Научная статья на тему 'ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дистанционное обучение / дистанционное обучение по программам высшего образования / викторины / веб-викторины / интерактивное обучение / игровое обучение / методическая подготовка / distance learning / distance learning according to higher education programs / quizzes / web quizzes / interactive learning / game-based learning / methodical training

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е.С. Гринева, Г.А. Миночкина, М.У. Ярычев

В данной статье рассматривается образовательный потенциал веб-квестов в развитии профессиональных навыков будущих специалистов. Современное образование все чаще ориентируется на использование интерактивных методов обучения, в том числе таких веб-сервисов, как веб-квесты, которые служат эффективным инструментом формирования профессиональных навыков студентов. Приведены примеры внедрения такого метода обучения в образовательных учреждениях. Образовательная технология направлена на оптимизацию процесса обучения и обеспечение достижения учащимися заранее определенных образовательных целей. В эпоху стремительно развивающихся информационных технологий традиционные методики становятся все более востребованными с точки зрения качества и актуальности материала. Это снижает мотивацию студентов и эффективность процесса обучения. Рынок труда предъявляет все более жесткие требования к компетенциям, квалификации и общему интеллектуальному уровню выпускников. Образовательные технологии включают в себя методы и приемы, направленные на повышение эффективности процесса обучения, чтобы гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Традиционные образовательные технологии в настоящее время не работают в современной системе образования из-за устаревших данных, неспособности мотивировать учащихся в эпоху инноваций, недружелюбия пользователей и отсутствия упрощения процедур для преподавателей и студентов. Следовательно, появляются новые образовательные технологии, в том числе информационные, такие как веб-квесты, которые способствуют повышению качества образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF A MODERN UNIVERSITY

The educational potential of web quests in developing professional skills in future specialists is explored. Modern education increasingly focuses on using interactive teaching methods, including web services like web quests, which serve as an effective tool for shaping students’ professional skills. Examples of integrating such teaching method in educational institutions are provided. Educational technology aims to optimize the learning process and ensure that learners achieve predefined educational goals. In the era of rapidly evolving information technologies, traditional methodologies are being surpassed in terms of material quality and relevance. This diminishes student motivation and reduces the effectiveness of the learning process. The job market demands increasingly stringent competencies, qualifications, and overall intellectual levels from student graduates. Educational technology encompasses methods and techniques aimed at enhancing the efficacy of the learning process to guarantee that learners achieve planned learning outcomes. Traditional educational technologies currently fall short in the modern education system due to outdated data, an inability to motivate students in an era of innovation, user unfriendliness, and lack of facilitation for teachers and students. Consequently, new educational technologies are emerging, including information technologies like web quests. In the pedagogical experiment, information on educational quest priorities is placed at the top of the site’s homepage, offering project acquisition applications and comparing advantages to similar programs. A comparative advantage among similar programs is also provided. Educational quests have a clear structure.

Текст научной работы на тему «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

References

1. Lan'sin' H., Syrovatskaya V.I. Teoreticheskie aspekty izucheniya i ispol'zovaniya russkogo yazyka. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 1 (104): 129-132.

2. Vinogradov V.V. Russkij yazyk (Grammaticheskoe uchenie o slove). Moskva: Russkij yazyk, 2001.

3. Balli Sh. Obschaya lingvistika i voprosy francuzskogo yazyka. Moskva: 'Editorial URSS, 2001.

4. Avetisyan N.G., Voskanyan S.K. K voprosu o sootnoshenii yazyka, kul'tury, myshleniya cherez prizmu lingvisticheskih uchenij. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 19: Lingvistika i mezhkul'turnaya kommunikaciya. 2022; № 2: 67-78.

5. Zabotkin M.Yu. Yazyk mezhdu mirom i myshleniem. METOD: Moskovskij ezhegodnik trudov iz obschestvovedcheskih disciplin. 2020; № 10: 243-268.

6. Kampadelli R.A. Teoreticheskie voprosy lingvokognitivnogo analiza i konceptualizacii mira. Vestnik Polockogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya A: Gumanitarnye nauki. 2021; № 2: 58-65.

7. Garipova G.R., Izimarieva Z.N. Polimodal'nost' vospriyatiya kak faktor povysheniya uspeshnosti ovladeniya inostrannym yazykom. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 3 (100): 117-119.

8. Boduleva A.R., Yangirova G.V. Disfemizmy kak sredstva vyrazheniya sub'ektivnoj modal'nosti dlya realizacii manipulyativnoj celi avtora massmedijnogo soobscheniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 6 (103): 509-512.

Статья поступила в редакцию 31.05.24

УДК 378

Grineva E.S., senior teacher, Department of Digital Economy, Non-State Educational Institution of Higher Education "Moscow Financial-Industrial University 'Synergy'"

(Moscow, Russia), E-mail: ligrin4me@yandex.ru

Minochkina G.A., Cand. of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Department of Language Communication, Russian Gnessin Academy of Music (Moscow, Russia),

E-mail: ligrin4me@yandex.ru

Yarychev M.U., senior teacher, Department of Theory and Technology of Social Work, Chechen State University n.a. A.A. Kadyrov (Grozny Russia),

E-mail: nasrudiny@mail.ru

EXPERIENCE IN THE IMPLEMENTATION OF DISTANCE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PRACTICE OF A MODERN UNIVERSITY. The educational potential of web quests in developing professional skills in future specialists is explored. Modern education increasingly focuses on using interactive teaching methods, including web services like web quests, which serve as an effective tool for shaping students' professional skills. Examples of integrating such teaching method in educational institutions are provided. Educational technology aims to optimize the learning process and ensure that learners achieve predefined educational goals. In the era of rapidly evolving information technologies, traditional methodologies are being surpassed in terms of material quality and relevance. This diminishes student motivation and reduces the effectiveness of the learning process. The job market demands increasingly stringent competencies, qualifications, and overall intellectual levels from student graduates. Educational technology encompasses methods and techniques aimed at enhancing the efficacy of the learning process to guarantee that learners achieve planned learning outcomes. Traditional educational technologies currently fall short in the modern education system due to outdated data, an inability to motivate students in an era of innovation, user unfriendliness, and lack of facilitation for teachers and students. Consequently, new educational technologies are emerging, including information technologies like web quests. In the pedagogical experiment, information on educational quest priorities is placed at the top of the site's homepage, offering project acquisition applications and comparing advantages to similar programs. A comparative advantage among similar programs is also provided. Educational quests have a clear structure.

Key words: distance learning, distance learning according to higher education programs, quizzes, web quizzes, interactive learning, game-based learning, methodical training

Е.С. Гринева, ст. преп., НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия»», г. Москва, E-mail: ligrin4me@yandex.ru

Г.А. Миночкина, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российская академия музыки имени Гнесиных», г. Москва, E-mail: ligrin4me@yandex.ru

М.У. Ярычее, ст. преп., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова», г. Грозный, E-mail: nasrudiny@mail.ru

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВЕБ-КВЕСТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

В данной статье рассматривается образовательный потенциал веб-квестов в развитии профессиональных навыков будущих специалистов. Современное образование все чаще ориентируется на использование интерактивных методов обучения, в том числе таких веб-сервисов, как веб-квесты, которые служат эффективным инструментом формирования профессиональных навыков студентов. Приведены примеры внедрения такого метода обучения в образовательных учреждениях. Образовательная технология направлена на оптимизацию процесса обучения и обеспечение достижения учащимися заранее определенных образовательных целей. В эпоху стремительно развивающихся информационных технологий традиционные методики становятся все более востребованными с точки зрения качества и актуальности материала. Это снижает мотивацию студентов и эффективность процесса обучения. Рынок труда предъявляет все более жесткие требования к компетенциям, квалификации и общему интеллектуальному уровню выпускников. Образовательные технологии включают в себя методы и приемы, направленные на повышение эффективности процесса обучения, чтобы гарантировать достижение учащимися запланированных результатов обучения. Традиционные образовательные технологии в настоящее время не работают в современной системе образования из-за устаревших данных, неспособности мотивировать учащихся в эпоху инноваций, недружелюбия пользователей и отсутствия упрощения процедур для преподавателей и студентов. Следовательно, появляются новые образовательные технологии, в том числе информационные, такие как веб-квесты, которые способствуют повышению качества образования.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное обучение по программам высшего образования, викторины, веб-викторины, интерактивное обучение, игровое обучение, методическая подготовка

Актуальность исследования. Современное образование все чаще и больше ориентируется на использование разного рода интерактивных способов обучения, в том числе с использованием веб-сервисов, например, веб-квестов, которые представляют собой эффективное средство формирования профессиональных навыков у студентов. В данной статье будет рассмотрен образовательный потенциал веб-квестов в формировании профессиональных навыков у будущих специалистов, а также приведены примеры интеграции подобного способа обучения в образовательных учреждениях.

Цель нашей статьи заключается в исследовании позитивного опыта реализации веб-квестов в формировании профессиональных навыков у будущих специалистов.

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, выглядят следующим образом:

- привести сущностную характеристику термина «веб-квест»;

- рассказать о дидактических задачах, которые могут быть решены средствами веб-квестов;

- рассмотреть структуру образовательных квестов, их виды; алгоритм реализации, их образовательный потенциал.

В ходе исследования автором активно применялся метод изучения специальной литературы, затрагивающей соответствующую проблематику.

Научная новизна статьи заключается в том, что на её страницах были проанализированы и обобщены возможности веб-квестов в процессе подготовки специалистов.

Теоретическая значимость - в определении дидактических возможностей веб-квестов в процессе подготовки специалистов.

Практическая значимость состоит в анализе опыта успешного использования веб-квестов в процессе подготовки специалистов.

До появления Интернета квесты были в печатном виде и существовали задолго до того, как появились сети. Графические квесты получили большую популярность в восьмидесятых годах ХХ века. Квесты с загадками и головоломки стали популярны в 1990-х годах [1-9].

Рис. "I. Ж^нирквестов

Квесты начали использоваться в системе образования с конца ХХ века. С этого момента ннчвытно я21ятксяобрароввтельвыеквер2ы.

Квест - это интеллектуальный вид игры, процесс которой разворачивается в специальнопои.товлектом ромеоеняи, кл ротовогокьвснкккиклеснадолжиы выбраться, решив поставленные задачи. Отличительными особенностями таких игровых практик является то, что ура2тн5яи50лжры бы2Н0 адартироватьня в новых условиях, принимать решения в самых неожиданных ситуациях. Поэтому квесты осоРонноР9тял2свы длв шавльонкяв, с2впнтоо,мплодеи2[2].

Веб-квест можно рассматривать как разновидность проектной технологии, которую в пн^юытёл Джо н 0|вюи [3].

Обосрренвенмы о0у94ТВЛеНОнТЯе5ЛеНИеЖВСеТТОбОРТИ9РТ2брарОВШНИЯ к тому, чтораlиосннмтия0ы4трoлeeyвлвкaрeлыоlмт.пдосттыыи прнятншои. Сегодня это в большей степени подразумевает наличие современных IT-техно-логий, которые стимулируют интерес обучаемых и побуждают их к действиям.

Веб-квест - особый тип поисковой деятельности, которую обучаемые смогли бы осуществлять с помощью Интернета.

Слово Web (с англ.) - паутина, сеть, Quest (с англ.) - исследование, поиски [2]. Следовательно, WebQuest можно перевести с английского языка как поиски в паутине, в сети [2].

Считается что, создателем веб-квестов является профессор Государственного университета Сан-Диего Б. Додж. Он рассматривает возможность применения веб-квеста с добавлением видеоконференции [9].

Квест-технология является новой педагогической разработкой, которая включает в себя множество заданий с элементами игры, которые требуют от участников использования ресурсов Интернета.

Квесты в сети Интернет являются одним из видов образовательных заданий. Они представляют собой новую информационную технологию, которая способствует повышению эффективности обучения и в отдельных случаях является стимулом для повышения качества учебных занятий.

Вопрос о важности этих технологий в процессе обучения обрел совершенно другой смысл. Большинство учебных заведений столкнулись с проблемой отсутствия подготовки специалистов, а также технического оснащения к удалённой работе в рамках геополитической ситуации 2022 года, в рамках которой нужность и важность российских образовательных технологий не поддаются сомнениям.

Существует огромное множество квестов, и в принципе, если делить их по сюжетной линии, можно назвать среди них линейные, штурмовые, кольцевые. Нас будет интересовать именно линейный квест, потому что игра при его применении построена таким образом, что, решив одну задачу, участники могут получить следующую. И так происходит до того момента, пока ученик не подойдёт к решению всех загадок.

Структура образовательного квеста обязательно должна соответствовать следующим требованиям:

1) во введении должен содержаться основной сюжет и распределение каких-либо ролей, если они имеются;

2) задание, то есть наличие какой-то конкретной загадки к каждому нужному этапу, содержание самих заданий, теоретических вопросов и прочих этапов квеста;

3) порядок выполнения, соответствующие вознаграждения, санкции, баллы, за что снимаются очки, ограничения по времени и тому подобное;

4) оценка, то есть итоговое количество баллов и даже призы [8].

Для работы преподавателю по нижеследующему алгоритму требуется определить:

- цели и задачи квеста;

- аудиторию и количество обучаемых;

- выбрать направленность квеста;

- задать сюжетную линию и ее вид;

- выявить нужную локацию и ресурсы;

- задать численность организаторов;

- подобрать датуивремяпроведения квеста;

- заинтересовать участников.

Оекимобравюм, оРеазовательнвю квеста! помогаютрам решотоследующие задачи:

- образовательную;

- оозоквпающую;

формирование исследовательской деятельности;

-в фюкминованиеюядктидвпльзобдеяткльнолтивлегруяккоой;

- воспитательную.

Как отмечают Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. [5], при умело подобранном кон-теелеюеб-квюбнлиелевт рвзпртатоооюомпетерципв [5]:

- воспитывает у студентов личную ответственность;

- может сформировать уважение к культурным традициям, истории, краеведению;

- формируевропьтнют мeж-вчнoровв-етнoшпвюае толсpaтпрвсев;

- активизирует стремление студентов к самореализации и самосовершенствованию.

ЕЗеб-поевты нквообмовуют развиттюразлтчных назыпов, вкломая навыки программирования и веб-дизайна.

Раороботка и вопyля-чр оеВ-квоотов таюев Оылеотмечаны вовзделах повышениях качества навыков программирования и дизайна.

Т пасенок юлнеаюо можон опмюнитъ применение таких технологий в компьютерных презентациях, как часть интерактивного контента веб-сайтов, видео-и флеш-роликов, маркетинговых компаний и систем повышения качества образа жизни к здоровоп.

Не о бхидимообл адтть сиособностьюнаходить несколько вариантов реше-звю запрт иопределябптеибмтее эффективныё, а также уметь обосновывать иооИ мыб ор.

Наюыкп втбличрюк выcтyплнтзйфoвпкнyюрcр пли арал—т воеросов.оре-Ндющих с^^с^^^д енин.

Тендолегиттеб-рносесртдания солвиляот полностью реализовать инте--opоявннееои мозтмпдндиясocди наoДвoлo прзоцeccе;ртеlвжecдолнньогoббоее наглядным.

Вюжро нвмспnть, что наглядность может достигаться через демонстрацию видеоматериала с графическими элементами.

Зву^юю раядeoaртмaцрoтнымэффeкты,дoбоввокзыe з интeродоткным методам обучения, также будут включать в себя мультимедийность.

Интерактивность объединяет все перечисленные аспекты и позволяет сту-дюбтвм яcпoбо^c^^^"вьи^вои способности в виртуальной среде, что содействует более полному раскрытию их потенциала.

Мла оекьологиопозволрт еорводитьpaбнтyс дeтв-в;кснopывямeые некоторые ограничения в возможностях.

Способы повышения мотивации студентов, изучающих технологию веб-рве-

стов:

Использование большего количества мультимедийных

Пошет зиоцмльше сшли® студентов

<

Даст обучение с развлекательной характере

Способствует развит» различных сенсорных валов Для восприятия

Модальность

Способы повышения мотивации студентов

Краткие временные интервалы

<

Позволяет наблюдать за анаяичешми процессами

<

Получать статастичежиеданные

использованием гиперссылок

Способствует (^оргароннив четких Структурированность материала / no„cmá

Поногает в понимании изучаемого материала

Рис. 2. Способы повышения мотивации студентов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 2 показаны способы повышения мотивации студентов. В работе с обширной информацией ученики развивают умение самостоятельно принимать решения, оценивать эффективность своего поиска и нести ответственность за

его результаты, а также анализировать предоставленные данные как количественно, так и качественно. Отображение результатов работы на экране и оценка проделанной работы способствуют более наглядному представлению результатов обучаемых о собственной деятельности и их рефлексии.

Тем самым при выполнении заданий, связанных с поиском информации, учащиеся не только получают готовые знания или информацию, но и сами участвуют в поиске, что обеспечивает их активное участие в учебном процессе и возможность взаимодействия с предыдущим и последующим опытом обучения.

Учитывая, что студенты уже привыкли к красочным изображениям и ярким лозунгам в Интернете, учебные материалы в печатной форме могут оказаться неинтересными для них. Поэтому использование информационных технологий в образовании позволяет привлечь и заинтересовать студентов, учитывая их пси-хологическиеособенности.

Основная цель этой методики - содействие в развитии современной моло-дежи,идля еереализациинеобходимо определить, как это можно осуществить.

Главный вопрос реализации такого метода - это способы его осуществления в повседневной работе преподавателей, сочетание привычных вещей в университете с актуальными знаниями из прошлого века.

Как было отмечено выше, существует несколько типов квестов (рис. 3):

Типов квестов

Веб-квесты

Квесты с применением IT-

технологий

Квесты без использования ПК

Рис. 3. Типы квестов

Веб-квесты обычно представлены в виде веб-страниц, содержащих всю информацию об образовательных квестах. Главная страница сайта обычно содержит контекстное меню с разделами, обеспечивающими удобную навигацию по гиперссылкам.

При реализации веб-квестов на занятиях преподаватель выполняет функцию организатора, консультанта и координатора проблемно ориентированной, исследовательской, учебно-познавательной деятельности студентов.

■ Формулировка темы

Г~~ Введение -Т" Описа^е ролей участников План работы

■Описание каждой проблемы Содержание заданий Описание задач

Использование интересных формулировок

Загадка Неразрешивая загадка для решения

'— Правила -[

Понаписав ответов По проведение пювеоки ответов

/-Описание этапов работы

— Завершение

Полезные советы по: поиску и сбору информации

* Заготовка системы для проведения квиза ■ Рекомендации Рис. 4. Структура веб-квеста

Преподаватель создает условия для самостоятельной умственной деятельности студентов, поддерживает их инициативу. В результате студенты становятся «соучастниками» образовательного процесса, разделяя с преподавателем ответственность за процесс и результаты обучения.

В ходе педагогического эксперимента мы разместили информацию о приоритетах образовательных квестов в верхней части главной страницы сайта и предоставили возможность подать заявку на приобретение одного из проектов, а также сравнить их преимущества по отношению к аналогичным программам. Мы также предоставляем сравнительную характеристику преимуществ среди аналогичных программ.

Обучающие веб-квесты имеют следующую структуру:

- вступление (информация об изучаемой теме, выбор ролей, легенда, предшествующая игре);

- центральное задание (включает перечень конкретных задач, требующих решения, разнообразные вопросы по изучаемому материалу, на которые необходимо дать ответ, ит. д.);

- инструкцияповыполнению работы (порядок последовательности действий в процессе прохождения сюжета квеста);

- ресурсы (интернет-источники, статьи, книгами, аудио- и видеоматериа-лыи т. д.);

- рдртерииипартиуррыоцентр уенульуатии выиулненногоквеста;

- заключение, подведение итогов работы и рефлексия.

Внттмавныырло м снденст м оживиыаб р азитьуледрющи м обритем (рис. 4):

Длянотданияриеннануного, р-знообрыиного и -риеинасьиогц материала

(еяи же, киниуч ебныхзада нуни^ении роваыил1х на р-зкени е вытицодоивнив ых мырыителвнр|х нибыков) иредставленнон ныыыуктууа дтлжиасопровсжоаться методической поддержкой, которая поможет выполнить задания, а также способ-cтвoтехьлепoпьа-зaкрю элeутнтoа|:юлтзoй игры. Качеатнвныый ныбз|ы рот ей т врсурсов для каждой из них может быть указан в виде ссылок на ресурсы без выделения отдельного подраздела.

Крашшоеоищчтом изагм процесса нтнк&ш, стиоискомн

Послесловие

Сооержатся ссылки на ресурсы, используемые для создания веб-кша

Основные материалы

Сомршссшинащрсы, шьмеревдшкб-кша

Рис. 5. Состав веб-квеста

После анализа результатов внедрения данной разработки в различных учебных заведениях был сделан вывод о том, что квест - эффективная технология для организации учебного процесса. Он значительно повышает успеваемость студентов благодаря использованию данной методики.

Анализ результатов анкетирования и успеваемости студентов позволил выявить основные проблемы в усвоении материала обучающимися. Некоторые студенты были направлены на повторное изучение некоторых модулей.

Основными причинами проблем были отсутствие студентов на занятиях и личные причины, не связанные с учебным процессом.

Обучаемые отметили повышение своей мотивации во время занятий с использованием дифференцированного подхода в обучении.

Результаты анализа успеваемости показали, что методика преподавания с использованием квестов оказалась успешной, и она способствовала положительной динамике усвоения знаний студентами. Более 75 % студентов, принимавших участие в эксперименте, повысили свои результаты.

Итак, квесты в современном образовании представляют собой новую, удобную и продуктивную форму обучения.

Как отмечают О.И. Шилов, З.В. Шилова [4], технология веб-квестов способствуют формированию общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов - будущих специалистов, в том числе:

- умений находить несколько способов их решений;

- знаний возможностей компьютерных технологий для решения профессиональных задач;

- навыков самоорганизации и работы в команде [4].

По утверждению учёных-исследователей [4; 5; 7; 8 и др.], эффективность обучения с использованием веб-квестов в образовательном процессе связана со следующими факторами:

- высоким уровнем самостоятельности обучаемых при их выполнении и получении конечного результата;

- активным включением обучаемых в учебную деятельность за счёт работы с информационными источниками, что способствует активизации познавательной деятельности студентов;

- содержанием в веб-квестах множества аспектов, учитывающих особенности обучаемых, их интересы и склонности в обучении. Таковыми являются выбор роли для прохождения квеста, которая предполагает определение конкретных обучаемых на тот или иной уровень сложности заданий;

- несомненным плюсом в использовании образовательных веб-квестов является структурированность подачи учебного материала. Данное представление веб-квеста способствует целостному пониманию учебного материала, представляет обучаемым возможность самостоятельно выстраивать траекторию обучения;

- технология веб-квеста реализует принцип наглядности за счет широкого использования презентаций, демонстраций, статей, репродукций картин и т. д.;

Библиографический список

- визуализация объектов позволяет наиболее подробно ознакомиться с далекими, невоспроизводимыми или недоступными событиями и явлениями, тренирует зрительную память, способствует формированию представлений о конкретных аспектах изучаемой темы.

- веб-квесты способствуют повышению учебной мотивации обучаемых.

Повышает эффективность и значимость веб-квестов в процессе профессиональной подготовки и тот факт, что при работе над ним студенты выступают в качестве активных субъектов профессионально-проектной деятельности, способных самостоятельно её осуществлять, контролировать результат, создавать итоговый продукт и оценивать полученные результаты.

1. Богуцкая Т.В. Технологии игрофикации в организации образовательного процесса младших школьников. Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2023; № 4 (57): 32-39.

2. Загитова Г Веб-квест технология как способ образовательного процесса. Available at: https://vc.ru/u/1049821-zagitova-gulfiya/345607-veb-kvest-tehnologiya-kak-sposob-obrazovatelnogo-processa

3. Дьюи Дж. Демократия и образование. Перевод с английского Джон Дьюи. Москва: Педагогика-Пресс, 2000.

4. Шилов О.И., Шилова З.В. Веб-квест как средство реализации профессиональной подготовки студентов вуза. Лучшая студенческая статья 2020: сборник статей XXVII Международного научно-исследовательского конкурса. 2020: 207-210.

5. Кичерова М.Н., Ефимова Г.З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения. Мир науки. 2016; Т. 4, № 5: 28.

6. Марка Д.А. Методология структурного анализа и проектирования. Москва: МетаТехнология, 2004.

7. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме: учебник. Москва: Академия, 2009.

8. Харунжева Е.В., Козлова Ю.Д. Потенциал использования образовательных веб-квестов в процессе обучения. Педагогическое искусство. 2021; № 1: 20-29.

9. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1997. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html

References

1. Boguckaya T.V. Tehnologii igrofikacii v organizacii obrazovatel'nogo processa mladshih shkol'nikov. Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023; № 4 (57): 32-39.

2. Zagitova G. Veb-kvest tehnologiya kak sposob obrazovatel'nogo processa. Available at: https://vc.ru/u/1049821-zagitova-gulfiya/345607-veb-kvest-tehnologiya-kak-sposob-obrazovatelnogo-processa

3. D'yui Dzh. Demokratiya i obrazovanie. Perevod s anglijskogo Dzhon D'yui. Moskva: Pedagogika-Press, 2000.

4. Shilov O.I., Shilova Z.V. Veb-kvest kak sredstvo realizacii professional'noj podgotovki studentov vuza. Luchshaya studencheskaya stat'ya 2020: sbornik statej XXVII Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. 2020: 207-210.

5. Kicherova M.N., Efimova G.Z. Obrazovatel'nye kvesty kak kreativnaya pedagogicheskaya tehnologiya dlya studentov novogo pokoleniya. Mirnauki. 2016; T. 4, № 5: 28.

6. Marka D.A. Metodologiya strukturnogo analiza i proektirovaniya. Moskva: MetaTehnologiya, 2004.

7. Morozov M.A., Morozova N.S. Informacionnye tehnologii v social'no-kul'turnom servise i turizme: uchebnik. Moskva: Akademiya, 2009.

8. Harunzheva E.V., Kozlova Yu.D. Potencial ispol'zovaniya obrazovatel'nyh veb-kvestov v processe obucheniya. Pedagogicheskoe iskusstvo. 2021; № 1: 20-29.

9. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1997. Available at: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html

Статья поступила в редакцию 05.05.24

УДК 378

Mallaev D.M., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department, Corresponding Member of the RAO, Head of Department of Special and Clinical Psychology,

Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: vip.dgaf@mail.ru

Bazhukova O.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Department of Defectology and Inclusive Education, Dagestan State Pedagogical University

n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: boa9@mail.ru

Dibirov M.I., senior teacher, Dagestan State Pedagogical University n.a. R. Gamzatov (Makhachkala, Russia), E-mail: boa9@mail.ru

VALUE-ORIENTED UPBRINGING OF A PERSON IN EDUCATION AS PREVENTION OF DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS. Based on the analysis of long-term experiment results and the special research works, the authors reveal the key potencies inherent in value-oriented personality upbringing in education as an effective means of preventing destructive behavior in students. The article touches upon the topic of value-oriented educational activities and their role for the development of a full-fledged personality in the process of upbringing a true Russian citizen. A system of principles is analyzed, acting as the basis for the successful value-oriented education. The main organizational and pedagogical conditions contributing to these principles successful implementation in educational practice are given. The authors highlight the most effective methodological approaches to the value-based education. The relevant theoretical provisions are confirmed by demonstrating some results of the experiment on such education introduction in organizations that implement activities under the basic general and secondary general education programs in Russia.

Key words: school education, educational activities, value-based education, destructive behavior, prevention of deviant behavior

Д.М. Маллаев, д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО, зав. каф. тециальной и клинической психологии ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный

педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: vip.dgaf@mail.ru

О.А. Бажукова, канд. психол. наук, доц., ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала,

E-mail: boa9@mail.ru

М.И. Дибиров, ст. преп., ФБГОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет имени Р. Гамзатова», г. Махачкала, E-mail: boa9@mail.ru

ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ -ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

На основании анализа результатов многолетнего эксперимента, а также привлечения ряда наименований специальной литературы устанавливаются ключевые потенции, присущие ценностно-ориентированному воспитанию личности в образовании как действенному средству профилактики деструктивного поведения обучающихся. В начале статьи затрагивается тема роли ценностно-ориентированной воспитательной деятельности в процессе формирования полноценной личности и достойного гражданина РФ в условиях современного социума. Затем на её страницах анализируется система принципов, выступающая в качестве основы для успешной реализации ценностно-ориентированного воспитания. Приводятся основные организационно-педагогические условия, способствующие успешному воплощению данных принципов в воспитательной практике. Выделяются наиболее эффективные, на взгляд авторов, методологические подходы к реализации ценностно-ориентированного воспитания. После этого соответствующие теоретические положения подтверждаются демонстрацией некоторых результатов эксперимента по внедрению такого воспитания в организации, реализующие деятельность по программам основного общего и среднего общего образования на территории РФ.

Ключевые слова: школьное образование, воспитательная деятельность, ценностно-ориентированное воспитание, деструктивное поведение, профилактика девиантного поведения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.