Научная статья на тему 'Особенности обучения и воспитания курсантов морских вузов в постсоветских республиках'

Особенности обучения и воспитания курсантов морских вузов в постсоветских республиках Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КУРСАНТ / МОЛОДЕЖЬ / МОРСКОЙ ВУЗ / ПАТРИОТИЗМ / ПОСТСОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ / ОБУЧЕНИЕ / ОСОБЕННОСТИ / СИСТЕМА / EDUCATION / STUDENT / YOUNG PEOPLE / MARINE INSTITUTION / PATRIOTISM / POST-SOVIET REPUBLICS / EDUCATING / FEATURES / SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

В статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Томилина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of the analysis of documents, publications of scientists and periodical materials we considered particular training and education of cadets and students of maritime educational institutions in the post-Soviet republics. The acquisition of independence by the former Soviet republics demanded the creation and strengthening of their own statehood. The most important task for the newly independent states was the establishment of an effective system of higher professional education (HPE), for the purpose of training national personnel for its own economy. One of the components of HPE for each republic is marine colleges. Establishment of Maritime Universities in those young states has been performed, in a rather short period. The most characteristic of them is a reorientation of the teaching factor of educational activities in the international and European standards. Now the system of training in marine universities meet the requirements of the International Convection on Training and Certification and Watch keeping for Seafarers, as amended, and other international conventions, which gives graduates the right to work on all types of vessels of domestic and foreign shipping companies. Nevertheless, for the process of educating and education of future naval professionals some problems are peculiar related to the lacks of the special and educational literature on national languages, by the shortage of the prepared teachers with experience of swimming on the courts of marine transport, sufficient financing. In educator work with students of marine institutions of higher education, a course is taken on forming patriotism for them, tolerance, volunteering, nationally spiritual values. Practically for every former soviet republic in patriotic education of students it is peculiar to have a specific system, features, but at the same time there are general lines: system, orientation on national traditions, close connection with a defensive capacity and forming of readiness to defend freedom and independence

Текст научной работы на тему «Особенности обучения и воспитания курсантов морских вузов в постсоветских республиках»

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

1

УДК-37.035.6

13.00.00 Педагогические науки

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КУРСАНТОВ МОРСКИХ ВУЗов В ПОСТСОВЕТСКИХ РЕСПУБЛИКАХ

Т омилина Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности e-mail: tomilin. sania2012@yandex.ru Государственный морской университет имени адмирала Ф. Ф. Ушакова, Новороссийск, Россия

В статье на основе анализа документов, публикаций ученых, материалов периодической печати, рассматриваются особенности обучения и воспитания курсантов и студентов морских учебных заведений в постсоветских республиках. Приобретение независимости бывшими союзными республиками потребовало создания и укрепления собственной государственности. Важнейшей задачей для молодых независимых государств стало создание эффективной системы высшего профессионального образования (ВПО), с целью подготовки национальных кадров для собственной экономики. Одним из компонентов системы ВПО каждой республики являются морские вузы. Становлением морских вузов молодых государств проистекло в довольно короткие сроки. Наиболее для них характерным фактором является переориентация учебно-воспитательной деятельности на мировые и европейские стандарты. Ныне система подготовки морских специалистов в морских вузах отвечает требованиям Международной конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несения вахты STCW-78 с поправками, других международных конвенций, что дает выпускникам право работать на всех типах судов отечественных и иностранных судовладельческих компаний. Тем не менее, для процесса обучения и воспитания будущих флотских профессионалов свойственны некоторые проблемы связанные с недостатками специальной и учебной литературы на национальных языках, нехваткой подготовленных педагогов с опытом плавания на судах морского транспорта, достаточным финансированием. В воспитательной работе с курсантами и студентами морских вузов взят курс на формирование у них гражданственности, патриотизма, толерантности, волонтерства, национально-духовных ценностей. Практически для каждой бывшей советской республики в патриотическом воспитании курсантов свойственно своя специфическая система, свои особенности, но в то же время имеются и общие черты: системность, ориентация на национальные традиции, тесная связь с

UDC-37.035.6 Pedagogiacl sciences

PECULIARITIES OF TRAINING AND EDUCATION OF CADETS OF MARITIME UNIVERSITIES IN THE FORMER SOVIET REPUBLICS

Tomilina Svetlana Nikolaevna

Candidate of pedagogical Sciences, associate professor

of the of the Department of Safety

e-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

State Maritime Academy named after Admiral F. F.

Ushakov, Novorossiysk, Russia

On the basis of the analysis of documents, publications of scientists and periodical materials we considered particular training and education of cadets and students of maritime educational institutions in the post-Soviet republics. The acquisition of independence by the former Soviet republics demanded the creation and strengthening of their own statehood. The most important task for the newly independent states was the establishment of an effective system of higher professional education (HPE), for the purpose of training national personnel for its own economy. One of the components of HPE for each republic is marine colleges. Establishment of Maritime Universities in those young states has been performed, in a rather short period. The most characteristic of them is a reorientation of the teaching factor of educational activities in the international and European standards. Now the system of training in marine universities meet the requirements of the International Convection on Training and Certification and Watch keeping for Seafarers, as amended, and other international conventions, which gives graduates the right to work on all types of vessels of domestic and foreign shipping companies. Nevertheless, for the process of educating and education of future naval professionals some problems are peculiar related to the lacks of the special and educational literature on national languages, by the shortage of the prepared teachers with experience of swimming on the courts of marine transport, sufficient financing. In educator work with students of marine institutions of higher education, a course is taken on forming patriotism for them, tolerance, volunteering, nationally spiritual values. Practically for every former soviet republic in patriotic education of students it is peculiar to have a specific system, features, but at the same time there are general lines: system, orientation on national traditions, close connection with a defensive capacity and forming of readiness to defend freedom and independence

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

2

обороноспособностью и формирование готовности к защите свободы и независимости

Ключевые слова: ВОСПИТАНИЕ, КУРСАНТ, Keywords: EDUCATION, STUDENT, YOUNG

МОЛОДЕЖЬ, МОРСКОЙ ВУЗ, ПАТРИОТИЗМ, PEOPLE, MARINE INSTITUTION, PATRIOTISM,

ПОСТСОВЕТСКИЕ РЕСПУБЛИКИ, ОБУЧЕНИЕ, POST-SOVIET REPUBLICS, EDUCATING, ОСОБЕННОСТИ, СИСТЕМА FEATURES, SYSTEM

Совершенствование современной организации воспитания курсантов морских вузов России неукоснительно требует изучения опыта воспитательной деятельности в учебных заведениях соседних государств. В течение первых лет 90-х годов ХХ века в постсоветских республиках были национализированы бывшие советские морские учебные заведения (в основном средние) и на их базе созданы вузы для подготовки национальных морских кадров.

Так, в 1991 г. на базе Бакинского мореходного училища была создана Азербайджанская Государственная Морская Академия. Латвийская морская академия свою историю ведет с 1989 года как филиал заочного отделения Калининградского ВУЗа рыбной промышленности. С 1993 года она стала самостоятельным высшим учебным заведением. Клайпедский университет (Литва) осуществляет подготовку морских специалистов с 1991 года. Эстонская Морская академия существует с конца 1991 года. В Грузии специалистов с высшим образованием с 1994 г. готовит Батумская Государственная Морская Академия. Эстонская морская академия была создана 1 ноября 1991 года. Самый молодой вуз - Казахстанская морская академия, которая была создана в 2012 году на базе КазахстаноБританского университета, в г. Алматы.

Ныне в Украине действуют четыре морских вуза: Киевская государственная академия водного транспорта имени гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного, Одесский национальный морской университет, Одесская национальная морская академия, Херсонский государственный морской университет [6].

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

3

Рассмотрим особенности системы образования и воспитания курсантов и студентов в наиболее развитых морских вузах на постсоветском пространстве.

Несомненно, по качеству образования морские вузы Украины занимают первое место среди морских учебных заведений соседних государств. Это объясняется тем, что практически все они прошли свое становление и развитие в советские годы. У них имеется хорошая учебноматериальная база, занятия проводят основательно подготовленные профессорско-преподавательские кадры, налажена учебно-воспитательная и исследовательская работа.

К примеру, Одесская национальная морская академия (ОНМА) является одним из лидеров среди лучших высших учебных заведений Украины. Благодаря качеству высшего образования, которое получили в стенах академии тысячи высококвалифицированных специалистов, она давно и хорошо известна в мировом морском сообществе. Выпускникам академии присущ высокий рейтинг среди выпускников ведущих морских высших учебных заведений (институтов, академий, университетов) [7].

Сегодня здесь получают высшее образование свыше 5000 курсантов и студентов. Ежегодный выпуск составляет около 1000 специалистов.

В академии осуществляется подготовка специалистов по всем образовательно-квалификационным уровням: бакалавр, специалист,

магистр по основным направлениям и морским специальностям. Академия аккредитована по IV (высшему в Украине) уровню аккредитации [7].

Инженерные специальности аккредитованы Институтом морской техники, науки и технологий (IMarEST) Великобритании. Специальность "Судовождение" аккредитована Морским институтом (NI)

В елико британии.

Научная библиотека ОНМА и ее филиалы в г. Мариуполе и г. Измаиле имеют учебный и научный фонд, который содержит свыше 500

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

4

тысяч книг, читальные залы оснащены компьютерной техникой с возможностью пользования сетью Интернет.

Все курсанты дневной формы обучения обеспечиваются формой одежды, питанием и проживанием по установленным нормам. Лица, которые учатся в академии, имеют право на получение стипендии соответственно действующему законодательству. Режим работы и отдыха курсантов регламентируется распорядком дня, который моделирует условия жизни и работы на судне и отвечает уставным положениям морского флота.

В процессе обучения значительное внимание отводится тренажерной подготовке в соответствии с STCW-78 с поправками.

Воспитание курсантов академии осуществляется в соответствии с задачами Концепции гражданского образования Украины [4], определяющая, что, молодому поколению необходимо не только передавать знания об опыте построения демократической системы мировыми державами, но и формировать мотивацию и основные умения, необходимые для ответственного участия в гражданско-политических процессах, критическо-конструктивного отношения молодежи к жизни общества; способствовать становлению активной позиции граждан относительно реализации идеалов и ценностей демократии в Украине; создавать условия учащимся для приобретения опыта гражданской деятельности, демократического поведения и коммуникативного взаимодействия [4]. По мнению Ю.А. Топорковой [9] гражданское воспитание студенческой молодежи в Украине должно базироваться не только на морально-этической основе, но и на политико-правовой сфере деятельности гражданского общества. И в этом плане, автор видит лучший опыт такого воспитания у США.

Произошедший государственный переворот привел к власти национал-фашистскую банду, которая в угоду личной выгоде пошла на

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

5

разрыв братских отношений с Россией. В таком же направлении стала проводиться и воспитательная работа с молодежью.

Уверенными шагами развивается морское образование в Республике Азербайджан. Здесь с 15 июля 1996 г. действует Азербайджанская Государственная Морская Академия. В настоящее время Академия является единственным высшим учебным заведением в Азербайджане, готовящее для работы на судах республики и за рубежом высококвалифицированных специалистов морской отрасли.

Патриотическое воспитание азербайджанских курсантов-моряков базируется на следующих концептуальных основах [2]:

- патриотизм — фундаментальная основа существования государства. Процесс социализации индивида, вкрапление в общественное сознание патриотических чувств должны быть органично вплетены в систему воспитания и образования на уровне семьи, школы, вуза;

- патриотизм и патриотические чувства — это установки сознания личности на формирование таких ценностей, как любовь к своему народу, его культуре, традициям, понимание его насущных проблем, готовность своими действиями служить интересам Родины и народу;

- патриотизм как один из жизненно важных приоритетов граждан страны занимает приоритетное место — выше него стоит только любовь к семье и детям.

Основой воспитательной деятельности с флотской молодежью является государственная программа "Азербайджанская молодежь в 20112015 годах",

Среди приоритетных задач госпрограммы выделяются:

а) духовно-нравственное воспитание молодежи, ее участие в культурной жизни. По мнению Али Гасанова [2], если сегодня молодежь Азербайджана не овладеет национально-духовными ценностями,

культурой и языком, значит, у азербайджанской нации нет завтрашнего

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

6

дня и нет будущего. Поэтому главной задачей молодежной политики, государственных программ является воспитание азербайджанской молодежи в духе национально-духовных ценностей, воспитание в них чувства преемственности национального наследия.

б) приоритетность в патриотической деятельности и работе с молодым поколением - воспитание студенческой молодежи. Известно, что авангардом общества является молодежь, а авангард молодежи - это студенты. Воспитание азербайджанских студентов в духе патриотизма, привитие им национально-духовных ценностей являются одной из главных задач всех государственных и общественных структур общества.

в) государство всегда должно проявлять большое внимание по выявлению талантливой молодежи, развитии ее знаний и способностей и мобилизации всего этого потенциала на государственную службу и народу.

Воспитательная деятельность направлена на разъяснение смысла национальной государственности, роли армии в сохранении стабильности и безопасности страны, на конкретных примерах рассказывается о героизме азербайджанских солдат, матросов, офицеров в годы Первой и Второй мировых войн, во время карабахской войны, в борьбе с терроризмом.

С курсантами изучается великое наследие общенационального лидера Гейдара Алиева, его беззаветное служение Родине, народу, проводятся уроки мужества, в которых принимают участие ветераны Великой Отечественной войны, карабахского вооруженного конфликта [2].

Государственные структуры, педагогический состав ведут работу по противодействию религиозно-политическому и этническому экстремизму, повышению устойчивости к воздействию идей религиозно-политического экстремизма. В итоге сфера негативного влияния на молодежь Азербайджана извне упала до 1 %.

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

7

Латвийская морская академия, несмотря на свою молодость как вуза, ведет свою историю от Рижской школой навигации основанной в 1789 году, продолжая старые традиции морского образования и воспитания будущих морских офицеров.

В академии студенты обучаются по специальностям судовождения, судового механика, управления портами. По морским специальностям практика студентов осуществляется с выходом в море.

Подготовка морских специалистов и их воспитание ориентировано на европейские стандарты. Однако в стране все больше раздаются голоса о том, что необходимо усилить воспитание молодежи. Так, Винетс Велдре

[3] еще в 2008 г. будучи министром обороны, заявлял, что Латвии необходима программа патриотического воспитания молодежи. "В Латвии воспитание патриотизма пущено на самотек. У нас, в отличие от других стран, в том числе и от США, все еще не разработана на национальном уровне политика патриотического воспитания", - сетовал В. Велдре. По его словам, слабая патриотическая подготовка делает молодежь более подверженной манипуляциями извне.

Усилиями ведущих политиков в Латвии была разработана Молодежная политика, как стратегия деятельности по воспитанию подрастающего поколения, основные положения которой изложены в законе «О молодежи».

В Литве подготовка кадров для морской индустрии осуществляется в Клайпедском университете. Воспитание флотской молодежи Литвы базируется на Законе об образовании, проектов интегрированной молодежной политики в Литве: «Содействие партнерству между

государственным и негосударственным секторами в целях внедрения интегрированной молодежной политики» и «Разработка интегрированной молодежной политики» [5]. Цель этих проектов - стимулировать работу в сфере молодежной политики. Молодежная политика является

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

8

интегрированной при наличии межведомственных и межсекторальных структур сотрудничества, единой базы данных по молодежи и учреждениям, которые работают с молодежью, сочетание приоритетов деятельности различных учреждений, а также необходимых кадровых и материальных ресурсов. Мероприятия в рамках проектов: построенная на доказательной базе молодежная политика (исследования на местном и национальном уровнях); расширение прав и возможностей молодежных НГО для того, чтобы они стали партнерами государственного сектора (тренинги и оценка); оценка компетентности и сертификация специалистов по работе с молодежью, работающих в различных секторах; развитие сотрудничества (тренинги, семинары, дискуссии, встречи, конференции и т.д.) [5].

Эстонская морская академия была создана 1 ноября 1991 года. В академии имеется три факультета: водного транспорта, механики и навигации. Обучение в вузе проходят 900 студентов. Учебновоспитательный процесс осуществляют 100 преподавателей. Здесь проходят обучение будущие сотрудники флота и береговой охраны Эстонии.

Воспитательная деятельность основана на таких документах как: Закон о молодежной работе (1999 г.), Концепция молодежной работы Эстонии (2001 г.), Программа развития молодежной работы Эстонии на 2001-2004 годы (2001 г.), Белая книга молодежной политики Европейского Союза, Стратегия молодежной работы в Эстонии на 2006-2013 годы и др.

Молодежная работа в Эстонии как область, формирующая принципы и ценностные оценки молодежной политики, создает молодежи условия для развивающей деятельности, которая позволяет ей по своей свободной воле действовать вне семьи, уровневого образования и работы. Цель образовательной политики - дать базовые знания на уровне формального образования, профессиональные и социальные навыки и подготовить

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

9

молодежь для обеспечения последовательного развития общества и для того, чтобы справиться со своей жизнью в обществе [8]

Сфера государственной обороны охватывает действия, направленные на содействие воспитанию молодежи в патриотическом духе и на обеспечение безопасности государства [8].

В постсоветских республиках уделяется особое внимание языковой политики. Так, Я. Виллер [1] отмечает, что в основу современной языковой политики в Эстонии был положен принятый в 1995 г. Закон о языке, который должен был противостоять сильной волне русификации конца 1970-х - начала 1980-х гг. Основная цель закона о языке заключается в том, чтобы подчеркнуть: эстонский язык является носителем этнического самосознания эстонцев, способствует формированию и наследованию нравственных ценностей.

Изучение практики воспитательной работы с курсантами морских учебных заведений в постсоветских республиках (Азербайджан, Грузия, Украина, Казахстан, Литва, Латвия, Эстония) показывает, что этой деятельности в каждой стране присущи общие и частные специфические черты. После приобретения независимости, правительства данных стран постепенно пришло к пониманию необходимости приспособления образовательных систем своих стран к потребностям смешанной рыночной экономики, что нашло соответствующее отражение в Законах об образовании. Для данных стран характерен высокий уровень грамотности населения и довольно высокие образовательные стандарты.

Осуществление образовательных реформ в этих странах прошли при поддержке Всемирного банка, ЮНИСЕФ и фонда ТАСИС. Однако системы высшего образования по-прежнему остается значительно централизованными, при довольно значительной части самостоятельности вузов в учебно-воспитательной и хозяйственной деятельности.

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

10

В воспитательной работе курсантов и студентов в постсоветских республиках произошла ориентация на Молодежную стратегию Евросоюза (ЕС) на 2010-18 гг., рекомендаций Еврокомиссии и других документах.

Процессу воспитания флотской молодежи всех постсоветских республик присущ общая тенденция - ориентация на основные ценности, которые должны развивать дом, школа и вуз: - доброта - толерантность -сотрудничество - вера в себя - адекватная самооценка - учебные навыки в самом широком смысле [1, 2, 4, 5, 8].

К общим характерным особенностям можно отнести тот факт, что система высшего образования и воспитания молодежи в постсоветских республиках строится по модели западноевропейских высших учебных заведений, в соответствии с Болонской декларацией и требованиями Международной морской организации. Это позволило постсоветским республикам интегрироваться в европейское пространство высшего образования.

В воспитательной деятельности морских вузов также произошли существенные изменения. Важнейшими особенностями организации воспитания в морских вузах постсоветских республик являются:

- ориентации стратегий и концепций воспитания морских курсантов и студентов на общемировые и европейские ценности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неоднозначность и разнополярность подходов к воспитательной работе с учащейся молодежью морских вузов (от ориентации на европейские образцы в Прибалтийских республиках до доминирования национал-фашистской идеологии в Украине);

- наличии в этих странах законодательной базы организации патриотического воспитания, формулирующая концептуальные и стратегические цели воспитания молодежи в т.ч. и курсантов морских вузов;

- повсеместном придание воспитательной деятельности с молодежью системного характера;

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

11

- активном участие в патриотическом воспитании государственных институтов, политиков, общественных и ветеранских организаций и религиозных конфессий.

Литература:

1. Виллер Я. Защита родного языка как основная функция государства / Я. Виллер / Финно-угорский мир. 2009. № 4. - С. 100 - 104.

2. Гасанов А. Главной задачей госпрограмм является воспитание азербайджанской молодежи в духе национально-духовных ценностей [Электронный ресурс] / http://www.olaylar.az/news/russian/79117

3. За патриотизмом - в Америку [Электронный ресурс] / http://www.mk.ru/old/article/2008/04/27

4. Концепщя громадянсько! осв^и в Укрш'ш [Электроний ресурс] / http://khpg.org,index.php?id=976003974.

5. Молодежная политика [Электронный ресурс] / http://www.jaunatneslietas.lv/ru/molodezhnaya-politika

6. Морские учебные заведения Украины [Электронный ресурс] / http://forseafarer.com/morskoe-obrazovanie/morskie-uchebnve-zavedeniva-ukrainy/

7. Одесская национальная морская академия [Электронный ресурс] / http://www.onma.edu.ua/index.php?ipa ru

8. Стратегия молодежной работы в Эстонии на 2006-2013 годы / Тарту: Министерство образования и науки, 2006. - 38 с.

9. Топоркова Ю.А. Возможности применения опыта гражданского воспитания студенческой молодежи в США в условиях высшего образования в Украине [Электронный ресурс] /

http://www.rusnauka.com/19 AND 2013/Pedagogica/4 142352.doc.htm

References

1. Viller Ja. Zashhita rodnogo jazyka kak osnovnaja funkcija gosudarstva / Ja. Viller / Finno-ugorskij mir. 2009. № 4. - S. 100 - 104.

2. Gasanov A. Glavnoj zadachej gosprogramm javljaetsja vospitanie azerbajdzhanskoj molodezhi v duhe nacional'no-duhovnyh cennostej [Jelektronnyj resurs] / http://www.olaylar.az/news/russian/79117

3. Za patriotizmom - v Ameriku [Jelektronnyj resurs] / http://www.mk.ru/old/article/2008/04/27

4. Koncepcija gromadjans'koi osviti v Ukraini [Jelektronij resurs] / http://khpg.org,index.php?id=976003974.

5. Molodezhnaja politika [Jelektronnyj resurs] / http://www.jaunatneslietas.lv/ru/molodezhnaya-politika

6. Morskie uchebnye zavedenija Ukrainy [Jelektronnyj resurs] / http://forseafarer.com/morskoe-obrazovanie/morskie-uchebnye-zavedeniya-ukrainy/

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

Научный журнал КубГАУ, №113(09), 2015 года

12

7. Odesskaja nacional'naja morskaja akademija [Jelektronnyj resurs] / http://www.onma.edu.ua/index.php7ipa_ru

8. Strategija molodezhnoj raboty v Jestonii na 2006-2013 gody / Tartu: Ministerstvo obrazovanija i nauki, 2006. - 38 s.

9. Toporkova Ju.A. Vozmozhnosti primenenija opyta grazhdanskogo vospitanija studencheskoj molodezhi v SShA v uslovijah vysshego obrazovanija v Ukraine [Jelektronnyj resurs] / http://www.rusnauka.com/19_AND_2013/Pedagogica/4_142352.doc.htm

http://ej .kubagro.ru/2015/09/pdf/51 .pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.