Научная статья на тему 'УЛУЧШЕНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"'

УЛУЧШЕНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогические работники / профессиональные образовательные организации / цифровые компетенции / профессионалитет / подготовка квалифицированных кадров / среднее профессиональное образование. / education / information and communication technologies / pedagogical competence / digital competence.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Уматгериева Л.Р., Хасбулатов Т.Р.

В статье рассматриваются основные подходы к совершенствованию цифровых компетенций педагогических работников в рамках реализаций Федер аль ного проекта «Профессионалитет». Рассмотрены результаты исследования уровня владения цифровыми компетенциями среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций. Изучена предложенная концепция среднего профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет», ее основные преимущества и план обучения педагогических работников согласно предложенной модели. Представлена модель обучения цифровым компетенциям педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках экспериментального проекта «Профессионалитет».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Уматгериева Л.Р., Хасбулатов Т.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVEMENT OF DIGITAL LITERACY SKILLS AMONG TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT "PROFESSIONALISM"

The article discusses the main approaches to improving the digital competencies of teaching staff within the framework of the implementation of the Federal project "Professionalism". The results of a study of the level of digital competence among teaching staff of professional educational organizations are considered. The proposed concept of secondary vocational education within the framework of the Profession a Tet project, its main advantages and the training plan for teaching staff according to the proposed model are studied. A model of teaching digital competencies to teaching staff of professional educational organizations within the framework of the experimental project "Professionalism" is presented.114

Текст научной работы на тему «УЛУЧШЕНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"»

УДК 377

Уматгериева Л.Р. преподаватель

ФГБОУВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный Хасбулатов Т.Р. студент 2 курса магистратуры группа ЗБИН-22М

ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный

УЛУЧШЕНИЕ НАВЫКОВ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ"

Аннотация. В статье рассматриваются основные подходы к совершенствованию цифровых компетенций педагогических работников в рамках реализаций Федер алъ ного проекта «Профессионалитет». Рассмотрены результаты исследования уровня владения цифровыми компетенциями среди педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

Изучена предложенная концепция среднего профессионального образования в рамках проекта «Профессионалитет», ее основные преимущества и план обучения педагогических работников согласно предложенной модели. Представлена модель обучения цифровым компетенциям педагогических работников профессиональных образовательных организаций в рамках экспериментального проекта «Профессионалитет ».

Ключевые слова: педагогические работники, профессиональные образовательные организации, цифровые компетенции,

профессионалитет, подготовка квалифицированных кадров, среднее профессиональное образование.

Umatgerieva L.R.

teacher

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny Khasbulatov T.R.

2nd year master's student group ZBIN-22M

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny

IMPROVEMENT OF DIGITAL LITERACY SKILLS AMONG TEACHERS OF PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL PROJECT

"PROFESSIONALISM"

Annotation. The article discusses the main approaches to improving the digital competencies of teaching staff within the framework of the implementation of the Federal project "Professionalism". The results of a study of the level of digital competence among teaching staff of professional educational organizations are considered. The proposed concept of secondary vocational education within the framework of the Profession a Tet project, its main advantages and the training plan for teaching staff according to the proposed model are studied. A model of teaching digital competencies to teaching staff of professional educational organizations within the framework of the experimental project "Professionalism" is presented.114

Keywords: education, information and communication technologies, pedagogical competence, digital competence.

В современных социокультурных условиях реализации системы образования, роль личности педагога является ключевой. Вопрос, об основных профессиональных компетенциях педагога является существенным в развитии системы среднего профессионального образования. Это обусловлено тем, что только педагог, обладающий высоким уровнем профессионализма, может сформировать гражданина,

Осипова, О.П., Шклярова, О.А. Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников// Проб лемы современного образования. 2020. № 5. С. 202-213.

Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика. Екатеринбург: УГПУ, 2019. 235 с.

способного своим трудом и личностными качествами вывести страну на новый уровень развития.

Предмет исследования - профессиональная компетентность педагога в системе среднего профессионального образования.

Объект исследования - комплексный анализ профессиональных компетентностей педагога в системе среднего профессионального образования.

Цель исследования, опираясь на определение основных педагогических компетенций, выделить основные пути формирования профессиональной компетенции педагога в системе среднего профессионального образования.

В своем исследовании мы опирались на труды: Осипова, О.П.[1], Шклярова, О.А. [2],.Печеркина, А.А. [3], Табатадзе, Л.М [5], МуравьеваН.В. [10],

Константинова, Д.С., Кудаева, М.М. [15], Осипова, О.П. [22].

Среднее профессиональное образование играет важную роль в обеспечении доступа к качественному образованию и подготовке специалистов, которые могут внести значительный вклад в экономику и общество. Оно способствует не только приобретению профессиональных навыков, но и развитию общих знаний и культурного уровня, что важно для формирования гармонично развитой личности.

Профессиональная ценность:

Подготовка специалистов среднего звена, востребованных на рынке труда.

Развитие практических навыков, необходимых для конкретной профессии.

Общеобразовательная ценность:

Повышение образовательного уровня, что способствует личностному

росту.

Расширение культурного кругозора, что важно для социальной адаптации и интеграции.

Это образование также способствует непрерывному обучению и развитию, что является ключевым фактором в быстро меняющемся мире.

Опираясь на определение основных педагогических компетенций, можно выделить следующие основные пути формирования профессиональной компетенции педагога:

Обучение и профессиональное развитие: Регулярное повышение квалификации и профессиональное обучение педагогов для обновления знаний и умений.

Эти пути помогут педагогам не только улучшить свои профессиональные навыки, но и способствовать развитию образовательной системы в целом.

Действительно, профессиональная компетентность педагога — это комплексное явление, которое включает в себя не только глубокие теоретические знания, но и умение применять их на практике в различных образовательных контекстах. Это сочетание знаний, умений, опыта и личностных качеств, которые позволяют педагогу эффективно решать профессиональные задачи.

Ключевые аспекты профессиональной компетентности педагога:

Теоретические знания: Понимание педагогических теорий, методик и подходов.115

Практические навыки: Способность применять теоретические знания в реальных образовательных ситуациях.

Рефлексивные способности: Оценка и анализ собственной практики для постоянного профессионального роста.

Коммуникативные навыки: Взаимодействие с учащимися, коллегами и родителями.

Инновационность: Разработка и внедрение новых методов и технологий в образовательный процесс.

Адаптивность: Гибкость в подходах и методах в ответ на изменения в образовательной среде.

Компетентность педагога действительно может быть измерена через различные методы оценки, такие как наблюдение, самооценка, а также через формальные процедуры аттестации и сертификации. Целенаправленное формирование этих компетенций требует системного подхода к профессиональному развитию, включая обучение, менторство и практический опыт.

Профессиональная компетентность педагога оценивается по степени развития и сформированности профессионально-педагогических умений, которые включают в себя:

Планирование образовательного процесса: Способность разрабатывать учебные планы и программы.

Методическая работа: Умение выбирать и применять различные методы и приёмы обучения.

Оценочная деятельность: Способность объективно оценивать знания и умения учащихся.

Коммуникативные умения: Владение навыками эффективного общения и установления контакта с учащимися.

Использование ИКТ: Умение интегрировать информационно -коммуникационные технологии в учебный процесс.

Табатадзе, Л.М. Менеджмент образования в условиях информатизации. М.: МИГУ, 2021. С. 242-278. Министерство просвещения. Проект профессионалитет. URL: https://edu.gov.ru/press/4237/ proekt-professionalitet-pomozhet-vnedrit-novye-programmy-zapustit-obrazovatelnoproizvodstvennye-klastery-i-vossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo/ (дата обращения: 27.03.2022).

Инновационность: Способность к внедрению новшеств и улучшению образовательной деятельности.

Эти умения не только помогают педагогу в повседневной работе, но и способствуют развитию профессиональных качеств и личностного роста. Оценка профессиональной компетентности может проводиться через различные формы, включая самооценку, взаимооценку, аттестацию и сертификацию.

В системе среднего профессионального образования существует множество методов, направленных на помощь молодым специалистам, которые не имеют педагогического образования. Вот несколько примеров таких методов:

Методические семинары и чтения: Организация семинаров и чтений, где опытные педагоги делятся своими знаниями и методиками преподавания.

Менторство и наставничество: Привлечение опытных учителей для работы в качестве менторов и наставников для новых преподавателей.

Практические занятия: Проведение мастер-классов и практических занятий, чтобы молодые специалисты могли наблюдать и участвовать в реальном учебном процессе.

Обратная связь и оценка: Регулярное предоставление конструктивной обратной связи молодым специалистам, а также оценка их прогресса.

Самообразование: Поощрение самостоятельного изучения педагогической литературы и последних исследований в области образования.116

Эти методы помогают молодым специалистам развивать необходимые навыки и знания для эффективного преподавания и восполнения пробелов в педагогическом образовании.

Резюмируя выше изложенное, отметим, что профессиональное становление молодого педагога сегодня протекает гораздо труднее, чем несколько лет назад. Это связано с тем, что изменились требования общества к педагогу.

Для решения проблемы улучшения навыков цифровой грамотности у преподавателей профессиональных образовательных организаций в рамках федерального проекта "Профессионалитет" можно предложить следующие шаги:

Разработка стандартизированных программ обучения: Создание единых курсов повышения квалификации, которые будут ориентированы на приобретение актуальных знаний и навыков в области ИКТ.

Институт развития профессионального образования. О реализации Федерального проекта <<Профессионалитет>>.URL:https:/firpo.ru/wp-content/uploads/202Ш9/Вопрос 2_МуравьеваН.В._Профессионалигет-1.рр1х (дата обращения: 27.03.2022).

Министерство просвещения. О стратегии развития системы среднего профессионального образования

Поддержка через онлайн-платформы: Внедрение онлайн-платформ для дистанционного обучения и взаимодействия, что позволит преподавателям обмениваться опытом и получать доступ к ресурсам в любое время.

Мониторинг и оценка прогресса: Введение системы отслеживания успеваемости и прогресса преподавателей в процессе обучения, чтобы обеспечить их постоянное развитие.

Финансовая поддержка и стимулирование: Предоставление грантов и стипендий для мотивации преподавателей к участию в программах повышения квалификации.

Создание сообщества практиков: Организация форумов, семинаров и воркшопов, где преподаватели могут делиться лучшими практиками и инновационными методами обучения. 117Техническая поддержка: Обеспечение преподавателей необходимым оборудованием и программным обеспечением для эффективного использования цифровых технологий в образовательном процессе.

Эти меры помогут создать благоприятную среду для непрерывного профессионального и личностного роста преподавателей, а также повысят качество образования и подготовки специалистов, соответствующих требованиям современного рынка труда.

Использованные источники:

1. Осипова, О.П., Шклярова, О.А. Ресурс самоменеджмента в повышении профессиональной жизнеспособности и развитии управленческой культуры педагогических работников // Проб лемы современного образования. 2020. № 5. С. 202-213.

2. Печеркина, А.А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика.

Екатеринбург: УГПУ, 2019. 235 с.

3. Табатадзе, Л.М. Менеджмент образования в условиях информатизации. М.: МПГУ, 2021. С. 242-278.

4. Министерство просвещения. Проект профессионалитет. URL: https://edu.gov.ru/press/4237/ proekt-professionalitet-pomozhet-vnedrit-novye-programmy-zapustit-obrazovatelnoproizvodstvennye-klastery-i-vossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo/ (дата обращения: 27.03.2022).

5. Институт развития профессионального образования. О реализации Федерального проекта «Профессионалитет». URL:https://firpo.ru/wp-content/uploads/2021/09/Вопрос-2_МуравьеваН.В._Профессионалитет-1.pptx (дата обращения: 27.03.2022).

Константинова, Д.С., Кудаева, М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования// Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055-1072. Осипова, О.П. Менеджмент образования в условиях информатизации. М.: МПГУ, 2021. С. 34-72.

6. Министерство просвещения. О стратегии развития системы среднего профессионального образования Российской Федерации. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/presentations/Strategy_ SPO_2030.pdf (дата обращения: 27.03.2022).

7. Константинова, Д.С., Кудаева, М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7. № 11. С. 1055-1072.

8. Осипова, О.П. Менеджмент образования в условиях информатизации. М.: МПГУ, 2021. С. 34-72.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.