Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА'

АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПЕДАГОГ / ОБЩЕПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДМЕТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / РОССИЙСКАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Уруджева Нарима Уруджевна, Эльбиева Лариса Резвановна

В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования цифровой компетентности педагога, которая является важнейшей составляющей его профессионализма. Авторы приводят анализ моделей образования цифровой компетентности педагога, включающей три блока: общепользовательский, общепедагогический, предметно-педагогический. Также представлены существующие подходы к формированию цифровых компетенций педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабраилова Лаура Хамзатовна, Уруджева Нарима Уруджевна, Эльбиева Лариса Резвановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE THEORY AND PRACTICE OF FORMATION DIGITAL COMPETENCES OF THE TEACHER

The article deals with the theory and practice of the formation of the teacher’s digital competence, which is the most important component of his professionalism. The authors provide an analysis of models for the education of a teacher’s digital competence, which includes three blocks: general user, general pedagogical, subject-pedagogical. The existing approaches to the formation of digital competencies of the teacher are also presented.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА»

DOI 10.47576/2712-7559_2022_2_1_23 УДК 378.147

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления в образовании, Чеченский государственный педагогический университет им. А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Уруджева Нарима Уруджевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и истории религии и культуры, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: narima_u@mail.ru

Эльбиева Лариса Резвановна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры философии, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: Larossa_2014@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы теории и практики формирования цифровой компетентности педагога, которая является важнейшей составляющей его профессионализма. Авторы приводят анализ моделей образования цифровой компетентности педагога, включающей три блока: общепользовательский, общепедагогический, предметно-педагогический. Также представлены существующие подходы к формированию цифровых компетенций педагога.

Ключевые слова: цифровые компетенции; педагог; общепользовательская компетентность; профессиональная деятельность; предметно-педагогическая компетентность; образовательные ресурсы; российская модель образования.

UDC 378.147

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Economics and Management in Education, Chechen State Pedagogical University. Named after A. A. Kadyrova, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Urudzheva Narima Urudzhevna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of Religion and Culture, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: narima_u@mail.ru

АНАЛИЗ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА

ANALYSIS OF THE THEORY AND PRACTICE OF FORMATION DIGITAL COMPETENCES OF THE TEACHER

Elbieva Larisa Rezvanovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Department of Philosophy, Chechen State University. Named after A.A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: Larossa_2014@mail.ru

The article deals with the theory and practice of the formation of the teacher's digital competence, which is the most important component of his professionalism. The authors provide an analysis of models for the education of a teacher's digital competence, which includes three blocks: general user, general pedagogical, subject-pedagogical. The existing approaches to the formation of digital competencies of the teacher are also presented.

Keywords: digital competencies; teacher; general user competence; professional activity; subject-pedagogical competence; educational resources; Russian model of education.

Цифровая компетентность педагога является важнейшей составляющей его профессионализма. Под цифровой компетентностью понимают умение педагога использовать ИКТ в профессиональной деятельности в со -четании с дидактическими умениями и пониманием стратегии обучения.

Цифровая компетентность - это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Цифровая компетентность связана с улучшением педагогической работы посредством современных цифровых технологий. Педагог с достигнутым уровнем цифровых компетенций способен быстро улучшать свои знания и практические навыки и использовать их в контексте совершенствования профессиональной деятельности.

Цифровая компетентность педагога является важнейшей составляющей его профессионализма. Как отмечает А.А. Вербицкий, сегодня действительно возникла проблема выбора стратегии образования, которая позволяет использовать огромные преимущества ИКТ [3, с. 49]. Это все непременно скажется на качестве формирования личности обучающегося в контексте его профессиональной готовности, а также социального, нравственного и гражданского облика.

Новые возможности предлагают совершенно иную систему обучения, в которой формирование готовности педагога к педагогической деятельности с использованием ИКТ станет определяющей. В результате применения компьютерных технологий меняется ИОС, представляющая собой интегра-тивно-комплексное образование [12, с. 142].

В модели подготовки педагогов в области ИКТ, разработанной С. Н. Майоровой, цифровая компетентность педагога основана на совокупности педагогических и информационных составляющих, образованных компетенциями у педагогов в области профессиональной деятельности и информационных технологий [8, с. 139].

В изучении вопросов формирования цифровых компетенций педагога существует ряд подходов. Их анализ позволил нам выделить три группы классификаций:

- базовый и предметно ориентированный уровень (А.А. Елизарова) [5];

- базовый, общий, профессиональный уровень (М.Б. Лебедева, О.Н. Шилова) [7];

- базовый, углубленный, профессиональный уровни (М.А. Горюнова) [4].

Таким образом, цифровые компетенции педагога можно разделить на три уровня:

- базовый уровень;

- расширенный (углубленный) уровень;

- специализированный (профессиональный) уровень.

Базовый уровень включает ЗУН педагога, необходимые для решения задач образовательной деятельности с использованием средств ИКТ. К ним относятся:

- овладение общими инструментами и средствами пользования компьютером (пользовательским интерфейсом);

- овладение навыками применения элементарных возможностей офисной техники и технологий;

- освоение технологий поиска и отбора информации в сети Интернет;

- овладение технологиями электронного общения;

- использование интерактивных образовательных ресурсов.

Расширенный уровень цифровой компетентности педагога предполагает знание основных электронных пособий, учебников и других образовательных ресурсов по предмету, а также следующие умения:

- поиск, оценка, отбор информации из цифровых ресурсов, например, поиск учебника в Интернете;

- использование проекционной техники в соответствии с поставленными учебными задачами;

- владение методикой создания электронного дидактического материала;

- обработка информации и представление ее в удобном виде; сравнение, обобщение, преобразование электронного материала для целей учебного процесса;

- использование компьютерных программ для учебного процесса (создание презентаций, текстовый и табличный редакторы);

- использование электронных инструментов организации учебной деятельности (электронный журнал, тестирование и т.д.);

- создание портфолио;

- сетевая организация работы учащихся (конкурсы, олимпиады);

- организация и проведение занятия дистанционно [10].

Специализированный (профессиональный) уровень цифровых компетенций педагога - это область компетенций содействия, поддержки образования.

Цифровая компетентность является независимой единицей педагогической компетентности по ФГОС нового поколения, так как включает несколько компонентов [1].

Рисунок 1 - ИКТ-компетентность педагога

В российской модели образования ИКТ-компетентность педагога включает три со-ставляющие,которыеопираютсядругнадруга: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметная ИКТ-компетентность [11]. Они предполагают базовые навыки ИКТ (рис. 1):

Общепользовательская компетентность педагога включает пользовательские навыки: умение использовать сообщения, видео, аудио, навыки поиска в базах данных, использования электронных ресурсов и т.д.

Общепользовательский компонент цифровой компетентности педагога предполагает следующие знания и умения:

- работа со средствами ИКТ (например, устранение неполадок, порядок приостановления или завершения работы, обеспечение безопасности и т.д.);

- знание правовых и этических норм использования средств, техники и информационных технологий;

- использование компьютерных программ и средств ИКТ для создания видео-, аудио-проектов;

- организация и проведение коммуникационных мероприятий для целей образовательного процесса (конференция, семинар, презентация и т.д.).

Общепедагогическая компетентность педагога связана с методикой и содержанием обучения и предполагает следующие знания и умения:

- планирование и анализ ИОС в соответствии с задачами образовательного процесса;

- планирование и организация образовательного процесса согласно задачам образовательной деятельности (подготовка заданий учащимся, оценка знаний учащихся, фиксация результатов, составление портфо-лио, дистанционное тьюторское взаимодействие с учащимися и т.д.);

- использование телекоммуникационных средств для организации и проведения групповых мероприятий с учащимися с использованием ИКТ (обсуждения, проектная деятельность, консультации и др.);

- использование инструментов проектирования деятельности для визуализации наглядных объектов в целях учебного процесса (диаграмм, видеомонтажа);

- использован ие средств в процессе коммуникации в целях анализа индивидуально-

го прогресса учащегося, оценки накопленной информации об учащихся по отношению к заданным образовательным задачам.

Предметно-педагогическая компетентность педагога показывает владение педагогом расширенных приемов и методов самостоятельной подготовки учебно-методических и дидактических материалов, определяющих способности планировать и организовать учебный процесс с использованием ИКТ [6].

Предметно-педагогическая компетентность педагога предполагает следующие умения, знания и навыки:

- организация и проведение экспериментального поиска в рамках своего предмета;

- работа с массивами больших данных, предполагающая использование цифровых устройств измерения, разметки, замеров результатов экспериментальных данных;

- обработка и обобщение полученных данных экспериментальных исследований посредством инструментов ИКТ;

- поиск и обработка больших объемов информационных источников по своему предмету (литературные источники, исторические материалы);

- предметно-педагогическая реализация своего предмета.

Оптимальная модель достижения педагогом цифровой компетентности обеспечивается следующими факторами:

- введением ФГОС последнего поколения;

- наличием необходимой технологической и методической базы (Интернет, средства ИКТ и т.д.);

- наличием потребности у преподавателя улучшать свои знания и практические навыки и использовать их в контексте совершенствования профессиональной деятельности;

- наличием установок у образовательного учреждения реализовать ФГОС в ИОС в целях совершенствования качества образования;

- освоение педагогом ИКТ-компетентности в системе повышения квалификации [9].

Таким образом, можно констатировать, что цифровая компетентность педагога является важнейшей составляющей его профессионализма. Под цифровой компетентностью понимают умение педагога использовать ИКТ в профессиональной деятельности в со -четании с дидактическими умениями и пониманием стратегии обучения.

Цифровая компетентность - это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Цифровая компетентность связана с улучшением педагогической работы посредством современных цифровых технологий. Педагог с достигнутым уровнем цифровых компетенций способен быстро улучшать свои знания и практические навыки и уметь использовать их в контексте совершенствования профессиональной деятельности.

Различают три уровня цифровых компетенций педагога: базовый, расширенный (углубленный) и специализированный (профессиональный) уровень.

Базовый уровень включает ЗУН педагога, необходимые для решении задач образовательной деятельности, используя средства ИКТ. Расширенный уровень цифровой компетентности педагога предполагает знания основных электронных пособий, учебников и других образовательных ресурсов по предме -ту, а также следующие умения: поиска, оценки, отбора информации из цифровых ресурсов; использования проекционной техники, компьютерных программ в учебном процессе в соответствии с поставленными учебными задачами; использования электронных инструментов организации учебной деятельности (электронный журнал, тестирование и т.д.); организации и проведения занятий дистанционно; обработки информации и представления ее в удобном виде для целей учеб -ного процесса; создания портфолио; сетевой организации групповой и индивидуальной работы учащихся с целью их поддержки.

В российской модели образования цифровая компетентность педагога включает три блока: общепользовательский, общепедагогический, предметно-педагогический. Общепользовательская компетентность педагога включает пользовательские навыки: умение использовать сообщения, видео, аудио, навыки электронного поиска в базах данных, использования электронных ресурсов и т.д. Общепедагогическая компетентность педагога связана с методикой и содержанием обучения. Предметно-педагогическая компетентность педагога показывает владение педагогом расширенных приемов и методов самостоятельной подготовки учебно-методических и дидактических материалов, опреде-

ляющих способности планировать и организовать учебный процесс с использованием ИКТ.

2017, vol. 7, No 2. URL: http://www.ccsenet.org/joumal/index. php/hes/article/view/67799 (дата обращения: 05.11.2021).

Список литературы

1. Вайндорф-Сысоева М.Е. Виртуальная образовательная среда: категории, характеристики, схемы, таблицы, глоссарий: учебное пособие. М.: МГОУ, 2010. 102 с.

2. Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Педагогическая цифровая компетентность // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 470-477.

3. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_ AA_1_2019 (дата обращения: 17.12.2021).

4. Горюнова М.А. Распределенная модель повышения квалификации педагогов в сфере информационных и коммуникационных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006. 22 с.

5. Елизаров А.А. Базовая ИКТ-компетенция как основа Интернет-образования учителя: тезисы доклада // Междунар. науч.-практ. конф. RELARN-2004. URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html (дата обращения: 25.11.2021).

6. Картукова А.А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сб. материалов участников конф. СПб.: Международные образовательные проекты, 2019. С. 8-11.

7. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать? // Информатика и образование. 2004. № 3. С. 95-100.

8. Майорова С.Н. Подготовка педагогов профессионального обучения в области информационных технологий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Н. Новгород, 2007. 205 с.

9. Пластинин А.В. Современные проблемы обучения физике в школе с использованием информационно-коммуникационных технологий (Астрономия и физика, технология и экономика и совершенствование их преподавания): материалы междунар. конф. «Чтения Ушинского» физико-математического факультета. Ч. 2. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2013. С. 112-116.

10. Профессиональный стандарт педагога. URL: |1Нр://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 08.09.2021).

11. Титова С.В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы. URL: shkola.ffl.msu. ru>articles/ic-comp.doc (дата обращения: 10.11.2021).

12. Шевцова Л.А. Формирование готовности учителей к использованию НИТ в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучении: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02. Н. Новгород, 2005. 253 с.

13. European Commission. Recommendation of the European Parliament and of the Council Offical of the key lifelong learning competences // Journal of the European Unioun, 30 December 2006/L394, р. 10-18.

14. From J. Pedagogical Digital Competence-Between Values. Knowledge and Skills // Higher Education Studies,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Vajndorf-Sy'soeva M.E. Virtual'naya obrazovatel'naya sreda: kategorii, xarakteristiki, sxemy', tablicy, glossarij: uchebnoe posobie. M.: MGOU, 2010. 102 s.

2. Valyavskij A.Yu., Uchevatkina N.V. Pedagogicheskaya cifrovaya kompetentnost'. Nauka. Informatizaciya. Texnologii. Obrazovanie: materialy' XIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf. 2020. S. 470-477.

3. Verbiczkij A.A. Cifrovoe obuchenie: problemy', riski i perspektivy'. Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http:// journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (data obrashheniya: 17.12.2021).

4. Goryunova M.A. Raspredelennaya model' povy'sheniya kvalifikacii pedagogov v sfere informacionnyx i kommunikacionnyx texnologij: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2006. 22 s.

5. Elizarov A.A. Bazovaya IKT-kompetenciya kak osnova Internet-obrazovaniya uchitelya: tezisy' doklada Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. RELARN-2004. URL: http://www. relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html (data obrashheniya: 25.11.2021).

6. Kartukova A.A. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda kak faktor professional'nogo razvitiya pedagoga. Cifrovaya obrazovatel'naya sreda: novy'e kompetencii pedagoga: sb. materialov uchastnikov konf. SPb.: Mezhdunarodny'e obrazovatel'ny'e proekty', 2019. S. 8-11.

7. Lebedeva M.B., Shilova O.N. Chto takoe IKT-kompetentnost' studentov pedagogicheskogo universiteta i kak ee formirovat'? Informatika i obrazovanie. 2004. № 3. S. 95-100.

8. Majorova S.N. Podgotovka pedagogov professional'nogo obucheniya v oblasti informacionny'x texnologij: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. N. Novgorod, 2007. 205 s.

9. Plastinin A.V. Sovremenny'e problemy' obucheniya fizike v shkole s ispol'zovaniem informacionno-kommunikacionny'x texnologij (Astronomiya i fizika, texnologiya i e'konomika i sovershenstvovanie ix prepodavaniya): materialy' mezhdunar. konf. «Chteniya Ushinskogo» fiziko-matematicheskogo fakul'teta. Ch. 2. Yaroslavl': Izd-vo YaGPU, 2013. S. 112-116.

10. Professional'ny'j standart pedagoga. URL: http:// minobrnauki.rf/dokumenty'/3071 (data obrashheniya: 08.09.2021).

11. Titova S.V. Informacionno-kommunikacionnaya kompetenciya pedagogov i novy'e obrazovatel'ny'e standarty vysshej shkoly. URL: shkola.ffl.msu.ru>articles/ ic-comp.doc (data obrashheniya: 10.11.2021).

12. Shevczova L.A. Formirovanie gotovnosti uchitelej k ispol'zovaniyu NIT v professional'noj deyatel'nosti sredstvami sistemy' podderzhivayushhego obuchenii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.02. N. Novgorod, 2005. 253 s.

13. European Commission. Recommendation of the European Parliament and of the Council Offical of the key lifelong learning competences. Journal of the European Unioun, 30 December 2006/L394, r. 10-18.

14. From J. Pedagogical Digital Competence-Between Values. Knowledge and Skills. Higher Education Studies, 2017, vol. 7, No 2. URL: http://www.ccsenet.org/journal/ index.php/hes/article/view/67799 (data obrashheniya: 05.11.2021). |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.