ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 371.126
Т. В. Лучкина
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ПОЗИЦИИ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ
В статье обсуждаются теоретические аспекты становления профессионально-личностной позиции молодого учителя: раскрыта сущность этого понятия, выявлены уровни развития профессионально-личностной позиции и дана их характеристика.
Ключевые слова: позиция, педагогическая позиция, личностный и профессиональный компоненты педагогической позиции, профессионально-личностная позиция молодого учителя, уровни развития профессионально-личностной позиции молодого учителя.
Theoretical aspects of a professionally - oriented position of a young teacher are disscussed in the article: the nature of this notion and the levels of the development of a professionally - oriented position are revealed, the characteristics of the levels is given.
Key words: position, pedagogical position, personal and professional components of the pedagogical position, professional and personal position of a young teacher, development levels of the professional and personal position of a young teacher.
Изменения, происходящие в современном обществе, существенно влияют на все сферы жизни человека, в том числе на содержание и организацию процесса обучения и профессиональную деятельность учителя. В настоящее время учитель работает в режиме диалога, консультирования, совместной познавательной деятельности. Сегодня востребован учитель, который может быть консультантом, экспертом, способен к совместным действиям с коллегами, родителями, общественными организациями, готов работать в команде, налаживать международные связи, владеть современными педагогическими технологиями. Современные требования к деятельности учителя меняют взгляд на профессиональную позицию выпускника педагогического вуза.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме становления и развития позиции личности учителя показал значительное разнообразие в содержании понятия «позиция»: «активная жизненная позиция», «гражданская позиция», «социальная позиция», «личностная позиция», «ролевая позиция», «профессиональная позиция», «педагогическая позиция».
Исследуя сущность категории «позиция», ученые подчеркивают ее многозначность. Позиция трактуется как:
• как интегральная характеристика положения индивида в статусноролевой внутригрупповой структуре - социальная позиция (А. Г. Асмолов, И. С. Кон, А. Н. Леонтьев, А. В. Петровский и др.);
• устойчивая система отношений человека к отдельным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении, - личностная позиция (Л. И. Божович, Т. Н. Мальковская, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев и др.);
• диспозиция человека в непосредственном взаимодействии, в актуальной ситуации - ролевая позиция (Б. Г. Ананьев, В. Я. Ляудис, Л. А. Петровский и др.).
Раскрывая сущность социальной позиции индивида, И. С. Кон подчеркивает, что в силу сложности общественных отношений индивид занимает множество позиций (учитель - профессиональная позиция, отец - семейная и т. д.) [4, с. 71].
Позиция личности: 1) сложная, достаточно устойчивая система отношений, установок и мотивов личности, которыми она руководствуется в своей деятельности, целей и ценностей, на которые направлена эта деятельность; 2) положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре [3, с. 256].
По мнению исследователей, личностная позиция выражается в устойчивой жизненной позиции человека, сознательно направленной на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с его убеждениями, взглядами и совестью [8, с. 102].
В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев указывают на то, что позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, достигшего полной самоопределенности, самотождественности, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности [11, с. 160].
Учитывая взгляды исследователей на сущность рассматриваемого нами понятия, необходимо отметить, что позиция является характеристикой не только личности человека, но и его субъектности, деятельности и поведения.
Выпускник педагогического вуза, включаясь в педагогическую деятельность, прежде всего осмысляет изменение своей социально-ролевой позиции, так как происходит замена социальной роли «студента» на «учителя». В данный период имеют место резкое изменение основных функций, выполняемых им в образовательном процессе: если ранее это были функции обучаемого, то теперь - обучающего. Происходят перемены в ведущем виде деятельности, на первое место выходит педагогическая деятельность, с которой ассоциируются и некоторые личностные качества (ответственность, самостоятельность, активность, креативность и др.). При этом, как указывают исследователи, выполнение той или иной социальной роли оказывает влияние на личностные качества молодого учителя (ценностные ориентации, мотивы деятельности, его отношение к другим людям). Таким образом, пос-
тепенно социально-ролевая позиция выпускника вуза переходит в профессиональную позицию учителя.
В научных работах профессиональная позиция учителя рассматривается как:
• неотъемлемое условие осуществления педагогической деятельности (Е. И. Заир-Бек, С. В. Кульневич), составляющая педагогической культуры, профессиональной компетентности (С. Г. Вершловский, И. А. Колесникова, А. К. Маркова), профессионально-педагогической направленности (К. В. Ваганова, П. М. Митина, Т. Б. Казакова, Г. А. Шишенко);
• видение собственного места, предопределяющего характер взаимодействия в педагогическом процессе, технологию формирования целей, освоение содержания, овладение методом (М. Т. Громкова, Н. Л. Селиванова, Л. Т. Сочень);
• интегративная характеристика его личности, выражающая субъективную систему отношений, теоретико-методологических знаний, ценностных ориентаций и определяющая рефлексивно-личностный способ педагогической деятельности (В. П. Бедерханова, А. Г. Гогоберидзе, А. В. Гурова, В. А. Сластенин).
А. К. Маркова считает, что позиция является субъективной характеристикой труда учителя, обязательной для соответствия требованиям профессии. Исследователь отмечает наличие тесной связи позиции с мотивацией учителя, осознанием смысла своего труда. При этом автор подчеркивает, что в условиях современной школы у учителя может преобладать позиция предметника либо позиция воспитателя, позиция консультанта, тьютора, медиатора, фаси-литатора и т. д. [5, с. 8-9].
По мнению П. М. Митиной, педагогическая позиция представляет собой взаимопроникновение таких интегральных характеристик личности, как педагогическая направленность и педагогическая компетентность. В условиях перехода к новой образовательной парадигме исследователь выделяет следующие черты педагогической позиции:
• цель: содействие становлению и развитию личности учащегося;
• основные средства: актуализация, фасилитация, организация мысле-деятельности, проблематизация, проектирование;
• способы общения: сотрудничество, понимание, признание и принятие другого, коллективная мыследеятельность;
• отношение к ученику как к полноценному сотрудничающему партнеру [6, с. 13].
Н. Л. Селиванова рассматривает позицию личности учителя как результат его самоопределения, способ реализации личностью своих базовых ценностей. Она считает, что профессиональная позиция предполагает сопряженность реализации человеком личностных ценностей и ценностей профессии [9, с. 178].
Педагогическая позиция, на взгляд В. А. Сластенина, - это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру,
педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником ее активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество. С другой - действием внутренних, личных источников активности: влечений, переживаний, мотивов и целей педагога, его ценностных ориентаций, мировоззрения, идеалов [7, с. 32]. В позиции учителя проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.
Анализ категории «педагогическая позиция» показывает наличие в ней двух компонентов: профессионального и личностного. Профессиональный компонент раскрывает ее связь с категорией «педагогическая деятельность». Это объясняется тем, что феномен позиции обнаруживается только через деятельность (действие, взаимодействие) или потенциал деятельности; в профессиональной деятельности выделяется определенная совокупность функций, при этом в деятельности учителя ведущей функцией в современных социокультурных условиях является функция содействия образованию школьника.
Личностный компонент категории «педагогическая позиция» раскрывается через такие составляющие, как установки, мотивы, ценности, цели, субъ-ектность, активность, ответственность, креативность, самостоятельность, рефлексивность, свобода выбора цели, способов и средств ее реализации. При этом необходимо отметить, что субъектность - это особое качество личностной позиции, исходное для практической деятельности молодого учителя, обязательное ее условие.
Исследователи отмечают, что сущность субъектной позиции учителя
• отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъектность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает педагогической деятельности неповторимое своеобразие [10, с. 266];
• является результатом жизненного опыта. Уникальность и индивидуальность человека определяется в зависимости от устойчивости (в отдельных случаях - непоколебимости) позиции [2, с. 31];
• рассматривается как сложная, многоуровневая характеристика личности, имеющая четыре основных стадии становления и развития (объектную, объект-субъектную, субъект-объектную и собственно субъектную) [1, с. 9].
Субъектная позиция молодого учителя - это позиция личностного и профессионального саморазвития. Важным условием ее развития выступает соответствие, совпадение, согласованность внешних педагогических воздействий с его внутриличностным потенциалом, «внутренними условиями» [10, с. 266]. С одной стороны, субъектная позиция молодого учителя означает соответствие целей его деятельности, мотивов, способов действий требованиям педагогической профессии, с другой - выход за пределы указанных предписа-
ний, подчинение системы основных отношений задачам личностного, в том числе профессионального, самосовершенствования.
Таким образом, рассмотренные нами два компонента педагогической позиции учителя дают право представить ее как единое целое - профессионально-личностную позицию. Профессионально-личностная позиция молодого учителя определяется нами как устойчивая система его отношений к тем сторонам реальной действительности, которые включены в педагогическую деятельность, и к самому себе как личности (схема).
Профессионально-личностная позиция молодого учителя
Профессионально-личностную позицию молодого учителя раскрывает:
• отношение к целям и ценностям педагогической деятельности, субъектам образовательного процесса и самому себе;
• мотивация к педагогической деятельности и потребности в достижении успехов в ней, стремление к реализации личностного потенциала;
• осмысление, принятие, реализация идеи обучения в течение всей жизни;
• самоопределение в инновационном пространстве современной школы;
• принятие себя как субъекта профессионального и личностного развития себя (саморазвития);
• выстраивание линии поведения, действий и поступков, способов взаимодействия (общения);
• самооценка и рефлексия собственного уровня профессионально-личностного становления;
• принятие на себя ответственности за свои действия перед другим и самим собой;
• оценивание занимаемой позиции.
Профессионально-личностная позиция молодого учителя - целостная характеристика его личности, которая, с одной стороны, показывает ценностносмысловое, инициативно-ответственное отношение к педагогической реальности, продолжению образования «в течение жизни», их целям, смыслу, процессам, результатам. С другой стороны, отражает ценностно-смысловое, инициативно-ответственное отношение к самому себе, направленное на раскрытие личностного потенциала и обогащение процессов «самости».
Профессионально-личностная позиция - достаточно устойчивая характеристика личности молодого учителя, его деятельности и поведения, однако развивающееся образование может оказывать влияние на становление его позиции: преобразовывать, закреплять в зависимости от внешних и внутренних факторов. По нашему мнению, динамичность профессионально-личностной позиции молодого учителя, ориентированной на создание средствами педагогической деятельности условий для проявления самостоятельности, творчества, ответственности учащихся в образовательном процессе, можно представить, применяя «уровневый подход» (В. А. Сластенин). В основу выделения уровней профессионально-личностной позиции молодого учителя нами положена активность как качественная характеристика его личности, позволяющая обозначить следующие уровни развития: 1-й - пассивная позиция, 2-й - ситуативная позиция, 3-й - активная позиция, 4-й - надситуативная позиция (см. табл.).
Результаты диагностического обследования, проведенного среди 124 молодых учителей Читинской области, показали, что значительное их количество (35%) находится на первом уровне. Демонстрируя пассивную позицию в отношении к педагогической деятельности и проблемам личностного роста, они еще не до конца определились в правильности выбора профессии, ощущают неуверенность в себе, не проявляют интерес к собственному дальнейшему образованию. Большая группа молодых учителей соответствуют второму уровню (30%) - чаще это учителя, проработавшие в школе более трех лет. Им свойственны формирование своих тре-
бований к решению отдельных педагогических ситуаций, осмысление своей «Я-концепции», принятие целей и ценностей педагогической деятельности.
Характеристика уровней развития профессионально-личностной позиции
молодого учителя
Уровень Профессиональный компонент Личностный компонент
1 2 3
1-й: пассивная позиция Ориентированность на принятие норм педагогической деятельности, пассивное отношение к субъектам образовательного процесса и самому себе, отсутствие интереса к педагогическим проблемам и потребности в достижении успехов Недостаточное осмысление целей и ценностей педагогической деятельности, низкая мотивация, несформи-рованные умения самооценки, самоконтроля, самореф-лексии; поведение неуверенного в себе учителя, характеризующееся страхом, тревожностью, неопределенностью в действиях
2-й: ситуативная позиция Принятие направленности педагогических целей на самореализацию личности школьника, принятие установки развития ученика средствами своего предмета, выработка собственных требований к решению отдельных педагогических ситуаций Принятие целей, ценностей педагогической деятельности; проявление в отдельных ситуациях личностных качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, креативности; осознание себя профессионалом через осмысление Я- концепции
3-й: активная позиция Проявление адаптивной активности, при которой поставленные цели совпадают с результатом; готовность учителя к изменениям процесса обучения, установление отношений сотрудничества с субъектами образовательного процесса, принятие решения о выборе пути деятельности, включение в организацию и проведение опытно-экспериментальной работы по изменению процесса обучения, потребность в создании образовательной среды школы, поддержка саморазвития личности школьника Присвоение новых ценностей образования и реализация их в своей деятельности, проявление адаптивной активности в решении педагогических. ситуаций, креативности в решении педагогических задач, выстраивание общественных отношений на основе взаимопонимания и партнерства, проектирование горизонтальной или вертикальной карьеры, плана личностного роста, овладение способами самопознания и самоанализа педагогических ситуаций, сформированная позитивная профессиональная и личностная «Я-концепция», появление уверенности в себе
Окончание таблицы
1 2 3
4-й: надситуативная позиция Способность решать новые задачи, принимать позицию участника преобразований, происходящих в школе, и желание их осуществлять; видение своего предназначения в создании условий для самореализации ребенка; потребность в освоении новых социальных ролей организатора, координатора учебного процесса, помощника, консультанта; готовность к восприятию нового, выявление позитивного в чужом мнении, принятие ответственности за отдельные участки работы управленческой структуры; стремление к достижению профессиональной зрелости, характеризующейся стабильностью, непротиворечивостью, готовность к коллегиальной партнерской деятельности Проявление надситуативной активности, стремление учителя выходить за собственные пределы, находить новые смыслы деятельности, мотивационная готовность учителя к необходимым изменениям, проявление ответственности за принимаемые изменения; наличие своей системы ценностей, определяющих отношение к субъектам образования; готовность к постоянному самооцениванию и рефлексии, проявление лидерских качеств; поведение уверенного в себе учителя, характеризующееся спонтанностью, инициативностью, эмпатией, не расположенностью к конфликтам, повышение личностного потенциала, осознание собственного значения для других, сформированная активная жизненная позиция
Меньшая доля учителей находится на третьем и четвертом уровнях -соответственно 21 и 14% от общего количества диагностируемых. Мы не утверждаем, что профессионально-личностная позиция зависит от стажа работы в школе. Исследование показало, что часть молодых учителей демонстрирует яркое проявление ситуативной и активной позиции, обычно это представители педагогических классов или выпускники педагогических коллеждей.
Процесс становления профессионально-личностной позиции молодого учителя может быть представлен как определенная педагогическая стратегия, реализуемая педагогическим сообществом школы. Данная стратегия должна соответствовать некоторым важным принципам: принятие молодым учителем педагогической профессии; ориентация на личностную и профессиональную индивидуальность каждого молодого учителя в разработке его индивидуального образовательного маршрута; усиление личностного потенциала каждого учителя; содействие молодому учителю в его профессионально-личностном становлении.
В заключение отметим, что рассмотренные нами теоретические аспекты профессионально-личностной позиции молодого учителя в современной
школе задают требования к условиям, которые необходимо создать в школе для формирования активной жизненной позиции специалиста, начинающего свою педагогическую деятельность на основе соотношения внутренних и внешних горизонтов становления.
Литература
1. Аксенова Б. А. Становление личностной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1998. - 38 с.
2. Гогоберидзе А. Г. Гуманитарный подход как методология исследования проблемы развития субъектной позиции студента педагогического вуза // Герценовские чтения - 2006. - Ч. 3: Исследование педагогического образования (педагогический аспект). - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. -
С. 24-33.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005. - 448 с.
4. Кон И. С. Социологическая психология. - М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
5. Маркова А. К. Психология труда учителя: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
6. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 320 с.
7. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений /
В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
8. Резник Ю. М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ин-т человека РАН, Независимый ин-т граждан. о-ва. - М., 2002. - 260 с.
9. Селиванова Н. Л. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. - М.: Пед. о-во России, 2001. - 284 с.
10. Сластенин В. А. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Из-дат. дом «МАГИСТР-ПРЕСС», 2000. - 488 с.
11. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъектной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000. - 384 с.