ОЦЕНКА ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: КЕЙС УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА
ASSESSMENT OF DIGITAL COMPETENCIES UNIVERSITY STUDENTS: CASE OF THE URAL FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER THE FIRST PRESIDENT OF RUSSIA B.N. YELTSIN
ОДОБРЕНО 01.04.2022 ОПУБЛИКОВАНО 29.04.2022 УДК 311.1 DOI 10.12737/2305-7807-2022-11-2-57-65
КОНЕВА Д.А.
Ассистент, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
KONEVA D.A.
Аssistant Ural Federal University, Yekaterinburg e-mail: [email protected]
ЛЫСЕНКО Е.В.
Канд. филос. наук, доцент, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
LYSENKO E.V.
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Ural Federal University, Yekaterinburg e-mail: [email protected]
ХОХОЛЕВА Е.А.
Старший преподаватель, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
KHOKHOLEVA E.A.
Senior Lecturer, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin, Yekaterinburg
e-mail: [email protected] Аннотация
В цифровую эпоху цифровая компетентность становится фактором профессионализма, а ее формирование — насущной задачей системы образования на всех уровнях. Цель статьи — представить и обсудить результаты исследования, проведенного в одном из федеральных университетов России среди студентов — будущих профессионалов, относительно востребованности и уровня развития цифровой компетентности. С использованием авторского инструментария выявлено, что, несмотря на критически значимую важность цифровой компетентности для будущей профессиональной деятельности, реальный уровень владения цифровыми компетенциями ниже желаемого; несмотря на достаточную осведомленность в цифровых компетенциях, уровень владения ими остается пользовательским, а не профессиональным; цифровая компетентность является побочным продуктом форматов он-лайн обучения. Все эти закономерности говорят об отсутствии специального, системно организованного процесса формирования цифровой компетентности, встроенного в образовательную среду вуза, что заставляет разрабатывать и внедрять новую стратегию достижения цифровой компетентности выпускников с целью решения комплексной задачи интеграции профессиональной компетентности, с одной стороны, и цифровой компетентности, с другой.
Ключевые слова: цифровая компетентность, модели цифровых компетенций, профессиональная компетентность, цифровизация образования.
Abstract
In the digital age, digital competence is becoming a factor of professionalism, and its formation is an urgent task of the education system at all levels. The purpose of the article is to present and discuss the results of a study conducted at one of the federal universities of Russia among students — future professionals, regarding the relevance and level of development of digital competence. Using the author's tools, it was revealed that, despite the critical importance of digital competence for future professional activity, the real level of digital competence proficiency is a quarter lower than desired; despite sufficient awareness of digital competencies, the level of their proficiency remains user, not professional; digital competence is a byproduct of online
ПОЛУЧЕНО 25.03.2022
learning formats. All these patterns indicate the absence of a special, systemically organized process of digital competence formation embedded in the educational environment of the university, which makes it necessary to develop and implement a new strategy for achieving digital competence of graduates in order to solve the complex task of integrating professional competence, on the one hand, and digital competence, on the other.
Keywords: digital competence, models of digital competencies, professional competence, digitalization of education.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие современного общества сопряжено с широким внедрением в повседневную жизнь и трудовую деятельность человека цифровых технологий. Инновации, виртуальная реальность, искусственный интеллект — эти феномены оказывают возрастающее влияние на глобальную экономику и все больше входят в личное пространство каждого индивида.
При этом распространение цифровизации в социально-экономической среде происходит опережающими темпами, по сравнению с развитием цифровых навыков и умений у большинства людей. Инертность сознания человека, присутствие в нем социально-психологических установок, сформированных в «доцифровом» — ушедшем в прошлое — мире, не позволяет нашим современникам самостоятельно воспринимать технологические изменения с адекватной эффективностью. Во многих компаниях цифровая трансформация провозглашена важнейшей задачей, но на деле в головах менеджмента она остается просто первоочередным лозунгом, без понимания ее сути для бизнеса. В сфере государственного и муниципального регулирования положение дел не намного лучше.
Поэтому налицо потребность общества в системе образования, которая бы обеспечивала не просто получение знаний, а развитие цифровых навыков индивида на уровне, соответствующем темпам проникновения цифровизации во все сферы общественной жизни, а в идеале — опережающем эти темпы. Профессиональная среда уже сейчас остро нуждается в специалистах, обладающих цифровой компетентностью. В дальнейшем система подготовки таких специалистов должна предоставлять возможность овладения цифровыми навыками в любом возрасте и стимулировать их совершенствование на всех этапах жизни индивида [2; с. 20].
Цифровая компетентность — это набор разноплановых способностей человека в сфере цифровых технологий, с одной стороны, и уровень готовности использовать их в личных и профессиональных целях, с другой:
- способность к поиску, анализу, оценке и готовность к управлению данными в цифровой среде;
- способность к взаимодействию и готовность к сотрудничеству посредством цифровых технологий;
- способность к созданию и готовность к использованию цифрового контента;
- способность к обеспечению безопасности и готовность к защите данных;
- способность и готовность к решению проблем, возникающих при использовании цифровых технологий.
В соответствии с вышеперечисленными способностями и соответствующей им готовности (цифровыми компетенциями) формируются модели цифровой компетентности для различных социальных и профессиональных групп.
Любая цифровая компетенция подразумевает наличие у человека цифровых навыков — сформированных моделей поведения, базирующихся на знаниях и умениях в области цифровых технологий. Индивид с высоким уровнем цифровой грамотности не рефлексирует по поводу того, когда и как применять в своей повседневной жизни цифровое устройство. Это заложено в модели его поведения применительно к конкретным ситуациям.
Цифровые навыки подразделяют на пользовательские и профессиональные [3; с. 60]. Профессиональные цифровые навыки относятся к решению сложных профессиональных задач в цифровой среде. Пользовательские цифровые навыки, в свою очередь, можно классифицировать как базовые либо производные. Базовые навыки — это, прежде всего, умение пользоваться различными техническими устройствами, интернетом, работать с файлами, онлайн-сервисами, приложениями и т.п. Их наличие критически важно для овладения цифровой грамотностью. Производные цифровые навыки — это умение применять цифровые технологии как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности для достижения практических результатов.
Понятия «цифровая компетенция», «цифровые навыки», «цифровая грамотность» зафиксированы в международной концепции ЮНЕСКО ОЭСР [9], Европейской рамке компетенций [8], докладах ЮНЕСКО [12], а также в стандартах обучения ряда корпоративных университетов (например, Сбербанка) [6; с. 14]. Цифровая реальность активно алгоритмизирует стандартные виды работ практически в любой сфере деятельности, с одной стороны, а с другой — активно востребует новые подходы к месту и роли человека в ней. Потому современные модели компетенций будущего, как правило, наряду с обязательным пулом цифровых компетенций включают так называемые «человеческие компетенции», связанные с реализацией «таланта» самосознание, управленческие и коммуникативные навыки, способность к достижениям и решение нестандартных задач, адаптированность и готовность к взаимодействию и т.п. Например, представленная на рис. 1. «Целевая модель компетенций 2025», ориентированная на будущее, описывает именно такой вариант интеграции цифровой и «человеческой» реальности.
«EU DigComp 2.1. Модель цифровых компетенций для граждан», принятая Европейским союзом, предлагает следующую классификацию цифровой компетентности.
Информационная грамотность:
- умение формулировать потребность в информации, искать данные в цифровой среде, получать доступ к контенту;
- умение анализировать, интерпретировать, сравнивать и критически оценивать достоверность и надежность источников данных и цифрового контента;
- способность организовывать, обрабатывать и хранить информацию и контент в цифровой среде.
Коммуникация и сотрудничество:
- умение взаимодействовать посредством цифровых технологий;
- умение обмениваться данными и цифровым контентом с другими посредством соответствующих цифровых технологий;
- способность участвовать в общественной жизни посредством государственных и частных цифровых услуг;
- умение использовать цифровые инструменты и технологии для совместной работы;
- знание правил и норм поведения в процессе использования цифровых технологий, понимание культурного и поколенческого разнообразия в цифровой среде;
- возможность защитить свою репутацию в цифровой среде.
Когнитивные навыки
Саморазвитие
■ Самосознание
■ Обучаемость
■ Восприятие критики и обратная связь
■ Любознательность
Достижение результатов
■ Ответственность, принятие риска
■ Настойчивость в достижении целей
■ Инициативность
Организованность Управленческие
■ Организация своей навыки деятельности ■ Приоритизация
■ Управление * Постановка задач ресурсами ■ Формирование
команд
■ Развитие других
■ Мотивирование других
■ Делегирование
Решение
нестандартных задач ■ Креативность, в том числе умение видеть возможности - Критическое мышление
Адаптивность - Работа в условиях неопределенности
Социально-поведенческие навыки
Коммуникация • Презентационные Письменные
■ Переговорные
■ Открытость
Цифро
Межличностные
навыки
■ Работа в команде
■ Этичность
■ Эмпатия
■ Клиентоориен-тированность
■ Управление стрессом
■ Адекватное восприятие критики
вые навыки
Создание систем Управление Программирование информацией ■ Обработка и анализ данных
Межкул ьтурное
взаимодействие
■ Осознанность
■ Социальная ответственность
■ Кроссфунк-циональное и кроссдисципли-нарное взаимодействие
■ Иностранные языки и культуры
приложении • Проектирование производственных систем
Источник: консенсус-мнениежсперюв - представителей Сбербанка, RosExpeit/Kom Fmy, Высшей школы экономики, WorldSkills Russia, Global Education Futures и BCG.
Рис. 1. Целевая модель компетенций 2025 Источник: [6].
Создание цифрового контента:
- умение создавать и редактировать цифровой контент в разных форматах;
- умение модифицировать и повышать качество информации, интегрировать ее в единую совокупность знаний для создания нового контента;
- способность понимать, как используются авторские права и лицензии;
- умение планировать и разрабатывать ясные и последовательные команды для вычислительных систем для выполнения конкретных задач.
Безопасность:
- умение обеспечивать защиту устройств и цифрового контента, понимать риски и угрозы в цифровой среде;
- умение защищать персональные данные и конфиденциальность, понимать, как пользоваться персональной информацией для предотвращения ущерба;
- умение избегать рисков для здоровья и угроз физическому и психологическому здоровью в процессе использования цифровых технологий;
- знание о влиянии цифровых технологий на окружающую среду и экологию.
Решение проблем:
- умение определять технические проблемы, возникающие при работе с цифровыми устройствами, и решать их (от устранения неполадок до решения более сложных задач);
- умение определять собственные потребности и отбирать необходимые цифровые инструменты для их решения;
- способность использовать цифровые инструменты и технологии для создания знаний и инноваций;
- способность понимать, какие цифровые компетенции необходимо развивать, уметь поддерживать других в развитии их собственной цифровой компетентности.
Система высшего образования в целом и в России, в частности, не может оставаться в стороне от процессов формирования цифровой компетентности выпускников — потенциальных работников, выходящих на рынок труда в качестве высококонкурентных специалистов.
На уровне государственных вузов Российской Федерации реализуются различные программы развития цифровых компетенций (в частности, программа цифровой трансформации Уральского федерального университета). Отдельные направ-
ления проблематики, связанной с развитием цифровых навыков, стали предметом исследований в области высшего образования. В научной среде имеет место дискуссия о педагогических подходах, способствующих развитию этих навыков с наибольшей эффективностью [3; с. 62]. Согласно результатам исследований, цифровая грамотность студентов повышается по мере увеличения лет обучения, в то время как персональное обладание гаджетами прямого влияния на этот процесс не имеет. Отмечается связь развития цифровых навыков студентов с цифровыми компетенциями их преподавателей [4; 7; 11].
Активно рассматриваются способы опосредованного влияния на развитие цифровой грамотности студентов, которые могут быть задействованы в процессе обучения, например, блоги, сетевые энциклопедии, дискуссионные онлайн-клубы, онлайн-игры и симуляторы, ресурсы Learning management systems (LMS), массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), специальные приложения и др. [10].
С другой стороны, эффективное внедрение моделей цифровой компетентности в образовательную среду подразумевает, что процесс обучения в данных системах не может быть односторонним, по типу передачи знаний (данных, информации, контента) только от преподавателя к студенту. Формирование цифровых навыков студентов может происходить и альтернативными способами — во взаимодействии студентов без активной роли преподавателя; в виде самообучения; как передача знаний в обратном направлении — от студента к преподавателю. Эта сторона повышения цифровой грамотности студентов также заслуживает внимания исследователей.
В связи с этим представляет интерес, как сами студенты — объекты процесса обучения — оценивают свои цифровые навыки, свою готовность становиться специалистами в мире, наполненном цифровыми технологиями.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Целью представляемого исследования, проведенного на базе Уральского федерального университета имени первого Президента России, являлась самооценка уровня развития цифровой компетентности студентов.
Инструмент исследования — авторская анкета — был подготовлен с использованием принятой Европейским союзом Модели цифровых компетенций для граждан, описанной выше.
Рис. 2. Распределение респондентов по курсу обучения
Рис. 3. Распределение респондентов по возрасту
Рис. 4. Распределение респондентов по полу
Респондентами выступили студенты университета с 1-го по 4-й курс, распределенные по возрасту и полу. Состав и демографические характеристики респондентов — курс обучения, возраст и пол — представлены на рис. 2, 3, 4.
Таким образом, основу выборки составили студенты 2—3 курсов в возрасте 18—20 лет преимущественно женского пола. Репрезентативность выборки высокая, поскольку она относится к самому активному слою студенческой молодежи, активно осваивающей фундаментальные основы профессиональной деятельности.
В структуру анкеты в соответствии с выбранной моделью были включены следующие блоки:
1) важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования;
2) самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности;
3) влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе проведенного исследования были получены следующие значимые результаты.
Блок 1. Важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования.
A) Подавляющее большинство (86%) студентов считает, что цифровая компетентность является критически важной для будущей профессиональной деятельности (рис. 4).
Б) Большинство респондентов (64%) отмечают у себя владение цифровыми компетенциями, однако почти треть из них затрудняются с ответом (рис. 6)
B) Цифровые компетенции у большинства респондентов развиты в большей степени на уровне пользовательских, нежели профессиональных, что может прогнозировать их недостаточность при выполнении профессиональных задач будущей практической деятельности (рис. 7).
Блок 2. Самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности.
A) Уровень владения компетенцией «Информационная грамотность» оценивается респондентами в основном на «хорошо», однако, аналитический аспект данной цифровой компетенции развит недостаточно высоко (рис. 8).
Б) Уровень владения компетенцией «Коммуникация и сотрудничество» оценивается респондентами по большинству параметров на «хорошо» и «отлично», исключая аспект гражданского участия посредством цифровых технологий (рис. 9).
B) Уровень владения компетенцией «Создание цифрового контента» по большинству параметров развит на среднем уровне, однако, по параметру, связанному с защитой интеллектуальной собственности, показан более высокий уровень. Кроме того, респонденты на хорошем уровне владеют умениями модифицировать и улучшать качество цифрового контента, т.е. демонстрируют степень развития цифровых компетенций на пользовательском уровне (рис. 10).
Г) Уровень владения компетенцией «Цифровая безопасность» оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами обеспечения безопасности — защита устройства и цифрового контента (рис. 11).
Д) Уровень владения компетенцией «Решение проблем» (способность решать проблемы в цифровой среде) также оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами решения проблем (рис. 12).
Блок 3. Влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.
А) Респонденты в целом отмечают положительное влияние он-лайн обучения на формирование цифровых компетенций (рис. 13).
Б) Наиболее эффективными с точки зрения формирования цифровых компетенций респондентами отмечаются следующие форматы он-лайн обучения: смешанное обучение, самостоятельная работа, дополнительное профессиональное образование. Неприменимость он-лайн курсов для обучения в вузе отмечают лишь 8% опрошенных (рис. 14).
Рис. 5. Важность цифровой компетентности для будущей профессиональной деятельности респондентов
Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 6. Оценка владения цифровыми компетенциями Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 7. Результаты изучения владения цифровыми компетенциями Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 8. Оценка владения компетенцией «Информационная грамотность» Источник: собственное исследование, 2022.
ВЫВОДЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя результаты представленного исследования, следует сделать несколько существенных выводов, значимых для понимания стратегии формирования цифровой компетентности студентов университета на этапе профессионального обучения.
Значимость цифровых компетенций для будущих выпускников критически высока, однако реальный уровень владения цифровыми компетенции примерно на четверть ниже
требуемого, при этом фиксируемая степень владения цифровыми компетенциями в больше степени демонстрирует наличие пользовательского, нежели профессионального уровня владения. Подобная зависимость может говорить о стихийном характере овладения цифровыми компетенциями респондентами, а не о систематической работе над их формированием.
Уровень развития цифровой компетентности респондентов показывает, с одной стороны, вполне достаточную степень осведомленности и ориентации в цифровых компетен-
Рис. 9. Оценка уровня владения компетенцией «Коммуникация и сотрудничество» Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 10. Оценка уровня владения компетенцией «Создание цифрового контента» Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 11. Оценка уровня владения компетенцией «Цифровая безопасность» Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 12. Оценка уровня владения компетенцией «Решение проблем» (способность решать проблемы в цифровой среде)
Источник: собственное исследование, 2022.
Рис. 13. Оценка влияния он-лайн обучения на формирование цифровых компетенций респондентов
Источник: собственное исследование, 2022.
циях, однако, с другой стороны, уровень их применения остается пользовательским. Отмечается положительная оценка он-лайн обучения и его форматов для формирования цифровой компетентности студентов, однако остается от-
крытым вопрос — насколько управляем этот процесс и насколько он-лайн курсы целенаправленно формируют цифровые компетенции. Думается, что, поскольку он-лайн курс, связанный с формированием профессиональных компетенций, как правило, направлен на формирование последних, сформированность цифровых компетенций оказывается побочным продуктом, цифровые компетенции приобретаются в силу вынужденной необходимости освоения учебного материала с применением цифровых технологий обучения, нежели благодаря специально организованному процессу формирования цифровой компетентности.
Эти выводы подкрепляются полученными в ходе исследования данными, касающимися недостаточной подготовленности студентов в сфере цифровой компетентности. Оценка ими конкретных цифровых компетенций, потребность в которых они ощущают на данный момент и которые были бы необходимы им в будущем в их профессиональной деятельности, представлена на рис. 15.
Все вышеуказанные закономерности формирования цифровых компетенций на данном этапе заставляют выстраивать
Рис. 14. Оценка применимости форматов он-лайн курсов в образовательном процессе вуза в целях формирования цифровых компетенций
Источник: собственное исследование, 2022.
Каких цифровых компетенции, необходимых в Вашей будущей профессиональной деятельности, Вам не хватает на данный момент времени?
Навыки программирования Специальные знания в области ГГ-технологий Решение технических проблем Цифровая безопасность Цифровая грамотность
Затрудняюсь ответить
Все цифровые компетенции развиты в достаточноимере
Не хватает цифровойкомпетеншосш в целом
Рис. 15. Оценка потребности в цифровых компетенциях Источник: собственное исследование, 2022.
новую стратегию достижения цифровой компетентности выпускников в цифровую эпоху. Очевидно, что независимо от направления подготовки, учебные планы и содержание учебного процесса должны включать специальные курсы по формированию цифровой компетентности обучающихся с целью решения комплексной задачи интеграции профессиональной компетентности, с одной стороны, и цифровой компетентности, с другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Васина В.Н., Черненко И.М. Цифровой человеческий капитал на российском рынке труда: роль интернета и компьютерных компетенций в формировании заработной платы // Экономика труда. — 2021. — Т. 8. — № 12. — С. 1427-1444. doi: 10.18334/et.8.12.113908.
2. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник НВГУ. — 2019. — № 1. — URL: https://cyberleninka. ru/article/n/formirovanie-tsifrovyh-kompetentsiy-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 13.03.2022).
3. Дмитриев Я.В., Алябин И.А., Бровко Е.И., Двинина С.Ю., Демьянова О.В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — № 25(2). — С. 59-79. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015
4. Кейек-Франсен Д. Практики успешности студентов: от очного обучения к масштабному и обратно // Вопросы образования. — 2018. — № 4. — С. 116-138. DOI 10.17323/ 1814-9545-2018-4-116-138.
5. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. — 2020. — Т. 7. — № 11. — С. 1055-1072. doi: 10.18334/et.7.11.111073.
6. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. — М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018.
7. Borras-Gene O. Use of Digital Badges for Training in Digital Skills within Higher Education. 2018 // ResearchGate| Find and share research. URL: https://www.researchgate.net/ publication/327822965_Use_of_digital_badges_for_training_ in_digital_skills_within_higher_education (дата обращения: 14.03.2022). DOI 10.29007/2pb3.
8. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. 2016 / R. Vuorikari, Y. Punie, G.S. Carretero [et al.] // Publications Office ofthe European Union. URL: https://op.europa.eu/en/ publication-detail/-/publication/bc52328b-294e-11e6-b616-01aa75ed71a1/language-en (дата обращения: 14.10.2020). DOI 10.2791/607218.
9. Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education. 2005 // The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: https://www.oecd.org/ education/skills-beyond-school/35779480.pdf (дата обращения: 12.10.2020).
10. Janelli M. Elektronnoe obuchenie v teorii, praktike i issledo-vaniyakh [eLearning in Theory, Practice, and Research]. Voprosy obrazovaniya, 2018, nr 4, pp. 81-98. doi 10.17323/18149545-2018-4-81-98. (In Russ.).
11. Information Literacy: Progress, Trends and Challenges / B. Podgornik, D. Dolnicar, T Bartol, A. Sorgo. New York: Nova Science Publishers, 2018. 150 p.
12. UNESCO Institute for Statistics. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2.2018 // UNESCO UIS: [cайт]. URL: http://uis.unesco.org/sites/ default/files/documents/ip51-global-frameworkreference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 21.01.2021).
REFERENCES
1. Vasina V.N., Chernenko I.M. Cifrovoj chelovecheskij kapital na rossijskom rynke truda: rol' interneta i komp'yuternyh kom-petencij v formirovanii zarabotnoj platy [Digital human capital in the Russian labor market: the role of the Internet and computer competencies in wage formation]. Ekonomika truda [Labor Economics]. 2021, V. 8, I. 12, pp. 1427-1444. doi: 10.18334/ et.8.12.113908.
2. Volkova I.A., Petrova V.S. Formirovanie cifrovyh kompetencij v professional'nom obrazovanii [Formation of digital competencies in vocational education]. Vestnik NVGU[Vestnik NVGU]. 2019, I. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-tsifrovyh-kompetentsiy-v-professionalnom-obrazovanii (accessed 13 March 2022).
3. Dmitriev Ya.V., Alyabin I.A., Brovko E.I., Dvinina S.Yu., Dem'yanova O.V. Razvitie cifrovyh navykov u studentov vuzov:
de-yure vs de-fakto. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz [Development of digital skills in university students: de jure vs de facto. University management: practice and analysis]. 2021; 25(2): 59-79. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015
4. Kejek-Fransen D. Praktiki uspeshnosti studentov: ot ochnogo obucheniya k masshtabnomu i obratno [Practices of student success: from full-time to large-scale education and vice versa]. Voprosy obrazovaniya [Educational Issues]. 2018, I. 4, pp. 116— 138. DOI 10.17323/1814-9545-2018-4-116-138.
5. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Cifrovye kompetencii kak osnova transformacii professional'nogo obrazovaniya [Digital competencies as a basis for the transformation of vocational education].Ekonomika truda [Labor Economics]. 2020, V. 7, I. 11, pp. 1055-1072. doi: 10.18334/et.7.11.111073.
6. Obuchenie cifrovym navykam: global'nye vyzovy i peredovyepraktiki. Analiticheskij otchet [Teaching digital skills: global challenges and best practices. Analytical report]. Moscow: ANO DPO «Korporativnyj universitet Sberbanka» Publ., 2018.
7. Borras-Gene O. Use of Digital Badges for Training in Digital Skills within Higher Education. 2018 // ResearchGate| Find and share research : [сайт]. Available at: https://www.research-gate.net/publication/327822965_Use_of_digital_badges_for_ training_in_digital_skills_within_higher_education (accessed 14 March 2022). DOI 10.29007/2pb3.
8. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. 2016 / R. Vuorikari, Y. Punie, G.S. Carretero [et al.] // Publications Office of the European Union: [caËT]. Available at: https:// op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bc5232 8b-294e-11e6-b616—01aa75ed71a1/language-en (accessed 14 Ocrober 2020). DOI 10.2791/607218.
9. Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education. 2005 // The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). Available at: https://www.oecd.org/ education/skills-beyond-school/35779480.pdf (accessed 12 October 2020).
10. Janelli M. Elektronnoe obuchenie v teorii, praktike i issledo-vaniyakh [eLearning in Theory, Practice, and Research]. Voprosy obrazovaniya [Questions of education]. 2018, nr. 4, pp. 81—98. doi 10.17323/1814-9545-2018-4-81-98.
11. Information Literacy: Progress, Trends and Challenges / B. Podgornik, D. Dolnicar, T. Bartol, A. Sorgo. New York: Nova Science Publishers, 2018. 150 p.
12. UNESCO Institute for Statistics. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2.2018 // UNESCO UIS: [caËT]. Available at: http://uis.unesco.org/ sites/default/files/documents/ip51-global-frameworkreference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (accessed 21 January 2021).
Шепель В.М.
ПРОИЗВОДСТВО И ПЕДАГОГИКА: ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ВОСПИТАНИЕ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОЛЛЕКТИВ И УСЛОВИЯ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. СТИЛЬ РУКОВОДСТВА И ИСКУССТВО ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ
М., 2022, 112 с.
В воспитании нуждаются не только дети, но и взрослые — это общеизвестно. Но как работать с людьми в условиях производства? Каковы проблемы, которые предстоит решить такой научной дисциплине, как производственная педагогика? Из чего слагается эта наука? Каковы трудности, которые ей предстоит преодолеть? Как учитывать в воспитании индивидуальные особенности работника, его семейное положение, условия его труда, уровень развития производственного коллектива?
Об этих и других наиболее важных проблемах производственной педагогики, об опыте воспитательной работы на ряде московских предприятий автор рассказывает в настоящей книге. Рассматриваются три вопроса: связь организации труда с воспитанием работников; условия формирования производственного коллектива; значение стиля руководства и искусства общения с людьми в практике управления предприятием. Книга рекомендуется как педагогам, социологам, психологам, экономистам, студентам соответствующих специальностей, так и руководителям предприятий, бизнесменам, менеджерам, работникам органов государственной власти и всем заинтересованным читателям.
{1)1 IM II
es