Научная статья на тему 'Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога'

Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3206
337
Поделиться
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА / COMPETENCE / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER'S METHODICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В.

В статье на основе анализа понятий «компетентность», «профессиональная компетентность», «про фессиональная компетентность педагога» анализируется понятие «методическая компетентность педагога», выделяются его характеристики.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нагибина Н.А., Ипполитова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

METHODICAL COMPETENCE AS A PART OF TEACHERS PROFESSIONAL COMPETENCE

The article is devoted to the description of the notion teachers methodical competence. On the basis of the analysis of the notions competence, professional competence, teachers professional competence the notion teachers methodical competence is analyzed, its characteristics are described

Текст научной работы на тему «Методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности педагога»

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

METHODICAL COMPETENCE AS A PART OF TEACHER'S PROFESSIONAL COMPETENCE

Н. А. Нагибина, Н. В. Ипполитова

В статье на основе анализа понятий «компетентность», «профессиональнаякомпетентность», «профессиональная компетентность педагога» анализируется понятие «методическая компетентность педагога», выделяются его характеристики.

Ключевые слова: компетентность, профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, методическая компетентность педагога.

Утверждение в системе российского образования компетентностного подхода предполагает новую трактовку успешности деятельности педагогов с опорой на понятие «компетентность».

Согласно словарю С. И. Ожегова, слово «компетентность» трактуется как свойство в значении прилагательного к «компетентный», толкование которого в современном понимании рассматривается в двух аспектах: 1) обладающий основательными знаниями в какой-либо области, знающий; основанный на осведомленности, веский, авторитетный; 2) обладающий компетенцией, правомочный [1, с 248]. Такая трактовка данного понятия выделяет конкретную предметную область, к которой может быть применим данный термин, а также указывает на его личностный характер.

В широком смысле слова компетентность рассматривается как уровень образованности, достаточный для самообразования и самостоятельного решения возникающих при этом познавательных проблем и определения своей позиции [2].

Таким образом, компетентность выступает в русском языке как понятие, характеризующее качество, свойство личности, которое позволяет ей или дает право решать, выносить суждения в определенной области. Основой этого качества выступают знания, осведомленность, опыт деятельности человека в определенной области.

Понятие «компетентность» применительно к характеристике уровня профессиональной подготовки используется относительно недавно.

В зарубежной педагогике ученые по-разному рассматривают данное понятие. Так, Ф. Цивелли отмечает несколько трактовок компетентности, связывая ее с базовыми характеристиками человека, которые обусловливают его выдающиеся успехи в определенных видах

N. A. Nagibina, N. V. Ippolitova

The article is devoted to the description of the notion "teacher's methodical competence". On the basis of the analysis of the notions "competence", "professional competence", "teacher's professional competence" the notion "teacher's methodical competence" is analyzed, its characteristics are described.

Keywords: competence, professional competence, teacher's professional competence, teacher's methodical competence.

деятельности; со способностями, личностными чертами и приобретенными знаниями; с соответствием результатов деятельности индивида сложившимся стандартам и др. [3].

Представляет интерес и точка зрения Д. Шона, который представляет компетентность как двухуровневое образование, где первый уровень составляет имплицитное «знание в действии», а второй является рефлексивным. Причем последний состоит из двух компонентов: «рефлексия в действии» и «рефлексия о действии» [4].

В отечественной педагогике понятие компетентность начинает использоваться для описания конечного результата обучения только в последней четверти прошлого века в работах Н. В. Кузьминой, А. К. Марковой и др. К концу этого периода исследователи уже не просто говорят о компетентности в различных сферах человеческой жизнедеятельности (педагогическая, коммуникативная, информационная компетентность), но и выделяют в каждой из них различные виды.

В современной науке под компетентностью понимается «способность к осуществлению практических дея-тельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи» [5], то есть подчеркивается охват компетентностью нескольких видов деятельностей, сложный личностный характер этого понятия.

При определении компетентности большинство российских ученых (А. И. Башкирский, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов, О. В. Соколова, В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.) рассматривают данное понятие на основе взаимосвязи понятий «личность» и «деятельность». В соответствии с этим содержание данного понятия раскрывается по-разному.

Так, Д. А. Иванов, К. Г. Митрофанов и О. В. Соколова под компетентностью понимают умение человека справляться с решением какой-либо значимой задачи (круга задач) [6]. То есть авторы трактуют компетентность как характеристику, даваемую человеку в результате оценки эффективности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых задач. В соответствии с этим, по мнению ученых, человека можно считать компетентным в какой-либо области, только увидев результат разрешения им возникшей проблемной ситуации. Мы согласны с такой точкой зрения и будем опираться на это положение в дальнейшем.

С другой позиции определяется данное понятие В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым, А. И. Мищенко и др., которые делают акцент на единство теоретической и практической готовности человека к осуществлению деятельности, что характеризует его профессионализм [7]. Такая трактовка позволяет не только судить о структуре исследуемого понятия, но и дает возможность создать определенную модель компетентного специалиста на основе ее составляющих.

С позиций психологической науки рассматривает компетентность Н. В. Кузьмина, понимая ее как устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов эффективного социального опыта, способности понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [8]. В таком контексте внимание акцентируется на рефлексивной составляющей компетентности.

Синтезируя полученный материал, мы рассматриваем компетентность как сложную интегративную характеристику субъекта деятельности, отражающую готовность и способность человека к действиям, направленным на разрешение определенного круга значимых задач и обеспечивающую достижение высоких показателей при выполнении определенного вида деятельности.

Опираясь на это определение, рассмотрим понятие «профессиональная компетентность». Данный термин часто употребляется для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста, хотя существуют и другие точки зрения.

Один из подходов представлен в работах акмеологи-ческого направления изучения проблем образования (А. А. Деркач, Е. А. Климов, Л. Д. Кудрявцева, В. В. Лаптев, А. П. Тряпицына и др.). При этом профессиональная компетентность определяется как интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [9].

Второй подход (В. И. Байденко, А. И. Жук, В. Д. Симо-ненко, Н. Н. Хридина, и др.) связывает профессиональную компетентность с личностной характеристикой специалиста, осуществляющего профессиональную деятельность, и характеризует ее как совокупность профессионально значимых качеств, необходимых для осуществления нормативно одобренных способов профессиональной деятельности [10, с 93]. При этом в содержание данного по-

нятия включаются: высокая степень адаптации к изменяющимся условиям трудовой деятельности; умение актуализировать имеющиеся знания и опыт, мобилизовать необходимые личностные качества и др.

Обобщая данные точки зрения и присоединяясь к мнению В. И. Байденко [11], мы понимаем профессиональную компетентность как интегральную характеристику личности, отражающую готовность и способность человека принимать решения в области трудовой деятельности на основе имеющихся знаний, умений, опыта.

Одним из видов профессиональной компетентности является профессионально-педагогическая компетентность, приобретающая в последние годы все большую актуальность. Данное понятие толкуется неоднозначно:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• совокупность профессиональных педагогических и психологических знаний, умений и навыков (А. К. Маркова, Л. М. Митина);

• система представлений о профессионально-педагогической деятельности в единстве с технологией реализации этой системы в преобразовательной практической работе (С. М. Годник);

• совокупность свойств личности, отражающих педагогическую деятельность и преобразующих ее (Л. В. За-нина, Н. П. Меньшикова и др.);

• взаимосвязанный комплекс знаний, умений, навыков, психологических особенностей, профессиональных и акмеологических инвариантов (А. А. Деркач, Л. Д. Кудрявцев и др.).

Суммируя представленные толкования, отметим, что профессиональная компетентность педагога является характеристикой субъекта педагогической деятельности, действующего в рамках своей профессии. Границы профессиональной компетентности педагога заданы извне, нормативно, однако деятельность внутри данных границ предполагает личностную отдачу.

В целом профессиональная компетентность педагога подразумевает: владение на теоретическом и практическом уровне предметными знаниями, умениями, навыками; владение способами, методами реализации данных знаний, умений, навыков; обладание необходимыми свойствами, качествами личности, позволяющими осуществлять педагогическую деятельность; обладание чувствительностью к пространству реализации своей профессиональной деятельности, подразумевающей открытость новому опыту, потребность и способность к личностному развитию и профессиональному росту.

На основе выделенных положений мы считаем правомерным рассматривать профессиональную компетентность педагога как интегративную характеристику субъекта педагогического труда, выражающую единство его теоретической и практической готовности кэффек-тивному осуществлению педагогической деятельности на основе имеющихся знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств.

В современных исследованиях выделяют различные виды профессиональной компетентности педагога, связанные с различными аспектами педагогической дея-

тельности: когнитивную (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); коммуникативную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров, Л. М. Митина и др.); профессионально-техническую (А. С. Белкин, В. В. Нестеров и др.); информационную (А. С. Белкин, В. Н. Введенский, В. В. Нестеров); методическую (Т. А. Загривная, Н. В. Кузьмина, Т. В. Сясина и др.) и другие.

Анализируя представленные взгляды разных авторов на составляющие профессиональной компетентности в области педагогики, отметим, что, имея разный ракурс рассмотрения, исследователи делают акцент на те или иные компоненты педагогической деятельности. Однако в целом можно обозначить следующие составляющие профессиональной компетентности педагога: когнитивная, профессионально-технологическая, информационная, коммуникативная, методическая и др.

Методическая компетентность является одной из важных составляющих профессиональной компетентности педагога.

В современной педагогической литературе данное понятие определяется по-разному:

- владение педагогом различными методами обучения, знание дидактических методов, приемов и умение применять их в процессе обучения, знание психологических механизмов усвоения знаний и умений в процессе обучения (Н. В. Кузьмина) [7];

- интегративная, многоуровневая, профессионально значимая характеристика личности преподавателя, выражающаяся в наличии ценностного отношения к педагогической профессии, профессиональных знаний и умений, взятых в единстве (Т. В. Сясина) [12, с. 8];

- интегральная характеристика деловых, личностных и нравственных качеств педагога, отражающая системный уровень функционирования методологических, методических знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в методической и педагогической деятельности в целом (Т. А. Загривная) [13, с. 13].

Анализ исследований по данной проблеме позволяет заключить, что методическая компетентность педагога:

• представляет собой один из видов профессиональной компетентности педагога;

• проявляется в методической деятельности педагога как одном из видов профессиональной педагогической деятельности;

• выражает единство его теоретической и практической готовности к эффективному осуществлению обучения и воспитания учащихся;

• основывается на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств.

Выделенные положения дают основание рассматривать методическую компетентность педагога как интегративную характеристику субъекта педагогического

труда, основанную на совокупности общепедагогических и методических знаний, умений, навыков, опыта и личностных качеств, отражающую готовность и способность к эффективной методической деятельности и обеспечивающую достижение высоких показателей в обучении и воспитании учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. М.: А ТЕМП, 2008.

2. Большой энциклопедический словарь: в 2 т. / под ред. А. М. Прохорова. М.: Сов. энцикл., 1998.

3. Civelli F. F. New compétences, new organizations in a developing world. Industrial and commercial training. Milan, 1997. Р. 226-229.

4. Шон Д. Рефлексивный практик: пер. с англ. М.: Вильямс, 1996.

5. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. М.: АПКиПРО, 2002.

6. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколова О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. М.: АПК и ПРО, 2003.

7. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сласте-нин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шия-нов. М.: Школа-Пресс, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высш. шк., 1990.

9. Модернизация общего образования: оценка образовательных результатов: кн. для учителя / под ред. проф. В. В. Лаптева, проф. А. П. Тряпи-циной. СПб.: СОЮЗ, 2002.

10. Хридина Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: Управление образованием как социальной системой. Екатеринбург: Уральское изд-во,

2003.

11. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностно-го подхода) // Высш. образование в России.

2004. № 11.С.34-38.

12. Сясина Т. В. Формирование методической компетентности будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Комсомольск-на-Амуре, 2005.

13. Загривная Т. А. Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2006.