Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональные компетенции / интерактивные технологии / интерактивные методы обучения / интерактивные средства обучения / федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования / будущий преподаватель / веб-квест. / professional competencies / interactive technologies / interactive teaching methods / interactive learning tools / federal state educational standard of higher education / future teacher / web quest.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Уматгериева Х.Р., Улубаева А.С.

Статья посвящена раскрытию сущности интерактивных технологий как средства, способствующего формированию профессиональных компетенций будущего преподавателя. Данные технологии сегодня рассматриваются как эффективный метод обучения студентов и становятся одним из наиболее перспективных и успешных подходов к современному обучению. В статье раскрываются такие понятия, как «профессиональные компетенции», «интерактивные методы обучения», «интерактивные средства обучения», «веб-квест».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE FUTURE TEACHER

The article is devoted to the disclosure of the essence of interactive technologies as a means of contributing to the formation of professional competencies of a future teacher. These technologies are now considered as an effective method of teaching students and are becoming one of the most promising and successful approaches to modern learning. The article reveals such concepts as "professional competencies", "interactive teaching methods", "interactive learning tools", "web quest".

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ»

УДК 378.016:371.3

Уматгериева Х.Р. преподаватель

ФГБОУВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный Улубаева А.С. студент 2 курса магистратуры группа ЗБИН-22М

ФГБОУ ВО «Грозненский государственный нефтяной технический

университет им. акад. М.Д. Миллионщикова»

Россия, г.Грозный

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация. Статья посвящена раскрытию сущности интерактивных технологий как средства, способствующего формированию профессиональных компетенций будущего преподавателя. Данные технологии сегодня рассматриваются как эффективный метод обучения студентов и становятся одним из наиболее перспективных и успешных подходов к современному обучению. В статье

раскрываются такие понятия, как «профессиональные компетенции», «интерактивные методы обучения», «интерактивные средства обучения», «веб-квест».

Ключевые слова: профессиональные компетенции, интерактивные технологии, интерактивные методы обучения, интерактивные средства обучения, федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования, будущий преподаватель, веб-квест.

Umatgerieva Kh.R.

teacher

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny Ulubaeva A.S.

2nd year master's student group ZBIN-22M

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Grozny State Petroleum Technical University named after Academician

M.D. Millionshchikov" Russia, Grozny

INTERACTIVE TECHNOLOGIES AS A MEANS OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCIES OF THE FUTURE TEACHER

Annotation. The article is devoted to the disclosure of the essence of interactive technologies as a means of contributing to the formation of professional competencies of a future teacher. These technologies are now considered as an effective method of teaching students and are becoming one of the most promising and successful approaches to modern learning. The article reveals such concepts as "professional competencies", "interactive teaching methods", "interactive learning tools", "web quest".

Keywords: professional competencies, interactive technologies, interactive teaching methods, interactive learning tools, federal state educational standard of higher education, future teacher, web quest.

Интерактивные технологии играют ключевую роль в формировании профессиональных компетенций будущих преподавателей. Они предоставляют уникальные возможности для развития навыков, необходимых в современном образовательном процессе. Вот некоторые аспекты, на которые стоит обратить внимание при использовании интерактивных технологий:108

Повышение вовлеченности студентов: Интерактивные технологии, такие как электронные голосования, мультимедийные презентации и образовательные игры, способствуют активному участию студентов в учебном процессе.

Развитие критического мышления: Использование интерактивных досок, форумов и блогов позволяет студентам анализировать информацию, высказывать свои мысли и обсуждать различные точки зрения.

Практический опыт: Симуляторы и виртуальные лаборатории дают будущим преподавателям возможность получить практический опыт в безопасной и контролируемой среде.

Обратная связь в реальном времени: Технологии, такие как системы управления обучением (LMS), предоставляют возможность получать мгновенную обратную связь, что способствует оперативной корректировке учебного процесса.

Гибкость обучения: Онлайн-платформы и мобильные приложения позволяют студентам учиться в удобное для них время и в удобном месте, что способствует индивидуализации обучения.

Абдулов Р. М. Использование интерактивных средств в процессе развития исследовательских умений учащихся при обучении физике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02. - Екатеринбург, 2020. - 24 с. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций// Наука и образование. - 2021. - № 4. - С. 13-21.

Коллаборативное обучение: Инструменты, такие как облачные сервисы и социальные сети, облегчают совместную работу студентов над проектами и исследованиями.

Междисциплинарный подход: Интерактивные технологии позволяют интегрировать различные предметы и дисциплины, создавая более целостное и комплексное образование.

Подготовка к цифровому будущему: Освоение интерактивных технологий помогает будущим преподавателям адаптироваться к постоянно меняющемуся технологическому ландшафту образования.

Использование интерактивных технологий в образовании требует от преподавателей не только технических навыков, но и педагогической гибкости для интеграции этих инструментов в учебный процесс. Это способствует формированию у студентов необходимых профессиональных компетенций и подготовке их к успешной карьере в сфере образования.

Современная система образования на всех уровнях направлена на подготовку выпускников образовательных учреждений к самореализации в развивающемся информационном обществе как новой информационной реальности.

Это включает в себя не только предоставление знаний и навыков, необходимых для работы с информационными технологиями, но и развитие критического мышления, способности к адаптации и непрерывному обучению. Вот несколько ключевых направлений, на которые ориентируется образование:

Цифровая грамотность: Обучение навыкам работы с компьютерами, программным обеспечением и интернетом, чтобы студенты могли эффективно участвовать в цифровой экономике.

Информационная культура: Развитие умения критически оценивать информацию, отличать достоверные источники от ненадежных и использовать информацию этично и ответственно.

Междисциплинарность: Стимулирование интеграции знаний из разных областей для решения сложных задач и создания новых идей.

Гибкость и адаптивность: Подготовка студентов к быстрому освоению новых навыков и адаптации к изменениям в профессиональной среде.

Социальные и коммуникативные навыки: Обучение эффективному общению, работе в команде и межкультурному взаимодействию.

Непрерывное образование: Поддержка идеи обучения на протяжении всей жизни, включая профессиональное развитие и самообразование.

Эти направления помогают выпускникам не только найти свое место в информационном обществе, но и активно участвовать в его развитии.109

Зайцева В. П. Подготовка и использование мультимедийных презентаций в учебном процессе вуза// Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 4(60). - С. 84-89.

Постоянное обновление знаний и навыков в соответствии с последними достижениями в своей области.

Использование различных ресурсов для обучения, включая онлайн -курсы, вебинары и профессиональные тренинги.

Однако, на наш взгляд, важное значение имеет методический опыт и стиль преподавателя, который для решения учебных задач целесообразно подбирает средства администрирования и управления обучением, интерактивные электронные образовательные ресурсы (интегрированные в площадку или добавленные с помощью гиперссылок), средства коммуникации, инструменты для обеспечения обратной связи и контроля, инструменты для разработки образовательного контента и др.

Преподаватель создает как бы свою авторскую «виртуальную образовательную площадку» на платформе, конструирует и развивает ее, строит различные образовательные траектории для достижения образовательных целей и обеспечивает активное взаимодействие всех участников образовательного процесса в контексте системно-деятельностного подхода.

В виртуальных образовательных площадках и созданных в их рамках виртуальных образовательных сообществах достигать образовательных результатов позволяют различные активные методы и технологии обучения, направленные на проблемно-ориентированное, личностно ориентированное и интерактивное обучение.

В качестве примера организации взаимодействия на специально созданной виртуальной образовательной площадке, задействующего поисково-исследовательский и игровой потенциал, приведем интерактивную технологию веб-квест на основе использования веб-ресурсов сети Интернет.

Особенностью веб-квестов является то, что часть информации или вся информация, представленная на сайте для самостоятельной или групповой работы учащихся, находится на различных веб-сайтах. Благодаря действующим гиперссылкам участники квеста этого не ощущают, работая в едином информационном пространстве, для которого не является существенным фактором точное местонахождение той или иной порции учебной информации. Учащемуся дается задание собрать материалы в Интернете по той или иной теме, решить поставленную проблемную задачу, используя эти материалы. Ссылки на часть источников даются учителем, а часть они могут найти сами, пользуясь обычными поисковыми системами. По завершении квеста участники либо представляют собственные вебстраницы по данной теме, либо какие-то другие творческие работы в электронной, печатной или устной форме.

Зайцева В. П. Реализация интерактивного метода в обучении с использованием информационных технологий// Актуальные вопросы образования и науки : сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. : в 11 ч. Ч. 7. - Тамбов, 2022. - С. 63-64.

Это отличный подход к обучению, который способствует развитию исследовательских навыков и самостоятельности учащихся. Вот несколько советов, которые могут помочь учащимся в выполнении такого задания:

Определение цели исследования: Четко определите, что именно нужно исследовать и какие вопросы требуется решить.

Анализ источников: Оценить предоставленные преподавателям источники и определить, какие дополнительные источники могут быть полезны.

Поиск информации: Используйть различные поисковые системы и базы данных для поиска необходимых материалов.

Критический анализ: Научится отличать надежные источники от ненадежных, проверяйть информацию на предмет актуальности и достоверности.110

Организация информации: Систематизировать собранные данные, выделяя ключевые пункты и идеи для решения проблемной задачи.

Создание проекта: Разработать структуру веб-страницы или другой творческой работы, определить, как лучше всего представить информацию.

Редактирование и корректировка: Перед финальной подачей проекта убедиться, что все элементы грамотно оформлены и нет ошибок.

Обратная связь:

Эти выводы подчеркивают важность интерактивных технологий и методов в подготовке квалифицированных специалистов в области образования. Они помогают будущим преподавателям адаптироваться к быстро меняющимся требованиям образовательной среды и формируют необходимые навыки для успешной профессиональной деятельности.

В заключение следует подчеркнуть, что активное внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс позволяет обеспечить переход к качественно новому уровню педагогической деятельности, значительно увеличивая ее дидактические, информационные, методические и технологические возможности, что в целом способствует повышению профессионального мастерства преподавателей.

Использованные источники:

1. Абдулов Р. М. Использование интерактивных средств в процессе развития исследовательских умений учащихся при обучении физике: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2020. - 24 с.

2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. - 2021. - № 4. - С. 13-21.

Корнеева Ж. А. Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей// Проблемы и перспективы развития образования : материалы IV Междунар. науч. конф. - Пермь, 2021. - С. 124-127.

Манина А. Ж. Информационные технологии в интерактивных методах обучения// Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2020. - № 26. - С. 73-76.

3. Зайцева В. П. Подготовка и использование мультимедийных презентаций в учебном процессе вуза // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 4(60). - С. 84-89.

4. Зайцева В. П. Реализация интерактивного метода в обучении с использованием информационных технологий // Актуальные вопросы образования и науки: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч. -практ. конф.: в 11 ч. Ч. 7. - Тамбов, 2022. - С. 63-64.

5. Корнеева Ж. А. Влияние интерактивных образовательных технологий на профессиональную компетентность учителей // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV Междунар. науч. конф. -Пермь, 2021. - С. 124-127.

6. Манина А. Ж. Информационные технологии в интерактивных методах обучения // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2020. - № 26. - С. 73-76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.