Научная статья на тему 'Моделирование процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода'

Моделирование процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
курсант / модель / морской вуз / профессиональная направленность / процесс / формирование / ценностный подход. / cadet / model / Maritime University / professional orientation / process / formation / value approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Р А. Байбаков, А Н. Томилин

Одной из главных задач современной вышей школы в Российской Федерации, является формирование профессиональной направленности у учащихся. Профессиональная направленность – основа правильного и ответственного профессионального самоопределения человека, выбора им своей специальности на всю дальнейшую жизнь, приносящей радость и удовлетворение. Сформированная профессиональная направленность гарантирует ускоренную адаптацию и вхождение в коллектив молодого специалиста транспортного флота, его основательное профессиональное становление и высоко результативную деятельность. Изучение научной литературы показывает, что такой процесс будет строиться более эффективно при наличии соответствующей педагогической модели. В статье на основе взглядов отечественных ученых обосновывается модель процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе ценностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Р А. Байбаков, А Н. Томилин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN CADETS OF MARITIME UNIVERSITY ON THE BASIS OF AXIOLOGICAL APPROACH

One of the essential and key tasks of the modern higher school in the Russian Federation is the formation of professional orientation in students. Professional orientation is the basis of correct and responsible professional self-determination of a person, his choice of his specialty for the rest of his life. Formed professional orientation guarantees accelerated adaptation and entry into the team of a young specialist of the transport fleet, its thorough professional development and highly productive activities. The study of scientific literature shows that such a process will be built more effectively in the presence of an appropriate pedagogical model. In the article on the basis of views of Russian scientists the model of process of formation of a professional orientation at cadets of sea higher education institution on the basis of the valuable approach is proved. Based on the views of Russian scientists, the article substantiates the model of the process of formation of professional orientation among the cadets of the Maritime University on the basis of the value approach

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода»

References

1. Fishbejn M.H. Harizma uchitelya - cennostnoe vyrazhenie pedagogicheskogo vozdejstviya. General Issues on the Modern Social Education (Issues & Discussion). - Gyeongnam Hrovince, Korea. Khabarovsk State Pedagogical University. Habarovsk, 2005: 201 - 206.

2. Suhomlinskij V. A. Chto takoe dobro i zlo? Svobodnoe vospitanie. 1993: 2 - 31.

3. Pobedonoscev K.P. Smotret' vnutr', skvoz' oshibki... Duhovno-nravstvennoe vospitanie. 2004; № 3: 21 - 33.

4. Karpov A.O. Nauchnoe obrazovanie v kontekste novoj pedagogicheskoj paradigmy. Pedagogika. 2004; № 2: 20 - 27.

5. Pestalocci I.G. Pis'mo o prebyvanii v Stance. Hrestomatiya po istoriipedagogiki. Moskva, 1957: 75 - 91.

6. Pojzner B. Universitet protiv kul'turnoj patologii. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2004; № 3: 91 - 95.

7. Polozhenie o Edinoj trudovoj shkole RSFSR. Hrestomatiya po istorii pedagogiki. Moskva, 1957: 442 - 447.

8. Stepin V.S. Filosofiya v sovremennoj kul'ture: novye perspektivy (materialy «kruglogo stola»). Voprosy filosofii. 2004; № 4: 3 - 46.

9. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie vprikladnuyu filosofiyu. Moskva, «Shkola-Press», 1995.

Статья поступила в редакцию 10.01.20

УДК 378.14

Baibakov R.A., senior lecturer, Department of Fundamental Disciplines, Branch of State Maritime University n.a. Admiral F. F. Ushakov (Sevastopol, Russia),

E-mail: 89788337884@mail.ru

Tomilin A.N., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Navigation Department, State Maritime University n.a. Admiral F.F. Ushakov (Novorossiysk, Russia),

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

MODELING OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL ORIENTATION IN CADETS OF MARITIME UNIVERSITY ON THE BASIS OF AXI-OLOGICAL APPROACH. One of the essential and key tasks of the modern higher school in the Russian Federation is the formation of professional orientation in students. Professional orientation is the basis of correct and responsible professional self-determination of a person, his choice of his specialty for the rest of his life. Formed professional orientation guarantees accelerated adaptation and entry into the team of a young specialist of the transport fleet, its thorough professional development and highly productive activities. The study of scientific literature shows that such a process will be built more effectively in the presence of an appropriate pedagogical model. In the article on the basis of views of Russian scientists the model of process of formation of a professional orientation at cadets of sea higher education institution on the basis of the valuable approach is proved. Based on the views of Russian scientists, the article substantiates the model of the process of formation of professional orientation among the cadets of the Maritime University on the basis of the value approach.

Key words: cadet, model, Maritime University, professional orientation, process, formation, value approach.

Р.А. Байбаков, ст. преп., филиал Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Севастополь,

E-mail: 89788337884@mail.ru

А.Н. Томилин, д-р пед. наук, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск,

E-mail: tomilin.sania2012@yandex.ru

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ У КУРСАНТОВ МОРСКОГО ВУЗА НА ОСНОВЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Одной из главных задач современной вышей школы в Российской Федерации, является формирование профессиональной направленности у учащихся. Профессиональная направленность - основа правильного и ответственного профессионального самоопределения человека, выбора им своей специальности на всю дальнейшую жизнь, приносящей радость и удовлетворение. Сформированная профессиональная направленность гарантирует ускоренную адаптацию и вхождение в коллектив молодого специалиста транспортного флота, его основательное профессиональное становление и высоко результативную деятельность. Изучение научной литературы показывает, что такой процесс будет строиться более эффективно при наличии соответствующей педагогической модели. В статье на основе взглядов отечественных ученых обосновывается модель процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе ценностного подхода.

Ключевые слова: курсант, модель, морской вуз, профессиональная направленность, процесс, формирование, ценностный подход.

Активное движение нашей страны по пути строительства демократического государства требует эффективного развития российской экономики. Для этого наша страна располагает всем необходимым: огромной территорией, морями, лесами и реками, неисчислимыми природными богатствами, людскими ресурсами, развитой системой подготовки профессиональных кадров.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] обозначил для всей системы высшего профессионального образования комплекс задач по качественной подготовке будущих специалистов, которые должны быть компетентными в своей сфере и востребованными на современном рынке труда. Эти задачи полностью относятся и к морским образовательным организациям.

Подготовку кадров для морской индустрии Отечества осуществляют 28 вузов, являющиеся крупными научными центрами, в которых получают профессии более 53 500 курсантов очной формы обучения. Ежегодно эти вузы выпускают более 3 000 молодых специалистов плавательных специальностей (судоводителей и судомехаников), которые вливаются в экипажи морских и речных судов, тем самым приступая к несению своей профессиональной вахты.

Адаптация и профессиональное становление морских специалистов происходит успешнее, оперативнее и качественнее, если в годы учебы в вузе у них была сформирована устойчивая профессиональная направленность [2].

Согласно взглядам А.Н. Томилина [3], ПВ. Муравьева [4] и др. профессиональная направленность - это одна из самых существенных характеристик личности, определяющая её психологический склад, творческую активность по конструированию собственной профессиональной деятельности и выступающая движущей силой профессионального самоопределения, профессионального развития и всей профессиональной деятельности.

По мнению В.И. Земцовой и А.В. Швалевой [5], сформированная профессиональная направленность гарантирует позитивное отношение к профессии и профессиональной деятельности, примерное трудовое поведение сотрудника, соблюдение им всех технологических требований, совершенствование профессионального мастерства, высокое качество и производительность в работе.

Следовательно, одной из ключевых задач морского вуза является формирование у курсантов в процессе обучения необходимого уровня профессиональной направленности.

Его исследование у будущих выпускников по методике Т.В. Дубовицкой [6] показало, что решение данной задачи не совсем еще отвечает требованиям государства и работодателей. Обработка ответов респондентов выявила, что только у 8% из них сформирован высокий уровень профессиональной направленности, у 57% - средний и у 35% - низкий уровни.

Проведение серии индивидуальных и групповых бесед с курсантами и командирами курсантских рот дало богатый информационный материал о причинах такого положения дел. Тревогу вызывает тот факт, что значительная часть курсантов (78%) относятся к будущей профессии не как к ценности, а как к возможности получить высокооплачиваемую работу. 97% признались, что доминирующим мотивом для них при выборе будущей профессии стала её престижность и высокие заработные платы. И только 3% заявили, что морская деятельность для них связана с семейной традицией и любовью к морю и морской профессии.

Полученные результаты стали основой для организации и проведения педагогического исследования, направленного на повышение уровня профессиональной направленности у курсантов морского вуза, на основе аксиологического подхода.

Цель статьи: на основе подходов отечественных ученых сконструировать педагогическую модель формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе ценностного подхода.

По мнению отечественных ученых [2 - 5], формирование профессиональной направленности у учащихся проходит более организовано, интересно, содержательно и результативно при наличии у воспитателей и исследователей соответствующей педагогической модели.

Научный метод моделирования в педагогике известен давно и активно применяется для конструирования и исследования различных моделей с целью получения новых знаний. Именно новые знания выступают как основание внесения конструктивных изменений и совершенствования учебно-воспитательного процесса, формирования и развития необходимых, профессионально важных качеств личности.

Следовательно, педагогическое моделирование есть определенный вид деятельности преподавателя-исследователя, направленный на совершенствование и оптимизацию учебно-воспитательной деятельности путем создания новой модели и её всестороннего изучения.

Теоретический анализ научной литературы и опыт исследований, выполненных А.Н. Томилины (2011), Г В. Муравьевым (2018) и др., позволил разработать модель формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода, включающая четыре взаимосвязанных компонента: целевой (цель и задачи); методологический (аксиологический и системно-деятельностный подходы); содержательно-технологический (педагогические условия, содержание - авторская целевая программа, средства, технология); оценочно-результативный (критерии (когнитивный, мо-тивационно-аксиологический, деятельностный); уровни (высокий, средний, низкий); результат).

Раскроем содержание каждого компонента более подробно.

Содержание целевого компонента вытекает из социального заказа на подготовку компетентного морского специалиста с сформированной устойчивой профессиональной направленностью, а также устанавливает цель и задачи осуществляемой деятельности.

Главная цель - формирование высокого уровня профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода. Достижение намеченной цели будет возможным только при решении следующих задач: а) вырабатывание у курсантов системы знаний, умений и навыков в области профессиональной направленности, содействующих качественной и результативной профессиональной деятельности; б) признание морской деятельности как уникальной профессиональной ценности; в) обогащение и развитие ценностных ориентаций будущего морского специалиста; г) привитие конструктивно-творческого отношения к будущей профессиональной деятельности; д) формирование умений и навыков, потребных для профессиональной деятельности и поведения.

На данный компонент возложена системообразующая функция.

Второй компонент модели - методологический, содержит основные подходы (аксиологический и системно-деятельностный), способствующие построению педагогической системы формирования профессиональной направленности у курсантов-моряков. Аксиологический подход обеспечивает установление профессиональных ценностей курсантов морского вуза. Системно-деятельностный подход позволяет: а) рассматривать профессиональную направленность как систему целостного комплекса различных элементов; б) организовывать взаимодействие всех компонентов модели; б) уяснить, что формирование требуемого уровня профессиональной направленности может происходить только в процессе активной деятельности по овладению конкретными знаниями и умениями.

Системно-деятельностный подход ориентирует исследователя на: 1) обязательное структуризацию педагогического процесса как системы элементов, взаимодействие которых обеспечивает последовательное достижение намеченной цели и поставленных задач; 2) учета основных системных свойств педагогического процесса: целостности, многоуровневости, интегративности [7].

Разрабатывая настоящую, модель мы опирались на следующие принципы: научности, целостности, системности, интегративности, профессиональной направленности, моделирования профессиональной деятельности.

Третий компонент модели - содержательно-технологический - включает 4 элемента:

а) педагогические условия (создание профессионально-аксиологической информационно-образовательной среды; учет возрастных особенностей курсантов морского вуза; вовлечение курсантов в проектную деятельность; организация целенаправленного самовоспитания курсантов);

б) содержание (авторская целевая программа «Формирование профессиональной направленности на основе аксиологического подхода», содержащая четыре модуля: «Теоретический» (предусматривает более глубокое изучение теории профессиональной направленности); «Аксиологический» (содержит темы теории и практики профессиональных ценностей»); «Деятельностный» (вовлечение курсантов в разнообразные виды деятельности, в том числе научно-исследовательскую работу курсантов по профилю морской специальности (выполнение работ индивидуально или в составе группы); участие в волонтерской работе (добровольное оказание помощи на кафедре и в учебно-тренировочном центре по ремонту учебных кабинетов, стендов, техники, оборудования, шлюпок, плотов и т.д.); «Воспитательный» (содержит воспитательные и культурно-до-

суговые мероприятия, имеющие профессионально-аксиологическую направленность);

в) средства (содержит совокупность дидактических материалов (УМКД; практикумы; учебно-профессиональные задачи; методические разработки; комплекты индивидуальных диагностических заданий; банк тестовых заданий; тематику научных рефератов и докладов; перечень научно-исследовательских заданий и др.));

г) частная технология формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза на основе аксиологического подхода, которая представляет собой теоретическое обоснование, содержательную технику, педагогический механизм и адекватный психолого-педагогический механизм её реализации в учебно-воспитательной практике морского вуза. Она включает следующие элементы: цель, задачи, содержание, совокупность форм, методов и приемов обучения и воспитания, средства обучения, этапы реализации.

Основными этапами формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза являются:

а) первичный - предусматривает проведение исходной педагогической диагностики и установление реального уровня профессиональной направленности курсантов-моряков. В качестве инструментария применялись методика Т.Д. Ду-бовицкой и авторская анкета «Самооценка уровня профессиональной направленности курсанта морского вуза»;

б) подготовительный - его назначение заключается в организационной подготовке, разработке, согласовании и утверждении авторской целевой программы, формировании экспериментальных и контрольных групп, разъяснении участникам эксперимента целей и задач предстоящей деятельности;

в) основной, в процессе которого происходит изучение курсантами целевой программы, вовлечение их в профессионально ориентированную и волонтерскую деятельность, осуществляется целенаправленное воспитательное воздействие в интересах повышения уровня профессиональной направленности учащихся вуза;

г) заключительный - охватывает период проведения итогового тестирования, оценки и интерпретации полученных данных, подведения итогов проделанной работы и достигнутых позиций, конкретизацию последующей работы курсантов и преподавателей.

Настоящая технология основывается на известных педагогических технологиях обучения (модульного, проблемного, проектных методов), информационно-коммуникационных технологиях, игровых технологиях. Предлагаемая частная технология гарантирует достижение желаемого результата - формирование у курсантов морского вуза высокого уровня профессиональной направленности.

Четвертый компонент модели - оценочно-результативный, который предусматривает производство оценки достигнутых результатов на основе установленных критериев: когнитивного, мотивационно-аксиологического, деятель-ностного.

Когнитивный критерий оценки формирования профессиональной направленности связан с наличием у курсантов знаний, навыков и умений как в профессиональной сфере, так и в сфере педагогики, аксиологии и психологии. Критерий включает совокупность знаний о профессии, профессиональной деятельности, профессиональных ценностях, профессиональной направленности; информированность о профессионально важных качествах морского специалиста; способность личности применять полученные знания на практике; профессионально логически и критически мыслить.

Мотивационно-аксиологический критерий оценки формирования профессиональной направленности связан с наличием у курсантов совокупности профессиональных ценностей, сформированного мировоззрения, положительного профессионального поведения [7]. Критерий включает: признание профессиональных ценностей, в том числе и морской профессии как важнейшей ценности; наличие сформированных учебно-познавательных и профессиональных мотивов к получению новых знаний о морской профессии, профессиональной направленности, профессиональных ценностях; осознание необходимости профессиональной направленности для будущей профессиональной деятельности на судах морского транспорта; потребность в повышении уровня профессиональной компетентности.

Деятельностный критерий оценки формирования профессиональной направленности связан с формированием рефлексивного отношения к профессиональным знаниям и ценностям, к собственной учебно-познавательной деятельности, к себе как субъекту деятельности [7]. Критерий включает способность профессионально мыслить, логично и обдуманно принимать решения в повседневной, аварийной и чрезвычайной ситуациях, умение предвидеть обстановку, оперативно и аргументировано предлагать нестандартные и конструктивные решения, ответственно и добросовестно относиться к деятельности, проявлять разумную инициативу, быть примером в соблюдении режима работы, мер техники безопасности.

Выделенные критерии рассматриваются нами в их единстве и взаимосвязи. Их ценность заключается в том, что они содействуют самообразованию курсантов, накоплению определенного опыта.

В настоящем исследовании определены традиционные уровни профессиональной направленности: высокий (знания, навыки и умения, представления о будущей профессиональной деятельности высокие; сформированы профес-

сиональные идеалы и профессиональное мировоззрение); средний (профессиональные склонности осознаются и проявляются; знания, навыки и умения, представления о будущей профессиональной деятельности средние); низкий (имеется желание овладеть морской профессией, однако знания, навыки и умения, представления о будущей профессиональной деятельности фрагментарны).

Результат - выпускник морского вуза, специалист морского транспорта со сформированной профессиональной направленностью, готовый к успешной деятельности на отечественных судах.

Библиографический список

Разработанная модель формирования профессиональной направленности у курсанта морского вуза на основе аксиологического подхода обеспечивает целенаправленный и результативный процесс достижения её высокого уровня. Настоящая модель есть педагогическая система, обладающая всеми системными признаками (целостностью, согласованностью, структурными компонентами, взаимосвязью, иерархичностью, наличием системообразующего фактора, множественностью описания).

Сконструированная модель позволяет осуществлять проверку и коррекцию педагогического процесса, внесение необходимых изменений.

1. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Томилин А.Н. Конвенционная подготовка курсантов морского вуза: состояние, проблемы, перспективы. Сборник статей I Международной научно-практической конференции. Ставрополь: Логос, 2017.

3. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, 2010.

4. Муравьев ГВ. Комплексное сопровождение формирования профессиональной направленности курсантов в условиях морского вуза. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2018.

5. Земцова В.И., Швалева А.В. Теория и практика развития профессиональной направленности личности студентов технических специальностей. Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 10: 75 - 81.

6. Дубовицкая Т.Д. Диагностика уровня профессиональной направленности студентов. Психологическая наука и образование. 2004; № 2: 82 - 86.

7. Гильмеева РХ. Интегративная модель реализации ФГОС в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода. Вестник Казанского государственного университета культуры и искусства. 2015; № 2-1: 58 - 61.

References

1. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 N 273-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174

2. Tomilin A.N. Konvencionnaya podgotovka kursantov morskogo vuza: sostoyanie, problemy, perspektivy. Sbornik statej I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Stavropol': Logos, 2017.

3. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: MGA imeni admirala F.F. Ushakova, 2010.

4. Murav'ev G.V. Kompleksnoe soprovozhdenie formirovaniya professional'noj napravlennosti kursantov v usloviyah morskogo vuza. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2018.

5. Zemcova V.l., Shvaleva A.V. Teoriya i praktika razvitiya professional'noj napravlennosti lichnosti studentov tehnicheskih special'nostej. VestnikOrenburgskogogosudarstvennogo universiteta. 2006. № 10: 75 - 81.

6. Dubovickaya T.D. Diagnostika urovnya professional'noj napravlennosti studentov. Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2004; № 2: 82 - 86.

7. Gil'meeva R.H. Integrativnaya model' realizacii FGOS v processe gumanitarnoj podgotovki na osnove proektno-celevogo podhoda. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta ku'tury i iskusstva. 2015; № 2-1: 58 - 61.

Статья поступила в редакцию 10.01.20

УДК 378.16

Bezmenova L.E., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: bezmenova.larisa@mail.ru

Stepanova A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Orenburg State Pedagogical University (Orenburg, Russia), E-mail: ansvs@bk.ru

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE STRUCTURAL AND CONTENT ASPECT OF TEXTBOOKS ON PRACTICAL ENGLISH GRAMMAR OF RUSSIAN AND ENGLISH-SPEAKING AUTHORS. The article provides a comparative analysis of the presentation of grammatical material in textbooks on practical grammar of the English language of Russian and foreign authors on the material of the topic "Modal verbs". The differences in the structure of grammatical material, content, volume, terminology are revealed. The textbooks present a different number of modal verbs, different views of the set of grammatical meanings, there is no terminological uniformity. The advantages of foreign textbooks include authenticity and compliance with international standards, but they do not always correspond to the declared level of complexity, do not rely on knowledge of the native language. Russian textbooks are characterized by academic presentation of the material, reliance on the native language, but they are sometimes terminologically overloaded, illustrative material is not always a good example of modern English. We come to the conclusion that it is necessary to create a universal textbook on the discipline, which will follow the traditions of domestic authors, maintaining the academic and scientific presentation, and meet the international standard of higher education.

Key words: English language, grammatical competence, textbook, modal verbs, authenticity.

Л.Э. Безменоеа, канд. филол. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: bezmenova.larisa@mail.ru

А.В. Степанова, канд. филол. наук, доц., Оренбургский государственный педагогический университет, г. Оренбург, E-mail: ansvs@bk.ru

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И АНГЛОЯЗЫЧНЫХ АВТОРОВ

В статье проводится сопоставительный анализ подачи теоретического материала в учебниках по практической грамматике английского языка отечественных и зарубежных авторов на материале темы «Модальные глаголы». Выделяются отличия в структуризации грамматического материала, содержании, объеме, терминологии. В учебниках представлено разное количество модальных глаголов, по-разному видится набор их грамматических значений, отсутствует терминологическое единообразие. К достоинствам зарубежных учебников относим аутентичность и соответствие международным стандартам, однако они не всегда соответствуют заявленному уровню сложности, не опираются на знания родного языка. Отечественным учебникам свойственна академичность изложения, опора на родной язык, но они терминологически перегружены, иллюстративный материал не всегда является хорошим образцом современного английского языка. Делается вывод о необходимости создания универсального учебника по дисциплине, который будет следовать традициям отечественных авторов, сохраняя академичность и научность изложения, и соответствовать международным стандартом высшего образования.

Ключевые слова: английский язык, грамматическая компетенция, учебник, модальные глаголы, аутентичность.

В государственных документах говорится о необходимости повышения качества подготовки педагогических кадров, так как успешное решение проблем обучения и воспитания подрастающего поколения во многом зависит от профессиональных знаний будущих учителей.

Важным аспектом подготовки выпускника высшего учебного заведения языковой специальности является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Успешное развитие последней невозможно без сформированно-сти всех ее базовых компонентов, одним из которых является грамматическая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.