Научная статья на тему 'УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образование / информационно-коммуникационные технологии / педагогическая компетентность / цифровая компетентно. / education / information and communication technologies / pedagogical competence / digital competence.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Уматгериева Х.Р., Улубаева А.С.

Уровень цифровой грамотности и компетентности педагога является одним из ключевых факторов в среднем профессиональном образовании. Это связано с тем, что цифровые технологии активно внедряются во все сферы жизни, включая образование. Педагоги, обладающие высоким уровнем цифровой грамотности, способны не только эффективно использовать цифровые инструменты для обучения, но и подготавливать студентов к жизни и работе в современном информационном обществе. Действительно, процесс формирования компетенций педагогов в контексте всеобщей информатизации и последующей цифровизации общества является долгосрочной тенденцией. Это направление развития образования подчеркивает необходимость постоянного обновления знаний и умений учителей для того, чтобы они могли эффективно использовать современные технологии в образовательном процессе и готовить студентов к жизни в условиях цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF DIGITAL LITERACY AND TEACHER COMPETENCE IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

The level of digital literacy and teacher competence is one of the key factors in secondary vocational education. This is due to the fact that digital technologies are being actively introduced into all spheres of life, including education. Teachers with a high level of digital literacy are able not only to effectively use digital learning tools, but also to prepare students for life and work in the modern information society.

Текст научной работы на тему «УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 371.321:004

Уматгериева Х.Р. преподаватель

ФГБОУВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный Улубаева А.С. студент 2 курса магистратуры группа ЗБИН-22М

ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный

УРОВЕНЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В СРЕДНЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. Уровень цифровой грамотности и компетентности педагога является одним из ключевых факторов в среднем профессиональном образовании. Это связано с тем, что цифровые технологии активно внедряются во все сферы жизни, включая образование. Педагоги, обладающие высоким уровнем цифровой грамотности, способны не только эффективно использовать цифровые инструменты для обучения, но и подготавливать студентов к жизни и работе в современном информационном обществе.

Действительно, процесс формирования компетенций педагогов в контексте всеобщей информатизации и последующей цифровизации общества является долгосрочной тенденцией. Это направление развития образования подчеркивает необходимость постоянного обновления знаний и умений учителей для того, чтобы они могли эффективно использовать современные технологии в образовательном процессе и готовить студентов к жизни в условиях цифровой экономики.

Ключевые слова: образование, информационно-коммуникационные технологии, педагогическая компетентность, цифровая компетентно.

Umatgerieva Kh.R.

teacher

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny Ulubaeva A.S.

2nd year master 's student group ZBIN-22M

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education

"Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov"

THE LEVEL OF DIGITAL LITERACY AND TEACHER COMPETENCE IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Annotation. The level of digital literacy and teacher competence is one of the key factors in secondary vocational education. This is due to the fact that digital technologies are being actively introduced into all spheres of life, including education. Teachers with a high level of digital literacy are able not only to effectively use digital learning tools, but also to prepare students for life and work in the modern information society.

Keywords: education, information and communication technologies, pedagogical competence, digital competence.

Процесс формирования компетенций педагогов в контексте информатизации и цифровизации общества действительно начался много лет назад. Этот процесс включает в себя не только освоение новых технологий, но и переосмысление роли преподавателя в образовательной системе.118

Важные моменты в этом процессе:

Постоянное обучение: Преподавателя должны быть готовы к непрерывному обучению и самосовершенствованию, чтобы идти в ногу с технологическим прогрессом.

Методическая подготовка: Педагогам необходимо развивать методические навыки для интеграции ИКТ в образовательный процесс.

Инновационные подходы: Применение инновационных подходов и образовательных технологий для повышения качества и доступности образования.

Сотрудничество и обмен опытом: Важность сотрудничества и обмена опытом между учителями для обогащения педагогической практики.

Эти аспекты способствуют формированию у преподавателей необходимых компетенций для работы в современном образовательном пространстве, где цифровые технологии играют ключевую роль.

По мнению авторов [1] под педагогической цифровой компетентностью

понимают способность последовательно применять установки, навыки и отношения, а также технологии, теорию обучения, предмет, контекст и обучение, а также отношения между ними. Эта компетенция может развиваться по мере того, как педагог становится более опытным.

Jorgen From. Pedagogical Digital Competence-Between Values / Knowledge and Skills// Higher Education Studies. 2017. - Vol. 7, №. 2. -URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/hes/article/view/67799.

В Российской Федерации вместо цифровой компетентности используют

термин информационно-коммуникационная компетентность, под которой понимают готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности

для решения широкого круга образовательных задач [2].

На сегодняшний день образование, предоставляемое с использованием

цифровых образовательных ресурсов, например MOOC (Massive open

online

course) широко обсуждается в большинстве стран мира. 119

Этот процесс включает в себя не только освоение новых технологий, но и переосмысление роли преподавателя в образовательной системе.

Важные моменты в этом процессе:

Постоянное обучение: Преподаватели должны быть готовы к непрерывному обучению и самосовершенствованию, чтобы идти в ногу с технологическим прогрессом.

Методическая подготовка: Педагогам необходимо развивать методические навыки для интеграции ИКТ в образовательный процесс.

Инновационные подходы: Применение инновационных подходов и образовательных технологий для повышения качества и доступности образования.

Сотрудничество и обмен опытом: Важность сотрудничества и обмена опытом между преподавателями для обогащения педагогической практики.

Эти аспекты способствуют формированию у учителей необходимых компетенций для работы в современном образовательном пространстве, где цифровые технологии играют ключевую роль.

В российской модели образования цифровая компетентность педагогов действительно считается многоаспектной и включает в себя несколько ключевых компонентов. Три основных компонента, могут быть описаны следующим образом:

Базовые навыки ИКТ: Это фундаментальные технические навыки, которые позволяют преподавателям использовать информационные и коммуникационные технологии для решения повседневных задач, таких как обработка текстов, создание презентаций, использование электронной почты и интернета для поиска информации.

Гончарова, Н. Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях / Н. Ю. Гончарова, А. И. Тимошенко// Сибирский педагогический

журнал. - 2020. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnokommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integrativnyy-pokazatelprofessionalizma-v-sovremennyh-usloviyah.

Педагогические навыки ИКТ: Эти навыки включают в себя способность интегрировать ИКТ в учебный процесс, разрабатывать и реализовывать учебные программы и материалы с использованием цифровых инструментов, а также проводить оценку и самооценку с помощью ИКТ.

Навыки развития цифрового контента: Педагоги должны уметь создавать, редактировать и распространять цифровой образовательный контент, что включает в себя знание основ графического дизайна, видеопродакшена, программирования и других смежных областей.

Эти компоненты взаимосвязаны и вместе формируют комплексную цифровую компетентность, которая необходима современному учителю для эффективной работы в условиях цифровизации образования.

Таким образом, основной характеристикой педагогической цифровой компетентностью является способность развивать / совершенствовать педагогическую работу с помощью цифровой технологии в профессиональном контексте, прежде всего в веб-курсе / онлайн-обучении. в более широком смысле, однако,

педагогическая цифровая компетентность включает в себя все виды педагогической работы в профессиональном контексте, где используются цифровые технологии. К тому же, можно сказать, что она осуществляет свое развитие на трех структурных уровнях:

• микроуровне (уровень взаимодействия), который включает в себя педагогическое взаимодействие со студентами;

• мезоуровене (уровень курса), включающий разработку и внедрение курсов, а также инфраструктуру образования (например, интеграция

ресурсов, таких как библиотека или учебное пособие);120

• макроуровне (организационный уровень), который ориентирован на управление учебным процессом и развитие организации.

Таким образом, стратегическое педагогическое лидерство является центральным компонентом педагогической цифровой компетентности на всех трех уровнях.

Педагогическая цифровая компетентность включает в себя как практические знания, так и концептуальные знания, а также в более эпистемологическом отношении.

педагогическая цифровая компетентность действительно охватывает широкий спектр знаний и навыков. Она включает в себя:

Практические знания: Это навыки использования цифровых инструментов и технологий для обучения, такие как умение работать с образовательными платформами, программное обеспечение для создания контента, и инструменты для онлайн-коммуникации.

Картукова, А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А. А. Картукова// Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога : сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург : Международные образовательные проекты, 2020. - С. 8-11.

Концептуальные знания: Это понимание того, как цифровые технологии влияют на образовательный процесс, включая методы обучения, оценку, и управление классом.

Эпистемологическое понимание: Это глубокое осмысление того, как знания создаются и распространяются в цифровую эпоху, а также рефлексия о том, как технологии изменяют саму природу знания и обучения.

Эти аспекты вместе формируют комплексный подход к цифровой компетентности, который необходим современным преподавателям для эффективной работы в быстро меняющемся образовательном ландшафте.

Педагог, обладающий цифровой компетентностью и активно применяющий её в учебной деятельности, 121

действительно может добиться значительного прогресса в следующих аспектах:

Улучшение практических знаний в сфере ИКТ: Регулярное использование цифровых инструментов и ресурсов способствует повышению уровня технических навыков и понимания того, как эффективно интегрировать технологии в образовательный процесс.

Профессиональная поддержка обучающихся: Цифровая компетентность позволяет учителю лучше понимать потребности студентов и предоставлять им индивидуализированную поддержку, используя разнообразные цифровые средства.

Создание новых курсов: Способность к разработке и адаптации учебных программ и материалов под конкретные цели и задачи образования, с учетом последних тенденций и инноваций в области ИКТ.

Анализ и объяснение образовательных процессов: Глубокое понимание того, как и почему определенные методы и подходы работают или не работают в конкретном образовательном контексте, что позволяет адаптировать и оптимизировать учебный процесс.

Эти навыки и знания способствуют не только личному профессиональному развитию преподавателя, но и повышению качества образования в целом.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что основной проблемой

в настоящее время является отсутствие у педагогов навыков цифровой работы.

Для решения этой задачи на наш взгляд необходимо выработать основные направления по улучшению практических навыков в сфере ИКТ. Таким образом, обладание педагогической цифровой компетентности позволит преподавателям найти баланс между существующими педагогическими ценностями, собственными знаниями и приобретенными ИКТ навыками.

European Commission. Recommendation of the European Parliament and of the Council Offical of the key lifelong learning competences// Journal of the European Unioun. 30 December 2019/L394. - P. 10-18.

Использованные источники:

1. Jorgen From. Pedagogical Digital Competence-Between Values / Knowledge and Skills // Higher Education Studies. 2017. - Vol. 7, №. 2. -URL: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/hes/article/view/67799.

2. Гончарова, Н. Ю. Информационно-коммуникационная компетентность педагога как интегративный показатель профессионализма в современных условиях / Н. Ю. Гончарова, А. И. Тимошенко // Сибирский педагогический журнал. - 2020. - № 3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnokommunikatsionnaya-kompetentnost-pedagoga-kak-integrativnyy-pokazatelprofessionalizma-v-sovremennyh-usloviyah.

3. Картукова, А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога / А. А.Картукова // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2020. - С. 8-11.

4.European Commission. Recommendation of the European Parliament and of the Council Offical of the key lifelong learning competences // Journal of the European Unioun. 30 December 2019/L394. - P. 10-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.