Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА'

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
будущие специалисты морского транспорта / воспитание / моделирование / профессиональный патриотизм / профессиональное воспитание / формирование / учащаяся молодежь / future specialists of maritime transport / education / modeling / professional patriotism / professional education / formation / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Л.Ф. Мамедова

Сложности с кадровым обеспечением и нежелание значительной части выпускников морских учебных заведений связывать свою дальнейшую жизнь со службой на судах морского транспорта обусловливают актуальность и потребность рассматриваемой темы. Цель публикации – ознакомить педагогическую общественность нашей страны с предлагаемой моделью формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи в процессе обучения в морской образовательной организации. В интересах данного исследования автором использовались следующие педагогические методы: изучение научной литературы по теме, теоретический анализ, обобщение, синтез, моделирование, прогнозирование. Разработана педагогическая модель формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских учебных заведений. Приведены достоинства сконструированной модели. Настоящее исследование характеризуется научной новизной, теоретической и практической значимостью. Предложенная модель будет востребована в практической деятельности руководящего состава, преподавателей и воспитателей морских образовательных заведений для осуществления целенаправленного воспитательного процесса по укреплению у курсантов твердого желания посвятить свою профессиональную жизнь службе на морском транспорте на благо России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG FUTURE SPECIALISTS OF MARITIME TRANSPORT

Difficulties with staffing and the unwillingness of a significant part of graduates of maritime educational institutions to link their future lives with service on ships of maritime transport determine the relevance and need of the topic under consideration. The purpose of the publication is to familiarize the pedagogical community of our country with the proposed model of the formation of professional patriotism among young students in the process of studying in a maritime educational organization. In the interests of this research, the author used the following pedagogical methods: the study of scientific literature on the topic, theoretical analysis, generalization, synthesis, modeling, forecasting. A pedagogical model of the formation of professional patriotism among the students of maritime educational institutions has been developed. The advantages of the constructed model are given. The present study is characterized by scientific novelty, theoretical and practical significance. The proposed model will be in demand in the practical activities of the management staff, teachers and educators of maritime educational institutions for the implementation of a purposeful educational process to strengthen the cadets’ firm desire to devote their professional lives to service in maritime transport for the benefit of Russia.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА»

При работе на данной платформе стоит отметить то, что весь материал сохраняется на главной странице команды в хронологическом порядке. Учащиеся всегда могут просмотреть назначенные им задания, видеозаписи собраний, оставить комментарий к любой записи и связаться с одноклассниками или преподавателем в личных сообщениях. Кроме того, в отдельной вкладке можно получить быстрый доступ к списку опубликованных файлов и просмотреть или скачать себе на ПК.

Одним из главных компонентов в процессе обучения является система оценивания. В Microsoft Teams у учителя отображается фактически электронный журнал, в котором видно, какие работы ученик просмотрел, выполнил, выставлена ли оценка или имеется возможность отправить работу ученику для исправления. При выставлении оценки кроме баллов можно оставить комментарий для пояснения допущенных ошибок.

Апробация элективного курса «Элементы математической логики» проводилась на базе МБОУ «Беловская «СОШ» в 8-9 классах. В ходе апробации было установлено, что обучающиеся с интересом подходят к изучению математической логики. Дальнейшая реализация курса будет способствовать повышению эффективности образовательного процесса в дистанционной форме, а программа курса будет пользоваться спр-сом.

Разработанный курс актуален сегодня и для образовательных организаций в связи с использованием дистанционного обучения. Использование материалов курса существенно облегчает нагрузку учителя математики и способствует повышению качества усвоения материала.

Библиографический список

Заключительная экспериментальная работа показала, что после проведения среди учеников опроса относительно того, понравился ли им данный курс, и хотели бы они продолжить его изучать, было получено около 90% положительных ответов. Из полученных итогов успеваемости и отзывов можно сделать вывод, что разработанный элективный курс является эффективным.

Согласно новым требованиям стандарта второго поколения, применение информационных технологий помогает перейти от традиционного урока к современному. Поэтому разработка элективного курса на платформе Microsoft Teams может помочь изменить методику преподавания учителя. Тем самым повысить интерес ученика к изучению олимпиадных задач [5].

В заключение на основе полученных данных представим следующие выводы. Элективный курс «Элементы математической логики» способствует развитию вычислительных способностей, логического мышления, личностных качеств обучающегося, что, в свою очередь, повышает интерес к математике. Следует отметить, что элективный курс будет воспитывать и повышать познавательный интерес к математике только в том случае, если математическая сторона будет выдвигаться на первый план. Только в таком случае можно говорить о необходимости и важности применения цифровых элементов на уроках математики как способа повышения познавательного интереса к предмету. Курс может быть использован как при подготовке к математическим олимпиадам, так и для интеллектуального развития в целом.

Перспективным направлением исследования представляется разработка материалов по курсу «Элементы математической логики» для обучающихся старших классов.

1. Колобов А.Н. Формирование познавательного интереса к математике у обучающихся среднего звена. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4: 15-18.

2. Михальченко ГЕ. Математическая логика и теория алгоритмов: учебное пособие. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018.

3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по математике 2022 г Федеральный институт технических измерений. Available at: http://www.fipi.ru

4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам: портал. Available at: http://window.edu.ru

5. Колобов А.Н. Особенности обучения решению олимпиадных задач в школьном курсе математики. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 4: 18-21. References

1. Kolobov A.N. Formirovanie poznavatel'nogo interesa k matematike u obuchayuschihsya srednego zvena. Mirnauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 4: 15-18.

2. Mihal'chenko G.E. Matematicheskaya logika i teoriya algoritmov: uchebnoe posobie. Krasnoyarsk: Sibirskij federal'nyj universitet, 2018.

3. Demonstracionnyj variant kontrol'nyh izmeritel'nyh materialov edinogo gosudarstvennogo 'ekzamena po matematike 2022 g. Federal'nyj institut tehnicheskih izmerenij. Available at: http://www.fipi.ru

4. Edinoe okno dostupa k obrazovatel'nym resursam: portal. Available at: http://window.edu.ru

5. Kolobov A.N. Osobennosti obucheniya resheniyu olimpiadnyh zadach v shkol'nom kurse matematiki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2022; № 4: 18-21.

Статья поступила в редакцию 07.07.23

УДК 378.01

Mamedova L.F., рostgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: lela18052@gmail.com

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL PATRIOTISM AMONG FUTURE SPECIALISTS OF MARITIME TRANSPORT. Difficulties with staffing and the unwillingness of a significant part of graduates of maritime educational institutions to link their future lives with service on ships of maritime transport determine the relevance and need of the topic under consideration. The purpose of the publication is to familiarize the pedagogical community of our country with the proposed model of the formation of professional patriotism among young students in the process of studying in a maritime educational organization. In the interests of this research, the author used the following pedagogical methods: the study of scientific literature on the topic, theoretical analysis, generalization, synthesis, modeling, forecasting. A pedagogical model of the formation of professional patriotism among the students of maritime educational institutions has been developed. The advantages of the constructed model are given. The present study is characterized by scientific novelty, theoretical and practical significance. The proposed model will be in demand in the practical activities of the management staff, teachers and educators of maritime educational institutions for the implementation of a purposeful educational process to strengthen the cadets' firm desire to devote their professional lives to service in maritime transport for the benefit of Russia.

Key words: future specialists of maritime transport, education, modeling, professional patriotism, professional education, formation, students

Л.Ф. Мамедоеа, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: lela18052@gmail.com

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ МОРСКОГО ТРАНСПОРТА

Сложности с кадровым обеспечением и нежелание значительной части выпускников морских учебных заведений связывать свою дальнейшую жизнь со службой на судах морского транспорта обусловливают актуальность и потребность рассматриваемой темы. Цель публикации - ознакомить педагогическую общественность нашей страны с предлагаемой моделью формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи в процессе обучения в морской образовательной организации. В интересах данного исследования автором использовались следующие педагогические методы: изучение научной литературы по теме, теоретический анализ, обобщение, синтез, моделирование, прогнозирование. Разработана педагогическая модель формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских учебных заведений. Приведены достоинства сконструированной модели. Настоящее исследование характеризуется научной новизной, теоретической и практической значимостью. Предложенная модель будет востребована в практической деятельности руководящего состава, преподавателей и воспитателей морских образовательных заведений для осуществления целенаправленного воспитательного процесса по укреплению у курсантов твердого желания посвятить свою профессиональную жизнь службе на морском транспорте на благо России.

Ключевые слова: будущие специалисты морского транспорта, воспитание, моделирование, профессиональный патриотизм, профессиональное воспитание, формирование, учащаяся молодежь

Профессиональная подготовка будущих специалистов морского транспорта охватывает длительный и напряженный период. За это время усилия преподавателей и каждого учащегося направлены на освоение учебных программ, вооружение будущих специалистов необходимыми компетенциями, формирование и развитие комплекса личностных качеств, а именно - морально-психологических, профессиональных, деловых и интегральных, а также на завершение профессионального самоопределения, подготовку личности к добросовестному и ответственному выполнению служебных обязанностей, посвящение своей жизни избранной профессии и самореализации в ней. Особо важным является выработка у каждого курсанта профессионального патриотизма, в основе которого лежит любовь к избранной профессии и специальности, гордость за принадлежность к морскому профессиональному сообществу, освоение и уважение профессиональных традиций, наличие желания и готовности трудиться всю жизнь в избранной сфере профессиональной деятельности, стремление к активной профессиональной карьере и профессиональному самосовершенствованию, достижение уровня мастера и авторитета.

Изучение научной литературы позволило установить наличие ряда факторов, подтверждающих актуальность выбранной темы. К ним относятся:

- потребность сохранить выпускников высших и средних морских учебных заведений как подготовленных специалистов в кадрах морской индустрии;

- возрастание требований к качеству профессиональной подготовки членов экипажей морских судов в соответствии с Международной конвенцией о подготовке, дипломировании моряков и несением вахты (1978 г, с поправками) [1];

- сложность и напряженность морской профессиональной деятельности, осуществляемой в море, связанной с практическим отсутствием выходных дней и ограниченным временем на отдых и возможностями для решения личных проблем;

- угнетающее влияние гидрометеорологических условий, наличие качки, штормов, ураганов, тайфунов и др.;

- существенный по времени отрыв от семьи и близких людей. В течение года у моряков бывают по два рейса, т. е. восемь месяцев (240 дней);

- не совсем достойное и соответствующее напряженное работе денежное вознаграждение персонала судов, плавающих под флагом Российской Федерации, чьи заработные платы в разы меньше, чем у их коллег трудящихся в составе экипажей на судах под флагами других государств.

По этим причинам значительная часть выпускников морских вузов не желают продолжить профессиональную деятельность на отечественном морском транспорте.

Так, Я. Мальцева [2], подчеркивает, что порядка 50% выпускников МГУ им. адм. Г И. Невельского (г Владивосток) не связывают свою жизнь с морем. Такая же картина наблюдается и во многих других морских учебных заведениях.

По мнению Е.Ю. Грасс [3], ныне наблюдается нехватка более 10% подготовленных лиц командного состава для морских транспортных судов. С.О. Барышников [4] отмечает наличие кадрового дефицита для пополнения экипажей российских морских и речных судов. В. Черенева [5] констатирует, что ныне российский флот остался без кадров. Для отечественного флота не хватает 21% судоводителей и судомехаников и 20% рядовых матросов. Очень высока текучка кадров, достигающая ежегодно показателя в 23%. Автор отмечает, что морская отрасль нуждается в 13 000 морских специалистов. Несмотря на ежегодный выпуск морскими образовательными организациями более 5 000 человек, лишь около 25% из них приходят на российские суда. Остальные трудоустраиваются на суда, плавающие под иностранными флагами или береговые структуры.

Следовательно, актуальность исследуемой темы не вызывает сомнения и требует своего разрешения.

Цель исследования: обоснование и конструирование педагогической модели формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта.

Реализация намеченной цели будет достигнута при последовательном решении следующей совокупности задач:

- изучить и теоретически проанализировать научную литературу, соответствующую исследуемой теме (монографии, статьи, доклады, диссертации, авторефераты, эссе и др.);

- сконструировать педагогическую модель формирования профессионального патриотизма у будущих специалистов морского транспорта;

- дать краткую характеристику каждому блоку модели;

- определить достоинства сконструированной педагогической модели.

Научная новизна состоит: а) в предложении научной идеи по формированию профессионального патриотизма у учащейся молодежи морских образовательных организаций; б) разработке нового инструментария - педагогической модели, структурно состоящей из четырех блоков и обеспечивающей процесс формирования профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций.

Теоретическая значимость: а) определены этапы реализации сконструированной педагогической модели и дана их характеристика; б) установлены критерии сформированности профессионального патриотизма курсантов морской образовательной организации (когнитивный, аксиологический и деятельностный), а также соответствующие им уровни (низкий, средний и высокий).

Практическая значимость знаменуется возможностью использования предложенной идеи и разработанной педагогической модели в практике профессиональной подготовки и воспитательной деятельности в интересах формирования профессионального патриотизма у учащей молодежи.

Анализ научной литературы позволил установить, что такие исследователи, как Ж.Г Химич, А.Е. Савинова и др., предложили авторские модели формирования профессионального патриотизма.

Так, Ж.Г Химич [6] разработала педагогическую модель формирования профессионального патриотизма у обучающихся средних специальных учебных заведений, структура которой включает три компонента: целевой, организационно-содержательный и оценочный. Цель предложенной модели - формирование профессионального патриотизма у студентов среднего профессионального учебного заведения. А.Е. Савинова осуществила разработку модели формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов гуманитарных специальностей [7]. Структура данной модели состоит из пяти блоков: концептуально-целевого, диагностико-аналитического, программно-содержательного, деятельностно-технологического и оценочно-результативного. Предложенная модель предназначена для преподавателей и студентов педагогических вузов. Н.П. Устинова [8] сконструировала модель воспитания профессионально ориентированного патриотизма будущих специалистов оборонной отрасли, объединяющую пять блоков: целевой, теоретико-методологический, организационно-содержательный, процессуальный и оценочно-результативный. Модель ориентирована на формирование профессионального патриотизма у студентов вузов оборонной промышленности, учитывает специфику и условия профессиональной подготовки будущих кадров для оборонной отрасли.

Как видим, структура и специфика предложенных моделей не совсем подходят для организации целенаправленной воспитательной деятельности с учащимися морской образовательной организации. Данный результат ориентирует нас на проведение соответствующего исследования и разработку педагогической модели формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи в процессе обучения в морской образовательной организации.

Моделирование процесса формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи в процессе обучения в морской образовательной организации

Метод моделирования завоевал в последние десятилетия особое доверие как у теоретиков, так и педагогов-практиков. В общем плане моделирование понимается как целенаправленный, конструктивный процесс и некий результат творческой деятельности по разработке конкретной модели [9]. В нашем исследовании выбор метода моделирования определён стратегией системно-деятель-ностного подхода к организации профессионального воспитания курсантов-моряков.

Применение данного метода позволяет:

- выстроить и наглядно показать все связи элементов целостного педагогического процесса, направленного на формирование у курсантов профессионального патриотизма;

- получить в итоге конкретную модель - содержательную схему, подобную реальному изучаемому объекту. Разработанная модель отражает не только структуру объекта, но и его свойства и взаимосвязи компонентов;

- наглядно увидеть организацию и процесс формирования профессионального патриотизма у курсантов.

Основываясь на теоретическом и практическом опыте таких исследователей, как А.Е. Савинова, Н.П. Устинова, Ж.Г Химич и др., автором статьи была разработана педагогическая модель формирования профессионального патриотизма у учащейся молодежи в процессе обучения в морской образовательной организации, структура которой содержит четыре взаимосвязанных блока: целевой, методологический, организационно-содержательный и оценочный.

Разберем их содержание и функции.

- целевой блок обусловлен наличием социального заказа на профессиональную подготовку компетентных выпускников со сформированным высоким уровнем профессионального патриотизма, желанием быть морским специалистом и оставаться в профессии в течение всей своей жизни. Структурными элементами блока являются цели и задачи по её достижению.

Цель разработанной модели - формирование высокого уровня профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций в период обучения. Реализация на практике установленной цели требует решения комплекса задач:

- ознакомление юношей и девушек с легендарной историей и традициями морского транспорта Российской Федерации, его значимостью для государства, отечественной экономики и российского народа;

- вовлечение обучающихся в мир профессиональных ценностей, знакомство с ними и выработка у них положительных профессиональных ценностных ориентаций в интересах окончательного профессионального самоопределения и ценностного отношения к такому феномену, как «профессиональный патриотизм»;

- развитие мотивации к профессиональному росту, профессиональной карьере, профессиональному самосовершенствованию;

- формирование положительного отношения к морской профессии, осознание ее трудностей и уяснение достоинств и потребности для страны и народа;

- становление гордости за принадлежность к морскому профессиональному сообществу Российской Федерации;

- выработка готовности стать высококлассным, востребованным, авторитетным морским специалистом и полностью посвятить свою профессиональную жизнь морскому делу и службе Отечеству.

Основной функций блока является системообразующая, она ориентирует исследователя (организатора воспитательной работы) на последующую деятельность, включающую планирование, организацию, мотивацию и контроль. Блок задает верный ориентир для формирования следующих блоков, их целенаправленность, функционирование и комплексное взаимодействие.

Второй блок - методологический - предусматривает определение и применение наиболее действенных подходов, выполняющих роль методологической основы процесса формирования профессионального патриотизма. В качестве таковых определены системный, деятельностный, аксиологический и диагностический.

Системный подход требует от исследователя (воспитателя) наличия отношения к процессу формирования профессионального патриотизма как системе, состоящей из множества взаимосвязанных и должным образом структурированных элементов.

Опора на положения системного подхода в интересах исследования взывает к конструктивному использованию следующих элементов: цели воспитательной деятельности, компетентных и эрудированных преподавателей - умелых организаторов учебно-воспитательной работы; содержание профессиональной и воспитательной работы; конструирование потребной информационно-образовательной среды в морской образовательной организации; деловая коммуникация между преподавателями и учащимися; применение форм, методов, средств и приемов воспитательной деятельности; управление профессиональной подготовкой и воспитательной работой руководящим составом учебного заведения. Комплексное и эффективное применение всех элементов системы позволяет организовать необходимое воздействие на учащуюся молодежь и должным образом реализовать требования системного подхода.

Деятельностный подход обращает внимание исследователя на вовлечение курсантов в разнообразную деятельность, обеспечивающую формирование у личности профессионального патриотизма. Для это целесообразно:

- продумать и создать потребную организацию учебно-воспитательной деятельности, охватывающую не только профессиональную подготовку, но и дистанционное обучение и воспитание, внеаудиторную и внеучебную воспитательную работу, волонтёрскую деятельность;

- распределить процесс формирования профессионального патриотизма на ряд логически последовательных и взаимосвязанных этапов.

Аксиологический подход необходим в проводимом исследовании для:

- обеспечения ценностного отношения к каждому курсанту как высшей ценности образовательной деятельности и воспитательного воздействия;

- обращения учащихся к миру профессиональных ценностей, ознакомления их с ними, их присвоение в интересах формирования профессионального патриотизма и профессионального самоопределения;

- выработка у каждого курсанта на основе профессиональных ценностей положительных личностных профессионально-ценностных ориентаций.

Кроме того, аксиологический поход позволяет исследователю (воспитателю):

- выработать стратегии формирования профессионального патриотизма у курсантов морской образовательной организации;

- определить критерии оценки ценности «профессиональный патриотизм курсантов морской образовательной организации».

Диагностический подход в исследовании необходим для творческого применения возможностей педагогической диагностики и получения объективных результатов диагностики. Подход требует наличия педагогической компетентности и мастерства исследователя (воспитателя) в сфере педагогической диагностики, умения выбрать и применить разнообразный диагностический инструментарий для достоверной оценки уровня профессионального патриотизма у учащихся морской образовательной организации.

Применение вышеприведённых методологических подходов в исследовании обеспечивает проведение качественного научного анализа феномена «профессиональный патриотизм» и выработки стратегии и тактики процесса его формирования у курсантов морской образовательной организации.

Основными функциями блока являются:

- философско-нормативная (регламентирует правила и требования применения избранной совокупности методологических подходов);

- когнитивно-прогностическая (предписывает творчески осуществить изучение объекта исследования в интересах получения нового знания о нём, определения и обоснования гипотезы о потенциальных путях его существенного улучшения);

- конструктивно-праксеологическая (способствует определению перспективных целей исследования, планированию стратегий профессионального патриотизма и способов их реализации).

Опора исследователя на данную совокупность подходов, адекватных установленной цели и сформулированным задачам педагогического исследования,

обеспечивает подобающее качество и эффективность проводимого исследования.

Следующий блок - организационно-содержательный - структурно состоит из трех элементов: организационно-педагогические условия, этапы и педагогическая технология формирования профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций.

Качественное проведение педагогического эксперимента требует создания определенных организационно-педагогических условий:

- придание информационно-образовательной среде профессионально-патриотической направленности (включает пополнение библиотеки необходимой литературой, обновление наглядной агитации, обогащение электронного ресурса и др.);

- совершенствование методической и психолого-педагогической подготовки преподавателей (предусматривает их ознакомление с целями и задачами исследования, вовлечение в его проведение, инструктирование, обучение и обмен опытом работы);

- разработка и изучение целевой программы (позволит расширить мировоззрение и знания курсантов в сфере профессионального патриотизма; освоить мир профессиональных ценностей и сформировать собственные профессиональные ценностные ориентации; вовлечь учащихся в различные виды деятельности, содействующие формированию профессионального патриотизма; сориентировать на самостоятельное повышение своего уровня профессионального патриотизма).

Реализация настоящей модели происходит в течение трех этапов:

- подготовительный (предусматривает отбор участников педагогического эксперимента, их распределение по экспериментальным и контрольным группам, подготовку и утверждение целевой программы, подготовку аудиторий и ТСВ, согласование времени проведения занятий);

- изучение целевой программы и мониторинга процесса её освоения (на данном этапе изучается разработанная программа, по окончании которой проводится аттестация. В процессе освоения тематики программы осуществляется мониторинг, позволяющий накапливать информацию о результативности учебы и успеваемости курсантов, действенности программы и имеющихся недостатках, что позволит в будущем улучшить качество программы);

- результативный (направлен на проведение итоговой диагностики и получение результатов освоения курсантами целевой программы и сформированного (итогового) уровня профессионального патриотизма).

Важный элемент блока - педагогическая технология формирования профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций, объединяющая технологии модульного, проблемного и проектировочного обучения.

Стержневыми функциями блока являются следующие: организационная (обеспечивает должную организацию и управление процессом формирования профессионального патриотизма, обеспечение необходимыми ресурсами); мо-тивационно-побудительная (содействует расширению мировоззрения курсантов в сфере профессионального патриотизма, их вооружению профессиональными ценностями и выработке ценностных ориентаций, стремлению посвятить свою жизнь транспортному флоту России); формирующая (проявляется в готовности курсанта посвятить себя делу служения Отечеству на судах морского транспорта, его становлении как надежного профессионала и авторитетного морского специалиста).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Четвертый блок - оценочный - создан в интересах качественной подготовки и объективной оценки уровня профессионального патриотизма курсантов. Структурными элементами блока являются:

- критерии сформированности профессионального патриотизма у курсантов морской образовательной организации: когнитивный, аксиологический и деятельностный;

- уровни профессионального патриотизма: высокий, средний и низкий;

- результат: выпускник морской образовательной организации с высоким уровнем профессионального патриотизма.

Функции блока: диагностическая (направлена на изучение подготовленности курсантов в сфере профессионального патриотизма); оценочная (обеспечивает количественно-качественную оценку сформированности профессионального патриотизма у курсантов морской образовательной организации);

Достоинства предложенной педагогической модели:

- создана как уникальный педагогический инструментарий, обеспечивающий целенаправленную и эффективную организаторскую и воспитательную деятельность руководства, преподавателей, воспитателей, кураторов по формированию высокого уровня профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций;

- сама модель выполняет функцию определённой подсистемы профессиональной подготовки и воспитательной деятельности в морской образовательной организации;

- она сконструирована для курсантов всех морских образовательных организаций: университетов и колледжей.

Настоящая модель представляет собой многокомпонентную и многоуровневую систему, обеспечивающую целенаправленный и последовательный

процесс формирования профессионального патриотизма у курсантов морских образовательных организаций, их подготовки к добросовестной службе в составе экипажей судов морского транспорта, способствует проявлению гордости за принадлежность к когорте судоводителей или судомехаников, стремлению стать настоящими и авторитетными профессионалами, вносящими достойный вклад в результативную деятельность морского транспорта и укрепление экономического потенциала Российской Федерации.

Формирование профессионального патриотизма у будущих выпускников морских образовательных организаций - это новая потребность в практике профессиональной подготовки учащейся молодежи и одновременно веление вре-

Библиографический список

мени, предоставляющее широкие возможности в выборе места работы каждому выпускнику высшего или среднего учебного заведения.

Разработанная педагогическая модель способствует образовательной и профессиональной мотивации курсантов, их подготовки к будущей профессиональной деятельности на судах морского транспорта, уяснению сущности и содержания профессиональных ценностей, выработке позитивных профессиональных ценностных ориентаций, которые проявляются в настоящей и будущей профессиональной деятельности, формированию у юношей и девушек готовности посвятить себя однажды избранной профессии моряка торгового флота Российской Федерации.

1. Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. с поправками. Санкт-Петербург ЦНИИМФ, 2016.

2. Мальцева Я. Торговому флоту не хватает кадров, а морякам - знаний и желания работать в России. Available at: https://www.newsvl.ru/economics/2021/10/26/203775/

3. Грасс Е.Ю. Проблемы кадрового обеспечения мирового торгового флота на современном этапе. Научные проблемы водного транспорта. 2017; № 51: 110-122.

4. Барышников С.О. Кадры российскому флоту: потребность и требования возрастают. Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике, экономике. 2015; № 4 (59): 5-9.

5. Черенева В. Российский флот остался без кадров. Available at: https://rg.ru/2014/05/27/reg-szfo/kadry.html

6. Химич Ж.Г Педагогическая модель формирования профессионального патриотизма у обучающихся средних специальных учебных заведений. Вестник МГТУ. 2018; № 3 (42): 141-148.

7. Савинова A.E., Томилин A.H. Моделирование процесса формирования патриотически направленной профессиональной позиции будущих педагогов гуманитарных специальностей. Мир науки, культуры, образования. 2021; № 1 (86): 118-120.

8. Устинова Н.П., Семин Ю.Н. О феномене «профессиональный патриотизм». Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 22-й Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство РГППУ 2017: 156-159.

9. Томилин A.H. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

References

1. Mezhdunarodnaya konvenciya o podgotovke, diplomirovanii moryakov i nesenii vahty 1978 g. s popravkami. Sankt-Peterburg CNIIMF, 2016.

2. Mal'ceva Ya. Torgovomu flotu ne hvataet kadrov, a moryakam - znanij izhelaniya rabotat' v Rossii. Available at: https://www.newsvl.ru/economics/2021/10/26/203775/

3. Grass E.Yu. Problemy kadrovogo obespecheniya mirovogo torgovogo flota na sovremennom 'etape. Nauchnye problemy vodnogo transporta. 2017; № 51: 110-122.

4. Baryshnikov S.O. Kadry rossijskomu flotu: potrebnost' i trebovaniya vozrastayut. Transport Rossijskoj Federacii. Zhurnal o nauke, praktike, 'ekonomike. 2015; № 4 (59): 5-9.

5. Chereneva V. Rossijskij flot ostalsya bez kadrov. Available at: https://rg.ru/2014/05/27/reg-szfo/kadry.html

6. Himich Zh.G. Pedagogicheskaya model' formirovaniya professional'nogo patriotizma u obuchayuschihsya srednih special'nyh uchebnyh zavedenij. Vestnik MGTU. 2018; № 3 (42): 141-148.

7. Savinova A.E., Tomilin A.N. Modelirovanie processa formirovaniya patrioticheski napravlennoj professional'noj pozicii buduschih pedagogov gumanitarnyh special'nostej. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2021; № 1 (86): 118-120.

8. Ustinova N.P., Semin Yu.N. O fenomene «professional'nyj patriotizm». Innovaciivprofessional'nomiprofessional'no-pedagogicheskomobrazovanii: materialy 22-j Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2017: 156-159.

9. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

Статья поступила в редакцию 22.07.23

УДК 378

Murzabekova M.I., senior teacher, Department of Mathematics and ICT, Ingush State University (Magas, Russia),

E-mail: s-rakhmat@list.ru

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR INCREASING THE EFFICIENCY OF EDUCATIONAL AND RESEARCH ACTIVITIES OF UNIVERSITY STUDENTS. The

article attempts to describe ways to intensify the educational process in higher education. The need to improve the efficiency of teaching and research activities of students is being updated. A scientific review of publications is carried out, confirming the relevance of the problem. A search for pedagogical solutions is being carried out to improve the efficiency of teaching and research activities of university students. Based on the analysis of scientific works, the corresponding pedagogical conditions are determined. The first condition is associated with the use of modern digital technologies in teaching students to solve creative problems. The second pedagogical condition involves the initiation of building partnerships between all subjects of educational research. The third condition implies assistance to students in popularizing the positive results of research work. The characteristic of each condition is given, its significance and possibilities of implementation are substantiated. The conclusion is made. The prospects for the development of this study are shown.

Key words: pedagogical conditions, teaching and research activities, students, university, popularization, professional communities, digital resources, cooperation.

М.И. Мурзабекоеа, ст. преп., ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», г. Магас,

E-mail: s-rakhmat@list.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

В статье обосновывается необходимость повышения качества обучения за счет интенсификации образовательного процесса в современном вузе. Поднимается вопрос совершенствования учебно-исследовательской деятельности студентов. Проводится обзор научных исследований, на основании которого подтверждается необходимость поиска педагогических ресурсов совершенствования профессиональной подготовки обучающихся высшей школы. На основе анализа научных работ определяются соответствующие педагогические условия. Первое условие связывается с применением современных цифровых технологий в обучении студентов решению проблемных творческих задач. Второе педагогическое условие предполагает инициацию выстраивания партнёрских отношений между всеми субъектами учебного исследования. Третье условие подразумевает содействие студентам в популяризации позитивных результатов исследовательских работ Дается характеристика каждого условия, обосновывается его значимость и возможности реализации. Сделан вывод. Показаны перспективы развития данного исследования.

Ключевые слова: педагогические условия, учебно-исследовательская деятельность, студенты, вуз, популяризация, профессиональные сообщества, цифровые ресурсы, сотрудничество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.