Научная статья на тему 'СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА'

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОВРЕМЕННЫЙ ПЕДАГОГ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ВЛАДЕНИЕ ИКТ / УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эльбиева Лариса Резвановна, Джабраилова Лаура Хамзатовна, Уруджева Нарима Уруджевна

В статье рассматриваются структура и содержание цифровых компетенций педагога как этико-педагогическая проблема. Авторами проанализировано понятие «компетентность», рассмотрены основные признаки цифровой компетентности современного педагога, также представлена структура ИКТ-компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эльбиева Лариса Резвановна, Джабраилова Лаура Хамзатовна, Уруджева Нарима Уруджевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF A TEACHER AS AN ETHICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

The article considers the structure and content of a teacher’s digital competencies as an ethical and pedagogical problem. The authors analyzed the concepts of competence, considered the main features of the digital competence of a modern teacher, and also presented the structure of ICT competence.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_7_1_66 УДК 378

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГА КАК ЭТИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Эльбиева Лариса Резвановна,

кандидат социологических наук, доцент, Чеченский государственный университет имени А. А. Кадырова, г. Грозный, Россия, e-mail: radima1@ yandex.ru

Джабраилова Лаура Хамзатовна,

кандидат экономических наук, доцент, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Уруджева Нарима Уруджевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры теории и истории религии и культуры, Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Россия, e-mail: narima_u@mail.ru

В статье рассматриваются структура и содержание цифровых компетенций педагога как этико-пе-дагогическая проблема. Авторами проанализировано понятие «компетентность», рассмотрены основные признаки цифровой компетентности современного педагога, также представлена структура ИКТ-компетентности.

Ключевые слова: цифровая компетентность; современный педагог; педагогические и дидактические инновации; владение ИКТ; управление информацией.

UDC 378

THE STRUCTURE AND CONTENT OF DIGITAL COMPETENCIES OF A TEACHER AS AN ETHICAL AND PEDAGOGICAL PROBLEM

Elbieva Larisa Rezvanovna,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Chechen State University named after A. A. Kadyrov, Grozny, Russia, e-mail: radima1@yandex.ru

Dzhabrailova Laura Khamzatovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia, e-mail: laura-grozny@mail.ru

Urudzheva Narima Urudzhevna,

Candidate of Philosophy, Associate Professor, Department of Theory and History of Religion and Culture, Dagestan State University, Makhachkala, Russia, e-mail: narima_u@mail. ru

The article considers the structure and content of a teacher's digital competencies as an ethical and pedagogical problem. The authors analyzed the concepts of competence, considered the main features of the digital competence of a modern teacher, and also presented the structure of ICT competence.

Keywords: digital competence; modern teacher; pedagogical and didactic innovations; possession of ICT; information management.

Для начала разберемся с базовыми понятиями «компетенция» и «компетентность».

Компетенция (от лат. «competere» - подходить, соответствовать) - это готовность использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач в условиях неопределенности.

Цифровая компетентность - это компетентность, основанная на высоком уровне владения ИКТ и управления информацией. Ряд авторов включают в компетентность высокоразвитое мастерство владения цифровой техникой, специальное логическое мышление, умение пользоваться информацией и технологиями для проектирования учебного занятия.

Понятие «компетентность» рассмотрено в работах таких ведущих ученых, как И. А. Зим -няя, А. В. Хуторской, Э. Ф. Зеер, В. В. Краев-ский, А. К. Маркова, М. Н. Скаткин и др.

По мнению А. В. Хуторского, компетенция представляет собой «уровень взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [13].

Компетентность рассматривается как совокупность умений индивида, отражающих его соответствие к выполнению качественной продуктивной деятельности в изменяющихся социальных условиях [10].

Цифровизация образования в большинстве стран мира широко обсуждается. Современное образование немыслимо без использования возможностей цифровых образовательных ресурсов. Вопросы и задачи обеспечения высококачественного обучения предполагают подготовку людей с широким набором компетенций [3].

Стремительное развитие информационных технологий обусловило создание электронной информационно-образовательной среды (далее - ИОС) образовательной организации. Ее роль в образовании нашла отражение в требованиях Федерального закона № 273-Ф3 «Об образовании» [1], а также в ФГОС.

Роль информационных технологий в различных сферах жизни общества содержится в следующих значимых документах:

- декларация ООН «Образование 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни» [19];

- «О стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» [2].

В России вместо цифровой компетентности используется понятие «ИКТ-компетентность». ИКТ-компетентность - это готовность и способность использовать ИКТ в практической деятельности. ИКТ-компетентность педагога рассматривается как владение и обладание им информационными технологиями, составляющие его способность самостоятельно решать образовательные задачи в процессе педагогической деятельности [10].

Педагогическая цифровая компетентность рассматривается как способность педагогического работника самостоятельно применять знания, навыки, установки и технологии, а также отношения между ними, в педагогической деятельности. Такая компетентность может повышаться с опытом педагога [19].

И. А. Зимняя ИКТ-компетентность определяет как способность пользоваться, воспроизводить, совершенствовать средства и способы получения и воспроизведения информации в печатном и электронном виде [15, 16]. Автор цифровые компетенции связывает с приемом, переработкой и передачей информации, а также практическими навыками работы с интернет-ресурсами [17].

Н. Г Мельничук описывает ИКТ-компетенции как комплекс ЗУН. Цифровая компетентность педагогов, считает автор, определяет готовность педагога использовать ЗУН в трудовой деятельности для решения педагогических задач в условиях неопределенности. Туда он включает следующие ЗУН:

- по оценке и реализации цифровых возможностей образовательного назначения в образовательном процессе;

- по осуществлению деятельности по сбору, обработке, передаче, хранению, продуцированию информации с целью авто-

матизации информационно-методического обеспечения;

- по организации информационного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса на базе средств ИКТ;

- по организации и осуществлению учебного процесса с использованием средств ИКТ;

- по созданию и использованию информационных методик оценки и контроля знаний обучаемых [14].

По мнению А. Д. Арнаутова, цифровая компетентность является интегративным и личностным качеством, который определяет такие способности индивида, как использование ИКТ в жизни и профессиональной деятельности [4].

Значительный вклад в развитие концепции цифровой компетенции внес Р. Дж. Крумс-вик. В системе образования он использует данный навык как базовый. По его мнению, понятие «цифровая компетентность» имеет собирательное значение и его широко используют применительно к педагогу. В данном контексте цифровая компетентность характеризует навыки педагога в области ИКТ.

Под цифровой компетентностью понимают умение педагога использовать ИКТ в профессиональной деятельности в сочетании с дидактическими умениями и пониманием стратегии обучения [18].

Цифровая компетентность - это готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности [11].

Чтобы преподаватели достигли базовых цифровых навыков, необходимо основное внимание уделять вопросам влияния процессов цифровизации на стратегию обучения, фокус которой направлен на составляющие качества обучения. Применяемые цифровые технологии должны быть прозрачными. Также важно в профессиональном контексте рассмотреть этические вопросы информатизации обучения [16].

Развитие цифровой компетентности педагога происходит динамично по мере самообучения и саморефлексии. Оно проходит четыре этапа: погружение, адаптация, понимание и инновации. На первых двух этапах основное внимание уделяется используемым в настоящее время технологиям и вопросам обучения и развития с использо-

ванием ИКТ [7]. При достижении стадии понимания ИКТ становятся интегрированными в практическую деятельность. Последняя стадия развития цифровой компетентности педагога характеризуется способностью разработки и внедрения в образовательный процесс инноваций и совершенствованием педагогической работы [17].

Таким образом, педагогическая цифровая компетентность характеризуется способностью развивать педагогические и дидактические инновации с использованием ИКТ. Цифровая компетентность связана с улучшением педагогической работы посредством современных цифровых технологий.

Основными признаками цифровой компетентности современного педагога являются: наличие высокого уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;

уверенное и обоснованное применение средств ИКТ для решения профессиональных задач в образовательной деятельности;

понимание ИКТ как основы новой парадигмы в образовании, направленной на развитие качества обучения.

Структуру ИКТ-компетентности представим на рис. 1.

Педагогическая цифровая компетентность определяет очень важные умения и способности педагогических работников, когда они могут, владея информацией и исполь -зуя цифровые технологии, осуществлять профессиональный и ответственный выбор учебных материалов, методов обучения, регулировать процесс обучения, программировать образовательный процесс, осуществлять обратную связь и т.д.

Педагогическая цифровая компетентность - не просто новые педагогические спо -собы старых идей. Это совершенно новые педагогические теории, изменившие мышление молодых людей. Внедрение новшеств позволит улучшить усвоение информации обучающимися и повысит их заинтересованность в обучении.

Цифровая компетентность в условиях роста требований к уровню преподавания стала одним из основных элементом, определяющих квалификацию современного педагога [15]. Цифровые технологии дают возможности для широко востребованного, глобального взаимодействия участников образовательного процесса [11].

Рисунок 1 - Структура ИКТ-компетентности

Выделяют пять составляющих компонента современной ИКТ-компетентности педагога: отбор, обработка, создание, размещение

информации и организация коммуникации в ИОС (рис. 2).

создание информации

обработка информации

отбор информации

размещение информации

организация коммуникаци и в ИОС

Рисунок 2 - Составляющие ИКТ-компетентности педагога

Педагогу, имеющему педагогическую циф- знать и уметь использовать ИКТ в педагоги-ровую компетентность, недостаточно пони- ческой деятельности в сочетании с дидак-мания цифровых инструментов. Необходимо тическими умениями и пониманием задач

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

образовательной деятельности. Кроме того, педагог, обладающий педагогической цифровой компетентностью, должен регулярно взаимодействовать с обучающимися, оказывать им поддержку на пути к достижению целей обучения. Такой педагог должен уметь понимать, как работает, собственно, процесс достижения образовательного прогресса [7].

Педагог с достигнутым уровнем цифровых компетенций способен быстро улучшать свои знания и практические навыки и уметь использовать их в контексте совершенствования профессиональной деятельности [9].

В заключение отметим, что, основным современным направлением улучшения ка-

чества образовательной деятельности является выработка у педагогов практических навыков в сфере использования ИКТ.

Цифровая компетентность педагога включает: умение использовать ресурсы ИКТ в педагогической деятельности; владение педагогом расширенными приемами и методами самостоятельной подготовки учебно-методических и дидактических материалов; способность планировать и организовать учебный процесс с использованием ИКТ; владение методикой и содержанием обучения; способность разработки и внедрения в образовательный процесс инноваций.

Список литературы_

1. Арнаутов А.Д. Формирование информационной компетентности будущих бакалавров-металлургов в процессе освоения дисциплины «Информационные сервисы» с использованием комплекса информационно-технологических задач: дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2017. 213 с.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия): метод. рекомендации М.: Моск. психолого-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2002. 349 с.

3. Валявский А.Ю., Учеваткина Н.В. Педагогическая цифровая компетентность // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 470-477.

4. Вербицкий А.А. Цифровое обучение: проблемы, риски и перспективы // Homo Cyberus. 2019. № 1 (6). URL: http://journal.homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (дата обращения: 14.06.2022).

5. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник Нижневартовского государственного университета. 2019. № 6. С. 17-24

6. Горбунова Л.М., Семибратов А.М. Построение системы повышения квалификации педагогов в области информационно-коммуникационных технологий на основе принципа распределенности // Конференция ИТО -2004. URL: http://ito.edu.ru/2004/Moscow/Late/Late-0-4937.html (дата обращения: 15.06.2022).

7. Елизаров А.А. Базовая ИКТ-компетенция как основа интернет-образования учителя: тезисы доклада // Международная научно-практическая конференция RELARN - 2004. URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/ section3/3_11.html (07.06.2022).

8. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании // Инчхонская декларация «Образование - 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни». URL: http://unesdoc.unesco.org/ images/0023/002338/233813m.pdf (дата обращения: 08.06.2022).

9. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990. 117 с.

10. Лапчик М.П. Образование, грамотность, компетентность, культура: терминология эпохи информатизации // Информатизация образования и методика электронного обучения: материалы II международной научной конференции / Сибирский федеральный университет. Красноярск, 2018. С. 38-43.

11. Мельничук Н.Г Формирование ИКТ-компетенции педагога // Образовательная социальная сеть. URL: http://nsportal.ru/shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga (дата обращения: 08.06.2022).

12. Нестерова И.А. ИКТ-компетентность. URL: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (дата обращения: 08.06.2022).

13. Никулина Т.В., Стариченко Е.Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление // Педагогическое образование в России. 2018. № 8. С. 107-113.

14. Профессиональный стандарт педагога: [сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/3071 (дата обращения: 08.06.2022).

15. Стариченко Б.Е. О формировании общепрофессиональных ИКТ-компетенций студентов направлений подготовки «Педагогическое образование» // Педагогическое образование в России. 2016. № 7. С. 97-103.

16. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf (дата обращения: 08.06.2022).

17. Титова С.В. Информационно-коммуникационная компетенция педагогов и новые образовательные стандарты высшей школы. URL: shkola.ffl.msu.ru>articles/ic-comp.doc (дата обращения: 08.06.2022).

18. Цветкова М.С. Модели непрерывного информационного образования: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 352 с.

19. ЧПОУ «Шалинский колледж»: [сайт]. URL: https://kontragent.skrin.ru/issuers/1172036004953 (дата обращения: 08.06.2022).

20. Шыныбеков А.Д. и др. Информационно-коммуникационные технологии: учебник: в 2 ч. Ч. I. Алма-Ата: МУИТ, 2017. 586 с.

References _

1. Arnautov A.D. Formation of information competence of future bachelor metallurgists in the process of mastering the discipline "Information services" using a set of information technology tasks: dis. ... candidate of pedagogical Sciences. Krasnoyarsk, 2017. 213 p.

2. Bespalko V. P. Education and training with the participation of computers (pedagogy of the third millennium): method. Recommendations. M.: Moscow. psychological and social. in-t; Voronezh: MODEK, 2002. 349 p.

3. Valyavsky A.Yu., Uchevatkina N.V. Pedagogical digital competence. Nauka. Informatization. Technologies. Education: materials of the XIII International Scientific and Practical Conference. 2020. pp. 470-477.

4. Verbitsky A.A. Digital learning: problems, risks and prospects. Homo Cyberus. 2019. No. 1 (6). URL: http://journal. homocyberus.ru/Verbitskiy_AA_1_2019 (accessed: 06/14/2022).

5. Volkova I.A., Petrova V.S. Formation of digital competencies in professional education. Bulletin of Nizhnevartovsk State University. 2019. No. 6. pp. 17-24

6. Gorbunova L.M., Semibratov A.M. Building a system of advanced training of teachers in the field of information and communication technologies based on the principle of distribution. Conference ITO - 2004. URL: http://ito.edu.ru/2004/ Moscow/Late/Late-0-4937.html (date of reference: 06/15/2022).

7. Elizarov A.A. Basic ICT competence as the basis of teacher's Internet education: theses of the report. International Scientific and Practical conference RELARN - 2004. URL: http://www.relarn.ru/conf/conf2004/section3/3_11.html (07.06.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education. Incheon Declaration "Education - 2030: ensuring universal inclusive and equitable quality education and lifelong learning". URL: http:// unesdoc.unesco.org/images/0023/002338/233813m.pdf (date of address: 08.06.2022).

9. Kuzmina N.V. Professionalism of the personality of the teacher and the master of industrial training. M.: Higher School, 1990. 117 p.

10. Lapchik M.P. Education, literacy, competence, culture: terminology of the era of informatization. Informatization of education and methods of e-learning: materials of the II International scientific conference / Siberian Federal University. Krasnoyarsk, 2018. pp. 38-43.

11. Melnichuk N.G. Formation of ICT competence of a teacher. Educational social network. URL: http://nsportal.ru/ shkola/administrirovanieshkoly/library/2014/04/06/formirovanie-ikt-kompetentsiy-pedagoga (accessed: 08.06.2022).

12. Nesterova I.A. ICT competence. URL: http://odiplom.ru/lab/ikt-kompetentnost.html (accessed: 08.06.2022).

13. Nikulina T.V., Starichenko E.B. Informatization and digitalization of education: concepts, technologies, management. Pedagogical education in Russia. 2018. No. 8. pp. 107-113.

14. Professional standard of a teacher: [website]. URL: http://минобрнауки .rf/documents/3071 (accessed 08.06.2022).

15. Starichenko B.E. On the formation of general professional ICT competencies of students of the areas of training "Pedagogical education". Pedagogical education in Russia. 2016. No. 7. pp. 97-103.

16. Structure of ICT competence of teachers. UNESCO recommendations. 2011. URL: http://iite.unesco.org/pics/ publications/ru/files/3214694.pdf (date of application: 08.06.2022).

17. Titova S.V. Information and communication competence of teachers and new educational standards of higher education. URL: shkola.ffl.msu.ru "articles/ic-comp.doc (accessed: 08.06.2022).

18. Tsvetkova M.S. Models of continuous information education: a methodological guide. M.: BINOM. Laboratory of Knowledge, 2010. 352 p.

19. Private private educational institution "Shalinsky College": [website]. URL: https://kontragent.skrin.ru/ issuers/1172036004953 (date of address: 08.06.2022).

20. Shynybekov A.D. et al. Information and communication technologies: textbook: in 2 hours I. Alma-Ata: MUIT, 2017. 586 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.