Психология
УДК: 159.922
старший преподаватель Казакова Татьяна Викторовна
Лесосибирский педагогический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский федеральный университет» (г. Лесосибирск)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
ПЕДАГОГА
Аннотация. В статье рассматривается понятие «профессиональная компетентность педагога», выделены основные подходы к определению данного феномена. Показано, что профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как интегральную характеристику личности, обуславливающую готовность и способность выполнять педагогические функции и предназначена для продуктивного решения учебно-воспитательных задач.
Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, психологическая компетентность, педагоги, педагогическая профессия.
Annotation. In the article the concept "professional competence of the teacher" is considered, the main approaches to the definition of this phenomenon are highlighted. It is shown that the professional competence of the teacher can be considered as an integral characteristic of the personality, which determines the readiness and ability to perform pedagogical functions and is intended for the productive solution of teaching and educational tasks.
Keywords: competence, professional competence, psychological competence, teachers, pedagogical profession.
Введение. Начало 21 века сопровождается не только политическими и социально-экономическими преобразованиями, но и активным реформированием всей отечественной образовательной системы: внедрение новых Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС начального общего образования (2009), ФГОС основного общего образования (2010)), утверждение нового Закона об образовании (2012), появление Профессионального стандарта педагога (создание и обсуждение - 2013, применение с 01.01.2017). Внедрение в образовательную практику ФГОСов и реализация Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 гг. привели к появлению новых и переосмыслению уже существующих понятий, одним из которых и стало понятие «компетентность».
Исследование профессиональной компетентности обусловлено требованиями к личности и деятельности педагогического работника, предъявляемыми современными ФГОС и Профессиональным стандартом, которые требуют от педагога высокого уровня квалификации и компетентности, а также личностных качеств, способствующих профессиональному и жизненному самоосуществлению.
Формулировка цели статьи - систематизация и теоретический анализ подходов к определению профессиональной компетентности педагогов.
Изложение основного материала статьи. В отечественной психолого-педагогической науке за последние десятилетия количество исследований по проблеме компетентности и компетенций значительно увеличилось, однако, сложность изучаемого явления, как отмечают В.И. Байденко, И.А. Зимняя, О.В. Евтихов, В.М. Ростовцева и др., в том, что в научном сообществе до сих пор не сформулировано единого, системообразующего определения понятия «компетентность». На сегодняшний день в научных исследованиях наблюдается смешение и взаимозамена терминов, относящихся к единому семантическому полю - профессиональные компетенции, профессиональная компетентность, профессиональные способности, профессионально значимые качества (ПЗК), профессионально значимые личностные качества (ПЗЛК), профессионально важные качества (ПВК).
В Профессиональном стандарте педагога, действующем с 01.01.2017, понятие «компетенция» трактуется как «способность применять знания, умения, опыт и личностные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности», а «профессиональная компетенция» определяется как «способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач» [16].
В Законе об образовании в ряду основных понятий «компетенция» и «компетентность» не указаны, однако компетенция упоминается как результат обучения и образования, показатель квалификации работника [18].
В словаре А.И. Новикова «Педагогика: система основных понятий» приводится следующее определение компетентности - это «способность (готовность) человека к практической деятельности, к решению жизненных проблем, основанная на приобретенном обучающимся жизненном опыте, его ценностях, склонностях и способностях» [14, с. 80]. В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой - профессиональная компетентность учителя трактуется как владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания [9].
Слово «компетентный» происходит от латинского competentis - знающий, сведущий в определенной области; имеющий по своим знаниям право делать или решать что-либо, судить о чем-либо. То есть компетентный человек - это человек, информированный в определенной области, что позволяет ему качественно делать что-либо.
Не акцентируя внимание на семантическом анализе понятий «компетенция» и «компетентность», отметим, что в данном исследовании эти понятия дифференцируются: компетенция - это конкретные знания, умения, личностные свойства, необходимые в какой-либо деятельности, а компетентность - это совокупность компетенций, качественно преобразованных и актуализированных в конкретном виде деятельности.
В ряде исследований (В.А. Адольф, А.К. Маркова, А.И. Субетто, В.Д. Шадриков и др.) профессиональная компетентность рассматривается в связи с понятием «профессионализм» и понимается как высший уровень профессионального развития педагога.
Одной из первых на феномен профессиональной компетентности обратила внимание А.К. Маркова. Отмечая сложность выделения показателей и критериев профессионализма учителя, А.К. Маркова указывает на необходимость создания единой модели профессиональной компетентности. Понимая под профессионально компетентным трудом учителя такой труд, в котором на высоком уровне реализуется
педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности учащихся [11, с. 8], автор выделяет следующие составляющие профессиональной компетентности:
1. профессиональные педагогические и психологические знания;
2. профессиональные педагогические умения;
3. профессиональные педагогические позиции, установки учителя;
4. личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями [11].
Данные составляющие одновременно выступают и новообразованиями профессиональной деятельности педагога, подтверждающие его профессиональную компетентность.
Аналогичные идеи высказывает и В.Д. Шадриков, в работах которого компетентность определяется как системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности и детерминирующие профессиональную успешность. По мнению автора, компетентность выступает новообразованием субъекта деятельности, формирующегося в процессе профессиональной подготовки, а потому обусловлена функциональными задачами конкретной профессии [21, с. 8]. Разрабатывая методику аттестации педагогических работников, В.Д. Шадриков связывает профессиональную компетентность с уровнем квалификации и профессионализма педагогов, проявляющихся в реализации практических умений.
В.А. Адольф рассматривает профессиональную компетентность в контексте категории «профессионализм», описывая ее как «обобщенную профессионально-личностную характеристику, определяющую качество деятельности специалиста и выражающуюся в способности действовать адекватно, самостоятельно и ответственно в постоянно обновляющейся социальной и профессиональной среде, отражающую готовность к самооценке и саморазвитию, проявляющуюся в его профессиональной активности, которая характеризует его как субъекта профессиональной деятельности и общения» [1, с. 138]. По мнению В.А. Адольфа, профессиональная компетентность характеризуется двумя составляющими: деятельностной и личностной, которые проявляются в готовности решать профессиональные задачи.
И.В. Лаврентьева в своем диссертационном исследовании понятие «компетентность» определяет как «систему, включающую выработанные компетенции и составляющую перспективный базис профессионала как общую для всех специалистов», а под компетенциями понимаются «комплексные интегрированные показатели, характеризующие профессиональный уровень специалиста» [10, с. 7].
Определяя компетентность как совокупность знаний, умений и навыков, многие авторы (Э.Ф. Зеер, М.В. Кондурар, С.В. Масловская, М.В. Фомина и др.) в качестве основного признака выделяют деятельностный, процессуальный характер профессионального знания.
В.П. Пугачев рассматривает профессиональную компетентность как характерное качество подготовки специалиста, потенциал эффективности трудовой деятельности и определяет данную категорию как «техническую подготовленность работника к выполнению профессиональных функций, связанных со специализацией» [17, с. 14].
При кажущемся разнообразии представленных определений компетентности можно выделить ряд объединяющих признаков: наличие профессионального предметного поля; широкий спектр профессиональных знаний и умений, способствующих профессиональным достижениям; способность применять компетенции при решении профессиональных задач.
Между тем во многих работах показано, что наряду с необходимыми знаниями, умениями и навыками, компетентность представляет собой сложное системное целое, в котором интегрированы ценностно-смысловая ориентация личности, ее профессиональная направленность, мотивация, творческие способности, механизмы самоорганизации и саморегуляции, межпредметные и надпредметные знания и т.п. (А.А. Деркач, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, А.В. Хуторской и мн. др.).
Б.С. Гершунский рассматривает компетентность во взаимосвязи с категориями «грамотность», «образованность», «культура», «менталитет». Учитывая экономическую эффективность разделения труда и личностные потребности наиболее полной жизненной самореализации в соответствии со способностями и интересами, ученый определяет «профессиональную компетентность», связанную с уровнем собственно профессионального образования, опытом и индивидуальными способностями человека, его мотивированным стремлением к непрерывному самообразованию, отмечая, в частности, что «такая самореализация возможна лишь в ограниченной сфере трудовой деятельности, в которой человек должен быть профессионально компетентным» [5, с. 64].
Заслуживает внимания определение компетентности, предложенное А.В. Хуторским: «компетентность -владение, обладание человеком совокупностью взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним, включающий личное отношение человека к предмету деятельности» [20]. Согласно данному определению компетентность - это субъектное качество личности человека, свойство его внутреннего мира, определяющее успешное выполнение человеком той или иной деятельности. Таким образом, понятие компетентность выступает как сочетание социально-личностного и личностно-субъектного качеств человека.
Л.И. Барбашова определяет профессионально компетентного учителя как культурно-образованную личность, осознанно использующую педагогические технологии, обладающую системой самооценки и рефлексией своей профессиональной деятельности [3]. В рамках созданной автором модели повышения профессиональной компетентности педагога, ключевым фактором развития и актуализации их профессиональной компетентности стали ценностно-смысловые ориентации, раскрывающие личностные возможности и способствующие реализации стремлений.
В своих многолетних исследованиях, реализованных в контексте развития компетентностного подхода и в связи с задачами повышения качества ВПО, И.А. Зимняя трактует компетентность как основывающуюся на знаниях, интеллектуально- и личностно обусловленную социально -профессиональную жизнедеятельность человека [7]. Разграничивая понятия компетенции и компетентность, И.А. Зимняя вслед за Н. Хомским, опирается на основание потенциальное-актуальное, когнитивное-личностное [8], указывая на значимость и своевременность искомой характеристики. В понимании автора, компетентность - это прижизненно формируемое, этносоциокультурно обусловленное, актуализируемое в деятельности, во взаимодействии с
другими людьми, основанное на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленное интегративное личностное качество человека, которое, развиваясь в образовательном процессе, становится и его результатом. В одной из работ И.А. Зимняя вводит понятие «социально-профессиональная компетентность» и определяет его как личностное, интегративное, формируемое качество, проявляющееся в адекватности решения (стандартных и, особенно, нестандартных, требующих творчества) задач всему разнообразию социальных и профессиональных ситуаций.
Становление профессиональной компетентности, как отмечает А.А. Деркач, заключается в системном единстве специальных и психолого-акмеологических знаний, опыта, свойств и личностных качеств будущих специалистов, позволяющих эффективно осуществлять профессиональную деятельность и целенаправленно организовывать процессы профессионального общения, предполагающие личностное развитие и совершенствование профессиональной деятельности педагога [6].
Понятие «компетентность» вообще и профессиональная компетентность педагога, в частности, подвергается детальному анализу в работах А.А. Вербицкого [4], отмечающего, что компетентность учителя - это постоянно совершенствующиеся и реализуемые на практике способности, деятельные возможности, мотивационная направленность и готовность к осуществлению творческой педагогической деятельности с глубоким осознанием ее социальной значимости и личной ответственности за результаты своих действий и поступков. По мнению ученого, компетентность - это не просто реализованная в деятельности компетенция; это интегральная, проявленная в ситуации профессиональной деятельности характеристика личности, определяющая успех и ответственность за ее результаты.
Современные подходы и трактовки профессиональной компетентности различны, однако большинством исследователей профессиональная компетентность рассматривается в двух аспектах: как цель образования, профессиональной подготовки и как промежуточный результат, характеризующий состояние специалиста, осуществляющего свою профессиональную деятельность.
A.Н. Неустроева указывает на значимость самоорганизации личности как характеристики компетентности. По словам автора, компетентность служит цели обеспечения способности к действию в личных и профессиональных ситуациях посредством успешного знания, а также проявляется в способности преодолевать конкретные профессиональные ситуации [13].
B.Г. Рындак рассматривает профессиональную компетентность как личностное качество, которое возникло и сформировалось в условиях педагогической деятельности и общения на основе интеграции знаний, умений и навыков, зависимых от развития педагогических способностей. Она считает профессиональную компетентность учителя высоким уровнем реализации, являющуюся одновременно основой, выражением и условием педагогического мастерства и новаторства. Основа заключается в том, что без определенного уровня профессиональной компетентности невозможен переход на более высокие ступени профессионального развития. Условием профессиональная компетентность является потому, что составляет ту среду, обстановку, в которой может возникнуть, существовать и развиваться педагогическое творчество как новый, качественно иной уровень профессиональной компетентности [Цит. по 19].
Стоит отметить, что рядом авторов наравне с профессиональной компетентностью педагогов упоминаются понятия «психологическая компетентность» и «педагогическая компетентность».
Психологическая компетентность понимается как совокупность знаний, умений и навыков по психологии, четкость позиции в отношении роли психологии в профессиональной педагогической деятельности, способность ориентироваться, оценивать психологическую ситуацию в отношениях с субъектами педагогического взаимодействия. В структуре психологической компетентности педагога выделяют следующие элементы: знаний особенностей протекания психологических процессов, знание закономерностей обучения и воспитания, умения переносить психологические знания в реальную педагогическую практику, владение способами и приемами психологической саморегуляции [2].
Педагогическая компетентность рассматривается (И.А. Колесникова, В.А. Сластенин и др.) как интегральная профессионально-личностная характеристика, обуславливающая готовность и способность выполнять педагогические функции. В.А. Сластенин определяет педагогическую компетентность через понятия педагогической рефлексии, эмоциональной устойчивости, учета индивидуальных особенностей педагога, положительного отношения к труду [15].
Психолого-педагогическая компетентность это гармоничное сочетание педагогической и психологической компетентности, включающей знания предмета, методики и дидактики преподавания, умений и навыков педагогического общения, приемов и способов саморазвития, самосовершенствования [12].
Нам представляется возможным считать психологическую и педагогическую компетентность частными проявлениями профессиональной компетентности педагога при решении учебно-воспитательных задач: психологическая компетентность предполагает наличие личностных свойств, позволяющих быть успешным педагогом, педагогическая же компетентность отражает сформированность методических и организационных навыков, присущих педагогической профессии.
Выводы. Итак, обобщая взгляды ученых, сформулируем следующее определение: профессиональная компетентность педагога - это совокупность личностных и деятельностных свойств (компетенций), обеспечивающих эффективное профессиональное взаимодействие и успешное решение профессиональных педагогических задач. Исходя из данного определения, критериями сформированности профессиональной компетентности педагогов будем считать: личностные характеристики (мотивационная готовность, рефлексия, ответственность, ценностно-смысловые установки, коммуникативные умения), собственно педагогические умения (организация образовательного процесса, предметная и методическая подготовка, готовность и умение решать профессиональные задачи, результативность).
Таким образом, профессиональную компетентность педагога можно рассматривать как интегральную характеристику личности, обуславливающую готовность и способность выполнять педагогические функции и предназначена для продуктивного решения учебно-воспитательных задач.
Литература:
1. Адольф В.А. Прогнозирование становления профессиональной компетентности выпускника вузы: монография / В.А. Адольф, А.Н. Савчук / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014. - 352 с.
2. Алферов А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя / А.Д. Алферов // Вопросы психологии. - 1999. - №4
3. Барбашова Л.И. Развитие профессиональной компетентности учителя как фактор проявления его ценностно-смысловой ориентации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №63-2. - С. 25-31
4. Вербицкий А.А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования / А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). - М.: Изд-во «Совершенство», 1998. - 608 с.
6. Деркач А.А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А.А. Деркая, Е.В. Селезнева. - М.: Издательство МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 496 с.
7. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалиста, 2004. - 42 с.
8. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Профессиональное образование. Столица. - 2006. - №2. - С. 18-21
9. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2003
10. Лаврентьева И.В. Социально-психологические детерминанты профессиональной компетентности будущих социальных работников: автореф. дисс. канд. ... психол.н.: 19.00.05. - Москва, 2013. - 27 с.
11. Маркова А.К. Психология труда учителя: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
12. Митина Л.М. Психология личностного и профессионального развития человека в современном социокультурном пространстве // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2015. - №3. - С. 79-86
13. Неустроева А.Н. Компетентность как интегральная характеристика современного педагога / А.Н. Неустроева // Философия образования. - 2011. - Т.34. - №1. - С. 122-129
14. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
15. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
16. Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf
17. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект Пресс, 2000. - 278 с.
18. Федеральный закон об образовании от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (29 декабря 2012 г.) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/
19. Филиппова Г.Л. Профессиональная компетентность педагога в контексте научных подходов / Г.Л. Филиппова // Среднее профессиональное образование. - 2010. - №5. - С. 48 - 52
20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования. Сборник ИОСО РАО. - М.: ИОРСО РАО, 2002 - 139 с.
21. Шадриков В.Д. Профессиональные способности. - М.: Университетская книга, 2010. - 320 с.
Психология
УДК 796.01:159.9
аспирантка Караулова Стела Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент Ольшанская Светлана Алексеевна
Автономная некоммерческая образовательная организация «Кубанский социально-экономический институт» (г. Краснодар)
ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ИНСТРУКТОРОВ ПО
ФИТНЕСУ
Аннотация. В предлагаемой статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту с целью поиска решений для повышения их профессиональной компетентности. Проведенный анализ специфики деятельности инструктора по фитнесу в бизнес среде и инструктора по физической культуре в педагогической сфере показал необходимость психологического сопровождения в профессиональной деятельности инструкторов по фитнесу в бизнес среде, в связи с тем, что выявленный уровень эмоционального выгорания достоверно выше у этих специалистов (составляет на стадии напряжения: 52,9±11,5* и 43,6±13,7, на стадии истощения 57,7±15,7* и 48,8±10,01 соответственно). Определение уровня эмоционального выгорания и поиск стресс-факторов определил принципиально различные стороны деятельности данных специалистов, которые заключаются в том, что необходимость освоения новых форм и методов построения взаимодействия с клиентами, коллегами, руководством значительно повышает воздействие стресс-факторов на профессиональную деятельность, приводя к эмоциональному выгоранию за небольшой промежуток времени, составляющий 4-5 лет. Испытывая постоянные нагрузки как физического, так и психологического характера, инструкторы по фитнесу, пытаясь с ними справиться, пытаются переходить из одного клуба в другой, при этом получают дополнительный стресс в виде необходимости адаптации к новым условиям трудовой деятельности, новым сотрудникам и руководству, что приводит к тому, что они все чаще чувствуют усталость, становятся раздражительными, снижается их эффективность труда, возникают конфликтные ситуации, приводящие к уходу и/или изоляции. Самостоятельно справляясь с издержками профессии, инструкторы по фитнесу в итоге разочаровываются и уходят из профессии. Авторы, изучив особенности эмоционального выгорания специалистов фитнес индустрии, приходят к интересным выводам, что психологическое сопровождение