Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная компетентность / личность педагога / педагогические умения / квалификационная характеристика. / professional competence / personality of the teacher / pedagogical skills / qualification characteristics.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Уматгериева Л.Р., Базаева А.А.

Профессиональная компетентность учителя является фундаментальным аспектом в системе непрерывного профессионального образования. Эффективное обучение требует от преподавателя не только глубоких знаний предмета, но и умения применять различные методические подходы, обладать коммуникативными навыками и психологической подготовкой. Важность непрерывного обучения и саморазвития не следует недооценивать, поскольку они позволяют учителю быть в курсе последних тенденций в образовании и удовлетворять меняющиеся потребности учащихся. В этой заметке рассматриваются основные компетенции, которые учитель должен развивать, чтобы обеспечить высокое качество образовательного процесса. В современном мире, где образование играет решающую роль в социально-экономическом развитии страны, профессиональные компетенции педагога становятся особенно важными. Педагог с высоким уровнем профессионализма способен не только передавать знания, но и воспитывать у учащихся такие качества, как ответственность, критическое мышление и гражданская активность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The professional competence of a teacher is a fundamental aspect in the system of continuing professional education. Effective teaching requires from the teacher not only deep knowledge of the subject, but also the ability to apply various methodological approaches, possess communication skills and psychological training. The importance of continuous learning and selfdevelopment should not be underestimated, as they allow the teacher to keep abreast of the latest trends in education and meet the changing needs of students. This note discusses the core competencies that a teacher must develop in order to ensure a high quality educational process.111

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376

Уматгериева Л.Р. преподаватель

ФГБОУВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный Базаева А.А. студент 2 курса магистратуры группа ЗБИН-22М

ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Профессиональная компетентность учителя является фундаментальным аспектом в системе непрерывного профессионального образования. Эффективное обучение требует от преподавателя не только глубоких знаний предмета, но и умения применять различные методические подходы, обладать коммуникативными навыками и психологической подготовкой. Важность непрерывного обучения и саморазвития не следует недооценивать, поскольку они позволяют учителю быть в курсе последних тенденций в образовании и удовлетворять меняющиеся потребности учащихся. В этой заметке рассматриваются основные компетенции, которые учитель должен развивать, чтобы обеспечить высокое качество образовательного процесса.

В современном мире, где образование играет решающую роль в социально-экономическом развитии страны, профессиональные компетенции педагога становятся особенно важными. Педагог с высоким уровнем профессионализма способен не только передавать знания, но и воспитывать у учащихся такие качества, как ответственность, критическое мышление и гражданская активность.

Ключевые слова: профессиональная компетентность; личность педагога; педагогические умения; квалификационная характеристика.

Umatgerieva L.R.

teacher

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny

Bazaeva A.A.

2nd year master's student group ZBIN-22M

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF TEACHERS OF SECONDARY

VOCATIONAL EDUCATION

Annotation. The professional competence of a teacher is a fundamental aspect in the system of continuing professional education. Effective teaching requires from the teacher not only deep knowledge of the subject, but also the ability to apply various methodological approaches, possess communication skills and psychological training. The importance of continuous learning and self-development should not be underestimated, as they allow the teacher to keep abreast of the latest trends in education and meet the changing needs of students. This note discusses the core competencies that a teacher must develop in order to ensure a high quality educational process.111

Keywords: professional competence; personality of the teacher; pedagogical skills; qualification characteristics.

В современных социокультурных условиях реализации системы образования, роль личности педагога является ключевой. Вопрос, об основных профессиональных компетенциях педагога является существенным в развитии системы среднего профессионального образования. Это обусловлено тем, что только педагог, обладающий высоким уровнем профессионализма, может сформировать гражданина, способного своим трудом и личностными качествами вывести страну на новый уровень развития.

Предмет исследования - профессиональная компетентность педагога в системе среднего профессионального образования. Объект исследования - комплексный анализ профессиональных компетентностей педагога в системе среднего профессионального образования. Цель исследования, опираясь на определение основных педагогических компетенций, выделить основные пути формирования профессиональной компетенции педагога в

Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога//Педагогика. -2020. - №10 -С. 51-54. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход// Сибирь. Философия. Образование. -Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2020 (выпуск 8). - С. 26-44.

системе среднего профессионального образования. В своем исследовании мы опирались на труды: В.Н. Введенского [1], С.А. Дружилова [2], Г.М. Коджаспировой [3], А.К. Марковой [5].

Профессиональная компетентность педагога, его личностные качества, педагогические умения и квалификационная характеристика тесно связаны и взаимодействуют, обеспечивая эффективность образовательного процесса. Вот краткое описание каждого из этих аспектов:

Профессиональная компетентность: Это сочетание знаний, умений и навыков, которые позволяют педагогу успешно выполнять свои профессиональные обязанности. Включает в себя глубокое понимание предмета, методики преподавания и оценки.

Личность педагога: Личные качества педагога, такие как эмпатия, терпимость, открытость и честность, играют важную роль в формировании доверительных отношений со студентами и создании благоприятной обучающей среды.

Педагогические умения: Это способность педагога применять различные методы и техники обучения для адаптации к разным образовательным потребностям студентов, включая использование технологий и инновационных подходов.

Квалификационная характеристика: Описывает официальные требования к уровню образования, опыту работы и профессиональным навыкам, которые необходимы для занятия определённой должности или выполнения определённых образовательных задач.

Задача системы среднего профессионального образования заключается в подготовке квалифицированных специалистов, которые могут эффективно работать в различных отраслях экономики. Она направлена на развитие профессиональных навыков и компетенций, необходимых для успешной трудовой деятельности. Ключевые аспекты этой системы включают:

Практическую ориентацию обучения: Обеспечение студентам возможности приобретать навыки, непосредственно применимые в их будущей профессиональной деятельности.

Теоретическую подготовку: Предоставление знаний, которые формируют основу для понимания специализированных процессов и методов.

Развитие личностных качеств: Формирование таких качеств, как ответственность, инициативность и коммуникабельность, которые важны в любой профессии.112

Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.:Гардарики,2021. - 528с.

Адаптация к рынку труда: Подготовка специалистов, способных быстро адаптироваться к изменениям в экономике и технологиях.113

Непрерывное образование: Создание основы для постоянного обучения и профессионального развития в течение всей карьеры.

Профессиональная компетентность педагога - это совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, которые позволяют ему эффективно осуществлять образовательный процесс. Важные аспекты профессиональной компетентности включают:

Педагогические знания: Глубокое понимание предмета обучения и методик его преподавания.

Коммуникативные навыки: Способность устанавливать контакт с учащимися, родителями и коллегами.

Методическая подготовка: Умение планировать учебный процесс, разрабатывать и применять различные образовательные технологии и методы.

Психологическая грамотность: Знание особенностей развития и поведения учащихся, способность к эмпатии и пониманию их потребностей.

Личностные качества: Такие качества, как ответственность, честность, терпимость и уважение к учащимся, играют ключевую роль в создании благоприятной обучающей среды.

Эти компетенции позволяют педагогу не только передавать знания, но и формировать у учащихся способность к критическому мышлению, самостоятельному поиску информации и непрерывному образованию.

Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетенции педагога выражает единство его теоретической и практической готовности целостной структуре личности и характеризует его профессионализм. [2, с.30].

Для формирования профессиональной компетентности у педагогов нашего лицея, педагогический коллектив работает над реализацией единой методической цели: «Развитие профессиональных компетенций участников образовательного процесса как условие повышения качества образования при реализации ГОС СПО».

Поставленная цель реализовывается посредством коллективных, групповых и индивидуальных средств внедрения в учебновоспитательный процесс. Таких как: педагогические советы, методические советы, заседания цикловых комиссий, декады цикловых комиссий, школа

Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста//Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке.- М.,2020. - С. 364-368. Маркова А.К. Психология профессионализма. - Мю: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2020. - 308с

педагогического мастерства, открытые уроки, курсы повышения квалификации.

В систему среднего профессионального образования и в частности в

наш

лицей приходят работать молодые специалисты не имеющие педагогического опыта.

Это может быть вызовом как для самих специалистов, так и для образовательного учреждения. Для молодых специалистов важно пройти дополнительное обучение и наставничество, чтобы развить необходимые педагогические навыки и методы. Образовательные учреждения могут поддержать их, предоставляя ресурсы для профессионального развития и создавая систему менторства с опытными педагогами.

Также важно создать среду, которая способствует обмену знаниями и опытом между молодыми и опытными специалистами.

Действительно, профессиональное становление молодых педагогов в современных условиях может представлять собой значительный вызов. Изменения в образовательной системе, новые технологии, повышенные требования к качеству обучения и необходимость постоянного самообразования — все это увеличивает сложность процесса адаптации для начинающих педагогов.

Важные факторы, влияющие на профессиональное становление молодого педагога:

Технологические изменения: Современные педагоги должны быть готовы интегрировать цифровые технологии в учебный процесс.

Социально-экономические изменения: Экономические и социальные условия влияют на образовательную среду и требуют от педагогов гибкости и адаптивности.

Психологическая готовность: Молодым специалистам необходимо развивать устойчивость к стрессу и способность справляться с эмоциональными нагрузками.

Профессиональное сообщество: Важность наставничества и поддержки со стороны более опытных коллег не может быть недооценена.

Эти факторы требуют от молодых педагогов не только профессиональных знаний, но и личностного роста, развития коммуникативных навыков и способности к самообучению. Образовательные учреждения и общество в целом должны предоставлять поддержку и ресурсы для облегчения этого переходного периода. Если у вас есть дополнительные вопросы или нужна помощь в разработке стратегий для поддержки молодых педагогов, я готов предложить свои услуги.

Использованные источники: 1.Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетенции педагога//Педагогика. -2020. - №10 - С. 51-54.

2. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. -Научно-публицистический альманах: СО РАО, ИПК, г. Новокузнецк. - 2020 (выпуск 8). - С. 26-44.

3. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. - М.:Гардарики,2021. - 528с.

4. Кучугурова Н.Д. Формирование профессиональной компетенции будущего специалиста //Проблемы и перспективы педагогического образования в 21 веке.- М.,2020. - С. 364-368.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2020. - 308с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.