Научная статья на тему 'Психологическое исследование процесса формирования нравственного идеала будущих юристов в системе СПО'

Психологическое исследование процесса формирования нравственного идеала будущих юристов в системе СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / БУДУЩИЕ ЮРИСТЫ / ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / ПРОБЛЕМНЫЕ НРАВСТВЕННЫЕ СИТУАЦИИ / MORAL IDEAL / EDUCATIONAL PROCESS / PSYCHOLOGICAL ACMEOLOGIC FACTORS / FUTURE LAWYERS / FORMING OF MORAL VALUES SYSTEM / MORAL PROBLEM SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Татьяна Николаевна, Рочева Ольга Евгеньевна

В статье представлены результаты психологическое исследование процесса формирования нравственного идеала будущих юристов. В ходе опытно-экспериментальной работы у студентов с 1-го по 3-й курсы выявлены основные особенности и противоречия, характерные для определенного уровня сформированности нравственного идеала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological Study of Future Lawyers’ Moral Ideal Formation in SVE System

The article presents a psychological study of future lawyersmoral ideal formation. During the experimental work the main characteristics and contradictions specific for a certain level of moral ideal formation were revealed among the 1st to the 3rd year students.

Текст научной работы на тему «Психологическое исследование процесса формирования нравственного идеала будущих юристов в системе СПО»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ИДЕАЛА БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ СПО

Т.Н. Прохорова, О.Е. Рочева

Кафедра педагогики и предметных технологий Астраханский государственный университет ул. Коновалова, 2, Астрахань, Россия, 414042

В статье представлены результаты психологическое исследование процесса формирования нравственного идеала будущих юристов. В ходе опытно-экспериментальной работы у студентов с 1-го по 3-й курсы выявлены основные особенности и противоречия, характерные для определенного уровня сформированности нравственного идеала.

Ключевые слова: нравственный идеал, образовательный процесс, психолого-акмеологические факторы, будущие юристы, формирование системы нравственных ценностей, проблемные нравственные ситуации.

При разработке программы исследования процесса формирования нравственного идеала будущих юристов в системе СПО мы исходили из положения современной психологической науки, согласно которому идеалы — это своеобразная форма опережающего отражения действительности в виде сложного образа нравственно совершенной личности человека [3]. Нравственные идеалы — многоуровневые психологические структурные образования: одни элементы отражают нравственные требования микросреды, другие — макросреды, третьи включают и то, и другое [3].

В процессе опытно-экспериментальной работы нами применялся следующий комплекс методик: методики, направленные на выявление структурных и содержательных особенностей нравственно-смысловой сферы; методика экспресс-диагностики эмпатии (И.М. Юсупов); методика «Незаконченные предложения»; методика оценки уровня развития морального сознания (Л. Колберг, Л.И. Анцыферова); тест фрустрацонной толерантности Розенцвейга (S. Rosenzweig, 1945; К.Д. Шаф-ранская 1971); методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич); методики, направленные на выявление личностных особенностей (ИТДО); методика исследования самооценки по Дембо-Рубинштейн с модифицированными шкалами «доброта», «стыд», «честность» и др.

Определим основные этапы проведения исследования формирования нравственного идеала будущих юристов в образовательном процессе СПО.

Первый этап. Проведение психодиагностического исследования, направленного на выявление уровня сформированности нравственного идеала у студентов-первокурсников, уровня сформированности нравственной сферы личности и системы ценностей. Проведение мониторинга образовательной среды с целью выявления психолого-акмеологических факторов, способных обеспечить эффективный процесс формирования нравственного идеала у будущих юристов. Вычленение в образовательных программах нравственной составляющей и формирование УММ нравственной направленности.

Второй этап. Организация познавательной деятельности будущих юристов на основе этических ценностей, направленная на формирование умения анализировать нравственные или безнравственные поступки людей на правовой основе и общепринятых в обществе нравственных ценностей, умения решать нравственные дилеммы, исходя из профессионального кодекса чести юриста. Формирование умения анализировать собственные поступки, как с позиций права, так и с позиций нравственного императива.

Третий этап. Активизация работы по развитию эмоционально-волевой сферы, развитие рефлексивной позиции. Включение будущих юристов в значимую для них профессиональную деятельность на уровне тренингов и профессионально-ролевых игр. Освоение будущими юристами социального и профессионального опыта, формирование системы отношений к миру и самому себе. Формирование системы общечеловеческих и профессиональных нравственных ценностей, являющихся основой нравственного идеала будущего юриста.

Центральное место в системе проблемных нравственных ситуаций занимали ситуации выбора, имеющие целью научить будущего юриста применять полученные теоретические знания и правила этического поведения на практике. В процессе реализации данной цели будущие юристы учились определять этические параметры конкретных ситуаций и соотносить их с нравственным идеалом будущего юриста. Ситуации выбора относились к трем основным параметрам: информационно-прогностическому (принятие самостоятельного нравственного решения на основе нравственного идеала юриста), организационно-практическому (самостоятельная реализация выбранной нравственной программы действий) и ценностно-оценочному (соотнесение желаемого с должным) [4]. Разработана система нравственных дилемм, которая ставит перед будущим юристом цель, достижение которой требует от студента способа действий, зависящих от уровня сформиро-ванности нравственного идеала.

В связи с тем, что реальный уровень сформированности нравственного идеала непосредственно связан с нравственным развитием будущего юриста в условиях профессиональной подготовки в СПО [2], мы выделили в процессе формирования нравственного идеала три уровня: низкий, средний и высокий. Выделение вышеназванных уровней сформированности нравственного идеала позволяет раскрыть динамику его становления у будущих юристов как движение внутри одного из уровней, так и переключение с одного уровня на другой.

Особенности формирования нравственного идеала у будущих юристов мы рассматривали в развитии с 1-го по 3-й курсы: выявляли движущие силы развития, основные противоречия характерные для процесса формирования нравственного идеала. Рассматривали, как происходит его развитие от 1-го к 3-му курсу внутри каждого отдельного взятого уровня. Представленное описание методик дает представление о способах выявления развития отдельных компонентов нравственного идеала будущих юристов. Распределение будущих юристов в соответствии с выделенными уровнями мы осуществляли, опираясь на данные проведенных методик следующим образом, с использованием способа интервального оценивания показателей вариационного ряда (по доверительному интервалу среднего арифметического значения выборки).

Таким образом, к низкому уровню сформированности нравственного идеала были отнесены будущие юристы, показатели которых оказались ниже вычисленного доверительного интервала, к среднему — будущие юристы, получившие баллы в пределах доверительного интервала, к высокому — студенты, показатели которых лежали выше вычисленного доверительного интервала среднего арифметического. Для подтверждения выявленных особенностей нравственного идеала у каждого уровня использовались наиболее характерные высказывания и суждения будущих юристов о себе, представленные ими в сочинениях, беседах.

Будущим юристам, обладающим высоким уровнем сформированности нравственного идеала, свойственно наличие объективных оценочных суждений; жизненное самоопределение и целеустремленность в достижении цели; толерантность; эрудиция; трудолюбие, самостоятельность, ответственное отношение к делу, адекватная самооценка, четкая индивидуальная система ценностных ориентиров, способная обеспечить саморегуляцию и мотивацию поведения и деятельности.

Будущие юристы со средним уровнем сформированности нравственных идеалов отличаются недостаточно высоким уровнем требовательности к себе, неопределенностью в жизненных планах, нравственными колебаниями в сложных конфликтных ситуациях. Проявляют эрудицию только в вопросах, интересующих их. Отсутствует заинтересованность в принятии самостоятельных решений, трудятся в силу привычки или боязни наказания.

У будущих юристов с низким уровнем сформированности нравственного идеала отсутствует объективность оценочных суждений. Знание этических и духовно-нравственных категорий носит фрагментарный характер. Система ценностных ориентаций, способная обеспечить саморегуляцию и мотивацию поведения и деятельности, не сформирована. Будущие юристы с низким уровнем сформиро-ванности нравственного идеала стремятся избегать трудностей, жизненные и профессиональные цели аморфны и не сформированы. Поступки носят ситуативный характер.

В обобщенном виде особенности каждого уровня сформированности компонентов нравственного идеала представлены в таблице.

Таблица

Выраженность уровней сформированности нравственного идеала будущих юристов

Уровень Фактор

проф. само-созн-е (ПС) ценностные ориентации (ЦО) осознание престижа профессии (ПП) нравственная компетентность (НК) нравственно-важные качества (НВК)

Высокий + + ** + +

Средний ** ** - ** **

Низкий ** ** - - +

** ярко выражен; + слабо выражен; - не выражен.

В процессе профессионального обучения происходит постепенное формирование компонентов нравственного идеала, что отражает динамику его развития. Анализ корреляционных отношений компонентов нравственного идеала указы-

вает на то, что его структура претерпевает существенные изменения в процессе профессионального обучения.

Обнаруженные связи между компонентами нравственного идеала у студентов 1-го курса указывают на отсутствие должного уровня сложности и целостности системы, который необходим для успешного выполнения обязанностей и управления процессом в юридической профессиональной деятельности: все компоненты нравственного идеала не связаны между собой и образуют обособленные блоки, что не соответствует требованиям профессиональной юридической деятельности к уровню сформированности нравственного идеала будущих юристов.

Из матрицы интеркорреляционных связей структуры нравственного идеала студентов 2-го курса следует, что на данном этапе некоторый рост всех компонентов еще не обеспечивает достаточных связей: она либо слабая, либо совсем отсутствует. Причину данной ситуации мы видим в несформированности у студентов второго курса нравственного самосознания, как важнейшего компонента нравственного идеала.

На 3-м курсе можно заметить значительное усложнение структуры нравственного идеала, которое заключается в росте количественных показателей тесноты связи между компонентами. Усиливается связь нравственного самосознания с остальными факторами (ценностными ориентациями, нравственными качествами и нравственной компетентностью).

К окончанию обучения в СПО у будущих юристов обнаруживается значительный рост компонентов нравственного идеала, усиление связей, кристаллизация взаимозависимостей между ними, однако фактор нравственного самосознания не достигая необходимого уровня, не обеспечивает достаточности наблюдаемых связей, чем «искажает» всю ее структуру, тем самым тормозит развитие нравственного идеала до высокого уровня.

Исследуя динамику развития компонентов нравственного идеала, мы выделили три стадии его развития, которые совпадают с тремя курсами обучения в СПО. Чтобы охарактеризовать данные стадии развития нравственного идеала, мы воспользовались приемом Ж. Гордон, которая представила модель развития карьерного становления профессионала через три основные сферы проявления: центральную деятельность, основные психологические проявления и первичные отношения [5].

Проходя через все стадии формирования нравственного идеала, содержание которых отражается в нашем случае в двух сферах проявления — центральной деятельности и основных психологических проявлениях, студент накапливает нравственный багаж, вследствие чего развиваются нравственная компетентность, ценностные ориентации, нравственные качества, нравственное самосознание.

На основании полученных результатов были сделаны выводы о том, что на начальных курсах нравственный идеал будущих юристов находится на низком уровне и отличается отсутствием целостности системы компонентов. В дальнейшем наблюдается рост уровня сформированности нравственного идеала, который заключается в развитии ценностных ориентаций, нравственной компетентности, нравственно-важных качеств и нравственного сознания, увеличивается степень связанности между этими структурными компонентами. Однако, как показало

наше исследование, в целом адекватного нравственным требованиям профессиональной юридической деятельности уровня целостности и связанности всех компонентов нравственного идеала в процессе обучения в СПО будущим юристам так и не удается достичь. Причиной является недостаточно высокий уровень нравственного самосознания личности, который «тормозит» процесс развития остальных компонентов до высокого уровня. Очевидно, достижение высокого уровня нравственного сознания происходит уже непосредственно в профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арсеньев А.С. Проблема цели в воспитании и образовании. Научное образование и нравственное воспитание // Философско-психологические проблемы развития образования / Под ред. В.В. Давыдова. — М.: ИНТОР, 1994. — С. 49—67. [Arsenjev A.S. Problema celi v vospitanii i obrazovanii. Nauchnoe obrazovanie i nravstvennoe vospitanie // Filosofsko-psikho-logicheskie problemy razvitiya obrazovaniya / Pod red. V.V. Davihdova. — M.: INTOR, 1994. — S. 49—67.]

[2] Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента — будущего учителя. — Самара: Самарский ГПУ, 2000. [Bezdukhov V.P., Bezdukhov A. V. Cennostnihyj podkhod k formirovaniyu gumanisticheskoyj napravlennosti studenta — buduthego uchitelya. — Samara: Samarskiyj GPU, 2000.]

[3] Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. — Калуга: Калужский ГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. [BogdanovE.N., Zazihkin V.G. Vvedenie v Akmeologiyu. — Kaluga: Kaluzhskiyj GPU im. K.E. Ciolkovskogo, 2001.]

[4] Никифорова О.Б. Этические основы правоприменительной деятельности // Вестник Саратовской государственной академии права. — 2010. — № 2. — С. 34—39. [Nikiforova O.B. Eticheskie osnovy pravoprimeniteljnoyj deyateljnosti // Vestnik Saratovskoyj gosudarstvennoyj akademii prava. — 2010. — № 2. — S. 34—39.]

[5] Руднева Е.Л. Теоретические основы формирования жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студентов: Монография / Под общ. ред. Б.П. Невзорова. — Кемерово: КРИПК и ПРО, 2002. [Rudneva E.L. Teoreticheskie osnovy formirovaniya zhiznen-nihkh i professionaljnihkh cennostnihkh orientaciyj studentov: Monografiya / Pod obth. red. B.P. Nevzorova. — Kemerovo: KRIPK i PRO, 2002.]

PSYCHOLOGICAL STUDY OF FUTURE LAWYERS' MORAL IDEAL FORMATION IN SVE SYSTEM

T.N. Prokhorova, O.E. Rocheva

Department of Pedagogics and Object Technologies Astrakhan State University Konovalova str., 2, Astrakhan, Russia, 414042

The article presents a psychological study of future lawyers' moral ideal formation. During the experimental work the main characteristics and contradictions specific for a certain level of moral ideal formation were revealed among the 1st to the 3rd year students.

Key words: moral ideal, educational process, psychological acmeologic factors, future lawyers, forming of moral values system, moral problem situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.