Научная статья на тему 'Характеристика профессиональной компетентности педагога в системе образования'

Характеристика профессиональной компетентности педагога в системе образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
383
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ган Наталья Юрьевна, Суханова Ольга Анатольевна

В статье рассматривается сущность, содержание и структура профессиональной компетентности педагога на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных ученых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic of professional competence of a teacher in the system of education

The article considers the essence content and structure of professional teachers competence based on an analysis of the scientific literature of Russian and foreign scientists.

Текст научной работы на тему «Характеристика профессиональной компетентности педагога в системе образования»

Характеристика профессиональной компетентности педагога в

системе образования

В статье рассматривается сущность, содержание и структура профессиональной компетентности педагога на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных ученых.

Компетентность, компетентностный подход, профессиональная компетентность.

N.Yu. Gan, O.A. Suxanova, Shadrinsk

Characteristic of professional competence of a teacher in the system of education

The article considers the essence content and structure of professional teachers competence based on an analysis of the scientific literature of Russian and foreign scientists.

Keywords: competence, competence approach, professional competence.

На современном этапе стратегию образования составляют развитие и становление профессиональной компетентности педагога, готового и способного решать профессиональные задачи, осуществлять инновационные процессы.

Разработкой компетентностного подхода в отечественной науке занимались многие ученые: В.И. Бабейко, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.В. Серикова, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и другие. Благодаря их исследованиям сложились основы теории компетентностного подхода, а именно, определены сущность, содержание и структура профессиональной компетентности, выявлены условия, разработаны технологические основы ее формирования.

Ряд исследователей определяют содержание компетентности, выявляя педагогические, психологические и социальные условия ее развития. Они рассматривают ее:

- как совокупность профессиональных свойств (Л.И. Анциферова);

- как совокупность реализовывать на определенном уровне профессионально-должностные требования (Е.М. Павлютенков);

- как степень владения системой знаний, умений, навыков, способами деятельности, необходимых для осуществления профессиональной деятельности (А.А. Вербицкий) и т.д.

Существует несколько подходов к определению содержания профессиональной компетенции.

Управленческий подход рассматривается через управленческий цикл деятельности и этапы решения свойственных задач.

При структурно-функциональном подходе изучается круг умений и навыков, необходимых для реализации функций и видов профессиональной деятельности, ее этапов.

Личностно-деятельностный подход обращается к единству и диалектике формирования педагога как личности, субъекта деятельности и общения.

Системный подход изучает следующие векторы формирования и развития профессиональной компетентности:

- система (функциональная структура) деятельности;

- личностные особенности субъекта деятельности;

- объект профессиональной деятельности в процессе профессионального становления.

Акмеологический подход рассматривается как этап на пути к мастерству, искусству.

Аксиологический подход формирует личность, способную транслировать и продуцировать культурные ценности.

Процессуально-динамический подход рассматривается по своим структурным элементам:

- целеполагание;

- содержательный блок;

- технологии;

- взаимодействие;

- результат.

Такое разнообразие подходов обусловлено объективной сложностью профессии педагога.

Профессиональная компетентность - ключевое понятие для характеристики педагогической деятельности. Согласно исследованиям В.В. Косарева, А.П. Крючатова, Н.Н. Лобановой она определяется качеством деятельности педагога, выражается в устойчивом характере деятельности, в способности в условиях нестабильности различных трудностей объективного и субъективного характера находить адекватное, рациональное решение возникающей педагогической проблемы, которое обеспечивает целенаправленное педагогическое действие, учитывающее широкий спектр ее последствий.

По мнению В.В. Введенского профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике. В.В. Введенский выделяет следующие составляющие профессиональной компетентности:

1. Коммуникативная компетентность педагога - профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого является: эмоциональная устойчивость; способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умения слушать; умение награждать; деликатность.

2. Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.

3. Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.

4. Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.

5. Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

В структуре профессиональной компетентности Н.Н. Лобанова выделяет профессионально-содержательный, профессионально-деятельный и профессионально-личностный компоненты.

Профессионально-содержательный или базовый компонент предполагает наличие у педагога теоретических знаний, что обеспечивает осознанность при определении педагогом содержания его профессиональной деятельности.

Профессионально-деятельностный или практический компонент включает профессиональные знания и умения, апробированные в действии, освоенные личностью как наиболее эффективные.

Профессионально-личностный компонент включает профессионально-личностные качества, определяющие позицию и направленность педагога как личности, индивида и субъекта деятельности.

Профессиональная компетентность рассматривается специалистами как личностное образование. Исходя из этого, ведущее значение придается именно личностному компоненту в структуре профессиональной компетентности.

В.А. Адольф доказывает, что компетентность выступает решающей предпосылкой решения педагогом культурно-образовательных задач и саморегуляции его личности. Профессионально компетентный педагог обладает высокоразвитыми умениями взаимодействия, умениями мобилизовать знания в нужный момент и применять их в деятельности, развитой педагогической рефлексией. Он предлагает структурно-уровневую модель профессиональной компетентности, включающую мотивационный, целеполагающий и содержательно-операционный компоненты.

Мотивационный компонент детерминирован системой побудительных сил личности педагога, определенных потребностей, притязаний, намерений, жизненных планов и предложений, характеризует его субъективную социально-профессиональную позицию.

Целеполагающий компонент включает в себя динамику педагогического менталитета и мировоззрения педагога, систему его личностных смыслов, содержание которых ориентировано на гуманистические цели педагогической деятельности.

Содержательно-операционный компонент характеризует педагога как творца, исследователя, конструктора, технолога.

В работах зарубежных авторов компетентность рассматривается как:

- способность и желание выполнять задачу;

- способность выполнить специфическую деятельность по предписанному стандарту;

- способность добиваться определенных достижений;

- поведенческие показатели, влияющие на исполнение работы;

- любые индивидуальные характеристики, которые поддаются надежному измерению и которые могут продемонстрировать разницу между эффективным и неэффективным исполнением;

- способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях профессиональной жизни, проявляющаяся в организации и планировании работы, в необычных ситуациях и нововведениях;

- фундаментальные способности и умения, необходимые для успешной работы.

Американские специалисты в области профессионального образования

определяют «компетентность» как сочетание шести составляющих: концептуальной (научной) - понимание теоретических основ профессиональной деятельности; инструментальной - владение базовыми профессиональными умениями; интегративной - способность сочетать теорию и практику при решении профессиональных проблем; контекстуальной - понимание социальной и культурной среды, в которой осуществляется профессиональная деятельность; адаптивной - умение предвидеть изменения и заранее быть к ним готовым; коммуникативной - умение эффективно использовать письменные и устные средства в межличностной коммуникации.

В то же время американский ученый Дж. С. Старк и его коллеги считают, что профессиональная компетентность формируется только во взаимосвязи с социальными установками специалиста, к которым относятся:

- профессиональная идентичность - принятие профессиональных норм и ответственности через процесс профессиональной социализации;

- профессиональная этика - освоение этических норм профессии;

- конкурентоспособность - способность к эффективной профессиональной деятельности в структуре рыночных отношений;

- стремление к научному совершенствованию - необходимость продвижения к новому знанию через исследования;

- мотивация к продолжению образования - потребность в совершенствовании профессиональных умений и знаний, чтобы отвечать современным требованиям.

На разных уровнях усвоения профессиональной деятельности требуются разные результаты. Это означает, что нужно предусмотреть несколько уровней развития компетентности.

Так, английские исследователи M. Berns, C. Kramsh, S. Savignon в структуре компетентности выделяют три уровня:

1. Интегративная компетентность. Это способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в практической жизнедеятельности

2. Психологическая компетентность, представляющую развитую систему эмоций, способную обеспечить адекватное восприятие окружающего мира и практическое поведение людей.

3. Компетентность в конкретных сферах деятельности, выражающуюся в умении работать с людьми, преодолевать неопределенность, реализовывать намеченные планы и т.д.

Компонентами компетентности ученый считает те «характеристики и способности людей, которые позволяют им достигать личностно значимых целей -независимо от природы этих целей и социальной структуры, в которой эти люди живут и работают». Эти компоненты компетентности разделены на когнитивные (определение препятствий на пути достижения целей), аффективные (удовольствие от работы) и волевые (настойчивость, решимость, воля).

Таким образом, на основе анализа научной литературы отечественных и зарубежных ученых профессиональная компетентность педагога - это способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Профессиональная компетентность предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахулкова, А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа : дис. ... канд. пед. наук / А.И. Ахулкова. - Орел, 2004. - 170 с.

2. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования / М.М. Левина. - М. : Академия, 2001. - 272 с.

3. Лукъянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М.И. Лукъянова // Педагогика. - 2001. - № 10. - С. 56-61.

4. Сластенин, В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. - 2002. - № 4. - С. 4-9.

УДК 373.3.035.6

Н.М. Жданова,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.