Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / курсанты / морские образовательные организации / педагогические условия / профессиональный патриотизм / формирование / учащаяся молодежь / education / cadets / marine educational organizations / pedagogical conditions / professional patriotism / formation / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Н. Томилин, Л Ф. Мамедова

Падение престижности морской профессии, связанное с очень высокой напряженностью морской профессиональной деятельности, не совсем достойной заработной платой, большим отрывом по времени от семей и близких, привело к тому, что отечественная морская отрасль испытывает большой дефицит с кадровым обеспечением. Эти же причины обусловили и уклонение значительной части выпускников морских образовательных организаций от работы на российских судах морского транспорта. В создавшейся обстановке одним из существенных направлений деятельности морских вузов видится формирование профессионального патриотизма у учащейся молодежи, привитие им не только требуемых профессиональных знаний, но и любви и верности избранной морской специальности, готовности посвятить свою жизнь морской профессии. Реализация данной идеи требует создания в морских образовательных организациях соответствующих педагогических условий, что окажет существенное воздействие на сознание и мышление курсантов – будущих морских специалистов. Цель публикации – довести до широкой педагогической общественности основные педагогические условия формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских образовательных организаций. В проведенном исследовании были использованы педагогические методы: метод изучения педагогического опыта, теоретический анализ научной литературы по теме, контент-анализ научных публикаций, обобщение, синтез, прогнозирование. На основе анализа подходов отечественных ученых сформирован комплекс педагогических условий формирования профессионального патриотизма у учащихся морских образовательных организаций. Дана характеристика каждого педагогического условия. Приведены пути их применения в педагогической практике. Для проведенного исследования характерно наличие научной новизны, теоретической и практической значимости. Предложенный комплекс педагогических условий будет востребован в образовательной и воспитательной деятельности в интересах формирования у будущих морских специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности в составе экипажей судов морского транспорта в течение всей своей жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG FUTURE MARITIME TRANSPORT SPECIALISTS

The decline in the prestige of the maritime profession, associated with a very high intensity of maritime professional activity, not quite decent wages, a large gap in time from families and loved ones, has led to the fact that the domestic maritime industry is experiencing a large shortage of personnel. The same reasons led to the avoidance of a significant part of graduates of maritime educational organizations from working on Russian ships of maritime transport. In the current situation, one of the essential activities of maritime universities is the formation of professional patriotism among young students, instilling in them not only the required professional knowledge, but also love and loyalty to the chosen maritime specialty, readiness to devote their lives to the maritime profession. The implementation of this idea requires the creation of appropriate pedagogical conditions in marine educational organizations, which will have a significant impact on the consciousness and thinking of cadets – future marine specialists. The purpose of the publication is to bring to the general pedagogical community the basic pedagogical conditions for the formation of professional patriotism among the students of maritime educational organizations. Pedagogical methods in the study are the method of studying pedagogical experience, theoretical analysis of scientific literature on the topic, content analysis of scientific publications, generalization, synthesis, forecasting. Based on the analysis of the approaches of Russian scientists, a set of pedagogical conditions for the formation of professional patriotism among students of maritime educational organizations has been formed. The characteristic of each pedagogical condition is given. The ways of their application in pedagogical practice are given. The conducted research is characterized by the presence of scientific novelty, theoretical and practical significance. The proposed set of pedagogical conditions will be in demand in educational and educational activities in the interests of forming future marine specialists with a high level of readiness for professional activity as part of the crews of ships of sea transport throughout their lives.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА»

6. Tomilin A.N., Hekert N.E. Sportivno-patrioticheskoe vospitanie obuchayuschejsya molodezhi v vysshem uchebnom zavedenii. Vestnik gosudarstvennogo morskogo universiteta imeniadmirala F.F. Ushakova. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2022; № 4 (37): 112-113.

7. Poluhin E.A., Borisov A.B., Balandin V.A., Chernyshenko Yu.K. Prioritetnosf faktorov i pedagogicheskih uslovij, vliyayuschih na 'effektivnost' buduschej professional'noj deyatel'nosti vypusknikov vysshih morskih uchebnyh zavedenij. Fizicheskaya kul'tura, sport - nauka i prakiika. 2009; № 3: 7-10.

8. Tomilin A.N. O celesoobraznosti primeneniya social'nogo i sredovogo podhodov pri issledovanii patriotizma kursantov morskogo VUZa. Nauka. Obschestvo. Lichnost': materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017: 66-71.

9. Buksha S.B. Osobennosti patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo universiteta v processe zanyatij po fizicheskoj podgotovke. Problemy nauchno-prakticheskoj deyatel'nosti. Poisk i vybor innovacionnyh reshenij: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa, 2023: 68-71.

10. Buksha S.B. Sportivno-patrioticheskoe vospitanie kursantov morskogo universiteta: suschnost', harakternye osobennosti, definiciya. Sostoyanie i perspektivy razvitiya sovremennoj nauki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Petrozavodsk, 2023: 47-52.

Статья поступила в редакцию 23.11.23

УДК 378.01

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Mamedova L.F., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: lela18052@gmail.com

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG FUTURE MARITIME TRANSPORT SPECIALISTS. The

decline in the prestige of the maritime profession, associated with a very high intensity of maritime professional activity, not quite decent wages, a large gap in time from families and loved ones, has led to the fact that the domestic maritime industry is experiencing a large shortage of personnel. The same reasons led to the avoidance of a significant part of graduates of maritime educational organizations from working on Russian ships of maritime transport. In the current situation, one of the essential activities of maritime universities is the formation of professional patriotism among young students, instilling in them not only the required professional knowledge, but also love and loyalty to the chosen maritime specialty, readiness to devote their lives to the maritime profession. The implementation of this idea requires the creation of appropriate pedagogical conditions in marine educational organizations, which will have a significant impact on the consciousness and thinking of cadets - future marine specialists. The purpose of the publication is to bring to the general pedagogical community the basic pedagogical conditions for the formation of professional patriotism among the students of maritime educational organizations. Pedagogical methods in the study are the method of studying pedagogical experience, theoretical analysis of scientific literature on the topic, content analysis of scientific publications, generalization, synthesis, forecasting. Based on the analysis of the approaches of Russian scientists, a set of pedagogical conditions for the formation of professional patriotism among students of maritime educational organizations has been formed. The characteristic of each pedagogical condition is given. The ways of their application in pedagogical practice are given. The conducted research is characterized by the presence of scientific novelty, theoretical and practical significance. The proposed set of pedagogical conditions will be in demand in educational and educational activities in the interests of forming future marine specialists with a high level of readiness for professional activity as part of the crews of ships of sea transport throughout their lives.

Key words: education, cadets, marine educational organizations, pedagogical conditions, professional patriotism, formation, students

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

Л.Ф. Мамедоеа, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: lela18052@gmail.com

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Падение престижности морской профессии, связанное с очень высокой напряженностью морской профессиональной деятельности, не совсем достойной заработной платой, большим отрывом по времени от семей и близких, привело к тому, что отечественная морская отрасль испытывает большой дефицит с кадровым обеспечением. Эти же причины обусловили и уклонение значительной части выпускников морских образовательных организаций от работы на российских судах морского транспорта. В создавшейся обстановке одним из существенных направлений деятельности морских вузов видится формирование профессионального патриотизма у учащейся молодежи, привитие им не только требуемых профессиональных знаний, но и любви и верности избранной морской специальности, готовности посвятить свою жизнь морской профессии. Реализация данной идеи требует создания в морских образовательных организациях соответствующих педагогических условий, что окажет существенное воздействие на сознание и мышление курсантов - будущих морских специалистов. Цель публикации - довести до широкой педагогической общественности основные педагогические условия формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских образовательных организаций. В проведенном исследовании были использованы педагогические методы: метод изучения педагогического опыта, теоретический анализ научной литературы по теме, контент-анализ научных публикаций, обобщение, синтез, прогнозирование. На основе анализа подходов отечественных ученых сформирован комплекс педагогических условий формирования профессионального патриотизма у учащихся морских образовательных организаций. Дана характеристика каждого педагогического условия. Приведены пути их применения в педагогической практике. Для проведенного исследования характерно наличие научной новизны, теоретической и практической значимости. Предложенный комплекс педагогических условий будет востребован в образовательной и воспитательной деятельности в интересах формирования у будущих морских специалистов высокого уровня готовности к профессиональной деятельности в составе экипажей судов морского транспорта в течение всей своей жизни.

Ключевые слова: воспитание, курсанты, морские образовательные организации, педагогические условия, профессиональный патриотизм, формирование, учащаяся молодежь

Обучение курсантов - будущих морских специалистов для судов транспортного флота - осуществляется в течение пяти лет За это время происходит адаптация курсантов, их окончательное профессиональное самоопределение, знакомство с миром морской профессиональной деятельности, овладение комплексом общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, формирование готовности к предстоящей деятельности.

Вместе с тем установлено, что в процессе обучения в морском вузе полностью упущено такое направление работы, как формирование у курсантов профессионального патриотизма, наличия у них желания и стремления быть морским специалистом в течение всей своей жизни. Имеющийся для этого воспитательный потенциал учебного заведения в полную силу не используется. Необходимые педагогические условия для формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи не созданы.

Актуальность рассматриваемой темы связана с наличием следующих групп факторов:

А. Профессиональных:

- возрастанием требований к профессионализму членов экипажей морских судов со стороны Международной морской организации и работодателей;

- усложнением процедуры заключения контракта на новый рейс;

- низким уровнем оплаты труда морских специалистов, не соответствующий его сложности, напряженности и нагрузки.

Б. Организационно-служебных:

- увеличением объема функциональных обязанностей моряков в связи с сокращением численности экипажей судов, что приводит к повышенной утомляемости и снижению работоспособности моряков, негативному проявлению человеческого фактора, росту количества инцидентов и аварий на морском транспорте;

- удлинением временного интервала смены экипажа, что ведет к значительному отрыву моряков от своих семей, участившимся разводам.

В. Образовательных:

- неэффективной деятельностью морских образовательных организаций по формированию профессионального патриотизма у обучающихся;

- ростом количества выпускников морских учебных заведений, не желающих связывать свою жизнь с работой на морских судах (более 50%) [1];

- потребностью выявления и обоснования комплекса педагогических условий необходимых для формирования высокого уровня профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских образовательных организаций.

Действие данных факторов способствовало тому, что:

- на российских судах испытывается большой некомплект командных кадров и рядового состава;

- сохраняется тенденция увеличения количества инцидентов, аварий и очень сложных аварий морских судов, гибели людей и кораблей;

- наблюдается тенденция роста числа выпускников, отказывающихся работать на судах транспортного флота, предпочитающих иные виды деятельности на берегу и в иных структурах, не связанных с морем;

- усилия руководства и профессорско-преподавательского состава по формированию профессионального патриотизма у курсантов не приобрели целенаправленного и системного характера;

- в морских вузах нет соответствующих педагогических условий для формирования профессионального патриотизма у курсантов в процессе обучения.

Следовательно, актуальность рассматриваемой темы бесспорна.

Цель настоящего исследования: на научной основе произвести отбор и обосновать комплекс педагогических условий формирования профессионального патриотизма у курсантов морского вуза - будущих морских специалистов.

Для достижения данной цели сформулированы следующие задачи:

- провести теоретический анализ научной литературы по выбранной

теме;

- на основе тщательного отбора сформировать комплекс педагогических условий формирования профессионального патриотизма у курсантов;

- дать характеристику каждому педагогическому условию;

- установить достоинства комплекса педагогических условий, применяемых в интересах формирования профессионального патриотизма у курсантов морского вуза.

Научная новизна состоит в предложении нового комплекса педагогических условий формировании профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций, обеспечивающего конструирование целостного учебно-воспитательного пространства, способствующего эффективному протеканию процесса формирования каждого курсанта как профессионала-патриота, любящего свою специальность и готового посвятить свою жизнь морской профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость определяется предложением нового определения термина «педагогические условия формирования профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций»», способствующего уяснению сущности данного феномена и его предназначения.

Практическая значимость знаменуется возможностью применения разработанного комплекса педагогических условий в учебно-воспитательной деятельности учебных заведений по формированию профессионального патриотизма у курсантов и студентов.

Изучение результатов педагогических исследований, относящихся к сфере формирования профессионального патриотизма и профессиональной направленности, показывает, что все авторы применяют для достижения намеченной цели возможности педагогических условий.

Анализ научной литературы показывает, что в современной педагогике понятие «педагогические условия» не нашло своего окончательного определения.

Так, Г.Я. Гревцева, И.М. Баштанар и Д.Ю. Панин стоят на позиции, согласно которой «педагогические условия» есть совокупность внешних факторов, «стимулирующих освоение ценностей профессии», на основе которых происходит формирование профессионального патриотизма у студентов [2, с. 208]. Ж.Г Химич, замечает, что формирование профессионального патриотизма происходит в течение длительного времени как результат целенаправленной воспитательной деятельности и конструирования для этого конкретных условий, понимаемых как совокупность мер педагогической деятельности со студентами

[3]. А.Е. Савинова придает особое значение в своем исследовании выбору и творческому использованию педагогических условий, интерпретируемых как оптимальные меры, потребные для профессионального воспитания студентов

[4]. Согласно мнению А.Н. Томилина, педагогические условия - это внешние обстоятельства, позитивно влияющие на процесс профессиональной подготовки и воспитания личности [5].

Следовательно, для проводимого исследования феномен «педагогические условия формирования профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций» следует понимать как совокупность внешних факторов, специальных и оптимальных мер, внешних обстоятельств, которые выбраны (созданы) и применены исследователем (преподавателем) в интересах достижения существенных результатов по формированию у учащейся молодежи высокого уровня профессионального патриотизма.

Анализ научных трудов по теме проводимого исследования показывает следующее:

- термин «педагогические условия» понимается исследователями разнообразно и формулируется применительно к проводимому исследованию;

- каждый исследователь выбирает и конструирует свою, специфическую совокупность педагогических условий, подходящую для определенного исследования и соответствующие цели исследования;

- у всех исследователей направленность педагогических условий предусматривает оказание существенного влияния на протекание и позитивную результативность педагогического процесса по формированию у студентов и курсантов профессионального патриотизма.

Опора на требования педагогики и опыт таких ученых, как Г Я. Гревцева, И.М. Баштанар, Л.А. Саенко, А.Е. Савинова, А.Н. Томилин, Ж.Г Химич и др., дало возможность разработать собственный комплекс педагогических условий формирования профессионального патриотизма у курсантов морской образовательной организации, который включает:

1. Применение потенциала профессиональной культуры для формирования у курсантов профессионального патриотизма.

2. Опора на воспитательный потенциал профессиональных традиций в процессе профессиональной подготовки и профессионального воспитания.

3. Привлечение профессорско-преподавательского состава к проведению активной и целенаправленной учебно-воспитательной деятельности по формированию у учащейся молодежи профессионального патриотизма.

4. Участие органов студенческого самоуправления в воспитательной деятельности по формированию профессионального патриотизма у курсантов.

5. Использование ресурсов морских администраций, судовладельческих и крюинговых компаний по формированию профессионального патриотизма у учащихся морских образовательных организаций.

Рассмотрим по отдельности каждое из данных условий.

Первое из них - применение потенциала профессиональной культуры для формирования у курсантов профессионального патриотизма. По мнению Е.Ю. Сысоевой, профессиональная культура представляет собой некую «степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных задач» [6, с. 8].

Характерными особенностями профессиональной культуры являются:

- понимается как социокультурный феномен, специфическая часть духовной культуры личности профессионала;

- формируется в процессе профессионального обучения и воспитания;

- непременно совершенствуется в процессе профессиональной деятельности;

- проявляется в профессиональной компетентности специалиста;

- предусматривает готовность профессионала к содержательному анализу и оценке профессионально-этических проблем сферы профессиональной деятельности;

- способствует принятию самостоятельных профессиональных решений;

- выражается в готовности к самосовершенствованию, саморазвитию и самовоспитанию в своей профессиональной области.

Для высокого уровня профессиональной культуры специалиста характерна развитая способность качественного решения профессиональных задач, т. е. наличие развитого профессионального мышления и сознания [7].

Применение потенциала профессиональной культуры позволяет:

- перестроить мышление и мыслительные операции будущего специалиста морского транспорта, сконцентрировать его внимание на важность морской профессии для государства, общества, народа и самой личности моряка;

- актуализировать эмоционально-волевые проявления курсантов (содержит волевые акты, эмоции, способы их выражения в морской деятельности);

- развить способы деятельности, профессионального и личностного поведения учащейся молодежи (включает совокупность умений, навыков, приемов, стилей поведения и жизнедеятельности);

- сформировать сферу позитивных профессиональных ценностей и ценностных ориентаций молодых людей (их можно классифицировать по отношению к труду на флоте и морской профессии, к морскому коллективу (экипажу судна) и себе как специалисту морского транспорта);

- расширить знания о профессиональном патриотизме каждого курсанта (позволяет овладеть новыми принципами, закономерностями, фактами, явлениями, обеспечивающие возможность на научной основе принять верные и оптимальные решения для профессиональной деятельности и повседневной жизни) [7].

Второе педагогическое условие - опора на воспитательный потенциал профессиональных традиций в процессе профессиональной подготовки и профессионального воспитания. Слово «традиция» имеет латинское происхождение - traditio и переводится как передача; предание [8]. С.И. Ожегов пояснят суть традиции: «...то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи)» [9, с. 807]. А.Н. Томилин видит смысл профессиональных традиций в доминировании определенных моделей поведения и деятельности профессионалов, в основе которых лежат духовные и профессиональные ценности и идеалы, сплачивающие коллектив и способствующие успешному решению поставленных задач.

Следовательно, профессиональные традиции российского морского транспорта - это исторически сложившиеся и передающиеся из поколения в поколение нормы, обычаи, ритуалы, моральные и профессиональные правила,

которые являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности морской отрасли России, трудовых коллективов и экипажей морских судов, выступающие как некий инструмент знания и действия, мощный механизм развития, способствующий более продуктивной работе, сопричастности моряков к миссии транспортного флота государства.

Важнейшими профессиональными традициями морского транспорта являются:

- любовь и преданность Отечеству и государству - Российской Федерации;

- соблюдение законности и правовой культуры;

- верность Флагу, судну и своему экипажу;

- профессиональная компетентность, мастерство и профессионализм;

- профессиональная дисциплина и исполнительность;

- взаимовыручка и взаимопомощь;

- стремление к профессиональному совершенству, подлинному мастерству.

Реализация данного педагогического условия требует:

- активизации пропаганды профессиональных традиций в морских учебных заведениях;

- уяснения каждым курсантом сущности и содержания профессиональных традиций;

- постоянного поиска, отбора и внедрения в практику новых, современных морских, профессиональных традиций, обычаев, норм и ритуалов;

- наличия в учебном заведении и студенческих общежитиях наглядной агитации, оформленной содержательно и эстетически привлекательно;

- регулярного проведения встреч с ветеранами морского транспорта, капитанами и членами экипажей морских судов, в ходе которых будущим специалистам морского транспорта разъяснялась роль и важность профессиональных традиций.

Третье условие - привлечение профессорско-преподавательского состава к проведению активной и целенаправленной учебно-воспитательной деятельности для формирования у учащейся молодежи профессионального патриотизма. Каждый преподаватель в процессе обучения ведет целенаправленную профессиональную подготовку по вооружению каждого курсанта комплексом компетенций, потребных для последующей профессиональной деятельности.

Вместе с тем не каждый преподаватель в ходе занятий уделяет должное внимание формированию желания и готовности молодых людей посвятить себя морскому делу, стремлению стать капитаном судна, профессионалом высокого уровня, авторитетным специалистом. Целесообразно на каждом занятии уделить внимание:

- вопросам становления и развития любви к морской профессии;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- формированию желания и готовности посвятить свою профессиональную жизнь службе в составе экипажей судов морского транспорта России;

- выработке у курсантов способности к самообразованию, систематическому и самостоятельному обогащению своих профессиональных знаний;

- развитию мотивацию к профессиональной карьере, укреплению желания стать капитаном судна;

- подкреплению изучаемых теоретических положений яркими примерами из жизни и профессиональной деятельности выпускников морских образовательных организаций.

Четвертое педагогическое условие - участие органов студенческого самоуправления в воспитательной деятельности по формированию профессионального патриотизма у курсантов. Полномочия и возможности органов студенческого самоуправления очень обширны и разнообразны. Однако вопросы профессиональной подготовки и формирования готовности учащейся молодежи

Библиографический список

к будущей профессиональной деятельности на судах морского транспорта не везде и не всегда относятся к приоритетным. С целью активизации и конкретизации деятельности органов студенческого самоуправления по формированию у курсантов профессионального патриотизма необходимо:

- сосредоточить их усилия на обеспечение высокой ответственности и примерности курсантов в учебно-воспитательной деятельности;

- усилить внимание к вопросам формирования профессионального самоопределения курсантов как совокупности практик будущего специалиста морского транспорта по выработке своего устойчивого отношения к морской профессиональной деятельности;

- обеспечить овладение курсантами стержневыми профессиональными компетенциями, потребными для будущей службы на транспортном флоте;

- повысить роль коллективных творческих дел в формировании профессионализма и профессионального патриотизма курсантов;

- содействовать формированию и развитию у курсантов профессиональных и деловых качеств;

- способствовать овладению курсантами профессиональными ценностями и формированию положительных профессиональных ценностных ориента-ций, устойчивого желания посвятить себя и свою жизнь службе на морских судах.

Пятое условие - использование ресурсов морских администраций, судовладельческих и крюинговых компаний в деле формирования профессионального патриотизма у учащихся морских образовательных организаций. Роль всех морских структур в воспитании профессионалов-патриотов морского транспорта заключается в:

- основательном изучении курсантов при их отборе для прохождения плавательной практики в составе экипажей морских судов;

- закреплении за каждым практикантом опытного специалиста в качестве наставника и куратора, оказывающего действенную помощь в выполнении задач плавательной практики, развития любви к морской профессиональной деятельности, формирования желания быть настоящим морским специалистом, трудиться в составе экипажа судна в течение всей своей жизни;

- написании капитанами судов специальной характеристики, касающейся отношения курсанта к выполнению задач плавательной практики с заключением о целесообразности дальнейшего использования в данной судовладельческой компании;

- подготовке и предложении курсантам выпускного курса конкретного перспективного плана карьерного роста в судовладельческой компании.

На основании проведенного исследования нами сделаны следующие выводы:

1. Разработанный комплекс педагогических условий обеспечивает конструктивно-творческое функционирование педагогической системы формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских образовательных организаций.

2. Предложенные педагогические условия обусловливают развитие действующей в морской образовательной организации информационно-образовательной среды, придание ей профессионально-патриотической направленности, содействующей в профессиональном воспитании будущих специалистов морского транспорта, формирование каждого из них как активного гражданина Российской Федерации, защитника интересов государства и народа, компетентного специалиста отечественного морского транспорта, профессионала-патриота, посвящающего себя и свою жизнь службе на судах морского транспорта Отечества.

3. Созданные условия полностью соответствуют требованиям профессиональной подготовки и профессионального воспитания. Конструктивное их применение обеспечивает воспитание каждого курсанта как профессионала-патриота морского транспорта, любящего морскую деятельность и готового к успешной морской деятельности в течение всей своей жизни.

1. Мальцева Я. Торговому флоту не хватает кадров, а морякам - знаний и желания работать в России. Available at: https://www.newsvl.ru/economics/2021/10/ 26/203775/

2. Гревцева ГЯ., Баштанар И.М., Панин Д.Ю. Формирование профессионального патриотизма как фактора социализации личности. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 2 (93): 207-209.

3. Саенко Л.А., Химич Ж.Г Условия формирования профессионального патриотизма у обучающейся молодёжи. Мир науки, культуры, образования. 2018; № 5 (72): 203-205.

4. Савинова А.Е., Томилин А.Н. Моделирование процесса формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов гуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 118-120.

5. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

6. Сысоева Е.Ю. Основы профессиональной культуры: учебное пособие. Самара: Издательство «Самарский университет», 2016.

7. Мамедова Л.Ф., Томилин А.Н. Сущностные положения феномена «профессиональный патриотизм». Мир науки, культуры, образования. 2019; № 6 (79): 105-107.

8. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодежи воспитания курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.

9. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов. Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2008.

References

1. Mal'ceva Ya. Torgovomu flotu ne hvataet kadrov, a moryakam - znanij izhelaniya rabotat' v Rossii. Available at: https://www.newsvl.ru/economics/2021/10/26/203775/

2. Grevceva G.Ya., Bashtanar I.M., Panin D.Yu. Formirovanie professional'nogo patriotizma kak faktora socializacii lichnosti. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 2 (93): 207-209.

3. Saenko L.A., Himich Zh.G. Usloviya formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschejsya molodezhi. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; № 5 (72): 203-205.

4. Savinova A.E., Tomilin A.N. Modelirovanie processa formirovaniya patrioticheski napravlennoj professional'noj pozicii buduschih pedagogov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 118-120.

5. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

6. Sysoeva E.Yu. Osnovy professional'noj kul'tury: uchebnoe posobie. Samara: Izdatel'stvo «Samarskij universitet», 2016.

7. Mamedova L.F., Tomilin A.N. Suschnostnye polozheniya fenomena «professional'nyj patriotizm». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 6 (79): 105-107.

8. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

9. Ozhegov S.I. Tolkovyjslovar'russkogoyazyka: 80 000 slov. Moskva: OOO «ITI Tehnologii», 2008.

Статья поступила в редакцию 23.11.23

УДК 374.31

Abdullaeva E.B., Cand. of Sciences (Art Criticism), musicologist, Institute of Language, Literature and Art of Dagestan Federal Research Center

of the Russian Academy of Sciences (Makhachkala, Russia), E-mail: elklas@mail.ru

PERFORMANCE OF FOLK MUSICAL INSTRUMENTS IN DAGESTAN AS AN IMPORTANT COMPONENT OF EDUCATION AND SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION. The article reveals a problem of functioning of performing folk musical instruments in educational institutions of the Republic of Dagestan as an important component of education and spiritual and moral education of students, aimed at developing artistic taste, positive social attitudes and interest of the younger generation in national musical culture. The author emphasizes that the study of instrumental music and the practice of performing folk instruments contribute to the development of such important competencies as self-expression, solidarity and cultural understanding. In assessing the role of performing folk instruments as a process of education and spiritual and moral upbringing, attention is focused on the importance of continuity as an uninterrupted process of cultural and spiritual development of the student. Discreteness has been identified in this chain. If everyone wants to join the musical culture, according to statistics, there are still many gaps in the issue of obtaining professional music education. In this regard, it is advisable to raise the issue of stimulating training in folk musical instruments and expanding the coverage of school institutions, especially in rural areas, where children are closer to an authentic environment that is comfortable for them.

Key words: folk musical instruments, children's art school, folk group, spoons, spoonsplayers, agach-kumuz, tar, nagara, successive development, competition, festival

Э.Б. Абдуллаева, канд. искусствоведения, Институт языка, литературы и искусства имени Г. Цадасы Дагестанского

федерального исследовательского центра РАН, г. Махачкала, E-mail: elklas@mail.ru

ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО НА НАРОДНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ В ДАГЕСТАНЕ КАК ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье раскрывается проблема функционирования исполнительства на народных музыкальных инструментах в образовательных учреждениях Республики Дагестан как важный компонент образования и духовно-нравственного воспитания учащихся, направленного на формирование художественного вкуса, позитивных социальных установок и интереса подрастающего поколения к национальной музыкальной культуре. Автор акцентирует внимание на том, что изучение инструментальной музыки и практика исполнительства на народных инструментах способствуют развитию таких важных компетенций, как самовыражение, солидарность и культурное понимание. В оценке роли исполнительства на народных инструментах как процесса образования и духовно-нравственного воспитания акцентировано внимание на важности преемственности в качестве непрерывного процесса культурного и духовного становления учащегося. В этой цепочке выявлена дискретность. Если к музыкальной культуре хотят приобщиться все, то, по статистике, в вопросе получения профессионального музыкального образования еще много пробелов. В связи с этим целесообразно озвучить вопрос о стимулировании обучения на народных музыкальных инструментах и расширении охвата учреждений школьного звена, особенно в сельской местности, где дети более приближены к комфортной им аутентичной среде.

Ключевые слова: народные музыкальные инструменты, детская школа искусств, народный фольклорный коллектив, ложкари, ложки, агач-кумуз, тар, нагара, преемственность, конкурс, фестиваль

Научно-образовательное и культурное сообщество все больше обращает внимание на необходимость сохранения нематериального культурного наследия, разработку способов его популяризации и интеграции в учебно-воспитательный процесс. Проблемы включенности традиций народного декоративно-прикладного искусства, художественных промыслов и ремесел Дагестана в предпрофессио-нальное и профессиональное образование достаточно авторитетно представлены в исследованиях дагестанских ученых [1-4]. Изучение же возможностей и форм внедрения народных музыкальных традиций в образование и воспитание [5] еще ждет своего теоретического осмысления и практического применения. В связи с этим актуальность темы исследования связана не только с ее малой изученностью, но и, прежде всего, с необходимостью осознания определяющей роли народной музыки и ее инструментария как маркеров национальной культуры в нравственном и художественно-творческом воспитании подрастающего поколения.

Объектом исследования стал опыт музыкального обучения инструментальному исполнительству на народных инструментах в детских школах искусств и учреждениях среднего специального звена в Республике Дагестан.

Предмет исследования заключается в возможности народных музыкальных инструментов в формировании предпрофессионального и профессионального образования учащихся и их духовно-нравственного воспитания.

Цель исследования - определить роль и место народных музыкальных инструментов и инструментального исполнительства в процессе образования и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения на примере образовательных учреждений в Дагестане.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

1. Осуществить мониторинг современного состояния обучения на народных национальных инструментах в образовательных учреждениях Дагестана.

2. Определить роль народных музыкальных инструментов в формировании нравственно-гармоничной личности ребенка.

3. Обосновать влияние народных музыкальных инструментов на национальную и духовную культуру народа.

4. Раскрыть содержание, формы и методы работы по духовно-нравственному воспитанию детей с использованием народных музыкальных инструментов.

В работе получили отражение личный научный и педагогический опыт автора. Эмпирический подход был необходим для наблюдения практической деятельности исполнительских коллективов образовательных учреждений Дагестана на фестивалях и конкурсах различного уровня и масштаба, выступления и дискуссии педагогов в рамках научно-практических конференций. В ходе нашего исследования мы основывались на синхронических и диахронических методах, которые помогли изучить исполнительство народных музыкальных инструментов в современном образовательном процессе, происходящим в учреждениях республики. Мы провели беседы с преподавателями и руководителями фольклорных коллективов.

Научная новизна исследования заключается в актуализации как предмета специального изучения проблемы обучения игре на народных национальных инструментах в образовательных учреждениях Дагестана как фактора носитель-ства народных музыкальных традиций, формирования преемственности, в том числе и профессиональной, и духовно-нравственного воспитания.

Теоретическое значение данного исследования заключается в обосновании разнообразных форм и возможностей использования сольного и коллективного музицирования народных национальных инструментов в процессе обучения.

Практическое значение исследования состоит в возможности применения описанных методов работы с учениками-музыкантами в учебных заведениях, особенно в обучении школьников. Изучение народной музыки через исполни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.