Научная статья на тему 'К вопросу о моделировании процесса формирования правовой культуры у курсантов морского вуза'

К вопросу о моделировании процесса формирования правовой культуры у курсантов морского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блок / модель / моделирование / компонент / курсант / морской вуз / методологический подход / правовая культура / формирование. / block / model / modeling / component / cadet / maritime university / methodological approach / legal culture / formation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Т П. Оборочан, А Н. Томилин

Масштабность и грандиозность стоящих перед нашей страной задач экономического развития и укрепления обороноспособности страны настоятельно требуют проведения качественной профессиональной подготовки молодежи, её основательной подготовки к жизнедеятельности в демократическом государстве, формирования осознанного отношения к законности и правопорядку, неукоснительного соблюдения положений, требований Конституции Российской Федерации и федеральных законов, проявления законопослушности и дисциплинированности. Воспитание учащейся молодежи в духе уважительного отношения к законам, их строгого соблюдения диктует необходимость формирования и развития у юношей и девушек высокого уровня правовой культуры, что в свою очередь требует разработки соответствующей педагогической модели. В статье на основе теоретического анализа, подходов российских ученых обосновывается модель процесса формирования правовой культуры у курсантов морского вуза, включающую пять логически взаимосвязанных блоков: целевой, научно-методологический, организационный, операционально-деятельностный и оценочно-результативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF MODELING THE PROCESS OF FORMING LEGAL CULTURE AMONG CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY.

The scale and grandeur of Russia is facing problems of economic development and strengthening the country’s defense strongly require high-quality professional training of young people thorough preparation for life in a democratic state, forming conscious relations to law and order, strict compliance with the provisions of the Constitution of the Russian Federation and Federal laws, manifestations of orderliness and discipline. Education of students in the spirit of respect for the laws, their strict observance requires the formation and development of young men and women of a high level of legal culture, which in turn requires the development of an appropriate pedagogical model. In the article on the basis of theoretical analysis, approaches of Russian scientists to modeling the model of process of formation of legal culture at cadets of sea higher education institution including five logically interconnected blocks is proved: target, scientific-methodological, organizational, operational-activity and evaluative-effective.

Текст научной работы на тему «К вопросу о моделировании процесса формирования правовой культуры у курсантов морского вуза»

Применение групповых форм обучения по коррекции уровня владения английским и другим языком считается полезным, поскольку для каждого члена группы деятельность фактически индивидуальна. Такое общение дает эффект совместности. После выполнения коллективных заданий предлагается заполнение самооценочных листов в парадигме «знаю», «умею», «уже овладел».

Улучшение учебной успешности тесно связано в этой ситуации с социализацией студентов в академической среде вуза, большим вовлечением в мероприятия, отражающие специфику факультета получаемой специальности.

Целесообразными оказались занятия, называемые "Research skills", по приобретению исследовательских умений и помогающие началу выполнения заданий [7].

Для преподавателей, которые читают лекции на английском языке, организовывались образовательные семинары, чтобы знать композиционные и лексико-грамматические особенности стиля академической лекции. При этом акцент делался на том факте, что изложение информационного материала в содержании лекции и практических занятиях идет с соблюдением принципов доступности, билингвизма, адаптации. Учебный материал при таком виде обучения должен быть билингвальным. Вот некоторые особенности, приемы изложения и организации занятий подобного рода:

1. Изложение учебного материала с использованием двух языков.

2. Освоение фактологической, концептуальной и оценочной информации при постепенном усложнении речи, усиление темпа восприятия на слух, усложнение при чтении (на русском языке), частично английском; осуществление говорения на двух языках; письмо на русском языке.

3. Объяснение учебного материала на русском языке, а пояснения - на английском языке.

4. Развертывание коммуникации идет в таком порядке: вопрос на одном языке, ответ - на другом.

5. Проведение тестирования осуществляется на двух языках.

6. Требования к регуляции своих коммуникативных действий и проведение самоанализа на двух языках.

С этой целью разрабатывались дистанционные пособия, словари, аудио- и видеоматериалы на двух языках, что в большинстве своем способствует развитию компенсаторной способности и готовности преодолевать обучающимися дефицита иноязычных знаний и умений. Основу организации составляет удельный вес языков на каждом этапе обучения, при этом решается также задача увеличения источников для компенсации студентами необходимого материала на одном языке за счет другого.

Следовательно, при дистанционных формах характер обучения языку специальности приобретал еще и упреждающий характер; изложение сущности предмета на двух языках велось с учетом этапа обучения и принципа адаптации на данном этапе. В связи с этим особое внимание уделялось усилению методической подготовки преподавателей дисциплины и повышению качества владения

Библиографический список

иностранным языком (обучение, доводящее до продвинутого уровня в овладении языком).

Что касается студентов, то технология обучения культуре коммуникативного взаимодействия в профессиональном медицинском и научном диалоге усиливает активизацию речевой деятельности. В содержание обучения всех категорий студентов вводятся блоки, ориентированные на изучение языка как для академических целей, так и специальных (профессиональных). Непременным компонентом технологии является обучение видам текстовой компрессии как на русском, так и английском языках: реферирование, аннотирование, тезирование, рецензирование, составление обзора. Более того, включение так называемых методов, звучащих как "genre-approach", "product-approach", "process-approach", позволяет улучшать учебную успешность. Что имеется в виду? В содержание "process-approach" входят упражнения, которые знакомят субъектов учебного процесса с типичными характеристиками протекания таких форм, как лекция, семинар, практические занятия в стране проживания и называются "tutor's-tutorials". Такие занятия знакомят с поведенческими реакциями на лекциях, конкретными действиями на занятии, например, можно ли задавать вопросы на лекциях, включаться ли в процесс обсуждения на лекциях, как быть с опозданиями и т.д.

С другой стороны, и лектор, и студент знакомятся с композиционными особенностями текста лекции, его графическими, лексико-грамматическими и другими свойствами, что облегчает восприятие текста с последующим закреплением в языковой лаборатории, работа в которой должна быть абсолютно системной, длительной и хорошо продуманной.

Доминирующим звеном обучения выступает междисциплинарная методика по развитию академической коммуникативной компетенции. Методы наблюдения, анкетирования, выполнения заданий "check-листов» помогают последовательно оценивать когнитивные способности студентов и процессы психологического снятия состояний неуверенности, беспокойства, усиление информирования обучающихся о том, что непременно стоит выполнять в вузе и как максимально сосредоточиться на учебе, систематическом посещении занятий.

Применение листов, называемых "self-assessment" («самооценка»), позволяет выявить некоторые сложности в организации процесса учения студентов и включения в учебную деятельность на занятиях.

Выявленные проблемы находят свое решение и дают результаты во всех сферах деятельности иностранных студентов.

В целом билингвальное обучение требует и индивидуального, и группового подхода в коррекции методического стиля преподавателя как в работе с каждой студенческой группой, так и командной работе в преподавательской среде. Наряду с этим необходим учет социокультурных особенностей как в организации учебного процесса, так и в коммуникации.

Представленные в статье технологии обучения в билингвальном режиме открывают возможности для дальнейшего решения проблемы.

1. Гавриш Л.Ф., Давыдова Н.М., Бюссон Э. Создание системы билингвального развития и обучения в условиях современного лицея. Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015; № 3: 22 - 27.

2. Психология и педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Юрайт, 2012.

3. Филимонова М.С. Модель билингвальной подготовки студентов неязыковых специальностей вуза. Фундаментальные исследования. 2012; № 11: 1116 - 1120.

4. Клинг В.И., Алябьева Ю.М. Модернизация образовательного процесса в медицинском вузе: психолого-педагогические и дидактогенные аспекты. Барнаул: Изд-во АГМУ 2011.

5. Клинг В.И., Сурдина Е.В. Педагогика и дидактика высшей медицинской школы: учебное пособие. Барнаул: Изд-во ФГБОУВО «Алтайский государственный медицинский университет» МЗ России, 2018.

6. Jordan R.R. English for Academic Purposes. A guide and resource book for teachers. Cambridge University Press, 2000.

7. Перминова Л.М. Теоретические и методологические основы развития современной дидактики. Педагогика. 2013: 45 - 50.

8. Степанян И.К., Дубинина Г.А., Ганина Е.И. Билингвальный подход к обучению математике иностранных студентов. Педагогические науки. 2017; № 12 (66) б: 19 - 31.

References

1. Gavrish L.F., Davydova N.M., Byusson 'E. Sozdanie sistemy bilingval'nogo razvitiya i obucheniya v usloviyah sovremennogo liceya. Municipal'noe obrazovanie: innovacii i 'eksperiment. 2015; № 3: 22 - 27.

2. Psihologiya ipedagogika. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Yurajt, 2012.

3. Filimonova M.S. Model' bilingval'noj podgotovki studentov neyazykovyh special'nostej vuza. Fundamental'nye issledovaniya. 2012; № 11: 1116 - 1120.

4. Kling V.I., Alyab'eva Yu.M. Modernizaciya obrazovatel'nogo processa v medicinskom vuze: psihologo-pedagogicheskie i didaktogennye aspekty. Barnaul: Izd-vo AGMU, 2011.

5. Kling V.I., Surdina E.V. Pedagogika ididaktika vysshejmedicinskoj shkoly: uchebnoe posobie. Barnaul: Izd-vo FGBOUVO «Altajskij gosudarstvennyj medicinskij universitet» MZ Rossii, 2018.

6. Jordan R.R. English for Academic Purposes. A guide and resource book for teachers. Cambridge University Press, 2000.

7. Perminova L.M. Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy razvitiya sovremennoj didaktiki. Pedagogika. 2013: 45 - 50.

8. Stepanyan I.K., Dubinina G.A., Ganina E.I. Bilingval'nyj podhod k obucheniyu matematike inostrannyh studentov. Pedagogicheskie nauki. 2017; № 12 (66) b: 19 - 31.

Статья поступила в редакцию 28.09.19

УДК 34.01

Oborochan T.P., post-graduate student, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University, E-mail: www.aumsu.ru

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: www.aumsu.ru

TO THE QUESTION OF MODELING THE PROCESS OF FORMING LEGAL CULTURE AMONG CADETS OF A MARITIME UNIVERSITY. The scale and grandeur of Russia is facing problems of economic development and strengthening the country's defense strongly require high-quality professional training of young people thorough preparation for life in a democratic state, forming conscious relations to law and order, strict compliance with the provisions of the Constitution of the

Russian Federation and Federal laws, manifestations of orderliness and discipline. Education of students in the spirit of respect for the laws, their strict observance requires the formation and development of young men and women of a high level of legal culture, which in turn requires the development of an appropriate pedagogical model. In the article on the basis of theoretical analysis, approaches of Russian scientists to modeling the model of process of formation of legal culture at cadets of sea higher education institution including five logically interconnected blocks is proved: target, scientific-methodological, organizational, operational-activity and evaluative-effective.

Key words: block, model, modeling, component, cadet, maritime university, methodological approach, legal culture, formation.

Т.П. Оборочан, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: www.aumsu.ru

К ВОПРОСУ О МОДЕЛИРОВАНИИ ПРОЦЕССА

ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА

Масштабность и грандиозность стоящих перед нашей страной задач экономического развития и укрепления обороноспособности страны настоятельно требуют проведения качественной профессиональной подготовки молодежи, её основательной подготовки к жизнедеятельности в демократическом государстве, формирования осознанного отношения к законности и правопорядку, неукоснительного соблюдения положений, требований Конституции Российской Федерации и федеральных законов, проявления законопослушности и дисциплинированности. Воспитание учащейся молодежи в духе уважительного отношения к законам, их строгого соблюдения диктует необходимость формирования и развития у юношей и девушек высокого уровня правовой культуры, что в свою очередь требует разработки соответствующей педагогической модели. В статье на основе теоретического анализа, подходов российских ученых обосновывается модель процесса формирования правовой культуры у курсантов морского вуза, включающую пять логически взаимосвязанных блоков: целевой, научно-методологический, организационный, операционально-деятельностный и оценочно-результативный.

Ключевые слова: блок, модель, моделирование, компонент, курсант, морской вуз, методологический подход, правовая культура, формирование.

В последние годы в нашей стране стали уделять все больше внимания вопросам подготовки молодежи к жизнедеятельности в демократическом государстве и освобожденном от коммунистической идеологии социуме. В этом плане предприняты конкретные шаги по духовно-нравственному и патриотическому развитию молодежи. Свою значительную роль в этом направлении выполняют Концепция и соответствующие государственные программы.

Вместе с тем проблема правового воспитания российской молодежи, формирования правовой культуры (ПК) у этой категории граждан страны значительно обострилась. В течение 2018 года только несовершеннолетними было совершено 43 553 зарегистрированных преступлений, а учащимися и студентами -44 430 [1]. Кроме того, значительная часть молодежи идеологически незрелая, дезориентирована, аполитична, уклоняется от службы в Вооруженных Силах РФ, употребляет наркотики и алкоголь, занимается проституцией, ищет только легкие пути обогащения, заявляет о своем желании переехать на постоянное место жительства в западные страны, ошибочно полагая, что там они будут вести праздный образ жизни за счет различных пособий.

К сожалению, незрелость и отсутствие должного уровня правовой культуры встречается и среди учащихся морских учебных заведений. Проведенное наблюдение показало, что часть курсантов допускают пропуск занятий, регулярно опаздывают, курят в неположенных местах, сквернословят, грубят друг другу. На основе изучения отношения к учебе установлено, что по результатам сессии у 28% имеются задолженности, в основном по гуманитарным дисциплинам. В процессе индивидуальных бесед курсанты высказываются, что им не интересны такие учебные дисциплины, как философия, политология, основы законодательства.

По результатам констатирующего эксперимента установлено, что у 72% курсантов второго курса (не плавательные специальности) низкий уровень правовой культуры, у 27% средний и только у 1% высокий.

Все это подтверждает актуальность темы проводимого исследования и ориентирует на поиск новых путей совершенствования процесса правового воспитания курсантов, требует разработки новой модели формирования ПК у учащихся морских образовательных организаций и её внедрения в учебно-воспитательную практику.

Цель статьи: на основе теоретического анализа, подходов российских ученых обосновать и разработать модель формирования ПК у курсантов морского вуза.

Рассмотрим сущность педагогического моделирования и его значение для воспитательной практики. На основе анализа научной литературы установлено, что процесс формирования ПК предусматривает осуществление какой-то целенаправленной деятельности, проводимой по определенному алгоритму, в установленной логической последовательности, по какой-то заданной схеме, что ориентирует на необходимость применения метода моделирования. В Педагогическом словаре [2] отмечается, что под методом моделирования следует понимать общенаучный метод исследования, который позволяет изучать не сам объект познания, а только его изображение в виде так называемой модели, но результат исследования переносится с модели на объект

Отечественными учеными (В.В. Краевским, Е.А. Лодатко, П.И. Пидкаси-стым, И.П. Подласым, В.А. Сластёниным, А.Н. Томилиным и др.) доказано, что метод моделирования имеет очень существенное значение в педагогике и педагогическом исследовании.

Так, В.В. Краевский [3], П.И. Пидкасистый [4] и др. рассматривают моделирование как творческое отображение характеристик определенного объекта на

другой объект, который специально сконструирован для их исследования, изучения, постижения. Второй из объектов именуют моделью первого.

К основным достоинствам и преимуществам моделирования относятся:

- вычленение целостных систем и исследование их функционирования;

- объяснение совокупности данных, относящихся к предмету познания;

- новизна информации и целостность представленной информации.

- оптимизация структуры учебного материала, улучшение организации и планирования учебного процесса;

- совершенствование управления познавательной деятельностью и управления учебно-воспитательным процессом (диагностика, прогнозирование, проектирование).

Говоря простыми словами, моделирование представляет собой специфический процесс построения некой новой модели, необходимой для педагогической практики.

В научных трудах Е.А. Лодатко [5], И.П. Подласого [6] и др. термин «модель» трактуется как мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте.

Значение метода моделирования, используемого в педагогических исследованиях, велико. Новые сконструированные модели применяются для: а) всестороннего анализа существующих педагогических систем; б) выявления их слабых и сильных сторон; в) определения, какими они должны быть для достижения желаемого результата [7]. Для этого на них возлагаются следующие функции: иллюстративная, трансляционная, объяснительная, процессуальная, предсказательная.

Следовательно, в педагогике метод моделирования и создаваемая модель позволяют всесторонне подвергнуть рассмотрению имеющуюся педагогическую систему и обозначить пути ее качественного улучшения и совершенствования.

Рассмотрим состав и содержание модели формирования правовой культуры у курсантов морского вуза. Приступая к разработке новой модели, авторами был изучен опыт и рекомендации таких исследователей, как В.Ю. Живцов [8], Л.И. Москалева [9], Л.Н. Николаева [10] и др.

Выполненный теоретический анализ позволяет предложить новую педагогическую модель формирования ПК у курсантов морского вуза, состоящую из пяти взаимосвязанных блоков: целевого, научно-методологического, организационного, операционально-деятельностного и оценочно-результативного.

Первый блок - целевой, он выполняет целеопределяющую функцию. Исходя из социального заказа общества, требований ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВПО, главная цель педагогического процесса в сфере правового воспитания - это формирование ПК у всех учащихся вузов, в том числе и морского. Достижение намеченной цели предполагает решение следующих задач:

- вырабатывание у курсантов интереса к проблеме ПК;

- развитие мотивации к формированию ПК;

- повышение правовой активности курсантов;

- вырабатывание у воспитанников зрелого юридического мышления;

- вовлечение обучающихся в правовую деятельность;

- воспитание позитивного отношения к праву и законам;

- усиление влияния на формирование правосознания.

Следующий блок - научно-методологический, предназначенный для определения научных подходов и принципов воспитательно-правовой деятельности.

Установленная цель и сформулированные задачи ориентируют нас на применение в качестве теоретико-методологического основания модели следующий состав:

- системно-деятельностный подход, который позволяет: а) рассматривать и анализировать ПК во взаимосвязи с иными социальными явлениями; б) предметно аргументировать процесс конструирования системы формирования ПК у курсантов, предусматривающий вовлечение учащихся в разнообразную правовую деятельность;

- аксиологический подход предполагает рассматривать ценностный аспект права, включающий оценку её объективных свойств, духовных и нравственных составляющих; интеграцию всех систем ценностей, развитие индивидуальности личности курсанта;

- компетентностный подход, требующий создать необходимые условия для овладения курсантами комплексом правовых компетенций, формирование готовности и способности эффективно применить их в последующей профессиональной деятельности; ориентирует на результаты воспитания правовой культуры, рассматриваемые не как объем усвоенной информации, а как способность курсанта применять полученные знания и умения в повседневной жизни, учебной и последующей профессиональной деятельности.

В качестве руководящих положений для проводимого исследования определен комплекс принципов, включающий принцип системности (требует сформировать у курсантов целостную систему необходимых правовых знаний и умений); принцип научности (определяет необходимость доводить до курсантов учебный материал, отвечающий современным достижениям науки, права и культуры); принцип интегративности (призывает к согласованности, упорядоченности и устойчивости связей между различными элементами вузовской подготовки, процессом формирования ПК); принцип субъектности (ориентирует всю систему профессиональной подготовки и формирования ПК на создание условий для творческой самореализации личности); принцип проектности (указывает на приоритетность инициативности курсантов в выборе способов самореализации); принцип инновационности (предполагает использование новых правовых знаний и инновационных методов, а также форм организации продуктивной деятельности субъектов вузовской подготовки); принцип продуктивности (определяет направленность всего процесса формирования ПК у курсантов на получение реального и практического продукта, имеющего ценность и для социума, и для личности).

Организационно-содержательный блок включает проектирование авторской целевой программы «Правовая культура специалиста морского транспорта», структурно включающая пять модулей: «Установочный» (предусматривает пояснение курсантам целей программы и выдачу установок на период её изучения); «Теоретический» (направлен на изучение теории правовой культуры); «Деятельностный» (вовлечение курсантов в разнообразную правовую деятельность); «Культурно-досуговый» (участие курсантов в мероприятиях воспитательной и культурно-досуговой работы, имеющих правовую направленность); «Самовоспитание» (предусматривает рефлексию и организацию каждым курсантом самовоспитания в интересах дальнейшего совершенствования уровня правовой культуры).

Важным компонентом блока являются педагогические условия формирования ПК у курсантов морского вуза, понимаемые как специфический комплекс мер, сконцентрированных и целенаправленных на увеличение качества и эффективности осуществляемой воспитательно-правовой деятельности. Таковыми были выбраны:

- создание правовой среды обучения и воспитания (способствует безупречному социально-правовому поведению курсантов, что детерминируется внешними механизмами правового воспитания, внутренними мотивами и духовными установками личности);

- формирование ценностно-правовых ориентаций (содействует воспитанию и развитию личностных предпочтений правовых идеалов, направленности на правовые ценности, руководство ими в деятельности и поведении);

- включение курсантов в проектную деятельность (развивает творческие способности и активность личности, формирует навыки и умения самостоятельного поиска решений возникших сложных проблем и задач);

Библиографический список

- совершенствование научной и методической подготовки профессорско-преподавательского состава (обеспечивает высокую подготовку и готовность преподавателей к качественной и результативной воспитательно-правовой работе);

- организация субъект-субъектного взаимодействия в системе «курсант-преподаватель» (гарантирует продуктивность общения, устранение различных барьеров, конструирование позиции сотрудничества и взаимопонимания).

Четвертый блок - операционально-деятельностный. Он целенаправлен на организацию деятельности по овладению курсантами знаниями и навыками ПК. Состоит из двух основных элементов: 1) методов формирования ПК у курсантов, основывающихся на педагогических технологиях модульного, проблемного и проектного обучения, проведении дискуссии и дебатов, организации самовоспитания; 2) этапов формирования ПК: а) входной (проведение первичной педагогической диагностики, позволяющей установить исходный уровень правовой культуры курсантов); б) обучения и воспитания (реализация авторской целевой программы); в) мониторинга (отслеживание процесса изучения целевой программы с целью выявления хода формирования правовой культуры, соответствия процесса изучения модулей желаемому результату и намеченной цели); г) итогового тестирования (контроль сформированного уровня ПК, оценка и интерпретация полученных результатов).

Пятый блок модели - оценочно-результативный. Предназначен для оценки полученных результатов процесса формирования ПК у курсантов морского вуза. Данный компонент представлен критериями (когнитивным, аксиологическим, деятельностным), соответствующими показателями и уровнями, позволяющими определить эффективность проведенной воспитательно-правовой работы.

Когнитивный критерий отражает овладение и усвоение курсантом правовых знаний, их глубину, умение и способность обобщать и анализировать правовую информацию, оценивать факты и явления в правовой сфере жизнедеятельности социума, коллектива, личности. Содержит владение правовой терминологией и понятийным аппаратом, применение правовых знаний в повседневной и профессиональной деятельности, отношениях, поведении. В качестве особого показателя критерия выступает правовая компетентность курсанта.

Аксиологический критерий включает представления, мнения, суждения и характеристики о правовых и гражданских ценностях с точки зрения норм права; умение дифференцировать общечеловеческие и правовые ценности; мотивы законопослушного поведения и деятельности; ценностные основания уважительного отношения к праву и правовым нормам.

К его показателям относятся: осознание потребностей выбора и мотивов формирования ПК; ценностные основания выбора законопослушного поведения; проявление курсантами потребностей, мотивов, интереса, что служит механизмом поддержки или осуждения правового или противоправного поведения.

Деятельностный критерий демонстрирует многообразие отношений курсантов к миру, политике, государству, социуму, коллективу и людям, способность ориентироваться в законодательстве и праве, умение применять правовые знания на практике, в повседневной и профессиональной деятельности, при взаимодействии с представителями власти, преподавателями, сокурсниками и другими гражданами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показателями данного критерия являются следующие: законопослушность и правовая активность курсанта; готовность участвовать в правотворческой и политической сферах, выборных кампаниях, патриотической и волонтерской деятельности; желание проявить свою гражданскую позицию.

Основываясь на разработанных показателях, мы определили уровни сфор-мированности правовой культуры: низкий, средний, высокий.

Сконструированная педагогическая модель является многокомпонентной и многоуровневой системой, обеспечивающей целостный и последовательный процесс формирования ПК у курсантов морского вуза. Реализация настоящей модели в практике учебно-воспитательной работы обеспечивает достижение курсантами достаточного уровня правовой культуры, реализация которого происходит как в процессе учебной и повседневной жизнедеятельности, так и последующей профессиональной деятельности на предприятиях и в учреждениях морской индустрии.

1. Педагогический словарь. Available at: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/

2. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2018 года. Сборник сведений. Москва: Генеральная прокуратура РФ, 2019.

3. Краевский В.В. Методология педагогики: пособие для педагогов-исследователей. Чебоксары, 2001.

4. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Москва: Педагогическое общество России, 2004.

5. Лодатко Е.А. Моделирование педагогических систем и процессов: монография. Славянск: СГПУ 2010.

6. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учебное пособие для вузов. Москва: ВЛАДОС-пресс, 2004.

7. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2010.

8. Живцов В.Ю. Организационно-педагогические условия формирования правовой культуры студентов университета. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. - Самара, 2008.

9. Москалева Л.И. Формирование правовой культуры у студентов физкультурного вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2006.

10. Николаева Л.Н. Формирование правовой культуры студентов. Автореферат диссертации... кандидата педагогических наук. Смоленск, 2005.

References

1. Pedagogicheskij slovar'. Available at: http://www.xn--80aacc4bir7b.xn--p1ai/

2. Sostoyanie prestupnosti v Rossiiza yanvar'- dekabr' 2018 goda. Sbornik svedenij. Moskva: General'naya prokuratura RF, 2019.

3. Kraevskij V.V. Metodologiya pedagogiki: posobie dlya pedagogov-issledovatelej. Cheboksary, 2001.

4. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov pedagogicheskih vuzov. Pod redakciej P.I. Pidkasistogo. Moskva: Pedagogicheskoe obschestvo Rossii, 2004.

5. Lodatko E.A. Modelirovanie pedagogicheskih sistem iprocessov: monografiya. Slavyansk: SGPU, 2010.

6. Podlasyj I.P. Pedagogika: 100 voprosov- 100 otvetov: uchebnoe posobie dlya vuzov. Moskva: VLADOS-press, 2004.

7. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA imeni admirala F.F. Ushakova, 2010.

8. Zhivcov V.Yu. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj kul'tury studentov universiteta. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. -Samara, 2008.

9. Moskaleva L.I. Formirovanie pravovoj kul'tury u studentov fizkul'turnogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2006.

10. Nikolaeva L.N. Formirovanie pravovoj kul'tury studentov. Avtoreferat dissertacii... kandidata pedagogicheskih nauk. Smolensk, 2005.

Статья поступила в редакцию 29.09

УДК 811.161.1

Chechik I.V., Cand. Of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Saint Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering (Saint Petersburg, Russia),

E-mail: [email protected]

IMPLEMENTATION OF LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF AUDIOVISUAL AIDS IN TRAINING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE FOR ENGINEERING AND TECHNICAL PROFILE STUDENTS. The article is dedicated to one of the most actual problem of teaching Russian as a foreign language - linguodidactic potential of audiovisual aids at the lessons of Russian as a foreign language for engineering and technical profile students. The concept of authenticity as a very important characteristic of audiovisual aids is describes in the article. In the article, the linguodidactic potential of audiovisual aids is substantiated by the example of their use in classes in the Russian language for specific purposes. According to the author, the inclusion in the teaching methodology of the Russian as a foreign language audiovisual educational aids based on the principal of authenticity, clarity, the principle of interconnected learning to types of speech activity will overcome the language barrier, improve listening comprehension, promote the activation of cognitive activity, and successfully develop communicative and professional competence of foreign engineering and technical profile students.

Key words: аudiovisual educational aids, Russian as a foreign language, listening comprehension, speaking competence, language barrier, Russian as a language for specific purposes, principle of clarity, principle of interconnected learning to types of speech activity, textmapping way.

И.В. Чечик, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»,

г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

КАК ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Статья посвящена одной из актуальных проблем современной методики преподавания русского языка как иностранного - реализации лингводидак-тического потенциала аудиовизуальных средств обучения в аспекте формирования профессионально-коммуникативной компетенции учащихся инженерно-технического профиля. В статье анализируется понятие «аутентичность» как важная характеристика аудиовизуальных средств обучения. Также дается описание с примерами некоторых методов и приемов работы с аудиовизуальными средствами на занятиях по обучению языку специальности иностранных студентов инженерно-технического профиля. В статье делается вывод о том, что использование на занятиях современных аудиовизуальных материалов в качестве средств обучения, ориентированных на принцип аутентичности, наглядности, положительного эмоционального фона обучения, принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, но прежде всего, аудированию, позволяет эффективно формировать коммуникативно-профессиональную компетенцию учащихся технических специальностей.

Ключевые слова: русский язык как иностранный в техническом вузе, язык специальности, коммуникативно-профессиональная компетенция, аудиовизуальные средства обучения, аутентичные и оригинальные аудиовизуальные материалы, аудирование как вид речевой деятельности, принцип наглядности, принцип взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности, прием textmapping.

Повышение эффективности обучения русскому языку как иностранному в неязыковом вузе является одной из наиболее актуальных проблем современной лингводидактики. Общеизвестно, что аудиовизуальные средства обучения оказывают сильное педагогическое воздействие, так как презентуют учебный материал в наиболее доступной для восприятия и запоминания форме. В данный момент в педагогической науке под термином «аудиовизуальные средства» обучения понимают современные технические средства обучения, включая учебное кино, радио- и телепередачи, звукозапись, видеофильмы телекомпаний, видеоролики и репортажи, размещенные на различных интернет-ресурсах. Современные трактовки данного понятия предполагают включение также медиатекстов (audiovisual educational media), предназначенных для зрительного и слухового воздействия в образовательном процессе [1].

К наиболее очевидным преимуществам использования аудиовизуальных средств на занятиях по обучению иностранному языку стоит отнести обеспечение наглядно-образного восприятия изучаемого материала, что в современных условиях является залогом адекватного понимания и запоминания учебной информации современными студентами [2], [3]. С позиции теории поколений (Н. Хоув, У. Штраус, Ю.А. Левада, Т. Шанин, Е.М. Шамис и др.) это объясняется тем, что для поколения Y и Z характерна принципиальная нелинейность восприятия мира, доминирование визуального канала получения информации [4]. Воздействующая сила аудиовизуальных средств проявляется еще и в том, что научные факты, события, явления излагаются с помощью разнообразных художественных средств, что обеспечивает реализацию принципа положительного эмоционального фона обучения [1]. Необходимо также отметить высокую информативную насыщен-

ность аудиовизуального контента. Аудиовизуальные средства дают возможность учащимся увидеть изучаемые явления в реальном контексте, познакомиться с современными достижениями науки, техники, производства, с предметами и явлениями культуры, которые невозможно или крайне затруднительно увидеть непосредственно. Это существенно активизирует учебную мотивацию в целом [5].

Однако, обращаясь к аудиовизуальным средствам в обучении языку специальности иностранных студентов технических специальностей, преподаватель неизбежно сталкивается с рядом трудностей, в частности с проблемой отбора обучающего материала и его контентного планирования. Современная лингво-дидактика предлагает в решении этого вопроса опираться на принцип аутентичности, поскольку именно аутентичные материалы (ситуации, задания), в отличие от специально разработанных преподавателями русского языка учебных материалов, способствуют корректному формированию профессионально-коммуникативной компетенции будущих специалистов, например, инженерно-технического профиля и препятствуют появлению когнитивного диссонанса [6], [7].

Отечественные исследователи по-разному трактуют понятие аутентичных учебных материалов. В широком смысле, в методике преподавания иностранных языков под аутентичными понимают материалы, которые создавались носителями языка для носителей языка, но в дальнейшем без изменений нашли свое применения в учебном процессе. Они содержат лингвистическую и экстралингвистическую информацию из различных сфер жизни общества, связанных с профессиональной деятельностью будущих специалистов, и показывают функционирование языка как средства профессиональной коммуникации в естественном окружении и социальной коммуникации [2 - 12].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.