Научная статья на тему 'НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ'

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
79
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЛОНТЕРСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА УЧИТЕЛЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА / MORAL PROBLEMS / MORAL EDUCATION / VOLUNTEERING / PROFESSIONAL TRAINING / MORAL QUALITIES OF A TEACHER / PROFESSIONAL ETHICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Прокофьева Ольга Николаевна

Статья посвящена проблеме нравственного воспитания будущих учителей как неотъемлемой части их профессиональной подготовки. В статье представлены результаты исследования интереса к морально-нравственным проблемам, проведенного среди студентов КГУ им. К.Э. Циолковского. Анализируются причины изменения нравственного восприятия действительности в кризисные периоды. Особое внимание уделяется вопросу нравственной воспитанности и профессиональной этики учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акимова Елена Анатольевна, Прокофьева Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL EDUCATION IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS

The article is devoted to the problem of future teachers moral education as an integral part of their professional training. The article presents the results of a study of interest in moral issues conducted among students of KSU after K.E. Tsiolkovsky. The causes of changes in the moral perception of reality in crisis periods are analyzed. Particular attention is paid to the issue of moral education and professional ethics of teachers.

Текст научной работы на тему «НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ»

• the ability to find several ways to solve a problem situation.

Web quest is an educational technology that stimulates and intensifies the process of acquiring new knowledge. Web quests develop critical thinking: such skills as the ability to compare, analyze, classify, and think abstractly. Pupils not only collect information, but also transform it to complete tasks and solve a proposed problem.

Modern goals of education force us to choose methods and forms of organizing work that contribute to an active process of cognition that develop the ability to learn: find the necessary information, use various information sources, remember, think, decide, organize yourself to work. That is why the use of computer technology in education opens up new possibilities while distant learning. The effectiveness of using innovative technologies is confirmed by the growth of students' cognitive activity in foreign languages, the possibility of individualizing the learning process, increasing the level of socialization of future specialists, and the level of professional competencies. An important feature is also the teacher's ability to use innovative technologies in the educational process, his ability to select the most optimal learning tools based on the level of students' development. However, when using these tools, one should not forget about classical teaching methods, it is necessary to strike a balance between the classical methodology and innovative technologies that make the educational process more modern, change the structure of the lesson and the role of the teacher.

References:

1. Andreeva M.V. Technologies web quests in the formation of communicative and sociocultural competence. Information and communication technologies in teaching foreign languages. Theses of the reports of the First International Scientific and Practical Conference. M., 2014. pp. 45-49

2. Bauer-Ramazani Chr. WebQuests Resource Page. 1998-2005.

3. Dodge B. A Rubric for Evaluating WebQuests. 2001.

4. Dodge B. Creating A Rubric for a Given Task. 2001.

5. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. 1995-1997.

6. March T. Web-Quests for Learning. 1998.

7. March T. What's on the Web? Sorting Strands of the World Wide Web for Educators. 1995-2001.

8. March T. Working the Web for Education. Theory and Practice on Integrating the Web for Learning. 1997-2001.

9. Nikolaeva N.V. Educational quest projects as a method and means of developing the skills of information activity of students. Questions of Internet education. 2002, No. 7. pp. 23-40

10. Pavlova A.M, Seer E.F. The problem of studying the professional and personal potential: the results of exploratory research. Education and Science, 2012. - No.1. - P. 103-115

11. Shulgina E.M. Algorithm for working with web-quest technology at the formation of foreign language communicative competence of students - Tambov, 2013. p. 167

12. The WebQuest Page. Reading and Training Materials. 1998-2005. http://webquest.sdsu.edu/materials.htm

13. Vakhrusheva S.N. Competence approach in the linguistic education of bachelors. Achievements and prospects for the development of vocational education: Sat. sci. Art. Chelyabinsk: Izd. Center of SUSU, 2016. pp. 91-95.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Аннотация. Статья посвящена проблеме нравственного воспитания будущих учителей как неотъемлемой части их профессиональной подготовки. В статье представлены результаты исследования интереса к морально-нравственным проблемам, проведенного среди студентов КГУ им. К.Э. Циолковского. Анализируются причины изменения нравственного восприятия действительности в кризисные периоды. Особое внимание уделяется вопросу нравственной воспитанности и профессиональной этики учителя.

Ключевые слова: морально-нравственные проблемы, нравственное воспитание, волонтерство, профессиональная подготовка, нравственные качества учителя, профессиональная этика.

Annotation. The article is devoted to the problem of future teachers moral education as an integral part of their professional training. The article presents the results of a study of interest in moral issues conducted among students of KSU after K.E. Tsiolkovsky. The causes of changes in the moral perception of reality in crisis periods are analyzed. Particular attention is paid to the issue of moral education and professional ethics of teachers.

Keywords: moral problems, moral education, volunteering, professional training, moral qualities of a teacher, professional ethics.

Введение. Наиболее актуальная тенденция сегодняшнего дня в образовании и педагогике, как науке -цифровизация, внедрение современных компьютерных технологий в учебно-воспитательный процесс. Особенно тесно мы столкнулись с необходимостью внедрения информационных технологий в период самоизоляции, когда были вынуждены перейти дистанционное обучение. Однако практика показала, что в период всеобщего психоза и паники, связанных с пандемией короновируса не менее важными, чем проблемы цифровизации оказались проблемы нравственности.

Во всём мире сегодня на второй план уходит вся проблематика экономики, и, к сожалению, социально-экономической сферы. На первый план выходит гуманитарная проблематика, а здесь огромную значимость приобретает проблема морали и этики в обществе и общественных отношениях как таковых. Со всей очевидностью тема морали и нравственности - определяющая в момент всеобщей драмы.

В периоды эпидемий и бедствий, несмотря на утверждение, что все общество несет ответственность за внезапно обрушившийся гнев Божий, всегда имели место попытки найти виноватого. Такова была непосредственная реакция на всеобщую угрозу, часто включавшая ярко выраженные морально-этические компоненты. Поиск виновных, охватывавший страну за страной, регион за регионом, был выражением царившей повсюду социальной напряженности; это приводило к еще большим жертвам. Так, например, во Франции во всем обвиняли англичан, на Кипре во время черной чумы христиане избивали рабов-мусульман, в России в период эпидемии били татар, в Лондоне в 1665 г. англичане единодушно обвинили в чуме голландцев, с которыми они были в состоянии войны. Врагом мог быть объявлен каждый, и охота на колдунов и ведьм зачастую выходила из-под контроля [3].

Вся эта многосложная и многоуровневая картина существования во время угрозы эпидемии и в ее разгар дает основание предполагать, что в этих условиях говорить о какой-либо справедливости сложно. Трудно также говорить о милосердии как о принципе, проповедующем непричинение зла, заключающемся в повышении возможного блага и уменьшении потенциального зла и ущерба.

Основополагающими этическими принципами являются уважение к человеку и его автономии, милосердие и справедливость. В социально-правовом формате наиболее важным является возможность соблюдения этих принципов на различных этапах эпидемического процесса.

Именно на общности целевых установок, обосновывающих этику как главный социальный критерий защиты прав и достоинства человека и разрешения конфликта интересов личности и общества, возрастающих в ходе прогресса науки, основана международная система этических ценностей и именно сегодня, в эпоху сильнейших нравственных вызовов необходимо снова задуматься о морали и нравственности, обратиться к гуманистическим ценностям.

В основных стратегических документах образования: Законе «Об образовании в Российской Федерации», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности, провозглашается основной задачей государства. При это особую значимость приобретают решение таких задач как: развитие нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); формирования выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра; развития сопереживания и формирования позитивного отношения к людям; содействия формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов; оказания помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных [1].

Современному обществу необходимы люди, поведение и деятельность которых определялась бы системой нравственных ориентаций и идеалов. При этом закономерно, что особое внимание в настоящее время обращается на образовательные институты как пространство социально-нравственного становления подрастающего поколения [2, с. 3].

Изложение основного материала статьи. В связи с этим мы решили провести исследование на предмет интереса студентов к вопросам морали и нравственности. Студентам нескольких факультетов КГУ им. К.Э. Циолковского была предложена анкета со следующими вопросами:

1. Как часто Вы задумываетесь над проблемами смысла жизни, добра и зла, жизни и смерти, свободы и ответственности?

2. Какие социально-нравственные проблемы волнуют Вас больше всего? Объясните почему.

3. Есть ли среди указанных Вами проблем те, которые страшат Вас в настоящем и будущем? Какие и почему?

4. Какие, по Вашему мнению, проблемы волнуют сегодняшнюю молодежь?

5. Каковы, по Вашему мнению, сильные стороны нынешней молодежи по сравнению с предыдущими поколениями?

6. Каковы, по Вашему мнению, слабые стороны нынешней молодежи?

7. Читаете ли Вы произведения художественной литературы с социально-нравственной проблематикой? Какие?

8. Интересуетесь ли Вы серьезной философско-этической литературой? Если да, то какие авторы Вас привлекают, почему.

9. Занимаетесь ли Вы активной общественной деятельностью (волонтерство, донорство, общественные движения и т.д.)? По какой причине?

10. Каким качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный молодой человек, чтобы быть успешным?

11. Каким нравственными качествами, по Вашему мнению, должен обладать человек сегодня?

12. Есть ли у Вас нравственный идеал (реальный или идеальный)? Кто он? Почему?

13. Какими нравственными качествами, по Вашему мнению, должен обладать современный учитель? Поясните свою позицию.

Мы намеренно составляли анкету с открытыми вопросами, чтобы не ограничивать выбор молодых людей. Нам хотелось, чтобы они сами обозначили круг проблем, которые сегодня волнуют молодежь и очертили круг нравственных качеств, которые имеют значение в современной жизни. Кроме того, мы намеренно оставили за скобками религиозные взгляды студентов, так как нас интересовал светский аспект нравственных проблем.

Исследование было проведено среди студентов 2-3 курсов гуманитарных факультетов КГУ им. К.Э. Циолковского (Институт истории и права, Факультет иностранных языков, Филологический факультет). Всего в обследовании приняло участие 105 студентов.

Анализ анкет показал, что большинство студентов интересует нравственная проблематика. Думается, что это не зависит от времени, так как размышление над вечными вопросами свойственно молодым людям. Но настораживает тот факт, что 15% студентов не задумываются над этими вопросами. Принимая во внимание, что юность - это возраст мечтаний, поиска личного нравственного идеала, познания себя, этот показатель можно считать довольно высоким.

Среди важнейших социально-нравственных проблем молодые люди назвали домашнее насилие, социальную несправедливость, уничтожение института семьи, проблемы детской жестокости, проблему отцов и детей, демографический спад, неравномерность распределения населения на планете, что ведет к

обнищанию определенных народов, крайний индивидуализм, общественное разобщение и т.д. Студенты размышляют о любви, дружбе и предательстве, жестокости в отношениях, недостатке духовности, милосердия, эгоизме, маскирующемся под модным европейским термином «индивидуализм». 15% опрашиваемых обеспокоены проблемой свободы слова в нашем государстве, «т.к. в последнее время участились случаи безосновательного наказания людей, выражающих мысли, неугодные власти». Ребята достаточно подробно обосновывали свою точку зрения, что тоже свидетельствует о неравнодушном отношении к означенным проблемам. Интересный ответ дала студентка второго курса факультета иностранных языков: «Я считаю, что на данный момент в обществе существует дефицит социального порицания, что приводит к тяжелым последствиям. Люди начинают позволять себе совершать многие поступки, которых они должны были бы стыдиться, но этого не происходит, а, наоборот, чаще даже поддерживается в кругу друзей и сверстников». Это говорит о том, что студенты размышляют над актуальными проблемами сегодняшнего дня и неравнодушны.

Среди проблем, которые в большей степени страшат современного молодого человека, можно выделить ответственность человека за себя и за жизнь на планете - 65%, жестокость - 40%, алкоголь и наркотики -25%, дефицит милосердия - 40%. 20% молодых людей беспокоятся по поводу влияния социальных сетей на психику молодого человека: «У молодежи подвижная психика, которая не позволяет им адекватно реагировать на их «оценку» в сети, адекватно воспринимать то, что пишут другие люди. В будущем это может привести к тому, что новое поколение будет совершенно психологически неустойчивым», - пишет студентка факультета иностранных языков. 20% студентов с неуверенностью и страхом смотрят в будущее, боятся не найти работу, боятся старости, боятся ответственности перед семьей. «Я страшусь семьи. Я привыкла жить обособленно, в своём мире. Несмотря на то, что я живу с родителями, я чувствую, что я отделена от них. Я привыкла к этой обособленности, поэтому идея собственной семьи мне не нравится, ведь тут абстрагироваться не получится», - пишет молодая девушка.

Интересные ответы мы получили на вопрос: «Какие, по Вашему мнению, проблемы волнуют сегодняшнюю молодежь?» Ответы касались, в основном, социальных вопросов, что отличалось от ответов на вопрос №2. Большинство сошлось во мнении, что молодежь в большей степени волнуют проблемы трудоустройства, неопределенности будущего, она обеспокоена возможностью самореализации и финансовой стабильности и благополучия. «Как и всем в возрасте 20 лет, нам важно найти свое место, самореализоваться». 17% ребят назвали проблему деградации современного общества, проблему вседоступности информации, проблему Российской действительности, несовершенство политической системы. 23% опрошенных назвали проблемы гендерного неравенства. Учитывая, что подавляющая часть опрошенных - девушки, истоки тревоги понятны. Только двое студентов обеспокоены проблемой пандемии, карантина и неудобством в обучении. «Именно сейчас актуальна проблема социальной ответственности людей в ситуации пандемии. Многие граждане халатно относятся к безопасности других людей, что в целом показывает их не с лучшей стороны».

Среди сильных сторон современной молодежи студенты назвали информированность (25%), толерантность (20%), свободу от стереотипов и предрассудков (35%), способность мыслить шире (10%), мобильность (15%), смелость (50%), открытость новому и легкое освоение новых технологий (80%), креативность (60%), смелость и воля (15%), любопытство (5%).

Слабыми сторонами были названы депрессивность (5%), инфантильность (15%), психическая неустойчивость (10%) , проблема коммуникации в реальном мире, зависимость от гаджетов, уход в виртуальный мир (35%), лень (85%), избалованность и культ потребления (50%), недостаточное уважение к прошлому своей страны, традициям и культуре (15%). То есть порой студенты высказывали диаметрально противоположные мнения: одни считают, что молодежь толерантна, другие, что нетерпима; одни, что любопытна и открыта миру, другие, что ленива и избалована. На наш взгляд, это хорошо, так как свидетельствует о независимости мнений современных молодых людей. Любопытно, что студенты относятся к себе довольно критично. Спектр отрицательных качеств оказался ничуть не меньше, чем положительных.

Хуже обстоят дела с чтением литературы с социально-нравственной проблематикой, что напрямую связано с поиском нравственного идеала. 30% студентов признались, что вообще давно ничего не читают, 50% перечитывают классические произведения из школьной программы и только 20% читают книги с нравственной тематикой. Что касается серьезной философской литературы, то 80% молодых людей не интересуются подобного рода книгами. Некоторые студенты назвали произведения Эриха Фромма, Жана Поля Сартра, Германа Гессе, Шопенгауэра. Это, конечно, заслуживает всяческого одобрения, но процент читающих настолько ничтожен, что им практически можно пренебречь. Вывод - нынешняя молодежь в большинстве своем не читает серьезную литературу с нравственной тематикой.

Предыдущий вопрос был тесно связан с наличием нравственного идеала. И, собственно, ответы были предсказуемы: 50% не имеют нравственного идеала, 25% видят его в родителях, 25% имеют собирательный образ.

Что касается участия в общественной деятельности, то здесь результаты оказались неожиданными: 40% -активно участвуют в благотворительности, волонтерстве, донорстве, 40% - не участвуют совсем, и 20% - от случая к случаю. То есть активная жизненная позиция сформирована практически у половины молодых людей.

Среди важных качеств молодого человека, ведущих к успешности, 70 % студентов назвали уверенность в себе и способность рисковать, 23% - хорошее воспитание, вежливость, коммуникабельность, пунктуальность, амбициозность, стрессоустойчивость, трудолюбие, Активная жизненная позиция, постоянное развитие и самосовершенствование, целеустремленность, умение адаптироваться к постоянно меняющимся условиям, самодисциплина. Есть любопытные ответы: «Для того, чтобы быть успешным в нынешнее время очень важно быть социальным, вдохновляющим, при этом нужно много улыбаться, говорить по существу и своим жизненным путем вдохновлять людей вокруг заниматься собой». «Современный успешный человек должен быть воспитанным. Быть вежливым, умным, добрым, уметь отвечать, не перебивая собеседника. Он должен уметь грамотно разговаривать, так как умение вести беседу, любой разговор сразу даст понять, действительно ли это современный человек. Наверное, он должен модно одеваться. Ведь такой человек располагает к себе окружающих. Современный молодой человек должен уважать личное пространство окружающих его людей, он не должен хамить превозносить себя над окружающими».

Что касается качеств, необходимых современному учителю, то здесь ребята оказались на редкость традиционны: любовь к детям, гуманность, толерантность, справедливость, ответственность и т.д., то есть все те качества, которые всегда приписывались учителю. Удивительным оказался один ответ студентки филологического факультета: «Учитель - это идеал, которому мы стремимся соответствовать, учитель всегда честный, порядочный, ответственный, дисциплинированный». То есть, несмотря на падение престижа профессии учителя, молодежь все-таки хочет видеть в нем нравственный идеал.

Выводы. Как видно из ответов студентов, у молодых людей присутствует интерес к морально-нравственным проблемам. Большинство ребят адекватно реагирует на нравственные вызовы времени и готовы к самосовершенствованию, готовы помогать ближнему. Арсенал средств нравственного воспитания широк, важно лишь использовать его адекватно складывающейся социально-психологической ситуации.

Литература:

1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf

2. Ягофарова Г.А. Педагогическое моделирование социально-нравственного развития студентов в вузе. автореф. дис...канд. пед. наук: 13.00.01 / Ягофарова Гюзель Алмасовна. - Нижний Ногород, 2005. - 23 с.

3. Andrus J.K., Strebel P.M., Quadros С.А. Risk of vaccine-associated paralytic poliomyelitis in Latin America, 1989-1991 // Bull. World Health Org. — 1995. — Vol. 73. — P. 33-40.

Педагогика

УДК 371

кандидат филологических наук, доцент Аксёнова Галина Николаевна

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул); кандидат педагогических наук, доцент Кочергина Ирина Анатольевна

Российский университет дружбы народов (г. Москва)

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. В настоящее время информационные и коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью всех областей деятельности человека, включая образовательную среду. В статье рассматриваются вопросы возможностей электронного обучения, в частности дистанционной форма обучения в высших учебных заведениях. Описываются основные способы организации дистанционного обучения, его плюсы и недостатки, перспективы развития дистанционного образования в России.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционное образование, образовательная система, информационная среда.

Annotation. Currently, information and communication technologies are an intégral part of all areas of human activity, including the educational environment. The article discusses the possibilities of e-learning, in particular distance learning in higher education institutions. The main methods of organizing distance learning are described, its advantages and disadvantages, prospects for the development of distance education in Russia.

Keywords: e-learning, distance education, educational system, information enviro.

Введение. Напряженная эпидемиологическая обстановка в стане вынуждает всех ее граждан соблюдать введенный президентом Российской Федерации режим самоизоляции, учащихся всех образовательных программ массово переводят на дистанционное обучение, и если раньше такое обучение представлялось не эффективным, то сейчас - это единственный вариант обучения у всех учащихся.

Электронный дистанционный контроль знаний и обучение являются важными новой системе образования, как особое место, так и прочные позиции. Такое обучение, в настоящее время, приобретает немыслимую актуальность, а также имеет большое будущее. Можно утверждать, что мировой рынок дистанционного обучения является крайне перспективным.

Впервые термин «электронное дистанционное обучение» появился в профессиональном образовании и связан он с методическим семинаром в профессионально-специальной компьютерной подготовке, прошедшего в октябре 1999 г. в Лос-Анджелесе. Близко по содержанию и значению к понятиям следующим понятиям: «виртуальное обучение» и «онлайн-обучение» понятие ЭДО представило перед собой интерактивный, индивидуализированный способ обучения через онлайн платформы при помощи новейших технологий. Одной из важнейших целей Электронного дистанционного обучения является развитие компетенции с сохранением независимого процесса обучения, не опираясь на определенное место и время.

Возникновение понятия ЭДО взаимодействует со многими новшествами, например, книгопечатанье, возникновения шрифта, профессия учителя, а также при появлении технических средств направленные на обучение. Делая анализ истории ЭДО, следует сказать о первых дистанционных мероприятиях, курсах в стенографии, которые были организованы в Великобритании в ХХ веке, изобретателем был некий Исаак Питман. Он являлся высококвалифицированным педагогом, работающий в одной из частных школ, которую он же открыл. Он является основоположником идеи в организации дистанционных уроков, курсов, где он предоставлял обучающимся задания через почту. Обратная связь осуществлялась аналогичным образом [8, c. 77].

Дистанционное образование - это любые условия образовательной деятельности с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий, не прибегая к постоянному личному присутствию обучающегося в образовательном учреждении. Особенность дистанционных технологий в том, что они возможность самостоятельного обучения под руководством со стороны преподавателей. Иными словами, дистанционное обучение - это домашнее обучение с применением интернет-технологий.

Изложение основного материала статьи. Положительными особенностями дистанционного образования можно считать:

- повышенное качество образовательного процесса за счет использования современных информационных сетевых средств обучения и контроля;

- обучение значительного числа учащихся;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.