Ю. В. Кушеверская
РЕФЛЕКСИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Работа представлена кафедрой педагогики Карельского государственного педагогического университета.
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент И. Г. Шабаев
В статье обосновывается необходимость рассмотрения понятия рефлексивная компетентность в качестве одной из ключевых компетентностей профессионального педагогического образования, раскрывается сущность и компонентный состав рефлексивной компетентности студента педагогического колледжа, будущего учителя начальных классов.
The author of the article proves the necessity of considering the notion «reflexive competence» as one of the key competences of professional pedagogical education, reveals the essence and the component structure of reflexive competence of a pedagogical college student, a future primary school teacher.
В процессе обновления современного общества образование все больше ориентируется на утверждение личностного активного начала в человеке, т. е. на такую личность, которая не только владеет определенной суммой знаний и подготовлена к компетентному выполнению профессиональной деятельности, но и способна к дальнейшему самосовершенствованию, саморазвитию и самореализации в ней. Таким
образом, образование выполняет ряд базовых функций для человека, общества и государства. В этом проявляется его универсальный характер. Студенты педагогического колледжа - будущие учителя начальных классов - получают профессиональное образование. Тенденция, связанная с приоритетом личностного, активного начала, предполагает ориентацию студентов в сфере знаний о себе, о своих образовательных
3 10
потребностях, возможностях и способностях, знаний о своем личном потенциале и возможных маршрутах его реализации и развития в процессе профессионального образования. Подготовка к осуществлению профессиональной педагогической деятельности предполагает также и формирование умений соотносить свои профессиональные действия с возможностями и индивидуальными особенностями учащихся, прогнозировать последствия своих действий в практической педагогической деятельности. Одновременно с этим студенты, как будущие учителя, должны овладевать приема -ми актуализации личностного знания у своих учеников. Поэтому встает вопрос о необходимости формирования рефлексивной компетентности у студентов педагогического колледжа.
Рефлексивная компетентность, по определению С. Ю. Степанова, - это «профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществ -лять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности»1. В рефлексивной психологии рефлексивная компетентность представлена как сложное образование, состоящее из различных видов рефлексии: кооперативной, построенной на знании ролевой структуры и позиционной организации коллективного взаимодействия; коммуникативной, основанной на представлениях о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков; личностной, в основе которой лежат поступки, поведение и образы собственного «Я»; интеллектуальной, которая оперирует знаниями об объекте и способах действия с ним.
В психологии управления данное понятие в настоящее время понимается как способность к регуляции психической деятельности.
И. Е. Елина, рассматривая вопрос о рефлексивной компетентности госслужащего,
считает, что ее суть заключается в осозна-нии своего призвания и его реализации, а также в признании социальной ценности результата своей деятельности на основе глубокого разностороннего анализа. Автор заключает, что в этом случае рефлексивная компетентность госслужащего находит свое проявление в анализе деятельности как по содержанию, так и по способу ее выполнения, проявляясь как с позиции «что я хочу?», так и с позиции «что я могу?»2.
Наряду с понятием рефлексивной компетентности в психологии используется и понятие «рефлексивная культура». М. В. Лукьянова, рассматривая рефлексивную культуру личности как психологический феномен, включает в это понятие способность творчески осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, выходить из внутренних конфликтных состояний, умение приобретать новые смыслы и ценности, вступать в новые нестандартные коммуникативные системы, планировать собственную деятельность и управлять ею. Рефлексивная культура предполагает способность личности на основе свободного выбора и ответственности за него осуществлять самодиагностику в целях самопознания, саморазвития и творческого преобразования собственной деятельности. Развитие рефлексивной культуры как интегрального качества личности заключается в культивировании таких динамических компонентов, как рефлексивная готовность, рефлексивная компетентность, рефлексивно-творческий потенциал и рефлексивная способность. Можно предположить, что уровень развития рефлексивной культуры личности проявляется в глубине переосмысления собственного опыта, степени готовности к планированию своей деятельности3.
В педагогике понятие «рефлексивная культура» использует В. А. Сластенин, исследуя рефлексивные составляющие педагогической деятельности. Ученый выделяет понятие рефлексивной культуры и характеризует ее как системообразующий фактор профессионализма, определяемый совокуп-
ностью способностей, способов и стратегий, которые обеспечивают осознание и преодоление стереотипов личностного опыта и деятельности педагога посредством их переосмысления, выдвижения инноваций, ведущих к преодолению проблемных ситуаций, возникающих в процессе решения профессионально-педагогических задач4. Если подходить к рассмотрению понятий «рефлексивная культура» и «рефлексивная компетентность» с точки зрения уровней образованности, то, согласно Б. С. Гершунскому, второе можно рассматривать как компонент первого. При этом культура - наивысший уровень проявления образованности и компетентности5.
Исходя из характера педагогической деятельности, Ю. К. Бабанский, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, М. И. Лукьянова, В. А. Сухомлинский, В. А. Сластенин считают рефлексивность одним из профессионально-значимых личностных качеств любого педагога-практика. В основе рефлексивности педагога лежит педагогическая рефлексия, которая позволяет применять такие характеристики рефлексии, как осмысление и осознание форм и предпосылок человеческого мышления, предметное рассмотрение знания, критический анализ его содержания и методов познания, самопознание применительно к педагогической деятельности. Развитие рефлексивной позиции учителя выступает одним из условий его психолого-педагогической компетентности, так как позволяет учителю ставить себя в позицию ученика, видеть и оценивать его трудности его глазами, прогнозировать необходимые и значимые для него формы помощи, дает возможность оценивать эффективность обратной связи6.
На основании рассмотренных подходов к определению рефлексивной компетентности можно, по нашему мнению, сделать вывод о том, что данное понятие употребляется применительно к образованию взрослых, преимущественно в рамках понятия профессиональная компетентность. Исходя из этого, рефлексивную компетен-
тность целесообразно включить в число ключевых компетентностей в системе профессионального педагогического образования.
Период обучения студентов в педагоги -ческом колледже совпадает с возрастным этапом юности. Ведущими особенностями юношеского возраста являются самоопределение себя в мире профессий, развитие самосознания, которое связано с рефлексией собственных поступков, чувств, переживаний, профессиональных и личностных качеств, самопроектированием себя в будущем, потребностью в самопознании и содержательной оценке (И. В. Дубровина). Период юности характеризуется сложностью становления личностных черт (Б. Г. Ананьев, И. В. Дубровина, И. С. Кон и др.). Эти сложности обусловлены противоречиями, которые возникают в этом возрасте:
• между усилением сознательных мотивов поведения, укреплением таких качеств, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, и неготовностью к самостоятельной регуляции своего поведения;
• между повышением интереса к собственным проблемам и невозможностью их самостоятельного разрешения;
• между склонностью к самооценке и еще не сформированным, не выраженным образом Я.
Эти противоречия актуализируют и активизируют потребность личности в самопознании и рефлексии.
Период юности человека также связан с принятием ответственных решений: выбором и овладением профессией, выбором стиля и своего места в жизни, выбором спутника жизни, созданием семьи. Принятие решения всегда опирается на определенные личностно-профессиональные возможности и особенности, а в вопросах жизненного самоопределения роль рефлексии через са-мопознание, самоанализ, целеполагание еще более возрастает. Выпускники колледжа к двадцати годам становятся специалистами в области своей профессиональной
деятельности и начинают свой профессиональный путь. Как показывают исследования А. В. Карпова и В. В. Пономаревой, рефлексивность является залогом высокой адаптивности личности7.
Таким образом, возраст студентов колледжа является сензитивным периодом для овладения средствами рефлексивного анализа и управления деятельностью. Кроме того, обучение в педагогическом колледже, как в учреждении системы СПО, имеет свои особенности. Актуальным для нашего исследования является при этом то, что студенты уже на первом курсе погружаются в профессиональную деятельность во время прохождения педагогической практики при подготовке и проведении воспитательных дел. Как отмечают сами студенты, на начальном этапе обучения они еще не осознают в полной мере себя в роли будущего учителя. Основными причинами недостаточно сформированных элементов рефлексии являются отсутствие образа своей профессиональной деятельности и опыта преподавания. На втором курсе, как правило, студенты проводят пробные уроки в школе. Следовательно, к выпускному курсу у будущих учителей формируется пусть не большой, но собственный опыт профессиональной деятельности, и они нуждаются в его переосмыслении для наиболее успешного прохождения преддипломной практики. Поэтому, по нашему убеждению, можно говорить о необходимости формирова-ния рефлексивной компетентности, как качества личности, позволяющего оптимально и адекватно осуществлять рефлексию, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в учебной и профессиональной деятельности, достижению их максимальной эффективности и результативности.
Необходимость формирования знаний
о рефлексии, рефлексивных умений, а также личностных качеств, необходимых для овладения опытом рефлексивной компетентности студентов педагогического колледжа, следует из анализа Государственного
образовательного стандарта. В Государственном образовательном стандарте специальности «Преподавание в начальных классах» предъявляются определенные требования к уровню знаний и умений выпускников. Мы выделили те из них, которые относятся к рефлексивным: «Выпускник должен уметь проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей; организовывать методи-чески обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы; изучать на основе наблюдений личность детей, выявлять их затруднения и оказывать им содействие; обеспечивать созда-ние гуманистической педагогической среды; владеть умениями самообразования и самовоспитания и др.»8.
По дисциплинам предметной подготовки следует обратить внимание на следующие умения: осознавать и адекватно оценивать свои возможности в педагогической деятельности с детьми младшего школьного возраста; осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младшего школьника; создавать благоприятный микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности9.
Для реализации всех этих умений необходимо знать сущность и назначение рефлексии в профессиональной деятельности, которое заключается (как было определено выше) в самопознании, целеполагании, анализе собственного опыта, планировании, осуществлении корректировки собственных действий, самосовершенствовании.
Кроме того, осуществление личностно ориентированного подхода в обучении предполагает умение организовывать субъектную активность ученика, создавать для этого специальные условия, обращаться к анализу и оценке способов, побуждающих ученика к осознанию не только результата, но и процесса учебной работы. В этой связи необходимо владеть приемами, сти-
мулирующими рефлексию учащихся, и приемами добывания обратной связи от учеников. Работа в рамках личностно ориентированного подхода предполагает обращение к субъектному опыту учащихся, что, в свою очередь, предполагает не просто изложение своего предмета учителем, а анализ того содержания, которым располагает ученик10. Категория «опыт», который включает в себя знания «о том, что» и «о том, как», умения и навыки, является тем самым ключевой. При этом имеются в виду присвоенные знания, умения и навыки, т. е. имеющие ценностную основу, личностный смысл.
И. А. Мушкина, рассматривая педагогическую рефлексию как основу профессионального мастерства учителя, утверждает, что предметом рефлексии является информация, которую получает учитель в ходе добывания обратной связи от учащихся в процессе обучения, общения с родителями, администрацией. В этой связи для овладения рефлексивной компетентностью важно знание и использование приемов добывания обратной связи от учеников11.
Умение планировать, проектировать и осуществлять целостный педагогический процесс предполагает наличие умения ставить цели и определять задачи своей деятельности, соотносить цели и результаты деятельности, осознавать причины своих
успехов и неудач, что предполагает высокий уровень самопознания, знание собственных индивидуальных особенностей. Самопознание включает в себя знание своего характера, привычек и воли, потребностей, мотивов и эмоций. С точки зрения Ю. М. Орлова, самопознание обусловлено расширением собственного сознания. Автор утверждает, что самопознание осуществляется не ради поиска «чистой» истины, а ради определенных целей, в частности для самовоспитания, т. е. формирования себя в соответствии со своими намерениями12.
Для наиболее точного определения компонентного состава рефлексивной компетентности мы обратились к рассмотрению терминологического аппарата компетент-ностного подхода (работы И. Ю. Алексашиной, Т. Г. Браже, В. В. Лебедева, О. Е. Лебедева, А. В. Хуторского, М. П. Чо-шанова, Т. И. Шамовой и др.). Анализ литературы показал, что, несмотря на различия в терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов: когнитивного, операционального, личностного.
Таким образом, мы можем представить компонентный состав рефлексивной компетентности студента педагогического колледжа, будущего учителя начальных классов (табл. 1).
Таблица 1
Компонентный состав рефлексивной компетентности будущего преподавателя начальных классов
Рефлексивная компетентность будущего учителя начальных классов
Опыт
Когнитивный компонент Операциональный компонент Личностный компонент
Знания и о том, что такое рефлексия, и о том, как ее осуществлять: • рефлексия - процесс познания и анализа явлений собственного сознания - самопознания (знание эмоций и чувств, воли и потребностей, характера и привычек); • рефлексия - процесс познания и анализа явлений собственной деятельности от замысла и постановки цели до анализа ее результата Рефлексивные умения и навыки: • навыки самоконтроля, саморазвития и самосовершенствования; • использование рефлексивных приемов на всех этапах учебной деятельности; • владение приемами развития рефлексии учащихся Рефлексивность как значимое личностное качество (средний и высокий уровни): • склонность к анализу собственного мышления, сознания, обдумыванию своей деятельности и поступков других в деталях; • тщательное планирование и прогнозирование своих возможностей; • понимание другого, способность поставить себя на его место
Определение компонентного состава редь, обеспечивает эффективную подготов-
рефлексивной компетентности способству- ку студентов к профессиональной педагоги-
ет созданию наиболее благоприятных уело- ческой деятельности.
вий для ее формирования, что, в свою оче-
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Степанов С. Ю., Похмелкина Г. Ф. Принципы рефлексивной психологии педагогического творчества // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 35-38.
2 Елина И. Е. Компетентность как интегральная характеристика профессиональной деятельности государственных служащих: Дис. на соис. учен. степени канд. психол. наук. М., 1999. С. 109.
3 Лукьянова М. В. Рефлексивная культура личности как психологический феномен http:// nostalgia.ncstu.ru/content/_docs/pdf/_trudi/_hs/07/38.pdf
4 Сластенин В. А. Рефлексивная культура и профессионализм учителя // Педагогическое образование и наука. 2005. № 3. С. 37-43.
5 Гершунский Б. С. Философия образования XXI века. М., 1998.
6 Лукьянова М. И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: Диагностика и развитие. М., 2004.
7 Карпов А. В., Пономарева В. В. Психология рефлексивных механизмов управления. М., 2000.
8 Государственные требования к минимуму содержания и уровня подготовки выпускников по специальности 0312 «Преподавание в начальных классах». М., 2002.
9 Там же.
10 Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 2000.
11 Мушкина И. А. Педагогическая рефлексия как основа совершенствования профессионального мастерства учителя (организационно-педагогический аспект): Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. М., 1999.
12 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.