Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ'

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА / СОБЫТИЙНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / СЕТЕВОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жамбалова Эмилия Чойжалсановна, Уржинсурен Жаргал

Статья посвящена проблеме развития субъектной позиции личности в целом и педагогов в частности. С целью определения и обоснования педагогических условий развития субъектной позиции педагога проведен анализ научных трудов ученых, занимающихся изучением проблемы становления субъектности педагогов. Выявлено, что одним из условий развития субъектной позиции личности, в том числе и обучающихся, является реализация событийного подхода через проведение образовательных событий, которые становятся ситуацией рефлексивной деятельности и способствуют развитию личности. Для определения потенциала образовательных событий в развитии субъектной позиции педагогов проведено анкетирование, результаты которого представлены в статье. В работе описаны подходы к определению понятий «образовательное событие» и «сетевое образовательное событие», сформулированы характеристики образовательных событий и определены условия, необходимые для их организации в сети. Автор излагает и обосновывает возможность использования сетевых образовательных событий как продуктивной формы для повышения квалификации в целом и освоения педагогом новых ролей в частности. Особую значимость представляет уточненная трактовка понятия «сетевое образовательное событие», которая сформулирована по итогам проведенного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Жамбалова Эмилия Чойжалсановна, Уржинсурен Жаргал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TEACHER’S SUBJECTIVE POSITION IN CONDITIONS OF NETWORK EDUCATIONAL EVENT

The article is devoted to the problem of the development of subjective position of the personality in general and teachers in particular. In order to determine and substantiate the pedagogical conditions for the development of the subjective position of the teachers, an analysis of the literature and a questionnaire were carried out, the results of which are presented in the article. It was revealed that one of the conditions for the development of subjective position of the personality, including students, is the implementation of the event approach through educational events. Educational events are considered as a situation of reflexive activity that contributes to the development of the subject of activity. The paper describes approaches to the definition of the concepts of “educational events” and “network educational events”, defines the characteristics of educational events and necessary conditions for their organization in the network. The author presents and substantiates the possibility of using network educational events as a productive form for advanced training in general and for the mastering new roles in particular. The author gives the refined interpretation of the concept of “network educational event”, which was formulated based on the results of the research.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 2 (29). Июнь 2021 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37. 37.02. 37.022

DOI 10.51955/2312-1327 2021 2 179

РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОБЫТИЯ

Эмилия Чойжалсановна Жамбалова1,2, orcid.org/0000-0003-1870-7541, аспирант1, заочное отделение, 1 курс проректор по научно-методической работе2 1 Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова, 2ГАУ ДПО «Агинский институт повышения квалификации работников социальной сферы

Забайкальского края», ул. Комсомольская, 13 п. Агинское, 687000, Россия altana06@mail.ru

Жаргал Уржинсурен1, orcid.org/0000-0002-0462-9805 магистр, преподаватель1 1 Улан-Баторский университет, ул. БаянзYрх, 5-р г. Улан-Батор, Монголия urjee_73@yahoo.com

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития субъектной позиции личности в целом и педагогов в частности. С целью определения и обоснования педагогических условий развития субъектной позиции педагога проведен анализ научных трудов ученых, занимающихся изучением проблемы становления субъектности педагогов. Выявлено, что одним из условий развития субъектной позиции личности, в том числе и обучающихся, является реализация событийного подхода через проведение образовательных событий, которые становятся ситуацией рефлексивной деятельности и способствуют развитию личности. Для определения потенциала образовательных событий в развитии субъектной позиции педагогов проведено анкетирование, результаты которого представлены в статье. В работе описаны подходы к определению понятий «образовательное событие» и «сетевое образовательное событие», сформулированы характеристики образовательных событий и определены условия, необходимые для их организации в сети. Автор излагает и обосновывает возможность использования сетевых образовательных событий как продуктивной формы для повышения квалификации в целом и освоения педагогом новых ролей в частности. Особую значимость представляет уточненная трактовка понятия «сетевое образовательное событие», которая сформулирована по итогам проведенного исследования.

Ключевые слова: субъектная позиция педагога, событийный подход, образовательное событие, сетевое образовательное событие.

© Эмилия Чойжалсановна Жамбалова, Жаргал Уржинсурен, 2021

DEVELOPMENT OF THE TEACHER'S SUBJECTIVE POSITION IN CONDITIONS OF NETWORK EDUCATIONAL EVENT

Emiliya Choyzhalsanovna Zhambalova1,2 orcid.org/0000-0003-1870-7541 1st year postgraduate student1 vice-rector for scientific and methodological work2 Buryat State University named after DorzhiBanzarov;

Aginsky instituteof Advanced Training of social workers of Zabaykalsky krai, 13 Komsomolskaya Street, Aginskoye, 687000, Russia altana06@mail.ru

Zhargal Urzhinsuren1 orcid.org/0000-0002-0462-9805 Master's Degree, University Teacher1 1 Ulan-Bator University;

5-p Bayanzurkh Street

Ulan-Bator, Mongolia urjee_73@yahoo.com

Abstract. The article is devoted to the problem of the development of subjective position of the personality in general and teachers in particular. In order to determine and substantiate the pedagogical conditions for the development of the subjective position of the teachers, an analysis of the literature and a questionnaire were carried out, the results of which are presented in the article. It was revealed that one of the conditions for the development of subjective position of the personality, including students, is the implementation of the event approach through educational events. Educational events are considered as a situation of reflexive activity that contributes to the development of the subject of activity.

The paper describes approaches to the definition of the concepts of "educational events" and "network educational events", defines the characteristics of educational events and necessary conditions for their organization in the network. The author presents and substantiates the possibility of using network educational events as a productive form for advanced training in general and for the mastering new roles in particular. The author gives the refined interpretation of the concept of "network educational event", which was formulated based on the results of the research.

Keywords: subjective position of the teachers, event approach, educational event, network educational event.

Введение

Тотальный форс-мажорный переход на дистанционное обучение, связанный с ограничительными мерами, показал, что система образования не во многом, а в полной мере зависит от личности учителя. В условиях неопределенности наиболее оперативно ответить на возникшие вызовы и переформатировать весь образовательный процесс смогли учителя, обладающие такими качествами, как инициативность, рефлексивность и умение самостоятельно принять решение и нести ответственность за свой выбор, учителя, у которых сформирован высокий уровень субъектной позиции. Именно они первыми подобрали или освоили новые формы и методы работы в дистанционном режиме, что, безусловно, повлияло на результат, т. е.

качество образования. Таким образом, отмечаем актуальность формирования субъектной позиции педагога, поскольку она влияет на качество образования в целом в условиях неопределенного и неоднозначного ВУКА-мира (акроним VUCA - (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity) нестабильность, неопределенность, сложность и неоднозначность).

Система образования меняется, технологии быстро осваиваются и быстро устаревают. Традиционно сложившиеся формы работы с учителями (лекции, семинары, практикумы и т.д.) не позволяют эффективно подготовить учителя к условиям ВУКА-мира. Нужны новые форматы, которые будут моделировать ситуацию неопределенности. В современном обществе знаний появление и развитие новых сетевых форм рабочей и образовательной среды становится всё более распространенным явлением, онлайн-сообщества практиков позволяют обмениваться опытом и знаниями между различными представителями сферы образования [Gairin-Sallan et al., 2010]. Исследования показывают, что обмен знаниями между педагогами способствует расширению возможностей их профессионального обучения и развития. При этом доказано, что влияние внутренней мотивации на обмен намерениями в школе опосредовано самоэффективностью и установками, тогда как влияние внешней мотивации опосредовано только установками [Wang et al., 2021].

Для эффективного функционирования педагога в современной образовательной среде имеется необходимость внедрения образовательных технологий, способствующих освоению педагогом новых ролей: модератора, разработчика образовательных траекторий, организатора проектного обучения, координатора образовательных онлайн-платформ, ментора стартапов, игромастера, игропедагога, тренера по майнд-фитнесу и т. д. Освоение ролей подобного рода, безусловно, требует наличия у педагога активной позиции, готовности постоянно развиваться, осознанно выстраивать стратегию профессионального развития. Особую актуальность проблема развития субъектной позиции обретает и у монгольских педагогов, которые за период пандемии также перешли на онлайн-обучение, а необходимость развития профессионального потенциала все более возрастает [Жадамба, 2001; Лхагважав и др., 2001]

Материал и методы

В целях определения и обоснования педагогических условий развития субъектной позиции педагога организовано исследование, в рамках которого проводится анализ психолого-педагогических подходов к определению понятия «субъектная позиция педагога». Материалом исследования служат научные статьи, монографии отечественных и зарубежных ученых. В ходе анализа литературы сформулирована гипотеза о том, что использование ресурсов сетевой коммуникации в условиях цифровой образовательной среды при реализации событийного подхода будет способствовать развитию субъектной позиции педагога. Для подтверждения данной гипотезы определяются методологические основы сетевого образовательного события как педагогической технологии; на этапе разработки находится

инструментарий для выявления состояния и уровня развития субъектной позиции педагога.

Для достижения цели исследования используется комплекс методов: анализ психологической и педагогической литературы, нормативных документов и диссертационных исследований по проблеме исследования; наблюдение и анкетирование, педагогический эксперимент, анализ и обобщение опыта, методы математической статистики.

Дискуссия

Анализ литературы показал, что субъектная позиция личности является предметом исследований в работах Ю.Л. Блиновой [Блинова, 2007], М.В. Хаджиевой [Хаджиева, 2014], Д. А. Данилова [БаиПоу, 2018], А.М. Трещева [Трещев, 2001] и других ученых. Субъектная позиция характеризуется как одна из человеческих ценностей, основных потребностей, способностей и функций человека перед обществом и самим собой. Формирование субъектной позиции будущего педагога рассматривается в качестве ключевого аспекта функционирования системы образования [БаиПоу, 2018]. По мнению М.В. Хаджиевой, «сущность субъектной позиции педагога составляет ее интегративный характер, определяемый личностными особенностями самого педагога, детерминируемыми спецификой его интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и поведенческой сфер» [Хаджиева, 2014, с. 137]. При этом процесс развития субъектной позиции зависит от внешних факторов, которые преломляясь через личностные особенности педагога, определяют его профессиональную деятельность. Анализируя субъектность педагога, А.М. Трещев считает данную характеристику особой формой отношения педагога к самому себе как субъекту. Субъектная позиция позволяет педагогу относиться к собственной профессиональной деятельности как креативной и инновационной, в ходе которой педагог является автором своего бытия [Трещев, 2001]. Субъектная позиция педагога состоит не только из комплекса профессиональных знаний и компетенций, используемых в практической деятельности, более значимым является наличие высокого уровня самоорганизации и самоопределения личности в нестандартных ситуациях [Багаиоу й а1., 2020].

У монгольских ученых развитие субъектности педагога рассматривается как необходимость развития качеств будущих учителей в изменяющихся социальных условиях, в вопросах общих проблем реформирования педагогического образования [Жадамба и др., 2001].

Анализ трудов Ю.Л. Блиновой показал, что субъектная позиция педагога является необходимым условием, которое позволяет обеспечить конкурентоспособность педагога, профессиональную и социальную устойчивость, а также способствует целенаправленному выстраиванию этапов профессионального развития. При этом выявлено, что на этапах адаптации и самоактуализации содержание и структура субъектной позиции педагогов значительно отличаются. Факторами, препятствующими развитию субъектной позиции, являются психологическая неготовность педагога к саморазвитию,

отсутствие мотивации и недостаточное знание внутренних ресурсов. Следовательно, по мнению Ю.Л. Блиновой, субъектная позиция педагога в большей степени детерминируется субъективными факторами, включающими мотивационный, эмоционально-оценочный и регуляторно-деятельностный факторы, и для развития субъектной позиции педагога необходимо обеспечить систему психолого-акмеологических условий и факторов, подразделяющихся на внешние и внутренние условия и объективные, объективно-субъективные и субъективные факторы [Блинова, 2007].

Развитие субъектной позиции является одним из показателей профессионального развития педагога, которое возможно при реализации таких потенциально эффективных стратегий как: обучение в сетях, коучинг со стороны коллег, совместные исследования действий и использование кейсов. Реализация данных стратегий может стать эффективным механизмом для развития субъектной позиции, в частности [1ап И.уап Бпе1 е! а1., 2001]. Нужно отметить, что обучение в сетях с использованием ресурсов образовательных блогов становится всё более популярным в школах и высших учебных заведениях, исследования по данной теме свидетельствуют о том, что студенты, выполняя разные роли в блоге, достигают более высокого уровня мышления и познавательных способностей [Лтоу1апшБ е! а1., 2012].

В настоящее время широкое распространение получает практика обучения с использованием социальных сетей, например, через группы сети Фейсбук [Оог^&Б е! а1., 2020]. Программа, реализованная авторами исследования в сети, направлена на удовлетворение потребности учителей в автономии, компетенции, а также на содействие их автономной мотивации. Предварительные выводы свидетельствуют об усилении совместной динамики слушателей программы с точки зрения их взаимодействия, предварительные измерения показали значительное улучшение переменных, которые могут определять успех обучения, сделан вывод, что программы, реализуемые через социальные сети, становятся инновационным подходом к подготовке учителей.

Если говорить о развитии субъектной позиции личности в целом (в т.ч. обучающихся), то анализ литературы и модельные практики, существующие в Забайкальском крае, выявили потенциал событийного подхода для достижения данной цели. Именно событийность позволяет создать условия для личностного роста человека, становления его субъектности и авторства в образовании, а событие становится осмысленным действием, которое способствует переходу человека из одного типа поведения в другой [Эльконин, 2001, с. 41-43]. Изучению феномена «событие» посвящены научные труды таких ученых, как В.И. Слободчиков [Слободчиков, 2010], Д.В. Григорьев [Григорьев, 2007], Б.Д. Эльконин [Эльконин, 2001], М.М. Миркес [Миркес, 2010], В .В. Сериков [Сериков, 2008], Е.Ю. Петряева [Петряева, 2019] и др.

Особое внимание данному явлению в своих научных трудах уделяет отечественный психолог В.И. Слободчиков, который использует понятие «событие» для характеристики детско-взрослой образовательной общности.

В.И. Слободчиков придерживается мнения о том, что со-бытие есть то, что развивается, результатом развития чего оказывается та или иная форма субъективности [Слободчиков, 2010, с. 10].

По мнению Д.В. Григорьева, разрабатывающего теоретические основы событийного подхода в педагогике, «событие - момент реальности, в котором происходит личностно развивающая, целе- и ценностно ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их со-бытие... Событийный подход стал серьёзной альтернативой «мероприятийному» воспитанию, поскольку он ориентирован не на «событие ради события» (высший смысл мероприятия), но на «событие ради со-бытия», то есть на преобразование реальности повседневного взаимодействия и общения детей и взрослых» [Григорьев, 2007, с. 32]. Это обусловлено, прежде всего, тем, что простая передача социального опыта младшему поколению уже не соответствует реалиям нашего времени. Формы опыта в современном быстроразвивающемся мире могут измениться в течение жизни, элементарное воспроизводство становится уже непродуктивным. Проблема формирования умений овладевать чем-то новым может быть решена только при условии совместного бытия взрослых и детей не в вертикальной системе координат, а в горизонтальной, то есть в со-бытии.

Анализируя понятие «событие», можно сделать вывод о том, что оно имеет тесные связи с понятием «ситуация». В.В. Сериков характеризует педагогическую ситуацию как событие, как своеобразный момент импульса для глубинных изменений в креативно-смысловых структурах сознания, рефлексии прежнего и обретения нового опыта [Сериков, 2008]. И если в ходе учебной ситуации происходят подобные изменения, создается ситуация развития, то можно утверждать, что данная учебная ситуация стала для ученика событием. Интенсивность и открытость образовательных событий задают энергию и ситуацию «вызова», которые инициируют возникновение субъектности, и человек, участвующий в образовательном событии, начинает действовать на пределе своих возможностей в условиях образовательного экстрима [Миркес, 2010, с. 103].

Анализ изученных подходов к феномену «событие» позволяет сделать вывод о том, что образовательное событие - это ситуация рефлексивной деятельности субъекта, которая осуществляется в ходе понимания проблемы, самоопределения субъекта по отношению к данной проблеме и определения способов её решения в условиях взаимодействия, другим словами в условиях со-бытия. Важным является то, что данная рефлексивная ситуация должна стать ситуацией развития субъекта образовательной деятельности. Как и любое явление, событие должно обладать определенными характеристиками.

Результаты

В нашем исследовании было важно выявить, при каких условиях мы можем говорить о том, что образовательная ситуация стала событием? Ниже мы определили ряд характеристик, которые могут быть обозначены как критерии образовательного события. По нашему мнению, образовательная ситуация может стать для ученика событием, если:

- обеспечены свобода выбора участия или неучастия в коллективной деятельности (наличие мотивации);

- обеспечен выбор детьми направлений и способов деятельности, поддерживаются отношения равенства, взаимного интереса, взаимопринятия и взаимоуважения;

- - стимулируются проявление участниками своей позиции, понимание позиции другого, инициативы и творческих способов самореализации;

- участники события открывают новое знание;

- наблюдается приобретение нового опыта деятельности у участников события;

- наблюдается эмоционально-ценностное насыщение у участников события;

- наблюдается выход в единое ценностно-смысловое пространство;

- в ходе события наблюдается совместное бытие учащегося («образовывающего» себя с помощью условий, подобранных или сконструированных преподавателем) и педагога (подготовившего условия и оценивающего образование учащегося, образовательный эффект);

- стимулируются рефлексивные процессы, выводящие взаимодействие участников на осознанный уровень (наличие рефлексии). Создается ситуация для самоизмерения и самоопределения;

- созданы условия для независимой оценки результатов события;

- разновозрастный состав участников события.

На сегодня в региональной системе имеется опыт организации и проведения образовательных событий разных уровней: например, на региональном уровне ежегодно проводятся метапредметные олимпиады обучающихся, на муниципальном уровне есть опыт организации компетентностных игр, методических полигонов, в школах проводятся образовательные события (турниры способностей, коммуникативно-герменевтические игры и т.д.).

Поэтому отмечаем, что событийный подход эффективно используется для развития субъектности обучающихся, но развитие субъектной позиции педагога в условиях реализации событийного подхода пока не нашло в науке методологического обоснования и остается предметом исследований ученых.

Анализ проведенных за последний год онлайн-мероприятий позволяет утверждать, что в случае, если вышеперечисленные условия обеспечены, то образовательную ситуацию можно охарактеризовать как событие для ребенка. И несмотря на то, что феномен «событие» ещё не обрел чётких границ в понимании и трактовке, сегодня можно определенно утверждать, что событие является универсальной формой, интегрирующей в себе возможности для развития ребенка, как в области воспитания, так и в области обучения.

В условиях тотальной реализации дистанционного обучения весной 2020 года активно начинают использоваться такие формы работы, как сетевые образовательные события. В рамках сетевого образовательного события необходимо реализовать следующие шаги:

а) включение обучающихся из разных территорий, школ;

б) взаимодействие всех участников посредством инструментов цифровой среды в режиме онлайн (комнат, форумов, групп в социальных сетях, конференций и т. д.);

в) организация образовательной деятельности в сетевых группах;

г) наличие кейса сложных учебно-познавательных метапредметных, надпредметных задач;

д) создание общего итогового продукта всеми участниками [Петряева, 2019, с. 16].

Если реализовать все эти шаги в рамках повышения квалификации педагогов, то можно предположить, что использование данного формата будет способствовать развитию субъектной позиции педагога. Первые шаги в данном направлении сделаны в рамках онлайн-семинара «Этнокультурное образование в школе цифрового общества», который состоялся 23-24 декабря 2020 г. Всего в онлайн-семинаре приняли участие 108 руководителей и педагогов школ Агинского Бурятского округа. Модератором семинара выступила Елена Петряева, которая провела с участниками сетевую игру «Циферблат».

В ходе анкетирования участникам игры было предложено ответить на несколько вопросов, например, дать варианты определений понятия «образовательное событие». По мнению участников игры, образовательное событие - это «ситуация, которая переживается и осознается человеком как значимая в его собственном образовании и оказывает влияние на его дальнейшую деятельность»; «место, где человек может раскрыть способности, возможность общаться с интересными людьми и получить для себя важные и нужные умения, анализировать уровень своей возможности и т.д.»; «ситуация, которая переживается и осознается как значимая в собственном образовании»; «то, что объединяет, удивляет, заставляет действовать»; «личностно-значимая образовательная деятельность»; «переоткрытие себя самого, своих способностей»; «шаг на одну ступеньку выше и ближе».

На вопрос об ожиданиях от участия в сетевой игре участники отметили: приобретение нового опыта деятельности, заряд новыми эмоциями, дружеское общение, творчество, получение новых идей, обмен опытом, освоение новых инструментов, получение новых знаний и опыта. На вопрос «Считаете ли Вы, что участие в сетевых образовательных событиях позволяет развивать субъектную позицию человека?» 90,6% респондентов ответили «Да», 3,1 % - «Нет», 6,3% - «затрудняюсь ответить».

Заключение

Таким образом, в ходе анализа литературы и результатов проведенного анкетирования подтвержден потенциал образовательных событий для развития личности, в том числе для профессионального развития педагогов. Полученные результаты позволяют ввести уточненную трактовку понятия «сетевое образовательное событие», которое мы определяем как личностно-значимую ситуацию развития, возникающую в процессе осмысленной

деятельности субъекта через осознание проблемы и самостоятельное определение путей её решения в условиях сетевой коммуникации в цифровой образовательной среде.

В ходе исследования изложена и обоснована позиция о том, что сетевые образовательные события могут являться фактором развития субъектной позиции педагогов и становятся продуктивной формой для повышения квалификации в целом и освоения педагогом новых ролей в частности. Это позволяет сделать вывод о том, что изменение традиционной системы развития профессиональной компетентности педагогов путем организации сетевых образовательных событий, когда учитель является не пассивным наблюдателем, а активным субъектом в профессиональном взаимодействии, повышает инициативность и мотивацию к профессиональному саморазвитию и способствует развитию субъектности педагога, которая может проявляться в его умении к мобильному целеполаганию и осуществлению эффективной деятельности в быстро меняющихся условиях, умении осуществлять прогноз результатов деятельности и оценивать их последствия.

Библиографический список

Блинова, Ю. Л. Формирование субъектной позиции педагога на этапе самоактуализации: диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.13 / Ю. Л. Блинова. Казань, 2007. 198 с.

Григорьев, Д. В. Событие воспитания и воспитание как событие // Право и образование. 2007. №1. С. 90-99.

Миркес, М. М. Образовательное событие как тьюторская практика. / М. М. Миркес, Н. В. Муха; под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. М., 2010. C.101-109.

Петряева, Е. Дистанционные образовательные события: от идеи до реализации / Елена Петряева. - [б.м.]: Издательские решения, 2019. 122 с. ISBN 978-5-0050-6603-9. Сериков, В. В. Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений / В. В.Сериков; под ред. В. А Сластенина, И. А. Колесниковой. М.: Академия, 2008. 256 с.

Слободчиков, В. И. Со-бытийная образовательная общность - источник развития и субъект образования // Событийность в образовательной и педагогической деятельности / Под ред. Н. Б. Крыловой и М. Ю. Жилиной. М., 2010. C. 6-14.

Трещев, А. М. Становление профессионально-субъектной позиции будущего учителя: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: 13.00.08 / А. М. Трещев. Калуга, 2001. 541 с.

Хаджиева, М. В. Субъектная позиция учителя: сущность и особенности её развития // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 137-139.

Эльконин, Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 144 с. ISBN 5-7695-0794-2. [Электронный ресурс] URL: http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm#$p1 (дата обращения: 29.03.2021). Baranov, A. A., Suntsova, A. S. (2020) Development of students' subject position in the process of internship in an inclusive school. The Education and Science Journal. 22(2): 29-52. DOI: 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52

Danilov, D. A., Kornilova, A. G., Kornilov, I. V., Dmitrieva, S. N., Ivanov, M. A. (2018). Pedagogical Conditions for the Formation and Development of the students' (educational

psychologists) subjective position in the process of vocational education at the university. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (N° 23). ISSN 0798 1015.

Gorozidis Georgios S., Tzioumakis Yannis S., Krommidas Charalambos, Papaioannou Athanasios G. (2020). Facebook group PETCoN (Physical Education Teacher Collaborative Network). An innovative approach to PE teacher in-service training: A self-determination theory perspective. Teaching and Teaching education. Volume 96. URL: https://doi.org/10.10167j.tate.2020.103184 Van Driel Jan H., BeijaardDouwe, Verloop Nico. (2001). Professional development and reform in science education: The role of teachers' practical knowledge. Journal of Research in Science Teaching. John Wiley & Sons, Inc. J Res Sci Teach 38: 137-158. DOI: 10.1002/1098-2736(200102)38:2<137::AID-TEA1001>3.0.C0;2-U

Jimoyiannis, A., Angelaina, S. (2012). Towards an analysis framework for investigating students' engagement and learning in educational blogs. Journal of Computer Assisted Learning. 28. Issue 3: 222-234. URL: https://doi.org/10.1111/j.1365-2729.2011.00467.x

Wang Jingxian, Tigelaar Dineke E.H., Admiraal Wilfried. (2021). Rural teachers' sharing of digital educational resources: From motivation to behavior. Computers & Education. Volume 161. https://doi.org/10.1016/j.compedu.2020.104055

Gairín-Sallán Joaquín, Rodríguez-Gómez David, Armengol-Asparó Carme. (2010). Who exactly is the moderator? A consideration of online knowledge management network moderation in educational organizations. Computers & Education. Volume 55, Issue 1: 304-312. URL: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2010.01.016

Жадамба, Б. Багшийн хогжил (Развитие преподавателей) / Б. Жадамба, Ц. Батсуурь, С. Тогмид // Чанартай боловсрол хогжлийн баталгаа (Качественное образование — подтверждение развития: сборник статей). Улаанбааатар, 2001. С. 34-41. Лхагважав, Ч. Сургуулийн хогжил — багшийн мэргэжил дээшлуулэлт (Развитие школ повышение квалификации учителей) / Ч. Лхагважав, Н. Нэргуй, Б. Жадамба // Сургалтын технологийн шинэчлэл (Обновление технологии обучения). Улаанбааатар: Тоонотпринт, 1999. С. 58-74

References

Baranov, A. A., Suntsova, A. S. (2020). Development of students' subject position in the process of internship in an inclusive school. The Education and Science Journal. 22(2): 29-52. 10.17853/1994-5639-2020-2-29-52

Blinova, Yu. L. (2007). Formation of the teacher's subjective position at the stage of self-actualization. Kazan. 198 p.

Danilov, D. A., Kornilova, A. G., Kornilov, I. V., Dmitrieva, S. N., Ivanov, M. A. (2018). Pedagogical Conditions for the Formation and Development of the students' (educational psychologists) subjective position in the process of vocational education at the university. Revista ESPACIOS. Vol. 39 (N° 23). ISSN 0798 1015.

El'konin, B. D. (2001). Psychology of development. Moscow: Academia. 144 p. URL: http://psychlib.ru/mgppu/Epr-001/EPr-001.htm#$p1

Gairín-Sallán Joaquín, Rodríguez-Gómez David, Armengol-Asparó Carme. (2010). Who exactly is the moderator? A consideration of online knowledge management network moderation in educational organizations. Computers & Education. Volume 55, Issue 1: 304-312. DOI: 10.1016/j.compedu.2010.01.016

Gorozidis Georgios S., Tzioumakis Yannis S., Krommidas Charalambos, Papaioannou Athanasios G. (2020). Facebook group PETCoN (Physical Education Teacher Collaborative Network). An innovative approach to PE teacher in-service training: A self-determination theory perspective. Teaching and Teaching education. Volume 96. DOI: 10.1016/j.tate.2020.103184 Grigoryev, D. V. (2007). Education event and education as an event. Law and education. №1: 9099.

Hadzhieva, M. V. (2014). The subjective position of the teacher: the essence and features of its development. The world of science, culture, education. № 3 (46): 137-139.

Jimoyiannis, A., Angelaina, S. (2012). Towards an analysis framework for investigating students' engagement and learning in educational blogs. Journal of Computer Assisted Learning. 28. Issue 3: 222-234. DOI: 10.1111/j.1365-2729.2011.00467.x

Lkhagvazhav, Ch., Nerguy, N., Zhadamba B. (1999). Development of Schools - Advanced Teacher Training. Updating the Training Technology. Ulan Bator, Toonotprint: 58-74. Mirkes, M. M.,. Mukha N. V. (2010). Educational events as a tutor's practice. Eventfulness in educational and pedagogical activities. № 1 (43): 101-109.

Petryaeva, E. (2019). Remote educational events: from idea to implementation. [b.m.], 122 p. ISBN 978-5-0050-6603-9.

Serikov, V. V., Slastenin, V. A., Kolesnikova I. A. (ed). (2008). Education as a type of pedagogical activity. Moscow: Academia. 256 p.

Slobodchikov, V. I., Krylova N. B., Zhilina M. YU. (2010). Co-existential educational community -the source of development and the subject of education. Eventfulness in educational and pedagogical activities. Moscow: 6-14.

Treshchev, A. M. (2001). Formation of the professional-subject position of the future teacher. Kaluga, 541 p.

Van Driel Jan H., BeijaardDouwe, Verloop Nico. (2001). Professional development and reform in science education: The role of teachers' practical knowledge. Journal of Research in Science Teaching. John Wiley & Sons, Inc. J Res Sci Teach 38: 137-158. DOI: 10.1002/1098-2736(200102)38:2<137::AID-TEA1001>3.0.C0;2-U

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Wang Jingxian, Tigelaar Dineke E.H., Admiraal Wilfried. (2021). Rural teachers' sharing of digital educational resources: From motivation to behavior. Computers & Education. Volume 161. https://doi.org/10.1016Zi.compedu.2020.104055

Zhadamba, B., Batsuur, Ts., Togmid. S. (2001). Teachers' Development. Efficient Education - The Proof of the Development: collection of articles. Ulan Bator: 34-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.