Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ПЕРСОНОФИЦИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ / БИОГРАФИЯ УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГОВ / КЕЙС / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Матчинов Виталий Анатольевич, Полозова Елизавета Владимировна

В статье рассматривается проблема формирования представлений о профессиональном идеале у будущих учителей. Анализируются результаты опроса, проведенного среди студентов будущих учителей КГУ им. К.Э. Циолковского. В статье приводятся педагогические условия, способствующие эффективной организации процесса формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Матчинов Виталий Анатольевич, Полозова Елизавета Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF IDEAS ABOUT THE PROFESSIONAL IDEAL OF FUTURE TEACHERS

The article deals with the problem of forming ideas about the professional ideal of future teachers. The results of a survey conducted among students - future teachers of KSU named after K. E. Tsiolkovsky are analyzed. The article presents the pedagogical conditions that contribute to the effective organization of the process of forming ideas about the professional ideal of future teachers.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат экономических наук, доцент Матчинов Виталий Анатольевич

Калужский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Калуга); магистрант Полозова Елизавета Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования представлений о профессиональном идеале у будущих учителей. Анализируются результаты опроса, проведенного среди студентов будущих учителей КГУ им. К.Э. Циолковского. В статье приводятся педагогические условия, способствующие эффективной организации процесса формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов.

Ключевые слова: идеал, профессиональный идеал, персонофицированная информация, биография ученый и педагогов, кейс, профессиональное воспитание.

Annotation. The article deals with the problem of forming ideas about the professional ideal of future teachers. The results of a survey conducted among students - future teachers of KSU named after K. E. Tsiolkovsky are analyzed. The article presents the pedagogical conditions that contribute to the effective organization of the process of forming ideas about the professional ideal of future teachers.

Keywords: ideal, professional ideal, personalized information, biography of scientists and teachers, case study, professional education.

Введение. В Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года заданы воспитательные ориентиры, среди которых выделяют, формирование внутренней позиции человека к окружающей действительности, его мировоззрения - как приоритетные направления воспитания.

В структуру внутренней позиции человека входит ряд компонентов, среди которых важное место отводится идеалам, как неким образам должного, связанного с представлением о будущем. Личностная позиция человека определяется как система избирательных отношений человека, регулирующих ее отношения в жизнедеятельности [6].

Расширение потенциала личности педагога в новом формате образовательного пространства предусматривает формирование его готовности к ситуациям выбора концептуальных идей, средств и организационных форм воспитания, технологических решений воспитательных проблем и т.п. [4].

Профессиональный идеал служит ориентиром, задает направление в собственном развитии студентов как будущих профессионалов, служит вектором для осуществляемого выбора необходимых решений, совершаемых поступков.

В этом контексте значима проблема формирования у будущих учителей представлений о профессиональном идеале, задающем вектор формируемой личности.

Ситуация неопределенности в профессии усложняет процесс подготовки будущих учителей, который не может сводиться только к передаче единственно правильных знаний, умений и навыков, и требует формирования умений быстро принимать решения, реагировать на изменения условий работы. Правильность данного выбора будет определяться теми идеалами (образцами), нормами, ценностями, которые заложены в личности.

Изложение основного материала статьи. В отечественной философской мысли идеал рассматривается в нескольких смыслах: как субъективный образ объективного мира; как совершенный объект, копируемый человеком в форме образов ценностного сознания; как схема действия, впоследствии интериоризируемая в образ сознания [2].

Профессиональный идеал, понимается как субъективный образ профессионального совершенства, являющийся средством, стимулом самосовершенствования, включающий совокупность компетенций, профессионально значимых знаний, умений и навыков, способностей, а также профессионально-педагогических и нравственных качеств личности [3].

Сформировавшиеся представления об идеале регулируют поведение и деятельность будущего педагога в ряде контекстов:

• аксиологическом: представления об идеале сопряжены с теми ценностями, которые лежат в основе того или иного идеального образа (примера, образца для подражания). Поступки, действия, слова, мотивы, последствия поступков, определяются системой сформированных идеалов и ценностей личности;

• акмеологическом: идеалы направляют человека в стремлении к достижению уровня своего максимального самовыражения, в стремлении к сохранению и приумножению своих достижений, в возможности мобилизовать имеющиеся профессиональные возможности, могут определять высокий уровень притязаний, мотивацию самореализации, помогают сконцентрироваться на цели;

• праксеологическом - выступая в роли регулятора деятельности учителя, через усвоенные нормы и принципы идеала;

• гностическом - анализ, оценка, рефлексия идеала создают условия для формулировки учителем новых педагогических целей, разработки новых методов и средств обучения и воспитания, проектирования педагогических технологий. На личностном уровне эти процессы будут способствовать стремлению к личному росту, самовыражению, саморегуляции.

С целью выявления представлений студентов об идеальном образе педагога, об источниках их профессиональных знаний и опыта, об ориентирах, помогающих выстраивать отношения в профессии с коллегами и учениками было проведено анкетирование. Исследование было проведено среди студентов 2-5 курсов различных профилей направления «Педагогическое образование» КГУ им. К.Э. Циолковского. Всего

в опросе приняло участие 96 студентов.

Социально-ценные мотивы педагогической деятельности были выбраны большинством студентов: 54% опрашиваемых выбрали интерес к школе и педагогическую деятельность в качестве того, что привлекает в профессии учителя и 25% - желание заниматься любимым предметом. При этом почти четвертью студентов движут утилитарные мотивы - 21% отмечает желание получить высшее образование как основную цель своего образования.

Представление об идеале учителя у студентов связано с высокими моральными качествами, общечеловеческими ценностями (39%), хорошим знанием предмета, педагогики (36%), саморазвивающейся личностью (23%), успешной карьерой (2%).

Ответы студентов показывающие, что идеала в профессии нет или они не задумывались над этим вопросом составили 66%. 34% ответило на вопрос о наличии идеалов, помогающих и ориентирующих ваше поведение в общении с преподавателями и однокурсниками утвердительно. Необходимость в таком примере, идеале выражают почти половина опрашиваемых (45%).

Идеал как компонент мировоззрения, влияет на поведение человека, на отношение человека к профессии, к детям, коллегам, на жизненные стремления и цели. Полученные данные об отсутствии идеала у большинства опрашиваемых требуют особого анализа.

При выстраивании отношений с учениками и коллегами в период практики 68% студентов прислушиваются к рекомендациям педагогов, психологов, методистов; 28% студентов руководствуются примером конкретных преподавателей вуза и жизненным опытом, 4 %-опытом общения.

Среди известных ученых, педагогов (прошлого или современников), которые могли бы быть идеалом в профессии студенты упомянули следующие фамилии известных педагогов и ученых: М. Монтессори, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, Я. Корчака, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, К.Э. Циолковского, С.Т. Шацкого, Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занкова, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана. 9% не дали ответ или написали, что таких идеалов нет. 5% опрашиваемых указали фамилии своих педагогов и родителей.

Идеальный образ педагога в представлениях будущих учителей - это образ педагога, обладающего профессионально значимыми качествами и способностями, присущими педагогам прошлого и известным современникам, а также чертами, проецируемыми с знакомых и авторитетных личностей (учителей и родителей).

Вполне ожидаемым прозвучали ответы на вопрос о качествах, которыми должен обладать педагог. По частоте выбора, на первом месте оказались такие личностные качества как: любовь к детям, доброта, милосердие, справедливость, честность, уважение к детям, толерантность, готовность завоевывать авторитет, эмпатия, жертвенность, чуткость, искренность, деликатность.

Далее по частоте упоминания шли такие профессиональные качества как: трудолюбие, внимательность, терпеливость, отзывчивость, пунктуальность, ответственность, открытость, стрессоустойчивость; исчерпывающие знания предмета и умение их предоставлять в доступной форме, способность саморазвиваться, личностный и профессиональный рост, стремление к совершенствованию, владение образовательными технологиями, знание ученического коллектива, организаторские умения и навыки, ясное и отчетливое понимание целей и задач проводимой работы, владение предметом преподавания и методикой, психологическая подготовка, коммуникабельность, повышение своего профессионального уровня, умение адаптироваться в любых ситуациях, креативность.

Идеальный образ педагога в понимании студентов, наряду с мнением ученых, представляет собой единство социально-значимых нравственный качеств человека и профессиональных способностей, умений, навыков и компетенций, позволяющих ему помочь ученику войти в сферу социальных норм, освоить широкий мир культуры, познакомить с базовыми идеями, идеалами, ценностями, составляющими не только мир должного, но и основы внутреннего убеждения любой духовно здоровой личности, содержит необходимую систему качеств, свойств, способностей личности, готовой к профессиональной педагогической деятельностью [5].

При этом таким нравственным качествам как доброта, любовь к детям, милосердие - большинство опрашиваемых отвело ведущую роль в иерархии качеств и способностей современного педагога.

Проявление доброты, характеризующееся желанием и готовностью поделиться с ближним теплотой, милосердием, стремлением содействовать счастью и благополучию другого является одним из важнейших нравственных качеств человека [1].

Среди качеств характера, которые хотелось бы исправить или развить в себе студенты отмечали: упрямство, лень, пунктуальность, терпеливость, открытость, вспыльчивость, коммуникативность, аккуратность.

Среди источников профессиональных знаний и опыта деятельности 42% выбрали учебные занятия и преподавателя; 35% - литературу и практику в школе; 23% - пример и опыт выдающихся педагогов.

Выявленные особенности будут иметь важное значение для разработки теоретических и практических вопросов выявление педагогических условий формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов.

Для эффективного формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов необходимо соблюдение следующих условий:

- содержательный отбор персонофицированной информации, позволяющей рассмотреть события и факты из жизни выдающихся ученых и педагогов с позиции анализа, оценки, а также рефлексии собственных действий в воображаемой ситуации нравственного выбора. Под персонофицированной информацией мы понимаем сведения, которые относятся к выдающимся ученым и педагогам, и основанных на биографических данных, известных поступках, фактах, жизненных и профессиональных событиях. Использование такой информации рассматривается нами как необходимое средство, основанное на этически правильных образцах поведения людей в различных жизненных и профессиональных ситуациях, которые задают нравственные ориентиры в личностном и профессиональном самоопределении будущих учителей. При этом способность анализировать, давать содержательную оценку поступкам и поведению, рефлексировать, будет свидетельствовать о зрелости сознания будущего учителя;

- разработка и использование кейсов, разработанных на основе персонофицированной информацией. В ходе решения кейсов у будущих педагогов, путем извлечения из каждого примера нравственных выводов, обобщений и оценок, формируются представления о профессиональном идеале.

Разработка кейсов, содержащих факты о жизненном и профессиональном пути изучаемой личности, его трудах, особенностях личностного развития, становлении в профессии, ценностных ориентациях и целях, способствуют расстановке ценностных акцентов и профессиональных приоритетов, формированию представлений о профессиональном идеале. Обозначая и рассматривая биографии выдающихся ученых и педагогов, необходима оценка поступков, действий, слов, предполагаемых мотивов и намерений, последствий поступков, установление связи между обстоятельствами и последствиями. Изучаемые из кейсов должны подбираться и формулироваться таким образом, чтобы они побуждали перейти от единичных нравственно-правильных обобщений к более общим, абсолютным истинам:

- организация активного диалога в ходе обсуждения кейсов, вызывающего эмоциональный отклик, в процессе анализ образа, жизненной и профессиональной позиции изучаемой личности, с целью выработки личностного эмоционального отношения, организация интеллектуального и эмоционального сопереживания. Выступая значимым другим - личность-идеал, является авторитетом в личностном и профессиональном контексте. Основанием авторитета педагога являются его нравственные качества, эрудированность, преданность своей профессии, знание своего предмета, чувство юмора и т.д. В личности ученого привлекательны оказываются такие качества как: трудолюбие, честность, высокий профессионализм, дисциплинированность, творческое мышление, интеллигентностью, ответственностью;

- организация рефлексии. Процессы и понимание, оценка, интерпретация изучаемой личности и рефлексия собственного поведения, позволяют сформировать необходимые представления, которые в будущем станут основой правильного профессионального и личностного выбора.

Выводы. Проблема формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов является значимым аспектом работы современного преподавателя вуза, а целенаправленная деятельность по ее организации играет существенную роль в становлении личности профессионала. В контексте данной проблемы, путем отраженной субъектности в сознании студента формируется образ «идеального другого» -ученого, педагога, человека выдающегося, добившегося известности и уважения в профессиональных кругах, который может способствовать изменению взглядов, формированию новых побуждений, возникновению ранее не испытанных переживаний.

Литература:

1. Бражникова А.Н., Зюзя А.А., Доброта как нравственное качество человека // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №11(81) - С. 34-40. [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dobrota-kak-nravstvennoe-kachestvo-cheloveka/viewer

2. Герасимов Г.И. Образовательный идеал в дискурсе теории идеала // Гуманитарий юга России. - №3. - 2012. - С. 145-162 [Электронный ресурс]-Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20503482

3. Которова О.С. Формирование профессионального идеала у студентов педвуза на основе работы с художественными текстами: На материале педагогических дисциплин: автореф. дис... канд. пед. наук: 13.00.01. - Тула, 2003. - 24 с.

4. Савотина Н.А. Личность педагога в новом формате образовательного пространства // Личность в пространстве и времени. - №8. - 2019. - С. 175-181

5. Тенитилов С.В. Идеалы педагога в образовательном процессе // Вестник Казанского технологического университета. - №21. - 2010. - Том 20. - С. 301-305. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/idealy-pedagoga-v-obrazovatelnom-protsesse/viewer

6. Щербинина О.А. Содержательная характеристика внутренней позиции и направленности личности // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2006. - №9. - Часть 1. - С. 79-86.

Педагогика

УДК 374.31

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Гуреева Евгения Павловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

СРЕДСТВА ПЕРСОНАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ

ЭЛЕКТРОННЫХ КУРСОВ

Аннотация. Персонализация образования является в настоящее время одним из ведущих тенденций его развития. Основным способом персонализации становятся сервисы для создания индивидуальных образовательных траекторий, предоставляющие обучающимся возможность самостоятельно и сознательно выбирать содержание, уровень, темп и скорость обучения, а также в максимальной степени реализовывать собственные потребности и возможности. Результатом персонализированного образования становится формирование у обучающегося понимания ценности образования, развитие его личностного и профессионального потенциала, превращение выпускника в элемент человеческого капитала в условиях общества знания. В статье раскрыты сущность и значение персонализации для развития современного образования, систематизированы и описаны средства персонализации, используемые в настоящее время в рамках электронных курсов, а именно использование таких элементов как входное анкетирование, диагностика личностных и профессиональных качеств, перевернутое обучение, разделение учебного контента по уровням сложности, коммуникации, взаимное оценивание, портфолио, консультирование и индивидуальная поддержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.