УДК 372
doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-38-35-39
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Еловская Светлана Владимировна
Мичуринский государственный аграрный университет, Россия, г. Мичуринск e-mail: [email protected]
Круглова Екатерина Александровна
Российский государственный социальный университет, Россия, г. Москва e-mail: [email protected]
В данной статье обоснована необходимость использования интерактивных методов обучения иностранному языку в вузе как наиболее эффективных при формировании иноязычной коммуникативной компетенции. Проанализировано, что использование интерактивных методов на занятиях по иностранному языку способствует достижению высокого уровня развития межкультурной коммуникативной компетенции и мотивации к изучению иностранного языка; развитию познавательной активности и расширению кругозора обучающихся; формированию и развитию навыков работы в коллективе; развитию навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии. Авторы акцентируют внимание на творческом характере рассмотренных интерактивных методов обучения иностранному языку студентов, стремящихся к творческому поиску, самовыражению, саморазвитию.
Ключевые слова: интерактивные методы обучения иностранному языку, межкультурная коммуникативная компетенция, «ассоциативная карта», иностранный язык
Интеграция России в мировое сообщество способствовала тому, что перед российской системой образования были поставлены новые задачи, модернизировано содержание обучения, разработаны новые образовательные технологии в обучении иностранным языкам. В связи с этим вопрос об использовании интерактивных методов обучения студентов иностранному языку приобретает все большую актуальность. Отметим, что основной целью обучения иностранному языку в вузе является формирование межкультурной коммуникативной компетенции, «способности к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [1].
Необходимость развития у обучающихся межкультурной коммуникативной компетенции дает возможность владеть иностранным языком для повседневного и профессионального общения, для успешного сотрудничества с зарубежными партнерами, достигая личностного и профессионального успеха. Использование интерактивных методов обучения иностранному языку позволяет организовывать
учебную деятельность, формировать определенную коммуникативную среду, приближенную максимально к реальному общению на иностранном языке при отсутствии естественной коммуникативной среды, а также в значительной степени повышает познавательную активность обучающихся, уровень развития мотивации к изучению иностранного языка.
Интерактивные методы, прежде всего, ориентированы на активное общение и взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой [2]. В процессе данного взаимодействия появляется возможность организовать особое образовательное пространство, которое способствует вовлечению всех субъектов образовательного процесса в активное и творческое обучение иностранному языку.
Представим некоторые интерактивные методы обучения иностранному языку и взаимосвязанные с ними нетрадиционные организационные формы обучения. Так, игровой метод обучения иностранному языку предполагает проведение занятий в форме ролевых /деловых игр, викторин. При дискуссионном методе обучения иностранному языку используются занятия в форме дебатов, круглых столов, се-
минаров «Микрофон», «Пресс», «Аквариум» и др. Творческие методы обучения иностранному языку способствуют творческому поиску, самовыражению и саморазвитию на занятиях с элементами драматизации, при проведении тематических вечеров, посвященных изучению языков и культур. Компьютерные методы обучения иностранному языку предполагают проведение виртуальных конференций, форумов и вебинаров.
При обучении английскому языку? как второму иностранному применение творческих методов способствует развитию самостоятельности, умению делать самостоятельный выбор, учит находить нестандартный вы-
ход из учебной ситуации. На занятиях для студентов первого курса, изучающих английский язык как второй иностранный, для закрепления лексических умений использовались творческие методы «Mind Map» («Ассоциативная карта») и викторина «Formula of Everything» («Формула всего»). Например, при изучении тем «My family» («Моя семья») и «University» («Университет») использовался метод «Mind Map» (Ассоциативные карты) (рис. 1).
Обучающиеся анализировали ассоциативные карты по темам «My family» и «University», создавали новые, более расширенные, карты (рис. 2).
Рис. 1. Ассоциативные карты «My family» и «University»
Рис. 2. Ассоциативные карты «Lecture hall» и «Mother»
Применение данного метода способствовало не только усвоению лексических навыков по данным темам, но и дало возможность развивать иноязычную коммуникативную компетенцию, так как, составляя ассоциативные карты, обучающиеся учились выражать свое мнение и делать выводы на иностранном языке.
Для закрепления лингвострановедческого и лексического материала по теме «The History of the USA» («История США») была проведена викторина «Formula of Everything» («Формула всего»), основанная на конкурсе из шоу «Где логика?» [1]. Обучающиеся распределяются на две команды. «Суть викторины состоит в следующем: соединив два изображения, они должны разгадать имя британского политика. Например, соединив героя комиксов Iron Man (Железный человек) и один кадр из фильма «My Fairy Lady» («Моя прекрасная леди»), мы получим «Iron Lady» (железная леди) Margaret
Thatcher; соединив число «6» и фотографию свадебной церемонии, получим имя короля Henry VIII, который был женат шесть раз; соединив фотографию золота и заставку киностудии «20 century Fox», получим имя королевы Елизаветы I, потому что время ее правления было провозглашено историками как золотой век Великобритании» [3, с. 126].
Эта форма работы позволила не только проверить и закрепить лингвострановедческий и лексический материал по изучаемой теме, но и эффективно повлияла на развитие групповой работы, что способствовало развитию коммуникативных навыков, так как во время работы обучающиеся учились анализировать учебный материал и принимали общее для группы решение на иностранном языке.
Следует заметить, что даже при использовании интерактивных методов обучения уровень владения тем или иным иностранным
языком будет разным, по этой причине следует ввести постоянный контроль для выявления уровня владения умениями и навыками, сформировавшимися во время обучения, и понимания ранее пройденного материала у обучающихся. Контроль степени владения умениями -неотъемлемая часть всего процесса обучения иностранным языкам. Овладение методами проверки знаний обучающихся и выставления оценок - одна из труднейших задач преподавателя. Актуальна проблема формирования комплекса оценочных средств, соответствующих всем программам учебных дисциплин, шкал оценочных средств, а также уровню развития обучающихся, оптимальным затратам времени преподавателя для выполнения контроля знаний. Проводить компьютерное тестирование, анализировать и оценивать результаты можно, используя пакет программ MyTest [4].
OnlineTestPad - это многофункциональный веб-сервис, который был разработан с целью создания кроссвордов, опросников, игр на логику и комплексных заданий. Программа доступна со всех современных гаджетов. Платформа может применяться для тестирования обучающихся, осуществления экспресс-проверок знаний, контрольных работ и зачетов. Функции онлайн-конструктора дают возможность реализовать тест любой сложности, провести опросы, а также протестировать обучающихся и сделать статистику.
Интерактивные тесты, применяемые на разных этапах обучения иностранному языку, помогают в решении целого комплекса задач:
- выявить степень освоения учебного материала, а также овладение иностранным языком;
- выявить проблемы в изучении материала, речевых и языковых единиц;
- проверить знания определенного материала;
- быстро составить картину успеваемости студентов [5].
В программах MyTest и OnlineTestPad по дисциплине «Иностранный язык» по темам, предусмотренным учебной программой, были разработаны интерактивные лексические тесты, расширена и обновлена база профессионально-ориентированного лексического материала с учетом уровня знаний обучающихся.
Таким образом, предлагаемые интерактивные методы обучения иностранному языку предоставляют обучающимся возможность
сформировать и развивать межкультурную коммуникативную компетенцию. Творческий характер рассмотренных методов позволяет создавать обучающую языковую среду, включая в ее пространство всех обучающихся, которые стремятся к творческому поиску, самовыражению, саморазвитию. Использование интерактивных методов обучения иностранному языку способствует лучшему запоминанию изученного материала, развитию познавательной активности и мотивации к изучению английского языка.
Литература
1. Батунова И. В. Тестирование как один из наиболее эффективных методов контроля при обучении студентов неязыковых специальностей иностранному языку // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. Вып. № 5-2 (59). Ч. 2. С. 8-10. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.-2017.59.005/ (дата обращения: 27.09.2018).
2. Неживлева И. А. Интерактивные методы обучения иностранному языку // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 31. С. 112-115.
3. Белоусова Т. Ф., Довгалева Е. О. Использование интерактивных методов и форм работы в обучении иностранным языкам // Успехи современной науки и образования. 2016. Т. 1. № 12. С. 125127.
4. Воног В. В., Пономарева Е. А., Жав-нер Т. В. Возможности использования электронных обучающих курсов для контроля учебной деятельности студентов в процессе обучения иностранному языку // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016. № 2 (36). С. 45-48.
4. Костенко И. Ю., Тимохова М. К. Интерактивный тест как одна из форм контроля при обучении студентов неязыковых специальностей английскому языку // Предметная и методическая компетентность как важнейшая составляющая профессионального мастерства преподавателя иностранного языка. Минск, 2017. С. 110-117.
References
1. Batunova I. V. Testirovaniye kak odin iz naibolee effektivnykh metodov kontrolya pri obuchenii studentov neyazykovykh spetsial'nostej inostrannomu yazyku [Testing as one of the most effective control methods when training foreign language students of non-language specialties] // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2017. Vyp. № 5-2 (59). Ch. 2. S. 8-10. URL: https://doi.org/10.23670/IRJ.-2017.59.005/ (data obrashcheniya: 27.09.2018).
2. Nezhivleva I. A. Interaktivnye metody obucheniya inostrannomu yazyku [Interactive methods of training the foreign language] // Sbornik konferentsij NITs Sotsiosfera. 2011. № 31. S. 112-115.
3. Belousova T. F., Dovgaleva E. O. Ispol'zovaniye interaktivnykh metodov i form raboty v obuchenii inostrannym yazykam [Use of interactive methods and forms of work in training the foreign languages] // Uspekhi sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. T. 1. № 12. S. 125-127.
4. Vonog V. V., Ponomareva E. A., Zhav-ner T. V. Vozmozhnosti ispol'zovaniya elektronnykh obuchayushchikh kursov dlya kontrolya uchebnoj deyatel'nosti studentov v protsesse obucheniya inostrannomu yazyku [Possibilities of use of electronic training courses for control of educational activity of
students in the course of training the foreign language] // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astafeva. 2016. № 2 (36). S. 45-48.
5. Kostenko I. Yu., Timokhova M. K. Interaktivnyj test kak odna iz form kontrolya pri obuchenii studentov neyazykovykh spetsial'nostej anglijskomu yazyku [The interactive test as one of control forms when training the English students of non-language specialties] // Predmetnaya i metodicheskaya kompetentnost' kak vazhnejshaya sostavlyayushchaya professional'nogo masterstva prepodavatelya inostrannogo yazyka. Minsk, 2017. S. 110-117.
* * *
USE OF INTERACTIVE METHODS IN TRAINING THE FOREIGN LANGUAGE
Elovskaya Svetlana Vladimirovna
Michurinsk State Agricultural University, Russia, Michurinsk e-mail: [email protected]
Kruglova Ekaterina Aleksandrovna
Russian State Social University, Russia, Moscow e-mail: [email protected]
In this article authors proved need of use of interactive methods of training the foreign language for higher education institution as the most effective when forming foreign-language communicative competence and analyzed that use of interactive methods at the lessons of foreign language promotes achievement of the high level of development of cross-cultural communicative competence and motivation to learning the foreign language; to development of informative activity and expansion of an outlook of students; to formation and development of skills of work in collective; to development of skills of the analysis and introspection in the course of a group reflection. Authors focused attention on the creative nature of the considered interactive methods of training the foreign language of the students seeking for creative search, self-expression, self-development.
Key words: interactive methods of training the foreign language, cross-cultural communicative competence, «associative map», foreign language
Об авторах:
Еловская Светлана Владимировна, доктор педагогических наук, профессор кафедры иностранных языков и методики их преподавания Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск
Круглова Екатерина Александровна, магистрант 2 курса Российского государственного социального университета, г. Москва
About the authors:
Elovskaya Svetlana Vladimirovna, Doctor of Pedagogics, Professor of the Foreign Languages and Technique of their Teaching Department, Michurinsk State Agricultural University, Michurinsk
Kruglova Ekaterina Aleksandrovna, Applicant for Master's Degree of Russian State Social University, Moscow