Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ'

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1455
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ / КОМПЕТЕНЦИИ / СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER / COMPETENCE / STRUCTURE OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джабраилова Л.Х., Ахметханова З.М.

В статье актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагогов. Автором рассматриваются основные определения понятия профессиональной компетентности, предложенные различными авторами. Раскрываются основные положения существующих подходов к характеристике профессиональной педагогической компетентности: функционально-деятельностного, аксиологического, универсального и личностно-деятельностного. Автором приводится уточненное определение профессиональной компетентности педагогов с учетом существующих, выделенных на основе анализа специальной педагогической литературы. В статье предлагаются и дается подробная характеристика основные структурные элементы профессиональной педагогической компетентности: мотивационно-волевой, деятельностный, коммуникативный и рефлексивный. Особое внимание уделяется особенностям компонентов профессиональной компетентности педагогов, автор выделяет наиболее важные аспекты в каждом из них. В статье приводятся мнения специалистов, аргументирующие выбор комплекса компетенций для каждого структурного компонента профессиональной педагогической компетентности. В статье автор рассматривает важность развития профессиональной компетентности педагогов в современной системе образования, подчеркивается необходимость непрерывности данного процесса в деятельности учителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Джабраилова Л.Х., Ахметханова З.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF TEACHERS

The article actualizes the problem of development of professional competence of teachers. The author considers the main definitions of the concept of professional competence proposed by various authors. The main provisions of existing approaches to the characterization of professional pedagogical competence are revealed: functional-activity, axiological, universal and personal-activity. The author provides a refined definition of professional competence of teachers, taking into account the existing ones, identified on the basis of the analysis of special pedagogical literature. The article offers and gives a detailed description of the main structural elements of professional pedagogical competence: motivational-volitional, activity-based, communicative and reflexive. Special attention is paid to the features of the components of professional competence of teachers, the author highlights the most important aspects in each of them. The article presents the opinions of experts that justify the choice of a set of competencies for each structural component of professional pedagogical competence. In the article, the author considers the importance of developing professional competence of teachers in the modern education system, emphasizes the need for continuity of this process in the activities of teachers.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ»

Понятие и структура профессиональной компетентности педагогов Concept and structure of professional competence of teachers

Джабраилова Л.Х.

к.э.н. доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

РФ, г.Грозный

Dzhabrailova L. Kh.

Ph. D. associate Professor of the Department "Economics and management at the enterprise»

Chechen state pedagogical University of the Russian

Federation, Grozny

Ахметханова З.М.

магистрант 3 курса, направление «Управление образовательной организацией» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет»

РФ, г.Грозный

Akhmetkhanova Z. M. 3rd

year master's student, direction " management of an educational organization» Chechen state pedagogical University of the Russian

Federation, Grozny

Аннотация.

В статье актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагогов. Автором рассматриваются основные определения понятия профессиональной компетентности, предложенные различными авторами. Раскрываются основные положения существующих подходов к характеристике профессиональной педагогической компетентности: функционально-деятельностного, аксиологического, универсального и личностно-деятельностного. Автором приводится уточненное определение профессиональной компетентности педагогов с учетом существующих, выделенных на основе анализа специальной педагогической литературы. В статье предлагаются и дается подробная характеристика основные структурные элементы профессиональной педагогической компетентности: мотивационно-волевой, деятельностный, коммуникативный и рефлексивный. Особое внимание уделяется особенностям компонентов профессиональной компетентности педагогов, автор выделяет наиболее важные аспекты в каждом из них. В статье приводятся мнения специалистов, аргументирующие выбор комплекса компетенций для каждого структурного компонента профессиональной педагогической компетентности.

В статье автор рассматривает важность развития профессиональной компетентности педагогов в современной системе образования, подчеркивается необходимость непрерывности данного процесса в деятельности учителей.

Annotation.

The article actualizes the problem of development of professional competence of teachers. The author considers the main definitions of the concept of professional competence proposed by various authors. The main provisions of existing approaches to the characterization of professional pedagogical competence are revealed: functional-activity, axiological, universal and personal-activity. The author provides a refined definition of professional competence of teachers, taking into account the existing ones, identified on the basis of the analysis of special pedagogical literature. The article offers and gives a detailed description of the main structural elements of professional pedagogical competence: motivational-volitional, activity-based, communicative and reflexive. Special attention is paid to the features of the components of professional competence of teachers, the author highlights the most important aspects in each of them. The article presents the opinions of experts that justify the choice of a set of competencies for each structural component of professional pedagogical competence.

In the article, the author considers the importance of developing professional competence of teachers in the modern education system, emphasizes the need for continuity of this process in the activities of teachers.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, педагог, компетенции, структура профессиональной педагогической компетентности.

Key words: professional competence, teacher, competence, structure of professional pedagogical competence.

Изменения, происходящие в социально-экономической сфере, обусловили изменения в системе

образования, повлиявшие на организацию педагогической деятельности. Появляющиеся все новые и новые многовариативные практики требуют от современного педагога не только знаний, но умения проектировать, формировать, добывать знания. Компетентный педагог должен обладать критическим мышлением, другими словами, среди множества решений он способен выбрать наиболее оптимальное и продуктивное в данных конкретных условиях и умело опровергнуть ложные решения. Компетентностный подход подразумевает регулярное обновление знаний, а для решения профессиональных задач -умелое владение новой информацией, применимых в данных конкретных условиях. Таким образом, компетентность можно характеризовать как способность к актуальному выполнению деятельности [1, с. 307].

Компетентность педагога - это совокупность проявлений успешной продуктивной деятельности учителя.

Компетенция - круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность - обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно действовать в ней [1, 310]. Компетенция - это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном процессе В.В. Нестеров, А.С. Белкин компетентность рассматривают как совокупность профессиональных, личностных качеств, обеспечивающих эффективную реализацию компетенций.

По мнению В.А. Сластенина, при определении профессиональной компетентности педагога, следует иметь в виду единство теории и практики при готовности к педагогической деятельности, а качество решения задач может быть определено профессиональной компетентностью педагога, мастерством педагога [12, с. 22].

В научной литературе существует несколько подходов к характеристике понятия «профессиональная компетентность педагога», приведенных в таблице.

Таблица 1. Подходы к характеристике профессиональной педагогической компетентности

Подход Представители Основные положения подхода

Функционально -деятельностный Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, В.П. Симонов, Н.Ф. Талызина Компетентность - готовность с теоретической и практической стороны к педагогической деятельности, где профессиональными компетенциями являются теоретическая и практические умения: умение анализировать, делать прогнозы, проектировать, осуществлять рефлексию, быть организатором, уметь коммуницировать.

Аксиологический К.А. Абульханова-Славская. Б.С. Гершунский. Н.С. Розов Компетентность - образовательная ценность: профессиональная компетентность вводит учителя в мир ценностей, где он может реализоваться как профессионал

Универсальный Ф.Г. Зиятдинова, Н.С. Розов, Н.Н. Пахомов, Ю.В. Тупталов Компетентность связана с базовым уровнем знаний, который в то же время дает возможность ориентироваться и в более широком круге вопросов.

Личностно-деятельностный И.А. Колесникова. М.И. Митина, Н.А. Морева. Г.Н. Прозументова, Г.С. Сухобская, Ю.И. Турчанинова Труд и личность педагога неразрывны. Неразрывность выражается, прежде всего, в специфике педагогической деятельности, во взаимодействии с людьми и в оказании воздействия на людей

По мнению В.А. Сластенина, при определении профессиональной компетентности педагога, следует иметь в виду единство теории и практики при готовности к педагогической деятельности, а качество решения задач может быть определено профессиональной компетентностью педагога, мастерством педагога [12, с. 70].

В практической этнопсихологии педагогическая компетентность нередко отождествляется с профессионализмом. Определение соотношения компетентности и профессионализма педагога осложняется тем, что собственно термин «профессионализм педагога» не нашёл пока однозначного разъяснения в психолого-

педагогических исследованиях.

К.Д. Ушинский отмечал, что педагог-профессионал - это специалист в системе академических познаний о человеке и целях обучения [15]. Педагог - профессионал, как отмечал А.С. Макаренко, создатель в созидании личности воспитанника, высококвалифицированный специалист, отчетливо понимающий своё дело и постоянно готовый к работе [6, 517]. Более полное описание требований к персоне учителя -профессионала мы считаем в трудах В.А. Сухомлинского: любовь к детям, удовлетворенность от общения с ними, глубочайшие познания, широкий кругозор, интерес к задачам науки, педагогические и психологические познания, практические умения в различных сферах трудовой деятельности [14, 208]. По мнению Н.К. Крупской, профессионализм педагога невозможен в отсутствии познания собственного предмета и владения диалектической основой науки; искусства передавать другим собственные познания в совокупности с профессионализмом допустить предмет либо явление, применяя достижения техники, искусства объяснять, изъяснять явления, доказывать правильность собственных утверждений, помогая обучающемся усваивать, запоминать, применять познания возрастных необыкновенностей развития мышления и восприятия ребенка, преодоления естественных проблем связи теории с практикой.

В педагогической деятельности неприемлемо присутствие узкоспециальной компетентности, профессионализм педагога обуславливается сочетанием абсолютно всех видов педагогической компетентности. Заметим, что каждый вид педагогической деятельности складывается из профессиональных педагогических знаний и умений, профессиональных педагогических позиций, профессионально важных качеств личности.

Сформированность профессиональной компетентности является необходимым условием совершенствования профессионализма учителя.

Таким образом, в узком смысле компетентность может рассматриваться и как ценность социально-педагогической деятельности, и в широком как интегративное свойство личности педагога, на которую, в свою очередь, влияют его ценностные ориентации.

Исходя из анализа авторских концепций, проанализировав точки зрения ученых, можно сделать вывод, что компетентность - это профессионально-личностная характеристика педагога. Данная характеристика описывает возможность и способность действовать самостоятельно, адекватно ситуации, способность к профессиональной активности.

Анализируя профессиональный стандарт «Педагог», а также изучая исследования специалистов в области и профессионального развития педагогов, были сформулированы основные компоненты профессиональной компетентности педагогов.

1. Мотивационно-волевой компонент определяется мотивами выбора профессии, стремлением к профессиональному развитию, самосовершенствованию в профессиональной сфере, проявлением интересов к педагогической деятельности, изучению новых тенденций и направлений в педагогике в целом и в узкой специализации учителя.

По мнению М.А. Студянниковой, в мотивационный компонент профессиональной компетентности педагога входит так же стремление к постоянному творческому росту, удовлетворение от занятия педагогической деятельностью, от общения с учениками, постоянный интерес к знаниям и умениям и стремление их совершенствовать. [13, с. 52]

Многие авторы считают важной характеристикой мативационно-волевого компонента профессиональной компетентности педагога - педагогическая направленность учителя. Среди таких авторов можно назвать Я.Л. Коломинского, Н.В. Кузьмину [4, с. 117], А.К. Маркову[7].

2. Деятельностный компонент раскрывает основные особенности и характеристики деятельности

педагога. С.А. Сергейко считает, что педагог в процессе своей работы должен ориентироваться на творческую составляющую деятельности. Без творчества, как считает автор, не может быть эффективной педагогической деятельности [10].

Т.Р. Нарулина и А.И. Тимошенко углубляют характеристику педагогической деятельности, дополняя ее креативностью, умением мыслить нестандартно, гибкостью мышления, развитостью воображения [8].

Некоторые авторы, расширяя комплекс характеристик педагогической деятельности учителя, добавляют умение преодолевать стереотипы, обладание чувством новизны, проницательностью, готовность к инновациям, продуцирование и воплощение новых новаторских идей.

3. Коммуникативный компонент профессиональной компетентности педагогов состоит из умений и способностей коммуницировать в окружающими людьми, учениками и их родителями, с коллегами по коллективу. Н.В. Кузьмина [4] к коммуникативному компоненту относит такие качества педагога, как душевная чуткость, эмпатия, взаимопонимание. В.Д. Симоненко, М.В. Ретивых [11, с. 23-25] считают, что педагог должен быть открыт для общения, доброжелателен, расположен к людям. Н.К. Сергеев [9] считает, что необходимо так же в данном компоненте профессиональной компетентности педагога упомянуть о способностях учителя создать гармоничную и благоприятную атмосферу в классе, об обладании педагога организаторскими способностями и умением увлечь за собой учащихся. Он считает, что в профессиональной компетентности педагога необходимо учитывать умение учителя донести знания, адаптируя способы и формы подачи под уровень развития и восприятия учеников, умение четко и доступно выражать свои мысли, используя как вербальные, так и невербальные способы их выражения.

4. Рефлексивный компонент профессиональной компетентности педагогов включает в себя умение учителя к самооценке, самоанализу, способности к рефлексии. Педагогическая рефлексия подразумевает под собой анализ и оценку педагогической деятельности, дает возможность целостно оценить работу педагога, сделать выводы, с целью совершенствования профессиональных качеств и формирования траектории их развития. Такой позиции придерживается Т.А. Литвиненко [5, с. 36].

М.М. Карнелович утверждает, что именно способность к рефлексии способствует профессиональному развитию педагога, чему активно способствуют механизмы саморегуляции и самоанализа [3, с. 67].

В общей структуре педагогической компетентности некоторыми исследователями выделяются и другие ее частные виды. К примеру, Хасан Б.И исследует конфликтную компетентность («уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий поведения в конфликте и умений реализовать эти стратегии в конкретной жизненной ситуации») [16, с. 250]. Анисимова О.А. рассматривает еще один частный вид педагогической компетентности - компетентность педагога в области здоровья, обуславливающая сохранение и укрепление профессионального здоровья педагога, психического и физического здоровья обучающихся. Новым аспектом исследования педагогической компетентности является изучение ее эмоциональной составляющей. В соответствии с концепциями Е.В. Либиной, М.А. Манойловой эмоциональная компетентность определяется как группа способностей к саморегуляции и регуляции межличностных отношений посредством понимания собственных эмоций и эмоций окружающих

Таким образом, педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Такое развитие должно происходить постоянно, что в конечном итоге сможет обеспечить высокий уровень образования школьников в стране.

Список используемой литературы:

1. Асташова Н. А. Гуманистические основы педагогической деятельности /Н. А. Асташова // Вестник Брянского государственного университета. - 2016. - 1 (27).- С. 307-310.

2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога / Введенский, В.Н. Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 51 - 55.

3. Карнелович М.М. Коммуникативная рефлексия учителей во взаимодействии с администрацией школы]/ М.М.Карнелович // Весшк Брэсцкага утверспэта. Серыя гумаштарных i грамадсшх навук. - 2008. - № 4 (35). - С. 96 - 102;

4. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности / Н.В. Кузьмина. - Липецк: ЛГУ, 1970. - 214 с.

5. Литвиненко Т.В. Развитие профессионально важных качеств педагога в процессе самообразования/ Литвиненко Т. В. - автореф. дис. кандидата педагогических наук: - Омск, 2010. - 21 с.

6. Макаренко, А.С. Избранные произведения: В 3-х т. [Текст] // Макаренко, А.С. Редкол.: Н.Д. Ярмаченко и др. - Киев: Рад. школа, 1983. - т. 1. - с. 517;

7. Маркова А. К. Психология профессионализма /А. К. Маркова. - М.: 1996. - 308 с.

8. Нарулина Т.Р. Развитие профессионально значимых личностных качеств учителя / Т.Р. Нарулина,

A.И. Тимошенко. - Иркутск. - 2011. - 163 с.

9. Сергеев Н.К. Новая школа и проблемы модернизации педагогического образования/ Н.К. Сергеев,

B.В. Сериков// Человек и образование. - 2012. - №1. - С. 4-8.

10. Сергейко С.А. Общие основы педагогической профессии: учебно-методический комплекс/ С.А. Сергейко, Л.М. Тарантей. - Гродно: ГрГУ, 2009. - 324 с.

11. Симоненко В.Д. Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства / В.Д. Симоненко, Н.В. Фомин. -Брянск, 1997. - 319 с.

12. Сластенин В. А. Педагогическое образование: вызовы XXI века / В. А. Сластенин // Международная научно-практическая конференция «Педагогическое образование: вызовы XXI века» - 2010. - 22 - 70 с.

13. Студянникова М.А. Профессиональное развитие педагога в образовательном пространстве университетского комплекса: автореф, дис ... кандидата педагогических наук: 13.00.08/Марина Александровна Студянникова - Оренбург, 2006.- 21 с.

14. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором [Текст] // В. А. Сухомлинский. — М.: Просвещение, 1982. — 208 с;

15. Ушинский, К.Д. Хрестоматия по истории педагогики [Текст] // Ушинский, К.Д. Под общей ред.

C.А. Каменева. - М., 1936. - Т. IV.;

16. Хасан, Б.И. Конструктивная психология конфликта: учебное пособие [Текст] // Б.И. Хасан. - Санкт-Петербург: Питер, 2003. - 250 с;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.