Научная статья на тему 'Профессиональная позиция учителя залог успешности в педагогической деятельности'

Профессиональная позиция учителя залог успешности в педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2447
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / POSITION / PROFESSIONAL POSITION / SOCIAL POSITION / SUBJECTIVE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева Марина Анатольевна

XXI век век новейших технологий, и, безусловно, современный учитель должен соответствовать этому новому времени. Данная статья раскрывает понятие «позиция» с точки зрения профессиональной деятельности. Автор рассматривает разные точки зрения по этому вопросу. В статье рассмотрено понятие профессиональной подготовки. Дается классификация позиций личности: профессиональной, субъектной и социальной. В результате автор приходит к заключению, что профессиональная позиция учителя определяет не только успешность учителя, но и его учеников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL POSITION OF TEACHER SOURCE OF SUCCESS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

The 21st century is the century of the newest technologies, and, certainly, a modern teacher should correspond to this new time. The article gives the definition of position with the point of view of professional activity. The author gives different points of view of different scientists in this question. Also in this article the term of professional preparation is given. The classification of positions of a person: professional, subject and social is depicted. In the conclusion the author confirms that the professional position of a teacher defines not only the success of the teacher, but also the success of his pupils.

Текст научной работы на тему «Профессиональная позиция учителя залог успешности в педагогической деятельности»

УДК 37.0

Дементьева Марина Анатольевна

преподаватель Астраханского социально-педагогического колледжа тел.: (8512) 36-71-24

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ - ЗАЛОГ УСПЕШНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Dementieva Marina Anatolyevna

lecturer of Astrakhan Social and Pedagogical College tel.: (8512) 36-71-24

PROFESSIONAL POSITION OF TEACHER - SOURCE OF SUCCESS IN PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация:

XXI век - век новейших технологий, и, безусловно, современный учитель должен соответствовать этому новому времени. Данная статья раскрывает понятие «позиция» с точки зрения профессиональной деятельности. Автор рассматривает разные точки зрения по этому вопросу. В статье рассмотрено понятие профессиональной подготовки. Дается классификация позиций личности: профессиональной, субъектной и социальной. В результате автор приходит к заключению, что профессиональная позиция учителя определяет не только успешность учителя, но и его учеников.

Ключевые слова:

позиция, профессиональная позиция, социальная позиция, субъектная позиция.

The summary:

The 21st century is the century of the newest technologies, and, certainly, a modern teacher should correspond to this new time. The article gives the definition of position with the point of view of professional activity. The author gives different points of view of different scientists in this question. Also in this article the term of “professional preparation” is given. The classification of positions of a person: professional, subject and social is depicted. In the conclusion the author confirms that the professional position of a teacher defines not only the success of the teacher, but also the success of his pupils.

Keywords:

position, professional position, social position, subjective position.

Масштабные изменения в социальной, экономической и культурной жизни общества повлекли за собой трансформацию представлений о целях, функциях и результатах системы образования. Активные инновационные процессы поставили педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшихся теоретических и практических систем обучения учащихся, пересмотра традиционных подходов в подготовке к учебно-воспитательной деятельности. Возникла объективная потребность в компетентных кадрах - педагогах-профессионалах, способных творчески организовать образовательный процесс, умеющих быстро ориентироваться в информационном поле, постоянно самосовершенствоваться.

Развитие образования делает все более актуальным решение проблемы оценки профессионализма педагога, уровня его профессиональной компетентности, перспектив роста, возможностей профессиональной реабилитации [1, с. 110], то есть сформированности его профессиональной позиции.

Профессиональная позиция выступает в качестве важнейшей категории, отражающей суть процесса профессионализации учителя, позволяя учителю не приспосабливаться к меняющимся условиям окружающей действительности, а изменять эти условия, влиять на ситуацию с целью реализации своих личностных, профессиональных качеств, творческого потенциала.

Модернизация современного образования требует особого внимания к процессу профессиональной подготовки педагогических кадров. Основной задачей профессионального образования является овладение способами творческой деятельности, методологией проектирования и целеполагания. Среди понятий, определяющих целостность овладения специальностью и охватывающих весь профессиональный путь личности, наиболее популярной и часто употребляемой, на наш взгляд, следует признать дефиницию «профессиональная позиция».

Впервые термин «позиция» введен в профессиональную терминологию австрийским врачом, психологом А. Адлером [2].

«Позиция» (от лат. positio) - в широком смысле - устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. В более узком - определенная точка зрения по вопросу, оценка явления, события, действия и поведение, обусловленное этим отношением, оценкой [3, с. 35].

В исследованиях отечественных психологов, педагогов и социологов, посвященных проблемам личности, выделяется понятие «позиция личности» (Б.Г. Ананьев, Б.П. Битинас, Л.И. Божович, Е.В. Бонда-ревская, Л.П. Буева, Н.В. Бурдакова, Н.А. Дивитовская, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, Т.Н. Маль-ковская, В.Н. Маркин, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, В.А. Сластенин и др.). Выделяются два подхода в понимании сущности позиции личности: социологический - «позиция» воспринимается как условие для проявления личности (К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон); психологический - «позиция» воспринимается как устойчивый структурный компонент личности (Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев).

Мы согласны с утверждением А.М. Трещева о том, что «отношение» тесно связано с понятием «позиция». Исследователь считает, что «интегральная характеристика личности, определяющая в первую оче-

редь устойчивую систему ценностных отношений к своей жизнедеятельности, саморазвитию и проявляющуюся в поведении и деятельности, а также в положительной установке на эту деятельность, называется позицией личности» [4]. Вместе с тем это определенно сложившееся образование, которое имеет свою относительную фиксированную структуру, что не исключает ее изменчивости, возможности развития.

Социальная позиция в социологии - структурный элемент социальной организации общества, регулирующий социальные связи между субъектами общественных отношений. Социальные связи между субъектами общественных отношений представляют собой точки пересечения в структуре социальных отношений. Эти точки пересечения в поле общественных отношений и есть социальные позиции [5].

В общей психологии принято трактовать категорию «позиция» в контексте «жизненная позиция» [6, с. 8]. Под ней понимают систему взглядов человека на жизнь и свое место в ней; совокупность основных ценностей личности, определяющих жизненные ориентиры (Э.В. Струков, В.Т. Ефимов, С.М. Косолапов и др.).

В нашем исследовании позиция личности определяется как устойчивая система отношений личности к себе, к окружающему миру, к различным видам деятельности, проявляющуюся и реализующуюся в сознательной деятельности. Система имеет иерархическую систему, основанную на его субъектном опыте и связанную с внутренней активностью личности.

Понимание «позиции» через отношения личности усиливает ее субъектный характер, так как отношения личности раскрывают не только объективную связь личности с ее окружением, а, прежде всего, ее субъективную позицию в этом окружении, что и составляет ядро личности.

Субъектность - наиболее важная характеристика современного специалиста, так как только позиция субъекта, активно участвующего в своем образовании и несущего ответственность за это образование, может обеспечить надежность профессионального роста и становления специалиста.

Субъектная позиция отражает авторство, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию [7]. Субъектной, по нашему мнению, можно назвать не любую позицию, так как она может быть и пассивной, и конформной, и т.д., а только такую, которую характеризуют активность, сознательность, творческость, самостоятельность; ценностно-смысловое, эмоциональное, избирательное отношение к миру, людям, самому себе. Субъектный подход является пара-дигмальным для акмеологии (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Асеев, А.В. Брушлинский, А.С. Огнев и др.). В его основе лежит идея С.Л. Рубинштейна о субъекте как центре организации бытия и субъектности, проявляясь через потребность и способность совершенствования человека.

Таким образом, субъектная позиция отражает эмоционально-чувственное отношение личности к интересующей ее сфере, ориентацию на ценности и образцы поведения, индивидуальность, самостоятельность, субъективность личности, ее активно-преобразовательную стратегию.

Профессиональная позиция содержит точку зрения, отношение к назначению своей профессии и действия, поведение, обусловленное ими; представляет собой систему интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, профессиональной действительности и деятельности [8].

Мы считаем, что категорию профессиональной позиции следует рассматривать в двух плоскостях между уже существующими (интрекционистскими) теориями и разрабатываемой теорией субъектности. Это фактор соединения представлений о личности как носителе профессиональной роли и о субъекте профессиональной деятельности.

В самом общем виде профессиональная позиция может быть представлена как одновременное единство профессионального сознания, профессиональной деятельности и профессиональных отношений.

Исследовав и обобщив представления ученых о природе, сущности и структуре профессиональной позиции, заключаем, что профессиональная позиция учителя - это интегративная характеристика, выражающая личностью значимую систему теоретических и методологических знаний, ценностных ориентаций, определяющая рефлексивно-личностные способы педагогической деятельности, ее творческое развитие; включающая когнитивный, аффективный, поведенческий и творческий компоненты, характеризующиеся четырьмя основными уровнями развития (объектным, объект-субъектным, субъект-объектным, субъектным).

Профессиональная позиция представляет собой сложное полиструктурное образование, имеющее свою относительно фиксированную структуру. Четко сформированная профессиональная позиция должна олицетворять собой одновременную стабильность по направленности и гибкость. Профессиональная позиция оказывается проявлением в самосознании личности достигнутого ей уровня идентичности с профессиональной группой. Именно профессиональной позицией и задаются необходимые для профессиональной деятельности учителя психологические установки. В их ряду - и установки на систему профессиональных отношений, обусловленные мерой идентичности, соответствия его профессиональных представлений тем представлениям, которые аккумулированы в профессиональном сознании группы.

Профессиональная позиция учителя определяет готовность действовать в соответствии с этими представлениями, она - фундамент системы профессиональных регуляторов поведения.

Уровень профессионализма, необходимый на современном рынке труда, требует от специалиста такой подготовки, в которой учитель обязательно является субъектом учебного процесса, четко осознающим задачи, цели и т.д. своего труда, заинтересованным в предоставлении качественного образования, осознанно выбравшим данную профессию, стремящимся достичь вершин профессионализма, готовым и способным заниматься самосовершенствованием. Достижению этого, на наш взгляд, будет способствовать профессиональная позиция учителя, как детерминанта профессионального становления специалиста, ориентирующая личность на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию.

Позиция личности важна как в структуре личности, так и в структуре деятельности. Позиция как система отношений личности является побудителем поведения, детерминантом ее активности. Если спо-

собности - это то, что человек может, то позиция - это то, чего человек хочет добиться, и если это направлено на профессиональную деятельность, то становится необходимым условием профессиональной субъектности личности.

В современной психологии и педагогике изучение становления профессиональной позиции в учебно-воспитательном процессе имеет особое значение в связи с наметившейся тенденцией экономического и общественного развития. Государству требуются высоко образованные учителя, способные самостоятельно принимать решения, прогнозировать возможные последствия поставленных установок, готовые к продуктивному сотрудничеству и взаимопомощи с разными государственными и социальными структурами, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие чувством ответственности за судьбу страны и подрастающего поколения, способные к наиболее эффективной передаче системы знаний, умений и навыков.

Из вышесказанного нам можно определить научное понимание этого термина «профессиональная позиция учителя». Профессиональная позиция учителя - это система осознанных отношений человека-профессионала. Она характеризуется гуманными, диалоговыми и творческими компонентами [9, с. 55]. Исходя их этого, мы представляем профессиональную позицию учителя как фундамент для становления профессиональной позиции личности в профессиональной среде. Профессиональная позиция учителя -постепенное овладение основными профессиональными компонентами - индивидуально-личностными, профессиональными и социальными. Это интегральная характеристика личности, выражающая значимую систему теоретико-методологических знаний, ценностных отношений, определяющих рефлексивноличностные способы педагогической профессиональной деятельности и ее творческое развитие. Она также характеризуется его отношением к профессиональной деятельности, к качеству ее выполнения, к своим коллегам, к самому себе как специалисту. Являясь частью, сегментом жизненной позиции личности, определяет статус учителя и регулирует его социальное самочувствие. При таком подходе, мы полагаем, учитель должен понимать и осознавать свою причастность к образовательному процессу и образованию в целом, выступать заинтересованным лицом в данном процессе, стремиться к повышению своей квалификации и качества предоставляемых в профессиональной деятельности услуг.

Несомненно, при становлении профессиональной позиции учителя важными являются практические способы мотивации учебно-познавательной деятельности через совокупность специфических и неспецифических стимулов.

Понятие «профессиональная позиция учителя», на наш взгляд, отражает способ самореализации, самоутверждения и саморазвития человека и имеет следующие проявления в профессиональной деятельности: фиксация профессионально-значимых способов деятельности, выработанных на этой основе собственной системы действий; выработка личностных норм педагогической деятельности; способность авторского проектирования личностно-значимого способа осуществления жизненных и профессиональных стратегий на основе расширения рамок нормативной деятельности.

Становление профессиональной позиции учителя - перманентный процесс, осуществляемый в процессе профессиональной педагогической деятельности.

Ссылки:

1. Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. 2004. № 2.

2. Adler A. Under den nervösen Charakter. Wiesbaden, 1912.

3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1999.

4. Трещев А.М. Становление профессиональносубъектной позиции будущего учителя: дисс. ... докт. педагог. наук. Калуга, 2001.

5. Социологический словарь / сост. А.Н. Елеуков, К.В. Шульга. Минск, 1991.

6. Маркин В. Н. Жизненная позиция личности: Идеологический и социологический аспекты. М., 1989.

7. Лебедев А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколле-джа: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2001.

8. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. М., 1981.

9. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; под общ. ред. В.А. Сластенина и И.А. Колосниковой. М., 2005.

References (transliterated):

1. Sorokina T.M. Razvitie professional'noy kompetentsii budushchego uchitelya sredstvami integrirovannogo uchebnogo soderzhaniya // Nachal'naya shkola. 2004. No. 2.

2. Adler A. Under den nervosen Charakter. Wiesbaden, 1912.

3. Rubinshteyn S.L. Problemy obshchey psikhologii. M., 1999.

4. Treshchev A.M. Stanovlenie professional'no-sub"ektnoy pozitsii budushchego uchitelya: diss. ... dokt. pedagog. nauk. Kaluga, 2001.

5. Sotsiologicheskiy slovar' / comp. by A.N. Eleukov, K.V. Shul'ga. Minsk, 1991.

6. Markin V. N. Zhiznennaya pozitsiya lichnosti: Ideolog-icheskiy i sotsiologicheskiy aspekty. M., 1989.

7. Lebedev A.S. Formirovanie sub"ektnoy pozitsii v tvorcheskoy deyatel'nosti u studentov pedkolledzha: avtoref. diss. ... kand. ped. nauk. M., 2001.

8. Psikhologicheskiy slovar' / ed. by V.V. Davydov, A.V. Zaporozhets, B.F. Lomov, et al. M., 1981.

9. Vospitatel'naya deyatel'nost' pedagoga: textbook for students of high schools / I.A. Kolesnikova, N.M. Borytko, S.D. Polyakov, N.L. Selivanova; under general ed. of V.A. Slastenin and I.A. Kolosnikova. M., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.