Научная статья на тему 'Виды работ для повышения учебной мотивации при изучении русского языка в высшей школе Казахстана'

Виды работ для повышения учебной мотивации при изучении русского языка в высшей школе Казахстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / РУССКИЙ ЯЗЫК / RUSSIAN LANGUAGE TRAINING / ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ботатаева Улжан Акылтаевна

В статье автор рассматривает современные проблемы понижения мотивации у студентов к изучению русского языка. Автор анализирует статистические данные в отношении языковой ситуации в Казахстане. Вкратце представляет описание различных интерактивных технологий обучения, которые способствуют развитию интереса к изучению русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Виды работ для повышения учебной мотивации при изучении русского языка в высшей школе Казахстана»

Types of work to improve educational motivation the study of Russian language

in higher school of Kazakhstan Botatayeva U.

Виды работ для повышения учебной мотивации при изучении русского языка в высшей школе Казахстана Ботатаева У. А.

Ботатаева Улжан Акылтаевна / Botatayeva Ulzhan - старший преподаватель, кафедра русского языка,

Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье автор рассматривает современные проблемы понижения мотивации у студентов к изучению русского языка. Автор анализирует статистические данные в отношении языковой ситуации в Казахстане. Вкратце представляет описание различных интерактивных технологий обучения, которые способствуют развитию интереса к изучению русского языка. Abstract: the author considers modern problems reducing motivation of students to study the Russian language. The author analyzes the statistics on the language situation in Kazakhstan. Briefly described the various interactive teaching technologies that promote interest in the study of the Russian language.

Ключевые слова: мотивация, русский язык, обучение. Keywords: motivation, Russian language training.

В современных условиях казахстанской высшей школы мотивация к изучению русского языка является одной из актуальных проблем. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, население которой пользуется тремя языками: казахский язык - государственный, русский язык как язык межнационального общения и английский язык - язык успешной интеграции в глобальную экономику», - отметил Президент страны Н. А. Назарбаев в своем выступлении «Новый Казахстан в новом мире» [1]. В Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011 - 2020 годы от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года» отмечено: увеличение доли взрослого населения республики, владеющего русским языком к 2020 году - до 90%; увеличение доли населения республики, владеющего английским языком, к 2014 году -до 10%, к 2017 году - до 15%, к 2020 году - до 20%; увеличение доли населения, владеющего тремя языками (государственным, русским и английским), к 2014 году - до 10%, к 2017 году - до 12%, к 2020 году - до 15% [2]. Значит, на сегодняшний день русский язык - составная часть государственной политики Казахстана в развитии полиязычия. В настоящее время реализуется культурный проект «Триединство языков». Русский язык - это не только один из изучаемых предметов в высшей школе, но и, в первую очередь, язык межнационального общения. В современных условиях происходит поиск и создание концепции полиязычного образования, благодаря которой многообразие языков и культур превратится в средство взаимного понимания и обогащения, в инструмент развития профессиональной самостоятельной и активной личности, на основе ведущего принципа - принципа полиязычности и поликультурности.

Так, по результатам социологического опроса «Этноязыковые процессы и социолингвистическая ситуация в Республике Казахстан», опрашиваемые отмечали, что 45,6% разговаривают на работе на государственном языке, 47,4% на русском. При этом 81,6% представителей других национальностей ведут общение со своими коллегами только на русском языке. Опрос производился и среди представителей одной семьи. Так, члены одной семьи общаются на русском языке - 43%, когда в 2002 г. -54,7%. На русском и казахском языках - 16%. Только на казахском - 32% (в 2002 г. - 40,9%), на других языках - 6% (в 2002 г. - 4,4 %).

Процент использования русского языка во время рабочего 8-часового дня разделился так: на русском языке общаются 50% респондентов. На двух языках - русском и казахском - 33%, только на казахском - 16%.

Однако, особые геополитические, историко-культурные и социальные условия государства имеют большое влияние на развитие русского языка, как и всех других языков в данном полиэтничном социуме. На русском языке ведется обучение во всех казахстанских вузах. Русский язык -обязательный предмет в общеобразовательных школах Казахстана. Более того, свыше 40 % всех учащихся Казахстана обучаются в школах с исключительно русским языком обучения. Как отмечают казахстанские исследователи Бактыбаева А. Т., Байбурина К. А. численность школьников, обучающихся на русском языке, особенно снижалась с 2010 - 2011 гг. Тенденцию к уменьшению численности на сегодняшний день можно объяснить тем, что основной отток русскоязычного

населения прошел и баланс продолжает изменяться в силу объективных демографических процессов: низкая рождаемость, естественное старение и т. д. [3].

Каждый, кто хоть немного проработал в высшей школе, хоть раз задавался вопросом: «А почему в наше время, в век компьютерных технологий и их широкого использования в образовательном процессе, студенты относятся к учёбе совершенно безразлично?» Постоянно слышатся жалобы и реплики о том, что у них нет мотивации к обучению. Значит, нам для изучения русского языка нужна мотивация. Мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная.

В. В. Давыдов неоднократно отмечал, что наглядность, которую используют на своих занятиях педагоги, иногда противоречит правильной ориентировке формируемой деятельности [4]. Это приводит к тому, что практическое обучение не обеспечивает полного усвоения логики изучаемой дисциплины. Объяснительно-иллюстративные технологии не всегда предполагают, что у студентов с самого начала обучения можно сформировать целостный взгляд на изучаемый предмет [5]. Это значит, что они не могут в полной мере применять полученные теоретические понятия. По мнению исследователей, объяснительно-иллюстративные методы не всегда рассчитаны на какую-либо самостоятельную познавательную активность и критичность студентов. Их использование на занятиях приводит к пассивности даже в восприятии материала. Студент лишён возможности самостоятельно ориентироваться в учебном материале и вынужден в случаях сомнения угадывать или спрашивать у преподавателя.

Следовательно, для коррекции указанных недочетов необходимо выработать определенные рекомендации по развитию интереса у студентов к изучению русского языка.

На наш взгляд, одним из способов в решении данной проблемы может быть использование интерактивных технологий обучения. Такой вид обучения не сводится к разучиванию скаченных из Интернета текстов или повторению слайдов. Используя информационные ресурсы Интернет, можно, на наш взгляд, более эффективно повысить мотивацию к изучению русского языка. Если использовать материалы разной степени сложности, то можно сформировать навыки и умения смотрового чтения. Если опираться на аутентичные звуковые тексты на русском языке, взятые из сети Интернет, то мы совершенствуем умения аудирования. Анализируя на занятиях материалы сайтов русскоязычных новостей, мы совершенствуем умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения. Самостоятельная подготовка и написания эссе, рефератов, докладов совершенствует умения письменной речи и наряду с этим повышает мотивацию к составлению индивидуально-письменных работ. Пополнению словарного запаса студентов общественно-политической, профессиональной лексикой способствуют работа и анализ над конкретной частью текстов, описывающих исторический этап развития культуры народа, социальное или политическое устройство. Работа и внедрение в учебный процесс элементов методики критического мышления через чтение и письмо («мозговой атаки», синквейна, работа с таблицей «знаю», «не знаю», «хочу знать» и т.п.) формирует устойчивую мотивацию русскоязычной деятельности студентов на занятии русского языка.

По нашему мнению, нужно так построить практические занятия по русскому языку, чтобы теоретическая логика стала нормой на всех этапах обучения. Преподаватель при подготовке к занятию так подбирает теоретический материал, чтобы у студента не возникало ощущение беспомощности перед изучаемым материалом.

В педагогической литературе многие исследователи подчеркивают, что повышению мотивации в изучении не только языка, но и других предметов могут служить использование проблемных и исследовательских методов обучения [6]. Многие преподаватели используют исследовательские методы только на «открытых занятиях», то есть в отрыве от деятельностного анализа учения. Использование данных технологий обучения при «исследовательской деятельности» студента сводится к угадыванию правильного решения, а не к выведению его из освоенных умений и предметного материала.

Такие групповые формы работы, как «аквариум», «TBL», «CBL» и т.п. способствуют тому, что снимают лишнее напряжение вокруг оценок, которые всегда связаны с внешней мотивацией. Наряду с этим, работа в группах предоставляет больше возможностей для индивидуальной учебной траектории студента, чем при фронтальной работе. Парная или триадная форма работы более приемлема при формировании внимательности у студентов, например, когда им предлагается взаимопроверка творческих работ друг друга. Именно такую форму мы используем на занятиях в медицинском университете по теме «Моя специальность - врач». Такое занятие чаще всего проходит в виде ролевой игры с использованием презентаций. Оценка знаний студентов проходит в сравнении с презентациями других подгрупп. Самостоятельное оценивание своей работы снимает излишнее напряжение вокруг оценивания преподавателем и ведёт к формированию самооценивающегося студента.

Значит, для развития устойчивой мотивации к изучению русского языка необходимо поддерживать и направлять развитие личности студента, его творческий поиск. Отношения преподавателя и студентов строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В данных условиях

неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной деятельности: увеличение и индивидуальной, и групповой работы студентов, отход от традиционного занятия с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера.

Литература

1. Назарбаев Н. А. Новый Казахстан в новом мире Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 28 февраля 2007 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.akorda.kz /ru/addresses/addresses_of_president/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-n-nazarbaeva-narodu-kazakhstana-28-fevralya-2007.

2. Назарбаев Н. А. Указ президента республики Казахстан о Государственной программе развития и функционирования языков в Республике Казахстан на 2011-2020 годы - Астана, Акорда, 29 июня 2011 года.

3. Бактыбаева А. Т., Байбурина К. А. Современное полиязычное образование в Казахстане: проблемы и перспективы развития // Наука, техника и образование, 2016. № 2 (20). C. 132-136.

4. Давыдов В. В., Громыко Ю. В. Концепция экспериментальной работы в сфере образования. // Вопросы психологии, 1994. № 6. С. 31-37.

5. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М., 2000.

6. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. М., 2006.

Dialogic speech as a goal and means of training Russian as a foreign language

Berdaliyeva T.

Диалогическая речь как цель и средство обучения русскому языку

как иностранному Бердалиева Т. К.

Бердалиева Тамара Кундызбаевнна / Berdaliyeva Tamara — старший преподаватель, кафедра русского языка,

Казахский национальный медицинский университет имени С. Асфендиярова, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в статье автор анализирует различные виды работ с диалогом, как педагогической технологией обучения русскому языку иностранцев. Диалог может быть как составной частью занятия, так и целым уроком. Задания и упражнения, которые способствуют развитию диалога: работа с новыми словами, речевыми формулами и клише, социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации.

Abstract: the author analyzes the different types of work with the dialogue as pedagogical technology of teaching Russian language for foreigners. Conversation can be as part of a class, and the whole lesson. Assignments and exercises that promote dialogue: work with new words, speech formulas and cliches, social and cultural characteristics of verbal behavior in a particular speech situation.

Ключевые слова: диалог, коммуникация, речевые клише. Keywords: dialogue, communication , speech cliches .

Современная траектория образовательного процесса в Казахстане - повышение качества образования. Качество образования - это предмет оценки не только на уровне конкретной организации образования, но и на уровне государства. Составляющей данной оценки является знание двух и более языков. Во многом развитию данного процесса способствует внедрение государственных общеобязательных стандартов, внедряется система вариативного образования, начата работа по разработке критериев оценки качества образования и другое. Как отмечают казахстанские исследователи, современные ценности и цели образования основываются, с одной стороны, на общеказахстанский менталитет, национально-исторические и этнические традиции. С другой - общечеловеческую культуру, нацеленную на развитие общепланетарного мышления [1].

Наиболее наглядно это представлено в обучении иностранных студентов русскому языку при помощи диалога. Диалог - это образовательная технология в обучении русскому языку как иностранному. В современной методической литературе есть разные подходы к определению роли и места диалога в обучении языку [2]. Во-первых, диалог - это средство усвоения языкового материала. Использование его на занятиях способствует овладению речевой деятельностью. Для современной теории речевой деятельности диалог - это форма социально-речевого общения. Это тот фундамент, на котором основано сотрудничество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.