Научная статья на тему 'Структурно-педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля'

Структурно-педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECONOMIC CULTURE / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / МОДЕЛЬ / MODEL / МОДЕЛИРОВАНИЕ / MODELING / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ECONOMIC THINKING / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ECONOMIC ACTIVITY / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЗНАНИЕ / ECONOMIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеев Е. М.

В статье рассматривается проблема разработки структурно-педагогической модели формирования экономической культуры старшеклассников в процессе развития самоконтроля посредством аудиовизуальных технологий в условиях образовательного процесса Навигацкой школы Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Структурно-педагогической модель формирования экономической культуры кадетов позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, подготовить выпускников к адаптации в экономическом сообществе. Разработанная модель реализована в условиях прохождения обязательного стандарта. В статье сформулированы критерии, которые отражают специфику формирования экономических знаний, экономического мышления и экономической деятельности старшеклассников. Критерии формирования экономической культуры раскрыты через ряд признаков, отражающих уровень развития самоконтроля всех субъектов и объектов образовательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что процесс современного образования кадетов, направленный на формирование экономической культуры посредством аудиовизуальных технологий позволяет эффективно реализовать требования ФГОС, предъявляемые к выпускникам новой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дорофеев Е. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF ECONOMIC CULTURE OF CADETS OF NAVIGATSKOY SCHOOL OF THE MARINE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL

The article examines a problem of developing a structural and pedagogical model for the formation of the economic culture of high school students in the process of developing self-monitoring through audiovisual technologies in the conditions of the educational process of the Naval School of the Admiral F.F. Ushakov. The structural pedagogical model of the formation of the cadet's economic culture makes it possible to raise the efficiency of the educational process, to prepare graduates for adaptation in the economic community. The presented model is used in conditions of realization of the mandatory standard. The article formulates the criteria that reflect the specifics of the formation of economic knowledge, economic thinking and economic activity of high school students. Criteria for the formation of economic culture are disclosed through a number of indicators that reflect the level of development of self-control of all subjects and objects of the educational process. The presented material allows to draw a conclusion that the process of modern education of cadets, aimed at the formation of an economic culture through audiovisual technologies, makes it possible to effectively implement the GEF requirements for graduates of a new school.

Текст научной работы на тему «Структурно-педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля»

4. Voennaya pedagogika. Pod red. O.Yu. Efremova. Sankt-Peterburg: Piter, 2014: 640.

5. Professiya oficer. Moskva: Voenizdat, 1982.

6. Ob organah vospitatel'noj raboty v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj Federacii: Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 70, 2004.

7. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod obschej redakciej N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS Rf, 2005.

8. Zaec O.G. Povyshenie 'effektivnosti professional'nogo vospitaniya kursantov voenno-inzhenernyh vuzov. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2014.

9. Prihod'ko A.M. Optimizaciya professional'nogo vospitaniya kursantov vuzov vnutrennih vojsk MVD Rossii. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 2006.

10. Las'ko P.A. Social'no-professional'noe vospitanie kursantov uchebnyh centrov MVD Rossii v processe pervonachal'noj professional'noj podgotovki. Dissertaciya kandidata pedagogicheskih nauk. Kostroma 2004.

11. Mayakovskaya N.V. Professional'noe vospitanie buduschego vracha vmedicinskom vuze na osnove aksiologicheskogo podhoda. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Shuya, 2012.

12. Makarova O.Yu. Pedagogicheskaya sistema professional'nogo vospitaniya studentov medicinskih vuzov. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Kazan', 2014.

13. Orlov V.F. Professional'noe vospitanie: problemy i tehnologii. Professional'noe obrazovanie. 2004; 11: 15 - 16.

14. Titov Yu.P. Hrestomatiya po istoriigosudarstva iprava Rossii. Moskva: Prospekt, 1999: 472.

15. Pisar'kova L.F., Danilina G.Ya. Istoriya Rossii. XVII-XIX vv. Moskva: Verbum-M, 2003.

16. Ignat'ev A.A. Pyat'desyat let vstroyu. Moskva: Voenizdat, 1986.

17. O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe. Federal'nyj zakon № 53-FZ, 1998.

18. O statuse voennosluzhaschih. Federal'nyj zakon № 76-FZ, 1998.

19. Ob utverzhdenii obschevoinskih ustavov Vooruzhennyh Sil Rossijskoj Federacii. Ukaz Prezidenta RF № 1495, 2007.

20. Kalyakin V.V., Lopuha A.D., Lopuha T.L., Trofimov I.V. Formirovanie oboronnogo soznaniya u molodezhi v processe gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya. Novosibirsk: NVVKU, 2011.

21. Lopuha A.D. Teoreticheskie osnovy sovremennoj sistemy vospitaniya patriotizma voennyh kadrov. Novosibirsk: Novosib. gos. un-t, 2001.

22. Nikandrov N.D. Rossiya: socializaciya i vospitanie na rubezhe tysyacheletij. Moskva: Gelios ARV, 2000.

23. Shurbe V.Z., Kalyakin V.V., Lopuha T.L. Molodoe pokolenie imolodoe popolnenie. Novosibirsk: NVVKU, 2010.

24. Guslyakova L.G., Govoruhina G.V. Transformaciya smyslozhiznennyh orientacij molodezhi (2003-2013 gody). Obrazovanie i social'noe razvitie regiona. 2014; 1: 51 - 59.

25. Dzhurinskij A.N. Istoriya pedagogiki drevnego i srednevekovogo mira. Moskva: Sovershenstvo, 1999.

26. Antologiya voenno-pedagogicheskojmysliRossii. Pod red. E.A. Sokolkova. Novosibirsk: izd-vo NVVKU, 1991.

27. Voennaya pedagogika. Pod red. A.A. Bashlakova. Moskva: Izd-dom «Krasnaya Zvezda», 2003.

28. Seryh V.D. Voinskie ritualy. Moskva: Voenizdat, 1986.

29. Na sluzhbe Otechestvu. Ob istorii Rossijskogo gosudarstva i armii, tradiciyah, pravovyh i moral'no-psihologicheskih osnovah voennoj sluzhby. Pod red. V.A. Zolotareva i A.V. Chernyaeva. Moskva: Voenizdat, 1997.

30. Voennaya pedagogika. Pod obsch. Red. I.A. Alehina. Moskva: VU MO RF, 2007.

31. Teoriya ipraktika vospitaniya voennosluzhaschih. Pod obsch.red. N.I. Reznika. Moskva: GUVR VS RF, 2005.

32. Teoriya ipraktika vospitatel'noj raboty. Pod red. S.A. Chernova. Novosibirsk: NVVKU, 2009.

33. Konstituciya Rossijskoj Federacii. Moskva, 2017.

34. Pan V.V. Socialisticheskaya internacionalizaciya nacional'noj zhizni narodov Sibiri. Tomsk: Tomskij universitet, 1976.

35. Gershunskij B.S. Obrazovanie v kul'ture i kul'tura obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii. Novosibirsk: NII Filosofii obrazovaniya NGPU, 2002; 1.

36. Efimov V.S., Ermakov S.V., Prigozhih V.A. Kul'turno-obrazovatel'noe prostranstvo goroda i stanovlenie cheloveka: problemy, proekt, realizaciya. Obrazovanie isocial'noe razvitie regiona. 1999; 3 - 4: 43 - 55.

37. Vyrschikov A.N., Kusmercev M.B., Lutovinov V.I., Filonov G.N. Vospitanie patriotizma v usloviyah social'nyh peremen: teoretiko-metodologicheskie iprikladnye osnovy. Pod obsch. Red. S.V. Darmodahina i A.K. Bykova. Moskva: Gos. NII sem'i i vospitaniya, 2007.

CmambanocmynunaBpedaKU,UK) 15.03.18

УДК 378

Dorofeev E.M., senior teacher, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk, Russia),

E-mail: [email protected]

STRUCTURAL AND PEDAGOGICAL MODEL OF FORMATION OF ECONOMIC CULTURE OF CADETS OF NAVIGATSKOY SCHOOL OF THE MARINE UNIVERSITY IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SELF-CONTROL. The article examines a problem of developing a structural and pedagogical model for the formation of the economic culture of high school students in the process of developing self-monitoring through audiovisual technologies in the conditions of the educational process of the Naval School of the Admiral F.F. Ushakov. The structural pedagogical model of the formation of the cadet's economic culture makes it possible to raise the efficiency of the educational process, to prepare graduates for adaptation in the economic community. The presented model is used in conditions of realization of the mandatory standard. The article formulates the criteria that reflect the specifics of the formation of economic knowledge, economic thinking and economic activity of high school students. Criteria for the formation of economic culture are disclosed through a number of indicators that reflect the level of development of self-control of all subjects and objects of the educational process. The presented material allows to draw a conclusion that the process of modern education of cadets, aimed at the formation of an economic culture through audiovisual technologies, makes it possible to effectively implement the GEF requirements for graduates of a new school.

Key words: economic culture, self-control, model, modeling, economic thinking, economic activity, economic consciousness.

Е.М. Дорофеев, ст. преп., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: [email protected]

СТРУКТУРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ КАДЕТОВ НАВИГАЦКОЙ ШКОЛЫ МОРСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ

В статье рассматривается проблема разработки структурно-педагогической модели формирования экономической культуры старшеклассников в процессе развития самоконтроля посредством аудиовизуальных технологий в условиях образовательного процесса Навигацкой школы Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. Структурно-педагогической модель формирования экономической культуры кадетов позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, подготовить выпускников к адаптации в экономическом сообществе. Разработанная модель ре-

ализована в условиях прохождения обязательного стандарта. В статье сформулированы критерии, которые отражают специфику формирования экономических знаний, экономического мышления и экономической деятельности старшеклассников. Критерии формирования экономической культуры раскрыты через ряд признаков, отражающих уровень развития самоконтроля всех субъектов и объектов образовательного процесса. Представленный материал позволяет сделать вывод, что процесс современного образования кадетов, направленный на формирование экономической культуры посредством аудиовизуальных технологий позволяет эффективно реализовать требования ФГОС, предъявляемые к выпускникам новой школы.

Ключевые слова: экономическая культура, самоконтроль, модель, моделирование, экономическое мышление, экономическая деятельность, экономическая сознание.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения поставил новые цели и определил новые ценности в образовании, в числе которых экономические компетенции. Целью экономического образования сегодня становится познавательное, личностное, общекультурное развитие личности обучающихся, которое направлено на формирование социальных компетентностей для адаптации в современном обществе. Главным в процессе экономического образования всегда был и остается обучающийся, учитель при этом выступает не в роли носителя информации и её хранителя, а как тьютор, помогающий выстроить траектории экономического познания для своего подопечного.

В настоящее время уделяется много внимания инновационным образовательным моделям, которые рассматриваются в рамках уже известных образовательных технологий. Например, рассматривая проблемы формирования экономической культуры, несложно заметить множество новых современных подходов к воспитанию и развитию обучающихся. Сегодня любую новую модель образования невозможно представить без функциональной контролирующей деятельности обучающихся в среде аудиовизуальных технологий. Аудиовизуальные технологии в экономическом образовании выступают дидактическими средствами, которые обуславливают активизацию экономической конструктивной деятельности, формируя, тем самым, личностные качества обучающихся [1].

Применение аудиовизуальных технологий уводит авторитарный стиль обучения со сцены современного обучения, отдавая приоритет самостоятельности действий обучающихся. Деятельность обучающихся становится более осмысленной, целенаправленной, самостоятельной, контролируемой. Использование аудиовизуальных технологий в процессе формирования и развития экономической культуры весьма сложный процесс, который всецело зависит от компетентного моделирования сотрудничества.

Несомненно, что для достижения цели - формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий, - необходимо четко смоделировать каждый этап обучающей экономической деятельности. Многие учёные делали попытки классификации этапов экономической деятельности и сошлись во мнении, что каждый этап должен иметь свою тактическую цель, которую старшеклассник четко видит и осмысливает, в которой он видит личную потребность [2].

Каждый этап экономической деятельности, в которой задействованы аудиовизуальные технологии, должен быть чётко самомотивирован самим обучающимся. По своей сущности экономическая деятельность на каждом этапе является творческой, исследовательской. На каждом этапе экономической деятельности обучающийся должен получать новые базовые экономические знания, которые им запланированы. Это очень важно, ведь быстро устаревающие знания, появление новых видов деятельности делают заучивание определенного объема информации бессмысленным. Знания приходится все время обновлять. Значит, этому необходимо учить.

Поэтому в основу модели формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий в экономическом образовании положены такие методологические подходы как: системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический [3].

Модель формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий ориентирована на достижение целей самих кадетов Нави-гацкой школы морского вуза, и именно поэтому уникальна. Педагогическая модель интересна и тем, что в процессе развития когнитивного самоосознания, мотивационно-потребностной самооценки и системно-деятельностного саморегулирования формирует комплекс экономических компетенций (экономические знания, экономическое мышление, экономическую направлен-

ность), а также приобретает опыт экономической деятельности и опыт непрерывного овладения современными аудиовизуальными средствами.

Рассмотрим классификацию педагогических моделей по доминирующей деятельности обучающихся: практико-ориенти-рованная, исследовательская педагогическая, информационно-педагогическая, творческая педагогическая, личностная педагогическая [4].

Практико-ориентированная педагогическая модель нацелена на получение продукта, в которой заинтересованы сами обучающиеся. Практико-ориентированная педагогическая модель предполагает рассмотрение конкретного вида результата деятельности всех кто участвует в образовательном процессе, например:

- проект закона в экономике или свода правил;

- модель какого-то объекта, процесса доказательства;

- конструкторское экономическое задание и т. д.

Исследовательская педагогическая модель по структуре напоминает подлинно научное исследование. Она потребует работы по определенному алгоритму:

- постановка проблемы;

- формулировка гипотезы;

- планирование действий;

- сбор данных, их анализ и синтез, сопоставление с известной информацией;

- подготовка и написание обобщения (альбома, отчета и т. д.);

- защита результатов исследований.

Информационная педагогическая модель направлена поиск

и обработку информации по какой-нибудь конкретной проблеме.

Творческая педагогическая модель отличается своим нетрадиционным подходом и оформлением результатов (презентации, стенгазеты экономического содержания, видеофильмы и т. п.).

Личностная педагогическая модель предполагает конструирование и внедрение личностной образовательной траектории для каждого обучающегося. Эта модель наиболее сложна в работе учителя, но интересна для обучающихся. Участники процесса образования берут на себя обязанность взять на себя роль известного ученого, экономиста, или другого героя, интересного для подражания. Интересен здесь и результат проекта, который остается неизвестным, открытым для самого ученика.

Анализ различных источников и интервьюирование учителей показали, что каждый учитель сам выбирает удобную для него педагогическую модель и результативную форму работы, но основной целью организации учебной деятельности всегда является формирование навыков самостоятельного управления деятельностью, когда обучающиеся учатся самооценки, саморегулированию деятельности, самоосознания информации.

Педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий предусматривает коллективную, персональную и групповую образовательную экономическую деятельность. Рассмотрим преимущества каждой из данных форм работы. Преимущества персональной экономической деятельности:

- план работы, предусматривающей выполнение задания, должен следовать четкому алгоритму действий;

- у старшеклассников развивается чувство ответственности и самости: самоконтроль, самооценка, саморегуляция, самоосознание;

- старшеклассник приобретает на каждом этапе экономической учебной деятельности опыт максимально приближенный к реальным ситуациям в экономическом сообществе.

Перечислим некоторые преимущества групповой деятельности, в процессе которой у участников группы формируются навыки сотрудничества:

- выполнение задания может быть рассмотрено с разных точек зрения;

Ц Е Л Е В О И Б Л О К

Цель: формирование экономической культуры старшеклассников в процессе развития критического мышления посредством аудиовизуальных технологий.

Определение

основных противоречий и концептуальных положений

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ БЛОК

W Методологические подходы:

системно-деятельностный, компетентностный, личностно-ориентированный, культурологический.

9

Принципы:

системности, интегративности, комплексности, подхода.

1

СОДЕРЖАТЕЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ БЛОК

Педагогические условия:

- направленность на формирование экономической культуры;

- опора на отечественные общекультурные ценности;

- разработка целевой программы «Самооценка сформированности экономической культуры»;

- коммуникативное взаимодействие, осуществляемое на субъект-субъектной основе;

- использование аудиовизуальных технологий; совершенствование навыков самооценки.

Педагогические технологии:

- развития самооценки посредством аудиовизуализации;

- адаптации в экономическом сообществе.

Модули Целевой программы:

теоретический,

деятельностный,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

культурно-досуговый.

ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК

Критерии:

- потребностно-когнитивный;

- социально-нравственный;

- адаптационно-деятельностный.

Показатели:

Экономическая культура Самоконтроль

- знания, направленность; - самосознание;

- мышление; - самооценка;

- деятельность. - саморегуляция

Уровни:

- высокий,

- средний,

- низкий.

Рис. 1. Педагогическая модель формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля

средствами аудиовизуальных технологий

- каждый этап учебной экономической деятельности дарит учащимся возможность поучаствовать в качестве ситуативного лидера, и, тем самым приобрести опыт руководителя;

- в группе во время коммуникативных отношений может иметь место соревновательный элемент, который помогает развивать самомотивацию.

Коллективная экономическая деятельность обучающихся, предусмотренная в авторской педагогической модели, предполагает следующий алгоритм действий:

- организация и подготовка к деятельности;

рентоспособность, а вместе с ним моральная и психологическая выносливость. Толерантность к конкуренции в мире экономических взаимоотношений указывает на умение человека именно преодолевать критические ситуации ценой кропотливой деятельности. В связи с чем, в школьном образовании необходимо уделять особое внимание этим качествам, развивая тем самым все компоненты экономической культуры (см. таблицу 1).

Таким образом, педагогическая модель формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий предполагает наличие

Таблица 1

Критерии и компоненты экономической культуры педагогической модели формирования экономической культуры в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий

Критерии Компоненты

Экономическая культура Самоконтроль

Социально-когнитивный. Экономические знания Когнитивная самосознание.

Потребностно-нравственный. Экономическое мышление. Экономическая направленность. Мотивационно-потребностная самооценка.

Адаптационно-деятельностный. Экономическая деятельность. Системно-деятельностная саморегуляция.

- составление предварительного плана;

- определение участников, методов, приемов исследования;

- разработка программы исследования;

- сбор и изучение необходимой информации;

- непосредственное исследование на основе применения методов наблюдения, эксперимента, анализа и синтеза;

- составление названия исследовательского задания;

- защита результатов исследования;

- самооценка, оценка и рефлексия.

Экономическая деятельность при обучении базовых вопросов экономики может стать как отдельным этапом учебного занятия, так и более продолжительной целенаправленной работой ограниченной во времени, например, день, урок и пр.

Таким образом, педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий предусматривает организацию такой экономической деятельности:

- которая для обучающихся является целенаправленной и самостоятельной; которая осуществляется под гибкой инструкцией педагога;

- которая направлена на решение исследовательской социально-значимой экономической проблемы;

- которая развивает компетенции самости.

Исследуя педагогические условия формирования системы ценностей в школьном мире замечено, что ценности, присущие классической рыночной экономике, в образовании практически не рассматриваются. Сегодня трактовка целевых установок образования по-прежнему содержит дефиниции «передача знаний» и «развитие навыков». Современные школьные программы скромно, но уже рассматривают подготовку обучающихся к адаптации в мире экономики. В настоящее время экономическая культура описана в психолого-педагогической литературе небольшим числом ключевых признаков и критериев.

Причиной тому, возможно, является некоторая нестабильность экономических отношений, которые стабилизируются благодаря рациональным расчетам предпринимателей и управленческого экономического корпуса, составляющих экономическое сообщество, активно вовлекающее всех людей. Действительно, экономическое сообщество требует от граждан постоянного риска во время принятия решений в меняющихся ситуациях, нововведениях. Поэтому такие качества как предприимчивость, принуждение, способность к риску, сопровождающееся обязательно проявлением самоконтроля, самооценки, рефлексии, являются важным для адаптации в экономическом сообществе и современной жизни. Но это качество личности можно назвать лишь «нежданным гостем» в школьном образовании, а не «культивируемым ростком», который необходимо привить обучающимся старших классов как элемент адаптации к будущей самостоятельной жизни.

В экономическом сообществе постоянно присутствует процесс маневрирования. Следовательно, к компонентам экономической культуры необходимо отнести такое качество как конку-

моральных установок, экономических ценностей и отношений, базирующихся на экономических знаниях. Экономические знания специфичны по своей природе и требуют от человека умений работать с аудиовизуальной информацией. Но современное образование не фокусирует внимание на формировании умений систематизировать и анализировать информацию, сегодня акцентируется внимание лишь на поиске информации и распознании взаимоотношений между полученной аудиовизуальной информацией.

Однако в повседневной жизни выпускников ждет встреча с экономическими событиями и ситуациями, встреча с экономическими традициями, ценностями предпринимательской культуры. В связи с чем, формирование экономической культуры кадетов немыслимо без установки конкретных базовых позиций, конкретной самомотивации, необходимых для адаптации в обществе.

Сложности формирования экономической культуры кадетов и ее компонентов затруднено на постсоветском пространстве по ряду известных всем причин. Сегодня мир экономики и экономических взаимоотношений нельзя рассматривать в ограниченном пространстве: в отдельной взятой области, в отдельно взятом государстве и пр. Инновационные экономические взаимоотношения требуют нового экономического мышления. Именно экономическое мышление во все времена определяло уровень экономической культуры и экономической стратегии. Несмотря на то, что российская экономическая культура по многим параметрам отстает от культуры современной рыночной экономики, нетрудно заметить, что высокий уровень экономического мышления человека обеспечивает ему высокий уровень жизни.

Важным компонентом экономической культуры И. В. Брызгалов [5] считает сотрудничество, которое достигается коммуникабельностью. Только благодаря сотрудничеству утверждает автор докторской диссертации можно разрешить ряд экономических проблем, найти компромисс между конкурентами и пр. Сотрудничество в мире экономики является ценностным качеством человека, который должен проявляться на каждом этапе формирования экономической культуры (см. рисунок 2).

Таким образом, разработанная педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий является многокомпонентной и многоэтапной системой обеспечивающей цельный и последовательный процесс формирования экономической культуры как части общей культуры нашего общества, направленной на:

- понимание экономической политики нашего государства и экономической мировой системы;

- повышение интереса и толерантно-критического отношения к экономической жизни нашего общества;

- самостоятельное приобретение экономических знаний и умений применять их, используя опыт владения современными аудиовизуальными технологиями;

- повышение уровня сформированности таких базовых экономических качеств, как саморегуляция, трудолюбие, предприимчивость, самоорганизованность, самоосознание себя в экономическом сообществе.

s л

Этапы

Рис.2.Этапыформированиябазовойэкономической культуры(по И. В. Брызгалову)

Библиографический список

1. Дорофеев Е.М. Содержательные особенности формирования экономической культуры в образовательных учреждениях. Конструктивные педагогические заметки. 2017; Т. 3; № 5 (8): 101 - 108.

2. Дорофеев Е.М. Информационно-коммуникационная культура: проблемы воспитания.Актуальные вопросы обучения информатике в высшей и средней школе: материалы Всероссийской научно-практической конференции (16 ноября 2017 г.): электронное научное издание. Новосибирск, Куйбышев: Куйб. фил. Новосиб. гос. пед. ун-та, 2017: 80 - 85.

3. Томилин А.Н. Методика самооценки патриотических качеств личности. Конструктивные педагогические заметки. 2016; 4 (5): 77 - 83.

4. Фоменко С.И., Шаталова Н.П. Проектирование поля мотивации при подготовке военных кадров. В мире научных открытий. 2014; 11.11 (59): 4437 - 4445.

5. Брызгалов И.В. Педагогическая система формирования базовой культуры личности .Диссертация ... доктора педагогических наук. Майкоп, 2010.

References

1. Dorofeev E.M. Soderzhatel'nye osobennosti formirovaniya 'ekonomicheskoj kul'tury v obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2017; T. 3; № 5 (8): 101 - 108.

2. Dorofeev E.M. Informacionno-kommunikacionnaya kul'tura: problemy vospitaniya.Aktual'nye voprosy obucheniya informatike v vysshej i srednej shkole: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (16 noyabrya 2017 g.): 'elektronnoe nauchnoe izdanie. Novosibirsk, Kujbyshev: Kujb. fil. Novosib. gos. ped. un-ta, 2017: 80 - 85.

3. Tomilin A.N. Metodika samoocenki patrioticheskih kachestv lichnosti. Konstruktivnye pedagogicheskie zametki. 2016; 4 (5): 77 - 83.

4. Fomenko S.I., Shatalova N.P. Proektirovanie polya motivacii pri podgotovke voennyh kadrov. V mire nauchnyh otkrytij. 2014; 11.11 (59): 4437 - 4445.

5. Bryzgalov I.V. Pedagogicheskaya sistema formirovaniya bazovoj kul'tury lichnosti.Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Majkop, 2010.

Статья поступила в редакцию 07.03.18

УДК 378

Dronova E.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

THE PREZI.COM WEB-SERVICE IN THE DEVELOPMENT OF ICT-COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF INFORMATICS. The article is dedicated to the development of ICT competence of future computer science teachers through the development of the Prezi.com web-service, designed to develop interactive multimedia presentations with a non-linear structure. The work reveals the basics of the concept of ICT competence of the teacher as its orientation to the practical use of information and communication technologies in the teaching process. The theoretical substantiation of the importance of using the Prezi.com web-service in the educational process is given. The author's technique of studying the Prezi.com by the students of a pedagogical university - future teachers of computer science - is described. The paper presents the results of the students' reflection after studying the Prezi.com web-service.

Key words: teacher's ICT competence, computer presentation, multimedia presentation, interactive presentation, Prezi presentation, web-service, Prezi.com web-service.

Е.Н. Дронова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственныйпедагогичесий университет, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

ВЕБ-СЕРВИС PREZI.COM В РАЗВИТИИ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ

Статья посвящена развитию ИКТ-компетентности будущих учителей информатики посредством освоения ими веб-сервиса Prezi.com, предназначенного для разработки интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой. Раскрывается сущность понятия ИКТ-компетентности учителя как ориентации его на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Приводится теоретическое обоснование значимости использования веб-сервиса Prezi.comm учебном процессе. Описана авторская методика изучения веб-сервиса Prezi.comстудентами педагогического вуза - будущими учителями информатики. Представлены результаты проведенной рефлексии у студентов после изучения ими веб-сервиса Prezi.com.

Ключевые слова: ИКТ-компетентность учителя, компьютерная презентация, мультимедийная презентация, интерактивная презентация, презентация Prezi, веб-сервис, веб-сервис Prezi.com.

Внедрение образовательных стандартов нового поколения, базирующихся на компетентностном подходе, является объективной необходимостью, которая обусловлена изменениями самого общества - оно становится информационным. Современное общество характеризуется возрастанием роли информации и информационных технологий в жизни людей. Происходящая информатизация общества влияет на все его сферы, в том числе и на сферу образования.

В частности, современный учитель должен органично использовать все преимущества информационных и коммуникационных технологий в обучении «своей» дисциплины и быть способным воспитать у обучающихся потребность реализовать эти технологии на практике. Поэтому сегодня важным является периодическое повышение квалификации учителей в области совершенствования их ИКТ-компетентности, а также развитие ИКТ-компетентности студентов педагогических вузов.

Раскрывая сущность ИКТ-компетентности учителя, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор М.П. Лапчик в своей монографии «ИКТ-компетентность педагогических кадров» подчеркивает, что «ИКТ-компетентность - в значительной степени не только знаниевая, но преимущественно личност-но-деятельностная характеристика специалиста сферы образования, в высшей степени подготовленного к мотивированному и привычному использованию всей совокупности и разнообразия компьютерных средств и технологий в своей профессиональной работе» [1, с. 13]. Иными словами, ИКТ-компетентность учителя характеризуется его ориентацией на практическое использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

В данной статье мы остановимся на использовании в учебном процессе такой информационной технологии, как веб-сервис Prezi.com.

Задачи данной работы:

- теоретически обосновать значимость использования веб-сервиса Prezi.comв учебном процессе;

- описать методику изучения веб-сервиса Prezi.comсту-дентами педагогического вуза - будущими учителями информатики;

- описать результаты проведенной рефлексии у студентов после изучения ими веб-сервиса Prezi.com.

Веб-сервис Prezi.com - это облачный сервис, который служит для создания интерактивных мультимедийных презентаций с нелинейной структурой. Интерактивность презентаций

Prezio3Ha4aeT возможность реализации взаимодействия с ними пользователей. Мультимедийность презентаций Prezi означает доступность вставки в них различных видов информации (прежде всего текста, графики, звука и видео). Нелинейность структуры презентаций Preziпринципиально отличает их от «классических» презентаций PowerPoint Impress: в Prezi основные эффекты связаны не с переходом от слайда к слайду, а с увеличением отдельных частей одного слайда.

Использование в учебном процессе презентаций Prezi с нелинейной структурой способствует решению важнейшей дидактической задачи: систематизации учебного материала, установлению взаимосвязей между рассматриваемыми явлениями, пониманию структуры и принципов функционирования разного рода систем. В сравнении с Preziпрезентации PowerPoint Impressуступают по своим инструментальным возможностям в решении этой задачи: на слайдах PowerPoint Impress при соблюдении эргономических требований к оформлению можно разместить лишь небольшой объем информации, причём порой приходится обрывать её на полуслове, переходя от слайда к слайду; Prezi, наоборот, позволяет расположить информацию полно и целостно, её «формат позволяет схематично представить любые классификации, логические отношения, взаимосвязи или иерархии» [2, с. 127].

Кроме этого, нелинейность структуры презентаций Prezi, основанная на технологии масштабирования, позволяет пользователю просматривать её необязательно по тому пути, который задал разработчик [2]. Поэтому презентации Prezi обладают большим потенциалом в реализации личностно-ориентирован-ного обучения.

Презентации Preziв сравнении с классическими презентациями PowerPoint Impressотличает ещё и эффектная подача информации [3]. Эти презентации имеют оригинальный, необычный внешний вид и помогают привлечь внимание аудитории.

Ещё одним аргументом в обосновании целесообразности использования веб-сервиса Prezi.comrn учебном процессе является возможность организации совместной работы в данном сервисе. Работая над презентацией Prezi, можно открыть доступ для совместного редактирования другим пользователям, что позволяет повысить эффективность обучения за счет включения учащихся в совместную познавательную и творческую деятельность [4]. Простота инструментария сервиса Prezi.com, наличие шаблонов и возможность их редактирования позволяют учащимся легко включиться в работу над созданием презентаций в Prezi.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.