Научная статья на тему 'АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
аксиологическая стратегия / курсанты не юридических специальностей / морской университет / правовая культура / стратегия / формирование / учащаяся молодежь / axiological strategy / cadets of non-legal specialties / maritime university / legal culture / strategy / formation / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т П. Оборочан, А Н. Томилин

В современных условиях изменились требования к уровню профессиональной подготовки морских специалистов. Государство, социум, морская общественность, работодатели требуют, чтобы выпускник морской образовательной организации был не только профессионально компетентным специалистом, но и законопослушным гражданином, патриотом Российской Федерации, воспитанной и интеллигентной личностью, обладающей высоким уровнем правовой культуры. Цель публикации – предложить педагогической общественности нашей страны аксиологическую стратегию формирования правовой культуры у курсантов высших учебных заведений неюридических специальностей для её последующего применения в своей учебно-воспитательной практике. В ходе исследования авторами творчески применён комплекс педагогических методов, включающий теоретический анализ педагогических источников, сравнение, обобщение, синтез, конкретизацию. Разработана аксиологическая стратегия формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета. Конкретизированы постулаты конструктивного использования положений аксиологической стратегии. Для настоящего исследования характерна научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Разработанная стратегия будет востребована в учебно-воспитательной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава с курсантами и студентами морских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AXIOLOGICAL STRATEGY OF FORMATION OF LEGAL CULTURE AMONG CADETS OF NON-LEGAL SPECIALTIES OF THE MARITIME UNIVERSITY

In modern conditions, requirements for the level of professional training of marine specialists have changed. The state, society, the maritime community, employers demand that a graduate of a maritime educational organization be not only a professionally competent specialist, but also a law-abiding citizen, a patriot of the Russian Federation, a well-mannered and intelligent person with a high level of legal culture. The purpose of the publication is to offer the pedagogical community of our country an axiological strategy for the formation of legal culture among cadets of higher educational institutions of non-legal specialties for its subsequent application in their educational practice. In the course of the research, the authors creatively applied a set of pedagogical methods, including: theoretical analysis of pedagogical sources, comparison, generalization, synthesis, concretization. An axiological strategy for the formation of legal culture among cadets of non-legal specialties of the Maritime University has been developed. The postulates of the constructive use of the provisions of the axiological strategy are concretized. This research is characterized by scientific novelty, theoretical and practical significance. The developed strategy will be in demand in the educational activities of the management and teaching staff with cadets and students of maritime universities.

Текст научной работы на тему «АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

Библиографический список

1. Романцев Г.М., Ронжина Н.В. Профессиональное мышление как фактор развития профессионального образования на современном этапе. Педагогический журнал Башкортостана. 2013; 3-4 (46-47): 72-79.

2. Ильясов Д.Ф., Селиванова Е.А., Севрюкова А.А. и др. Формирование функциональной грамотности учащихся. Развитие креативного мышления: учебное пособие. Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022.

3. Мамаева И.А. Профессиональное мышление и технические способности. Профессиональное образование. 2006; № 3: 12-15.

4. Новиков А.Н., Букалова Г.В. Профессиональное мышление технического профиля как элемент образовательного нормирования. Мир транспорта и технологических машин. 2012; № 3: 100-102.

5. Воробьев Г.А., Фомина Т.П. Сетевые модели и цифровые технологии в повышении квалификации учителей математики. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 2 (55): 92-101.

6. Потемкина Т.В., Щавелева Е.Н. Развитие цифровых компетенций учителей: анализ международного опыта. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 2 (55): 29-38.

7. Уразманова Ф.Н., Савичева Ю.О. Особенности сопровождения непрерывного профессионального развития педагогических кадров в условиях цифровой образовательной среды. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2023; № 1 (54): 74-82.

8. Муллина Э.Р Электронные образовательные ресурсы как средство формирования профессиональных компетенций студентов. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016; № 11-5: 975-978.

9. Герасимова А.Г. Подготовка студентов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации образования. Современные наукоемкие технологии. 2020; № 7: 136-140.

10. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р, Шиганова М.В. Формирование общих компетенций обучающихся СПО в условиях предметной цифровой образовательной среды. Проблемы современного педагогического образования. 2020; № 67-1: 142-145.

11. Селиванова Е.А. Готовность педагогов к обмену знаниями в образовательной онлайн-среде. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2021; № 2 (47): 31-39.

References

1. Romancev G.M., Ronzhina N.V. Professional'noe myshlenie kak faktor razvitiya professional'nogo obrazovaniya na sovremennom 'etape. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana. 2013; 3-4 (46-47): 72-79.

2. Il'yasov D.F., Seiivanova E.A., Sevryukova A.A. i dr. Formirovanie funkcional'noj gramotnosti uchaschihsya. Razvitie kreativnogo myshleniya: uchebnoe posobie. Chelyabinsk: Chelyabinskij institut perepodgotovki i povysheniya kvalifikacii rabotnikov obrazovaniya, 2022.

3. Mamaeva I.A. Professional'noe myshlenie i tehnicheskie sposobnosti. Professional'noe obrazovanie. 2006; № 3: 12-15.

4. Novikov A.N., Bukalova G.V. Professional'noe myshlenie tehnicheskogo profilya kak 'element obrazovatel'nogo normirovaniya. Mir transporta i tehnologicheskih mashin. 2012; № 3: 100-102.

5. Vorob'ev G.A., Fomina T.P. Setevye modeli i cifrovye tehnologii v povyshenii kvalifikacii uchitelej matematiki. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 2 (55): 92-101.

6. Potemkina T.V., Schaveleva E.N. Razvitie cifrovyh kompetencij uchitelej: analiz mezhdunarodnogo opyta. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 2 (55): 29-38.

7. Urazmanova F.N., Savicheva Yu.O. Osobennosti soprovozhdeniya nepreryvnogo professional'nogo razvitiya pedagogicheskih kadrov v usloviyah cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2023; № 1 (54): 74-82.

8. Mullina 'E.R. 'Elektronnye obrazovatel'nye resursy kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetencij studentov. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2016; № 11-5: 975-978.

9. Gerasimova A.G. Podgotovka studentov k professional'noj deyatel'nosti v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya. Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2020; № 7: 136-140.

10. Krupoderova E.P., Krupoderova K.R., Shiganova M.V. Formirovanie obschih kompetencij obuchayuschihsya SPO v usloviyah predmetnoj cifrovoj obrazovatel'noj sredy. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 67-1: 142-145.

11. Selivanova E.A. Gotovnost' pedagogov k obmenu znaniyami v obrazovatel'noj onlajn-srede. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikacii kadrov. 2021; № 2 (47): 31-39.

Статья поступила в редакцию 01.11.23

УДК 378.01

Oborochan T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), commander of the cadet company, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: tatyana.oborochan@mail.ru

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Navigation, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

AXIOLOGICAL STRATEGY OF FORMATION OF LEGAL CULTURE AMONG CADETS OF NON-LEGAL SPECIALTIES OF THE MARITIME UNIVERSITY.

In modern conditions, requirements for the level of professional training of marine specialists have changed. The state, society, the maritime community, employers demand that a graduate of a maritime educational organization be not only a professionally competent specialist, but also a law-abiding citizen, a patriot of the Russian Federation, a well-mannered and intelligent person with a high level of legal culture. The purpose of the publication is to offer the pedagogical community of our country an axiological strategy for the formation of legal culture among cadets of higher educational institutions of non-legal specialties for its subsequent application in their educational practice. In the course of the research, the authors creatively applied a set of pedagogical methods, including: theoretical analysis of pedagogical sources, comparison, generalization, synthesis, concretization. An axiological strategy for the formation of legal culture among cadets of non-legal specialties of the Maritime University has been developed. The postulates of the constructive use of the provisions of the axiological strategy are concretized. This research is characterized by scientific novelty, theoretical and practical significance. The developed strategy will be in demand in the educational activities of the management and teaching staff with cadets and students of maritime universities.

Key words: axiological strategy, cadets of non-legal specialties, maritime university, legal culture, strategy, formation, students

Т.П. Оборочан, канд. пед. наук, командир курсантской роты, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,

г. Новороссийск, E-mail: tatyana.oborochan@mail.ru

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

АКСИОЛОГИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ НЕЮРИДИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В современных условиях изменились требования к уровню профессиональной подготовки морских специалистов. Государство, социум, морская общественность, работодатели требуют, чтобы выпускник морской образовательной организации был не только профессионально компетентным специалистом, но и законопослушным гражданином, патриотом Российской Федерации, воспитанной и интеллигентной личностью, обладающей высоким уровнем правовой культуры. Цель публикации - предложить педагогической общественности нашей страны аксиологическую стратегию формирования правовой культуры у курсантов высших учебных заведений неюридических специальностей для её последующего применения в своей учебно-воспитательной практике. В ходе

исследования авторами творчески применён комплекс педагогических методов, вкпючающии теоретическим анализ педагогических источников, сравнение, обобщение, синтез, конкретизацию. Разработана аксиологическая стратегия формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета. Конкретизированы постулаты конструктивного использования положений аксиологической стратегии. Для настоящего исследования характерна научная новизна, теоретическая и практическая значимость. Разработанная стратегия будет востребована в учебно-воспитательной деятельности руководящего и профессорско-преподавательского состава с курсантами и студентами морских университетов.

Ключевые слова: аксиологическая стратегия, курсанты не юридических специальностей, морской университет, правовая культура, стратегия, формирование, учащаяся молодежь

В современных условиях морской транспорт остро нуждается в компетентных, основательно подготовленных моряках, надежно обеспечивающих безопасность человеческой жизни на море, эффективность навигации, морскую безопасность, защиту и сохранность морской среды.

Принятие в июне 2010 года на дипломатической конференции, которая прошла в Маниле (Филиппины), новой редакции Международной конвенции «О подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года» дало существенный импульс ревизии всей системы подготовки кадров в морских образовательных организациях. Последняя редакция конвенции ПДНВ-78 с поправками содержит новые международные стандарты, регламентирующие деятельность морских учебных заведений и профессорско-преподавательского состава, направленные на вооружение всех категорий моряков потребными навыками и знаниями. Наряду с профессиональной компетентностью в число приоритетных входит и уровень правовой подготовки, правовой воспитанности и правовой культуры командного состава - судоводителей и судомехаников.

Актуальность темы исследования: анализ научной литературы в рамках проводимого исследования позволяет определить следующие факторы, доказывающие актуальность рассматриваемой темы:

- необходимость руководства положениями российского законодательства в профессиональной и повседневной жизни;

- потребность в уверенной ориентации в поле профессионального законодательства, включающей международные и отечественные законы, конвенции, кодексы, резолюции и циркуляры;

- учет постоянных обновлений и изменений в международном и российском законодательстве, обусловливающих надобность в непрерывном совершенствовании правового образования специалистов транспортного флота;

- усложнение деятельности морских специалистов по обеспечению безопасности судна, груза и экипажа в ходе рейса, особенно при взаимодействии с моряками - гражданами зарубежных государств;

- возрастание персональной ответственности моряков, основанной на морском уставе, профессиональных правовых нормах, должностных инструкциях;

- соблюдение правовых основ морского судоходства, а также законов и местных правил пребывания в зарубежных портах, ведения переговоров и заполнения различных документов при взаимодействии с местными властями, агенти-рующими фирмами, грузоотправителями и грузополучателями.

Кроме того, на повестке дня остро стоит вопрос оптимизации процесса формирования правовой культуры у учащихся морского университета, а именно - у курсантов неюридических специальностей.

Все это говорит о необходимости основательной правовой подготовленности и наличия правовой культуры у командного состава морских судов.

Следовательно, актуальность настоящей публикации неоспорима.

Цель исследования: всесторонняя и обоснованная разработка аксиологической стратегии формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета. Достижение данной цели требует выполнения вытекающих задач:

- поиск, подбор, изучение и теоретический анализ научной литературы и публикаций в периодических научных изданиях;

- определение сущности педагогической стратегии;

- уточнение структуры аксиологической стратегии;

- разработка компонентов аксиологической стратегии формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета;

- установление путей эффективной реализации аксиологической стратегии.

Научная новизна состоит в предложении научной идеи о конструктивном применении потенциала аксиологической стратегии для формирования высокого уровня правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета.

Теоретическая значимость: а) разработана аксиологическая стратегия формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета; б) определены этапы реализации предложенной аксиологическая стратегия и даны их краткая характеристика;

Практическая значимость определяется возможностью творческого применения разработанной аксиологической стратегии формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета в учебно-воспитательной практике с учащейся молодежью отечественных вузов.

Изучение научной литературы показывает, что в последнее десятилетие разработаны различные аспекты применения аксиологической стратегии в интересах активизации воспитательного процесса с воспитанниками.

К примеру, в морском университете им. адм. Ф.Ф. Ушакова потенциал аксиологической стратегии конструктивно применяется учениками научной школы А.Н. Томилина (патриотизм и патриотическое воспитание).

Так, в своих исследованиях возможности данного педагогического феномена освещает Т.И. Алиев (аксиологическая стратегия формирования патриотизма у сотрудников правоохранительных органов и специальных служб РФ) [1]; С.Н. Томилина (аксиологическая стратегия государственно-патриотического воспитания курсантов морского вуза) [2]; Л.Ф. Мамедова (аксиологическая стратегия формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта) [3].

В сфере правовой культуры данной теме уделено не совсем достаточное внимание.

Так, В.Н. Амыкова предприняла попытку исследовать аксиологический подход к процессу формирования правовой культуры у современной молодежи [4]. И.П Митюнова рассмотрела возможности аксиологического подхода к процессу формирования правовой культуры у старшеклассников [5]. В.П. Кузьмин предложил усилить процесс привития выпускникам вузов неюридических специальностей путем усиления аксиологического аспекта в правоведении [6].

Как видим, по состоянию на сегодняшний день аксиологическая стратегия формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета не разработана.

Термин «стратегия» постепенно «влился» в педагогику из военной сферы, где понимается как наука о ведении войны, важнейший компонент военного искусства, высший уровень его проявления.

В педагогике термин «педагогическая стратегия» понимается как «искусное руководство, сознательно сконструированная совокупность педагогических действий, адекватных педагогической цели» [7]. Этой позиции будем придерживаться и мы в своем исследовании.

Функции аксиологической стратегии приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные функции аксиологической стратегии

Функция Краткое содержание

Аксиологическая Обеспечивает системное применение ценностей в учебно-воспитательной деятельности с курсантами

Прогностическая Ориентирует воспитателя на перспективу, будущие результаты

Воспитательная Обеспечивает активизацию воспитательной работы

Диагностическая Позволяет выявить наличие проблемных вопросов в учебно-воспитательной деятельности

Оценочная Содействует вскрытию истинных потребностей курсантов

Инициирования Позволяет осуществить перспективную теоретическую разработку главных направлений воспитательной работы

Тактическая Способствует успешной воспитательной работе с курсантами

Исследовательская Дает возможность проследить за динамикой становления личности курсанта, формирования у него ценностных ориентаций

Профессиональная Призывает преподавателя к конструктивной, творческой работе

Характерными особенностями педагогической стратегии являются следующие [8]:

- выполняет функцию существенной составляющей учебно-воспитательного процесса;

- определяет направление учебно-воспитательной деятельности;

- требует соответствия конкретным потребностям и особенностям воспитанников, а также создания необходимых педагогических условий;

- служит в качестве универсального подхода и специфического плана воспитательных действий и мероприятий, обеспечивающих достижение намеченной цели;

- охватывает совокупность подходов, методов, приемов и средств, надежно обеспечивающих формирование и развитие личности;

- предусматривает использование целенаправленного и систематизированного планирования.

Содержание аксиологической стратегии формирования правовой культуры у курсантов неюридических специальностей морского университета (АС ФПК)

Любая педагогическая стратегия имеет свою структуру и содержание [8]. Наиболее распространенным является мнение, что структура педагогической стратегии включает следующие компоненты: цель (понимается как желаемый результат); задачи (логичные действия, направленные на достижение намеченной цели); принципы (основные, исходные положения аксиологической стратегии); механизм реализации (конкретизированная совокупность направлений и действий по претворению в жизнь положений аксиологической стратегии); этапы (последовательность развития процесса воспитания и обучения) и результат (итог учебно-воспитательной деятельности по реализации аксиологической стратегии).

Раскроем основные положения содержания каждого компонента АС ФПК.

Цель аксиологической стратегии - формирование у курсантов морского университета высокого уровня правовой культуры на основе социальных, нравственных и правовых ценностей.

Задачи АС ФПК:

- акцентировать внимание курсантов на сферу правовых ценностей и их потребности для становления настоящего профессионала;

- формирование и развитие у курсантов морского университета ценностного отношения к праву и правовой культуре;

- вооружить каждого курсанта комплексом ценностей (честность, ответственность, справедливость, законопослушность, дисциплинированность, лояльность, уважение к праву и законам, их соблюдение и др.);

- развитие аналитического и критического мышления личности, взвешенное и осознанное принятие решение, их соответствие законам и правовым нормам;

- соответствие действий и поступков высоким ценностным эталонам и стандартам, нормам права, нравственности и морали.

Принципы АС ФПК [10]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а) ценностное ориентирование (способствует формированию у курсантов системы правовых ценностей, потребных для повседневной и будущей профессиональной деятельности в морской индустрии);

б) ценностное воспитание (требует целенаправленного и активного воздействия со стороны профессорско-преподавательского состава по вооружению курсантов необходимыми правовыми ценностями);

в) ценностное моделирование (указывает на необходимость каждому преподавателю служить примером законопослушности и правовой культуры);

г) ценностное рефлексирование (предусматривает осознанный анализ и оценку каждым курсантом сформированности у себя правовых ценностей и ценностных ориентаций, уровня правовой культуры, необходимость его совершенствования).

Механизм реализации АС ФПК:

- кадровый механизм (предусматривает подбор и психолого-педагогическую подготовку преподавательского состава и воспитателей, способных реализовать АС ФПК);

Библиографический список

- организационно-управленческий механизм (предназначен для конструктивного управления процессом реализации АС ФПК, проведения мониторинга ходом и результатами учебно-воспитательной деятельности);

- информационный механизм (ориентирует на творческое использование информационных ресурсов университета, Интернета, социальных сетей и ИТ-технологий);

- правовой механизм (требует базирования АС ФПС и проводимой учебно-воспитательной работы с курсантами на отечественной нормативно-правовой базе, российских социальных нормах и правилах).

Реализация АС ФПК требует учета следующих положений:

- признание курсанта как высшей ценности учебно-воспитательного процесса;

- личностные ценности курсанта - это важнейший мотиватор его поступков и действий;

- трансформация позитивных духовно-нравственных и правовых ценностей курсантов в их внутренние ценности, определяющие мировоззрение современного отечественного морского специалиста;

- приведение личностных ценностей курсантов в соответствие с ценностями морского профессионального сообщества;

- поддержка курсантов в процессе актуализации правовых ценностей и формирования правовой культуры.

Этапы реализации АС ФПК:

- подготовительный (включает изучение научной литературы, определение структуры и содержания стратегии, творческую деятельность по разработке АС ФПКК);

- организационный (утверждение стратегии соответствующим руководителем, доведение стратегии до всех преподавателей и структур морского университета);

- основной (применение разработанной АС ФПК в практике учебно-воспитательной работы);

- заключительный (анализ и оценка полученных результатов, выявление недостатков и недоработок, коррекция стратегии).

Результат реализации АС ФПК: выпускник морского университета с высоким уровнем правовой культуры, конкурентоспособный на рынке труда, готовый к эффективной профессиональной деятельности на судах отечественного морского транспорта.

Таким образом, предложенная аксиологическая стратегия особо значима для формирования правовой культуры у курсантов морского университета. Ее применение действительно существенно влияет на результативность данного процесса. Правовая культура непосредственно связана с реальной жизнью морских специалистов, их целями, потребностями и интересами. Она обогащает жизненный и профессиональный опыт командных кадров, способствует активизации деятельности, обеспечивает должный уровень коммуникации с членами экипажа и представителями иностранных государств.

Разработанная стратегия направлена на формирование значимых социально-личностных качеств у будущего морского специалиста, потребных для его качественной и эффективной профессиональной деятельности, образцового взаимоотношения и общения с членами экипажа, гражданами зарубежных государств, сотрудниками иностранных портов и различных служб.

1. Алиев Т.И. Государственно-патриотическое воспитание сотрудников правоохранительных органов и специальных служб России на основе аксиологического подхода. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Майкоп, 2023.

2. ТомилинаС.Н.Концепцияистратегиягосударственно-патриотическоговоспитаниякурсантовморскоговуза:монография.Новороссийск:РИОГМУим.адм.Ф.Ф.Уша-кова, 2018.

3. Мамедова Л.Ф. Компоненты аксиологической стратегии формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта. Концепции развития и эффективного использования научного потенциала общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Omega science, 2023: 59-62.

4. Амыкова В.Н. Аксиологический подход к процессу формирования правовой культуры. Вестник Калмыцкого университета. 2017; № 36: 124-130.

5. Митюнова И.Г Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2005.

6. Кузьмин В.П. Формирование высокой правовой культуры будущих специалистов на основе усиления аксиологического аспекта в правоведении. Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2013; № 2: 45-50.

7. Педагогический энциклопедический словарь. Москва: Большая Российская энциклопедия, 2009.

8. Определение термина «педагогическая стратегия». Available at: https://robo-hamster.ru/a7opredelenie-termina-pedagogicheskaya-strategiya

9. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

10. Аксиологический подход в педагогике: ценности, цели и методы. Available at: https://nauchniestati.ru/spravka/aksiologicheskij-podhod-v-pedagogike/?ysclid=lnqg01ys dl956184222

References

1. Aliev T.I. Gosudarstvenno-patrioticheskoe vospitanie sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov i special'nyh sluzhb Rossii na osnove aksiologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Majkop, 2023.

2. Tomilina S.N. Koncepciya i strategiya gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.

3. Mamedova L.F. Komponenty aksiologicheskoj strategii formirovaniya professional'nogo patriotizma u buduschih specialistov morskogo transporta. Koncepcii razvitiya i 'effektivnogo ispol'zovaniya nauchnogo potenciala obschestva: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ufa: Omega science, 2023: 59-62.

4. Amykova V.N. Aksiologicheskij podhod k processu formirovaniya pravovoj kul'tury. VestnikKalmyckogo universiteta. 2017; № 36: 124-130.

5. Mityunova I.G. Aksiologicheskij podhod k formirovaniyu pravovoj kul'tury starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2005.

6. Kuz'min V.P. Formirovanie vysokoj pravovoj kul'tury buduschih specialistov na osnove usileniya aksiologicheskogo aspekta v pravovedenii. Vestnik Habarovskoj gosudarstvennoj akademii 'ekonomiki i prava. 2013; № 2: 45-50.

7. Pedagogicheskij 'enciklopedicheskijslovar'. Moskva: Bol'shaya Rossijskaya 'enciklopediya, 2009.

8. Opredelenie termina «pedagogicheskaya strategiya». Available at: https://robo-hamster.ru/a/opredelenie-termina-pedagogicheskaya-strategiya

9. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

10. Aksiologicheskijpodhod vpedagogike: cennosti, celi i metody. Available at: https://nauchniestati.ru/spravka/aksiologicheskij-podhod-v-pedagogike/?ysclid=lnqg01ysdl956184222

Статья поступила в редакцию 26.10.23

УДК 514 (075.8)

Kolobov A.N., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P Chkalov; senior lecturer,

Orenburg State University (Orenburg, Russia), E-mail: kolobovAN@ya.ru

Proyaeva I.V., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University n.a. V.P Chkalov,

Orenburg branch of PSUTI (Orenburg, Russia), E-mail: docentirina@mail.ru.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF CONSTRUCTING SECTIONS OF SPATIAL FIGURES. The article talks about such a section of geometry as constructing a cross-section of spatial figures. Due to the difficulties of mastering theoretical knowledge, the article proposed integrating the process of presenting theoretical material and research activities of students within the framework of a school course and studying the section "Image Methods" at a pedagogical university. The article substantiates the need to study this topic, analyzes all the positive aspects of this process, and lists the methods and stages of construction. The article contains detailed solutions to problems on this topic, which clearly shows the complexity of this section. The difficulty of studying the material is primarily due to the versatility and large number of imaginary objects. The methodological approach to studying the construction of sections of polyhedra presented in the article was implemented in the educational process of the MOAU "Physics and Mathematics Lyceum of Orenburg" and in seminar classes at the OGPU and allowed to achieve high results in training.

Key words: section, trace, internal design method, polyhedra, pyramid, prism, cube

А.Н. Колобов, канд. техн. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова,

Оренбургский государственный университет, г. Оренбург, E-mail: kolobovAN@ya.ru

И.В. Прояева, канд. физ.-мат. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет имени В.П. Чкалова,

ПГУТИ (Оренбургский филиал), г. Оренбург, E-mail: docentirina@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СЕЧЕНИЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФИГУР

В статье говорится о таком разделе геометрии, как построение сечение пространственных фигур. В связи со сложностями усвоения теоретических знаний в статье было предложено интегрировать процесс изложения теоретического материала и исследовательской деятельности обучающихся в рамках школьного курса и изучения раздела «Методы изображения» в педагогическом университете. В статье обосновывается необходимость изучения данной темы, проанализированы все положительные стороны этого процесса, перечислены методы и этапы построения. Статья содержит подробное решение задач по данной теме, что наглядно показывает сложность данного раздела. Трудность изучения материала связана в первую очередь с многогранностью и большим количеством воображаемых объектов. Представленный в статье методический подход к изучению построения сечений многогранников был реализован в учебном процессе МОАУ «Физико-математический лицей г Оренбурга» и на семинарских занятиях Оренбургского государственного педагогического университета и позволил добиться высоких результатов в обучении [1].

Ключевые слова: сечение, след, метод внутреннего проектирования, многогранники, пирамида, призма, куб

В современном мире мы очень часто сталкиваемся с предметами, которые невозможно уместить на одной плоскости, так как они находятся в пространстве.

В геометрии представлен раздел, который как раз занимается изучением пространственных фигур и называется стереометрией. На первый взгляд, может показаться, что словосочетание «пространственная фигура» скрывает за собой что-то немыслимое и сложное, особенно для обучающихся, ведь они привыкли изображать геометрические фигуры на плоскости. Но стоит заметить, что сталкиваемся мы с такими фигурами гораздо чаще, чем нам кажется. К примеру, здания домов и другие различные архитектурные сооружения. Кристаллы также являются примером пространственной фигуры, их еще называют чудом природы, так как они представляют собой геометрическое тело, составленное из правильных многоугольников. Еще один пример, который знаком почти каждого с детства, -это детские кубики, поверхности которых представляют собой квадраты. Все приведенные примеры можно назвать одним словом - многогранники [2].

Появление многогранников уходит далеко в прошлое. Взять, например, работы известного художника Леонардо да Винчи, который явно был увлечен теорией многогранников. Для книги Луи Пачоли «Божественная пропорция» Леонардо да Винчи изобразил 59 иллюстраций многогранников, создав почву для выдвижения гипотезы о периодическом строении кристалла. Однако первые сведения о многогранниках появились в Египте за три тысячи лет до нашей эры, подтверждением этого факта являются достоинства архитектуры тех времен -пирамиды.

Теме «Многогранники» отводится центральное место в школьном курсе. Ученики изучают эту тему в 10-11 классах, решают задачи, знакомятся с методами построения сечений. К вопросам построения сечений многогранников и учителя, и школьники подходят с полной серьезностью, так как контрольно-измерительные материалы ЕПЭ содержат задачи на данную тему. Стоит отметить, что зачастую задание из ЕПЭ на построение сечений вызывают трудности у учеников.

Актуальность исследования заключается в том, что различные детали, запчасти машин и приборов, без которых невозможна наша повседневная жизнь, зачастую имеют форму геометрических поверхностей. Иногда необходимо рассмотреть внутренние очертания, для этого выполняют развертку поверхности

деталей, усеченных плоскостью. Однако для правильного выполнения развертки необходимо знать особенности построения сечений многогранников.

Пипотеза исследования: более глубокому пониманию стереометрии способствуют задачи.

Новизна исследования заключается в том, что мы предлагаем интегрировать теорию и практику, то есть не выкладывать обучающимся сразу всю теорию стереометрии, а показывать применение изученных в ходе решения задач на доказательство, а только потом продолжать объяснять им новый материал.

Теоретической значимостью исследования является разработка нового методического подхода в преподавании элементов стереометрии в школьном курсе геометрии и в педагогических вузах.

Практической значимостью исследования является возможность применить разработанную методику построения сечений пространственных фигур в школе и педагогических вузах для повышения уровня понимания студентами данного раздела [3].

Изучение задач на построение сечений имеет большую практическую значимость, объясняется это тем, что решение задач на построение сечений требует анализа и представления трехмерных объектов в двухмерном виде. Это развивает у обучающихся навыки пространственного воображения и способность рассматривать объекты с разных точек зрения. Еще данные задачи способствуют пониманию структуры и свойств фигур, практическому применению в реальной жизни и развитию логического мышления и аналитических навыков.

Цель исследования: разработка методического подхода, который поможет преподавателям эффективно объяснить рассматриваемую тему обучающимся. Для того, чтобы достичь цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

1) подобрать и сформулировать теоретический материал;

2) продумать порядок изложения теоретического материала;

3) составить и решить задачи, способствующие закреплению изученного материала и определить порядок их изложения в ходе преподавания раздела «Построение сечений пространственных фигур» обучающимся в школе и студентам физико-математического факультета педагогических вузов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.