УДК 373.31
Дементьева Марина Анатольевна Dementyeva Marina Anatolyevna
преподаватель Астраханского социальнопедагогического колледжа [email protected]
СТАНОВЛЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Lecturer of the Astrakhan College for Social and Education Studies marina-dement@yandex. ru
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL INTEGRITY OF A FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHER IN THE PROCESS OF TEACHING PRACTICE
Аннотация:
В статье дана характеристика профессиональной компетентности как неотъемлемой компоненты профессиональной позиции будущего учителя начальных классов. Автор раскрывает ее поэтапное становление посредством правильно и целенаправленно организованной педагогической практики. Дана характеристика эта-пов и краткая методология руководства и проведения учебно-профессиональной деятельности студента, цели и задачи; представлена система организационно-педагогических условий, необходимых для становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики.
Ключевые слова:
педагогическая практика, компоненты профессиональной позиции, этапы педагогической практики, условия становления профессиональной позиции в ходе практики.
The summary:
The article considers the professional integrity as the most important part of professional competence of future primary school teachers. The author depicts its gradual developing on the basis of well-organized teaching practice, characterizes its phases, and presents the brief methodology for leading and carrying the students' practice as school teachers, its tasks and objectives. Also, the organizational and educational conditions essential for a future primary school teacher in the process of teaching practice are observed.
Keywords:
teaching practice, components of professional competence, phases of teacher training practice, conditions for developing the professional integrity in the process of teaching practice.
Обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов согласно ФГОС СПО является педагогическая практика, которая реализуется в соответствии с компетентност-ным подходом к профессиональному образованию и идеей непрерывности образования. Педагогическая практика представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практикоориентированную подготовку обучающихся (ФГОС СПО). В качестве характеристик компетентного специалиста определяем его профессионализм, инициативность, созидательность, способность к адаптации, динамизм и обращаем внимание на профессиональные компетенции, которые детализируют характеристику профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов: умение активно использовать полученные знания в практической профессиональной деятельности, умение делать выводы на основе анализа соответствующих успехов и неудач, владение педагогическим мастерством, творчество, умение оперативно реагировать и принимать решения в изменяющихся профессиональных ситуациях. В этом контексте значимость педагогической практики выступает как центрообразующее пространство изменяющейся профессиональной деятельности.
Изучив методологию, мы считаем, что система непрерывного образования определяется как совокупность путей, средств и способов развития личности, деятельности и сознания педагога в сети государственных, общественных, других учебных заведений и в процессе самообразования. И, следовательно, необходимо вести речь о выборе и реализации будущим учителем начальных классов индивидуальной образовательной траектории. Тогда педагогическая практика будет являться важной компонентой процесса профессиональной подготовки специалиста, позволяющей будущему учителю начальных классов скорректировать свою профессиональную и жизненную позицию [1]. Мы полагаем, что профессиональная гибкость, инициативность, восприимчивость к новому, способность к самоопределению - это не индивидуальные особенности, существующие до профессиональной деятельности, а ряд умений, подлежащих формированию в процессе профессиональной подготовки. Закономерным выводом из приведенных рас-
суждений является определение педагогической практики как одного из основополагающих элементов профессиональной подготовки, способствующих становлению профессиональной позиции будущего учителя начальных классов.
Педагогическую практику нельзя в полной мере считать профессиональной деятельностью, она - учебно-профессиональная, так как сочетает в себе элементы обучения и практической подготовки.
В ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на большой интерес педагогов к данному вопросу, в настоящее время в ходе педагогической практики недостаточно осуществляется работа по становлению профессионально-педагогического мышления, профессионально-педагогической направленности, ценностного отношения к профессии учителя, творческого саморазвития студента, определяющих основу профессиональной позиции будущего учителя начальных классов.
Двусторонний характер процесса становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики определяет наличие сформированно-сти следующих компонентов: когнитивного, аффективного, поведенческого и творческого.
Сформированность когнитивного компонента профессиональной позиции будущего учителя начальных классов определяется следующими закономерностями:
1. Происходит процесс коррелирования теоретических знаний с практикой.
2. Обогащаются и углубляются знания будущего учителя начальных классов о современной школе, особенностях протекания учебно-воспитательного процесса на современном этапе развития системы образования.
3. Организуется опытно-экспериментальная и исследовательская работа будущего учителя начальных классов в сфере образования.
Формирование аффективного компонента происходит с учетом следующих оснований:
1. Возникновение потребности в непрерывном профессиональном образовании, происходит развитие у будущего учителя начальных классов устойчивой мотивации к профессиональной деятельности.
2. Формирование ценностных ориентаций будущего учителя начальных классов, осознание высшей ценностью педагогической деятельности - ученика.
3. Создание у будущего учителя начальных классов отношения к себе как субъекту собственной жизнедеятельности.
4. Развитие толерантности у будущего учителя начальных классов к окружающей действительности.
Поведенческий компонент формируется при поэтапном соблюдении следующих составляющих:
1. Совершенствование навыков выполнения основных видов профессиональной деятельности будущим учителем начальных классов по диагностике, целеполаганию, планированию, организации, осуществлению, оцениванию учебно-воспитательного процесса.
2. Формирование приемов адекватного самоанализа и самооценки будущего учителя начальных классов в процессе выполнения им основных функций, в том числе формирование умений прогнозировать результаты своей работы, намечать возможные пути преодоления ошибок.
3. Совершенствование организаторских и коммуникативных способностей будущего учителя начальных классов, дальнейшее формирование профессиональных навыков.
Сформированность творческого компонента профессиональной позиции будущего учителя начальных классов обусловлена следующими закономерностями:
1. Выработка у будущего учителя начальных классов навыков творческого, исследовательского подхода к профессиональной деятельности, к анализу результатов труда.
2. Развитие стремления к познанию нового или усовершенствованию уже существующего.
3. Развитие самостоятельности мышления будущего учителя начальных классов, творческого восприятия педагогической деятельности.
Решение поставленных задач и достижение результата в ходе реализации поставленной цели может быть достигнуто при условии изменения содержания и структуры педагогической практики. Организация и проведение педагогической практики, нацеленной на создание условий для становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов, может осуществляться в три этапа.
Подготовительный этап осуществляется в ходе теоретической подготовки студентов на лекциях, практических занятиях и т.д.
Формирующий этап реализуется непосредственно в ходе практики и включает в себя три периода:
1. Стадия адаптации будущего учителя начальных классов к новым условиям профессиональной деятельности.
2. Стадия активизации профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов.
3. Стадия творческой интерпретации собственного опыта.
Рефлексивно-оценочный этап происходит как в ходе практики, так и после ее завершения.
Организация педагогической практики осуществляется в циклической последовательности всех этапов учебно-профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов по усложняющейся траектории.
На наш взгляд, для эффективности становления профессиональной позиции необходимо переводить будущего учителя начальных классов в активного субъекта деятельности уже на подготовительном этапе педагогической практики. Это отличается от общепринятого в педагогической литературе мнения о том, что подготовительный этап педагогической практики можно рассматривать лишь как синоним понятия «адаптационный период», или «неделя пассивной практики». Мы же определяем подготовительный этап педагогической практики как период адекватного овладения теоретико-практическими знаниями профессиональной деятельности в процессе учебной и внеурочной работы. Особое внимание на данном этапе следует уделить организации учебного процесса по педагогическим дисциплинам [2].
Становление профессиональной позиции будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики в значительной мере соотносится с тем, каким образом осуществляется руководство студентами со стороны педагогов. В ходе исследования мы пришли к выводу, что становление профессиональной позиции будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики невозможно, если со стороны педагогов осуществляется руководство в традиционном его понимании. Основная функция руководителей педагогической практикой, на наш взгляд, заключается в психолого-педагогическом сопровождении будущего учителя начальных классов. Понятие «психологическое сопровождение» мы заимствуем из работ
Э.Ф. Зеера [3] и конкретизируем его с позиции педагогики. Под психолого-педагогическим сопровождением будущего учителя начальных классов мы понимаем целостный и непрерывный процесс изучения и анализа деятельности будущего учителя начальных классов, становление и корректировку его отдельных качеств, оказание будущему учителю начальных классов профессиональной помощи на всех этапах педагогической практики. Отличительной особенностью психолого-педагогического сопровождения будущего учителя начальных классов от традиционного руководства является создание условий для толерантного профессионального общения на уровне «субъект - субъектного» взаимодействия путем:
1) перевода цели и задач предстоящей деятельности в цели и задачи будущего учителя начальных классов как субъекта профессиональной деятельности;
2) предъявления педагогами колледжа и базовых образовательных учреждений практики единых требований к будущим учителям начальных классов с учетом их личностных особенностей и объективных обстоятельств;
3) осуществления поэтапного анализа хода и результатов деятельности будущего учителя начальных классов всеми организаторами педагогической практики;
4) определения единых критериев оценивания результатов практики (создания банка диагностических методик, позволяющих определить качественные изменения, происходящие в ходе практики);
5) интеграции деятельности всех участников практики по осуществлению психологопедагогического сопровождения будущего учителя начальных классов в ходе профессионального становления.
Создание единого образовательного пространства учебно-профессиональной деятельности студента определяет становление профессиональной позиции будущего учителя начальных классов на формирующем этапе педагогической практики.
Формирующий этап определен тремя стадиями: стадией адаптации будущего учителя начальных классов к новым условиям профессиональной деятельности, стадией активизации профессиональной деятельности, стадией творческой интерпретации собственного опыта.
В глоссарии адаптация определена как приспособление человека к новым для него условиям труда, процесс интеграции человека в общество [4]. Адаптация к профессиональной деятельности рассматривается нами через систему мер, способствующих профессиональному становлению будущего учителя начальных классов, формированию у него соответствующих социальных и профессиональных качеств; установок на активный творческий труд, достижение высокого уровня профессионализма. Начало адаптационной стадии предваряет установочная конференция по педагогической практике, от содержания и формы проведения которой в зна-
чительной мере зависит эффективность вхождения будущего учителя начальных классов в профессиональную деятельность.
Стадия адаптации будущего учителя начальных классов к новым условиям профессиональной деятельности понимается нами как период активного усвоения системы ролей и способов деятельности в новых условиях. Основная проблема, решаемая нами в процессе адаптации, - это сближение цели и ценностных ориентаций школы и будущего учителя начальных классов, усвоение норм поведения, сложившихся традиций, нахождение своего места и роли в изменяющейся среде. На этой стадии будущий учитель начальных классов привыкает к ритму педагогического процесса и к детям, начинает ориентироваться в системе внутришкольных отношений и связей. На этой стадии развивается способность субъектного целеобразования путем соизмерения собственной цели, собственной деятельности с другими ее субъектами: учениками, педагогами школы и колледжа.
На стадии адаптации будущего учителя начальных классов к новым условиям профессиональной деятельности смысл психолого-педагогического сопровождения заключается в оказании помощи по снятию тревожности, в мобилизации профессиональной активности практиканта путем консультирования, тренинга саморегуляции.
Адаптация будущего учителя начальных классов к новым условиям позволяет ему приступить к активному осуществлению собственной профессиональной деятельности.
Стадия активизации профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов - это период активного профессионального самоопределения и развития студентов, поиск смысла профессионально-педагогической деятельности, реалистичных целей и программ ее воплощения.
На стадии активизации профессиональной деятельности педагогической практики психо-лого-педагогическое сопровождение будущего учителя начальных классов происходит при обеспечении взаимосогласованности действий будущего учителя начальных классов и педагогов образовательного учреждения, обеспечении единства требований со стороны педагогов школы и колледжа, оказании консультативной помощи. Эффективность учебно-воспитательной работы обусловливается комплексным применением будущим учителем начальных классов знаний по психолого-педагогическим дисциплинам и дисциплинам предметной подготовки, знанием возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, интересов и склонностей, взаимоотношений в ученическом коллективе, а также знанием и умением применять на практике методы и приемы индивидуального и дифференцированного обучения и воспитания.
Стадия творческой интерпретации собственного опыта будущего учителя начальных классов не ограничивается конкретными сроками. По нашему мнению, стадия творческой интерпретации собственного опыта будущего учителя начальных классов - это период творческого преобразования будущим учителем начальных классов собственной деятельности, приобретение им субъектно-значимого творческого опыта, формирование у него самостоятельного мышления.
Творческая интерпретация собственного опыта происходит в различных направлениях деятельности будущего учителя начальных классов и выражается в его стремлении избирать нетрадиционные формы и методы обучения и воспитания; в готовности использовать современные высокотехнологичные средства обучения, в целенаправленном сборе информации по исследовательской проблеме; в стремлении проводить опытно-экспериментальную работу; внедрять полученные результаты в практическую деятельность.
Психолого-педагогическое сопровождение будущего учителя начальных классов на стадии творческой интерпретации собственного опыта заключается в мобилизации творческой активности будущего учителя начальных классов путем консультирования, создания личной заинтересованности в результатах творческой деятельности, проведения промежуточных диагностических срезов и рефлексии будущего учителя начальных классов.
Следовательно, формирующий этап педагогической практики - это период последовательного изменения способов осуществления деятельности будущим учителем начальных классов, от исполнительского - к репродуктивному и далее - к творческой интерпретации собственного опыта.
Вывод об изменении уровня профессиональной позиции будущего учителя начальных классов на формирующем этапе практики позволяет сделать рефлексивно-оценочный этап.
Рефлексивно-оценочный этап педагогической практики основан на доминирующем действии оценочного компонента, решает задачу обучения будущего учителя начальных классов навыкам рефлексии индивидуальных профессиональных преобразований. В нашем исследовании мы рассматриваем рефлексивно-оценочный этап педагогической практики как период активного самоанализа будущим учителем начальных классов уровня сформированности про-
фессиональной позиции, определения путей профессионального самосовершенствования на основе подведения итогов профессиональной деятельности и их конкретного оценивания со стороны руководителей педагогической практики. Специфика данного этапа заключается в том, что он пронизывает все этапы педагогической практики.
Ведущую роль в определении уровня сформированности профессиональной позиции будущего учителя начальных классов играет оценочная деятельность. В ходе нашего исследования мы применили метод содержательной оценки результатов деятельности будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики. Содержательная оценка - это процесс соотнесения хода или результата деятельности с намеченным эталоном для установления уровня и качества становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов и определения направлений ее дальнейшего развития.
Традиционная система анализа и оценки работы практикантов носит контролирующий характер, что не способствует становлению профессиональной позиции студентов. Изменив процедуру анализа и оценивания, осуществляем их на основе следующих параметров:
- диагностики профессионального потенциала будущего учителя начальных классов;
- анализа факторов, детерминирующих профессиональное развитие: накопленный профессиональный опыт, уровень профессионального образования и подготовки, эмоциональное и физическое состояние будущего учителя начальных классов после педагогической практики;
- изучения вектора профессиональной направленности будущего учителя начальных классов: уровень притязаний и самооценки, мотивации к достижениям, ценностных ориентаций и социально-профессиональных установок;
- собеседования по вопросам профессионального роста.
Формальный результат педагогической практики выражается нами конкретной отметкой, дополняемой планом-программой дальнейшего становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов или «карьерограммой» для выпускников - программой дальнейшего карьерного роста [5].
Психолого-педагогическое сопровождение на рефлексивно-оценочном этапе педагогической практики обретает характер сотрудничества и происходит на основе открытого диалога, в форме индивидуальных и групповых консультаций с использованием различных форм. Разные формы оценивания, применяемые нами на рефлексивно-оценочном этапе педагогической практики, основаны на доверии к будущему учителю начальных классов, уважении его личности и формируют в нем адекватное отношение к практике, укрепляют чувство значимости в коллективе.
В рамках нашего исследования мы определили ряд организационно-педагогических условий становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики:
1. Рассмотрение учебно-воспитательного процесса в колледже как подготовительного этапа педагогической практики, в ходе которого осуществляется междисциплинарная интеграция знаний, образовательных технологий развития субъектного потенциала будущего учителя начальных классов.
2. Ориентация будущих учителей на выработку индивидуально-личностных траекторий своей жизнедеятельности посредством развития культуры самопознания, самовоспитания, самосовершенствования.
3. «Субъект-субъектный» характер коммуникации между всеми участниками педагогической практики.
4. Организация личностно-ориентированного психолого-педагогического сопровождения будущего учителя начальных классов на основе толерантного профессионального общения.
5. Обеспечение доступа всех участников практики к нормативной и учебно-методической литературе, к мультимедийным средствам обучения.
6. Осуществление поэтапного анализа хода и результатов деятельности на основе банка диагностических методик, позволяющих определить качественные изменения в становлении профессиональной позиции будущих учителей начальных классов колледжа.
7. Определение единых критериев оценивания результатов практики на основе портфолио будущего учителя начальных классов.
Определяя перечисленные выше условия для становления профессиональной позиции будущих учителей начальных классов, мы пришли к выводу о необходимости разработки и внедрения в профессиональную подготовку будущего учителя начальных классов технологического обеспечения процесса становления профессиональной позиции будущего учителя начальных классов в ходе педагогической практики.
Ссылки:
1. Зеер Э.Ф. Психология профессий: учебн. пособие. 1. М., 2003.
2. Зеер Э.Ф., Карпова Г.А. Педагогическая диагно- 2.
стика личности учащегося СПТУ. Свердловск,
1989.
3. Мижериков В.А. Введение в педагогическую дея- 3.
тельность: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. М., 2005.
4. Педагогический энциклопедический словарь / под 4.
ред. Б.М. Бим-Бада. М., 2002.
5. Трещев А.М. Развитие профессионально- 5.
субъектной позиции молодого учителя в процессе внутришкольного обучения // Известия Южного Федерального университета. Педагогическая наука. 2010. № 8. С. 149-158.
References (transliterated):
Zeer E.F. Psikhologiya professiy: uchebn. posobie. M., 2003.
Zeer E.F., Karpova G.A. Pedagogicheskaya diagnos-tika lichnosti uchashchegosya SPTU. Sverdlovsk, 1989.
Mizherikov V.A. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost': uchebnoe posobie dlya studentov ped-agogicheskikh uchebnykh zavedeniy. M., 2005. Pedagogicheskiy entsiklopedicheskiy slovar' / ed. by B.M. Bim-Bad. M., 2002.
Treshchev A.M. Razvitie professional'no-sub"ektnoy pozitsii molodogo uchitelya v protsesse vnutrish-kol'nogo obucheniya // Izvestiya Yuzhnogo Feder-al'nogo universiteta. Pedagogicheskaya nauka. 2010. No. 8. P. 149-158.