целях оптимального использования его при формировании активной гражданской позиции у будущих педагогов; подбор форм, методов, средств для успешной реализации содержания программы личностно-профессионального развития на учебных занятиях и во внеаудиторной работе; формирование у студентов интереса к ее реализации; проведение систематической работы по диагностике и коррекции уровня сформированности активной гражданской позиции у будущего учителя в ходе профессиональной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронцова Н. Б. Основные критерии и показатели уровня сформированное™ активной гражданской позиции у будущих учителей // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2014. - № 1(81). - С. 89-93.

2. Князькова Л. Н. Проектирование индивидуальной образовательной деятельности студента в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 4, т. II. - С. 156-159.

3. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2011-2015 гг. / авт.-сост. Г. Н. Григорьев, В. Г. Максимов, Е. Г. Хрисанова и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 247 с.

4. Максимова О. Г., Воронцова Н. Б. Педагогическое сопровождение процесса формирования личности будущего учителя как фактор профессиональной подготовки специалиста сферы образования // Научный потенциал. - 2014. - № 3-4(16-17). - С. 79-86.

5. Максимова О. Г., Воронцова Н. Б. Модель процесса формирования активной гражданской позиции у будущих учителей в системе воспитательной деятельности педагогического вуза // Образование и саморазвитие. - 2014. - № 2(40). - С. 133-137.

6. Максимова О. Г., Чевычалова Р. В. Проектирование индивидуальной траектории укрепления здоровья и физического развития студентов и педагогическое сопровождение ее на занятиях по физической культуре // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - № 1(73), ч. 2. - С. 103-108.

7. Маркова А. К. Психология профессионализма. - М. : Знание, 2006. - 308 с.

8. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся [Электронный ресурс] // Приложение к письму РФ от 27.06.2003 г. № 28-51-513(16). - Режим доступа : http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/pedagogu-psyhologu.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.fgosvpo.ru/.

UDC 378.017.4

O. G. Maksimova, N. B. Vorontsova

ESSENCE AND CONTENT OF PEDAGOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF FORMATION OF SOCIAL ACTIVISM AT FUTURE TEACHERS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. It is stated that in the current socio-economic situation in the country one of the challenges of higher institutions of pedagogical education is the formation of social activism at future teachers. The authors find it necessary to develop a complex of pedagogical conditions for further improvement of teaching staff activity in terms of modern higher educational institution. One of the conditions is the implementation of pedagogical support in the process of formation of social activism at future teachers. The indicators of efficiency of pedagogical support of this process may be the level of formation of social activism at future teachers.

Keywords: social activism, future teacher, pedagogical process, professional training, pedagogical support, pedagogical conditions, criteria and indicators.

© Maksimova O. G., Vorontsova N. B., 2016

Maksimova, Olga Grigoryevna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: frau.maksimovva@yandex.ru

Vorontsova, Natalya Borisovna - Post-graduate Student, Department of Pedagogics and Psychology, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: natashka0504@rambler.ru

The article was contributed on January 12, 2016

Вестник ^TnY vm. H. H. Xmeneea. 2016. № 2(90)

REFERENCES

1. Voroncova N. B. Osnovnye kriterii i pokazateli urovnja sformirovannosti aktivnoj grazhdanskoj pozicii u budushhih uchitelej // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Ja-kovleva. - 2014. - № 1(81). - S. 89-93.

2. Knjaz'kova L. N. Proektirovanie individual'noj obrazovatel'noj dejatel'nosti studenta v processe izuchenija psihologo-pedagogicheskih disciplin // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2010. - № 4, t. II. - S. 156-159.

3. Koncepcija i programma vospitanija i samovospitanija studentov Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva na 2011-2015 gg. / avt.-sost. G. N. Grigor'ev, V. G. Maksimov, E. G. Hrisanova i dr. - Cheboksary : Chuvash. gos. ped. un-t, 2011. - 247 s.

4. Maksimova O. G., Voroncova N. B. Pedagogicheskoe soprovozhdenie processa formirovanija lichnosti budushhego uchitelja kak faktor professional'noj podgotovki specialista sfery obrazovanija // Nauchnyj potencial. -2014. - № 3-4(16-17). - S. 79-86.

5. Maksimova O. G., Voroncova N. B. Model' processa formirovanija aktivnoj grazhdanskoj pozicii u bu-dushhih uchitelej v sisteme vospitatel'noj dejatel'nosti pedagogicheskogo vuza // Obrazovanie i samorazvitie. -2014. - № 2(40). - S. 133-137.

6. Maksimova O. G., Chevychalova R. V. Proektirovanie individual'noj traektorii ukreplenija zdorov'ja i fizi-cheskogo razvitija studentov i pedagogicheskoe soprovozhdenie ee na zanjatijah po fizicheskoj kul'ture // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2012. - № 1(73), ch. 2. -S. 103-108.

7. Markova A. K. Psihologija professionalizma. - M. : Znanie, 2006. - 308 s.

8. Metodicheskie rekomendacii po psihologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniju obuchajushhihsja [Jel-ektronnyj resurs] // Prilozhenie k pis'mu RF ot 27.06.2003 g. № 28-51-513(16). - Rezhim dostupa : http://www.c-psy.ru/index.php/specialists/pedagogu-psyhologu.

9. Pedagogicheskij jenciklopedicheskij slovar' / gl. red. B. M. Bim-Bad. - M. : Bol'shaja Rossijskaja jenci-klopedija, 2002. - 528 s.

10. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po naprav-leniju podgotovki 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http : //www. fgosvpo.ru/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.