Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2021) ' - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)
PREMIER
Publishing
Pedagogy Педагогика
УДК 37.032 DOI: 10.29013/AJH-21-9.10-28-33
САДЫКОВА Т. Н. 1
1 Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, МБДОУ «ДС «Непоседы», Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Муравленко, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация
Введение. В статье анализируется проблема определения эффективных педагогических условий формирования и оценивания профессиональной компетентности педагогических работников дошкольных образовательных организаций (далее ДОО) и практическая реализация данных условий в МБДОУ «Детский сад «Непоседы» г. Муравленко.
Материалы и методы. Для понимания сущности профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования, выделения ее структуры используются такие методы исследования, как анализ нормативно-правовых документов и научных исследований, рассматривающих различные подходы к пониманию сущности профессиональной компетентности. Для исследования уровня профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования используются диагностические методики, включающие анкетирование, тестирование.
Результаты. По итогам изучения научных исследований и анализа нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования была дана характеристика профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования, определена структура профессиональной компетентности педагога как совокупность профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций; теоретически обоснованы и апробированы на базе МБДОУ «Непоседы» педагогические условия формирования и оценивания профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования.
Обсуждение. В статье подчеркивается, что профессиональная компетентность педагогических работников дошкольного образования является одним из средств управления качеством дошкольного образования через реализацию профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций.
Заключение. По итогам изучения научных исследований и анализа нормативно-правовых документов в сфере дошкольного образования предлагается структура профессиональной компетенции педагогических работников, характеристика профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций. Делается вывод о том, что теоретическое обоснование педагогических условий и их реализация будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности профессиональной компетентности педагогических работников и повышения качества дошкольного образования.
Pedagogy - Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2021)
- ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность педагога, профессионально-образовательные компетенции, социально-статусные компетенции, педагогические условия формирования и оценивания профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования.
Для цитирования: Садыкова Т. Н. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования// Austrian Journal of Humanities and Social Sciences, 2021, № 9-10. -С. 28-33. DOI: https://doi. org/10.29013/AJH-21-9.10-28-33
Основные положения:
- рассмотрено понятие «профессиональная компетентность педагога дошкольного образования»;
- выявлена структура профессиональной компетентности педагога как совокупность компетенций;
- обоснованы и апробированы педагогические условия формирования профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования.
1. Введение
Проблема формирования профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования, ее актуальность определяется изменениями в системе образования, существующими требованиями к повышению качества образования, совершенствованию деятельности образовательных организации. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155, отмечается, что деятельность образовательной организации должна быть направлена на достижение качества образовательного процесса. Для этого необходимы соответствующие средства, в том числе деятельность педагогических работников на высоком профессиональном уровне. В связи с этим актуальной становится проблема исследования сущности профессиональной компетентности педагогических работников, ее структуры, определения условий формирования компетенций, необходимых педагогическому работнику дошкольного образования для организации качественного образовательного процесса.
2. Материалы и методы
Для исследования сущности понятия «профессиональная компетентность» были изучены различные научные подходы. Выявлено, что под компетентностью педагога понимается «совокупность профес-
сиональных знаний, умений их применять в своей работе, профессионально-значимых качеств» [1], «заданный профессиональным стандартом уровень знаний и умений» [2], «готовность реализовать образовательные задачи» [3], «совокупность способов профессиональной деятельности» [4], «способность адаптироваться в меняющейся профессиональной среде» [5], «совокупность компетенций» [6]. Наибольший интерес представляет подход, предложенный С. Г. Молчановым [7]. Профессиональная компетентность педагогических работников - это совокупность компетенций. В компетенцию входят знания (представления об объекте), умения и навыки (способы работы с объектом), способы деятельности и поведения (реальные действия и поступки).
В соответствии со структурой компетентности (знания, умения и навыки, действия и поступки) можно выделить две группы компетенций педагогических работников - профессионально-образовательные и социально-статусные. Профессионально-образовательные компетенции обеспечивают передачу содержания образования посредством обучения (как результат -образованность личности, или уровень обученности), социально-статусные - содержания социализации посредством воспитания (как результат - социализован-ность, или воспитанность личности). При этом воспитание и обучение понимаются как взаимосвязанные и неотделимые друг от друга компоненты образования. В соответствии с этим педагог должен обладать профессионально-образовательными компетенциями, чтобы быть готовым к передаче содержания образования (обучения), и социально-статусными для передачи содержания социализации (воспитания).
Профессионально-образовательные компетенции включают предметные, дидактические, квалитативные, технико-технологические и методические.
Предметные компетенции - это профессионально-образовательные компетенции педагога, которые характеризуют представления о своем предмете, представления о способах работы (умения и навыки),
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2021) ' - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online)
PREMIER
Publishing
необходимые в профессиональной деятельности, действия и поступки. Применительно к педагогу дошкольного образования предметные компетенции можно определить как компетенции по образовательным областям (согласно ФГОС ДО).
Дидактические компетенции - это профессионально-образовательные компетенции педагога, которые характеризуют представления об образовательном процессе, формах, методах и средствах обучения, представления о способах работы (умения и навыки организации процесса обучения), необходимые в профессиональной деятельности действия и поступки.
Квалитативные компетенции - это профессионально-образовательные компетенции педагога, которые характеризуют представления, умения, навыки, действия и поступки, связанные с педагогической оценкой, реализацией функцией контроля в образовательном процессе.
Технико-технологические компетенции - это профессионально-образовательные компетенции педагога ДОО, которые включают представления, умения, навыки, действия и поступки, связанные с реализацией педагогических технологий обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Методические компетенции - это профессионально-образовательные компетенции педагога ДОО, включающие: стремление к изучению передового педагогического опыта педагогов дошкольного образования; знания и умения проектирования самообразовательной деятельности; активное участие в различных формах методической работы ДОО; стремление осваивать инновационные педагогические технологии; умения и навыки самоанализа собственной педагогической деятельности.
Социально-статусные компетенции - это профессионально важные качества педагога ДОО.
Важную роль в структуре профессиональной компетентности играет мотивация - совокупность внешних и внутренних мотивов профессиональной деятельности, при этом наиболее значимую роль играют внутренние мотивы, направленные на самообразование, раскрытие своего творческого потенциала [8].
Педагогические условия, при которых возможно успешное формирование профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования, включают в себя: формирование активности и внутренней мотивации педагогов; организация форм методической работы, обеспечивающих освоение спо-
собов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагогических работников.
Итак, мы проанализировали научную литературу по проблеме формирования профессиональной компетентности педагога, рассмотрели профессионально-образовательные и социально-статусные компетенции педагога, теоретически обосновали педагогические условия формирования профессиональной компетентности. Теперь опишем процесс практической части исследования.
3. Результаты
Апробация педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования осуществлялась посредством экспериментальной работы в три этапа.
Первый (констатирующий) этап позволил выявить уровень сформированности компетенций педагогов и особенности мотивации профессиональной деятельности. В качестве оценочных материалов использовались: методика «Лист самооценки компетенций педагога (Т. А. Сваталова), адаптированная под задачи данного исследования; методика «Отбор содержания социализации (ОСС)», «Оценивание социализованности (ОС)» (С. Г. Молчанов); методика «Изучение мотивации профессиональной деятельности» (К. Замфира в модификации А. Реана).
По итогам проведенного исследования было выявлено, что профессионально-образовательные компетенции на оптимальном уровне сформированы у 35% педагогов, на допустимом уровне - у 55%, на критическом уровне - у 10%. Социальные компетенции, или профессионально важные качества, которые составили «портрет педагога ДОО», включают любовь к детям, доброту, общительность, ум, способность защищать свои взгляды, ответственность, отзывчивость, работоспособность, воспитанность, умение понимать других.
В структуре мотивации педагогов ДОО наиболее значимыми являются как внешние, так и внутренние мотивы. Среди внешних мотивов на первый план у педагогов выходят финансовый мотив, а также потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны коллег. Среди внутренних мотивов самые высокие показатели получил мотив «удовлетворение от самого процесса и результата работы». У части педагогов отрицательные внешние мотивы (стремление избежать наказания, критики со сторо-
■ PREMIER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2021)
I. Publishing
ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
ны руководства) занимают ведущее местов в структуре мотивации, что требует организации работы по формированию внутренней мотивации.
Второй (формирующий) этап был направлена на апробацию педагогических условий формирования профессиональной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации. На основании данных условий была разработана программа, включающая нормативно-правовое, научно-методическое, социально-психологическое, материально-техническое обеспечение направления. В основе методической работы по формированию профессиональной компетентности педагогов лежали занятия в форме дискуссии, семинара-практикума, игры, проектной деятельности. Данные формы предполагают активное участие педагогов в обсуждении проблемы, взаимодействие между собой и обмен опытом.
Третий (контрольный) этап практической части исследования позволил проанализировать эффективность созданных педагогических условий и оценить динамику произошедших изменений в уровне профессиональной компетентности педагогических работников. В результате исследования выявлено, что профессионально-образовательные компетенции на оптимальном уровне сформированы у 65% педагогов, на допустимом уровне - у 35%. Критический уровень сформированности профессионально-образовательных компетенций на контрольном этапе не выявлен. Социальные компетенции, или профессионально важные качества, которые составили «портрет педагога ДОО», показали положительный прирост у всех педагогов.
В структуре мотивации педагогов ДОО стали более выраженными внутренние мотивы профессиональной деятельности: «возможность самореализации», «удовлетворение от процесса и результата
работы». Снизились показатели внешней отрицательной мотивации, что означает, что педагоги стали более ориентированными на самореализацию и раскрытие своего творческого потенциала.
4. Обсуждение (Discussion)
Изучение научных исследований, анализ нормативно-правовых документов показали, что проблема обеспечения качества дошкольного образования, повышения профессиональной компетентности педагогических работников является одной из актуальных.
Профессиональная компетентность рассматривается как совокупность компетенций - профессионально-образовательных и социально-статусных. К профессионально-образовательным относятся предметные, дидактические, квалиметрические, технико-технологические, методические компетенции.
Педагогическими условиями формирования профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования являются формирование активности и внутренней мотивации педагогов; организация форм методической работы, обеспечивающих освоение способов формирования и оценивания профессиональной компетентности педагогических работников.
5. Заключение
Таким образом, профессиональная компетентность педагогических работников - это средство управления качеством дошкольного образования. Выявленный комплекс педагогических условий способствует формированию профессионально-образовательных и социально-статусных компетенций, которые необходимы педагогу дошкольного образования для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне.
Список литературы
1. Профессиональная деятельность педагога: новые подходы и решения: коллективная монография / А. Ю. Нагорнова [и др.] / отв. ред. А. Ю. Нагорнова.- Ульяновск: Зебра, 2017.- 287 с.
2. Как воспитателю выстраивать деятельность по профессиональному стандарту: методическое пособие / авт.-сост. Ю. А. Афонькина.- Волгоград: Учитель, 2018.- 209 с.
3. Соломенникова О. А., Гладкова Ю. А. Профессиональная компетентность современного педагога: вопросы формирования и непрерывного совершенствования // Дошкольное воспитание.- № 11. 2018.- С. 86-93.
4. Абашина В. В. К вопросу о профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в современных условиях [Электронный ресурс] // Мир науки.- № 1.- Т. 5. 2017.- С. 45. URL: http://mir-nauki. com/PDF/49PDMN117.pdf/ (дата обращения: 10.03.2020).
5. Вершинина А. Ю. Развитие профессиональной компетентности педагога дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. - № 71 (1). 2021.- С. 64-67.
Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9—10 (2021) - Pedagogy - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
6. Панфилова О. И. Понятие «профессиональная компетентность» и различные подходы к изучению феномена данного понятия // Инновационные педагогические технологии: сб. материалов V Междунар. науч. конф., октябрь 2016 г. Казань: Бук, 2016.- С. 3-6.
7. Молчанов С. Г., Садыкова Т. Н. Основания для построения теории профессионально-педагогической компетентности // Социум и власть.- № 1(69). 2018.- С. 113-126.
8. Каз М. С., Никитин А. А. Мотивационная среда как фактор достижения стратегических целей компании // Вестник Томского государственного университета.- № 3(7). 2009.- С. 45-47.
Информация об авторе
Садыкова Таслима Нурисовна, Аспирант кафедры педагогики и психологии детства, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, музыкальный руководитель, МБДОУ «ДС «Непоседы», Ямало-Ненецкий автономный округ, Муравленко, Российская Федерация Адрес: Ямало-Ненецкий автономный округ, Муравленко, Российская Федерация E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-6583-5944
T. N. SADYKOVA 1
1 South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, MBDOU «DS» Fidgets, Yamalo-Nenets Autonomous District, Muravlenko, Russian Federation
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF A TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION
Abstract
Introduction. The article analyzes the problem of determining effective pedagogical conditions for the formation and evaluation ofprofessional competence ofpedagogical workers ofpreschool educational organizations (hereinafter referred to as pre-school educational institutions) and the practical implementation of these conditions in MBDOU "Kindergarten "Restless" Muravlenko.
Materials and methods. To understand the essence of the professional competence of preschool teachers, to highlight its structure, research methods such as the analysis of regulatory documents and scientific research considering various approaches to understanding the essence of professional competence are used. To study the level of professional competence of teachers of preschool education, diagnostic methods are used, including questionnaires, testing.
Results. Based on the results of the study of scientific research and analysis of normative legal documents in the field of preschool education, the characteristics of the professional competence of teachers of preschool education were given, the structure of the professional competence of a teacher as a set of professional educational and socio-status competencies was determined; the pedagogical conditions for the formation and evaluation of the professional competence of teachers of preschool education were theoretically substantiated and tested on the basis of the MBDOU "Restless".
Discussion. The article emphasizes that the professional competence of teachers of preschool education is one of the means of managing the quality of preschool education through the implementation of professional and educational and socio-status competencies.
Conclusion. Based on the results of the study of scientific research and analysis of normative legal documents in the field of preschool education, the structure of professional competence of teaching staff, characteristics of profes-
Pedagogy - [^MIER Austrian Journal of Humanities and Social Sciences 9-10 (2021) - ISSN 2310-5593 (Print) / ISSN 2519-1209 (Online) -
sional-educational and socio-status competencies are proposed. It is concluded that the theoretical justification of pedagogical conditions and their implementation will contribute to improving the level of professional competence of professional competence of teaching staff and improving the quality of preschool education.
Keywords: competence, professional competence of a teacher, professional and educational competencies, social and status competencies, pedagogical conditions for the formation and evaluation of professional competence of teachers of preschool education. Highlights:
The concept of "professional competence of a teacher of preschool education" is considered; The structure of professional competence of a teacher as a set of competencies is revealed; The pedagogical conditions for the formation of professional competence of teachers of preschool education are substantiated and tested.
References
1. Nagornova A. Y. Professional'naya deyatel'nost' pedagoga: novye podhody i resheniya (kollektivnaya mono-grafiya). (Professional activity of a teacher: new approaches and solutions (Collective monograph)). Zebra,-Ulyanovsk, 2017.- 287 p. (In Russian).
2. Afonkina Y. A. Kak vospitatelyu vystraivat' deyatel'nost' po professional'nomu standartu (metodicheskoe poso-bie). (How to build an educator activity according to a professional standard (Methodical manual)). Uchitel',-Volgograd, 2018.- 209 p. (In Russian).
3. Solomennikova O. A. & Gladkova Y. A. Professional'naya kompetentnost' sovremennogo pedagoga: voprosy formirovaniya i nepreryvnogo sovershenstvovaniya. (Professional competence of a modern teacher: issues of formation and continuous improvement) // Doshkol'noe vospitanie.- 11. 2018.- P. 86-93. (In Russian).
4. Abashina V. V. K voprosu o professional'noj kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. (On the issue of professional competence of a teacher ofpreschool education in modern conditions). Mir nauki,- 1(5), 45. 2017. Available at: URL: http://mir-nauki.com/PDF/49PDMN117.pdf/ (Accessed: 10.03.2020). (In Russian).
5. Vershinina A. Y. Razvitie professional'noj kompetentnosti pedagoga doshkol'nogo obrazovaniya. (Development of professional competence of a teacher of preschool education). Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya,- 71 (1), 2021.- P. 64-67. (I n Russian).
6. Panfilova O. I. Ponyatie "professional'naya kompetentnost'" i razlichnye podhody k izucheniyu fenomena dan-nogo ponyatiya. (The concept of "professional competence" and various approaches to the study of the phenomenon of this concept). Innovacionnye pedagogicheskie tekhnologii, oktyabr' 2016. (Collection of materials of the V International Scientific Conference, October 2016). Buk,- Kazan, 2016.- P. 3-6. (In Russian).
7. Molchanov S. G. & Sadykova T. N. Osnovaniya dlya postroeniya teorii professional'no-pedagogicheskoj kompetentnosti. (Grounds for building a theory ofprofessional and pedagogical competence). Socium i vlast', - 1 (69). 2018.- P. 113-126. (In Russian).
8. Kaz M. S. & Nikitin A. A. Motivacionnaya sreda kak faktor dostizheniya strategicheskih celej kompanii. (Motivational environment as a factor in achieving strategic goals of the company). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (7). 2009.- P. 45-47. (In Russian).
Information about the author
Taslima Nurisovna Sadikova, Postgraduate student of the Department of Pedagogy and Psychology of Childhood, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, music director, MBDOU "DS "Neposedy", Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko, Russian Federation Address: Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko, Russian Federation
Address: Yamalo-Nenets Autonomous Okrug, Muravlenko, Russian Federation E-mail: [email protected] ORCID: 0000-0002-6583-5944