19. Аракин В.Д. История английского языка. Москва: ФИЗМАТЛИТ, 2003.
20. Воронцова Г.Н. Перфект в современном английском языке. Автореферат диссертации .... доктора филологических наук. Москва, 1950.
21. Горбова Е.В. Проблемы испанского перфекта. ACTA LINGUISTICA PETROPOLI- TANA. Труды Института лингвистических исследований РАН. Отв. ред. Н.Н. Казанский. Т. XI. Ч. 1. Категории имени и глагола в системе функциональной грамматики. Ред. М.Д. Воейкова, Е.Г. Сосновцева. Санкт Петербург: Наука, 2015: 125 - 164.
22. Miller J. The Perfect: two recent accounts and an alternative. Proceedings of the Edinburgh Linguistics Department Conference. Edinburgh, 1994: 109 - 125.
23. Michaelis L.A. Aspectual grammar and past-time reference. London, New York: Routledge, 2002.
24. Andrason A. From resultatives to present tenses. Simultaneous path of resultative constructions. Rivista di Linguistica. 2014; 26.1: 1 - 57.
25. Шахматов А.А. Синтаксис русского языка. Ленинград, 1941.
26. Типология результативных конструкций: результатив, статив, пассив, перфект. Под редакцией В.П. Недялкова. Ленинград: Наука, 1983.
27. Бондарко А.В. Темпоральность. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Ленинград, 1990.
28. Падучева Е.В. Неоднозначность как следствие метонимических переносов: русский перфект на -н-/-т-. Типология. Грамматика. Семантика. Под редакцией Н.А. Козинцевой, А.К. Оглоблина. Санкт Петербург, 1998: 142 - 156.
29. ComrieB. Aspect. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
30. Серпикова Н. В. Посессивный перфект в болгарском языке (в сопоставлении с русским языком). Диссертация ... кандидата филологических наук. Москва, 2005. References
1. Nosenko N.V., Saprygin B.V. Sravnitel'no-sopostavitel'nyj analiz pri obuchenii grammatike inostrannogo yazyka (na primere anglijskogo perfekta). Vestnik Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Gumanitarnye issledovaniya. 2018; 3: 153 - 158.
2. Saprygin B.V. Nedostatki mentalistskogo podhoda pri ob'yasnenii yazykovyh yavlenij (na primere prepodavaniya semantiki anglijskogo perfekta). Filosofiya obrazovaniya. 2015; 6 (63): 98 - 108.
3. Kashkin V.B. Funkcional'naya tipologiya perfekta. Voronezh: Izd- vo VGU, 1991.
4. Gez N.I., Lyahovickij M.V., Mirolyubov A.A. i dr. Metodika obucheniya inostrannymyazykam v srednejshkole: uchebnik. Moskva: Vysshaya shkola, 1982.
5. Azimov 'E.G., Schukin A.N. Novyjslovar'metodicheskih terminov iponyatij (teoriya iprakiika obucheniya yazykam). Moskva: IKAR, 2009.
6. Maslyko E.A., Babinskaya P.K., Bud'ko A.F., Petrova S.I. Nastol'naya kniga prepodavatelya inostrannogo yazyka: spravochnoe posobie. Minsk: Vysh'ejshaya shkola, 2004.
7. Maslov Yu.S. Izbrannye trudy: Aspektologiya. Obschee yazykoznanie. Moskva: Yazyki slavyanskoj kul'tury, 2004.
8. Knyazev Yu.P. Grammaticheskaya semantika: Russkij yazyk v tipologicheskojperspektive. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2007.
9. Plungyan V.A. Vvedenie v grammaticheskuyu semantiku: grammaticheskie znacheniya i grammaticheskie sistemy yazykov mira. Moskva: RGGU, 2011.
10. Kuznecova L.V. Proishozhdenie istanovlenie perfekta v sisteme vremennyh form glagola: na materiale anglijskogo, nemeckogo, datskogo, niderlandskogo i shvedskogo yazykov. Dissertaciya ... doktora filologicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 2006.
11. Sichinava D.V. Svyaz' mezhdu formoj i semantikoj perfekta: odna neizuchennaya zakonomernost'. Dinamicheskie modeli. Slovo, predlozhenie, tekst. Sbornik statej v chest' E.V. Paduchevoj. Moskva: Yazyki slavyanskih kul'tur, 2008: 711 - 749.
12. Dahl O. (ed.) Tense and aspect in the languages of Europe. Berlin, New York: Mouton de Gruyter, 2000.
13. Bybee J.L., Dahl O. The creation of tense and aspect systems in the languages of the world. Studies in language. 1989; Vol. 13: 51 - 103.
14. Straaijer R. Prescription or practice? Be/have variation with past participles of mutative intransitive verbs in the letters of Joseph Priestley. English Historical Linguistics 2008. Selected papers from the fifteenth International Conference on English Historical Linguistics (ICEHL 15), Munich, 24 - 30 August 2008. Volume I: The history of English verbal and nominal constructions. Amsterdam, Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2010: 63 - 77.
15. McFadden T., Alexiadou A. Counterfactuals and the loss of BE in the history of English. University of Pennsylvania Working Papers in Linguistics. Volume 12.1. Proceedings of the 29th Annual Penn Linguistics Colloquium. Philadelphia, 2006: 251 - 264.
16. Sobolev A.N. O predikativnom upotreblenii prichastij v russkih dialektah. Voprosyyazykoznaniya. 1998; 5: 74 - 89.
17. Smirnickij A.I. Morfologiya anglijskogo yazyka. Moskva: Izdatel'stvo literatury na inostrannyh yazykah, 1959.
18. Il'ish B.A. Istoriya anglijskogo yazyka (na angl. yaz): uchebnik dlya fakul'tetov inostrannyh yazykov pedagogicheskih institutov po special'nosti № 2103 «Inostrannyj yazyk». Leningrad: Prosveschenie, 1973.
19. Arakin V.D. Istoriya anglijskogo yazyka. Moskva: FIZMATLIT, 2003.
20. Voroncova G.N. Perfekt vsovremennom anglijskomyazyke. Avtoreferat dissertacii .... doktora filologicheskih nauk. Moskva, 1950.
21. Gorbova E.V. Problemy ispanskogo perfekta. ACTA LINGUISTICA PETROPOLI- TANA. Trudy Instituta lingvisticheskih issledovanij RAN. Otv. red. N.N. Kazanskij. T. XI. Ch. 1. Kategoriiimeniiglagola vsisteme funkcional'nojgrammatiki. Red. M.D. Voejkova, E.G. Sosnovceva. Sankt Peterburg: Nauka, 2015: 125 - 164.
22. Miller J. The Perfect: two recent accounts and an alternative. Proceedings of the Edinburgh Linguistics Department Conference. Edinburgh, 1994: 109 - 125.
23. Michaelis L.A. Aspectual grammar and past-time reference. London, New York: Routledge, 2002.
24. Andrason A. From resultatives to present tenses. Simultaneous path of resultative constructions. Rivista di Linguistica. 2014; 26.1: 1 - 57.
25. Shahmatov A.A. Sintaksis russkogo yazyka. Leningrad, 1941.
26. Tipologiya rezul'tativnyh konstrukcij: rezul'tativ, stativ, passiv, perfekt. Pod redakciej V.P. Nedyalkova. Leningrad: Nauka, 1983.
27. Bondarko A.V. Temporal'nost'. Teoriya funkcional'noj grammatiki. Temporal'nost'. Modal'nost'. Leningrad, 1990.
28. Paducheva E.V. Neodnoznachnost' kak sledstvie metonimicheskih perenosov: russkij perfekt na -n-/-t-. Tipologiya. Grammatika. Semantika. Pod redakciej N.A. Kozincevoj, A.K. Ogloblina. Sankt Peterburg, 1998: 142 - 156.
29. ComrieB. Aspect. Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
30. Serpikova N. V. Posessivnyj perfekt v bolgarskom yazyke (v sopostavlenii s russkim yazykom). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Moskva, 2005.
Статья поступила в редакцию 25.07.19
УДК 34.01
Oborochan T.P., commander of cadet company, postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),
E-mail: www.aumsu.ru
Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia),
E-mail: www.aumsu.ru
METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF LEGAL CULTURE OF CADETS OF THE MARITIME UNIVERSITY. The success of the implementation of the grandiose reforms carried out in recent decades in the Russian Federation, urgently require a high level of legal culture among all citizens, and especially among students, the generation, which in the coming years will take from their fathers the baton of preserving Russia, multiplying its glory and power. Therefore, the country's universities have the most important task of educating a law-conscious citizen with a civil position and a high level of legal culture. Legal culture is a body of knowledge in the field of law, conscientious respect for the law, law-abiding, conscious implementation of constitutional and legislative norms and requirements, awareness of legal responsibility and intransigence to offenses and legal nihilism. The purpose of the article is to form a methodological base of pedagogical research on the basis of theoretical analysis. The article substantiates a set of methodological approaches used in pedagogical science, including system-activity, axiological and competence-based approaches, the use of which as a methodological basis for the formation of legal culture in the cadets of the Maritime University will provide a qualitative solution of research problems and achieve the planned goals.
Key words: methodology, culture, cadet, basis, approach, legal culture, formation.
Т.П. Оборочан, командир курсантской роты, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова,
E-mail: www.aumsu.ru
А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф. Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,
E-mail: www.aumsu.ru
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА
Успешность реализации грандиозных реформ, проводимых в последние десятилетия в Российской Федерации, настоятельно требуют наличия высокого уровня правовой культуры у всех граждан, и прежде всего, у учащейся молодежи, поколения, которому в ближайшие годы предстоит принять от своих отцов эстафету сохранения России, приумножения её славы и мощи. Поэтому на вузы страны возлагается важнейшая задача воспитания правосознательного гражданина, обладающего гражданско-правовой позицией и высоким уровнем правовой культуры. Правовая культура представляет собой совокупность знаний в сфере права, добросовестного уважения к закону, законопослушность, сознательное выполнение конституционно-законодательных норм и требований, осознание юридической ответственности и непримиримость к правонарушениям и правовому нигилизму В статье обосновывается комплекс методологических подходов, используемых в педагогической науке, включающий системно-деятельностный, аксиологический и компетентностный подходы, применение которых в качестве методологической базы формирования правовой культуры у курсантов морского вуза обеспечит качественное решение научно-исследовательских задач и достижение запланированных целей.
Ключевые слова: методология, культура, курсант, основание, подход, правовая культура, формирование.
Введение
Решение задачи формирования правовой культуры у курсантов морского вуза соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, соответствующей специальности. Требования данных руководящих документов четко указывают, что правовая культура граждан - это фундамент правового государства. Поэтому, ныне наше государство, прежде всего, направляет свои усилия на формирование высокого уровня правовой культуры у учащейся молодежи, студентов и курсантов, будущих специалистов, которые продолжат процесс обновления России, предусматривающий укрепление её экономического, оборонного и социального потенциалов, активизируют работу по качественному улучшению уровня жизни людей.
Вопрос формирования правовой культуры у современной молодежи соответствует и требованиям российского социума. Наше общество желает видеть каждого юношу и девушку как законопослушных граждан, уважительно относящихся к государству, праву, Конституции Российской Федерации, старшим поколениям и ветеранам, как знающих свои права и обязанности, требования российских законов, и добросовестно их соблюдающих в профессиональной деятельности и личностном поведении.
Правовая культура есть понятие, которое характеризует наличие конкретного уровня правовых знаний личности, её мировоззрение и убеждения, реализация которых происходит в повседневной и профессиональной деятельности, поведении и дисциплине. По мнению Т.В. Папановой [1], термин «правовая культура» является социально значимым, междисциплинарным понятием, со сложной структурой, многообразием проявления, что требует серьезного исследования и исключения упрощенного, фрагментарного подхода.
Цель статьи: на основе теоретического анализа сформировать методологическую базу педагогического исследования.
Для выявления уровня правовых знаний у курсантов первого курса, только поступивших в вуз (сентябрь 2018 г) был проведен опрос. Полученные результаты показали, что 93% респондентов не знают когда была принята действующая Конституция Российской Федерации, 88% не смогли полностью перечислить свои права и обязанности, 82% затруднились ответить на вопрос о мерах конкретной уголовной ответственности за правонарушения против личности и государства. Это свидетельствует о недостаточной правовой осведомленности поступивших курсантов, что требует перестройки учебно-воспитательного процесса, поиска новых путей воспитательно-правовой деятельности в интересах формирования правовой позиции курсантов и формирования правовой культуры.
Полученные результаты стали основой для проведения научного исследования на тему «Формирование правовой культуры у курсантов морского вуза», что потребовало определения необходимого методологического основания. Для этого нами были выбраны научные работы А.П Асмолова, Т.И. Малюгиной, Н.Л. Гончаровой, О.Н. Шумейко, С.Л. Троянской, А.В. Хуторского посвященные рассмотрению особенностей применения некоторых методологических подходов к образованию или процессу обучения. Значимыми для нас явились труды О.А. Лукаш, И.П Митюновой, Л.И. Москалевой, Т.В. Папановой, Л.А. Петручак, относящиеся к формированию правовой культуры у учащейся молодёжи. Это позволило нам обосновать методологическую базу исследования. Научная новизна статьи заключается в выявлении совокупности современных методологических подходов воспитательно-правовой работы по формированию правовой культуры у курсантов морского вуза.
Методологические подходы, обеспечивающие всестороннее рассмотрение темы исследования. Изучение опыта диссертационных работ В.Ю. Живцова [2], Л.И. Москалевой [3] и др. позволили установить, что одним из стержневых вопросов качественного и высоко результативного проведения педагогического исследования является решение вопроса о его методологическом основании.
Философия трактует понятие «методология» как «совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке; область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности» [4, с. 329]. В Педагогическом словаре [5] понятие «методология педагогики» трактуется как «исходящая
из всеобщей методологии науки» направленная на изучение «тенденций общественного развития, система знаний об отправных положениях педагогической теории, о принципах подхода к рассмотрению педагогических явлений и методах их исследования, а также путях внедрения добытых знаний в практику воспитания, обучения и образования».
Руководствуясь данными дефинициями и целями проводимого исследования, в качестве методологического основания нами были выбраны три современных подхода: системно-деятельностный, аксиологический и компетентностный, которые не противоречат, а, взаимно дополняют друг друга. Кратко рассмотрим их содержание.
1. Системно-деятельностный подход занимает доминирующее положение в педагогике, так как он может быть применен к любой педагогической теории, системе обучения и воспитания. Его основоположником является А.Г. Асмолов, творчески объединивший два давно известных важнейших подхода: системный (Л. фон Берталанфи, И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин, П.К. Анохин и др.) и деятельностный (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). По мнению разработчиков, системно-деятельностный подход предполагает высокую творческую организацию учебно-воспитательного процесса, в которой основное, центральное место отводится активной, инициативной, предприимчивой и разносторонней, в максимальной степени самостоятельно-познавательной деятельности учащегося.
Согласно взглядам А.Г Асмолова [6], Т.И. Малюгиной [7], О.Н. Шумейко [8] и др. системно-деятельностный подход целеустремлен на всемерный учет интересов воспитанника, конструктивное воспитание всесторонне развитой личности, со сформированной культурно-правовой позицией, на подготовку компетентного профессионала, востребованного на современном рынке труда.
Применительно к формированию правовой культуры сущность систем-но-деятельностного подхода проявляется в воспитании личности учащегося вуза и продвижении его становления, и развития как законопослушного гражданина, признающего, и уважающее право не тогда, когда он воспринимает правовые знания в готовом виде, а в процессе его собственной познавательно-творческой деятельности, направленной на получение новых общекультурных компетенций, правовых знаний, навыков и умений, проявляемых в повседневной и профессиональной деятельности, личностном поведении.
Применение системно-деятельностного подхода к этому исследованию требует:
- рассматривать и изучать правовую культуру не фрагментарно, а как целостную систему, состоящую из системно-структурных элементов;
- определять правовую культуру, как профессионально-личностное качество учащегося и выпускника морского вуза;
- анализировать правовую культуру во взаимосвязи с другими социальными явлениями;
- продумать организацию процесса формирования правовой культуры, при которой центральное место в процессе обучения и воспитания отводиться активной, разносторонней самостоятельной познавательной деятельности курсантов;
- опираться в воспитательно-правовой деятельности на вековой опыт российского народа, опыт старшего поколения и ветеранов;
- руководствоваться положением развития и качественного преобразования правовой культуры, происходящего только в процессе активной деятельности, которое составляет её содержание и результат;
- понимать правовую культуру как специфическую систему, регулирующую отношения и связи между людьми и коллективами;
- класть в основу уяснения сути правовой культуры её деятельност-но-преобразующий характер, способствующий овладению человеком социально-правовыми ценностями, реализация которых происходит в профессиональной деятельности и повседневном поведении.
Следовательно, применение системно-деятельностного подхода в качестве методологической основы позволяет эффективно достичь запланированных результатов формирования правовой культуры у курсантов морского вуза и учреждает базу для самостоятельного успешного усвоения учащимися общекультурных компетенций, новых знаний, навыков, умений в правовой сфере, повыша-
ет уровень правосознания, личностной ответственности, дисциплинированности и законопослушного поведения.
2. Аксиологический подход по своей природе свойственен гуманистической педагогике, т.к. человек рассматривается ею как высшая ценность общества и самоцель общественного развития [9]. Подход основывается на осмысление культуры как комплекса ценностей (материальные и духовные), сформированных нашей цивилизацией за длительный период истории своего развития и жизнедеятельности.
Л.А. Петручак [10] утверждает, что аксиологический подход дал уникальную возможность объединить все лучшее, что есть в культуре и в теории ценностей, ориентировать личность на обогащение совокупностью позитивных и полезных ценностей. Именно такие ценности исполняют роль важнейших целей для личности, к которым она будет стремиться и тем самым удовлетворять свои потребности [10]. К таким ценностям относятся: правосознание, правовая наука, законодательство, законопослушность, правопорядок, правовая деятельность, справедливость, равенство перед законом.
И.Г Митюнова [11] полагает, что применение аксиологического подхода способствует становлению личности, обладающей правовой культурой, под которой автором понимается сложное интегративное личностное образование, обусловленное возрастными и психологическими особенностями, базисом которого выступает система ценностей, определяющих правовое сознание и поведение в юридически и жизненно важных ситуациях.
Следовательно, аксиологический подход дает нам возможность установить важнейшие ценности, на которые необходимо ориентировать учащихся вуза в сфере права и целенаправленно проводить воспитательно-правовую деятельность по овладению ими каждым курсантом, чтобы они стали его личностными ценностными ориентирами в учебе, службе, общении, поведении, последующей профессиональной деятельности.
Опора на положения и принципы аксиологического подхода к проводимому исследованию даёт возможность [9 - 12]:
- подвергать анализу феномены «культура» и «правовая культура» с позиции развивающейся системы правовых ценностей;
- рассматривать ценностный аспект права, с беспристрастной оценкой всего комплекса объективных свойств, духовных и нравственных компонентов;
- придавать первостепенное значение преемственности правовой культуры, которая отражает суть социально-правового социума, его существенные устои и принципы.
Следовательно, интегрирование аксиологического подхода к рассматриваемой теме требует от исследователя руководства следующими принципами:
- признание исследователем (воспитателем) личностных ценностей курсантов как важнейшего источника мотивов поведения, их личностными, внутренними регуляторами;
- владение исследователем (воспитателем) системой методов перевода духовных ценностей во внутренние ценности курсантов;
- содействие исследователем (воспитателем) курсантам в активизации ценностного поиска в ходе учебной и вне учебной деятельности.
3. Компетентностный подход считается одним из самых молодых подходов. В нашей стране он стал популярным с 90-х годов ХХ века. Разработке его концептуальных идей и положений мы обязаны таким ученым как И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, И.И. Макашина, Л.А. Петровская, С.Л. Троянская, А.В. Хуторской и др., по мнению которых, суть компетентност-ного подхода заключается в том, что процесс реформирования и модернизации профессионального образования предполагает перевод студентов с репродуктивного уровня усвоения знаний на уровень формирования необходимых компетенций. Это позволит вооружить каждого выпускника вуза фундаментальными общекультурными и профессиональными компетенциями, развитым инновационно-творческим и критическим мышлением, сформированным практико-ориен-тированным подходом к конструктивному разрешению задач профессиональной деятельности.
Библиографический список
Значимыми для более основательного понимания сущности компетент-ностного подхода являются взгляды отечественных ученых и исследователей.
Так, Н.Л. Гончарова, утверждает, что компетентностный подход есть созидательная «попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью» [13, с. 21]. И.И. Макашина [14] стоит на позиции, что компетентностный подход представляет собой уникальный комплекс принципов установления целей образования, отбора его содержания, творческой организации образовательного процесса и достоверной оценки результатов. По мнению С.Л. Троянской [15], данный подход приоритетно ориентирует образование, в том числе преподавателей и учащихся на конечные результаты, предусматривающие обогащение будущих специалистов комплексом компетенций (общекультурных и профессиональных), их самоопределение, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию. Согласно позиции А.В. Хуторского [16], компетентностный подход выводит на главенствующее место не информированность учащегося вуза, а умения конструктивно, со знанием дела и результативно разрешать любые жизненные и профессиональные проблемы.
Следовательно, компетентностный подход к формированию правовой культуры реализуется через формирование правовой компетентности, понимаемую как «совокупность качеств, отражающих степень квалификации, уровень правовых знаний, умений, навыков, готовности и способностей, необходимых для решения правовых вопросов в сфере профессиональной деятельности» [17]. Правовая компетентность курсанта является основной составляющей правовой культуры, а также профессиональной компетентности и:
- определяет правовую ориентацию личности в контексте будущей профессиональной деятельности в морской индустрии;
- сочетает комплекс правовых ценностей, знаний и навыков, опыта деятельности;
- отражает способность эффективно решать профессиональные проблемы и задачи.
С учетом вышеизложенного, основными требованиями компетентностного подхода к формированию правой культуры у курсантов морского вуза являются:
- правильная организация учебно-воспитательной, познавательной и научно-поисковой деятельности курсантов, исключающей простую передачу готовых знаний;
- поиск и определение новых методов и технологий обучения и воспитания, содействующие вырабатыванию самостоятельности, инициативности, творческих способностей, критического мышления у курсантов, и нацеливающих каждого на конкретный эффективный результат;
- акцентирование внимания курсантов на способности применить знания на практике, на умении самостоятельно конструктивно и логически последовательно решать возникающие проблемы и вытекающие задачи разнообразной сложности на основе приобретенных правовых знаний;
- развитие навыков и умение применения точной, правдивой правовой информации, исключающие применение неверной, устаревшей, утратившей свою актуальность информацию (отмененные законы или нормативные положения);
- включение правовой компетентности в систему профессионально-значимых качеств будущего морского специалиста;
- обеспечение мотивационно-ценностного отношения курсантов к правовой культуре как к важнейшему и непременному элементу их профессионализма.
Вывод
Проведённый теоретический анализ позволил выбрать в качестве методологического основания намеченного исследования совокупность подходов, включающая системно-деятельностной, аксиологический и компетентностный подходы, которые позволят достаточно полно, всесторонне и основательно рассмотреть феномен «правовая культура», со знанием дела систематизировать предстоящую теоретическую и практическую деятельность, качественно и результативно провести намеченное педагогическое исследование.
1. Папанова Т.В. Методологические основы формирования правой культуры как профессионально-личностного качества бакалавров педагогического образования. Вестник Краснодарского университета МВД России. 2016; 2 (32): 217 - 220.
2. Живцов В.Ю. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студентов университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Самара, 2008.
3. Москалева Л.И. Формирование правовой культуры у студентов физкультурного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.
4. Философский словарь. Под редакцией И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Республика, 2001.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2003.
6. Асмолов А.Г Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. Педагогика. 2009; 4: 18 - 22.
7. Малюгина Т.И. Системно-деятельностный подход в образовании Available at: https://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015
8. Шумейко О.Н. Реализация системно-деятельностного подхода в процессе обучения [Текст]. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016: 18 - 25.
9. Педагогика: Педагогические теории, системы технологии. Под редакцией С.А. Смирнова. 4-е изд., исправл. Москва: Академия, 2001.
10. Петручак Л.А. Правовая культура: обоснование аксиологического подхода. Актуальные проблемы российского права. 2009; 3: 31 - 39.
11. Митюнова И.Г Аксиологический подход к формированию правовой культуры старшеклассников. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2005.
12. Правовая культура: учебное пособие (курс лекций). Ставрополь: СГУ 2014.
13. Гончарова Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме. Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». 2007; 5: 21 - 25.
14. Макашина И.И. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота. Автореферат диссертации .... доктора филологических наук. Санкт-Петербург, 2010.
15. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2016.
16. Лукаш О.А. Модель формирования правовой компетентности студентов колледжа культуры Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г Челябинск, октябрь 2011 г). Т. II. Челябинск: Два комсомольца, 2011: 49 - 52.
17. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.
References
1. Papanova T.V. Metodologicheskie osnovy formirovaniya pravoj kul'tury kak professional'no-lichnostnogo kachestva bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya. Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2016; 2 (32): 217 - 220.
2. Zhivcov V.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj kul'tury studentov universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Samara, 2008.
3. Moskaleva L.I. Formirovanie pravovoj kul'tury u studentov fizkul'turnogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.
4. Filosofskijslovar'. Pod redakciej I.T. Frolova. 7-e izd., pererab. i dop. Moskva: Respublika, 2001.
5. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar': Dlya stud. vyssh. i sred. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2003.
6. Asmolov A.G. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod k razrabotke standartov novogo pokoleniya. Pedagogika. 2009; 4: 18 - 22.
7. Malyugina T.I. Sistemno-deyatel'nostnyj podhod v obrazovanii Available at: https://www.uchportal.ru/fgos/sistemno-deyatelnostnyj-podhod-v-obrazovanii-2015
8. Shumejko O.N. Realizaciya sistemno-deyatel'nostnogo podhoda v processe obucheniya [Tekst]. Aktual'nye voprosy sovremennojpedagogiki: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Samara, mart 2016 g.). Samara: OOO "Izdatel'stvo ASGARD", 2016: 18 - 25.
9. Pedagogika: Pedagogicheskie teorii, sistemy tehnologii. Pod redakciej S.A. Smirnova. 4-e izd., ispravl. Moskva: Akademiya, 2001.
10. Petruchak L.A. Pravovaya kul'tura: obosnovanie aksiologicheskogo podhoda. Aktual'nye problemy rossijskogo prava. 2009; 3: 31 - 39.
11. Mityunova I.G. Aksiologicheskij podhod k formirovaniyu pravovoj kul'tury starsheklassnikov. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2005.
12. Pravovaya kul'tura: uchebnoe posobie (kurs lekcij). Stavropol': SGU, 2014.
13. Goncharova N.L. Kategorii «kompetentnost'» i «kompetenciya» v sovremennoj obrazovatel'noj paradigme. Sborniknauchnyh trudov SevKavGTU. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2007; 5: 21 - 25.
14. Makashina I.I. Sistemapedagogicheskogo obespecheniyapoliprofil'nojpodgotovkimenedzherovdlya morskogo torgovogo flota. Avtoreferat dissertacii .... doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2010.
15. Troyanskaya S.L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izdatel'skij centr «Udmurtskij universitet», 2016.
16. Lukash O.A. Model' formirovaniya pravovoj kompetentnosti studentov kolledzha kul'tury Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2011 g.). T. II. Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2011: 49 - 52.
17. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013.
Статья поступила в редакцию 12.07.19
УДК 37
Osmina K.S., senior teacher, Department I-13 "Foreign language for physical, mathematical and engineering specialties", Moscow Aviation Institute
(National Research University, Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
THE INTRODUCTION OF ONLINE LECTURES IN TRADITIONAL EDUCATION. The article defines online lectures, discusses the distinctive features of online lectures in comparison with traditional face-to-face lectures. The material and technical basis for the possibility of introducing online lectures into the traditional education system is determined, as well as the need to have teachers who implement training using the online lecture and additional competencies. The process of teaching students through interactive technologies is considered, recommendations on the use of online lectures in teaching are given. The key benefits of online lectures for students and teachers, explaining the growing popularity of online lectures both in Russia and abroad are revealed. In conclusion, the place of online lectures in traditional learning is determined.
Key words: online lecture, webinar, online training.
К.С. Осьмина, ст. преп. каф. И-13 «Иностранный язык для физико-математических и инженерных специальностей», Московский авиационный
институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, E-mail: [email protected]
ВНЕДРЕНИЕ ОНЛАЙН-ЛЕКЦИИ В ТРАДИЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
В статье даётся определение онлайн-лекции, рассматриваются отличительные особенности онлайн-лекций в сравнении с традиционными очными лекциями. Определяется материально-техническая база для возможности внедрения онлайн-лекции в традиционную систему образования, а также необходимость обладания преподавателями, реализующими обучение с применением онлайн-лекции, дополнительными компетенциями. Рассматривается процесс обучения студентов посредством интерактивных технологий, приводятся рекомендации по применению онлайн-лекций в обучении. Раскрываются ключевые преимущества, предоставляемые онлайн-лекциями для студентов и преподавателей, объясняющие растущую популярность онлайн-лекций как за рубежом, так и в России. В заключении определяется место онлайн-лекции в традиционном обучении.
Ключевые слова: онлайн-лекция, вебинары, онлайн обучение.
Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания.
Федор Иванович Янкович де Мириево
Обычные потоковые лекции в настоящее время испытывают непростое время. Та форма обучения, которая вплоть до начала XXI века была одной из основных в образовании, то «с чего начинается любая методическая работа, а именно с тезиса о ведущей роли лекции в практике обучения» переживает самый серьезный кризис с момента её возникновения [1; 2]. Всё чаще встречаются ситуации, в которых студенты не понимают, для чего нужны потоковые лекции, на которых им не только сложно успевать что-либо конспектировать, но и когда они просто не могут услышать, понять лектора. Обычная традиционная лекция становится рутиной, как для студентов, так и для самих преподавателей, когда они не видят отклика от аудитории (а порой и сами его не ищут), когда лекторам приходится вести несколько разных предметов и не хватает времени подготовить материал, и тогда они просто начинают зачитывать методички. В свою очередь, студенты начинают задаваться вопросом: «Зачем нам ходить на такую лекцию, где мы ничего не можем услышать, не успеваем понять, о чем идёт речь, не можем спросить лектора? Мы просто можем взять методичку и сами её прочитать».
Однако же опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе [3].
Для того чтобы решить эту проблему, предлагается прибегнуть к помощи информационно-компьютерных технологий (ИКТ), а именно, к одной из разновидностей электронных образовательных ресурсов - онлайн-лекции. Связь преподавателя и студента в таких лекциях обеспечивается через Интернет в режиме реального времени. Во время онлайн-лекции каждый из участников находится за своим компьютером в удобной ему обстановке. Такой онлайн курс, как и традиционный очный курс, разрабатывается согласно программе учебной дисциплины и должен соответствовать заявленной программе образовательного учреждения (ОУ). В отличие от простого вебинара, в онлайн-лекции связь должна быть двусторонняя, т. е. и лектор, и студенты могут видеть друг друга на своих экранах, могут задавать друг другу вопросы (как в чат, так и устно), организовывать обсуждения. Во время такой лекции обязательно проводятся мини-квизы, тестирования, даются задания на самопроверку (рефлексию), предоставляется возможность изучить вопрос, используя дополнительную литературу или пройдя по ссылкам.