Научная статья на тему 'СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ'

СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитательно-патриотическая деятельность / метод / патриотическое воспитание / патриотизм / Отечество / стимул / стимулирование / учащаяся молодежь / educational and patriotic activity / method / patriotic education / patriotism / fatherland / incentive / stimulation / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Н. Томилин, С.Н. Томилина, Н.Е. Хекерт

Предлагаемая статья посвящена раскрытию сущностных основ применения возможностей стимулирования в патриотическом воспитании учащейся молодежи. Цель публикации – довести до широкой научной общественности сущностные основы использования метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью. При разработке настоящей темы применена совокупность методов, в числе которых отбор и изучение научной литературы, теоретический анализ, синтез, обобщение опыта патриотического воспитания, беседы, опрос. Приводятся факторы, обусловливающие актуальность рассматриваемой темы, авторское видение термина «стимулирование учащейся молодежи к воспитательно-патриотической деятельности», раскрывающие сущность рассматриваемого феномена, выделены функции стимулирования, определены конкретные методы стимулирования, применяемые в практике патриотического воспитания в вузе, механизм реализации, условия их эффективности и результат. Конструктивное применение стимулирования в процессе патриотического воспитания в вузе позволит повысить интерес учащейся молодежи, привлечь юношей и девушек к активному участию в воспитательно-патриотической деятельности, что положительно скажется на результатах патриотического воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов морского транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STIMULATION AS THE MOST IMPORTANT METHOD OF ACTIVATING EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDENTS

The proposed article discloses the essential foundations of the use of incentive opportunities in the patriotic education of students. The purpose of the publication is to bring to the general scientific community the essential foundations of the use of the method of stimulation in educational and patriotic activities with students. When developing this topic, a set of methods is used, including: selection and study of scientific literature, theoretical analysis, synthesis, generalization of the experience of patriotic education, conversations, and a survey. The factors determining the relevance of the topic under consideration are given, the authors’ vision of the term “stimulating students to educational and patriotic activities” revealing the essence of the phenomenon under consideration, the functions of stimulation are highlighted, specific methods of stimulation used in the practice of patriotic education at a university, the mechanism of implementation, the conditions of their effectiveness and the result are determined. Constructive use of incentives in the process of patriotic education at the university will increase the interest of young students, attract young men and women to actively participate in educational and patriotic activities, which will have a positive impact on the results of patriotic education and professional training of future maritime transport specialists.

Текст научной работы на тему «СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ»

готовленной монологической речи и неподготовленной диалогической речи): 1) учителем создается группа в VK; 2) ученики офлайн проводят опрос родителей/родственников/друзей по заданной теме; 3) записывают монолог-репортаж по собранной информации на иностранном языке и выкладывают в группу; 4) учитель формирует пары учеников для просмотра и обсуждения просмотренного репортажа онлайн; 5) контроль над выполнением задания учителем и анализ работы учеников.

3. Экскурсия онлайн (модуль «Музеи», «Искусство», нацелена на развитие и восприятие монологической речи, требует серьезной лингвистической подготовки): 1) просмотр онлайн-экскурсии по музею с предварительно подготовленной лексикой по теме; 2) выбор зала и распределение залов для парной работы; 3) подготовка учениками онлайн-экскурсии по определенному залу; 4) озвучание онлайн-экскурсии по залу или по нескольким экспонатам на иностранном языке с параллельным видеорядом; 5) вопросно-ответная групповая работа по просмотренной экскурсии с уточнением информации по экспонатам; 6) контроль над выполнением задания учителем и анализ работы учеников .

4. Интерактивная экскурсия на платформе Яндекс.Карты или Google Maps (модуль «Родной город», «Путешествие», «Искусство», позволяет изучить иноязычные соответствия реалиям родной культуры, применить знания о родном городе в виде монологического высказывания в ходе экскурсии и развить вопросно-ответную форму коммуникации): 1) работа с лексикой по достопримечательностям родного города; 2) распределение достопримечательностей по

Библиографический список

парам; 3) составление маршрута и текста экскурсии; 4) проведение онлайн-экс-курсии с помощью онлайн-сервиса с передвижением по карте города; 5) вопросно-ответный блок по прослушанной информации; 6) анализ выполнения задания учителем.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что иммерсивный подход в обучении иностранному языку имеет довольно много преимуществ: высокая мотивация к обучению благодаря аутентичности и наглядности контента; регулярная и последовательная коммуникация учителя и учеников на иностранном языке, коллаборативность, то есть групповая деятельность учащихся; индивидуализация и дифференциация процесса обучения; раскрытие творческого потенциала личности. Помимо всего вышеперечисленного, иммерсивный подход также обеспечивает эффект погружения в культурно-языковую среду вследствие чего происходит полная изоляция от русского языка; учащиеся получают возможность оказаться в естественных условиях овладения иностранным языком в различных ситуациях общения, также обеспечивается коммуникативная направленность данного метода, развитие навыков письменного и устного общения.

Разработка иммерсивной методики с привлечением новых технических средств имеет огромный обучающий потенциал, поскольку благодаря иммер-сивному подходу учащиеся получают возможность добиться больших успехов и результатов в овладении коммуникативной иноязычной компетенцией, а также сделать сам процесс изучения языка более интересным, познавательным и прак-тико-ориентированным.

1. Айснер Л.Ю. Формирование нового подхода к обучению: роль новых образовательных технологий. Образование и проблемы развития общества. 2021; № 4: 10-21.

2. Федоренко О.А. Инновационные интерактивные технологии обучения иностранному языку в условиях иммерсивной образовательной среды. Непрерывное образование: теория и практика реализации. 2018: 119-122.

3. Архипова М.В., Жирнова О.Р, Шутова Н.В., Мешкова Г.А. Особенности использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. Мир науки. Педагогика и психология. 2021; Т. 9, № 4: 1-17.

4. Степанова А.В., Шарыпов С.Ю. Аксиологический аспект интернет-комментариев к фильмам. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020; № 4: 130-134.

5. Иванова Л.Б. Актуальность использования интернет-ресурсов в обучении иностранному языку. 2014: 80-82. References

1. Ajsner L.Yu. Formirovanie novogo podhoda k obucheniyu: rol' novyh obrazovatel'nyh tehnologij. Obrazovanie i problemy razvitiya obschestva. 2021; № 4: 10-21.

2. Fedorenko O.A. Innovacionnye interaktivnye tehnologii obucheniya inostrannomu yazyku v usloviyah immersivnoj obrazovatel'noj sredy. Nepreryvnoe obrazovanie: teoriya i praktika realizacii. 2018: 119-122.

3. Arhipova M.V., Zhirnova O.R., Shutova N.V., Meshkova G.A. Osobennosti ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. Mirnauki. Pedagogika ipsihologiya. 2021; T. 9, № 4: 1-17.

4. Stepanova A.V., Sharypov S.Yu. Aksiologicheskij aspekt internet-kommentariev k fil'mam. Mezhdunarodnyjzhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020; № 4: 130-134.

5. Ivanova L.B. Aktual'nost' ispol'zovaniya internet-resursov v obuchenii inostrannomu yazyku. 2014: 80-82.

Статья поступила в редакцию 09.11.22

УДК 378.01

Tomilin A.N., Professor, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Tomilina S.N., senior lecturer, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

Hekert N.E., postgraduate, Admiral F.F. Ushakov State Maritime University (Novorossiysk, Russia), E-mail: mail@nsma.ru

STIMULATION AS THE MOST IMPORTANT METHOD OF ACTIVATING EDUCATIONAL AND PATRIOTIC ACTIVITIES WITH STUDENTS. The proposed article discloses the essential foundations of the use of incentive opportunities in the patriotic education of students. The purpose of the publication is to bring to the general scientific community the essential foundations of the use of the method of stimulation in educational and patriotic activities with students. When developing this topic, a set of methods is used, including: selection and study of scientific literature, theoretical analysis, synthesis, generalization of the experience of patriotic education, conversations, and a survey. The factors determining the relevance of the topic under consideration are given, the authors' vision of the term "stimulating students to educational and patriotic activities" revealing the essence of the phenomenon under consideration, the functions of stimulation are highlighted, specific methods of stimulation used in the practice of patriotic education at a university, the mechanism of implementation, the conditions of their effectiveness and the result are determined. Constructive use of incentives in the process of patriotic education at the university will increase the interest of young students, attract young men and women to actively participate in educational and patriotic activities, which will have a positive impact on the results of patriotic education and professional training of future maritime transport specialists.

Key words: educational and patriotic activity, method, patriotic education, patriotism, fatherland, incentive, stimulation, student youth.

А.Н. Томилин, проф., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

С.Н. Томилина, доц., Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail: mail@nsma.ru

Н.Е. Хекерт, аспирант, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск, E-mail:mail@nsma.ru

СТИМУЛИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ МЕТОД АКТИВИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖЬЮ

Предлагаемая статья посвящена раскрытию сущностных основ применения возможностей стимулирования в патриотическом воспитании учащейся молодежи. Цель публикации - довести до широкой научной общественности сущностные основы использования метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью. При разработке настоящей темы применена совокупность методов, в числе которых отбор и изучение научной литературы, теоретический анализ, синтез, обобщение опыта патриотического воспитания, беседы, опрос. Приводятся факторы, обусловливающие актуальность рассматриваемой темы, авторское видение термина «стимулирование учащейся молодежи к воспитательно-патриотической деятель-

ности», раскрывающие сущность рассматриваемого феномена, выделены функции стимулирования, определены конкретные методы стимулирования, применяемые в практике патриотического воспитания в вузе, механизм реализации, условия их эффективности и результат. Конструктивное применение стимулирования в процессе патриотического воспитания в вузе позволит повысить интерес учащейся молодежи, привлечь юношей и девушек к активному участию в воспитательно-патриотической деятельности, что положительно скажется на результатах патриотического воспитания и профессиональной подготовки будущих специалистов морского транспорта.

Ключевые слова: воспитательно-патриотическая деятельность, метод, патриотическое воспитание, патриотизм, Отечество, стимул, стимулирование, учащаяся молодежь.

Патриотизм - это одно из наиболее ярких, древних, глубоких чувств и личностных качеств россиян [1]. В нашей стране данный феномен отличается от иного патриотизма особым духовным наполнением, глубинностью, нравственной красотой, соборностью, исполинской силой и невидимой преданностью государству, стране, народу России, вплоть до самопожертвования в бою ради достижения победы над ненавистным врагом-захватчиком. И как бы ни пытались внешние враги, агенты влияния, лжепатриоты, вероотступники и ренегаты, под какими бы они «одеждами не рядились», им никогда не удастся ниспровергнуть российский патриотизм. Россияне любят свою страну, её сложную судьбу и историю, её просторы и природу, её культуру и традиции, потому что здесь мы родились, здесь дышится по-особому свободно.

Патриотизм личности, группы и народа формируется в процессе длительной, целенаправленной, логически выстроенной и последовательной воспитательно-патриотической деятельности. Она начинается в семье, с рождения будущего патриота. Длится всю жизнь, углубляясь, расширяясь и совершенствуясь.

Анализ практики патриотического воспитания показывает, что учащаяся молодежь наиболее активно, конструктивно и инициативно участвует в мероприятиях воспитательно-патриотической деятельности, где преподавателями и воспитателями умело используются возможности стимулирования.

Опрос организаторов воспитательно-патриотической деятельности в ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова показал, что 44% из них не всегда применяют в проводимой работе возможности стимулирования. В то же время 58% курсантов заявили, что они не слышали о такой практике, как стимулирование активности их участия в воспитательной работе патриотической направленности.

К факторам, подтверждающим актуальность рассматриваемой темы, относятся:

- возрастание роли и значения стимулирования в практике воспитательно-патриотической деятельности;

- потребность в основательном анализе теории и практики патриотического воспитания, опыта применения возможностей стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности, что позволит определить новые пути повышения интереса учащейся молодежи к патриотизму и патриотическому воспитанию;

- необходимость совершенствования патриотического воспитания граждан России, в том числе учащейся молодежи, в интересах воспитания настоящих патриотов Отечества, для которых интересы государства первостепенны, которые не будут уклоняться от призыва на фронт и покидать свою Родину в минуты опасности;

- акцентирование внимания организаторов воспитательно-патриотической деятельности, преподавательского состава на стимулирование и его колоссальных возможностях в работе с учащейся молодежью.

Следовательно, проблема применения возможностей стимулирования учащейся молодежи в патриотическом воспитании актуальна и требует соответствующего исследования.

Цель исследования: разработать сущностные основы применения возможностей стимулирования в интересах активизации воспитательно-патриотической деятельности и повышения активности учащейся молодежи морского вуза в её осуществлении. Достижение намеченной цели требует решения следующих задач:

- уточнение сущности понятия «стимулирование»;

- разработка авторского видения сущности термина «стимулирование учащейся молодежи к воспитательно-патриотической деятельности»;

- определение возможностей применения конкретных видов стимулирования (поощрение, соревнование, наказание) в практике воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью;

- предложение путей улучшения практики использования метода стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности с учащейся молодежью.

Научная новизна заключается в том, что авторами предложена идея творческого применения возможностей стимулирования активности и деятельного участия учащейся молодежи в ВПД.

Теоретическая значимость состоит в уточнении термина «стимулирование учащейся молодежи к воспитательно-патриотической деятельности», раскрытии сущностных основ стимулирования.

Практическая значимость обеспечивается широкой возможностью применения разработанных основ в практике ВПД отечественных высших и средних учебных заведений.

Понятие «стимулирование» происходит от латинского слова «stimulus» -стимул. В древние времена стимулом называли остроконечную палку, которая применялась для подталкивания, поторапливания животных, побуждения их к движению или действию.

Проблематику стимулирования в отечественной педагогике рассматривали Ю.К Бабанский, Л.Ю. Гордин, З.И. Равкин, ГИ. Щукина и др., трактующие стимулирование как некую меру внешнего воздействия на личности, способствующего развитию мотивации, активности и деловых качеств воспитанника.

В последние годы наблюдается внимание молодых исследователей к стимулированию как к одному из важнейших педагогических условий активизации патриотического воспитания (М.Ю. Корнилова (2017), А.А. Мирзаев (2018), М.А. Егоров (2020) и др.); развития лидерских качеств личности (О.В. Фомичева (2013), ГП. Писаренко (2017) и др.); формирования профессиональной направленности курсантов (О.Н. Касьянов (2017), ГВ. Муравьев (2018) и др.).

Вместе с тем тема стимулирования учащейся молодежи к воспитательно-патриотической деятельности (ВПД) в прямой постановке не исследовалась, что требует соответствующего изучения.

Сущность педагогического стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности

Современная педагогическая практика немыслима без применения метода стимулирования. Отечественные педагоги и психологи стоят на позиции, что стимулирование оказывает существенное влияние на развитие мотивации воспитанников как в интересах повышения эффективности обучения, так и их воспитания.

Рассмотрим взгляды ученых на сущность понятия «стимулирование».

По мнению З.И. Равкина, педагогическое стимулирование есть «процесс активизации личностных внутренних движущих сил человека с помощью внешних, обособленных средств побуждения» [2]. Л.Ю. Гордин исходит из понимания сути термина «стимул» как «особых побудителей деятельности и активности учащегося» [3]. Ю.К. Бабанский придерживался точки зрения, что применение методов стимулирования в обучении и воспитании обеспечивают развитие мотивации у учащихся к учебно-воспитательной деятельности, способствуют формированию познавательного интереса, созданию ситуации успеха, являются основой повышения эффективности и результативности педагогической деятельности [4].

В.А. Сластенин полагает, что стимулирование есть деятельность, заключающаяся в побуждении воспитанника к мысли, чувству, действию [5, с. 281].

Современные исследователи (ГВ. Муравьев [6], М.Ю. Вовк [7], А.Н. Томи-лин [8] и др.) понимают стимулирование как определенное воздействие на мотивацию учащейся молодежи, проводимое целенаправленно и логически последовательно, побуждающее их к эффективной и качественной работе (учебной, воспитательной, общественной, волонтерской и др.) и направленное на успешное достижение обозначенной цели в учебе, воспитании, поведении, общественной работе.

Следовательно, можем заключить, что:

- стимулирование (педагогическое) есть продуманный и организованный процесс умелого применения определенных средств (стимулов), обеспечивающих активизацию личностных внутренних движущих сил человека;

- под термином «стимулирование учащейся молодежи к воспитательно-патриотической деятельности» понимается целенаправленный процесс конструктивно-творческого применения всего комплекса педагогических стимулов, которые не только подчеркивают одобрение и поддержку со стороны преподавателя (воспитателя) деятельности воспитанника в сфере патриотизма и патриотического воспитания, но и положительно влияют на него, активизируя, побуждая и направляя его усилия на дальнейшее повышение результативности по формированию себя как гражданина, верного патриота, компетентного специалиста, надежного защитника России.

Цель применения методов стимулирования в ВПД - активизация участия учащейся молодежи в патриотическом воспитании, повышение уровня их патриотизма.

Задачи преподавателя (воспитателя):

- совершенствование своих знаний в сфере применения метода стимулирования;

- изучение передового опыта педагогического стимулирования учебно-воспитательной и патриотической деятельности;

- критическое осмысление своей практики использования потенциала в

ВПД;

- правильный выбор форм стимулирования;

- учет индивидуальности курсанта (студента);

- верная эмоциональная направленность и продуманная дозировка;

- опора на коллектив и его мнение;

- закрепление положительного поведения, активности в ВПД;

- формирование и развитие положительной мотивации участия в ВПД;

- профилактика негативных проявлений, высказываний, поступков.

Специфика методов педагогического стимулирования заключаются в следующем:

- они воздействуют на мотивационную сферу воспитанника;

- побуждают учащуюся молодежь к активности, энергичности, творчеству;

- способствуют развитию мотивации в ВПД;

- помогают личности выработать умение оценить свою деятельность, жизненную позицию и поведение, уяснение смысла своего существования и жизни;

- их базис (психолого-педагогический) - побуждение и принуждение.

При выборе педагогических стимулов, применяемых в ВПД, следует руководствоваться следующими положениями:

- учет конкретной педагогической ситуации и конкретных направлений ВПД (государственно-патриотическое, историко-патриотическое, героико-патри-отическое, военно-патриотическое, спортивно-патриотическое и др.);

- учет уровня интеллектуального и психологического развития воспитанников, их социального опыта, индивидуальных качеств и способностей, потребностей и интересов;

- каждый стимул должен содействовать активности, инициативности и деловитости учащейся молодежи в ВПД;

- применяемый стимул строго индивидуален, т. к. может оказать разно-полярное воздействие на личность - одни способствуют активности учащейся молодежи, другие тормозят их участие и действия;

- способствовать формированию здоровой морально-нравственной атмосферы в коллективе учебной группы, необходимого эмоционального заряда настроя (эмоции способствуют проявлению реакции учащейся молодежи на разнообразные способы педагогического воздействия);

- обеспечивать необходимое направление ВПД и её качественную реализацию.

Основными требованиями к педагогическим стимулам, применяемым в ВПД, являются:

- соответствие современному педагогическому процессу;

- обеспечение выполнения целевого назначения ВПД;

- развитие мотивации учащейся молодежи к активному участию в ВПД.

Функции стимулирования в воспитательно-патриотической деятельности

Метод стимулирования в ВПД выполняет следующие функции [9]:

- воспитательную (способствует формированию у воспитанника высоких духовно-нравственных и морально-волевых качеств, потребных для воинской службы и защиты интересов России в мирное и военное время, выработки чувства долга, законопослушности, ответственности, готовности выполнить конституционный долг);

- развивающую (оказывает содействие гармоничному и разностороннему развитию воспитанника как патриота, его основательной подготовке к повседневной и профессиональной деятельности, готовности к службе в Вооруженных силах РФ);

- мобилизующую (содействует концентрации воспитанника на решение поставленных задач ВПД);

- направляющую (обеспечивает устремленность деятельности воспитанника в конкретное русло, потребное для ВПД, его формирование как гражданина-патриота, компетентного профессионала, мастера своего дела, подлинного защитника России);

- побуждающую (подвигает воспитанника к активному, инициативному и творческому участию в ВПД);

- активизирующую (призывает к активному участию воспитанника в

ВПД);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- корректирующую (помогает в устранении имеющихся недостатков и недоработок в формировании себя как патриота и защитника современной России);

- преобразующую (формирует стремление к оперативному достижению намеченных целей и задач ВПД, преобразованию практики воспитательной работы, саморазвитию и самовоспитанию).

Методы педагогического стимулирования

В педагогике встречаются различные авторские классификации методов стимулирования.

Так, Ю.К Бабанский в группу методов стимулирования и мотивации учения включил следующие методы: а) интерес к учению (разъяснение, учебные дискуссии, познавательные игры, создании ситуации успеха в учении, поощрение, порицание); б) долг и ответственность в учении (убеждение, предъявление требований, упражнение, поощрение и наказание воспитанника). ПИ. Щукина предложила применять три основных метода стимулирования поведения и деятельности - поощрение, наказание, соревнование [10]. В.А. Сластенин относит к методам стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности следующие: соревнование, сюжетно-ролевые игры, поощрение, наказание. Н. Афонина выделяет такие разновидности педагогических методов стимулирования, как поощрение, наказание, соревнование и субъективно-прагматический.

Исходя из цели ВПД - формирование высоко уровня патриотизма у учащейся молодежи, к стержневым методам стимулирования мы относим поощрение, соревнование, наказание. Рассмотрим их содержание:

1. Поощрение (позволяет выразить положительную оценку действий и поведения воспитанников, а также закрепить положительные навыки, образцовое поведение). Формами поощрения являются похвала, одобрение, ободрение, благодарность, награждение (грамота, ценный подарок, памятный сувенир, нагрудный знак и др.).

2. Соревнование (развивает положительные навыки соперничества и приоритета в процессе ВПД, содействует формированию высоких патриотических качеств).

3. Общественное мнение (позволяет реализовать воспитательные функции, способствует развитию общественной активности и товарищеской солидарности курсантского коллектива, стимулированию общественно полезной деятельности членов учебной группы, курсантской роты).

4. Наказание (направлено на своевременное предупреждение нежелательных поступков, негативных действий и высказываний, формирование уважения к своим товарищам, друзьям, преподавателям, взрослым людям, ветеранам). К наиболее положительно зарекомендовавшим себя видам наказания относятся следующие: назидательная беседа, порицание, замечание, наложение дополнительных обязанностей, лишение или ограничение прав, выражение морального порицания, осуждение коллег, выговор и др.

Механизм применения метода стимулирования в ВПД предусматривает включение следующих приемов: придание ВПД привлекательности, формирование интереса к идее патриотизма и ВПД; использование педагогической ситуации; одобрение достигнутого успеха; обращение к самолюбию воспитанника; поддержка соперничества; использование намерений; учет интересов и склонностей; доброжелательная критика; показ последствий поступков.

В практике ВПД применяются следующие пути стимулирования [9]:

- непосредственный (требует применения средств, воздействующих на активизацию деятельности воспитанников, способствует развитию патриотического интереса, увлечений, желаний, формирования патриотических качеств учащейся молодежи, навыков и умений ВПД. Выбор совокупности стимулов зависит от намеченной цели и необходимости её достижения);

- опосредованный (призывает к выбору и использованию стимулов, соответствующих целям, расположенным за пределами ВПД. В таких ситуациях воспитанники выполняют различные действия, не вполне соответствующие их желаниям и потребностям. Причины этого расположены в сфере интересов воспитанников и содействуют достижению определенной цели);

- перспективный (применяемые стимулы ориентированы на будущее достижение целей ВПД).

Ключевыми условиями применения метода поощрения являются:

- обеспечение объективности, справедливости и соответствия выбранной формы поощрения подлинным заслугам курсанта в учебе, воспитании и общественной работе;

- влияние поощрения на учебно-воспитательную деятельность и поведение курсанта;

- гласность поощрения, его обнародование;

- учет морально-психологических и индивидуальных особенностей курсанта;

- продуманный выбор каждого поощрения, строгое соблюдение меры соответствия поощрения заслугам и поступкам курсанта;

- поддержка поощрения членами курсантского коллектива, студенческого совета, опора на общественное мнение курсантской роты, учебной группы.

Метод соревнования реализуется при условии:

- установления конкретных временных, оценочных, разноуровневых критериев выполнения заданий (качественного оформления конспектов лекций, практических и лабораторных занятий; своевременного выполнения контрольных и курсовых работ; активности на семинарах, дистанционных занятиях и др.);

- оказания разнообразной помощи и поддержки коллегам, у которых более низкий балл по рейтингу на курсе, пропускающим занятия, не участвующим в учебном процессе, общественной и волонтерской работе;

- заблаговременного информирования о поощрении победителя (за активное и инициативное участие в воспитательных мероприятиях университета, систематическое выступление на научно-практической конференции, качественную подготовку презентации и др.).

Реализация такого вида педагогического стимулирования, как общественное мнение, предусматривает соблюдение следующих условий:

- своевременное создание здорового морально-нравственного общественного мнения в коллективе учебной группы и курсантской роты;

- решительная борьба с проявлениями круговой поруки, обмана, сокрытия нарушителей дисциплины, учебного процесса в курсантском коллективе;

- воспитание у учащейся молодежи принципиальности к оценке отношения к учебно-воспитательной и общественной работе, поступков и действий своих коллег;

- своевременное педагогическое влияние на оценочные суждения курсантов по всему спектру обучения в вузе, проведение дистанционного обучения, стимулирование активности и др.;

- систематическая работа с активом курсантского подразделения (старшиной роты, старшинами групп, членами курсантских советов и др.);

Применение наказания предусматривает соблюдение следующих условий:

- не следует торопиться наказывать;

- сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива;

- не рекомендуются коллективные наказания;

- наказания будет действенным, когда оно понятно курсанту, и он считает его справедливым;

- нельзя оскорблять курсанта;

- основа - конфликтная ситуация;

- следует применять в комплексе с другими методами.

Следовательно, основными условиями обеспечения эффективности метода стимулирования являются:

- конструирование отношений с учащейся молодежи на основе принципов гуманизма, разумности, доверительности;

- всесторонняя оценка педагогической ситуации, выбор потребных видов стимулирования;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащейся молодежи;

- проявление педагогического такта и внимания к воспитанникам;

Библиографический список

- формирование позитивной мотивации поведения;

- своевременное пресечение негативных поступков, активизация профилактической работы.

Планируемый результат применения метода стимулирования в ВПД - повышение интереса учащейся молодежи к патриотическому воспитанию, проводимому в вузе, активизация их участие в воспитательной работе патриотической направленности, проводимых акциях, поисковой и волонтерской работе, что обеспечит формирование развитых патриотических качеств и твердой патриотической убежденности у каждого юноши и девушки.

Таким образом, формирование патриотизма у учащейся молодежи в современных условиях является важной и актуальной педагогической задачей. Ее решение требует от руководителей, преподавателей и общественных структур вузов поиска новых форм и методов работы. Умелое применение метода стимулирования даст новый импульс проводимой ВПД, позволит привлечь внимание и зародить интерес у молодежи к ней, что, в свою очередь, отразится на её активности, инициативности, деловитости, ответственности и добросовестности при подготовке и проведении разнообразных мероприятий патриотической направленности. Результатом такой активности станет высокий уровень патриотизма студентов и курсантов.

1. Томилина С.Н. Концепция и стратегии государственно-патриотического воспитания учащейся молодежи: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2018.

2. Равкин З.И. Стимулирование как педагогический процесс. Проблемы педагогического стимулирования и методологии исследований истории советской школы. Йошкар-Ола: МГПИ, 1972.

3. Гордин Л.Ю. Методологические проблемы педагогического стимулирования. Советская педагогика. 1979; № 12: 72-79.

4. Бабанский Ю.К. Методы стимулирования учебной деятельности школьников. Советская педагогика. 1980; № 3: 99-106.

5. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2013.

6. Муравьев Г.В., Томилин А.Н. Программно-диагностическое сопровождение процесса формирования профессиональной направленности у курсантов морского вуза: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2020.

7. Вовк М.Ю. Патриотическое воспитание курсантов морского вуза на традициях города-героя: монография. Новороссийск: РИО ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова, 2021.

8. Афонина Н. Метод стимулирования в педагогике. Available at: https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_stimulirovaniya_v_pedagogike/

9. Томилин А.Н. Военно-педагогическая теория и практика формирования и развития профессиональной направленности офицера-воспитателя: монография. Новороссийск: РИО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова», 2010.

10. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Москва: Просвещение, 1989.

References

1. Tomilina S.N. Koncepciya istrategii gosudarstvenno-patrioticheskogo vospitaniya uchaschejsya molodezhi: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2018.

2. Ravkin Z.I. Stimulirovanie kak pedagogicheskij process. Problemypedagogicheskogostimulirovaniya imetodologiiissledovanijistoriisovetskojshkoly. Joshkar-Ola: MGPI, 1972.

3. Gordin L.Yu. Metodologicheskie problemy pedagogicheskogo stimulirovaniya. Sovetskaya pedagogika. 1979; № 12: 72-79.

4. Babanskij Yu.K. Metody stimulirovaniya uchebnoj deyatel'nosti shkol'nikov. Sovetskaya pedagogika. 1980; № 3: 99-106.

5. Slastenin V.A., Isaev I.F., Shiyanov E.N. Pedagogika: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr "Akademiya", 2013.

6. Murav'ev G.V., Tomilin A.N. Programmno-diagnosticheskoe soprovozhdenie processa formirovaniya professional'noj napravlennosti u kursantov morskogo vuza: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2020.

7. Vovk M.Yu. Patrioticheskoe vospitanie kursantov morskogo vuza na tradiciyah goroda-geroya: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2021.

8. Afonina N. Metod stimulirovaniya v pedagogike. Available at: https://spravochnick.ru/pedagogika/metod_stimulirovaniya_v_pedagogike/

9. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i prakiika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.

10. Schukina G.I. Akiivizaciya poznavatel'nojdeyatel'nosti uchaschihsya v uchebnomprocesse. Moskva: Prosveschenie, 1989.

Статья поступила в редакцию 09.11.22

УДК 378.14:372.881.1

Torubarova I.I., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Foreign Languages Department, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: torubarova69@mail.ru, ORCID id: https://orcid.org/0000-0002-6712-1865

Stebletsova A.O., Doctor of Sciences (Philology), Senior Lecturer, Head of Foreign Languages Department, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: annastebl@mail.ru, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0002-4682-4887

Karpova A.V., Cand. of Sciences (Medicine), Head of International Institute of Medical Education and Cooperation, Vice-Rector for International Development; senior lecturer, Department of Normal Physiology, N.N. Burdenko Voronezh State Medical University (Voronezh, Russia), E-mail: anna_v_karpova@mail.ru, ORCID iD: https://orcid.org/0000-0001-9551-6381

FOREIGN LANGUAGE IN MEDICAL UNIVERSITY IN THE CONTEXT OF FSES 3++: STUDENTS' READINESS FOR INDEPENDENT WORK. The article highlights the issue of readiness of medical university students for independent work in the context of novel state educational standards (FSES 3++). It is noted that in conditions of optimization of the teaching load, which is expressed in the redistribution of the number of contact hours and hours for independent work, development of students' skills in independent work, including those in the discipline "foreign language", are tasks of primary significance. According to the authors of the article, this is the aim of the new system of teaching foreign languages at Burdenko Voronezh State Medical University. The study performed allows detecting challenges that arise when students learn foreign languages, the level of students' readiness for independent work; giving recommendations and perspectives for successful development of universal competencies "self-organization" and "self-development".

Key words: foreign language, medical university, educational standards, independent work.

И.И. Торубарова, канд. филол. наук, доц., ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, E-mail: torubarova69@mail.ru

А.О. Стеблецова, д-р филол. наук, доц., зав. каф. иностранных языков ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, E-mail: annastebl@mail.ru

А.В. Карпова, канд. мед. наук, доц., рук. Международного института медицинского образования и сотрудничества, проректор по международной деятельности, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко», г. Воронеж, E-mail: anna_v_karpova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.