Научная статья на тему 'ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА'

ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ / КОНСТРУКТОРСКО-КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ / МАСТЕР-ПЕДАГОГ / КЛАСТЕРНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРИАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Елена Владимировна, Куровский Василий Николаевич, Ломовская Софья Анатольевна

В данной статье приведен обобщающий анализ авторитетных заключений о преимуществах запуска в системе профессионального образования экспериментальной программы нового уровня образования «Профессионалитет». На основе анализа экспертных мнений заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учредителя и директора Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперта Рособрнадзора Ольги Воронцовой, эксперта, директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Блинова авторы выявляют существующую проблему отсутствия компетентностной модели подготовки выпускника педагогического вуза, соединяющей в себе как функциональную грамотность, так и мультипрофессиональные навыки. На основании подробного аналитического обзора двухуровневой подготовки студентов в условиях университетского образования Германии предложена конструкторско-компетентностная модель выпускника педагогического вуза в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры профессиональной направленности на основе триального обучения в условиях кластерных образований во взаимодействии вуза, среднего профессионального образования и предприятий отрасли. В частности, на базе проведенного анализа разработаны и представлены новые программы бакалавриата и магистратуры, готовые к реализации в Томском государственном педагогическом университете в 2022/23 учебном году. Конструкторско-компетентностная модель новых бакалаврских программ предусматривает формирование полиуниверсальных навыков, навыков профессионального межкультурного взаимодействия, навыков выполнения общетрудовых функций педагога профессионального обучения по дисциплинам отраслевой специфики, формирование профессиональных навыков в рамках персонализированной траектории параллельного освоения рабочей профессии или специальности отрасли на базе колледжа или техникума и, кроме того, применение демонстрационного экзамена с использованием методик и технологий WorldSkills Russia. Конструкция разработанных программ, как бакалаврских, так и магистерских, позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, что не более двух третей составляет базовая часть и не менее одной трети - вариативная часть, обязательная часть после индивидуального выбора студентом, необходимая для формирования квалификационной компетентности по профилю подготовки. Данные программы позволят подготовить мультипрофессиональных выпускников, а также находятся в соответствии с потребностями действующей образовательной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Елена Владимировна, Куровский Василий Николаевич, Ломовская Софья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIVERSITY TRAINING OF A TEACHER OF THE NEW LEVEL “PROFESSIONALITY” FOR THE REQUESTS OF THE REGIONAL ECOSYSTEM

The article analyzes the actual problems of current state of the training of teaching staff of higher scientific qualification in graduate school. The real organizational, managerial, substantive and motivational possibilities of more effective functioning of the postgraduate pedagogical profile are revealed. The issues of determining and using the integration potential of formal and non-formal education from the perspective of managing the development of pedagogical postgraduate studies are considered. The situation of resource shortage for formal education of graduate students at the pedagogical university is actualized. Among the missing resources for training highly qualified scientific personnel are noted: the weakening of research activities of universities, a decrease in the number of applicants to graduate school, the disunity of university system for training research personnel and awarding academic degrees. The characteristic features of the integration potential of the designated types of education are revealed and substantiated through the analysis of the activity of the scientific school of a teacher-researcher as an actual practice of non-formal education of graduate students, effectively complementing the formal system of training of highly qualified personnel. As the methodological basis of the research, such methods as phenomenological research, included observation, methods of humanitarian research were used, namely: the study of the experience of integration of two types of education, the identification of empirical signs of integration, their generalization, justification of the potential of such integration. The possible ways of improving the training of researchers for universities and research structures are proposed on the example of the presented experience of Tomsk State Pedagogical University.

Текст научной работы на тему «ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ "ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ" ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА»

Научно-педагогическое обозрение. 2022. Вып. 5 (45). С. 111-119 PedagogicalReview. 2022, vol. 5 (45), pp. 111-119

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ

Научная статья УДК 378. 1

https://doi . org/10. 23951/2307-6127-2022-5-111-119

ВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА НОВОГО УРОВНЯ «ПРОФЕССИОНАЛИТЕТ» ПОД ЗАПРОСЫ ЭКОСИСТЕМЫ РЕГИОНА

Елена Владимировна Колесникова1, Василий Николаевич Куровский2,

Софья Анатольевна Ломовская3

12■3 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия

1 kolesnikovaev@tspu.edu.ru

2 v.kurovskii@yandex.ru

3 xxx_sofi_xxx@mail.ru

Аннотация

В данной статье приведен обобщающий анализ авторитетных заключений о преимуществах запуска в системе профессионального образования экспериментальной программы нового уровня образования «Профессионалитет». На основе анализа экспертных мнений заместителя председателя правительства России Татьяны Голиковой, министра просвещения РФ Сергея Кравцова, учредителя и директора Санкт-Петербургского технологического колледжа, эксперта Рособрнадзора Ольги Воронцовой, эксперта, директора НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы Владимира Блинова авторы выявляют существующую проблему отсутствия компетентностной модели подготовки выпускника педагогического вуза, соединяющей в себе как функциональную грамотность, так и мультипрофессиональные навыки. На основании подробного аналитического обзора двухуровневой подготовки студентов в условиях университетского образования Германии предложена конструкторско-компетентностная модель выпускника педагогического вуза в рамках образовательных программ бакалавриата и магистратуры профессиональной направленности на основе триального обучения в условиях кластерных образований во взаимодействии вуза, среднего профессионального образования и предприятий отрасли. В частности, на базе проведенного анализа разработаны и представлены новые программы бакалавриата и магистратуры, готовые к реализации в Томском государственном педагогическом университете в 2022/23 учебном году. Конструкторско-компетентностная модель новых бакалаврских программ предусматривает формирование полиуниверсальных навыков, навыков профессионального межкультурного взаимодействия, навыков выполнения общетрудовых функций педагога профессионального обучения по дисциплинам отраслевой специфики, формирование профессиональных навыков в рамках персонализированной траектории параллельного освоения рабочей профессии или специальности отрасли на базе колледжа или техникума и, кроме того, применение демонстрационного экзамена с использованием методик и технологий WorldSkills Russia. Конструкция разработанных программ, как бакалаврских, так и магистерских, позволяет распределить учебную нагрузку таким образом, что не более двух третей составляет базовая часть и не менее одной трети - вариативная часть, обязательная часть после индивидуального выбора студентом, необходимая для формирования квалификационной компетентности по профилю подготовки. Данные программы позволят подготовить мультипрофессиональных выпускников, а также находятся в соответствии с потребностями действующей образовательной системы.

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионалитет, конструкторско-компетентностная модель, мастер-педагог, кластерные образования, триальная модель обучения

© Е. В. Колесникова, В. Н. Куровский, С. А. Ломовская, 2022

Для цитирования: Колесникова Е. В., Куровский В. Н., Ломовская С. А. Вузовская подготовка педагога нового уровня «Профессионалитет» под запросы экосистемы региона // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2022. Вып. 5 (45). С. 111-00. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-111-119

TEACHER TRAINING

Original article

UNIVERSITY TRAINING OF A TEACHER OF THE NEW LEVEL "PROFESSIONALLY" FOR THE REQUESTS OF THE REGIONAL ECOSYSTEM

Elena V. Kolesnikova1, Vasiliy N. Kurovskiy2, Sofia A. Lomovskaya3

12,3 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

1 kolesnikovaev@tspu.edu.ru

2 v.kurovskii@yandex.ru

3 xxx_sofi_xxx@mail.ru

Abstract

The article analyzes the actual problems of current state of the training of teaching staff of higher scientific qualification in graduate school. The real organizational, managerial, substantive and motivational possibilities of more effective functioning of the postgraduate pedagogical profile are revealed. The issues of determining and using the integration potential of formal and non-formal education from the perspective of managing the development of pedagogical postgraduate studies are considered. The situation of resource shortage for formal education of graduate students at the pedagogical university is actualized. Among the missing resources for training highly qualified scientific personnel are noted: the weakening of research activities of universities, a decrease in the number of applicants to graduate school, the disunity of university system for training research personnel and awarding academic degrees. The characteristic features of the integration potential of the designated types of education are revealed and substantiated through the analysis of the activity of the scientific school of a teacher-researcher as an actual practice of non-formal education of graduate students, effectively complementing the formal system of training of highly qualified personnel. As the methodological basis of the research, such methods as phenomenological research, included observation, methods of humanitarian research were used, namely: the study of the experience of integration of two types of education, the identification of empirical signs of integration, their generalization, justification of the potential of such integration. The possible ways of improving the training of researchers for universities and research structures are proposed on the example of the presented experience of Tomsk State Pedagogical University.

Keywords: management of education development, scientific school, graduate students, the potential of integration offormal and non-formal education

For citation: Kolesnikova E. V., Kurovskiy V. N., Lomovskaya S. A. University training of a teacher of the new level "Professionality" for the requests of the regional ecosystem [Vuzovskaya podgotovka pedagoga novogo urovnya "Professionalitet" pod zaprosy ekosistemy regiona]. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye - Pedagogical Review, 2022, vol. 5 (45), pp. 111-119. https://doi. org/10.23951/2307-6127-2022-5-111-119

Томский государственный педагогический университет (ТГПУ) - главный региональный поставщик педагогических кадров, в том числе и для системы профессионального образования.

В связи с этим в рамках комплексной программы развития ТГПУ на 2021-2025 гг. реализуется целевая программа - образовательные программы ТГПУ: актуальный портфель [1]. Ежегодная акту— 112 —

ализация востребованного портфеля образовательных программ основного и дополнительного образования формируется с учетом социально-экономических перспектив развития приоритетных отраслей региона и изменений экосистемы профессионального образования в контексте кластерного подхода.

Так, в 2021 г. Томский государственный педагогический университет входил в состав авторитетного экспертного сообщества по обсуждению паспорта проекта «Профессионалитет» РГ03-ОС03-ПР01, инициированного Министерством просвещения РФ.

Согласно паспорту нового проекта запуск программы нового уровня образования (профессионалитет) требует комплексной реструктуризации системы профессионального образования, куда, в частности, входит:

1) развитие образовательно-производственных центров (кластеров) во взаимодействии колледжей с предприятиями реального сектора экономики (отраслевыми партнерами);

2) создание и открытие новых мастерских на базе колледжей с привлечением инвестиций предприятий-заказчиков компетенций;

3) обновление списка профессий с учетом высокотехнологичных отраслей индустрии 4.0;

4) автоматизированное конструирование экспериментальных образовательных программ с использованием федеральной цифровой платформы;

5) разработка, апробация и внедрение лучших мировых образовательных практик и технологий с обязательным вовлечением в педагогический процесс представителей работодателей, по сути, дуальное обучение;

6) реорганизация и воспроизведение государственной системы, отвечающей за подготовку высококвалифицированных специалистов для преподавания в рамках среднего профессионального образования (СПО);

7) создание на базе колледжей коворкинг-пространств, центров молодежных инициатив в виде стартапов, волонтерства, совместных общественных проектов;

8) разработка новых механизмов управления на основе принципов государственно-частного партнерства (создание управляющей компании на базе колледжа или АНО).

Заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова отмечает [2], что одно из главных нововведений - это прежде всего необходимость привлечения специалистов различных профессиональных сообществ, тех, кто уже имеет значительный практический опыт работы с рынком. Профессионалы высокого уровня не просто смогут передавать свои знания обучающимся современных СПО, но и по-настоящему инвестировать в действующую систему образования. Эксперт Рособрнадзора Ольга Воронцова [2] также считает, что активная позиция работодателей позволит студентам осознать, что они обучаются не просто ради получения диплома или вероятности того, что смогут трудоустроиться в дальнейшем, но готовятся работать в конкретной компании, гарантирующей им место в рядах собственных сотрудников.

С 1 сентября 2022 г. в соответствии с проектом постановления Правительства РФ от 19.08.2021 [3] федеральный проект «Профессионалитет» перейдет в экспериментальную стадию реализации новых образовательных программ среднего профессионального образования [4]. Предполагается, что разработанные механизмы, которые рассмотрены в постановлении, обеспечат создание принципиально новой, современной и гибкой модели системы, отвечающей за форсированное обучение квалифицированных кадров. Такая система будет гарантировать соответствие требованиям сегодняшнего рынка труда, а в особенности региональным отраслям экономики. А непосредственное взаимодействие с работодателями практически обеспечит стопроцентную гарантию трудоустройства выпускников СПО.

Согласно сообщениям Минпросвещения России [5], разработка типовых образовательных программ, которые определят состав, объем, а также требования по реализации различных образовательных программ экспериментального характера, будет организована на базе министерства про-

свещения, однако в ней будут принимать участие и предприятия-работодатели. Период обучения за счет интенсификации и практического обучения непосредственно на предприятиях сократится с четырех до двух лет на базе среднего общего образования и до трех лет на базе основного общего образования. Выпускники, обучавшиеся по образовательным программам профессионалитета, получат не только дипломы СПО, но и цифровой паспорт компетенций.

В рамках приемной кампании системы профессионального образования 2022 г. на конкурсной основе планируется набрать 150 тыс. студентов по самым разным профессиям и специальностям, среди них - железнодорожная, фармацевтическая, горнодобывающая и нефтегазовая отрасли, атомная промышленность, металлургия, сельское хозяйство, машиностроение, а также легкая промышленность. Участниками эксперимента станут колледжи и техникумы из разных регионов страны, прошедшие отбор Министерства просвещения РФ. По словам министра просвещения РФ Сергея Кравцова, если данная практика в образовательной сфере принесет плоды и будет успешна, спустя пару лет программа «Профессионалитет» получит распространение во всех профессиональных образовательных организациях России [6].

Согласно анонсу новых инициатив системы профессиональной подготовки кадров, обозначенных в рамках XV Международного конгресса «Молодые профессионалы», в ходе реализации федерального проекта «Профессионалитет» будет введена новая квалификация «мастер-педагог» [7]. При этом обязательными структурными компонентами подготовки или повышения квалификации преподавателей и специалистов в сфере производственного обучения, предложенных Российским государственным профессионально-педагогическим университетом (Екатеринбург) совместно с Институтом развития профессионального образования (Москва), должны стать: общие педагогические навыки, цифровые компетенции, стажировка на современном производстве. Мастер-педагог должен будет уметь конструировать автоматизированные программы, обладать педагогическими, производственными и цифровыми навыками.

Эксперт, директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО) Российской академии народного хозяйства и государственной службы В. И. Блинов в своем интервью акцентировал многозадачность профессиональной трудовой деятельности современного специалиста, однако отметил, что достаточно затруднительно определить какой-то стандартизированный набор профессиональных компетенций, ведь на каждом рабочем месте требуются конкретные знания, умения и навыки, необходимость которых обусловлена определенными производственными ситуациями [8]. К тому же подобные наборы комплексов далеко не стабильны - они постоянно развиваются и изменяются, требуя от специалиста в ускоренном порядке регулярно осваивать новые трудовые функции.

Кроме того, запрос работодателей на специалиста с широким набором опережающих квалификаций диктует необходимость выпускнику педагогического вуза, который будет обучать современного специалиста отрасли, регулярно и постоянно развиваться не только с точки зрения повышения своего профессионального уровня, но и личностного, проявлять инициативу к интенсивной, продуктивной работе, а также проявлять самостоятельность при освоении новых компетенций в соответствии с основными тенденциями рынка труда индустрии 4.0.

Аналитический обзор требований к педагогу профессионального обучения позволяет сделать вывод, что для эффективной реализации федерального проекта «Профессионалитет» нужна новая компетентностная модель подготовки выпускника педагогического вуза, соединяющая в себе как функциональную грамотность (компетенции непрерывного личностного развития на опережение: self-skills, soft-skills, future-skills), так и мультипрофессиональные навыки (профессиональные компетенции с опорой на науку, практику, мировые стандарты: hard-skills, akademik-skills, world-skills).

Именно эти ориентиры должны быть заложены в повестку актуализированных и новых образовательных программ педагогических вузов по подготовке педагога новой формации, готового

обучать современного выпускника системы профессионального образования с учетом требований индустрии 4.0.

На основе стратегических инициатив развития проекта «Профессионалитет» профессионально-педагогическое сообщество ТГПУ при активном участии Департамента профессионального образования Томской области (дорожная карта по реализации программы взаимодействия между ТГПУ и Департаментом профессионального образования Томской области от 19.01.2021 на 2021/22 учебный год) разработало ряд образовательных новшеств по реализации конструкторско-компе-тентностной модели подготовки педагога для нового уровня «Профессионалитет» в рамках основных образовательных программ бакалавриат - магистратура и дополнительных профессиональных образовательных программ переподготовки и повышения квалификации кадров.

В части повышения квалификации и подготовки региональных управленческих команд для создания и функционирования образовательно-производственных центров (кластеров) на основе отраслевой интеграции колледжей и предприятий реального сектора экономики в ТГПУ актуализирована магистерская программа 44.04.01, направление подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Управление в сфере образования»; разработана новая магистерская программа 44.04.02, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Управление человеческими ресурсами».

В части подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и кураторов (классных руководителей) профессиональных образовательных организаций в 2022 г. объявлен набор на актуализированные и новые магистерские программы 44.04.02, направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», направленности (профили) «Практическая психология и консультирование в образовании»; «Профориентация и карьерное консультирование»; «Проектирование воспитательного пространства детства».

В части подготовки и повышения квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций, наставников от производства, готовящихся к реализации образовательных программ «Профессионалитета», для набора 2022 г. актуализирована конструкторско-компетентностная компонента магистерской программы 44.04.01, направление подготовки «Педагогическое образование», направленность (профиль) «Профессиональное обучение». Новая конструкторско-компетентностная модель магистерской программы включает полиуниверсальную подготовку в области дизайна предметной образовательной среды, акцентирующей формирование функциональных навыков (исследование, проектирование, планирование, организация, управление, сопровождение, коммуникация); профессионально-педагогическую подготовку, направленную на формирование общепрофессиональных педагогических компетенций (новая дидактика профессионального обучения: модели, стратегии, в т. ч. использование технологий цифровой среды и ее инструментов, кейс-технологии, технологии дуального обучения, STEAM-технологии, технологии WorldSkills Russia) и практико-ориентированную подготовку, формирующую профессиональные компетенции с возможностью персонализированного выбора вариативного (элективного) блока дисциплин (модулей) в области активно развивающихся отраслей региона: транспорт, общественное питание, деревообрабатывающая и швейная промышленность, ремесленное предпринимательство.

Для преподавателей и мастеров производственного обучения, наставников от производства, выпускников школ и СПО в рамках 44.04.03 направления подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)» в ТГПУ разработаны новые программы бакалавриата по направленностям (профилям): «Конструирование, технология и дизайн одежды»; «Сервис ресторанного бизнеса». Основанием выбора данных профилей подготовки образовательных программ бакалавриата являлось мнение работодателей, испытывающих кадровую потребность в специалистах высшего звена; запрос компетенций от представителей профильных профессиональных образовательных организаций на подготовку педагогов для реализации нового уровня «Профессионалитет»; запрос выпуск-

ников СПО на профиль подготовки высшего образования, имеющих диплом по смежным профессиям или специальностям, с целью освоения программы бакалавриата в сокращенные сроки.

Конструкторско-компетентностная модель новых бакалаврских программ предусматривает формирование полиуниверсальных навыков, включающих: функциональные навыки общекультурного гражданского саморазвития, здорового образа жизни, управленческих способностей, навыки эмоционального интеллекта, клиентоориентированности, командной работы, предпринимательства, проектирования, самоменеджмента; формирование навыков профессионального межкультурного взаимодействия с разновозрастными группами, в том числе на иностранном языке, включая сопровождение лиц с ОВЗ; формирование навыков выполнения общетрудовых функций педагога профессионального обучения по дисциплинам отраслевой специфики, в том числе с использованием технологий цифровой дидактики; формирование профессиональных навыков в рамках персонализированной траектории параллельного освоения рабочей профессии или специальности отрасли на базе колледжа или техникума, сопряженной с профилем подготовки, включая демонстрационный экзамен с использованием методик и технологий WorldSkills Russia.

Конструкция программ как бакалавриата, так и магистратуры профессиональной направленности предусматривает распределение учебной нагрузки таким образом, что не более двух третей составляет базовая часть, т. е. научно ориентированная подготовка и предметно-педагогическая подготовка на базе университета, необходимая для присвоения квалификации по направлению подготовки с возможностью освоения достаточного количества дополнительных компетенций в рамках элективов и курсов по выбору, в том числе непрофильной подготовки, и не менее одной трети - вариативная часть, обязательная после индивидуального выбора студентом (т. е. практико-ориентиро-ванная подготовка на базе профессиональных образовательных организаций, ресурсных центров практической подготовки, профильных предприятий отрасли), необходимая для формирования квалификационной компетентности по профилю подготовки.

Формированию дополнительных компетенций выпускника педагогического вуза способствует актуализация дополнительных образовательных программ, в частности по компетенциям атласа новых профессий, ресурсного потенциала технопарка педагогических компетенций, а также реализация мероприятий в части подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров, обозначенных в рамках дорожной карты программы взаимодействия между ТГПУ и Департаментом профессионального образования Томской области.

Аналитический обзор подготовки студентов машиностроительных направлений Лейпцигского университета прикладных наук Германии [9] подтвердил значимость научно ориентированного обучения в рамках университетского образования, что составляет 70 % в сравнении с практическими занятиями, которым отводится всего 30 %. В университетах Германии широко используются передовые технологии обучения, в частности цифровые технологии, дуальное обучение, а также набирающее стремительную популярность STEM-образование.

В университетах Германии срок двухуровневой подготовки преимущественно занимает пять лет, из которых шесть семестров - это обучение уровню бакалавриата, а четыре семестра отводится для магистратуры. Конструкция компетентностной модели образовательных программ бакалавриата включает реализацию четырех модулей с постепенным наращиванием компетенций из семестра в семестр по каждому модулю. Модули включают в себя как базовые дисциплины, так и вариативную часть. К тому же некоторые дисциплины могут быть выбраны студентом самостоятельно, способствуя формированию надпрофессиональных компетенций. В обязательную базовую часть дисциплин входит прежде всего фундаментальная подготовка (основные базовые науки), цифровая подготовка (например, занятия по информатике, электронике, мехатронике, занятия, включающие работу с САПР или 3D-технологиями, и другие дисциплины), подготовка в области фундаментальных технических наук (таких как теоретическая механика, динамика, машиноведение и так далее), а так-

же инженерно-технологическая отрасль (включает такие дисциплины, как детали машин, теория машин и механизмов, конструирование и технология изделий машиностроительной индустрии).

В базовой части программ для магистров в Лейпцигском университете прикладных наук обычно от трех до четырех дисциплин, в частности это проектно-исследовательская деятельность, а также численные методы обработки результатов. Остальные дисциплины выбираются студентом самостоятельно, позволяя ему согласовать свой выбор в соответствии с темой своей магистерской диссертации. В помощь студентам при проектировании индивидуального маршрута и выбора модулей назначается менеджер образовательных программ. Научно ориентированная подготовка осуществляется в высокотехнологично оборудованных лабораториях университета. Практико-ориен-тированная подготовка проходит на предприятиях в реальной среде на основе дуального подхода.

Аналитический анализ конструкторско-компетентностной модели двухуровневых образовательных программ позволил отметить близкую схожесть германского и российского университетского образования, в том числе в процессе реализации технологических профилей профессиональной направленности. Российская модель подготовки преподавателя профессионального обучения (по отраслям), в частности в новом уровне «Профессионалитет», имеет одну важную отличительную особенность - отказ от дуального подхода в пользу триального обучения студента педагогического вуза в условиях кластерных образований [10]. Сегодня образовательное пространство требует от педагога мультипрофес-сиональности, таким образом, предполагается, что преподаватель профессионалитета - это полипрофессия, которая представляет собой гармоничный сплав из различных отраслей образования (гуманитарной, цифровой, технической и педагогической), а также в полной мере соответствует любым объективным потребностям действующей образовательной системы, а также учитывает протекающую в настоящий момент технологизацию экономической отрасли [11]. Однако, несмотря на то что процесс формирования гуманитарно-педагогической компетентности чаще всего не предполагает значительных капиталовложений от высшего учебного заведения, технолого-цифровая компетентность требует современного актуального оборудования, применяющегося сегодня в различных сферах и производственных отраслях наряду с информационно-коммуникационным оснащением. Таким образом, решение выпускниками педагогических вузов современных интегрированных задач профессиональной деятельности предполагает создание условий, предусматривающих не только непосредственное их участие в реальной среде подготовки профессиональных кадров, базирующейся в СПО, но и обеспечение для них занятий практической направленности в рамках реальных производственных условий отраслевых предприятий. Другими словами, речь идет о триальном обучении педагога СПО в интегральном взаимодействии вуза, колледжа и предприятий отрасли. Создание условий для триального взаимодействия возможно в рамках развития производственно-кластерных образований, которые бы предполагали рассмотрение педагогических вузов с точки зрения необходимости их включения как незаменимого звена в части экосистемы кадрового обеспечения приоритетных отраслей региона.

Список литературы

1. Комплексная программа развития Томского государственного педагогического университета - 2021-2025. 2021. URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/1173 (дата обращения: 01.12.2021).

2. Профессионалитет 2022 // Комсомольская правда. 2021. URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/ professionalitet/ (дата обращения: 01.12.2021).

3. Постановление Правительства РФ от 16.03.2022 № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет» // Собрание законодательства РФ. 2022. № 12, ст. 1871.

4. Федеральный проект «Профессионалитет» переходит в стадию реализации // Информио. URL: https:// www.informio.ru/news/id28735/Federalnyi-proekt-Professionalitet-perehodit-v-stadiyu-realizacii (дата обращения: 01.12.2021).

5. Проект «Профессионалитет» поможет внедрить новые программы, запустить образовательно-производственные кластеры и воссоздать госсистему подготовки педкадров для СПО // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4237/proekt-professionalitet-pomozhet-vnedritnovye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-ivossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo (дата обращения: 01.12.2021).

6. Чудин Н. В России вводят новый уровень среднего профессионального образования - «Профессионалитет» // Учительская газета. URL: https://ug.ru/v-rossii-vvodyat-novyj-uroven-srednego-obrazovaniya-professionalitet/ (дата обращения: 01.12.2021).

7. В рамках проекта «Профессионалитет» появятся мастера-педагоги // Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. URL: https://edu.gov.ru/press/4496/v-ramkah-proektaprofessionalitet-poyavyatsya-mastera-pedagogi/ (дата обращения: 01.12.2021).

8. Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Обществу больше не нужны места "передержки будущих рабочих кадров"». URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-firo-rankhigs-vladimir-blinovobsh-chestvu-bolshe-ne-nuzhny-mesta-perederzhki-budushchikh-rab/ (дата обращения: 01.12.2021).

9. Центнер Йоханнес. О подготовке студентов в Лейпцигском университете прикладных наук // Томский государственный педагогический университет: обзор секционного заседания: генерация идей и эффективных моделей непрерывного профессионального образования (региональный, российский и мировой опыт): XI Всероссийская с международным участием научно-практическая конференция «Профессиональное образование: проблемы и достижения» (16-17 декабря 2021 г.). URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24306-regionalnye-rossijskie-i-mirovye-praktikipodgotovki-pedagoga-spo-vklyuchaya-professionalitet-nauchnyj-dialog-vtgpu.html (дата обращения: 26.12.2021).

10. Шаламова Л. Ф., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации // Science For Education Today. 2022. Т. 12, № 2. С. 111-135.

11. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика профессиональных дефицитов учителя в условиях трансформации современного образования // Science for Education Today. 2021. Т. 11, № 4. С. 33-45.

Referenсes

1. Kompleksnaya programma razvitiya Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - 2021-2025 [Comprehensive Development Program of Tomsk State Pedagogical University - 2021-2025]. 2021 (in Russian). URL: https://sveden.tspu.edu.ru/api/svfile/1173 (accessed 1 December 2021).

2. Professionalitet 2022 [Professionality 2022]. Komsomol 'skayapravda: ofitsial'nyy saytgazety [Official website of the newspaper]. 2021 (in Russian). URL: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professionalitet/ (accessed 1 December 2021).

3. Postanovleniye Pravitel'stva RF ot 16.03.2022 № 387 "O provedenii eksperimenta po razrabotke, aprobatsii i vnedreniyu novoy obrazovatel'noy tekhnologii konstruirovaniya obrazovatel'nykh programm srednego professional'nogo obrazovaniya v ramkakh federal'nogo proekta "Professionalitet" [On conducting an experiment on the development, testing and implementation of a new educational technology for designing educational programs of secondary vocational education within the framework of the federal project "Professionality"]. Sobraniye zakonodatel'stva RF [Collection of legislation of the Russian Federation], 2022, no. 12, article 1871 (in Russian).

4. Federal'nyy proyekt "Professionalitet" perekhodit v stadiyu realizatsii [The federal project "Professionality" enters the implementation stage]. Informio (in Russian). URL: https://www.informio.ru/news/id28735/Federalnyi-proekt-Professionalitet-perehodit-v-stadiyu-realizacii (accessed 1 December 2021).

5. Proyekt "Professionalitet" pomozhet vnedrit' novye programmy, zapustit' obrazovatel'no-proizvodstvennye klastery i vossozdat' gossistemu podgotovki pedkadrov dlya SPO [The "Professionality" project will help introduce new programs, launch educational and production clusters and recreate the state system for training teaching staff for secondary vocational education]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education of the Russian Federation: official website] (in Russian). URL: https://edu.gov.ru/ press/4237/proekt-professionalitet-pomozhet-vnedritnovye-programmy-zapustit-obrazovatelno-proizvodstvennye-klastery-ivossozdat-gossistemu-podgotovki-pedkadrov-dlya-spo (accessed 1 December 2021).

6. Chudin N. V Rossii vvodyat novyy uroven' srednego professional'nogo obrazovaniya - "Professionalitet" [Russia introduces a new level of secondary vocational education - "Professionality"]. Uchitel 'skaya gazeta - Teacher's newspaper(inRussian).URL:https://ug.ru/v-rossii-vvodyat-novyj-uroven-srednego-obrazovaniya-professionalitet^ (accessed 1 December 2021).

7. V ramkakh proyekta "Professionalitet" poyavyatsya mastera-pedagogi [As part of the "Professionality" project, master teachers will appear]. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii: ofitsial'nyy sayt [Ministry of Education of the Russian Federation: official website] (in Russian). URL: https://edu.gov.ru/ press/4496/v-ramkah-proektaprofessionalitet-poyavyatsya-mastera-pedagogi/ (accessed 1 December 2021).

8. Ekspert FIRO RANHiGS Vladimir Blinov: "Obshchestvu bol'she ne nuzhny mesta "perederzhki budushchih rabochikh kadrov" [Society no longer needs places for "overexposure of future workers"] (in Russian). URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/ekspert-firo-rankhigs-vladimir-blinovobshchestvu-bolshe-ne-nuzhny-mesta-perederzhki-budushchikh-rab/ (accessed 01 December 2021).

9. Tsentner Yokhannes. O podgotovke studentov v Leyptsigskom universitete prikladnykh nauk [On the preparation of students at the Leipzig University of Applied Sciences]. Tomskiygosudarstvennyypedagogicheskiy universitet: obzor sektsionnogo zasedaniya Generatsiya idey i effektivnykh modeley nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya (regional'nyy, rossiyskiy i mirovoy opyt) XI Vserossiyskaya s mezhdunarodnym uchastiyem nauchno-prakticheskaya konferentsiya "Professional'noye obrazovaniye: problemy i dostizheniya" (16-17 dekabrya 2021 g.) [Tomsk State Pedagogical University: review of the breakout session: generation of ideas and effective models of continuing professional education (regional, Russian and world experience): XI All-Russian scientific and practical conference with international participation "Professional education: problems and achievements" (December 16-17, 2021)] (in Russian). URL: https://www.tspu.edu.ru/news/24306-regionalnye-rossijskie-i-mirovye-praktikipodgotovki-pedagoga-spo-vklyuchaya-professionalitet-nauchnyj-dialog-vtgpu.html (accessed 26 December 2021).

10. Shalamova L. F., Vladimirova T. N., Leskonog N. Y. Osobennosti obespecheniya pedagogicheskimi kadrami s vysshim obrazovaniyem obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy su''yektov Rossiyskoy Federatsii [Features of providing teaching staff with higher education to general educational organizations of the constituent entities of the Russian Federation]. Science for Education Today, 2022, vol. 12, no. 2, pp. 111-135 (in Russian).

11. Gutnik I. Y. Pedagogicheskaya diagnostika professional'nykh defitsitov uchitelya v usloviyakh transformatsii sovremennogo obrazovaniya [Pedagogical Diagnosis of Teacher's Professional Deficiencies in the Transformation of Modern Education]. Science for Education Today, 2021, vol. 11, no. 4, pp. 33-45 (in Russian).

Информация об авторах

Колесникова Е. В., кандидат биологических наук, доцент, декан, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: kolesnikovaev@tspu.edu.ru

Куровский В. Н., доктор педагогических наук, профессор, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Ломовская С. А., студент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Information about the authors

Kolesnikova E. V., Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Dean of the Faculty of Technology and Economics, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: kolesnikovaev@tspu.edu.ru

Kurovsky V. N., Doctor of Pedagogy, Professor, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: v.kurovskii@yandex.ru

Lomovskaya S. A., undergraduate student, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: xxx_sofi_xxx@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.02.2022; принята к публикации 01.09.2022

The article was submitted 22.02.2022; accepted for publication 01.09.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.