Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования событийной компетентности работников образовательных технопарков'

Педагогические условия формирования событийной компетентности работников образовательных технопарков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / навыки / образовательные технопарки / педагогические работники / событийные навыки / событийная компетентность / training / skills / educational technology parks / teaching staff / event-based skills / event competence

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андрей Владимирович Вотинцев

В современном обществе, находящемся в постоянном развитии, движимом достижениями в области информационных и коммуникационных технологий, требуются люди, готовые решать проблемы, связанные с глобализацией. В этом процессе фундаментальную роль играют педагогические кадры, которые должны обладать высоким уровнем компетентности (знаний, навыков и установок), чтобы способствовать совместному построению знаний посредством изучения, размышлений, исследований и обмена опытом. Оценка преимуществ создания на базе образовательного учреждения образовательного технопарка как идеального пространства для организации и проведения событий, способствующих повышению уровня компетентности работников образования, явилась целью настоящего исследования. В процессе исследования проведен анализ основных направлений непрерывного обучения и повышения квалификации работников образования; изучены образовательные технопарки; выделены их преимущества для организации событий; определены общие трудовые функции педагогического работника; описаны педагогические условия формирования событийной компетентности педагогического работника образовательного технопарка. В процессе исследования описываются характеристики компетенстностного образования. Среди используемых методов исследования историко-логический, аналитический, индуктивно-дедуктивный, документальный анализ, наблюдение, интервью. Новизна исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования событийной компетентности педагогического работника образовательного технопарка. По итогам анализа научной литературы, изучения инструментария и образовательной среды современных образовательных организаций автор выделил педагогические условия, которые способствуют формированию событийной компетентности педагогических работников образовательных технопарков: учебно-событийные, информационно-событийные, исследовательски-событийные. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что обучение навыкам, основанным на событиях, привносит новый подход в педагогическую практику с исключительно активной, диалогической и открытой точки зрения с использованием всех технологических ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андрей Владимирович Вотинцев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical conditions for forming the event competence of employees in educational technology parks

Modern society, which is constantly evolving, driven by advances in information and communication technologies, requires people who are increasingly ready to face the challenges of globalization. In this process, a fundamental role is played by the teaching staff, who must have a high level of competence (knowledge, skills and attitudes) in order to contribute to the joint construction of knowledge through study, reflection, research and the exchange of experience. The assessment of the advantages of creating an educational technopark on the basis of an educational institution, as ideal space for organizing and holding events that contribute to increasing the level of competence of educators, was the purpose of this study. In the course of the study, the analysis was made of the main directions of lifelong learning and advanced training of educators, and educational technoparks were studied, their advantages for organizing events were highlighted, the general labor functions of a pedagogical worker were determined, and the pedagogical conditions for the formation of event-based competence of a pedagogical worker of an educational technopark were described. In the course of the study, the characteristics of competence-based education are described. Among the research methods used there are: historical-logical, analytical, inductive-deductive, documentary analysis, observation, interview. The novelty of the study lies in the identification of the pedagogical conditions for the formation of event-based competence of a pedagogical worker of an educational technopark. Based on the results of the analysis of scientific literature, the study of tools and the educational environment of modern educational organizations, the author identified a number of pedagogical conditions that contribute to the formation of event-based competence of pedagogical workers of educational technology parks: educational-event, information-event, research-event conditions. As a result of the study, the author concludes that event-based skills training brings a new approach to teaching practice from an exceptionally active, dialogic and open point of view using all technological resources.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования событийной компетентности работников образовательных технопарков»

Научная статья УДК 378

DOI: 10.20323/1813-145X_2023_4_133_63 EDN: WLWUIH

Педагогические условия формирования событийной компетентности работников образовательных технопарков

Андрей Владимирович Вотинцев

Начальник отдела, Академия Минпросвещения России. 125212, г. Москва, Головинское шоссе, д. 8, корп. 2а avvotintsev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5888-9701

Аннотация. В современном обществе, находящемся в постоянном развитии, движимом достижениями в области информационных и коммуникационных технологий, требуются люди, готовые решать проблемы, связанные с глобализацией. В этом процессе фундаментальную роль играют педагогические кадры, которые должны обладать высоким уровнем компетентности (знаний, навыков и установок), чтобы способствовать совместному построению знаний посредством изучения, размышлений, исследований и обмена опытом.

Оценка преимуществ создания на базе образовательного учреждения образовательного технопарка как идеального пространства для организации и проведения событий, способствующих повышению уровня компетентности работников образования, явилась целью настоящего исследования.

В процессе исследования проведен анализ основных направлений непрерывного обучения и повышения квалификации работников образования; изучены образовательные технопарки; выделены их преимущества для организации событий; определены общие трудовые функции педагогического работника; описаны педагогические условия формирования событийной компетентности педагогического работника образовательного технопарка. В процессе исследования описываются характеристики компетенстностного образования.

Среди используемых методов исследования историко-логический, аналитический, индуктивно-дедуктивный, документальный анализ, наблюдение, интервью.

Новизна исследования заключается в выявлении педагогических условий формирования событийной компетентности педагогического работника образовательного технопарка.

По итогам анализа научной литературы, изучения инструментария и образовательной среды современных образовательных организаций автор выделил педагогические условия, которые способствуют формированию событийной компетентности педагогических работников образовательных технопарков: учебно-событийные, информационно-событийные, исследовательски-событийные. В результате проведенного исследования автор делает вывод, что обучение навыкам, основанным на событиях, привносит новый подход в педагогическую практику с исключительно активной, диалогической и открытой точки зрения с использованием всех технологических ресурсов.

Ключевые слова: обучение; навыки; образовательные технопарки; педагогические работники; событийные навыки; событийная компетентность

Для цитирования: Вотинцев А. В. Педагогические условия формирования событийной компетентности работников образовательных технопарков // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 4 (133). С. 63-74. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_63. https://elibrary.ru/WLWUIH

Original article

Pedagogical conditions for forming the event competence of employees in educational technology parks

Andrey V. Votintsev

Head of department, Academy of the Ministry of education of Russia. 125212, Moscow, Golovinskoye avn., 8, building 2a

avvotintsev@mail.ru, https://orcid.org/0000-0001-5888-9701

Abstract. Modern society, which is constantly evolving, driven by advances in information and communication technologies, requires people who are increasingly ready to face the challenges of globalization. In this process, a fundamental role is played by the teaching staff, who must have a high level of competence (knowledge, skills and

© Вотинцев А. В., 2023

attitudes) in order to contribute to the joint construction of knowledge through study, reflection, research and the exchange of experience.

The assessment of the advantages of creating an educational technopark on the basis of an educational institution, as ideal space for organizing and holding events that contribute to increasing the level of competence of educators, was the purpose of this study. In the course of the study, the analysis was made of the main directions of lifelong learning and advanced training of educators, and educational technoparks were studied, their advantages for organizing events were highlighted, the general labor functions of a pedagogical worker were determined, and the pedagogical conditions for the formation of event-based competence of a pedagogical worker of an educational technopark were described. In the course of the study, the characteristics of competence-based education are described. Among the research methods used there are: historical-logical, analytical, inductive-deductive, documentary analysis, observation, interview. The novelty of the study lies in the identification of the pedagogical conditions for the formation of event-based competence of a pedagogical worker of an educational technopark. Based on the results of the analysis of scientific literature, the study of tools and the educational environment of modern educational organizations, the author identified a number of pedagogical conditions that contribute to the formation of event-based competence of pedagogical workers of educational technology parks: educational-event, information-event, research-event conditions. As a result of the study, the author concludes that event-based skills training brings a new approach to teaching practice from an exceptionally active, dialogic and open point of view using all technological resources.

Keywords: training; skills; educational technology parks; teaching staff; event-based skills; event competence

For citation: Votintsev A. V. Pedagogical conditions for forming the event competence of employees in educational technology parks. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2023; (4): 63-74. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2023_4_133_63. https://elibrary.ru/WLWUIH

Введение

Всемирная конференция по высшему образованию, проведенная в Париже в октябре 1998 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), определила основные направления процесса преобразования, происходящего в подготовке не только студентов, но и преподавателей [ЮНЕСКО, 1998].

Смена парадигмы осуществляется в педагогическом образовании, подготовке и повышении квалификации посредством непрерывного профессионального развития, направленного на развитие компетенций.

В условиях современной парадигмы развития отечественной системы профессионального образования формирование профессиональных компетенций педагогических работников становятся основополагающей задачей, предопределяющей результативность образовательной практики и перспективы будущего развития института образования в векторе продвижения инноваций, достижения новой планки результатов подготовки специалистов.

Государственный заказ на выпуск специалистов во многом определяет в качестве ориентира подготовку компетентных кадров будущего, способных исполнять профессиональные задачи и гибко реагировать на объективные запросы динамичной внешней среды.

Подобные запросы актуальны и в среде педагогического образования, где основной упор де-

лается на непрерывный характер обучения и готовность педагогов аккумулировать личностный потенциал роста для развития среды образовательной организации, построения эффективной и многомерной профессиональной деятельности.

Методы исследования

Эффективность образовательной подготовки и функционирования образовательного учреждения в целом определяется возможностью подготовки компетентных специалистов.

В свою очередь, подготовка педагогических работников с гибким мышлением имеет решающее значение при обучении будущих специалистов.

Формирование профессиональных компетенций требует приобретения знаний, навыков, опыта осуществления деятельности, установления личных позиций и подготовки к осуществлению трудовой практики.

Различные исследователи обращали внимание на необходимость постоянного улучшения условий для подготовки учителей [Кагермазова, 2015; Луфов, 2013; Комаров, 2013; Корнилова, 2014; Везиров, 2017; Медведева, 2018; Конева, 2014].

Анализ публикаций показывает совпадение по критерию того, что именно отдельные компоненты определяют профессионализм и мастерство педагога. Все подходы объединяются с позиции необходимости развития профессиональной компетентности педагогов с ориентиром на повышение качества средовых условий подготовки.

Для достижения вышеперечисленного необходимо более тесное взаимодействие между преподавателями, расширение сотрудничества, обмен опытом и исследовательскими проектами. В этом направлении образовательные учреждения должны изменить свою традиционную модель, адаптироваться к новым тенденциям и стать образовательными технопарками, где происходят различные события.

Целью настоящего исследования было определить необходимые педагогические условия для формирования компетентностей через события у педагогических работников технопарков.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

— Анализ основных направлений непрерывного обучения и повышение квалификации работников образования.

— Изучение образовательных технопарков и их преимуществ для проведения событий.

— Определение общих трудовых функций, которые должен выполнять педагогический работник.

— Определение педагогических условий формирования событийной компетентности педагогического работника технопарка.

Для проведения данного исследования был проведен библиографический поиск с использованием следующих методов:

— Историко-логического: выявить различные теории развития профессиональных навыков, создания образовательных технопарков и получения обобщений.

— Аналитический, индуктивно-дедуктивный: для определения тенденций, анализа данных и установления корреляций.

— Документальный анализ: для ознакомления со статьями, научными публикациями и официальными нормативными документами по подготовке учителей.

— Наблюдение: участие в занятиях и мероприятиях, чтобы наблюдать за способами действий, взаимодействием между учителями и определять их возможности и слабые стороны.

— Интервью: интервью с опытными и с недавно окончившими обучение преподавателями предоставили дополнительную информацию по предмету исследования и дополнительным критериям.

Результаты исследования

1. Характеристики компетентностного образования

Сегодняшний мир требует от учителей, обладающих знаниями и навыками, позволяющими направлять и готовить учащихся к жизни в обществе знаний.

Учителя должны изменить способ, которым они развивают процесс преподавания и обучения, исходя из концепции, что образование готовит человека к включению в общество.

В настоящее время недостаточно подготовить студентов с хорошими знанями, от них требуются компетентность и умение решать различные задачи. Проблему профессиональных компетенций в образовании изучали различные исследователи [Зимняя, 2009; Равен, 2002; Носкова, 2009; Лагерев, 2023; Лебедева, 2004; Яковлева, 2020; Рожков, 2019; Ваганова, 2017; Kucheryaviy, 2022; Opacic, 2022].

Согласно с этим особенности и характеристики компетентностного образования во многом раскрываются через призму определения понятий «компетенция» и «компетентность», каждое из которых является отражением профессиональной позиции субъекта образования.

По мнению Э. Ф. Зеера, компетенцию стоит рассматривать в качестве способности субъекта образования выполнять задачи, поставленные в рамках профессиональной деятельности; как знания и умения специалиста [Зеер, 2019].

А. В. Хуторский рассматривает компетентность с точки зрения не только профессиональной деятельности, но и личностных качеств субъекта образования, которые во многом зависят от окружающих человека процессных характеристик [Хуторской, 2003].

Аналогичная точка зрения прослеживается в исследованиях В. В. Краевского, по мнению которого, компетенции стоит разделять на определенные группы, формирующиеся в процессе влияния окружающей действительности на субъекта образования [Краевский, 2003].

Учитывая представленные воззрения авторов, значимую ролевую функцию в современной парадигме компетентностного образования действительно может выполнять событийность как подход, позволяющий организовать эффективную среду обучения. Событие может стать фактором, влияющим на становление профессиональных компетенций.

Педагогическое сообщество в целом рассматривает компетенцию в качестве ключевого ре-

зультата современной образовательной практики. Так, по мнению Л. А. Романовой, формирование профессиональных компетенций становится главной целью современного образования, поскольку отражает овладение опытом осуществления профессиональной деятельности, первичное формирование личностных воззрений специалиста и его профессиональных качеств [Романова, 2010].

Вместе с тем профессиональная компетенция отражает лишь готовность незамедлительно приступить к исполнению профессиональных обязанностей и воспроизводству профессиональной деятельности. Профессиональная компетентность, которая отражает наличие личной позиции обучающегося через призму опыта осуществления профессиональной деятельности, в большей мере свидетельствует о конечных результатах подготовки специалиста.

Обращаясь к определению вопросов формирования компетентности, согласимся с мнением Н. С. Сахаровой, которая, актуализируя понятие «компетенция», приводит характеристику компетентности специалиста. По ее мнению, компетентность стоит рассматривать не только как опыт и профессиональные позиции и другие основы, образующие понятие «компетенции», но и наличие опыта самостоятельной познавательной деятельности, выходящей за рамки учебного процесса и, как правило, связанной с профессиональной практикой; в ходе последней профессиональная компетентность формируется в структуре специфических особенностей конкретной личности [Сахарова, 1999].

Ю. В. Варданян рассматривает профессиональную компетентность в качестве интегратив-ного понятия, которое раскрывает, с одной стороны, знаниевый компонент (профессиональное знание теории), с другой — практико-ориентированный компонент, отражающий готовность применять знания в условиях профессиональной деятельности. Автор считает, что профессиональная компетентность способствует определению субъектных основ специалиста, его целевых ориентаций, мотивов и потребностей, которые в комплексе обуславливают изменчивость качественных характеристик профессиональной деятельности [Варданян, 2008].

Согласимся с мнением М. И. Рожкова, который считает, что сегодня далеко не на всех ступенях образования у специалистов могут быть сформированы профессиональные компетенции

в том виде, в каком они представляются в стандартах образования [Рожков, 2019].

Это обусловлено как материально-техническими (ресурсными) ограничениями, так и возрастными особенностями обучающихся. Вместе с тем сегодня необходимо воссоздавать комплексные педагогические условия, способствующие формированию отдельных профессиональных компетенций субъектов образования, стимулировать личностную активность обучающихся и поддерживать их стремление формировать профессиональную компетентность.

Совершенствование педагогических условий обучения — важная задача, решение которой позволит планомерно организовать процесс формирования профессиональной компетентности педагогического работника.

По мнению Е. С. Борисенковой,

В. В. Логинова и А. Я. Найн, педагогические условия при должном их воссоздании определяют перспективы повышения профессиональной компетентности действующих педагогов; важнейшей в этой структуре задачей становится установление параметров обучения, соотносимых с эффективным решением профессиональных проблем посредством преобразования окружающей действительности [Борисенкова, 2015].

Учитывая все вышеизложенное, формирование профессиональной компетентности педагога свидетельствует о его переходе в режим трудовой практики и обогащения профессионального опыта, воспроизводства ранее сформированных компетенций в условиях реальной трудовой действительности.

2. Формирование событийной компетентности педагогического работника технопарка

Компетентностный и событийный подходы к образованию определяют необходимость создания эффективных педагогических условий, при которых среда образовательной организации будет способствовать формированию событийной компетентности педагогического работника, обуславливающей аккумулирование потенциала образовательной среды в векторе практико-ориентированной образовательной направленности.

Учитывая взятый курс на формирование профессиональных компетенций и усиление работы педагогического сообщества в направлении опережающей подготовки педагогов, острую необходимость приобретает учет основ опережающего обучения и развития среды педагогических технопарков, служащих местом концентрации

педагогических инноваций и продвижения передовых идей практики обучения.

Формирование событийной компетентности педагогического работника технопарка в связи с этим,требует обогащения опыта педагога по участию в организации образовательных событий, причем в виде как субъекта события-участника, так и организатора разных уровней.

Рассмотрение события с нескольких сторон и позиций позволит обогатить личностный опыт, аккумулируя научно-исследовательскую, проектную, событийную и коммуникативную составляющие в единый компонент формирования событийной компетентности.

Педагогическая направленность образовательного события и высокая практико-ориентированная эффективность определяют возможность использования образовательных событий в качестве инструмента раскрытия потенциала образовательной среды.

Однако для комплексного воспроизведения событий в виде последовательности ярких элементов и опыта необходима не только определенная среда, но и специальные навыки.

Учитывая, что формирование компетентности специалиста становится конечной целью современного образования, вопросы формирования событийной компетентности приобретают основополагающее значение, поскольку определяют перспективы раскрытия потенциала образовательной среды технопарков и устанавливают ориентиры профессионального совершенствования педагогических кадров, развития их потенциала.

Событийная компетентность педагога становится способом дальнейшего профессионального развития, учитывающего аспекты самообразования, самоорганизации, целенаправленности и адресности.

Событийная компетентность отражает именно те профессиональные позиции и стремления педагогического работника, при которых последний демонстрирует

— понимание специфики образовательных событий, особенности их объединения в логическую цепочку;

— умение и способность организовать образовательные события, применять их в целях решения педагогических задач;

— ориентацию в практико-ориентированной направленности обучения, представленной в структуре проектной направленности, научно-

исследовательской активности, игровой формы обучения и т. д.;

— готовность осуществлять коммуникацию с субъектами образования в форме диалога;

— умения вариативно использовать современные технологии и подходы к организации процесса обучения;

— готовность стимулировать субъектов образования к исследованию содержания учебных занятий и теоретических и/или практико-ориентированных основ учебного предмета;

— стремление к реализации консультативной деятельности педагога при работе с субъектами образования;

— ориентацию на непрерывное образование, готовность педагога постоянно учиться;

— стремление проявить себя, учитывая контекст и конкретные условия, характер коммуникационного диалога;

— умение выбирать оптимальный вариант развертывания педагогического события из множества существующих.

— множественность и направленность на предмет с учетом современной практики.

В совокупности все эти элементы образуют структуру событийной компетентности педагогического работника технопарка, формирование которой требует воспроизводства особых средо-вых условий и окружающей действительности.

Важно отметить, что педагогические кадры (работники) образовательных технопарков становятся главными педагогами образовательной организации, которые воспроизводят принципы событийности и соприкасаются с событийным подходом в собственной деятельности.

В связи с этим формирование событийной компетентности становится первичной задачей в рамках деятельности педагогических работников технопарков, поскольку ее решение определяет:

— Во-первых, организацию опережающей подготовки педагогов будущего в условиях воспроизводства образовательных событий.

В таком случае образовательное событие, в котором участвуют как действующий, так и будущие педагоги, определяет возможности влияния на личностные позиции субъектов образования, их персональный опыт, мотивацию и ценности, отношение к определенным видам деятельности, готовность реализовывать профессиональные задачи.

Образовательное событие приобретает инструментальный характер, поскольку определяет возможности формирования компетенций обу-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

чающихся, а также обогащение личного опыта и становление личностной позиции по отношению к профессиональной деятельности как итог формирования профессиональной компетентности с учетом многократного результативного воспроизводства событийности.

- Во-вторых, возможности эффективной реализации инновационного инструментария среды педагогического технопарка.

Событие как способ аккумулирования потенциала образовательной среды за счет объединения разнородных субъектов образования, включения различных форм, методов и средств подготовки, реализации педагогических технологий и воспроизводства инноваций педагогического технопарка позволяет раскрыть предельный потенциал инновационного инструментария.

Технопарк в данном случае становится местом, в котором событийная компетентность педагога воспроизводится наиболее эффективно ввиду того, что предоставляются инновационные средства организации обучения, становятся возможны разнородность и запоминаемость, а сама среда привлекает идейных педагогов и обучающихся, стимулирует творческие, проектные и научно-исследовательские проявления.

Таким образом, событийная компетентность педагога становится первичным элементом на пути к комплексному воспроизводству инструментария образовательной практики педагогического технопарка с учетом достижения установленных минимально необходимых результатов подготовки.

- В-третьих, повышение результативности образовательной практики, итогом которой выступает формирование профессиональных компетенций субъектов образовательной среды.

Событийная компетентность ввиду вышеописанных условий в среде педагогического технопарка демонстрирует наивысший потенциал, поскольку подкрепляется инновационной образовательной средой и прочими наиболее эффективными при организации образовательного события условиями, в совокупности устанавливающими перспективы практикоориентированности деятельности субъектов образования. Более того, высокий уровень вовлеченности и личной активности также определяют достижение необходимых результатов образовательной подготовки.

- В-четвертых, совершенствование педагогов в контексте воспроизводства образовательных событий, обогащение опыта других педагогиче-

ских работников технопарка в структуре событийности.

Событийная компетентность определяет готовность педагогов проектировать и воспроизводить как отдельные, так и серийные образовательные события, в ходе которых обогащаются организаторские способности педагогических работников, вовлеченных в организацию образовательного события.

Подобные условия позволяют организовать обмен опытом между организаторами с различными полномочиями, выстроить профессиональные и организационно-управленческие коммуникации, также напрямую зависящие от уровня сформированности соответствующих компетенций.

Важно понимать, что событийная компетентность одного педагога в этой структуре способна оказывать системный эффект на состояние и степень развитости событийной компетентности других педагогических работников.

- В-пятых, гармонизацию среды и условий, инструментария и личности в целях практико-ориентированного воспроизводства обучения.

Образовательное событие в случае его организации со стороны педагога со сформированной событийной компетентностью служит инструментом объединения потенциала образовательной среды и субъектов, воспроизводства всех прочих условий с перспективой практико-ориентированной направленности.

Педагог должен демонстрировать высокий уровень сформированности событийной компетентности, при которой он проявляет не только готовность, но и стремление к организации образовательных событий, их систематизации и использованию события адаптивно в качестве инструмента подготовки.

Поскольку технопарк и его инструментарий позволяют комплексно подготавливать инновации в образовании, событийная компетентность может позитивно влиять на результаты образовательной деятельности педагогов.

Так, в целях формирования событийной компетентности современного педагога необходимо создание взаимосвязанных между собой педагогических условий, отражающих отдельные элементы содержания, приемы и организационные формы движения в сторону установленных образовательных результатов — формирования профессиональной компетентности.

Соглашаясь с мнением Л. И. Акуловой, В. Ф. Поберезкой и С. Н. Терентьевой, рассмот-

рим педагогические условия как совокупность форм организации учебной деятельности, форм проведения всевозможных учебных и внеучеб-ных мероприятий, методов и приемов организации педагогической практики [Акулова, 2020].

Описанные выше критерии составляют каркас, на основании которого определяются педагогические условия формирования событийной компетентности педагогического работника образовательного технопарка:

I. Учебно-событийные условия:

1. Воспроизводство содержательных аспектов образования на основе событийного подхода. В процессе организации образовательной практики на базе технопарка воспроизводятся педагогические технологии, соответствующие условиям событийности, а также прочим требованиям современной парадигмы образования (компетентност-ной, личностно-ориентированной, деятельност-ной и др.); более того, в образовательной подготовке учитываются условия субъектности, личностной активности, включенности в образовательное событие, что позволяет в комплексе формировать событийную компетентность как профессиональную основу педагогического работника технопарка.

Занятия на базе технопарка предполагают решение педагогических задач на основе принципов:

— проектного обучения (предполагает подготовку образовательных проектов в рамках выбранной учебной дисциплины);

— игрового обучения (воспроизводство деловых и ролевых игр на базе образовательных событий);

— информационных технологий (работа с электронными ресурсами, применение ИКТ в практической деятельности);

— коммуникативных технологий (построение коммуникаций в рамках образовательного события);

— здоровьесберегающего обучения (организация образовательных событий с упором на поддержание физического и ментального состояния обучающихся);

— проблемного обучения (организация образовательного события вокруг конкретной проблемы, построение проблемного диалога в структуре образовательного события и др. );

— учебного сотрудничества (построение совместной деятельности обучающихся при организации образовательных событий, вовлеченность педагога в различные роли при организации образовательного события).

Усвоение описанных технологий определяет эффективность содержательной стороны формирования событийной компетентности, воспроизводя ее основы через призму действующих воззрений педагогического сообщества.

2. Ориентация на такие направления деятельности, как познание, исследование, проектная работа, практическая работы, контроль и оценка, формирование эмоционально-ценностных воззрений, личностных позиций, мотивация. Реализация описанных направлений деятельности становится возможной благодаря использованию разносторонних методов с учетом конкретной ситуации и контекста образовательного события. В структуре событийной компетентности можно выделить следующие элементы, изучающиеся в процессе освоения педагогических дисциплин:

— проектирование (разработка внутренних компонентов и структуры планируемого образовательного события как отражения совместной деятельности субъектов образования с созданием предположительного варианта будущей деятельности);

— моделирование (создание педагогических моделей, раскрывающих структуру системы образовательного события и условия взаимодействия субъектов образования);

— планирование (формирование предварительной структуры образовательных событий и их воспроизводство с учетом временной хронологии, процессности и предстоящих результатов);

— исследование (фиксация изменения и апробация образовательных событий в контексте научно-исследовательской деятельности);

— развитие критического мышления (планирование результатов, внедрение рефлексивного компонента в процессе организации образовательного события, сбор данных и фиксирование закономерностей, объективная оценка условий и достижений);

— наблюдение (фиксация изменений и отслеживание состояния объекта наблюдения);

— организация викторин, игр и конкурсов.

3. Воспроизводство условий самоконтроля и самооценки в процессе организации образовательного события, активная организация контроля и рефлексии. Формирование событийной компетентности в процессе как профессиональной деятельности, так и образовательной подготовки педагога требует решения различных задач и разработки структуры образовательных событий. По итогам образовательное событие воспроизводится в структуре профессиональной практи-

69

ки, что позволяет включить компоненты самоанализа и рефлексии в структуру деятельности.

4. Активное участие педагогического работника технопарка в образовательных событиях; воспроизводство элементов событийной компетентности на базе профессиональных конкурсов и проб, олимпиад.

II. Информационно-событийные условия:

1. Применение в образовательной практике информационных технологий на различных этапах воспроизводства событийного подхода. Само образовательное событие может быть организовано в дистанционной форме (например, в виде семинара т. д.).

2. Системное и всестороннее обеспечение образовательного процесса необходимой литературой и электронными ресурсами, материалами, которые применяются участниками образовательного события и непосредственно самим педагогом в процессе его организации.

3. Сетевое взаимодействие технопарка при организации образовательных событий: привлечение различных групп обучающихся, педагогов из других технопарков и/или университетов и т. д. для совместной организации образовательных событий.

III. Исследовательски-событийные условия:

1. Активное участие в семинарах, конференциях, вебинарах и прочих научно-ориентированных мероприятиях.

2. Разработка и проведение образовательных событий на базе технопарков для закрепления событийности и воспроизводства инновационной среды педагогического технопарка в структуре подготовки специалиста.

3. Инновационная активность педагога в среде образовательного технопарка.

Все вышеперечисленные условия способствуют формированию событийной компетентности педагогического работника технопарка. Более того, описанные условия компенсируют потребность в опережающей подготовке педагога, поскольку устанавливают основные компоненты его образовательной деятельности в контексте событийности.

Вместе с тем важно раскрыть условия и на уровне субъекта образования. В таком случае базовые аспекты педагогических условий воспроизводятся сугубо в структуре самостоятельной организаторской, планировочной, проектировочной и инновационной функций. Дополнить перечень педа-

гогических условий можно за счет включения в его структуру таких компонентов, как

- внедрение в базу технопарка службы организации образовательных событий;

- стимулирование и мотивация педагогических работников к активному участию в образовательных событиях;

- включение программных средств и дополнительного инструментария для всесторонней организации образовательных событий.

Наряду с вышеизложенным стоит рассматривать педагогические условия формирования событийной компетентности педагога через следующие аспекты:

- во-первых, уровень субъекта образования, а именно личности педагога как носителя педагогических компетенций (готовность устанавливать цели при организации образовательных событий и их систематическая организация, мотивы и отношение к ним, реализуемые операции);

- во-вторых, уровень объекта образования, а именно образовательная организация (технопарк) и ее сотрудники (ориентиры начальника технопарка в организации образовательных событий и ориентиры коллектива, наличие служб, сопровождающих организацию образовательных событий);

- в-третьих, уровень ресурсного обеспечения технопарка.

Чтобы на базе педагогического технопарка раскрывался инновационной инструментарий образовательной среды, необходимо создать следующие минимально необходимые условия формирования событийной компетентности педагога:

- методическое, информационное, ресурсное, психологическое и организаторское сопровождение педагогического работника технопарка;

- обеспечение инфраструктуры для обогащения опыта организации образовательных событий;

- объединение педагогов с работниками технопарка;

- определение характера и целевых установок при организации образовательных событий;

- возможности для самостоятельной организации различных направлений работы;

- наличие ориентира для администрации технопарка по организации образовательных событий.

Учитывая все вышепредставленное, заметим, что перспективной задачей для автора становится оценка, модернизация и коррекция описанных педагогических условий формирования и развития событийной компетентности педагогических работников технопарков с учетом определения

индикаторов формирования событийной компетентности, достижения поставленных целей и задач образовательной практики.

Заключение

Исследование педагогических условий формирования событийной компетентности педагогических работников образовательных технопарков наглядно демонстрирует наличие необходимого инструментария и потенциала у образовательной среды современных образовательных организаций для формирования событийной компетентности.

Последнее становится возможным в том случае, если у педагогического работника технопарка сформированы представления об особенностях и специфике организации образовательных событий, навыки их организации, имеется опыт участия в образовательных событиях в качестве участника/организатора, сформированы личностные позиции, цели, мотивы и стремления, сопряженные с организацией образовательных событий на базе педагогических технопарков.

Таким образом, высокую актуальность приобретают вопросы формирования событийной компетентности при реализации необходимых педагогических условий для достижения стратегических целей и задач опережающей подготовки педагогических работников.

Библиографический список

1. Акулова Л. И. Педагогические условия формирования методической компетентности у будущих педагогов в классическом вузе / Л. И. Акулова,

B. Ф. Поберезкая, С. Н. Терентьева // Человек. Культура. Образование. 2020. № 2 (36). С. 150-162.

2. Борисенкова Е. С. Педагогические условия как фактор повышения профессиональной компетентности педагога физической культуры / Е. С. Борисенкова, В. В. Логинов, А. Я. Найн // Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2015. № 4 (37). С. 16-25.

3. Ваганова О. И. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного обучения / О. И. Ваганова, А. В. Гладков, А. В. Трутанова // БГЖ. 2017. № 2 (19). С. 190-193.

4. Варданян Ю. В. Развитие профессиональной компетентности студента как субъекта педагогического общения в процессе изучения психологии / Ю. В. Варданян, Н. Н. Рузанкина // ИТС. 2008. № 4.

C. 38-44.

5. Везиров Т. Г. Педагогические условия развития информационной компетентности педагогических работников в системе повышения квалификации //

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2017. № 2 (31). С. 44-50.

6. Дмитриева Т. М. Лучшие педагогические практики как основа профессионального роста педагога дополнительного образования детей // Калининградский вестник образования. 2022. № 3 (15). С. 56-63.

7. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования / Э. Ф. Зеер,

B. С. Третьякова, В. И. Мирошниченко // Образование и наука. 2019. № 6. С. 93-121.

8. Зимняя И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Эксперимент и инновации в школе. 2009. № 2. С. 7-14.

9. Игнатьева Г. А. Проектирование персонализированного дополнительного профессионального образования педагогов: событийно-позиционная методология / Г. А. Игнатьева, В. В. Сдобняков // Вестник Мининского университета. 2022. № 3 (40). С. 1-26.

10. Ильина Н. Н. Проектирование педагогической технологии обучения в профессионально-педагогическом вузе / Н. Н. Ильина, И. В. Осипова // Известия ВГПУ 2022. № 4 (167). С. 22-26.

11. Иманова О. А. Оценка профессиональных компетенций магистров педагогики с использованием электронного портфолио / О. А. Иманова, О. Г. Смольянинова // Информатика и образование. 2023. № 38 (1). С. 45-54.

12. Кагермазова Л. Ц. О формировании коммуникативной компетентности будущего педагога / Л. Ц. Кагермазова, И. В. Абакумова, С. Л. Лунин, Е. О. Щульц // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2015. № 1 (185).

C. 100-104.

13. Комаров Н. М. Роль рефлексии в формировании компетентности / Н. М. Комаров, Н. В. Иванова,

B. М. Сафронов // Вестник евразийской науки. 2013. № 3 (16). С. 1-9.

14. Конева О. Б. Профессиональное и личностное развитие педагогических работников в условиях реализации инклюзивного образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 4 (21). С. 5-11.

15. Корнилова Е. А. О формировании информационно-коммуникационной компетентности педагогов / Е. А. Корнилова, С. Е. Савотченко // Экономика. Информатика. 2014. № 21-1 (192). С. 175-181.

16. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва : Издательский центр «Академия», 2003. 256 с.

17. Лагерев К. И. Развитие человеческих ресурсов как основной инструмент формирования профессиональных компетенций // Ученые записки Российской академии предпринимательства. 2023. Т. 22. № 1.

C. 70-74.

18. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Луфов М. Т. Некоторые вопросы формирования профессиональной компетентности будущих учителей / М. Т. Луфов, М. С. Хасанова // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2013. № 4 (37). С. 220-227.

20. Медведева Т. Ю. Проблемы проектирования профессионального развития научно-педагогических работников в современных условиях / Т. Ю. Медведева, А. В. Васькина, О. А. Сизова // ПНиО. 2018. № 4 (34). С. 39-44.

21. Носкова О. Г. О соотношении понятий «профессионально важное качество», «компетенция» и «компетентность» // Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. Выпуск 1 / под ред. В. А. Бодрова и А. Л. Журавлева. Москва : Институт психологии РАН, 2009. С. 141-151.

22. Овсяницкая Л. Ю. Об опыте реализации опережающего образования для подготовки бакалавров цифрового общества // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2020. № 4 (50). С. 62-68.

23. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. Москва : Когито-Центр, 2002. 396 с.

24. Рожков М. И. Теория обучения : учебник и практикум для академического бакалавриата / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк ; под редакцией М. И. Рожкова. Москва : Юрайт, 2019. 402 с.

25. Романова Л. А. Профессиональная субъект-ность как средство формирования компетентности педагога // МНКО. 2010. № 4-2. С. 154-156.

26. Сахарова Н. С. Категории «компетентность» и компетенция в современной образовательной парадигме // Вестник Оренбургского государственного университета. 1999. № 3. С. 51-58.

27. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58-64.

28. Шарова Н. Н. Результаты опережающей подготовки будущего педагога к реализации цифровых образовательных взаимодействий // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2020. № 4 (40). С. 106-114.

29. ЮНЕСКО. Высшее образование в XXI веке: видение и действие: материалы Всемирной конференции по высшему образованию. 5-9 октября 1998 г. Париж, 1998. 250 с.

30. Яковлева И. В. Компетентностный и знание-вый подходы: философско-образовательные проблемы понимания и применения / И. В. Яковлева, Т. С. Косенко // Профессиональное образование в современном мире. 2020. № 10 (1). С. 3474-3480.

31. Kucheryaviy O. System of professional-digital competencies of a teacher ofahigher pedagogical educational institution // ScienceRise Pedagogical Education. 2022. № 2 (47). pp. 44-49.

32. Opacic A. Introduction to the Professional Competency Framework in Social Work // Social Work in the Frame of a Professional Competencies Approach. 2022. pp. 3-19.

Reference list

1. Akulova L. I. Pedagogicheskie uslovija formiro-vanija metodicheskoj kompetentnosti u budushhih peda-gogov v klassicheskom vuze = Pedagogical conditions for formation of methodological competence among future teachers in classical university / L. I. Akulova, V. F. Poberezkaja, S. N. Terent'eva // Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie. 2020. № 2 (36). S. 150-162.

2. Borisenkova E. S. Pedagogicheskie uslovija kak faktor povyshenija professional'noj kompetentnosti peda-goga fizicheskoj kul'tury = Pedagogical conditions as a factor in increasing the professional competence of a physical education teacher / E. S. Borisenkova, V. V Loginov, A. Ja. Najn // Pedagogiko-psihologicheskie i mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury i sporta. 2015. № 4 (37). S. 16-25.

3. Vaganova O. I. Formirovanie professional'nyh kompetencij bakalavrov v uslovijah jelektronnogo obuchenija = Formation of professional competencies of bachelors in e-learning conditions / O. I. Vaganova, A. V. Gladkov, A. V. Trutanova // BGZh. 2017. № 2 (19). S. 190-193.

4. Vardanjan Ju. V Razvitie professional'noj kompetentnosti studenta kak sub#ekta pedagogicheskogo ob-shhenija v processe izuchenija psihologii = Development of professional competence of the student as a subject of pedagogical communication in the process of studying psychology / Ju. V. Vardanjan, N. N. Ruzankina // ITS. 2008. № 4. S. 38-44.

5. Vezirov T. G. Pedagogicheskie uslovija razvitija in-formacionnoj kompetentnosti pedagogicheskih rabotnikov v sisteme povyshenija kvalifikacii = Pedagogical conditions for the development of information competence of teachers in the system of advanced training // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. 2017. № 2 (31). S. 44-50.

6. Dmitrieva T. M. Luchshie pedagogicheskie praktiki kak osnova professional'nogo rosta pedagoga dopolnitel'nogo obrazovanija detej = The best pedagogical practices as the basis for the professional growth of the teacher of additional education of children // Kalinin-gradskij vestnik obrazovanija. 2022. № 3 (15). S. 56-63.

7. Zeer Je. F. Strategicheskie orientiry podgotovki pedagogicheskih kadrov dlja sistemy nepreryvnogo pro-fessional'nogo obrazovanija = Strategic guidelines for training teachers for the system of continuing professional education / Je. F. Zeer, V. S. Tret'jakova, V. I. Miroshnichenko // Obrazovanie i nauka. 2019. № 6. S. 93-121.

8. Zimnjaja I. A. Kljuchevye kompetencii — novaja paradigma rezul'tata obrazovanija = Key competencies — a new paradigm of education outcome // Jeksperiment i innovacii v shkole. 2009. № 2. S. 7-14.

9. Ignat'eva G. A. Proektirovanie personalizirovan-nogo dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija ped-agogov: sobytijno-pozicionnaja metodologija = Design of personalized further professional education of teachers: event-positional methodology / G. A. Ignat'eva, V. V Sdobnjakov // Vestnik Mininskogo universiteta. 2022. № 3 (40). S. 1-26.

10. Il'ina N. N. Proektirovanie pedagogicheskoj tehnologii obuchenija v professional'no-pedagogicheskom vuze = Design of pedagogical training technology at professional and pedagogical university / N. N. Il'ina, I. V. Osipova // Izvestija VGPU. 2022. № 4 (167). S. 22-26.

11. Imanova O. A. Ocenka professional'nyh kompe-tencij magistrov pedagogiki s ispol'zovaniem jelektron-nogo portfolio = Assessment of professional competencies of masters of pedagogy using an electronic portfolio / O. A. Imanova, O. G. Smol'janinova // Informatika i obra-zovanie. 2023. № 38 (1). S. 45-54.

12. Kagermazova L. C. O formirovanii kommu-nikativnoj kompetentnosti budushhego pedagoga = On the formation of communicative competence of the future teacher / L. C. Kagermazova, I. V. Abakumova, S. L. Lunin, E. O. Shhul'c // Izvestija vuzov. Severo-Kavkazskij region. Serija: Obshhestvennye nauki. 2015. № 1 (185). S. 100-104.

13. Komarov N. M. Rol' refleksii v formirovanii kompetentnosti = The role of reflection in the formation of competence / N. M. Komarov, N. V. Ivanova, V. M. Safronov // Vestnik evrazijskoj nauki. 2013. № 3 (16). S. 1-9.

14. Koneva O. B. Professional'noe i lichnostnoe razvitie pedagogicheskih rabotnikov v uslovijah realizacii inkljuzivnogo obrazovanija = Professional and personal development of teachers in the context of inclusive education // Nauchnoe obespechenie sistemy povyshenija kvalifikacii kadrov. 2014. № 4 (21). S. 5-11.

15. Kornilova E. A. O formirovanii informacionno-kommunikacionnoj kompetentnosti pedagogov = On the formation of information and communication competence of teachers / E. A. Kornilova, S. E. Savotchenko // Jekonomika. Informatika. 2014. № 21-1 (192). S. 175-181.

16. Kraevskij V. V. Obshhie osnovy pedagogiki = General foundations of pedagogy : ucheb. dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva : Izdatel'skij centr «Akademija», 2003. 256 s.

17. Lagerev K. I. Razvitie chelovecheskih resursov kak osnovnoj instrument formirovanija professional'nyh kompetencij = The development of human resources as the main tool for the formation of professional competencies // Uchenye zapiski Rossijskoj akademii predprini-matel'stva. 2023. T. 22. № 1. S. 70-74.

18. Lebedev O. E. Kompetentnostnyj podhod v obra-zovanii = Competency approach in education // Shkol'nye tehnologii. 2004. № 5. S. 3-12.

19. Lufov M. T. Nekotorye voprosy formirovanija professional'noj kompetentnosti budushhih uchitelej =

Some issues of building the professional competence of future teachers / M. T. Lufov, M. S. Hasanova // Uchenye zapiski Hudzhandskogo gosudarstvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki. 2013. № 4 (37). S. 220-227.

20. Medvedeva T. Ju. Problemy proektirovanija professional'nogo razvitija nauchno-pedagogicheskih rabotnikov v sovremennyh uslovijah = Problems of designing professional development of scientific and pedagogical workers in modern conditions / T. Ju. Medvedeva, A. V. Vas'kina, O. A. Sizova // PNiO. 2018. № 4 (34). S. 39-44.

21. Noskova O. G. O sootnoshenii ponjatij «profes-sional'no vazhnoe kachestvo», «kompetencija» i «kompetentnost'» = On relationship of the concepts of «professionally important quality», «competence» and «compe-tency» // Aktual'nye problemy psihologii truda, inzhe-nernoj psihologii i jergonomiki. Vypusk 1 / pod red. V. A. Bodrova i A. L. Zhuravleva. Moskva : Institut psihologii RAN, 2009. S. 141-151.

22. Ovsjanickaja L. Ju. Ob opyte realizacii operezha-jushhego obrazovanija dlja podgotovki bakalavrov cifrovogo obshhestva = On the experience of implementing advanced education for preparing digital society bachelors // Sovremennaja vysshaja shkola: inno-vacionnyj aspekt. 2020. № 4 (50). S. 62-68.

23. Raven Dzh. Kompetentnost' v sovremennom ob-shhestve: vyjavlenie, razvitie i realizacija = Competence in modern society: identification, development and implementation / per. s angl. Moskva : Kogito-Centr, 2002. 396 s.

24. Rozhkov M. I. Teorija obuchenija : uchebnik i praktikum dlja akademicheskogo bakalavriata = Learning theory: textbook and workshop for academic Bachelor's programmes / M. I. Rozhkov, L. V. Bajborodova, O. S. Grebenjuk, T. B. Grebenjuk ; pod redakciej M. I. Rozhkova. Moskva : Jurajt, 2019. 402 s.

25. Romanova L. A. Professional'naja sub#ektnost' kak sredstvo formirovanija kompetentnosti pedagoga = Professional subjectivity as a means of building a teacher's competence // MNKO. 2010. № 4-2. S. 154-156.

26. Saharova N. S. Kategorii «kompetentnost'» i kompetencija v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme = Categories of «competence» and competence in the modern educational paradigm // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 1999. № 3. S. 51-58.

27. Hutorskoj A. V. Kljuchevye kompetencii kak komponent lichnostnoorientirovannoj paradigmy obra-zovanija = Key competencies as a component of the person-centered education paradigm // Narodnoe obra-zovanie. 2003. № 2. S. 58-64.

28. Sharova N. N. Rezul'taty operezhajushhej podgo-tovki budushhego pedagoga k realizacii cifrovyh obra-zovatel'nyh vzaimodejstvij = Results of advanced preparation of the future teacher for implementing digital educational interactions // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. 2020. № 4 (40). S. 106-114.

29. JuNESKO. Vysshee obrazovanie v XXI veke: vi-

denie i dejstvie = UNESCO. Higher Education in the 21st Century: Vision and Action : materialy Vsemirnoj konfer-encii po vysshemu obrazovaniju. 5-9 oktjabrja 1998 g. Parizh, 1998. 250 s.

30. Jakovleva I. V. Kompetentnostnyj i znanievyj podhody: filosofsko-obrazovatel'nye problemy ponima-nija i primenenija = Competency and knowledge approaches: philosophical and educational problems of understanding and application / I. V Jakovleva,

T. S. Kosenko // Professional'noe obrazovanie v sov-remennom mire. 2020. № 10 (1). S. 3474-3480.

31. Kucheryaviy O. System of professional-digital competencies of a teacher ofahigher pedagogical educational institution // ScienceRise Pedagogical Education. 2022. № 2 (47). pp. 44-49.

32. Opacic A. Introduction to the Professional Competency Framework in Social Work // Social Work in the Frame of a Professional Competencies Approach. 2022. pp. 3-19.

Статья поступила в редакцию 20.04.2023; одобрена после рецензирования 26.05.2023; принята к публикации 04.08.2023.

The article was submitted 20.04.2023; approved after reviewing 30.05.2023; accepted for publication 04.08.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.