УДК 377.5.03 ББК 74.57
Нагаева Светлана Николаевна
соискатель кафедра педагогики Югорский государственный университет г. Ханты-Мансийск Nagaeva Svetlana Nikolaevna Post-graduate Chair of Pedagogics Yugor State University Khanty-Mansiysk
Формирование профессиональной компетентности выпускника
индустриального колледжа Industrial College Graduates’ Professional Competence Forming
В статье проводится анализ понятий «компетентность» и «компетенция», выявляется сущность профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа. Уточняется понятие «формирование профессиональной компетентности» и раскрываются его структурные компоненты.
The analysis of the terms "competence" and "competency" is carried out in the article; the essence of the industrial college graduates’ professional competence is revealed; the term "professional competence formation" is specified and its structural components are clarified.
Ключевые слова: компетенция, компетентность, профессиональная компетентность, компоненты профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа.
Key words: competency, competence, professional competence, components of industrial college graduates’ professional competence.
Для Ханты-Мансийского автономного округа - Югры развитие среднего
профессионального образования имеет ключевое значение, поскольку руководством данного субъекта Российской Федерации взят осознанный курс на «выращивание» собственной научной и технической интеллигенции, способной преодолеть сырьевую направленность региональной экономики. Выпускник индустриального колледжа должен уверенно ориентироваться в своей профессиональной деятельности, освоив соответствующие специалисту среднего звена производственно-технологические и организационно-управленческие виды работ. Более того, он должен не только понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, но и быть: готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу; способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности; способным к прак-
тической деятельности по решению профессиональных задач; готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами, постоянному профессиональному росту и приобретению новых знаний [3]. Этим определяется задача формирования профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа.
Компетентностный подход соответствует традиционным ценностям российского образования, ориентации на понимание научной картины мира, духовность, социальную активность. Ориентация на освоение обобщенных способов деятельности прослеживается в работах В.В. Давыдова, М.Н. Скаткина, И.Я Лернер, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого [4].
На сегодняшнем этапе развития педагогической науки не существует точного определения понятий «компетентность» и «компетенция». Учёные выдвигают собственные гипотезы формулировки этих понятий. Во многих исследованиях, наряду с понятием «компетентность», применяется и понятие «компетенция», которое также имеет вариативное описание в различных источниках. Компетентность часто трактуется как владение знаниями и умениями, позволяющими грамотно судить о чем-либо, эффективно действовать в какой-либо области. Ряд ученых трактуют компетентность как обладание компетенцией, включающей личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентность, по мнению В. А. Болотова и В.В. Серикова - это способ существования знаний, умений, образованности, способствующий личностной самореализации. Компетентность, по мнению М.А. Холодной - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности. И.А. Зимняя считает, что компетентность - это основывающаяся на знаниях, интеллектуально- и личностно-обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека. По мнению Р.П. Мильруда компетентность - это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром с помощью соответствующих компетенций.
Компетенция в некоторых научных работах рассматривается как основа для формирования компетентности, служащая средством ее достижения. Компетенция - основа (база) для дальнейшего формирования и развития компетентности (Г.Е. Поторонина). Т.В. Иванова считает, что компетенция - определенная область (сфера) окружающей действительности или деятельности, в которой человек должен обладать компетентностью (быть компетентным). Ф. Кортаген определяет компетенцию как интегративное целое, состоящее из знаний, умений и отношений.
А.В Хуторской различает понятия «компетенция» (общее) и «компетентность» (индивидуальное). Компетенция, по его мнению, включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним [5]. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей ее личное отношение к ней и предмету деятельности [5].
А.М. Новиков рассматривает понятие «компетентность» как альтернативу понятию «профессионализм» и отмечает, что сейчас все чаще при оценке деловых качеств вместо понятия «профессионализм» используется «компетентность». По его мнению, такие качества личности, как самостоятельность действий, творческий подход к любому делу, готовность постоянно обновлять знания, гибкость ума, способность к системному и экономическому мышлению являются элементами компетентности.
Мы придерживаемся точки зрения Н.Ю. Клименко, считающего, что компетентность - это совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности [6]. В любом случае, понятия компетенции и компетентности значительно шире понятий ЗУН (знания, умения, навыки), так как они включают и направленность личности, и ее способность преодолевать стереотипы, чувствовать проблему, проявлять самостоятельность и волевые качества.
Анализируя определение понятия «компетентность», Э.Ф. Насырова установила, что независимо от трактовки оно всегда рассматривается в контексте профессиональной деятельности [8].
Понимание профессиональной компетентности, выработанное в научной школе В. А. Сластенина, состоит в единстве теоретической и практической готовности и способности личности осуществлять профессиональную деятельность [10]. Формирование профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа - наиболее сложный и ответственный момент для учебного заведения. На сегодняшний день имеется немало публикаций по проблеме формирования профессиональной компетентности выпускника [1; 2; 5; 7; 8].
В нашем исследовании мы изучаем формирование профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа, которая включает совокупность взаимосвязанных компонентов, призванных последовательно и максимально эффективно осуществлять формирование профессионально важных качеств современного специалиста среднего звена.
Мы разделяем мнение ряда авторов (Е.В. Бурьковой, Ю.В. Варданяна,
В.С. Ильина, И.Ф. Исаева, Е.А. Садовской, Э.Ф. Насыровой), исследовавших профессиональную компетентность специалиста, и выделяем следующие компоненты профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа [8]: гносеологический; праксиологический; аксиологический. Все компоненты профессиональной компетентности, несомненно, взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.
Гносеологический компонент (от греч. gnosis - познание) включает знание содержания профессиональной деятельности, содержания решаемых профессиональных задач; поиск и прием информации, ее переработка и принятие решений; профессиональная специфика мышлений. Гносеологический компонент профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа определяет сумму знаний, связанных между собой и в итоге представляющих определенной целостное профессиональное образование. Данный перечень знаний, отраженный в специальных дисциплинах входит в государственный обра-
зовательный стандарт выпускника колледжа. Знания, полученные при изучении специальных дисциплин, а также знания методики преподавания, закономерностей, принципов, содержания, форм и методов образовательного процесса являются фундаментальной основой профессиональной деятельности будущего специалиста среднего звена нефтегазодобывающей отрасли.
Праксиологический (от греч. praxis - практика) компонент содержит умения, навыки, действия, опыт. Мы согласны с классификацией профессиональных умений Н.В. Кузьминой, в которую входят гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские умения. Многие авторы (С.Л. Рубинштейн, Н.Н. Хридина, Е.С. Рапацевич) единогласно отмечают, что навык - это некое автоматизированное действие, характеризующееся стереотипностью. Несомненно, и в умении есть элемент автоматизма, но в целом оно осуществляется осознанно, а поэтому, в отличие от навыка, в нем всегда активно мышление. Как итог единства знаний, умений и навыков выступает опыт. Опыт трактуется и как процесс практического воздействия человека на внешний мир, и как результат этого воздействия в виде знаний и умений. Итак, праксиологический компонент профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа включает в себя профессиональные умения и навыки, профессиональный и жизненный опыт, приобретенные на практиках.
Аксиологический компонент (от греч. axia - ценность) профессиональной компетентности выпускника индустриального колледжа включает в себя ценностные отношения, ценностные ориентации, мотивы учебной и профессиональной деятельности, профессионально важные качества личности, готовность к самообразованию. Несомненно, самообразование играет большую роль в профессиональной подготовке. В процессе формирования профессиональной компетентности ведется переоценка ценностей, создание ценностной шкалы, преобразование себя. Ценностная ориентация необходима, так как без нее знания окажутся нереализованными, а будущее не будет осознаваться как желанное, таким образом, аксиологический компонент выступает своеобразным «мостом» между теорией и практикой [9].
Все вышеперечисленные компоненты - гносеологический, аксиологический и праксиологический находят отражение в государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования к уровню подготовки выпускника колледжа при изучении специальных дисциплин. Результативность будущей профессиональной деятельности обеспечивается взаимодействием всех названных компонентов, уровень сформированности которых и определяет профессиональную компетентность выпускника колледжа.
Библиографический список
1. Ахулкова, А.И. Технологии формирования профессиональной компетентности будущих преподавателей педагогического колледжа: Дисс...канд.пед.наук / А.И. Ахулкова. -Орел, 2004. - 170 с.
2. Белкин, А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО «Юж.-Урал.Кн.Изд-во», 2004. - 176 с.
3. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0906 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений. Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
4. Давыдов, В.В. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - 208 с.
5. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад А.В. Хуторского на Отделении философии образования и теоретической педагогики РАО 23 апреля 2002 г. -Центр «Эйдос», 2002. - С. 5-6.
6. Клименко, Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы // Педагогика. - 2003. - № 2. - С. 22-28.
7. Комаров, А.П. Формирование профессиональной компетентности курсантов военных институтов средствами модульного бучения: Дисс ... канд.пед.наук / А.П. Комаров. -Уссурийск, 2005. - 146 с.
8. Насырова, Э.Ф. Формирование профессиональной компетентности учителя технологии и предпринимательства в процессе обучения дисциплинам предметной подготовки: Дисс. канд.пед.наук / Э.Ф. Насырова. - Сургут, 2007. - 189 с.
9. Педагогика: теории, системы, технологии: учебник для студ.высш.и
сред.учеб.заведений / под.ред. С.А. Смирнова. - 6-е изд., перераб. - М.: «Академия», 2006. -512 с.
10. Сластенин, В.А. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-
Пресс, 1997. - 512 с.
Bibliography
1. Akhulkova, A.I. Technologies of To-be College Teachers’ Professional Competence Formation: Dis. ... Cand. of Pedagogics / A.I. Akhulkova. - Orel, 2004. - 170 p.
2. Belkin, A.S. Сompetencе. Professionalism. Skills / A.S. Belkin. - Chelyabinsk: South-Ural Publishing House, 2004. - 176 p.
3. Davidov, V.V. Pedagogics: Manual for Students of Higher and High Educational Establishments / Edited by P.I. Pidkasisty. - М.: Pedagogical Society of Russia, 1998 - 208 p.
4. Klimenko, N.Yu. Socio-Pedagogical Competence of Experts in Social Sphere / N.Yu. Klimenko // Pedagogics. - 2003. - № 2. - P. 22-28.
5. Komarov, A.P. Cadets’ Professional Competence Formation at Military Institutes by Means of Modular Training: Diss. ... Cand. of Pedagogics / А.Р. Komarov. - Ussuriysk, 2005. -146 p.
6. Nasyrova, E.F. Technology and Business Teacher’s Professional Competence Formation in the Process of Subject Training Disciplines: Diss. ... Cand. of Pedagogics / E.F. Nasyrova. -Surgut, 2007. -189 p.
7. Pedagogics: Theories, Systems, Technologies: Manual for Students of Higher and High Schools / Edited by S.A. Smirnov. - 6th edition, Rev. - M.: "Academy" Publishing Centre, 2006. -512 p.
8. Slastenin, VA. Pedagogics: tManual for Students of Pedagogical Educational Institutions / В.А. Slastenin, I.F. Isaev, А.I. Mishchenko, Е.N. Shiyanov. - M.: School - Press, 1997. - 512 p.
9. The State Educational Standard of High Professional Education. The State Requirements to the Content Minimum and the Level of Graduates’ Training , speciality 0906 - Working out and Operation of Oil and Gas Fields. Intr. since September, 1, 2002.
10. The Key Competences and Educational Standards: The Report of A.V. Khutorsky to the Education Philosophy Department and Theoretical Pedagogics of RAS, April, 23, 2002. - «Ados», 2002. - P. 5-6.