Научная статья на тему 'Программно-технологическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологии'

Программно-технологическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ECONOMIC CULTURE / SELF-CONTROL / MODEL / MODELING / ECONOMIC THINKING / ECONOMIC ACTIVITY / ECONOMIC CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дорофеев Е.М.

В настоящее время развитие общественно-экономических отношений в России и за рубежом характеризуется переходом к многообразию различных форм собственности и коммерциализацией, внедрением инновационных аудиовизуальных технологий, которые выставляют ряд серьезных требований к подготовке выпускников образовательных учреждений. Инновационные преобразования проходят в условиях экономической нестабильности и ускоренного развития электронных средств коммуникаций, в связи с чем основная масса населения не готова к новым экономическим отношениям, которые ориентированы на деловую конкуренцию и предприимчивость, требующие высокого уровня экономической культуры и осознанного самоконтроля. В статье автор показывает, что формирование экономической культуры в процессе развития самоконтроля носит сложный и противоречивый характер, обусловленный рядом имеющихся проблем и противоречий, с которыми встречаются обучающиеся в общении с экономическим сообществом. Разрешение проблем экономического характера требует от школьников принятия ситуативных решений, и потому нуждается в целенаправленной деятельности по педагогическому сопровождению формирования компонентов экономической культуры. В качестве объекта исследования педагогического сопровождения в статье рассмотрен процесс формирования экономической культуры, акцентированный на развитии самоконтроля кадетов Навигацкой школы морского вуза. Субъектами педагогического сопровождения является профессорско-преподавательский состав образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR FORMING THE ECONOMIC CULTURE OF CADETS OF THE NAVIGATOR SCHOOL OF THE MARINE UNIVERSITY THROUGH AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-CONTROL OF ECONOMIC ACTIVITY

Today the development of socio-economic relations in Russia and abroad is characterized by the transition to a variety of different forms of ownership and commercialization, the introduction of innovative audiovisual technologies that set forth a number of serious requirements for the training of graduates of educational institutions. Innovative transformations take place in conditions of economic instability and accelerated development of electronic means of communication. In this connection, the bulk of the population is not ready for new economic relations, which are oriented towards business competition and enterprise, which require a high level of economic culture and conscious self-control. In the article the author shows that forming of economic culture in the process of developing self-control is complex and contradictory due to a number of problems and contradictions, which students meet in the communication with the economic community. Solving economic problems requires making situational decisions and needs a purposeful activity on pedagogical support of the formation of components of economic culture. As an object of the study of pedagogical support, the article considers the process of the formation of an economic culture, accentuated on the development of self-control of the cadets of the Naval School of the Maritime University. Subjects of pedagogical support are the teaching staff of the educational organization.

Текст научной работы на тему «Программно-технологическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологии»

УДК 378

Dorofeev E.M., senior teacher, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov, (Novorossiysk, Russia),

E-mail: 7918040122e@mail.ru

PROGRAM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR FORMING THE ECONOMIC CULTURE OF CADETS OF THE NAVIGATOR SCHOOL OF THE MARINE UNIVERSITY THROUGH AUDIOVISUAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS OF DEVELOPMENT OF SKILLS OF SELF-CONTROL OF ECONOMIC ACTIVITY. Today the development of socio-economic relations in Russia and abroad is characterized by the transition to a variety of different forms of ownership and commercialization, the introduction of innovative audiovisual technologies that set forth a number of serious requirements for the training of graduates of educational institutions. Innovative transformations take place in conditions of economic instability and accelerated development of electronic means of communication. In this connection, the bulk of the population is not ready for new economic relations, which are oriented towards business competition and enterprise, which require a high level of economic culture and conscious self-control. In the article the author shows that forming of economic culture in the process of developing self-control is complex and contradictory due to a number of problems and contradictions, which students meet in the communication with the economic community. Solving economic problems requires making situational decisions and needs a purposeful activity on pedagogical support of the formation of components of economic culture. As an object of the study of pedagogical support, the article considers the process of the formation of an economic culture, accentuated on the development of self-control of the cadets of the Naval School of the Maritime University. Subjects of pedagogical support are the teaching staff of the educational organization.

Key words: economic culture, self-control, model, modeling, economic thinking, economic activity, economic consciousness.

Е.М. Дорофеев, ст. преп. Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

Е-mail: 7918040122e@mail.ru

ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАДЕТОВ НАВИГАЦКОЙ ШКОЛЫ МОРСКОГО ВУЗА В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ СРЕДСТВАМИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В настоящее время развитие общественно-экономических отношений в России и за рубежом характеризуется переходом к многообразию различных форм собственности и коммерциализацией, внедрением инновационных аудиовизуальных технологий, которые выставляют ряд серьезных требований к подготовке выпускников образовательных учреждений. Инновационные преобразования проходят в условиях экономической нестабильности и ускоренного развития электронных средств коммуникаций, в связи с чем основная масса населения не готова к новым экономическим отношениям, которые ориентированы на деловую конкуренцию и предприимчивость, требующие высокого уровня экономической культуры и осознанного самоконтроля. В статье автор показывает, что формирование экономической культуры в процессе развития самоконтроля носит сложный и противоречивый характер, обусловленный рядом имеющихся проблем и противоречий, с которыми встречаются обучающиеся в общении с экономическим сообществом. Разрешение проблем экономического характера требует от школьников принятия ситуативных решений, и потому нуждается в целенаправленной деятельности по педагогическому сопровождению формирования компонентов экономической культуры. В качестве объекта исследования педагогического сопровождения в статье рассмотрен процесс формирования экономической культуры, акцентированный на развитии самоконтроля кадетов Навигацкой школы морского вуза. Субъектами педагогического сопровождения является профессорско-преподавательский состав образовательной организации.

Ключевые слова: экономическая культура, самоконтроль, модель, моделирование, экономическое мышление, экономическая деятельность, экономическая сознание.

Педагогическое сопровождение развития и формирования личности, согласно мнению И.А. Липского [1], отражает во временной, пространственной и институциональных формах механизмы взаимодействия людей в социуме при помощи системно-структурных, процессуально-организационных и дея-тельностных характеристик. Л.П. Ильченко и РР Туктаров [2] позиционируют педагогическое сопровождение как вспомогательный процесс, функции которого сводятся к обеспечению его ресурсами, структурами и моделями. А.Н. Томилин и Г.В. Муравьев [3], мнения которых мы намерены придерживаться в дальнейшем исследовании, предлагают под педагогическим сопровождением понимать специально организованную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, которая направлена на обеспечение условий для успешной адаптации обучающихся к инновационной образовательной среде и социальной среде. В своих научных работах они предлагают к базовыми функциями педагогического сопровождения относить: диагностическую, прогностическую, преобразовательную и рефлексивную. Представим краткую характеристику каждой из них с точки зрения исследуемой темы.

Диагностическая функция - сбор информации об уровне сформированности экономической культуры кадетов и зависимости развития экономической культуры от сформированности самоконтроля экономической деятельности и умений использовать аудиовизуальные технологии для экономических расчетов.

Прогностическая функция - выявление возможностей для преодоления проблем, возникающих в процессе формирования

экономической культуры кадетов, разработка программы педагогического сопровождения и соответствующих критериев для процессуального решения поставленных задач.

Преобразовательная функция - внедрение целевой программы, включающей преамбулу, установленное содержание, формы, методы и организационно-педагогические условия, в учебно-воспитательный процесс морского вуза.

Рефлексивная функция - анализ итогов внедрения и реализации целевой программы.

Педагогическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий носит комплексный характер:

(1) программно-педагогическая структура экономической культуры;

(2) структурно-функциональная модель самоконтроля;

(3) аудиовизуальная среда экономического контекста (см. рисунок 1).

1. Программно-педагогическая структура формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий. Программно-педагогическая структура, в нашем случае, направлена на реализацию следующей стратегической цели - формирование высокого уровня экономической культуры у кадетов Нави-гацской школы Государственного морского университета имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, основанной на владении ими компонентами самоконтроля и современными аудиовизуальными технологиями.

Рис.1.Комплекспедагогическогосопровождения дляформированияэкономическойкультуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий

Для достижения цели в программно-педагогической структуре предусмотрено решение следующих задач:

- усвоение базовых экономических знаний, используемых в быту и производстве современного экономического сообщества;

- овладезие зущекнтью отезесивенных экмноккческих ценностей и норм коммуникативности;

- разкзтеекозпонензов хзмоконтроля в экономической деятельности на уровне современного социума;

- овладенкековоемхнкыми ауоиовкмзльными технхкогь-ями, применяемыми в экономическом сообществе.

мзходяых современного содержания дефиниции «экономическая культура» перечислим функции педагогического сопровождения, которые находятывое .г^с^л^и^^иру1д^^кг^^илюенкео^а этапе формирования экономической культуры в зависимости от ре-шаеок1мнадкчоаезтавксеных целей. Функции педагогического сопровождения:

- селекзнызезя: фг^н^к^акок1^7^0(^з^^1К07се^-^Е^етст^Юо щих уровню развития современного общества;

с Дюхмирование экономических зна-

ний;

- онн^Е^с^ь^хзо^г^я: вй пooз8eызтвпющиx уровню развития современного общества;

у 8кмaнзoткс9зк№я:фoмеиосеыкюe духовно-нравственной жизненной позиции;

- траезляхаслн ак: п рерд^-^^ нно зть Н070 7 э7алон ов то видения в производственной сфере;

- адапзацизн ная: к9ЛУ7Hизaтисохьть в экеномичхзком зо-обществе;

] етаКыкиззевoньaя: еоддможание Зьеос^ы^^^икзномти в экономическом сообществе;

а ркнзоР7ыичкзкая: воакмознязокольтуроде л пкомомиче-ских ценностей общества с личностными ценностями,

Уточнение конкретных функций, определение цели и задач позволило в программно-педагогической структуре определить три основных этапа педагогического сопровождения, которые представлены в таблице 1.

Анализ научных работ многих ученых (И.А. Липского [1], С.а:Сомил и ной ДО А.р: Mеpoез[С№ЛM.Шepайзиной [7] и др.) позволяют утверждать, что эффективность каждого этапа педагогического сопровождения формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средства-сн еулиоензмалы^ыxтeпнзлегр8зхвкзитые ряда принципов. К ключевым принципам необходимо отнести следующие:

- индивидуализации и дифференцируемости;

- коммуникативности;

- синергетичности;

- заосокз^ лизеции;

- консолидации усилий.

Краткая характеристика перечисленных требований (принципов) представлена в таблице 2.

Саоым важные конктрскзом ^д<^г^1^ыкезкого сопровождения является целевая Программа, подчиненная ниже перечисленным особенностям.

1) Педагогические условия, принципы, технологии форми-

й крзьтуры кмдетоз в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий.

2) Целевые установки, направленные на формирование экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля дл7адазта цскве№oккyичй7комзooбщхктвь и умений применять аудиовизуальные технологии для решения экономических зрсезем.

3) Критерии и показатели формирования экономической юуеьоурыране7овкпзоцкзхе рхиви7ия замоконтроля, учитывающие специфику современной молодежной среды.

Сущнезть (кeлерорXKpoмpaлшю-Ю0Pмиpования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля по-

Таблица 1

Этапы педагогического сопровождения формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий

№ Этапы Характеристика

1 Проектирование Проводится верификация информационных данных об эмпирической ситуации формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза. Определяются тактические цели и задачи педагогического сопровождения.

2 Конструирование Производится разработка и апробация целевой программы по формированию экономической культуры кадетов в соответствии со стратегической целью и задачами педагогического сопровождения.

3 Рефлексия Подводятся оценка и коррекция целевой программы, анализ динамики эмпирических данных.

Таблица 2

Характеристика ключевых принципов педагогического сопровождения

№ Принцип Краткая характеристика

1 Индивидуализации и дифференцируемости Основывается на личностно-ориентированном подходе; направлен на развитие самоценности, личностных особенностей, формирование личностных потребностей.

2 Коммуникативности Проявляется: в умении анализировать экономические ситуации, в умении находить различные варианты решения экономических проблем, в навыках расширения социальных контактов для разрешения экономических задач, в умении оценивать, критиковать и принимать критику по поводу эффективности экономической деятельности.

3 Синергетичности Предполагает применение системы инновационных средств, методов, современных технологий.

4 Самоактуализации Направлен на личностные характеристики кадетов, позволяющих развивать и формировать все компоненты самоконтроля (самоцелеполагание, самооценку экономических знаний, саморегуляцию экономической деятельности, самоактуализацию, саморефлексию) в процессе экономической деятельности и в период адаптации в экономическом сообществе.

5 Консолидации усилий Активизация всех субъектов образовательного процесса на решение основных задач целевой Программы для формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий

зиционируется нами как нормативно-управленческий документ, который определяет глубину поднимаемых вопросов, и являющуюся образцом для проектирования работы учителей в подборе содержания, технологий, методов и тактических целей.

Как и любая программа формирования личностных качеств кадетов целевая Программа формирования экономической культуры отражает такие функции, как: функцию целеполагания, содержательную функцию, процессуальную функцию и оценочную функцию.

По своей структуре целевая Программа формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля включает в себя три блока: пояснительную записку, содержательную часть и методические указания.

Опираясь на исследования А. Н. Томилина и Г. В. Муравьева [3], С.Н. Томилиной [5], И.А. Колесниковой [8], Н.П. Шаталовой [9] и др. сформулируем конкретные требования к содержанию целевой Программы формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля:

- системность - роль, место и задачи формирования экономической культуры в общей учебно-воспитательной работе образовательной организации;

- научность - соответствие базовым положениям современной науки;

- конкретность - определение требований и условий, необходимых для формирования всех компонентов экономической культуры кадетов;

- рациональность - корректный подбор воспитательных и развивающих форм организации экономической деятельности в условиях образования.

Ориентируясь на исследования программно-диагностических аспектов прогнозирования А.Е. Марона [6] и педагогическому проектированию, описанные И.А. Колесниковой [8], содержание целевой Программы формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля представим в форме блочного проектирования. Перечислим основные блоки целевой Программы [10]:

- установочный: разъяснение современной мировой экономической обстановки, формирование комплекса экономических знаний (личностных, хозяйственных, производственных, государственных);

- общекультурный: изучение истории развития экономики, знакомство с отечественными традициями в экономическом сообществе;

- культурно-досуговый: встречи с бизнесменами, руководителями и содержателями малого бизнеса, заводов, банков и пр., тематические вечера, викторины, просмотр фильмов экономического содержания, КВНы, олимпиады, турниры и пр.;

- экскурсионный: посещение производств, управляющих компаний ЖКХ, банков, бизнес-парков и пр.;

- деятельностный: участие в культурно-просветительских мероприятиях, конференциях, работах круглых столов, пресс-конференциях, интернет сайтах онлайн-расчетов по экономическим вопросам и задачам;

- коммуникативный: проведение мероприятий совместно с другими организациями, скайп-конференции, выпуск стенных

газет, публикация агитационных и просветительских статей, участие в акциях экономического содержания, работе круглых столов и пр. (см. таблицу 1 и рисунок 2).

Проектирование и внедрение целевой Программы формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля осуществляется в три этапа: (1) проектировочный, (2) конструктивно-деятельностный, (3) итогово-реф-лексивный. Представим их содержание в таблице 3.

Таблица 3

Распределение времени на реализацию целевой Программы формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля [10]

Блоки целевой Программы Количество часов Зачетных единиц

Блок I. Установочный 9 0,25

Блок II. Общекультурный 24 0,67

Блок III. Культурно-досуговый 18 0,5

Блок IV. Экскурсионный 24 0,67

Блок V. Деятельностный 36 1,0

Блок VI. Коммуникативный 33 0,91

Итого: 144 4,0

Проектировочный этап состоит из четырех иерархичных последовательных шагов: (а) педагогическое исследование; (б) подготовка и разработка программы, (в) утверждение программы, (г) инструктивно-плановое собеседование с учителями.

Конструктивно-деятельностный этап предполагает последовательность таких шагов, как: (а) разработка индивидуальных планов для обучающихся в соответствии с их мотивами, потребностями, возможностями и целевыми установками, (б) реализация индивидуальных траекторий с последующим коллективным обсуждением, (в) реализация групповых и коллективных мероприятий по формированию первичных навыков адаптации в экономическом сообществ, (г) организация проведение мероприятий по самодиагностике и самооценке индивидуальной и коллективной экономической деятельности обучающихся.

Итогово-рефлексивный этап является важным этапом для (а) проверки самоактуализации обучающихся, (б) оценке сфор-мированности навыков самоконтроля в условиях образовательной экономической среды посредством анкетирования, психолого-педагогических диагностик и статистических расчетов.

2. Структурно-функциональная модель самоконтроля для формирования экономической культуры кадетов средствами аудиовизуальных технологий. Как явление самоконтроль широко представлен в исследованиях Н.П. Шаталовой [9], Ю.К. Бабанского [11], Г.М. Коджаспирова [12], Н.В. Кузьминой и А.А. Реан [13] и др., которые рассматривали его как управление деятельностью, нацеленной на получение знаний, необходимых для социализации личности и её профессионального становления. Опираясь на мнение перечисленных ученых и

Концептуальные основы, цель, задачи, этапы, формы и методы формирования экономической культуры

Педагогические и психологические технологии

Отбор необходимых экономических знаний

Изучение истории развития экономики

Знакомство с отечественными экономическими традициями и зарубежными

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коллективные и групповые мероприятия

Деятельность внутри экономических Интернет-сообществ (он-лайн и оф-лайн)

КВНы, конференции, олимпиады, турниры и пр.

Деловые игры, дискурсы, пресс-конференции

Знакомство с работой производств

Знакомство с работой бизнес-парков

Рис. 2. Блоки целевой Программы формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля

педагогов, будем полагать, что самоконтроль, как способность к выполнению экономической деятельности, включает в себя следующие структурные компоненты:

- самоцелеполагание (умение определить цели для разрешения экономической ситуации);

- самооценка экономических знаний (сопоставление имеющихся знаний с информацией, необходимой для разрешения экономической проблемы);

- саморегуляция экономической деятельности (исследование личных потенциальных возможностей и проектирование траектории действий для решения экономической проблемы);

- саморефлексия (механизм, определяющий внутреннюю связь действий в ситуациях экономического контекста).

Имеющие место в процессе формирования экономической культуры кадетов средствами аудиовизуальных технологий функции самоконтроля (ориентировочная, аналитическая, оценочная, прогностическая), рассматриваемые как устойчивые связи структурных компонентов самоконтроля, возникающие в процессе экономической деятельности кадетов, обеспечивают динамику и активизацию процесса формирования экономической культуры. Так, например, ориентировочная функция осуществляет научно-методическое обеспечение управления внедрения образовательных технологий, направленных на внедрение результатов педагогических исследований в практику. Аналитическая функция самоконтроля позволяет регулировать теоретическое изучение, объяснение сущности и закономерностей процесса формирования экономической культуры в Навигационной школе морского вуза. Оценочная функция позволяет вести постоянное исследование уровня эффективности управления воспитательным процессом в школе. Прогностическая функция обеспечивает целеполагание и планирование формирования экономической культуры обучающихся в образовательном процессе Навигационной школы ГМУ им. Ф.Ф. Ушакова.

Практико-ориентированную часть структурно-функциональной модели самоконтроля, применяемую для формирования экономической культуры, составляют методы самоконтроля (опрос, тестирование, анкетирование, оценка, наблюдение и пр.) и средства самоконтроля (тесты, аудиотексты, учебные программы, учебные материалы, индивидуально-дифференцированные задания, мультимедиа и пр.).

3. Аудиовизуальная среда экономического контекста для формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля средствами аудиовизуальных технологий. Локализуя аудиовизуальную среду в экономическое сообщество, следует вести речь о комплексе технически созданных объектов, в котором осмысленно объединены изображение и звук, предназначенные для хранения, тиражирования, передачи и распространения информации экономического контекста. Нарастающий приток новых электронных средств (компьютеры, гаджеты и пр.) обучения обогащает инструментарий системы образования, направляя педагогику в сферу самоБиблиографический список

стоятельного индивидуального развития личности на основе самоконтроля. В аудиовизуальной среде рождаются новые формы активизации деятельности обучающихся, требующие освоения новой техники. Обыватель аудиовизуальной среды становится не только потребителем, но и непосредственным созидателем её компонентов: аудиовизуальных средств и информации.

Виды и формы представления информации зависят от форм существования той или иной информации. Экономическая информация - одна из наиболее массовых разновидностей информации, которая отображает процессы распределения, потребления и обмена материальных благ, процессы услуг и производства.

На основе понятия «экономическая информация» учеными дается определение экономических знаний. Необходимость их применения связана с возможностью языка описывать и оперировать описаниями классов объектов и процессов, которые составляют предметную сферу. При этом стоит учитывать выводы о прогрессивных технологиях образовательного процесса. Объектами рассуждений являются тексты, которые описывают эти классы. Вполне очевидно, что под экономическими знаниями понимают тексты о классах экономической предметной сферы. Можно считать, что их описание определяет в каждый момент времени уровень знаний личности в этой (и об этой) предметной области.

Таким образом, аудиовизуальная среда экономического контекста для формирования экономической культуры кадетов представляется нами из трех взаимосвязанных блоков: аудиовизуальных средств; аудиовизуальной информации, аудиовизуальных носителей информации. Каждый блок аудиовизуальной среды экономического контекста требует от обучающихся овладением конкретной группы компетенций. Блок аудиовизуальных средств обучения требует сформированности умений и навыков ими пользоваться, умений производить ремонт, знаний их содержания. Блок аудиовизуальной информации экономического содержания требует умений осуществлять поиск информации, её хранения и работы с ней. Блок аудиовизуальных носителей экономической информации требует знаний и умений их хранения и использования.

Аудиовизуальная среда экономического сообщества (внешняя среда) на каждый момент её развития непосредственно определяет объем и содержание аудиовизуальной среды экономического контекста (внутренняя среда) для формирования экономической культуры кадетов образовательной организации, которая, в свою очередь, определяет объем и содержание аудиовизуальной среды экономического контекста самого старшеклассника (индивидуальная среда).

Таким образом, педагогическое сопровождение формирования экономической культуры кадетов в процессе развития самоконтроля есть комплекс методов, который обеспечивает создание педагогических условий для подготовки кадетов к самостоятельной адаптации в экономическом сообществе, опираясь на компоненты самоконтроля.

1. Липский И.А. Социальная педагогика: опыт моделирования и прогнозирования развития. Социальная работа. 1995; 1: 53 - 59.

2. Ильченко Л.П., Туктаров РР. Программное сопровождение процесса патриотического воспитания учащейся молодежи. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар: КубГАУ, 2015; 113: 1231 - 1242.

3. Томилин А.Н., Муравьев Г.В. Моделирование программно-диагностического сопровождения процесса формирования профессиональной направленности курсанта морского вуза. Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2016; 123: 887 - 901.

4. Соколова Г.Н. Экономическая социология. Москва: Высш. шк., 1998.

5. Томилина С.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса военно-патриотического воспитания флотской молодёжи. Монография. Новороссийск: ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2015.

6. Марон А.Е. Дидактика последипломного образования: программно-диагностический аспект. Москва, Санкт-Петербург: РАО ИОВ, 1997.

7. Шерайзина Р.М. Амбивалентный подход к модернизации педагогического образования в современном университетском комплексе Интеграция образования. 2003; 3: 16 - 20.

8. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. Учебное пособие. Под ред. И. А. Колесниковой. Москва: Академия, 2005.

9. Шаталова Н.П. Основы конструктивности современной личности. Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2014; 6 (38).

10. Дорофеев Е.М. Структурно-педагогическая модель формирования экономической культуры кадетов Навигацкой школы морского вуза в процессе развития самоконтроля. Мир науки, культуры, образования. 2018; 2: 90 - 94.

11. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса (методические основы). М.: Просвещение, 1982.

12. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник. Москва: Гардарики, 2007.

13. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Проблемы повышения профессионализма педагогов. Вопросы психологии. 1989; 5: 185 - 186.

References

1. Lipskij I.A. Social'naya pedagogika: opyt modelirovaniya i prognozirovaniya razvitiya. Social'naya rabota. 1995; 1: 53 - 59.

2. Il'chenko L.P., Tuktarov R.R. soprovozhdenie processa patrioticheskogo uchaschejsya molodezhi. Politematicheskij 'elektronnyj zhurnal gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. Krasnodar: KubGAU, 2015; 113: 1231 - 1242.

3. Tomilin A.N., Murav'ev G.V. Modelirovanie programmno-diagnosticheskogo soprovozhdeniya processa formirovaniya professional'noj napravlennosti kursanta morskogo vuza. Politematicheskij setevoj 'elektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2016; 123: 887 - 901.

4. Sokolova G.N. 'Ekonomicheskaya sociologiya. Moskva: Vyssh. shk., 1998.

5. Tomilina S.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie voenno-patrioticheskogo vospitaniya flotskoj molodezhi. Monografiya. Novorossijsk: GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2015.

6. Maron A.E. Didaktika poslediplomnogo obrazovaniya: programmno-diagnosticheskij aspekt. Moskva, Sankt-Peterburg: RAO IOV, 1997.

7. Sherajzina R.M. Ambivalentnyj podhod k modernizacii pedagogicheskogo obrazovaniya v sovremennom universitetskom komplekse Integraciya obrazovaniya. 2003; 3: 16 - 20.

8. Kolesnikova I.A., Gorchakova-Sibirskaya M.P. Pedagogicheskoe proektirovanie. Uchebnoe posobie. Pod red. I. A. Kolesnikovoj. Moskva: Akademiya, 2005.

9. Shatalova N.P. Osnovy konstruktivnosti sovremennoj lichnosti. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem ('elektronnyj nauchnyj zhurnal). 2014; 6 (38).

10. Dorofeev E.M. Strukturno-pedagogicheskaya model' formirovaniya 'ekonomicheskoj kul'tury kadetov Navigackoj shkoly morskogo vuza v processe razvitiya samokontrolya. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 2: 90 - 94.

11. Babanskij Yu.K. Optimizaciya uchebno-vospitatel'nogo processa (metodicheskie osnovy). M.: Prosveschenie, 1982.

12. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik. Moskva: Gardariki, 2007.

13. Kuz'mina N.V., Rean A.A. Problemy povysheniya professionalizma pedagogov. Voprosy psihologii. 1989; 5: 185 - 186.

Статья поступила в редакцию 16.05.18

УДК 001.894: 37.025.7-053.4

Zhuykova T.P., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Katanov Khakass State University (Abakan, Russia),

E-mail: zhuykovat@mail.ru

TECHNOLOGY OF THE THEORY OF SOLVING INVENTIVE PROBLEMS IN THE DEVELOPMENT OF DIVERGENT THINKING OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE. The article studies an actual problem of purposeful formation of an ability for active mental activity of children attending pre-school educational institutions. The author focuses on advanced pedagogical technologies of TRIZ. As a research task, the author defines an attempt to establish that the aim of divergent thinking is to develop research interest, focus on the search of new forms of activity. In addition, divergence activates the ability to evaluate, compare, build hypotheses, analyze and classify the resulting material. In conclusion, the need to study and take into account the legacy of the past and embody the valuable ideas of TRIZ methods in the practice of teaching, developing children according to modern requirements are revealed.

Key words: divergent thinking, training, TRIZ methods.

Т.П. Жуйкова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО ХГУ им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, E-mail: zhuykovat@mail.ru

ТЕХНОЛОГИЯ ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ В РАЗВИТИИ ДИВЕРГЕНТНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме целенаправленного формирования способности к активной умственной деятельности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. Основное внимание в работе автор акцентирует на передовых педагогических технологиях ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). В качестве исследовательской задачи автором была определена попытка установить, что целью дивергентного мышления является развитие исследовательского интереса, ориентированность на поиск новых форм деятельности. Кроме этого, дивергент-ность активизирует способность оценивать, сравнивать, строить гипотезы, анализировать и классифицировать полученный материал.

В заключении раскрывается необходимость изучать и учитывать наследие прошлого и воплощать ценные идеи методов ТРИЗ в практике обучения, развития детей в свете современных требований.

Ключевые слова: дивергентное мышление, обучение, методы ТРИЗ.

Российская система дошкольного образования в настоящее время способна удовлетворить потребности населения и учесть новые педагогические идеи в развитии личности детей. Задача педагогов состоит в том, чтобы воспитать подрастающее поколение в свете новых требований в современном образовании нашей страны. Если обратиться к истории обучения, то занятия с детьми дошкольного возраста велись в традиционной форме, но учитывая в то же время, что России нужны творческие дивер-гентно мыслящие личности, способные решать проблемы нового поколения, принимать нестандартные решения и использовать творческий потенциал в своей будущей профессии.

В своих работах А.И. Савенков М.А. Холодная отмечают, что человек дивергентно мыслящий способен принимать ряд задач, для решения, которых необходимо создавать несколько способов нахождения результатов или варьировать полученными результатами.

К примеру, доктор психологических наук А.И. Савенков в своих исследованиях по поводу творческого мышления, определил условия по формированию мышления в разных направлениях: что задания дивергентного характера развивают возможно-

сти данного материала и информационно насыщают; развитие личностных функций субъектов происходит в индивидуальной работе с детьми; что необходимо ставить на занятиях перед детьми проблемные ситуации; использовать больше различных приёмов, которые более эффективно формируют дивергентное мышление [1, с. 9 - 19].

Кроме того, перечисленные условия дадут возможность развивать у дошкольников беглость, гибкость, оригинальность, разработанность, название.

В своем исследовании мы использовали технологию теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ детский сад «Чайка» (село Краснотуранск).

На начальном этапе мы определяли, на каком уровне развития дивергентного мышления дети находятся, для этого был проведен тест Ф. Вильямса.

В тестировании принимали участие 40 детей, в возрасте 5-6-ти лет, время проведения составило 25 минут.

Результаты исследования развития дивергентного мышления показали, что у детей в экспериментальной группе преобла-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.