Научная статья на тему 'Субъектная позиция учителя: сущность и особенности ее развития'

Субъектная позиция учителя: сущность и особенности ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1028
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ / УЧИТЕЛЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / SUBJECTIVE POSITION / TEACHER / TEACHER COMMUNITY / DEVELOPMENT PRINCIPLES OF A SUBJECT POSITION / EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиева М. В.

Обозначенная тема в последнее время приобретает все большую актуальность в связи с требованиями к учителю как профессионалу, воздействующему на воззрения и представления школьников. В статье рассматриваются понятия позиции личности, ее субъектности, исследования субъектной позиции личности. Представлена систематизация исследований субъектной позиции педагога. Специальное внимание уделяется особенностям развития субъектной позиции учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE POSITION OF A TEACHER: THE NATURE AND FEATURES OF ITS DEVELOPMENT

The object of the research is gaining importance due to the requirements to a teacher as a professional, who effects views and perceptions of students. The article deals with the concepts of person''s position, its subjectivity, subject position of a person. Systematization of subject position of a teacher is presented. Particular attention is paid to the peculiarities of development of the subjective position of a teacher.

Текст научной работы на тему «Субъектная позиция учителя: сущность и особенности ее развития»

4. Петрова, С.И. Система обучения русскому языку детей-инофонов в средней школе (к постановке проблемы) / С.И. Петрова, Т.Ю. Уша, // Слово есть дело: юбилейный сб. науч. тр. - СПб., 2010.

5. Уша, Т.Ю. Национальная российская школа - полиэтническая и поликультурная // Известия Рос. гос. пед. университета им. А.И. Герцена. - 2012. - № 148.

6. Литневская, Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школе: учеб. пособ. для студентов высших учеб. зав. / Е.И. Литневская, В.А. Багрянцева; под ред. Е.И. Литневской. - М., 2006.

7. Методика преподавания русского языка в школе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М., 2001.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx; http://www.yar-edudep.ru/

9. Шакирова, Л.3. Методика преподавания русского языка: на материале национальной школы / Л.3. Шакирова, Р.Б. Сабаткоев. -М., 2002.

10. Быстрова, Е.А. Изучаем русский язык. Корректировочный курс: пособ. для учащихся 5-7 кл. нац. шк. / под ред. Е.А. Быстровой, Т.С. Кудрявцевой. - М., 2002.

11. Городилова, Г.Г. Русский язык: учебник для тюркской языковой группы. 2 кл. / Г.Г. Городилова, Е.А. Хамраева. - М., 2002. - Ч. 1, 2.

12. Каленкова, О.Н. «Уроки русской речи» для детей-инофонов младшего школьного возраста // Русистика и современность: материалы XIY межд. научно-практич. конф. - СПб., 2012. - Т. 2.

13. Каленкова, О.Н. Методические материалы для тестирования детей-инофонов по русскому языку / О.Н. Каленкова, Т.Л. Фектистова. -М., 2009.

14. Савченко, Т.В. Культурно-языковая адаптация детей мигрантов средствами образования: методика обучения русскому языку / Т.В. Савченко, О.Н. Каленкова [и др.] // Этноэкспресс. - 2005.

15. Савченко, Т.В. Программа по русскому языку как иностранному для детей 8-12 лет, не владеющих или слабо владеющих русским языком / Т.В. Савченко, Е.В. Какорина. - М., 2001.

16. Савченко, Т.В. Русский язык: от ступени к ступени. Комплект учеб. пособий для детей младшего и среднего школьного возраста, не владеющих или слабо владеющих русским языком: в 3 ч. / Т.В. Савченко, О.В. Синева, Т.А. Шорина. - М., 2001. - Ч. 3.

17. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М.Т. Баранов, Н.А. Ипполитова, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М., 2001.

Bibliography

1. «O realizacii Programmih integracii deteyj zarubezhnihkh migrantov v moskovskuyu obrazovateljnuyu sredu i ikh socialjno-kuljturnoyj adaptacii k usloviyam stolichnogo megapolisa»: Prikaz Departamenta obrazovaniya g. Moskvih ot 30.06.2006 g. № 402 [Eh/r]. - R/d: www.alppp.ru/.../ prikaz-departamenta-obrazovanija-g—moskvy

2. Usha, T.Yu. Russkiyj yazihk v poliehtnicheskoyj shkole // Nachaljnaya shkola. - 2007. - № 12.

3. Usha, T.Yu. Russkiyj yazihk v shkole kak metodicheskaya problema // Vestnik Baltiyjskogo federaljnogo universiteta im. I. Kanta. - 2013. -№ 11.

4. Petrova, S.I. Sistema obucheniya russkomu yazihku deteyj-inofonov v sredneyj shkole (k postanovke problemih) / S.I. Petrova, T.Yu. Usha, / / Slovo estj delo: yubileyjnihyj sb. nauch. tr. - SPb., 2010.

5. Usha, T.Yu. Nacionaljnaya rossiyjskaya shkola - poliehtnicheskaya i polikuljturnaya // Izvestiya Ros. gos. ped. universiteta im. A.I. Gercena. - 2012. - № 148.

6. Litnevskaya, E.I. Metodika prepodavaniya russkogo yazihka v sredneyj shkole: ucheb. posob. dlya studentov vihsshikh ucheb. zav. / E.I. Litnevskaya, V.A. Bagryanceva; pod red. E.I. Litnevskoyj. - M., 2006.

7. Metodika prepodavaniya russkogo yazihka v shkole: uchebnik dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / M.T. Baranov, N.A. Ippolitova, T.A. Ladihzhenskaya, M.R. Ljvov; pod red. M.T. Baranova. - M., 2001.

8. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart srednego (polnogo) obthego obrazovaniya [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx; http://www.yar-edudep.ru/

9. Shakirova, L.3. Metodika prepodavaniya russkogo yazihka: na materiale nacionaljnoyj shkolih / L.3. Shakirova, R.B. Sabatkoev. - M., 2002.

10. Bihstrova, E.A. Izuchaem russkiyj yazihk. Korrektirovochnihyj kurs: posob. dlya uchathikhsya 5-7 kl. nac. shk. / pod red. E.A. Bihstrovoyj, T.S. Kudryavcevoyj. - M., 2002.

11. Gorodilova, G.G. Russkiyj yazihk: uchebnik dlya tyurkskoyj yazihkovoyj gruppih. 2 kl. / G.G. Gorodilova, E.A. Khamraeva. - M., 2002. -Ch. 1, 2.

12. Kalenkova, O.N. «Uroki russkoyj rechi» dlya deteyj-inofonov mladshego shkoljnogo vozrasta // Rusistika i sovremennostj: materialih XIY mezhd. nauchno-praktich. konf. - SPb., 2012. - T. 2.

13. Kalenkova, O.N. Metodicheskie materialih dlya testirovaniya deteyj-inofonov po russkomu yazihku / O.N. Kalenkova, T.L. Fektistova. -M., 2009.

14. Savchenko, T.V. Kuljturno-yazihkovaya adaptaciya deteyj migrantov sredstvami obrazovaniya: metodika obucheniya russkomu yazihku / T.V. Savchenko, O.N. Kalenkova [i dr.] // Ehtnoehkspress. - 2005.

15. Savchenko, T.V. Programma po russkomu yazihku kak inostrannomu dlya deteyj 8-12 let, ne vladeyuthikh ili slabo vladeyuthikh russkim yazihkom / T.V. Savchenko, E.V. Kakorina. - M., 2001.

16. Savchenko, T.V. Russkiyj yazihk: ot stupeni k stupeni. Komplekt ucheb. posobiyj dlya deteyj mladshego i srednego shkoljnogo vozrasta, ne vladeyuthikh ili slabo vladeyuthikh russkim yazihkom: v 3 ch. / T.V. Savchenko, O.V. Sineva, T.A. Shorina. - M., 2001. - Ch. 3.

17. Metodika prepodavaniya russkogo yazihka v shkole: ucheb. dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zaved. / M.T. Baranov, N.A. Ippolitova, T.A. Ladihzhenskaya, M.R. Ljvov; pod red. M.T. Baranova. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 26.05.14

УДК 371.12

Hadzhieva M.V. SUBJECTIVE POSITION OF A TEACHER: THE NATURE AND FEATURES OF ITS DEVELOPMENT. The object of the research is gaining importance due to the requirements to a teacher as a professional, who effects views and perceptions of students. The article deals with the concepts of person's position, its subjectivity, subject position of a person. Systematization of subject position of a teacher is presented. Particular attention is paid to the peculiarities of development of the subjective position of a teacher.

Key words: subjective position, teacher, teacher community, development principles of a subject position, educational institution.

М.В. Хаджиева, директор ГБОУ «Гимназия № 14 г. Грозный» Чеченской Республики, соискатель каф. педагогики и психологии ГБОУ ДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», Е-mail: metod-08@mail.ru

СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:

ЕЕ РАЗВИТИЯ

Обозначенная тема в последнее время приобретает все большую актуальность в связи с требованиями к учителю как профессионалу, воздействующему на воззрения и представления школьников. В статье рассматриваются понятия позиции личности, ее субъектности, исследования субъектной позиции личности. Представлена систематизация исследований субъектной позиции педагога. Специальное внимание уделяется особенностям развития субъектной позиции учителя.

Ключевые слова: субъектная позиция, учитель, педагогическое сообщество, принципы развития субъектной позиции, образовательное учреждение.

В современном обществе личность должна быть не только адаптивной, то есть умеющей приспосабливаться к условиям окружающей среды, но и способной менять эти условия в соответствии с собственными особенностями и потребностями общества, то есть положительно воздействовать на происходящие вокруг события. Особенно данное качество должно быть сформировано у учителя, у человека, который формирует сознание и мировоззрение подрастающего поколения. Такие выводы корреспондируют с данными, полученными в ряде исследований [1; 2 и др.].

Однако не каждый человек, не каждый педагог может воздействовать на личность ребенка таким образом, чтобы отмечались положительные сдвиги не только в интеллектуальном, но и личностном развитии школьника. По-нашему мнению, только педагог с развитой субъектной позицией сможет повлиять на формирующуюся личность с целью формирования у нее определенных нравственных качеств, толерантности, целеполагания, самореализации, активности. В этой связи актуальным является вопрос изучения субъектной позиции личности, в частности позиции педагога.

В словаре С.И. Ожегова позиция рассматривается как положение, мнение, точка зрения в каком-либо вопросе [3]. В психологическом словаре позиция понимается как устойчивая система отношений человека к действительности, проявляющаяся в определенном поведении и поступках. Позиция является развивающимся образованием, зрелость которой проявляется в непротиворечивости, относительной стабильности [4].

Термин «позиция» был обозначен А. Адлером, который понимал под ним интеграцию избирательных доминирующих отношений человека в существенном вопросе [5]. По мнению Э. Фромма, высшим итогом личностного развития является личностная позиция. Л.И. Божович определяет позицию как направленность личности, ее интересы и стремления, связанные с потребностью в нахождении своего места в труде, в жизни [6].

Дефиниции «позиция» и «субъектность» ряд исследователей рассматривают в тесном единстве, в качестве взаимосвязанных понятий. Так Б.Г. Ананьев отмечал, что позиция личности является деятельной, субъективной стороной ее статуса. Она представляет систему отношений личности (к окружающим и себе), установок и мотивов, целей и ценностей. С.Л. Рубинштейн рассматривает субъекта как сознательно действующее лицо, являющееся центром перестройки бытия. Его роль заключается в том, что он своим познанием и действием конструирует бытие [7]. М.Я. Басов условно выделяет две составные части в структуре человека: организм (индивид) и деятель в окружающей его среде, который понимается в качестве субъекта как носителя активности. А.В. Брушлинский описывает термин субъекта как всеохватывающее широкое понятие человека, раскрывающее единство его природных, социальных, индивидуальных и общественных качеств. Субъектность личности заключается в том, что она осуществляет деятельность, общение, поведение, созерцание и иные виды человеческой индивидуальной, совместной или групповой активности [8].

Таким образом, субъектность личности проявляется в заинтересованном активном отношении к жизни, к себе, обществу, профессии. Доминирующим механизмом активной позиции индивида является осознание себя востребованным в конкретной сфере деятельности или определенных слоях общества.

Изучением субъектной позиции учителя занимались Г.И. Аксенова, Ю.Л. Блинова, А.С. Лебедев, А.М. Трещев и другие. Рассмотрим понимание сущности субъектной позиции личности разными авторами.

Г.И. Аксенова исследовала особенности формирования субъектной позиции у будущих педагогов, анализируя ее компо-

ненты, критерии, уровни. Автор включает в структуру субъектной позиции: мотивационно-ценностный (ценностные ориентации, профессиональные мотивы и профессиональная направленность), отношенческий (учебно-познавательные мотивы и интересы) и регуляторно-деятельностный (самоотношение, отношение к личности ребенка, отношения в системах «студент -учебная группа» и «преподаватель - студент»; способность к управлению своей жизнедеятельностью, личностью и своим поведением) компоненты [9].

А.М. Трещев выделяет аффективный (совокупность моти-вационно-личностных отношений к деятельности в профессиональной сфере, направленность личности), когнитивный (глубокие прочные знания в области методологии и теории педагогики, научного стиля мышления, способность к рефлексии) и поведенческий (практико-действенный характер, владение умениями) компоненты субъектной позиции [10].

А.С. Лебедев рассматривает субъектную позицию применительно к творческой деятельности, понимая ее как системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку творчески осуществлять взаимодействие одновременно с внешней и внутриличностной средой. Он выделяет 3 блока: мотивационно-ценностный (осознанный выбор профессии; стремление к творческой реализации в профессионально-ориентированной деятельности; устойчивый интерес к профилирующим предметам и предметам психолого-педагогического цикла), когнитивно-творческий (самосознание (самопознание), знания о сущности и содержании профессиональной деятельности, самостоятельное творческое мышление) и регулятивно-де-ятельностный (активность (инициативность, ответственность), самостоятельность личности в постановке целей, организации творческой деятельности, проверке ее результатов, рефлексия, самоуправление). По его мнению, сущность субъектной позиции заключается в саморазвитии и самоактуализации личности в профессионально-ориентированной деятельности [11].

Интересным, по-нашему мнению, исследованием субъектной позиции педагога являются работы Ю.Л. Блиновой. Автор изучает данную тему с позиции формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации, описывает психоло-го-акмеологическое сопровождение его субъектной позиции. Отметим программу оптимизации процесса формирования субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации, в которой автор выделяет пропедевтический, преобразующий и интеграционный этапы. Во втором этапе Ю.Л. Блинова отмечает блоки: мотивационно-ценностный, эмоционально-оценочный и деятельностно-регуляторный [12]. Автором подобран обширный диагностический инструментарий, описан тренинг, направленный на оптимизацию процесса формирования субъектной позиции учителя.

И.Ю. Кузнецова дает определение субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации как интегративной личностной характеристики, отражающей систему доминирующих отношений педагога к процессу повышения квалификации, проявляющейся в избирательной образовательной активности, самостоятельном целеполагании, способности к самоопределению, построению и реализации собственной траектории образования, способности к рефлексии, к партнерскому взаимодействию с коллегами и преподавателями-андрагогами [13].

Таким образом, обобщая исследования, посвященные анализу субъектной позиции педагога, можно отметить следующее: субъектная позиция понимается как сложное комплексное структурное образование, она определяется отношениями личности и проявляется в ее деятельности. Сравнивая структуру субъектной позиции педагога, следует отметить, что авторы солидар-

14854852

ны в выделении ее компонентов, относящихся к когнитивной, эмоционально-волевой, мотивационной и поведенческой сферам личности. Это указывает на то, что сущность субъектной позиции многогранная и многоуровневая.

По нашему мнению, особенности развития субъектной позиции педагога зависят от воздействия комплекса внешних и внутренних факторов, которые также можно обозначить как объективные и субъективные.

И.Ю. Кузнецова рассматривает становление субъектной позиции педагога в аспекте повышения квалификации и указывает на следующие объективные факторы: социально-экономические условия; введение федеральных государственных образовательных стандартов; развитие системы повышения квалификации педагогов; усложнение профессиональной педагогической деятельности; условия учреждений дополнительного профессионального образования и пр. Акцент автор делает на субъективных факторах, влияющих на развитие субъектной позиции педагога, среди которых: мотивация к саморазвитию, осознание информационного запроса, стремление разрешить профессиональные затруднения; индивидуальные особенности учителей; созидательное добровольное включение педагогов в образовательный процесс; критичность мышления педагогов, адекватная оценка и корректировка процесса обучения; рефлексия содержания, процесса и результатов обучения; базовые качества взрослого, отличающие его субъектную позицию в обучении, добровольное включение в образовательный процесс; способность к реализации андрагогической модели обучения [13].

По нашему мнению, исходя из сущности субъектной позиции педагога, ее развитие должно опираться на каждый компонент: когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационный, поведенческий.

Особенности развития когнитивного компонента субъектной позиции обусловлены формированием глубоких знаний в области методологии и теории педагогики; овладением современными педагогическими технологиями, научным стилем мышления, способности к рефлексии; развитием самосознания педагога, формированием его самостоятельного творческого мышления.

Особенности развития эмоционально-волевого компонента субъектной позиции выражаются в формировании позитивного ценностного отношения к профессиональной деятельности и в целом профессионализму; стремлении к самообразованию, саморазвитию; целеустремленности, стрессоустойчивос-ти в профессиональной деятельности, эмоционального интеллекта.

Особенности развития мотивационного компонента субъектной позиции обусловлены формированием совокупности личностных отношений к деятельности в профессиональной сфере, направленности личности; стремлением к творческой реализации в профессионально-ориентированной деятельности; наличием устойчивого интереса к профессиональной деятельности; отношением к себе как активному субъекту в педагогической деятельности.

Особенности развития поведенческого компонента субъектной позиции определяются развитием способности к управлению своей жизнедеятельностью, личностью и своим поведени-

Библиографический список

ем; формированием практико-действенного характера работы, стремлением к творческой реализации в профессионально-ориентированной деятельности.

Структуру субъектной позиции педагога можно дополнить еще одним компонентом, связанным с одной из сфер личности, - коммуникативной сферой. Особенностями развития социального (или коммуникативного) компонента субъектной позиции являются формирование умения устанавливать деловые взаимоотношения с учащимися, их родителями, коллегами; умение определять эмоциональное состояние человека и выстраивать в соответствии с этим коммуникацию, развитие умения понять позицию другого, слушать и слышать ученика, владеть средствами невербального общения, применять демократический стиль руководства.

Вместе с тем, особенности развития субъектной позиции педагога обусловлены определенными условиями, в которых он осуществляет свою профессиональную деятельность. В первую очередь это условия, созданные администрацией образовательного учреждения, в котором работает педагог. Задачей руководителя образовательного учреждения является создание условий, необходимых для развития субъектной позиции педагога. Ведущим среди таких условий мы видим педагогическое сообщество образовательного учреждения.

Педагогическое сообщество понимается нами как объединение коллег-единомышленников, ориентированное как на развитие образовательного учреждения, так и на саморазвитие, которые мы рассматриваем в качестве взаимосвязанных элементов. Данное объединение имеет общие цели и интересы, отличается высокой кооперацией и педагогическим профессионализмом, ориентируется на создание условий для профессионального роста каждого педагога школы. Основой его построения является поддержка инициативы и обеспечение сферы её проявления. Гибкий и открытый характер взаимодействия, вариативность форм общения, включенность каждого члена сообщества с учетом направленности самоопределения педагога, применение современных информационно-коммуникационнных технологий - важные принципы организации деятельности. Они способствуют решению педагогами методических проблем и позволяют постоянно обмениваться открытиями в педагогической практике, реализовывать творческие инициативы.

Таким образом, сущность субъектной позиции педагога составляет ее интегративный характер, определяемый личностными особенностями самого педагога, детерминируемыми спецификой его интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, поведенческой и социальной сфер. Особенности развития субъектной позиции педагога зависят от воздействия объективных (внешних средовых) факторов, которые, преломляясь через субъективные (внутренние личностные) особенности педагога, формируют характер его профессиональной деятельности. Отличительной особенностью развития субъектной позиции педагога мы видим создание педагогического сообщества внутри образовательного учреждения как тесной кооперации единомышленников, имеющих цель саморазвития для развития и совершенствования образовательного учреждения, в котором они осуществляют свою педагогическую деятельность.

1. Ильясов, Д.Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. - 2013. - № 3(40).

2. Ильясов, Д.Ф. Организация обучения педагогов в учреждении повышения квалификации кадров // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 2(92).

3. Ожегов, С.И.Толковый словарь русского языка. - М., 1992.

4. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.

5. Адлер. А. Индивидуальная психология // Теории личности в западно-европейской и американской психологии / под ред. Д.Я. Райго-родского. - Самара, 1996.

6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2009.

7. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. - М., 1997.

8. Брушлинский, А.В. Психология субъекта (лекция, прочитанная студентам, аспирантам и преподавателям факультета психологии Тверского государственного университета 19 октября 2001 года) // Психологический журнал. - 2003. - № 2. - Т. 24.

9. Аксенова, Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. - М., 1998.

10. Трещев, А.М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: дис. ... д-ра пед. наук. - Калуга, 2001.

11. Лебедев, А.С. Формирование субъектной позиции в творческой деятельности у студентов педколледжа: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2001.

12. Блинова, Ю.Л. Субъектная позиция педагога: теория и психолого-акмеологическое сопровождение. - Казань, 2010.

13. Кузнецова, И.Ю. Андрагогические условия развития субъектной позиции педагога в процессе повышения квалификации: дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 2008.

Bibliography

1. Iljyasov, D.F. Samoobuchayuthayasya organizaciya kak fenomen i strategiya (na primere obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya) // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 3(40).

2. Iljyasov, D.F. Organizaciya obucheniya pedagogov v uchrezhdenii povihsheniya kvalifikacii kadrov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2010. - № 2(92).

3. Ozhegov, S.I.Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka. - M., 1992.

4. Psikhologiya. Slovarj / pod obth. red. A.V. Petrovskogo, M.G. Yaroshevskogo. - M., 1990.

5. Adler. A. Individualjnaya psikhologiya // Teorii lichnosti v zapadno-evropeyjskoyj i amerikanskoyj psikhologii / pod red. D.Ya. Rayjgorodskogo. - Samara, 1996.

6. Bozhovich, L.I. Lichnostj i ee formirovanie v detskom vozraste. - M., 2009.

7. Rubinshteyjn, S.L. Chelovek i mir. - M., 1997.

8. Brushlinskiyj, A.V. Psikhologiya subjhekta (lekciya, prochitannaya studentam, aspirantam i prepodavatelyam fakuljteta psikhologii Tverskogo gosudarstvennogo universiteta 19 oktyabrya 2001 goda) // Psikhologicheskiyj zhurnal. - 2003. - № 2. - T. 24.

9. Aksenova, G.I. Formirovanie subjhektnoyj pozicii uchitelya v processe professionaljnoyj podgotovki. - M., 1998.

10. Trethev, A.M. Stanovlenie professionaljno-subjhektnoyj pozicii buduthego uchitelya: dis. ... d-ra ped. nauk. - Kaluga, 2001.

11. Lebedev, A.S. Formirovanie subjhektnoyj pozicii v tvorcheskoyj deyateljnosti u studentov pedkolledzha: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2001.

12. Blinova, Yu.L. Subjhektnaya poziciya pedagoga: teoriya i psikhologo-akmeologicheskoe soprovozhdenie. - Kazanj, 2010.

13. Kuznecova, I.Yu. Andragogicheskie usloviya razvitiya subjhektnoyj pozicii pedagoga v processe povihsheniya kvalifikacii: dis. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo, 2008.

Статья поступила в редакцию 26.05.14

УДК 37.01.022

Kail Yu.A, Timofeyeva Ye.V. BASICS OF COMPETENCE-ACTIVITY APPROACH DURING FOREIN LANGUAGE TRAINING AT THE AGRARIAN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION. The article reveals the basics of a competence-activity approach, which is considered as a theoretical foundation of the system of foreign language education in the context of educational modernization.

Key words: competence-activity approach; communication competence; educational modernization; foreign language education; linguistic personality.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ю.А. Кайль, канд. пед. наук, ст. преп. каф. иностранных языков ФГБОУ ВПО АГАУ, г. Барнаул,

E-mail: julijakail@mail.ru; Е.В. Тимофеева, канд. пед. наук, доц. каф. иностранных языков ФГБОУ ВПО АГАУ,

г. Барнаул, E-mail: elena.timofeeva.69@mail.ru

СУЩНОСТЬ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В АГРАРНОМ ВУЗЕ

В статье раскрывается сущность компетентностно-деятельностного подхода, который рассматривается в качестве теоретической базы построения системы обучения иностранному языку в условиях модернизации образования.

Ключевые слова: компетентностно-деятельностный подход; коммуникативная компетенция; модернизация образования; обучения иностранному языку; языковая личность.

Практические потребности обучения иностранным языкам на том или ином этапе развития общества определяют приоритет тех или иных методов лингвистических исследований. В то же время разработка методов обучения тесно взаимосвязана с появлением новых подходов его изучения.

В широком смысле подход выступает как самая общая методологическая основа исследования и обучения в конкретной области знаний, как «методологическая основа разработки методов направлений и, следовательно, методов-моделей обучения иностранным языкам» [1, с. 167].

Следует отметить, что с 70-х годов ХХ века большинство методистов занималось разработкой коммуникативного подхода к обучению иноязычному общению. При коммуникативном подходе ведущим критерием успешности акта общения с позиции говорящего и слушающего должно быть достижение цели общения. Эта цель достигается путём последовательного решения ряда коммуникативных задач. При этом в качестве побудителей действия выступают коммуникативные намерения.

Достижение сложных коммуникативных целей в законченном акте общения требует от коммуниканта сформированности достаточного для реализации этих целей уровня коммуникативной компетенции, что подразумевает овладение целым комплексом сложных коммуникативных умений.

Для контроля устного общения Н.В. Елухина предлагает использовать шкалу из четырёх уровней обученности [2]. В основу выделения этих уровней положено качество выполнения обучаемым поставленной перед ним коммуникативной задачи в соответствии с выделенными критериями сформированности коммуникативных умений:

- социопрагматический: способность коммуниканта организовать речевое взаимодействие и оказывать определённое воздействие на собеседника в соответствии со своим коммуникативным намерением, целью, с учётом ситуации общения, собственной социальной, ситуативной роли и роли собеседника, конвенционных условностей общения, принятых в стране изучаемого языка;

- интерактивный: способность коммуниканта устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, воспринимать высказывание собеседника в соответствии с его коммуникативным намерением, вести общение гибко, с учётом интересов партнёра и его личностных характеристик, изменять своё речевое поведение, исходя из ситуации общения;

- информативный: ясность, чёткость, логичность изложения информации и полнота и точность понимания воспринимаемой информации;

- лингвистический: языковая правильность высказываний коммуниканта.

Современным подходом к обучению в условиях модернизации образования является компетентностно-деятельностный подход, который рассматривается в качестве теоретической базы построения системы обучения иностранному языку. Модернизация образования предполагает, что «система обязательного формирования знаний, умений и навыков будет заменена набором компетенций (комплексом компетентностей)» [3], которые будут формироваться у студентов на основе обновлённого содержания и в процессе их деятельности по овладению таким содержанием. Следовательно, можно сказать, что именно ком-петентностно-деятельностный подход является тем новым под-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.