Научная статья
Original article
УДК 378.016:004.031.42
doi: 10.24412/2413 -046Х-2021-10581
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО INNOVATIONS IN TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE
Ь й МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ^jj ЖУРНАЛ
Третьякова В.С.,
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected] Искалиева А-T.,
аспирантка Российского государственного профессионально-педагогического университета, Екатеринбург, Россия. E-mail: [email protected] Tretyakova V.S. Iskaliyeva A.T.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы интерактивного обучения в вузе. Предлагается ряд условий, реализация которых в процессе обучении русскому языку как иностранному способствует развитию познавательной активности и инициативы у студентов, обеспечивают повышение учебной мотивации и творческого потенциала личности. Отмечается особая роль преподавателя русского языка, формирующего коммуникативные навыки, его нестандартный подход к образовательному процессу и учебному пространству в ходе преподавания дисциплины «Русский язык» иностранным студентам. Авторы представляют результаты исследования уровня мотивации казахских студентов к изучению русского языка и предлагают комплекс интерактивных методов обучения для развития мотивации к учению.
Abstract. The article deals with topical issues of interactive learning at the university. A number of conditions are proposed, the implementation of which in the process of teaching Russian as a foreign language contributes to the development of cognitive activity and initiative among students, provides an increase in educational motivation and creative potential of the individual. Russian Russian language teacher's special role, forming communication skills, his non-standard
approach to the educational process and the learning space during the study of the discipline «Russian language» is noted. The authors present the results of the study of the motivation level of Kazakh students to learn Russian and offer a set of interactive teaching methods for the development of motivation to learn.
Ключевые слова: интерактивное обучение, русский язык, организация учебной деятельности, мотивация к учению первокурсников, опытно-поисковая работа, рекомендации
Keywords: interactive learning, Russian language, organization of educational activities, motivation for first-year students to study, experimental search work, recommendations
В ряду проблемных вопросов формирование мотивационных основ в процессе профессиональной подготовки особо актуально для студентов первокурсников. От уровня и степени сформированности мотивации к обучению напрямую зависит качество подготовки будущих специалистов. Как один из путей решения данного вопроса следует рассматривать внедрение новых методов преподавания в образовательный процесс вуза.
В основных документах о будущем Казахстана отмечаются главные направления в развитии образования Республики Казахстан. В Послании Президента Республики Н. А. Назарбаева народу Казахстана в качестве приоритета развития страны указывается улучшение качества всех звеньев национального образования [4]. В Государственной программе развития образования и науки Республики Казахстан до 2025 года отмечается одной из главных задач развитие глобальных и междисциплинарных компетенций XXI века (в том числе волонтерства, гражданской и социальной ответственности, лидерства, коммуникативности, исследовательских навыков, предприимчивости и др. [6]. Таким образом, одним из востребованных навыков является коммуникативность. Отмечается также, что основная идея обновлённого содержания образования направлена на повсеместное внедрение инновационных активных форм обучения [6].
В процессе поиска педагогических технологий, отвечающих требованиям нового времени, появился термин интерактивное обучение, при котором «изменяются подходы к постановке целей занятий, к подбору материала для занятий, приемов введения информации, к выстраиванию взаимоотношений между преподавателем и студентом» [1, с. 9]. Интерактивность, отмечают исследователи, - это «способность находиться в режиме постоянного диалога или беседы с кем-либо. Особенностью использования интерактивных методов является взаимно направленная активность субъектов процесса обучения (преподаватель и студент), а также эмоциональное единение участников образовательного процесса [8, с. 273].
Интерактивное обучение предполагает своеобразную организацию учебной аудитории. Изменение привычного учебного пространства «лицом к лицу» позволяет решать учебные задачи сообща, повышают готовность к решению нестандартных учебных ситуаций. Дж. Дэвин отмечает, что многие учебные здания необходимо будет адаптировать и переоборудовать, чтобы они соответствовали назначению по мере перехода к новым методам работы [10].
В интерактивной системе обучения изменяется подход к системе оценивания. Внимание преподавателя направляется на то, каким путем студент пришел к ответу, выводу, даже если они не являются верными или логичными, а его ошибку преподаватель использует для анализа логики его мышления, совершенствования заданий.
При использовании интерактивных методов обучения меняются позиции участников образовательных отношений, прежде всего, в диаде «педагог - обучающийся». Активным является не педагог, как всегда было при традиционном обучении, а обучающийся. А задача педагога - «создание условий для развития познавательной активности и инициативы у студентов» [8, с. 273]. Переход образования к персонализированному обучению, центрирующему внимание педагога на личности каждого студента, его интересах, потребностях, профессиональных целях и собственных ресурсах - все это актуализирует образовательные технологии интерактивного типа.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс связан с повышением мотивации обучаемых к учебному процессу, к изучению того или иного предмета, в нашем случае к изучению русского языка. Учитывая необходимость развития мотивации к учению в процессе профессиональной подготовки, целью статьи ставится исследование учебной мотивации первокурсников технических специальностей и применение комплекса интерактивных методов обучения для ее развития на занятиях по русскому языку в неязыковом вузе. Следует отметить также, что обучающиеся не являются носителями русского языка, для них родным языком является казахский язык (Западно-Казахстанский аграрно-технический университет имени Жангир хана, г. Уральск). При приоритетном развитии государственного языка, которым является казахский язык, особое внимание уделяется изучению иностранных языков, а в качестве ключевой компетенции является развитие коммуникативных навыков обучающихся на трех языках - казахском, русском и английском. Организация обучения на трех языках, два из которых являются для обучаемого иностранными, сопряжена с трудностями адаптивного и психологического характера, которые проявляются в познавательной (приобретение знаний и навыков) сфере. В преодолении отмеченных трудностей особая роль
принадлежит преподавателю русского языка, формирующему коммуникативные навыки, его подходу к образовательному процессу, к обеспечению продуктивных методов обучения, к учебному пространству в ходе изучения дисциплины «Русский язык». Актуальным в таких условиях становится внедрение в процесс обучения интерактивных методов.
Применение интерактивных методов обучения в освоении языковых дисциплин, имеющих в основе диалогическую, «субъект-субъектную», фасилитационную форму общения и ориентированных на побуждение, осмысление и рефлексию всего учебного материала, способствует формированию и повышению учебной мотивации, мотивации к успеху, развитию творческого потенциала личности.
Для проверки гипотезы, достижения поставленой цели и решения учебных задач была проведена опытно-поисковая деятельность: в контрольную группу вошли студенты агрономических и политехнических специальностей: 56 человек в возрасте 18-20 лет .
Исследование проводилось в 5 этапов (сентябрь 2020 г. - июнь 2021 г.):
На 1 -м этапе исследования проводился анализ и отбор диагностических методик.
2-й этап заключался в проведении констатирующего этапа исследования на основе отобранного диагностического инструментария, анализе первичных результатов диагностики уровня учебной мотивации обследуемых студентов.
На 3-м формирующем этапе решелась задача разработки и проведения занятий по дисциплине «Русский язык» с использованием интерактивных методов обучения.
На 4-м этапе проводился контрольный срез уровня учебной мотивации у студентов с последующими анализом результатов (контрольный этап);
На 5-м завершающем этапе был проведен сравнительный анализ результатов первичной и итоговой диагностики и разработаны рекомендации для преподавателей вуза по применению интерактивных методов обучения.
Для проведения констатирующего этапа были подобраны 4 пcихoдиaгнocтичecких методики исследования особенностей мотивации студентов: методика диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой [2]; методика диагностики уровня развития творческого потенциала личности [3]; методика диагностики личностной креативности Е. Е. Туника [5]; тест «Мотивация к успеху» Т. Элеса [7].
Для создания условий для интерактивного общения на занятиях по русскому языку, особенно для студентов, для которых он является неродным, очень важно определить
стиль взаимодействия между преподавателем и обучающимся. Со стороны преподавателя важно:
— создавать на занятии атмосферу заинтересованного и творческого сотрудничества;
— применять техники речевой поддержки. Большая часть учебной деятельности при обучении русскому языку как иностранному связана с устной речью. В различных жанрах проявляется она у студентов: реплика с места, ответ на вопрос, комментарий примера, развернутый ответ, доклад или сообщение на тему, выступление в дискуссии - все эти высказывания требуют от преподавателя внимательного слушания и его обнаружения в ответной реакции. Реакция проявляется обычно словесно. Это могут быть реплики или фразы, выражающие различное отношение к услышанному (реплики-оценки, реплики-одобрения, реплики-согласия, реплики-понимания, реплики-поддержки), или имеющие целью налаживаните контакта (реплики-контакты, реплики-внимание,), или побуждение к дальнейшему общению (реплики-стимулы) и др.;
— использовать приемы инициирования активности студентов, побуждения к совместной деятельности, поощрения их стремления к участию в диалоге с преподавателем;
— учитывать уже имеющийся коммуникативный опыт студента и при подборе материала осуществлять взвешенный подход к отбору известного и нового;
— приветствовать желание студентов обратиться за помощью к преподавателю или одногруппникам;
— оказывать помощь в подборе адекватной лексики, в правильном построении высказываний;
— подчеркнуто позитивно делать замечания, корректно комментировать правильность/неправильность ответов;
— демонстрировать вербальными и невербальными средствами заинтересованное отношение к обучающимся.
В процессе реализации третьего, формирующего, этапа были использованы такие методы и стратегии, как «Мозаика проблем», «Фишбон», «Пресс-конференция», «Составление кластера», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Ромашка вопросов Блума», «Пометки на полях» или «Чтение с пометами», «Написание синквейна», «Написание эссе», «Таблица-синтез» или «Дневник тройной записи» и др. Детально данные технологии описаны нами в статье [9].После проведения формирующего этапа были реалтизованы контрольный срез уровня учебной мотивации у студентов с последующими анализом результатов (контрольный этап) и сравнительный анализ
результатов первичной и итоговой диагностики.Результаты сравнительного анализа представлены на рисунках 1-4.
В результате исследования выяснилось, что на контрольном этапе исследования студентов 1 курса можно охарактеризовать как:
— в целом имеющих высокую учебную мотивацию и ориентированных на высокую успеваемость;
— стремящихся к творческой самореализации и самоактуализации в учебном процессе;
— мотивы учебной деятельности и профессионального становления, мотивы общения, взаимодействия и повышения собственного социального статуса в группе стали ведущими в ценностно-нормативной системе студентов данной группы.
Исследование показывает, что на контрольном этапе студентам (57,5%) свойственен средне-высокий уровень творческого потенциала личности. Студенты 1 -го курса готовы и способны к творческой, созидательной деятельности, уверены в своих творческих возможностях, заинтерсованы в участии в интерактивной деятельности, позволяющей переживать «ситуацию успеха» и «творческого результата». Можно говорить и о формировании у данных студентов навыков творческого, креативного мышления с элементами самоанализа и саморефлексии собственных достижений.
□ Констатирующий этап ■ Контрольный этап
Рисунок 3. Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов по методике диагностики личностной креативности Е, Е. Туника (б баллах)
Наглядно на рисунке 3 видно, что изменения параметров креативности значительные:
— со среднего до высокого уровня повысились любознательность, воображение и сложность идей. Студентов можно охарактеризовать как имеющих выраженную любознательность, развитое воображение, ориентированных на познание; проявляющих настойчивость в достижении поставленной учебной цели; предлагающих более сложные пути решения проблемы, всегда стремящихся отстаивать свои идеи; ставящих перед собой высокие цели;
— с высокого до среднего снизилась склонность к риску, что следует интерпретировать как обдумывание при принятии решения, всестороннее взвешивание и анализ собственных действий, умение предвидеть последствия, но в то же время есть желание попробовать новые способы и формы деятельности в коллективе.
На рисунке 4 показано, что большинство студентов (80 %) имеют высокую мотивацию к успеху. Они готовы к сотрудничеству, совместному достижению цели, настроены на успех в учебной деятельности, имеют низкую мотивацию к избеганию неудач, склонность к риску присутсвует, но подчинена разумному, рациональному размышлению.
По результатам исследования мы разделили студентов на группы по уровню сформированности учебной мотивации (рисунок 5).
Как видно на рисунке 5, низкий уровень мотивации в группе отсуствует, средний уровень снизился с 55% до 22,5 %, а высокий уровень диагностирован у 80 % студентов.
Таким образом, по завершении анализа результатов исследования мы убедились в его положительных результатах, что позволило сформулировать ряд рекомендаций для преподавателей вуза по применению методов интерактивного обучения:
1. Необходима первичная диагностика уровня сформированности учебной мотивации студентов. Для диагностики рекомендуется использование таких методик, как «Методики диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина, модификация Н. Ц. Бадмаевой», «Методика диагностики уровня развития творческого потенциала личности», «Методики диагностики личностной креативности Е. Е. Туника», тест «Мотивация к успеху» Т. Элеса.
2. Специфика использования интерактивных методов обучения в преподавании дисциплины «Русский язык» в неязыковом вузе требует особого подхода к организации образовательного процесса в аспекте содержания обучения и организации образовательного пространства.
3. Для создания атмосферы интерактивного общения на занятиях рекомендуется использовать весь арсенал позитивных техник, приемов, которые имеются в запасниках преподавателя. Среди них продуктивными приемами обучения являются приемы оказания коммуникативной поддержки в процессе общения и инициирования встречной учебно-познавательной активности студентов.
4. Как наиболее эффективные интерактивные методы обучения в преподавании дисциплины «Русский язык» рекомендуются такие методы и стратегии как «Мозаика проблем», «Фишбон», «Пресс-конференция», «Составление кластера», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Ромашка вопросов Блума», «Пометки на полях» или «Чтение с пометами», «Написание синквейна», «Написание эссе», «Таблица-синтез» или «Дневник тройной записи», ролевые, деловые, компьютерные игры, квесты и др.
Список источников
1. Болотина Н. И. Инновации и среда обучения в вузе / Н. И. Болотина // Труды университета. Караганда: Карагандинский технический университет. 2007. № 2(27). С. 811. URL: https://www.elibrarv.ru/download/elibrary 20152107 98868081.pdf
2. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004. С. 151-154. URL: https://www.eztests.xyz/tests/personalitv_badmaeva/
3. Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности: учеб. пособие / А. П. Панфилова. СПб.: Знание, 2004. 495 с.
4. Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» от
18.01.2014. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana-17-yanvarya-2014-g
5. Касьянов С. А. Большая книга психологических тестов / С. А. Касьянов. Москва: Эксмо, 2007. 496 с. URL: https://www.labirint.ru/books/144819/
6. Об утверждении государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2020-2025 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 27 декабря 2019 № 988. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988].
7. Пугачев В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: учеб. для студентов вузов. Москва: Аспект Пресс, 2003. 285 с.
8. Саенко Л. А., Затеева Т. Г. Особенности профессионального становления студентов в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 4 (83). С. 271-273.
9. Третьякова В. С., Искалиева А.Т. Использование интерактивных технологий при обучении русскому языку в техническом вузе // Непрерывное образование: теория и практика реализации: материалы IV Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22 января 2021 г. / ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2021. С. 215-222.
10. Devine J. (2014). Personalized Learning Together. Open education 2030. Jrc-Ipts Call for Vision Papers. Part II: School Education. Retrieved from http://blogs.ec.europa.eu/openeducation2030/files/2013/05/Devine-0E-SE-2030-fin.pdf]/
References
1. Bolotina N. I. Innovacii i sreda obucheniya v vuze / N. I. Bolotina // Trudy' universiteta. Karaganda: Karagandinskij texnicheskij universitet. 2007. № 2(27). S. 8-11. URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20152107_98868081.pdf
2. Metodika dlya diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Yakunin, modifikaciya N.Cz. Badmaevoj) / Badmaeva N.Cz. Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvenny'x sposobnostej: Monografiya. Ulan-Ude', 2004. S. 151-154. URL: https://www.eztests.xyz/tests/personality_badmaeva/
3. Panfilova A. P. Delovaya kommunikaciya v professional'noj deyatel'nosti: ucheb. posobie / A. P. Panfilova. SPb.: Znanie, 2004. 495 s.
4. Poslanie Prezidenta Respubliki Kazaxstan N. Nazarbaeva narodu Kazaxstana «Kazaxstanskij puf — 2050: Edinaya сеГ, ediny'e interesy\ edinoe budushhee» ot 18.01.2014. URL: https://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki -kazahstan-nnazarbaeva-narodu-kazahstana- 17-yanvarya-2014-g
5. Kas'yanov S. A. Bol'shaya kniga psixologicheskix testov / S. A. Kas'yanov. Moskva: E'ksmo, 2007. 496 s. URL: https://www.labirint.ru/books/144819/
6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy' razvitiya obrazovaniya i nauki Respubliki Kazaxstan na 2020-2025 gody'. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Kazaxstan ot 27 dekabrya 2019 № 988. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988].
7. Pugachev V. P. Testy', delovy'e igry', treningi v upravlenii personalom: ucheb. dlya studentov vuzov. Moskva: Aspekt Press, 2003. 285 s.
8. Saenko L. A., Zateeva T. G. Osobennosti professional'nogo stanovleniya studentov v vuze // Mir nauki, kuTtury, obrazovaniya. 2020. № 4 (83). S. 271-273.
9. Tret'yakova V. S., Iskalieva A.T. Ispol'zovanie interaktivny'x texnologij pri obuchenii russkomu yazy'ku v texnicheskom vuze // Neprery'vnoe obrazovanie: teoriya i praktika realizacii: materialy' IV Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 22 yanvarya 2021 g. / FGAOU VO «Ros. gos. prof.-ped. un-t». Ekaterinburg, 2021. S. 215-222.
10. Devine J. (2014). Personalized Learning Together. Open education 2030. Jrc-Ipts Call for Vision Papers. Part II: School Education. Retrieved from http://blogs.ec.europa.eu/openeducation2030/files/2013/05/Devine-OE-SE-2030-fin.pdf]/ Для цитирования: Третьякова В.С., Искалиева A.T. Инновации в преподавании русского языка как иностранного // Московский экономический журнал. 2021. № 10. URL: https://qje. su/ekonomicheskaya-teoriya/moskovskij -ekonomicheskij -zhurnal-10-2021-3/
© ТретьяковаВ.С., Искалиева А.Т., 2021. Московский экономический журнал, 2021, № 10.