ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Q
УДК 378.017.4
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ И ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
BASIC CRITERIA AND INDICATORS' OF THE LEVEL OF FORMATION OF FUTURE TEACHERS ACTIVE CIVIL POSITION
Н. Б. Воронцова
N. B. Vorontsova
ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары
Аннотация. В статье выделены и охарактеризованы основные критерии и показатели уровня сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей.
Abstract. The article reveals the main criteria and indicators of the level of formation of future teachers, active civil position.
Ключевые слова: сформированность, активная гражданская позиция, личность, будущий учитель.
Keywords: formation, active civil position, personality, future teacher.
Актуальность исследуемой проблемы. Современная социально-экономическая ситуация в нашем государстве характеризуется усилением роли личности с активной гражданской позицией, что является одним из условий устойчивого развития демократического государства и определяет заказ системе образования. В связи с этим современная концепция модернизации профессионального образования определяет в качестве одной из важнейших задач формирование у студенческой молодежи активной гражданской позиции.
Материал и методика исследований. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы по представленной проблеме, изучен федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [9], опыт воспитательной работы вузов [8], [5].
Результаты исследований и их обсуждение. Анализ состояния проблемы формирования активной гражданской позиции показал, что в последнее десятилетие вышел целый ряд нормативных документов, определивших основные ориентиры в деятельности вуза по воспитанию личности будущего специалиста. Так, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» постановляет, что одной из задач высшего учебного заведения является формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира [10]. Реализация этой задачи потребовала от педагогов проведения значительного количества исследований по данной проблеме, определения педагогических условий повышения уровня готовности будущих специалистов (в т. ч. и будущих учителей) к успешной адаптации в современных социально-экономических условиях, понимания важности активной позиции в гражданском обществе [3], [6], [7].
Совершенствование работы по формированию активной гражданской позиции у будущих учителей в системе воспитательной деятельности университета вызвало необходимость изучения ее состояния в современном педагогическом вузе, для чего были проведены исследования по определению основных критериев и показателей сформиро-ванности активной гражданской позиции у будущих учителей.
Анализ различных точек зрения ученых (А. С. Гаязова [1], [2], А. М. Князева [4], Г. Н. Филонова [11] и др.), раскрывающих сущность и содержание понятия «активная гражданская позиция», позволил нам определить, что в рамках нашего исследования под «активной гражданской позицией будущего учителя» мы будем понимать характеристику личности, определяющую объем и глубину соответствующих знаний, ее готовность к участию в общественно значимой деятельности, совокупность гражданских, правовых и нравственных качеств, опыт социально значимого поведения человека и его отношение к себе, деятельности, миру и жизни общества в целом. Опираясь на исследования вышеназванных ученых и опыт вузов России, мы выделили три основных критерия сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей: когнитивный (знания), деятельностный (умения, навыки), личностный (качества личности).
Каждый из вышеперечисленных критериев характеризуется набором определенных показателей. Так, когнитивный критерий может быть определен, на наш взгляд, показателями, характеризующими овладение будущими учителями знаниями:
- об обществе и роли человека в его развитии;
- о нормах, правах и обязанностях, определяющих жизнедеятельность человека;
- о социально направленной профессиональной деятельности учителя;
- о понимании своего места, своих функций как педагога в воспитании подрастающего поколения на современном этапе развития общества;
- о сущности, содержании и специфике общественно значимой деятельности педагога и др.
Деятельностный критерий содержит следующие показатели:
- наличие опыта взаимодействия с другими людьми при выполнении общественно значимой деятельности;
- умение обсуждать, анализировать и интерпретировать общественно-политические события и явления;
- проявление активности в общественной жизни педагогического университета, города, республики;
- выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом и народом;
- соблюдение и уважение законов, норм и правил поведения в обществе;
- участие в социально значимых делах, проявляющееся в общении с другими, в совместных с ними действиях.
Личностный критерий может быть охарактеризован такими показателями, как:
- социально значимые и нравственные ориентиры, питающие чувство причастности к судьбе своего народа;
- ориентация на соблюдение общепринятых норм и нравственных ценностей;
- установка на активное участие в общественной жизни вуза, города, республики;
- отношение человека к законам, обществу, окружающим людям, труду и самому
себе;
- мотивы, установки, ценностные ориентации, лежащие в основе общественно значимой деятельности;
- патриотическая преданность в служении Родине и защите интересов Отечества. На основании данных критериев и показателей были охарактеризованы три уровня
(низкий, средний, высокий) сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей (табл. 1).
Таблица 1
Уровни сформированности активной гражданской позиции у будущих учителей
Уровни Критерии
когнитивный деятельно стный личностный
Низкий - имеет представления о современном этапе развития общества и роли человека в ускорении этого процесса; - недостаточно владеет политико-правовыми и морально-этическими нормами и правилами, определяющими жизнедеятельность человека в обществе; - имеет лишь общие представления о социально направленной деятельности современного учителя; - не владеет научными знаниями о сущности содержания и специфики общественно значимой деятельности педагога и др. - имеет незначительный опыт взаимодействия с другими людьми при выполнении общественно значимой деятельности; - слабо подготовлен к обсуждению, анализу и интерпретации политических событий и явлений; - слабо проявляет активность в общественной жизни вуза, города, республики; - не готов к систематическому и осознанному выполнению гражданских обязанностей; - в основном проявляет уважение к закону, нормам и правилам, принятым в обществе; - не участвует в социально значимых делах, в совместных действиях - слабо проявляются мотивы, установки и ценностные ориентации, лежащие в основе общественно значимой деятельности; - не сформирована установка на участие в общественной жизни вуза, города, республики; - слабо выражена ориентация на общепринятые нормы и нравственные ценности; - социально значимые и нравственные ориентиры, питающие чувства причастности к судьбе своего народа и необходимости разумного использования своих гражданских прав, проявляются в исключительных случаях; - не всегда проявляется позитивное отношение личности к обществу, окружающим людям, труду и самому себе
Уровни
Критерии
когнитивныи
деятельно стный
личностный
Средний - имеет общее представление о современном этапе развития общества и роли человека в ускорении этого процесса;
- владеет некоторыми политико-правовыми и морально-этическими нормами и правилами, определяющими жизнедеятельность человека в обществе;
- имеет представления о социально направленной деятельности современного учителя;
- владеет научными знаниями о сущности содержания и специфики общественно значимой деятельности педагога и др.
- имеет некоторый опыт взаимодействия с другими людьми при выполнении общественно значимой деятельности, но не всегда проявляет его;
- подготовлен к обсуждению, анализу и интерпретации политических событий и явлений;
- в большинстве случаев проявляет активность в общественной жизни вуза, города, республики;
- не всегда готов к систематическому и осознанному выполнению гражданских обязанностей;
- в большинстве своем проявляет уважение к законам, нормам и правилам, принятым в обществе;
- участвует в социально значимых делах, в совместных действиях только в конкретных случаях
- мотивы, установки и ценностные ориентации, лежащие в основе общественно значимой деятельности, проявляются только в определенных ситуациях;
- слабо сформирована позитивная установка на участие в общественной жизни вуза, города, республики;
- ориентирован на соблюдение общепринятых норм и нравственных ценностей в большинстве случаев;
- имеет социально значимые и нравственные ориентиры, питающие чувства причастности к судьбе своего народа и необходимости разумного использования своих гражданских прав, но не всегда проявляет их;
- иногда проявляется позитивное отношение личности к обществу, окружающим людям, труду и самому себе
Высокий - имеет глубокие знания о современном этапе развития общества и роли человека в ускорении этого процесса;
- владеет политико-правовыми и морально-этическими нормами и правилами, определяющими жизнедеятельность человека в обществе;
- имеет разносторонние знания о социально направленной деятельности современного учителя;
- владеет достаточными научными знаниями о сущности содержания и специфики общественно значимой деятельности педагога и др.
- имеет достаточный опыт взаимодействия с другими людьми при выполнении общественно значимой деятельности;
- проявляет инициативу в обсуждении, анализе и интерпретации политических событий и явлений;
- принимает активное участие в общественной жизни вуза, города, республики;
- готов к систематическому и осознанному выполнению гражданских обязанностей;
- соблюдает и уважает законы, нормы и правила, принятые в обществе;
- участвует в социально значимых делах, в совместных действиях
- имеет устойчивую систему мотивов, установок и ценностных ориентаций, лежащих в основе общественно значимой деятельности;
- сформирована позитивная установка на участие в общественной жизни вуза, города, республики;
- характерна приверженность к соблюдению общепринятых норм и нравственных ценностей;
- умело использует социально значимые и нравственные ориентиры, питающие чувства причастности к судьбе своего народа и необходимости разумного использования своих гражданских прав;
- присутствует позитивное отношение личности к обществу, окружающим людям, труду и самому себе
Резюме. В ходе теоретического исследования нами были определены основные критерии (когнитивный, деятельностный, личностный) и показатели уровня сформиро-ванности активной гражданской позиции у будущих учителей и дана характеристика каждому из трех уровней (высокому, среднему и низкому) по названным выше критериям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гаязов, А. С. Формирование гражданина: теория, практика, проблемы / А. С. Гаязов. - Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т, 1995. - 237 с.
2. Гаязов, А. С. Образование как пространство формирования личности гражданина / А. С. Гаязов. -М. : Владос, 2006. - 284 с.
3. Дулина, Г. С. Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества / Г. С. Дулина, А. Н. Захарова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2013. - № 1 (77). Ч. 2. - С. 63-67.
4. Князев, А. М. Воспитание человека и гражданина как философско-педагогическая проблема / А. М. Князев. - М. : Изд-во РАГС, 2007. - 184 с.
5. Концепция и программа воспитания и самовоспитания студентов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева на 2011-2015 гг. / авт.-сост. Г. Н. Григорьев, В. Г. Максимов, Е. Г. Хрисанова и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2011. - 247 с.
6. Майкова, Л. В. Формирование социальной активности у будущих учителей / Л. В. Майкова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2011. - № 2 (70). Ч. 2. - С. 159-163.
7. Максимова, О. Г. Формирование у студентов педвуза профессионально значимых качеств личности учителя в условиях модернизации образования / О. Г. Максимова // Проблемы подготовки будущих специалистов в условиях модернизации образования : сб. науч. тр. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т ; ЧИЭМ СПбГПУ, 2013. - С. 3-6.
8. Сборник нормативно-правовых материалов ЧГПУ им. И. Я. Яковлева : в 3 ч. Ч. 3 : Воспитательная деятельность и социальная работа / сост. Б. Г. Миронов, М. Б. Кожанова и др. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2012. - 181 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.fgosvpo.ru/.
10. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
11. Филонов, Г. Н. Гражданское воспитание: реальность и тенденции развития / Г. Н. Филонов // Педагогика. - 2002. - № 10. - С. 24-29.