Научная статья на тему 'Художественный фильм как средство эстетического и духовного воспитания будущих юристов'

Художественный фильм как средство эстетического и духовного воспитания будущих юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1147
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / КАРТИНА МИРА / SPIRITUAL VALUES / AESTHETIC EDUCATION / INTEGRATION / WORLD VIEW

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпова Юлия Николаевна

Исследована проблема духовного, нравственного и эстетического развития будущих юристов средствами языковой подготовки. Одним из путей решения данной проблемы предлагается использование художественных фильмов, как одного из видов искусства, способствующего развитию эмоционального мира студентов, формирующего их эстетическую компетентность. Проведен анализ источников на основе которого делается вывод о необходимости создания условий в вузе для эстетического, нравственного и духовного развития студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURE FILM AS ONE OF THE MEANS OF AESTHETIC AND SPIRITUAL EDUCATION OF FUTURE LAWYERS

The article considers the problem of spiritual, moral and aesthetic development of future lawyers by means of foreign language teaching. The use of a feature film is considered to be one of the possible solutions of the above mentioned problem due to its ability to develop emotional sphere of the students in order to form their aesthetic competence. The author analyses the sources and on their basis comes to the conclusion about the necessity to create the conditions at a higher education institution for aesthetic, moral, and spiritual development of students.

Текст научной работы на тему «Художественный фильм как средство эстетического и духовного воспитания будущих юристов»

УДК 791.43:17.0 Карпова Юлия Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Национального исследовательского университета Высшей школы экономики (Нижегородский филиал) [email protected]

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ

Исследована проблема духовного, нравственного и эстетического развития будущих юристов средствами языковой подготовки. Одним из путей решения данной проблемы предлагается использование художественных фильмов, как одного из видов искусства, способствующего развитию эмоционального мира студентов, формирующего их эстетическую компетентность. Проведен анализ источников на основе которого делается вывод о необходимости создания условий в вузе для эстетического, нравственного и духовного развития студентов.

Ключевые слова: духовные ценности, эстетическое воспитание, интеграция, картина мира.

Karpova Julia Nikolaevna

PhD in Pedagogy, Associate Professor of the Department of Foreign Languages, National Research University of Higher School of Economics (Nizhny Novgorod affiliated branch) [email protected]

FEATURE FILM AS ONE OF THE MEANS OF AESTHETIC AND SPIRITUAL EDUCATION OF FUTURE LAWYERS

The article considers the problem of spiritual, moral and aesthetic development of future lawyers by means of foreign language teaching. The use of a feature film is considered to be one of the possible solutions of the above mentioned problem due to its ability to develop emotional sphere of the students in order to form their aesthetic competence. The author analyses the sources and on their basis comes to the conclusion about the necessity to create the conditions at a higher education institution for aesthetic, moral, and spiritual development of students.

Key words: spiritual values, aesthetic education, integration, world view.

Общеизвестен тот факт, что в течение длительного времени в России происходило разрушение традиционных для нее духовных и нравственных идеалов и ценностей. Снижение уровня жизни населения, рост преступности, пропаганда насилия СМИ и другие негативные общественные явления привели к нарастанию кризиса самореализации, социализации, доверия к старшему поколению, к государственным и общественным институтам, что еще более усилило нарастание в России духовно-нравственного кризиса. Нельзя не согласиться с Б.Г. Лихачевым в том, что «...стимулирование демократических процессов в обществе, акцентирование на внешней свободе в ущерб общественным гражданским ценностям, приведет к сдерживанию развития в людях духовности, к неприкрытому пренебрежению дисциплиной, разгулу анархии, демагогии, вседозволенности, нежелания трудиться, безнаказанности, погоне за наживой, политической и моральной неустойчивости, к резкому росту преступности в среде подрастающего поколения.» [1]. Утрата и деформация духовных ценностей, происходящие в современной социальной жизни, порождают серьезные нравственные, социальнопсихологические и прочие проблемы. Девальвация ценностей духовной культуры практически ведет к полной их подмене ценностями культуры материальной. Как ни печально это признавать, мы превратились в общество потребителей, что уже привело нас к кризисному экономическому состоянию, но еще более убогому кризису наших душ. Вспоминая рождественское послание Патриарха Московского Всея Руси Кирилла хочется процитировать: «Всякий кризис в жизни есть суд Божий, а суд Божий отделяет правду ото лжи, обнажает неправду. И если сегодня мир переживает экономический кризис, значит, этот суд обнаруживает некую глобальную человеческую неправду. Это суд божий над человеческой неправдой, над алчностью, непомерным желанием иметь как можно больше, потерей контроля над своим потреблением, суд над стремлением богатеть любыми средствами, забывая подлинные ценности и идеи».

Исследование духовной культуры человека, ее сущности, структуры и функций - одна из наиболее актуальных теоретико-методологических проблем междисциплинарных научных исследований. Достаточно перечислить имена исследователей, раскрывающих различные аспекты проблемы духовности: Ю.П. Вяземский, Б.С. Крымский, В.Е. Кемеров, О.А. Семенова, В.Г. Федотова и др.

Сегодня активно проводятся конференции, выходят сборники статей, в которых, так или иначе, затрагивается проблема духовности человека. Вместе с тем необходимо отметить, что при всей значимости данных исследований, выявляющих научно-теоретические основы про-

блемы духовной культуры и духовности в целом, современная практика испытывает острую потребность в разработке практико-ориентированных аспектов развития духовной культуры личности на различных этапах ее становления и главным образом на этапе студенчества, поскольку именно студенческий возраст представляет собой пору не только структурирования интеллекта, но и период исключительно важный для духовного развития. Именно в этом возрасте развитие духовности неразрывно связано с развитием интеллектуальной и социальной зрелости, и игнорирование духовного приводит к серьезным деструктивным последствиям как для личности, так и для всего социума, ибо если бездуховное невежество опасно, то бездуховный интеллект многократно опаснее. Наблюдающееся у современного студенчества нигилистическое отношение к абсолютным ценностям приводит к образованию духовной пустоты. А природа, как известно, пустоты не терпит, и духовная пустота может быть заполнена силами зла. Духовно пустого человека можно повернуть в любом направлении, например, навязав чуждые ему ранее религиозные убеждения и нравственные устои. От того, насколько духовна внутренняя среда вуза во многом будет зависеть и степень духовности обучаемых в нем студентов, а также степень их способности сохранить и развить в себе духовные начала вопреки разрушительному воздействию внешней среды.

«Человечество переживает небывалый экономический кризис именно из-за приостановки своего духовного развития, из-за утери своих духовных ценностей. Экономическое обнищание есть результат обнищания духовного. Никогда не может наступить в современном положении улучшения, если люди будут продолжать растрачивать последние крохи духовного блага, которое отчасти еще у них имеется» [2]. «Духовная культура ... выступает как процесс творческой активности личности, направленный на создание, распространение и усвоение духовных богатств и как исторически обусловленная совокупность жизненных стандартов, ценностей, идей, знаний, достижений в духовной жизни общества» [3].

Духовность проявляется через внутренние установки личности, во внешнем облике и поведении человека. Чем гармоничнее структура личности, тем очевиднее уровень целостности внутреннего мира человека, тем успешнее процесс общения между людьми на всех уровнях социального взаимодействия [3]. По мнению Е.В. Охотского, духовность человека определяется «совокупностью ценностей, заложенных в концептуальном основании его смысло-жизненных ориентаций, особенностью которых является то, что они могут быть приобретены человеком только через собственный жизненный опыт, в процессе духовного труда по их овладению» [3]. Духовная культура не прирождена человеку и не является его генетическим достоянием или особенностью, ее формирование происходит в течение всей жизни. «Духовная культура не является прямым следствием развития материальной сферы; в ней идеальное господствует над материальным, а у личности высокой духовной культуры интеллектуальные, моральные и эстетические потребности преобладают над меркантильными.» [3].

Духовная культура - базисная характеристика личности, проявляющаяся как в устремленности личности к избранным целям и ценностям, как способность к духовной жизни. Но, поскольку данная способность заложена в личности потенциально, возникает необходимость разработки системы специально созданных условий и средств для ее эффективного формирования. Одним их действенных средств формирования духовной культуры личности выступает искусство как система гуманистических и духовных ценностей. Еще В.А. Сухомлинский писал, что развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека. Одним из способов формирования ее в рамках системы эстетического воспитания является формирование ее на основе гуманистических ценностей искусства. Данный процесс осуществляется не как процесс освоения знаний по различным областям искусства, а как присвоение духовно-нравственных ценностей и личностных смыслов, формирование у студентов внутри личностных ориентиров и определенной иерархии в отношениях с искусством и с собой на основе гуманистических ценностных ориентаций.

Итак, одной из составляющих духовной культуры является искусство, представляющее собой способ ценностной социализации человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к опыту человечества, к вековой мудрости, к конкретным общественноисторическим интересам, устремлениям, идеалам через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, и играющее огромную роль в передаче человеку моральных ценностей. Поэтому одним из приоритетных направлений всей системы вузовского образования должно стать духовное развитие личности посредством искусства, являющегося компо-

нентой эстетического воспитания, в процессе которого студенты приобщаются к культурным ценностям, развивают свои способности к эстетическому восприятию и переживанию, формируется их эстетический вкус и представления об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает ее способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно же, в искусстве.

Сам термин эстетика был введен в 1735 г. Баумгартеном для обозначения философского учения о чувственном познании и суждении, которое выражается и совершенствуется в искусстве [4]. Сфера интересов эстетики в области восприятия и чувственности - те родовые качества человека, которые воплощают его стремление к красоте, совершенству и гармонии. Они в своем функционировании доставляют ему духовное удовольствие, вызывают радостные переживания и заканчиваются высшими чувственными состояниями духа в виде эстетического наслаждения. Исходным этапом общения с искусством и красотой действительности, психологической основой эстетического отношения к миру является восприятие. От его полноты и яркости зависят сила и глубина эстетических переживаний, формирование художественноэстетических идеалов и вкусов. Культура эстетического восприятия способствует развитию эстетического чувства. Эстетическое чувство - это субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетические чувства, возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождают эстетические переживания: состояния потрясения, просветления, очищения, страдания, сострадания, безысходности, радости и восторга. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей. Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетических состояний. Следующим этапом можно считать эстетическое сознание, которое включает в себя осознанное человеком эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральным звеном эстетического воспитания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве. Эстетическое сознание, в единстве с эстетическим чувством, рождает художественно-эстетический вкус - это тонкое и сложное умение увидеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его. На этой основе развивается способность эстетического суждения - доказательной, аргументированной, обоснованной идейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы [5].

Таким образом, судить о сформированности у студентов эстетической компетентности позволяет наличие и степень сформированности вышеперечисленных категорий. Измерение данной эстетической компетентности осуществляется с помощью разных критериев: психологических, педагогических, социальных.

Психологическими критериями измеряются способности студентов адекватно оригиналу воссоздавать в воображении художественные образы и воспроизводить их. Любоваться, переживать и высказывать суждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить по тому, как и сколько человек общается с произведениями искусства, насколько эмоционально он откликается на них, как оценивает эти произведения и свое собственное психическое состояние. Педагогические критерии помогают выявить и оценить степень развития художественного вкуса. Он проявляется в качестве выбираемых реципиентом произведений искусства для удовлетворения своих интересов и потребностей. Социальные критерии требуют наличия у реципиентов широких интересов к различным видам искусства, потребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни [5].

Следовательно, наша задача - на протяжении всего образовательного процесса развивать эмоциональный мир студента, наполнять процесс познания захватывающими чувствами, стимулирующими познавательную деятельность, другими словами, формировать его эстетическую компетентность посредством создания условий для художественно-образного постижения мира. Безусловно, в формировании эстетической компетентности личности существенна и в равной степени важна роль всех видов искусства и выбрав кино качестве объекта эстетического восприятия и рефлексии, мы ни в коей мере не умаляем роли иных. Наш выбор не случаен и продиктован желанием и возможностью интегрировать кино в процесс обучения иностранному

языку в высшей школе, т.к. для подавляющего большинства знакомство с шедеврами классики мирового кинематографа находится лишь на уровне поверхностного знакомства.

Профессиональный и личностно-формирующий потенциал художественного фильма проявляется в совокупности обучающих, воспитательных, развивающих возможностей. Использование такого не дидактического средства в процессе обучения иностранному языку помогает решать целый комплекс воспитательных, обучающих, развивающих задач, что дает возможность применять фильмы не только в виде дидактического средства, но и в качестве средства профессионально-личностного развития студентов.

Основой профессионально-личностного развития студентов может выступать предметное содержание, если оно стимулирует к оценочной и интерпретационной деятельности и поиску смыслов.

Интегрируя кино в педагогический процесс профессиональной подготовки студентов в качестве предметного содержания дисциплины «иностранный язык», мы обеспечиваем органическое слияние художественной и познавательной деятельности. Совокупность способностей, формируемых в их единстве, является базой формирования студента как субъекта сознательной, творческой преобразующей деятельности.

В силу своих характерных особенностей кино способствует «импринтированию кинообраза» в сознание и оказывает сильное влияние на формирование профессиональной картины мира студента. Направляя процесс восприятия фильма посредством педагогического руководства, мы способствуем созданию и укреплению целостной, объективной картины мира в сознании будущего профессионала, которая, в свою очередь, определяет его взгляды, убеждения, ценностные представления и поведение [6].

Художественный фильм выступает в роли фактора, стимулирующего развитие познавательной мотивации студентов. Сюжеты фильмов, отбираемых для учебного процесса, строятся вокруг тем, способных вызвать эмоциональный отклик, провоцировать активность, связанную с их осмыслением, особенно, если информация, почерпнутая в художественном фильме, приходит в противоречие со сложившимися представлениями студентов о том или ином явлении действительности. Предлагаемые вниманию студентов фильмы соответствуют содержанию гуманитарных дисциплин базового учебного плана, вызывают потребность в приобретении новых знаний, а вместе с тем и интерес к предстоящей работе.

Через освоение искусства реализуется эстетическая потребность, тесно связанная с художественной потребностью. Открывая художественный фильм для освоения, стимулируя и направляя духовную и интеллектуальную активность по анализу, осмыслению его содержания, мы развиваем и укрепляем эти потребности.

Фильмы отбираются в соответствии со специально разработанными профессионально и личностно-релевантными критериями для обеспечения более полного педагогического воздействия, такими как эстетический, профессионально-этический, эмоциональный, профессионально-инструментальный, терминологический, критерий преемственности [6].

1. Эстетический критерий дает возможность отобрать художественные фильмы, соответствующие категории художественной ценности, имеющие созидательный посыл.

2. Профессионально-этический критерий позволяет отобрать профессиональноориентированные художественные фильмы и направить их на формирование психологической культуры профессионала и таких важных профессиональных и личностных свойств личности, как ответственность за себя как профессионала, отношение к другому, как такой же равноценной личности, как и собственная.

3. Эмоциональный критерий позволяет отбирать художественные фильмы с учетом интересов и жанровых предпочтений студентов с целью создания эмоционально-мотивационной заряженности студентов на осуществление учебной деятельности и целенаправленного формирования профессионально и личностно-релевантных качеств.

4. Профессионально-инструментальный критерий делает целесообразным отбор таких художественных фильмов, в которых описывается порядок действий, методы профессиональной деятельности, что способствует формированию объективных представлений студентов о будущей профессиональной деятельности.

5. Терминологический критерий определяет выбор терминологически насыщенных художественных фильмов, которые обогащают понятийный аппарат и естественным образом расширяют профессиональный тезаурус студентов.

6. Критерий преемственности означает отбор художественных фильмов с учетом уже имеющихся у студентов общепрофессиональных, специальных и лингвистических знаний, умений, навыков.

Фильмы, предлагаемые студентам, отражают основные темы и проблемы, обсуждаемые в курсе изучения иностранного языка, более того, они коррелируют со многими гуманитарными дисциплинами базового учебного плана НИУ ВШЭ. Работа с каждым фильмом проводится в конце изучения той или иной темы, когда лексическая насыщенность словаря студента по этой теме достигает максимума. Это обусловлено тем, что освоив необходимый лексикограмматический минимум, студенты не испытывают сильных затруднений во время просмотра фильма, при составлении монологических и диалогических высказываний, предметом которых являются уже известные проблемы.

Работа с фильмом начинается с серии предпросмотровых упражнений, вызывающих интерес к просмотру фильма у студентов. Например, студентам предлагается ознакомиться с отзывом на фильм, который им предстоит посмотреть. Для этой цели выбираются наиболее запоминающиеся, интересные и даже шокирующие отзывы способные вызвать у студентов эмоциональный отклик и интерес к просмотру. Еще одна цель предпросмотровых упражнений -снять языковые лексические трудности, неизбежно возникающие во время просмотра аутентичного фильма. Работа со словарем осуществляется студентами самостоятельно дома во время подготовки к занятиям (просмотр фильма осуществляется студентами во внеурочное время). Преподаватель знакомит их с наиболее значимыми словами и словосочетаниями, которые в дальнейшем будут использоваться студентами в ходе работы с фильмом, при составлении монологических и диалогических высказываний, обсуждении проблем, во время круглых столов, ролевых игр и для написания эссе. Комплекс послепросмотровых упражнений направлен на закрепление словаря, переведение его на речевой уровень, а также на осмысление фильма.

Коммуникативные упражнения стимулируют речевую активность студентов: им предлагается обсудить ту или иную проблему, затронутую в фильме, согласиться или не согласиться с высказыванием, выразить свое мнение, охарактеризовать персонаж и т.д. Работа с любым фильмом предполагает обсуждение не только профессиональных проблем, но и нравственных. Студентам предлагается поставить себя на место того или иного героя, оказавшегося в сложной жизненной ситуации, и предположить, каким бы было его поведение в подобной ситуации.

Работа над фильмом предполагает обсуждение философской, этической, нравственной проблемы, затронутой в нем. В качестве домашнего задания студентам предлагается, например, написать отзыв о фильме, сочинение, в котором раскрываются основные проблемы картины и отношение к ним студента, составить монологическое или диалогическое высказывание, целью которого является осмысление идеи, затронутой авторами фильма. Подобные задания побуждают студентов вводить нравственные, духовные и эстетические критерии в оценку собственной жизни и будущей профессиональной деятельности.

Для просмотра предлагаются такие известные фильмы на юридическую тематику как: “Shawshank Redemption” («Побег из Шоушенка»), 1994, реж. Фрэнк Дарабонт, “A Time to Kill” («Время убивать»), 1996, реж. Джоэл Шумахер, “The Pelican Brief” («Дело о пеликанах»), 1993, реж. Алан Дж. Пакула, “The Client” («Клиент»), 1994, реж. Джоэл Шумахер, “The Street Lawyer” («Уличный адвокат»), 2003, реж. Пэрис Барклай, “The Firm” («Фирма»), 1993, реж. Сидни Поллак.

По результатам внедрения разработанной нами методики можно сделать вывод о том, что студенты, обучавшиеся по ней, научились вычленять профессиональный и этический компонент из содержания просмотренного и проанализированного фильма, наметился рост их интереса к профессиональной информации, которую можно почерпнуть из фильма, они с интересом обсуждают как сложные профессиональные, так и этические, морально-нравственные, эстетические проблемы, активно используя при этом лексику фильма, открыто выражают свои суждения на разные философские вопросы, затронутые в фильмах.

Таким образом, можно заключить, что кино, являясь частью эстетической и художественной культуры, играет важную роль, как в формировании профессиональных качеств будущего юриста, так и духовного облика его личности. Ведь именно от степени развитости духовной, эстетической и художественной культуры зависит интеллигентность человека, творческая направленность деятельности, одухотворенность отношений с окружающим миром. Эстетиче-

ские чувства пробуждают в человеке нравственные и интеллектуальные стремления. Значение эстетического, духовного и художественного развития как важнейшего рычага общественного прогресса особенно велико в кризисные периоды. Именно такой период переживает сейчас наша страна. Успех выхода из кризиса не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества. Это обстоятельство делает проблему эстетического воспитания чрезвычайно актуальной. Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественноколичественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества. Эстетическое развитие интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях, дает возможность приобщиться к моральным и духовным ценностям человечества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие. М., 1993.

2. Клизовский А.И. Основы миропонимания новой эпохи: в 3-х т. Рига, 1992. Т. 2.

3. Государственная служба: культура поведения и деловой этикет: учеб. пособие / под общ. ред. Е.В. Охотского. М., 1998.

4. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. М., 2001.

5. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999.

6. Фрайфельд Е.Б. Методика применения художественного фильма в лингвообразовательном процессе // Профессиональное лингвообразование: материалы второй Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.