Научная статья на тему 'ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ В ОБУЧЕНИИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Наталия Васильевна, Чирич Ирина Викторовна, Штукарева Елена Борисовна

Цель исследования - продемонстрировать возможности интерактивных приемов обучения в ходе изучения дисциплин коммуникативной направленности студентами технических направлений. В статье раскрывается сущность понятий «интерактивные методы обучения», «интерактивные приемы обучения», «интерактивные формы обучения», характеризуются роль и преимущества интерактивных приемов в образовательном процессе высшей школы. Научная новизна исследования заключается в подтверждении целесообразности применения интерактивных приемов в ходе изучения таких общегуманитарных дисциплин, как «Этика делового общения», «Основы деловой коммуникации», «Культура речи и деловое общение». В результате разработаны технологические аспекты подготовки и реализации конкретных авторских интерактивных заданий, позволяющих формировать навыки делового общения у студентов, обучающихся по нелингвистическим направлениям; установлено, что использование интерактивных приемов способствует мотивированному вовлечению студентов в процесс обучения, активизации творческой деятельности, формированию навыков работы в команде, критического мышления, навыков анализа ситуаций делового общения, развитию коммуникативных компетенций обучающихся, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Наталия Васильевна, Чирич Ирина Викторовна, Штукарева Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTIVE TECHNIQUES OF TEACHING BUSINESS COMMUNICATION TO STUDENTS OF TECHNICAL TRAINING PROGRAMMES IN HIGHER EDUCATION

The aim of the research is to demonstrate the possibilities of interactive teaching techniques in the course of studying disciplines of a communicative orientation by students of technical training programmes. The paper sheds light on the essence of the notions of “interactive teaching methods”, “interactive teaching techniques”, “interactive teaching forms”, characterises the role and advantages of interactive techniques in the educational process of higher education. Scientific novelty of the research lies in confirming the feasibility of using interactive techniques in the course of studying such general humanities disciplines as “Business Communication Ethics”, “Business Communication Basics”, “Speech Culture and Business Communication”. As a result, the technological aspects of preparation and implementation of the specific author’s interactive tasks that make it possible to form business communication skills among non-linguistic students have been developed. It has been found that the use of interactive techniques helps to motivate students’ involvement in the educational process, actualise creative activities, form teamwork skills, critical thinking skills, the skills of analysing situations of business communication, develop students’ communicative competencies related to their future professional activities.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРАКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

ИЗДДТЕЛЬСТ

Í фатою

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2023. Том 8. Выпуск 1. С. 85-91 | 2023. Volume 8. Issue 1. P. 85-91

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Интерактивные приемы обучения деловой коммуникации студентов технических направлений подготовки в высшей школе

Исаева Н. В., Чирич И. В., Штукарева Е. Б.

Аннотация. Цель исследования - продемонстрировать возможности интерактивных приемов обучения в ходе изучения дисциплин коммуникативной направленности студентами технических направлений. В статье раскрывается сущность понятий «интерактивные методы обучения», «интерактивные приемы обучения», «интерактивные формы обучения», характеризуются роль и преимущества интерактивных приемов в образовательном процессе высшей школы. Научная новизна исследования заключается в подтверждении целесообразности применения интерактивных приемов в ходе изучения таких общегуманитарных дисциплин, как «Этика делового общения», «Основы деловой коммуникации», «Культура речи и деловое общение». В результате разработаны технологические аспекты подготовки и реализации конкретных авторских интерактивных заданий, позволяющих формировать навыки делового общения у студентов, обучающихся по нелингвистическим направлениям; установлено, что использование интерактивных приемов способствует мотивированному вовлечению студентов в процесс обучения, активизации творческой деятельности, формированию навыков работы в команде, критического мышления, навыков анализа ситуаций делового общения, развитию коммуникативных компетенций обучающихся, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

EN

Interactive Techniques of Teaching Business Communication to Students of Technical Training Programmes in Higher Education

Isaeva N. V., Chirich I. V., Shtukareva E. B.

Abstract. The aim of the research is to demonstrate the possibilities of interactive teaching techniques in the course of studying disciplines of a communicative orientation by students of technical training programmes. The paper sheds light on the essence of the notions of "interactive teaching methods", "interactive teaching techniques", "interactive teaching forms", characterises the role and advantages of interactive techniques in the educational process of higher education. Scientific novelty of the research lies in confirming the feasibility of using interactive techniques in the course of studying such general humanities disciplines as "Business Communication Ethics", "Business Communication Basics", "Speech Culture and Business Communication". As a result, the technological aspects of preparation and implementation of the specific author's interactive tasks that make it possible to form business communication skills among non-linguistic students have been developed. It has been found that the use of interactive techniques helps to motivate students' involvement in the educational process, actualise creative activities, form teamwork skills, critical thinking skills, the skills of analysing situations of business communication, develop students communicative competencies related to their future professional activities.

Введение

Актуальность темы работы связана с непреходящей проблемой поиска эффективных методов и приемов обучения правилам коммуникации, разработкой современного дидактического наполнения соответствующих учебных дисциплин. Интерактивные приемы обучения сегодня являются неотъемлемой частью образовательного процесса любого уровня, их использование способствует активному вовлечению обучающихся в образовательный процесс, содействует пробуждению их познавательной и творческой инициативы, формирует навыки командного взаимодействия, обеспечивает развитие критического мышления, навыков анализа и самоанализа. Обучение в высшей школе направлено на формирование профессионального самосознания личности будущего специалиста, для которого умение выстраивать деловые отношения конструктивного

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220222

© 2023 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2023 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.orq/licenses/by/4.0/

сотрудничества и взаимоуважения является одной из ключевых универсальных компетенций. Целый ряд современных исследований подтверждает эффективность применения интерактивных методов обучения (Двуличан-ская, 2011; Базилевич, Брылова, Глухих и др., 2012; Черкасов, 2012; Замятина, Мозгалева, Соловьев и др., 2013; Ивлева, Саенко, 2016; Щеглова, Плужникова, Саенко, 2017). Однако педагогическая наука нуждается не только в подтверждении эффективности обращения к инновационной методике, но и в описании алгоритмов ее реализации на материале конкретных учебных дисциплин, в связи с чем задачами исследования были определены следующие:

- раскрыть сущность понятий «интерактивные методы обучения», «интерактивные приемы обучения», «интерактивные формы обучения»;

- описать возможности применения интерактивных приемов при обучении деловой коммуникации в высшей школе;

- разработать технологические аспекты подготовки и реализации конкретных авторских интерактивных заданий, способствующих формированию навыков делового общения в ходе изучения дисциплин коммуникативной направленности студентами технических направлений подготовки.

Теоретическую базу составили труды по интерактивному обучению в вузовской образовательной практике. Проблема терминологического смешения понятий «технология обучения», «метод обучения», «прием работы», «формы обучения» отмечается в работе А. В. Ковалевой (2015), в которой педагогическая технология определяется как «совокупность методов, способов и педагогических приемов» (с. 10). Классификация, структура, особенности современных интерактивных технологий обучения при проведении лекционных и практических занятий, во время самостоятельной работы и в период прохождения практики рассматриваются Т. Г. Мухиной (2013). На условиях выбора интерактивных приемов в зависимости от индивидуальных особенностей преподавателя и специфики учебной дисциплины акцентирует внимание Р. Н. Степанов (2015). Большое количество работ посвящено описанию организации и проведения занятий с использованием разнообразных интерактивных форм: видеоматериалов, деловых игр, проектов, олимпиад, кейсов, дискуссий и др. (Ермакова, Ивашкин, 2013; Бургат, 2014; Дворко-вая, Куренкова, 2016; Ивлева, Саенко, 2016; Закаляпина, Рясов, Уваров, 2018; Тимошенко, 2020).

Методами исследования послужили общетеоретические методы анализа и описания, а также эмпирический метод педагогического наблюдения.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенных приемов подготовки и организации проведения интерактивных заданий в педагогической деятельности преподавателей высших учебных заведений в ходе разработки курсов, нацеленных на развитие коммуникативных навыков студентов.

Основная часть

Понятия «интерактивные методы обучения», «интерактивные приемы обучения», «интерактивные формы обучения»

В современной педагогической науке отсутствует общепринятое и однозначное толкование и разграничение понятий «интерактивные методы обучения», «интерактивные приемы обучения», «интерактивные формы обучения», однако в педагогической практике термины получили широкое распространение. Определим семантические границы терминов во избежание их разночтения в рамках данного исследования.

Термин «интерактивный метод обучения» (от англ. interactive ^ inter «взаимный» + active «действовать», то есть «взаимодействие») появился на рубеже XX-XXI веков на основе противопоставления «активным методам обучения», которые были описаны в отечественной педагогике сотрудничества XX века как способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, побуждающие их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и обучающийся (Якупова, 2007, с. 14).

Интерактивный метод обучения представляет собой активное взаимодействие между всеми участниками общения: обучающиеся контактируют не только с преподавателем, но и друг с другом, в результате чего каждый участник взаимодействия может проявлять интеллектуальную и творческую активность (Привалова, 2014).

Таким образом, интерактивным методом обучения можем считать способ организации познавательной деятельности, в ходе которой студенты и преподаватель взаимодействуют друг с другом, совместно решают поставленные задачи, моделируют служебные и профессиональные ситуации, анализируют свое и чужое поведение, оценивают как свои действия, так и действия других участников, погружаются в реальную атмосферу сотрудничества, стремятся вместе находить решения поставленных задач.

Опираясь на понимание метода обучения как совокупности приемов и способов обучения (Ермакова, Ивашкин, 2013, с. 47), авторы полагают, что понятие «интерактивный прием обучения» находится в гипо-гиперонимических отношениях с понятием «интерактивный метод», это частный способ реализации взаимодействия обучающего и обучаемого с целью развития одного или нескольких связанных навыков.

Интерактивной формой организации обучения будем считать внешнее выражение согласованной деятельности педагога и обучающихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме (Ермакова, Ивашкин, 2013, с. 76).

Исследователи и практики интерактивного обучения выделяют многочисленные формы интерактивного обучения, наиболее широко известные из них представлены в Таблице 1 (Зиновьева, Леонович, Белкина, 2012; Мухина, 2013; Ермакова, Ивашкин, 2013; Черновол, Чирич, Штукарева, 2014; Штукарева, 2012; 2019; 2020; 2022; Дворковая, Куренкова, 2016).

Таблица 1. Интерактивные приемы и формы обучения

Прием обучения Форма обучения

Интерактивная лекция Проблемная лекция, лекция-визуализация, бинарная лекция = лекция вдвоем, пресс-конференция, лекция с намеренными ошибками

Дискуссионное обсуждение Конференция, круглый стол, дебаты, диспут, брифинг, антиконференция, эвристическая беседа, форум, полемика, спор

Анализ конкретных ситуаций Кейс, инцидент, анализ казусов

Тренинг Навыковый тренинг, психотерапевтический тренинг, социально-психологический тренинг, бизнес-тренинг

Проектная деятельность Конструктивно-практические проекты, информационные и исследовательские проекты, проекты социологического исследования, издательские проекты, сценарные проекты, творческие проекты

Игровая деятельность Дидактическая игра, лингвистическая игра, квалификационная игра, творческая игра, деловая игра, ролевая игра, имитационная игра, орга-низационно-деятельностная игра, игровая олимпиада

Разрешение проблем «Дерево решений», «мозговой штурм»

К числу интерактивных приемов можно отнести и более «частные» обучающие механизмы. Например, в методических работах упоминается «шеринг» (от англ. to share «делиться, совместно пользоваться»), который представляет собой инициативное поочередное проговаривание участниками пережитых эмоций, чувств, настроений и используется для того, чтобы определить зоны собственной некомпетентности, наличие иррациональных установок, мешающих успешной деятельности (Никитин, 2010). Данный прием может быть элементом как игры, так и дискуссии, тренинга, кейса и т.п.

Количество современных интерактивных приемов обучения множится благодаря новым авторским педагогическим идеям. К примеру, для проведения семинарских занятий предлагаются особые дискуссионные формы под названием «научный стендап», в ходе которого спикеры ищут оригинальные способы изложения теоретического знания, намеренно отказываясь от строгого следования научному стилю (Закаляпина, Рясов, Уваров, 2018).

Поскольку количество интерактивных приемов и форм обучения весьма велико, а их применение носит новаторский характер, они могут модифицироваться при творческом подходе преподавателей, уложить их в единую простую классификационную схему затруднительно.

Цели и задачи обучения деловой коммуникации в высшей школе

Теория и практика деловой коммуникация представлена в образовательных программах высшей школы в таких курсах, как «Этика делового общения», «Основы деловой коммуникации», «Культура речи и деловое общение». Основной целью изучения перечисленных дисциплин является рассмотрение деловой коммуникации через призму этических норм и профессионального взаимодействия. К главным задачам обучения деловой коммуникации можно отнести работу в команде, основанную на проявлении уважения к недостаткам коллег и иной точке зрения; формирование ценностно-ориентированного единства группы и понимания роли лидера и его ответственности за принятие решения; развитие навыков анализа поведения в группе; формирование мотивации к межличностному взаимодействию в учебных и профессиональных ситуациях; развитие коммуникативных компетенций.

Учебные программы курсов «Этика делового общения», «Основы деловой коммуникации», «Культура речи и деловое общение» предполагают анализ эффективности делового общения: организацию вербального и невербального взаимодействия; особенности формирования имиджа; понятие кодекса деловых коммуникаций, в частности таких его основополагающих принципов, как толерантность, тактичность, деликатность, справедливость, ответственность, профессионализм и грамотность, а также основы профессиональной этики, особенности управленческой и корпоративной этики. Кроме того, дисциплины рассматривают этические и профессиональные аспекты таких основных форм устного делового общения, как деловая беседа, деловые переговоры с партнерами, деловое совещание и деловой телефонный разговор. В ходе занятий анализируются тактики и стратегии ведения переговоров, вопросы профессиональной конкуренции и сотрудничества, способы разрешения конфликтов. В результате у студентов формируется представление о таких важных показателях морально-нравственных ценностей, как честь, достоинство, обязательность, уважение к партнерам, выполнение профессионального долга.

Решить задачи, поставленные в рамках данных учебных дисциплин, без использования интерактивных приемов обучения в настоящее время просто не представляется возможным.

Использование интерактивных приемов при обучении деловой коммуникации

Деловая игра

Деловая игра, предполагающая взаимодействие ее участников с целью моделирования определенной реальной ситуации, ускоряет процесс практического усвоения знаний. В условиях игры студенты могут имитировать

свои профессиональные обязанности, представлять себя в определенной профессиональной роли, анализировать свое поведение в определенной ситуации общения, погрузиться в гипотетические стрессовые и конфликтные ситуации и моделировать пути решения спорных вопросов (Исаева, Чирич, 2017).

Проведение деловой игры состоит из трех этапов: подготовительного, основного и завершающего (Бур-гат, 2014). На первом (подготовительном) этапе студенты знакомятся с целями и задачами игры, распределяют роли (при этом, если студент не был активен на занятиях, рекомендуем предложить ему наиболее значимую роль, для того чтобы он смог ощутить возлагаемую на него ответственность), изучают инструкции. При несогласии отдельных участников с распределением ролей итоговое решение следует принимать коллегиально. Если количество студентов в группе превышает количество ролей, то части студентов предлагается стать наблюдателями, задача которых - внимательно следить за ходом игры, обращая внимание на сильные и слабые стороны участников. В ходе реализации основного этапа игры каждый участник должен строго следовать инструкции. На третьем (завершающем) этапе происходит абстрагирование студентов от своей роли и обсуждение ситуации с участием преподавателя (анализ поведения участников и сравнение игровой и реальной ситуации).

Примером деловой игры в рамках преподаваемых дисциплин является ролевая игра под названием «Собеседование». Цель игры - выработка навыков владения устной и письменной профессиональной речью. На подготовительном этапе, на который отводится две или три недели, студенты получают задание разработать концепцию условной фирмы (организации), продумать и обосновать ее название, миссию, обозначить направления деятельности, определить должности руководящего и рядового состава, представить концепцию фирмы в виде презентации, после чего происходит распределение ролей: работодатели (представляют презентацию фирмы, готовят вопросы соискателям), соискатели (составляют письменное резюме и устный рассказ о себе, готовят вопросы работодателям) и эксперты (разрабатывают критерии оценивания претендентов на вакансии).

Игра проводилась в группе будущих аддитивных технологов цифрового производства, обучающихся по программе «Инноватика», в рамках учебного курса «Основы деловой коммуникации». Продуктами игры стали модель компании под названием "New Life" (включила описание особенностей ее деятельности и кадровой политики), которая нуждалась в соискателях на должности веб-дизайнера, веб-маркетолога, IT-технолога; большой перечень разнотипных вопросов, в числе которых встречались и провокационные, например: «Что Вам не нравится в коллегах и как Вы это исправляете?»; резюме соискателей, составленные и оформленные в соответствии с современными требованиями; перечень критериев оценки соискателей, в число которых вошли соблюдение регламента самопрезентации, имидж / внешний вид соискателя, соблюдение законов коммуникации, использование невербальных средств, правильность речи. Представителями компании стали директор (на роль которого был выбран коммуникативно активный студент), менеджер по персоналу, руководители соответствующих отделов и психолог, которые объявили результаты отбора кандидатов и дали его обоснования. По окончании занятия была получена обратная связь от студентов в виде ответов на вопросы: «Что Вам особенно понравилось в ходе проведения игры?», «Что не понравилось?», «Что было наиболее сложным?». Большинство студентов отметили непринужденную и вместе с тем энергичную рабочую атмосферу занятия, обратили внимание на то, что во время игры в команде уходят волнение и страх получить низкую оценку («Было весело», «Узнал новое», «Было трудно выступать, но так как я был не единственным, волнение постепенно прошло»). Таким образом, состоявшаяся игра позволила студентам обобщить знания об основных единицах коммуникации, о принципах организации общения, о видах деловой беседы, видах вопросов, о содержании и оформлении резюме и применить их на практике в монологической и диалогической речи в смоделированной ситуации. Рефлексия в виде вопросов для обратной связи способствовала развитию навыка самоанализа.

Интерактивное практическое занятие с применением видеоматериалов

Большие возможности для развития интереса к обучению представляет хорошо зарекомендовавший себя прием «использование видеоконтента». Подтверждение этому находим в работах исследователей и практиков (Косицына, Чирич, 2017; Тимошенко, 2020; Karpova, Chirich, Avtsinova et al., 2021).

Работа с видеоматериалами должна быть продумана и организована, чтобы просмотр был осознанным. Сам факт демонстрации видеоматериала еще не является обучающим приемом, просмотр должен сопровождаться активной учебной деятельностью обучающихся. Поэтому традиционно в методике преподавания выделяется три этапа работы с видео: допросмотровый, демонстрационный и послепросмотровый. На этапе подготовки студенты могут изучать теоретические положения, в ходе просмотра - находить подтверждения полученным знаниям, а затем составлять конспекты, схемы, таблицы, формулировать аналитические заключения.

Приведем пример применения видеоконтента в учебном модуле «Публичная речь» в рамках дисциплины «Этика делового общения», цель которого - изучение правил составления публичного выступления и развитие навыков выступления перед аудиторией.

В качестве задания предлагаем студентам посмотреть всемирно известное, ставшее в свое время сенсационным выступление американского предпринимателя Стива Джобса, в котором он презентует выпуск первой модели iPhone (Презентация первого iPhone на русском языке в HD. Когда мир изменился навсегда. 2017. URL: https://www.youtube.com/watch?v=DNPvPFsmA4o). Целью работы является многоаспектный анализ и оценка публичного выступления с точки зрения его содержания и задействованных ресурсов. На подготовительном этапе студенты самостоятельно знакомятся с биографией Стива Джобса, в качестве домашнего задания находят информацию о его основных личностных и профессиональных характеристиках, затем делятся интересными фактами уже на очном занятии, здесь же студенты получают план анализа просматриваемого материала, состоящий из четырех блоков:

I. Содержание и структура выступления (здесь следует определить тип речи, цель выступления, его композиционные элементы, выделить приемы привлечения внимания, заключение и концовку, ключевые фразы, языковые и стилистические приемы).

II. Невербальное поведение (необходимо проследить за взглядом, движением рук и позами оратора).

III. Характеристика речи (обратить внимание на темп речи, интонирование, паузирование и особенности артикуляции).

IV. Общее заключение (поделиться личным впечатлением от выступления).

Теперь студенты готовы к просмотру видеоролика, в ходе которого они делают необходимые для анализа заметки.

На послепросмотровом этапе студенты делятся своими наблюдениями, которые преподаватель (эту функцию может выполнять и один из обучающихся) суммирует в виде коротких записей на доске или флипчарте. В результате занятия рождается развернутый и подробный совместный анализ выступления, такая форма работы позволяет подметить максимальное количество деталей в поведении Стива Джобса, даже если какие-то из них ускользнули от внимания отдельного студента. Так, например, студенты обратили внимание на паузы и изменение темпа речи для создания интриги, привлечения внимания и разграничения композиционных элементов, отметили, что взгляд героя скользит по аудитории, но время от времени переходит вниз («смотрит себе под ноги») и редко обращается на экран, где демонстрируется телефон, в качестве указательного жеста используется не палец, а ладонь, волнение передается попыткой оправить одежду и др.

Предложенная форма работы позволяет закрепить теоретические знания (виды публичной речи по сфере применения и цели, основные этапы подготовки публичного выступления, особенности презентации, вербальные и невербальные способы взаимодействия спикера с аудиторией и т.п.) студентов, сформировать навыки самостоятельной работы, умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение наблюдать и обобщать увиденное. Кроме того, включение в структуру занятия видео вносит разнообразие в учебную деятельность и активизирует психические процессы обучающихся (внимание, мышление, эмоции, память).

Информационно-исследовательский групповой проект

Проектная деятельность как способ обучения также призвана решать проблемы мотивации обучения и активизации познавательной деятельности, развития общедисциплинарных умений и формирования интеллектуальной личности. Проектное обучение характеризуется следующими качествами: инновационность, креативность, эффективность, продуктивность. Данный прием помогает обучающимся осмысливать свою деятельность, определять ее цели, анализировать информацию, делать осознанный выбор и принимать решения (Черновол, Чирич, Штукарева, 2014).

Работа над проектом включает последовательное осуществление следующих этапов: формулировка темы проекта, цели и задач, поиск информации, анализ собранной информации, подготовка текста выступления, визуализация проекта, представление проекта, обратная связь с аудиторией (ответы на вопросы, участие в возможной дискуссии).

Фундаментальной теоретической базой для изучения деловой коммуникации является представление об особенностях официального-делового стиля, которое может быть получено студентами самостоятельно в ходе выполнения группового проекта «Анализ языковых особенностей официально-делового стиля», предполагающего самостоятельный поиск информации, ее анализ, структурирование и обобщение, подтверждение иллюстративным материалом из реальных текстов. Целью такого проекта является обобщение знаний студентов о жанровых и языковых характеристиках стиля. Количество участников одной группы предполагается от пяти до восьми человек. В число задач проекта входят изучение учебной литературы по теме «Официально-деловой стиль речи» (список рекомендован преподавателем), формулировка основных стилевых черт, определение жанров, которыми представлен данный стиль, его фонетических, лексических, морфологических и синтаксических языковых особенностей. Завершить выполнение работы студенты должны рассуждением о необходимости полученных ими в ходе выполнения проекта знаний с обоснованием примерами. Результаты выполненной работы оформляются в виде презентации, после чего на практическом занятии состоится их публичная защита.

Выполнение проектных заданий представляет собой определенную трудность, так как оно требует большой внеаудиторной командной работы, наиболее сложной при этом оказывается организация взаимодействия всех членов команды, так как степень вовлеченности студентов может быть разной, а оценка выставляется единая (Тимошенко, Штукарева, 2022, с. 727). Однако именно по этой причине групповой проект представляет собой наибольшую ценность, поскольку развивает навык командной работы, умение распределять обязанности, брать на себя ответственность, не только индивидуально, но и коллективно отвечать как за общий успех, так и за общее поражение - качества, столь необходимые для профессиональной деятельности. Безусловно, проектное обучение также развивает и познавательные навыки, критическое и творческое мышление, умение самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве.

Заключение

Несмотря на существование в педагогической науке определенных сложностей, связанных с терминологическим описанием интерактивного обучения, практика образовательного процесса свидетельствует о его

целесообразности и эффективности. Проведение занятий с использованием инновационных интерактивных приемов предполагает большую организационную подготовку в зависимости от выбранной формы занятия. Преподавателю следует определить цели и задачи выполнения задания, продумать каждый этап его реализации, характер взаимодействия участников, распределить роли, сориентировать обучающихся в научной литературе, которую им необходимо изучить, предусмотреть форму, в которой будут отражены итоги осуществленной работы, например, рефлексия в виде ответов на вопросы, оценка того, что удалось и не удалось (в деловой игре), суммирующие записи ответов на доске (в завершение анализа видеозаписи), сводная таблица заданной формы (при организации информационно-исследовательского проекта). Использование интерактивных приемов обучения в преподавании деловых коммуникаций предоставляет большие возможности не только для получения и закрепления новых знаний, развития познавательных процессов и творческих способностей, но и инициирует стремление к эффективному овладению способами будущей профессиональной деятельности, формирует коммуникативные качества личности, востребованные в профессиональном общении, позволяет активно вовлекать студентов в процесс самостоятельного поиска и получения знаний, а также адаптировать их к условиям будущей профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейшего исследования видим в более развернутом и детализированном анкетировании студентов на предмет удовлетворенности их работой на занятиях с применением интерактивных приемов обучения, что позволит усовершенствовать курсы «Этика делового общения», «Основы деловой коммуникации», «Культура речи и деловое общение» и пополнить их новыми заданиями.

Источники | References

1. Базилевич С. В., Брылова Т. Б., Глухих В. Р., Левкин Г. Г. Использование инновационных и интерактивных методов обучения при проведении лекционных и семинарских занятий // Наука Красноярья. 2012. № 4 (04).

2. Бургат В. В. Деловая игра как метод активного обучения // Сибирский торгово-промышленный журнал. 2014. № 1 (14).

3. Дворковая М. В., Куренкова Е. А. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-2.

4. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование. 2011. № 4.

5. Ермакова Т. И., Ивашкин Е. Г. Проведение занятий с применением интерактивных форм и методов обучения. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева, 2013.

6. Закаляпина Л. А., Рясов А. А., Уваров Н. А. Использование активного метода обучения «научный стендап» и методического приема «шеринг» в преподавании теоретических дисциплин // Kant. 2018. № 3 (28).

7. Замятина О. М., Мозгалева П. И., Соловьев М. А., Боков Л. А., Поздеева А. Ф. Технология проектно-ориентированного обучения в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. 2013. № 12.

8. Зиновьева Т. И., Леонович Е. Н., Белкина Ю. А. Теория и практика преподавания русского языка в учебных заведениях всех типов: коллективная монография, посвящ. 85-летию проф. М. Р. Львова. М.: Прометей, 2012.

9. Ивлева М. Л., Саенко Н. Р. Особенности применения кейс-метода в курсе «Педагогика и психология высшей школы» // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2016. № 2.

10. Исаева Н. В., Чирич И. В. Деловая игра как средство активизации познавательной активности и способ формирования профессиональных компетенций студентов // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 3.

11. Ковалева А. В. Интерактивные педагогические технологии при обучении иностранных учащихся лексике русского языка: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2015.

12. Косицына Е. Ф., Чирич И. В. Использование видеоматериалов в обучении русскому языку // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 3.

13. Мухина Т. Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе. Н. Новгород: Изд-во Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, 2013.

14. Никитин О. Д. Интеграция знаний и опыта в педагогической практике // Педагогика искусства. 2010. № 3.

15. Привалова Г. Ф. Активные и интерактивные методы обучения как фактор совершенствования учебно-познавательного процесса в вузе // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3.

16. Степанов Р. Н. Поиск и модификация интерактивных приемов обучения // Педагогическое образование в России. 2015. № 5.

17. Тимошенко Т. Е. Использование киноматериалов в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сб. науч. ст. / науч. ред. Т. А. Колесникова. М., 2020.

18. Тимошенко Т. Е., Штукарева Е. Б. Использование возможностей LMS Canvas при реализации балльно-рейтинговой системы (на материале курса «Русский язык и культура речи») // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. Вып. 7.

19. Черкасов М. Н. Инновационные методы обучения студентов // Инновации в науке: мат. XIV междунар. заоч. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2012.

20. Черновол М. П., Чирич И. В., Штукарева Е. Б. Проектные технологии как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся многонациональных классов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2014. Т. 6. № 2.

21. Штукарева Е. Б. Играем, размышляем, фантазируем на уроках русского языка как неродного // Язык как система и деятельность - 3: мат. междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 2012.

22. Штукарева Е. Б. Игровые олимпиадные задания как контрольно-измерительные материалы и средства мотивации к изучению русского языка // Известия Института педагогики и психологии образования. 2019. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Штукарева Е. Б. Приемы обучения копирайтингу // Дискурс современных масс-медиа в перспективе теории, социальной практики и образования: сб. тр. междунар. науч.-практ. конф. Белгород, 2022.

24. Штукарева Е. Б. Приемы развития навыков создания авторского текста у будущего редактора // Риторические традиции и коммуникативные процессы в эпоху цифровизации: мат. XXIII междунар. науч. конф. М., 2020.

25. Щеглова Л. В., Плужникова Н. Н., Саенко Н. Р. Интерактивные технологии в преподавании гуманитарных дисциплин: в поисках современной модели обучения // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2017. Т. 11. № 2.

26. Якупова Я. Р. Активные формы обучения - фактор интенсификации учебного процесса. М.: Высшее образование сегодня, 2007.

27. Karpova S. I., Chirich I. V., Avtsinova G. I., Shtukareva E. B., Ukhina T. V., Gordeeva T. A. Information and Communication Technologies in Education: Video Games as an Effective Environment for the Development of Self-Directed Learning of Students // Webology. 2021. Vol. 18. Special Issue.

Информация об авторах | Author information

RU

Исаева Наталия Васильевна1, к. филол. н., доц. Чирич Ирина Викторовна2, к. филол. н., доц. Штукарева Елена Борисовна3, к. филол. н., доц. 1 2 Московский политехнический университет

3 Национальный исследовательский технологический университет «МИСИС», г. Москва

EN

Isaeva Nataliya Vasiliyevna1, PhD Chirich Irina Viktorovna2, PhD Shtukareva Elena Borisovna3, PhD

1 2 Moscow Polytechnic University

3 National University of Science and Technology MISIS, Moscow

1 nv.isaeva@mail.ru, 2 chirich@yandex.ru, 3 shtukareva@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 03.11.2022; опубликовано (published): 20.01.2023.

Ключевые слова (keywords): активные методы обучения; деловая коммуникация; интерактивный метод обучения; интерактивный прием обучения; деловая игра; использование видеоматериалов в обучении; проектная деятельность; интерактивная форма обучения; active teaching methods; business communication; interactive teaching method; interactive teaching technique; business game; use of video materials in teaching; project activities; interactive form of education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.