Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
цифровая компетентность / информационный процесс / студенты педагоги-психологи / digital competence / information process / students / educational psychologists

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Максотова А.Б.

Данная статья посвящена вопросам формирования цифровой компетентности будущих педагогов. Актуальность проблемы обусловлена изменениями, происходящими в мировом сообществе. В настоящее время система образования потерпела значительные перемены, вследствие которых заметна интенсификация, в первую очередь информационных процессов. Сейчас в связи с ускорением темпов развития социума требуется подготовка обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, формирование у них способности обучаться на протяжении всей жизни и повышать свой уровень компетенций. Поэтому наличие цифровой компетентности является необходимым элементом бытия человека в современном информационном пространстве. Будущие педагоги-психологи должны быть самостоятельными, несущими ответственность за результат своей деятельности, активными, гибко реагирующими на происходящие изменения, быть грамотными в цифровых технологиях. В данной статье проведен анализ работ авторов, исследующих проблему компетентности работников образовательной сферы в цифровом обществе. Автором рассмотрено понятие цифрового потребления в процессе применения в образовательной деятельности как одного из компонентов цифровой компетентности будущего педагога-психолога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Максотова А.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

This article is devoted to the formation of digital competence of future teachers. The urgency of the problem is due to the changes taking place in the global community. Currently, the education system has undergone significant changes, as a result of which there is a noticeable intensification, primarily of information processes. Now, due to the acceleration of the pace of development of society, it is necessary to prepare students for life in rapidly changing conditions, to form their ability to learn throughout their lives and improve their level of competence. Therefore, the presence of digital competence is a necessary element of human existence in the modern information space. Future educational psychologists should be independent, responsible for the result of their activities, active, flexible in responding to changes, and literate in digital technologies.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ»

УДК 159. 923. 5

Максотова А.Б.

магистрант 2 курса по ОП «Педагогика и психология» Западно-Казахстанский университет имени М. Утемисова (г. Уральск, Казахстан)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация: данная статья посвящена вопросам формирования цифровой компетентности будущих педагогов. Актуальность проблемы обусловлена изменениями, происходящими в мировом сообществе. В настоящее время система образования потерпела значительные перемены, вследствие которых заметна интенсификация, в первую очередь информационных процессов. Сейчас в связи с ускорением темпов развития социума требуется подготовка обучающихся к жизни в быстро меняющихся условиях, формирование у них способности обучаться на протяжении всей жизни и повышать свой уровень компетенций. Поэтому наличие цифровой компетентности является необходимым элементом бытия человека в современном информационном пространстве. Будущие педагоги-психологи должны быть самостоятельными, несущими ответственность за результат своей деятельности, активными, гибко реагирующими на происходящие изменения, быть грамотными в цифровых технологиях.

В данной статье проведен анализ работ авторов, исследующих проблему компетентности работников образовательной сферы в цифровом обществе. Автором рассмотрено понятие цифрового потребления в процессе применения в образовательной деятельности как одного из компонентов цифровой компетентности будущего педагога-психолога.

Ключевые слова: цифровая компетентность, информационный процесс, студенты педагоги-психологи.

«Сегодня мы живем в мире, который стремительно меняется. Повсеместно происходит внедрение цифровых технологий во все сферы

жизнедеятельности человека, поэтому процесс социализации в цифровом мире является злободневным» [Дудина 2021, с. 162]. «Цифровая среда осуществляет быстрый переход от одной социокультурной реальности к другой. Изменяются критерии и нормы поведения, жизнедеятельности, мировоззрения человека» [Дудина 2020, с. 94].

Проблема цифровой компетентности в настоящее время является одним из важнейших вопросов современного цифрового общества. Оно формирует цифровые привычки современного гражданина, поэтому вопрос наличия цифровой компетентности - это вопрос социальной адаптации в датацентричном мире. Целью данной работы является анализ мнений авторов, проводящих исследования по теме компетентности человека в цифровом мире, а также выделение и разбор одной из составляющих цифровой компетентности педагога-психолога. Предполагаем, что одним из структурных компонентов цифровой компетентности педагога-психолога является цифровое потребление, т. е. применение современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых инструментов и средств в процессе профессиональной деятельности. Проблема цифровой компетентности сегодня активно обсуждается в научном сообществе.

Одни ученые утверждают, что при подготовке учителей необходимо формировать цифровые компетенции, так как от них зависит в будущем успешность результатов учащихся. Другие считают, что необходимо проектировать образовательное пространство вуза и учебная аудитория должна отвечать современным требованиям и запросам цифрового общества. Для подготовки конкурентоспособного педагога необходимо в вузе продолжить формирование у него цифровых компетенций. А преподаватель университета должен способствовать развитию цифровых компетенций студентов. Но чаще бывает так, что цифровые компетенции профессора отстают от компетенций студентов. Для решения этой проблемы целесообразно вести речь о проектировании образовательного пространства вуза, создании специальной профессионально-ориентированной среды для формирования цифровой

компетентности как преподавателя, так и студента. Данная среда должна создаваться в соответствии со следующими принципами: определение обучающегося как активного субъекта познания, его ориентация на самообразование, саморазвитие, опора на субъективный опыт обучаемого, учет его индивидуальных особенностей, обучение в контексте будущей профессиональной деятельности.

Р. Дж. Крумсвик отмечает, что «цифровая компетентность - это умение преподавателей использовать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональном контексте в сочетании с хорошим педагогическим (дидактическим) пониманием и осознанием его значения для стратегий обучения и цифровой базы обучающихся» [Krumsvik 2011].

Н. Д. Берман, рассматривая проблему цифровых компетенций, акцентирует внимание на владении «технологиями поиска в интернете, способности критического восприятия информации и проверки ее на достоверность, умении создавать мультимедийный контент с целью размещения его в сети, использовании мобильных средств коммуникации» [Берман 2017, с. 36].

Н. В. Топилина, И. И. Топилина считают, что цифровая компетентность педагога требует новых взаимоотношений с информационными технологиями и умения критически оценивать полученную информацию, поэтому «цифровые компетенции требуют высокого уровня владения информационно-коммуникационными технологиями» [Топилина Н. В. , Топилина И. И. 2020].

Н. В. Носкова, Л. А. Петрова под цифровой компетентностью педагога-психолога понимают «овладение умениями использовать цифровые технологии в образовательном процессе, которые имеют преимущества перед традиционным обучением» [Носкова, Петрова 2020].

Согласно модели цифровой компетентности педагога, работник системы образования должен уметь применять цифровые технологии в процессе своей профессиональной деятельности, развивать навыки работы с разного рода цифровыми ресурсами и цифровыми инструментами, контролировать и

оценивать образовательный процесс с применением современных цифровых инструментов, уметь применять цифровые технологии в творчестве и самореализации, а также формировать цифровую компетентность у обучающихся [Carretero, Vuorikari, Punie 2017].

Педагогу-психологу по роду своей деятельности, кроме универсального использования стационарного и мобильного интернета, облачных технологий для хранения и передачи данных, различных гаджетов и нейрогаджетов [Горбунова, Дудина 2022], приходится использовать сквозные цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые ресурсы. Современные стандарты образования, могут быть достигнуты с использованием широкого спектра компьютерных технологий и информационных инструментов [Ворона-Сливинская 2019].

Под информационным инструментом учебной деятельности понимают программное средство, которое позволяет обучающему и работнику образования совершать активные действия над информационным объектами, создавать их, изменять их, связывать, передавать и т. д.

Современные стандарты образования, могут быть достигнуты с использованием широкого спектра компьютерных технологий и информационных инструментов [Ворона-Сливинская 2019].

Команда российского общественного центра информационных технологий под цифровым потреблением понимает использование услуг Интернета для жизни и работы, что подразумевает использование стационарного и мобильного Интернета, разного рода цифровые устройства и средства массовой информации: обращение граждан в многофунциональные государственные центры, владение облачными технологиями и технологиями, связанными с передачей больших данных, общение в социальных сетях.

Цифровое потребление в профессиональной деятельности педагога-психолога будем понимать как использование педагогом-психологом современных информационных технологий, программных средств, применение методов и технологии обучения и диагностики, облачных технологий,

перспективных цифровых технологии, цифровых инструментов, интеллектуальных обучающих систем и образовательных чат-ботов [Виноградова 2021].

Выделено три индикатора достижения цифрового потребления в профессиональной деятельности педагога-психолога.

Первый индикатор представлен нами как способность педагога-психолога понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности.

Второй индикатор мы обозначили как применение диагностического инструментария для оценки сформированности образовательных результатов и динамики развития обучающихся.

Третий индикатор показан как использование методов и средств наглядного (публичного) представления результатов профессиональной деятельности. Выделяя индикаторы достижения цифрового потребления будущего педагога-психолога, руководствовались федеральным государственным образовательным стандартом в области психолого-педагогического образования и профессиональным стандартом педагога-психолога.

Таким образом, в статье дано определение одного из компонентов цифровой компетентности: цифровое потребление как способность педагога-психолога безопасно, системно и эффективно применять в своей практической деятельности современные информационные технологии, программные средства, методы и технологии обучения и диагностики. Совершенствование системы подготовки будущих педагогов-психологов способствует формированию у студентов цифровой компетентности, что повышает конкурентоспособность выпускника и улучшает качество профессионального образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Carretero, Vuorilkari, Punie 2017 - Carretero S., Vuorikari R., Punie Y. DigComp 2. 1: The Digital Competence Framework for Citizens. With eight profi ciency levels and examples of use. Luxembourg: Publications Offi ce of the European Union. 2017. 48 p;

2. Krumsvik 2011 - Krumsvik R. A. Digital competence in the Norwegian teacher education and school // HogreUtbildning. 2011. № 1 (1). P. 39-51;

3. Берман 2017 - Берман Н. Д. К вопросу о цифровой грамотности // Современные исследования социальных проблем. 2017. Том 8. № 6-2. С. 35-38;

4. Виноградова 2021 - Виноградова Г. А. Трансформация педагогического сознания в условиях цифровизации общества // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. T. 27, № 4. С. 80-84;

5. Ворона-Сливинская 2019 - Ворона-Сливинская Л. Г. К вопросу об использовании электронных образовательных ресурсов в учебной деятельности образовательного учреждения // Colloquium-journal. 2019. № 22-5 (46). С. 3839;

6. Горбунова, Дудина 2002 - Горбунова Т. В., Дудина О. В. Нейрогаджеты в профессиональной деятельности психолога // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей по материалам XI Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 14 апреля 2022 года. Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2022. С. 49-52;

7. Дудина 2020 - Дудина О. В. К вопросу изучения цифровой среды как фактора социализации личности // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6. С. 89-96;

8. Картукова 2019 - Картукова А. А. Цифровая образовательная среда как фактор профессионального развития педагога // Цифровая образовательная среда: новые компетенции педагога: сборник материалов участников

конференции. Санкт-Петербург: Международные образовательные проекты, 2019. С. 8-11;

9. Носкова, Петрова 2020 - Носкова Н. В., Петрова Л. А. Цифровая компетентность современного педагога: от теории к инновационной практике // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-4. С. 45-49;

10. Топилина Н. В., Топилина И. И. 2020 - Топилина Н. В., Топилина И. И. Цифровая компетентность бакалавров педагогического профиля

Maksotova A.B.

West Kazakhstan University (Uralsk, Kazakhstan)

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF DIGITAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Abstract: this article is devoted to the formation of digital competence of future teachers. The urgency of the problem is due to the changes taking place in the global community. Currently, the education system has undergone significant changes, as a result of which there is a noticeable intensification, primarily of information processes. Now, due to the acceleration of the pace of development of society, it is necessary to prepare students for life in rapidly changing conditions, to form their ability to learn throughout their lives and improve their level of competence. Therefore, the presence of digital competence is a necessary element of human existence in the modern information space. Future educational psychologists should be independent, responsible for the result of their activities, active, flexible in responding to changes, and literate in digital technologies.

Keywords: digital competence, information process, students, educational psychologists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.