УДК 378.14 ББК 74.489
УСТОЙЧИВОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
I В.И. Горовая, Г.И. Шевченко
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты формирования устойчивости профессионального идеала студентов - будущих педагогов: сущностные особенности понятий, уровни проявления идеала, последовательность развития, условия формирования. В качестве исследовательского инструментария определения устойчивости профессионального идеала авторы используют методику изучения психологии труда и личности учителя, показатель устойчивости профессионального идеала испытуемого определяют коэффициентом ранговой корреляции Спирмена. Результаты исследования свидетельствуют о том, что чем выше коэффициент корреляции, тем более устойчивым является профессиональный идеал испытуемого. Устойчивость профессионального идеала у студентов изменяется по мере их обучения от курса к курсу. Самой высокой она становится к концу обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональный идеал, устойчивость профессионального идеала, коэффициент ранговой корреляции.
SUSTAINABILITY OF THE PROFESSIONAL IDEAL
OF THE FUTURE TEACHER AS THE FACTOR OF EFFECTIVENESS
OF THE UPCOMING ACTIVITY
I V.I. Gorovaya, G.I. Shevchenko
Abstract. The article examines some aspects of the formation of the sustain-ability of the students' professional ideal - future teachers: the essential features of concepts, levels of manifestation of the ideal, the sequence of development, the conditions of formation. As a research tool for determining the sustainability of the professional ideal, the authors use the methodology of studying the psychology of the teacher's work and personality, the indicator of the sustainability of the professional ideal of the student is determined by
the Spearman rank correlation coefficient. The results of the research indicate that than the higher the correlation coefficient is, the more sustainable is the professional ideal of the student. The sustainability of the students' professional ideal varies as they learn from one course to another course. It reaches the highest level by the end of university studies.
Keywords: the professional ideal, the stability of the professional ideal, the coefficient of rank correlation.
42
Совершенствование подготовки педагогических кадров — одна из проблем высшей педагогической школы. Ее решение обусловлено как объективными, так и субъективными факторами. В числе субъективных факторов, определяющих особенности профессиональной педагогической деятельности, следует назвать наличие профессионального идеала, выступающего своеобразным мотивом поведения, действий, поступков личности.
В словарном значении [1] понятие «идеал» (от лат. idealis) трактует» ся как наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство в отношениях между людьми; наиболее совершенное устройство общества.
Категория идеала обладает глубоким социальным значением. Общеупотребительным слово «идеал» стало с конца Х1Х и начала ХХ столетия, а его смысловое исследование восходит к немецкой классической философии. Так, согласно И. Канту [2], идеал есть высшая, конечная цель на пути постепенного «нравственного совершенствования» человека.
В современных источниках [1; 3—6 и др.] идеал — это наивысшая цель, которую человек стремится до-
стичь в результате какой-либо деятельности.
В работах В.Н. Гоголева, А.Ю. Дукат, Т.Е. Конниковой, Т.П. Соболевой, Н.И. Стреляновой, и др. отмечается, что, когда речь идет о формировании идеала личности, следует иметь в виду переход от идеала, представляемого конкретной личностью, к некоторому обобщенному образу. При этом подчеркивается, что идеал обладает такой особенностью, как устойчивость. Причем, чем выше обобщенность образа идеала, тем он устойчивее.
Дольно широкое распространение получило понятие «профессиональный идеал», как правило, определяемое как высшая профессиональная цель, основа жизнетворче-ства [7-9].
Формирование профессионального идеала имеет большое значение на этапе подготовки специалиста, при этом считается, что данный процесс сходен с процессом формирования нравственных идеалов личности.
Некоторые авторы [10] полагают, что идеал личности профессионала, воплощающий в себе наиболее ценимые в данном социуме качества, имеет тот же путь развития, что и процесс познания. Иначе говоря, процесс формирования идеала протекает посредством интериоризации
ЕК
субъектом явлений окружающей действительности как следствие его деятельности в конкретной социальной среде.
Обращение к процессу формирования профессионального идеала педагога показывает, что он протекает в определенной последовательности по этапам. Так, на начальном этапе профессиональной подготовки будущего педагога устойчивость идеала незначительна, поскольку обусловлена невысоким уровнем обобщенности представлений о педагогической деятельности, а также соответствующей формой психического отражения действительности (в основном чувственное познание). На данном этапе студент способен выделить и оценить только социально значимые качества педагога-профессионала, которыми желал бы владеть сам. Например: «Мне нравится, как преподаватель общается с аудиторией: он требователен и одновременно стремится каждому из нас помочь». Или: «Мне хотелось бы работать также увлеченно, как работают многие из моих преподавателей».
Как видим, на начальном этапе это даже не идеал в собственном смысле слова, а личность, воплощающая в себе ценимые студентом качества и которой ему хотелось бы подражать.
По мере накоплением студентом психолого-педагогических знаний и особенно после первой педагогической практики у студентов начинают формироваться более осознанные представления о профессиональном идеале. Их основой выступают представления о деятельности конкретных педагогов, с которыми студент более тесно сотрудничал в период
практики. Однако зарождающийся при этом профессиональный идеал в основном отражает эмоционально-положительное отношение к педагогической профессии, так как в значительной мере базируется на наблюдениях за деятельностью опытных педагогов. Сказанное подтверждается результатами проведенного нами анкетирования. Например, на вопрос, «В чем, на ваш взгляд, состоит сущность профессионального идеала педагога?», студенты отвечали следующим образом: «глубокое знание преподаваемого предмета»; «умение общаться бесконфликтно»; «эрудиция, нравственные позиции, любовь к детям» и т.п.
Постепенное совершенствование знаний и расширение спектра практических умений и навыков позволяет студентам выделять и оценивать в преподавателях гораздо большее количество как положительных, так и негативных профессиональных и личностных качеств. Так, студенты второго года обучения отмечают: «Мой идеал — педагог, который интересуется не только преподаваемым предметом, но и всем тем, что составляет духовный облик высоконравственного человека»; «Идеал современного педагога — это очень умный, находчивый, ответственный, честный и отзывчивый человек».
Таким образом, по мере расширения знаний о профессиональной педагогической деятельности представления студентов об идеале самого исполнителя этой деятельности существенно меняются. Образ конкретной личности отходит как бы на второй план, а идеал приобретает более обобщенный характер и потому может быть назван «синтетическим»,
43
44
поскольку вбирает в себя обобщенную информацию, не только воспринятую, но и осмысленную студентом.
Согласно нашим наблюдениям, такой переход от конкретного представления об идеале педагога к рациональному его осмыслению протекает диалектически, когда в границах одной и той же формы обобщенности возникает другая. Этот процесс обусловливается, с одной стороны, позитивной динамикой учебного познания, а с другой - анализом практического опыта (наблюдаемого и собственного), а также оперированием полученной информации в новых для студента ситуациях. Необходимо отметить, что в процессе пересмотра студентом идеала-представления в контексте обобщения признаков, некоторые из них утрачивают свое значение и, наоборот, те признаки, что студент более всего ценил ранее, актуализируются и сохраняются в его памяти.
По мере продвижения в освоении профессии педагога и практического применения профессионально-педагогических знаний и умений образ идеального педагога в представлениях студентов становится еще более обобщенным. На вопрос о том, какими качествами должен обладать идеальный педагог, студенты в своих ответах руководствуются потребностями образовательной практики. При этом они называют такие личностные качества, как сложившееся мировоззрение, целостность педагогического сознания, уровень самосознания, готовность к творчеству. Например: «Современный педагог должен соответствовать требованиям социума, владеть общественным сознанием, чувством долга и ответственности пе-
ред обществом»; «Педагогический идеал - это нравственные качества личности, ценимые в данном обществе, истинная педагогическая направленность и готовность осуществлять деятельность на высоком научно-методическом уровне».
Таким образом, от курса к курсу в сознании студента происходит динамика представлений о профессиональном идеале педагога за счет осмысления содержательных и функциональных особенностей предстоящей деятельности. При этом важно, чтобы формируемый положительный идеал обладал свойством устойчивости.
Понятие «устойчивость» [1] - постоянство, пребывание в одном состоянии.
В системе психологических знаний [11] устойчивость трактуется как качество личности, отдельными аспектами которого является уравновешенность, стабильность и сопротивляемость. В педагогических источниках понятие устойчивости обычно используется в сочетании с другими понятиями: устойчивость учебной мотивации, устойчивость познавательного интереса и т.п. Устойчивость педагогического идеала обычно рассматривается в контексте профессионально-педагогической направленности личности, которая, по определению Н.В. Кузьминой [12], может быть ложной, ... и истинной. По мнению В.Н. Гоголева [7], высокая устойчивость идеала предполагает высокую степень его роли в структуре истинной профессионально-педагогической направленности.
Изучение устойчивости профессионального идеала у студентов осуществлялось нами в четырех груп-
пах студентов Северо-Кавказского федерального университета, обучающих в магистратуре по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование». В качестве исследовательского инструментария использовалась методика изучения психологии труда и личности учителя, предложенная в свое время А. И. Щербаковым [13]. Суть методики состоит в том, что испытуемым предлагается набор из карточек (15) с указанием в них качеств личности педагога: высокий уровень самосознания; активная интеллектуальная деятельность; стабильность познавательных интересов; способность понимать ребенка, адекватно и быстро ориентироваться в возникшей ситуации; развитое чувство корпоративного сотрудничества; способность прогнозировать динамику развития растущей личности; научная эрудиция; тактичность, выдержка, самообладание; любовь к детям; оптимизм; трудолюбие; высокий уровень общей культуры; культура речи; общественная активность; педагогическая направленность.
Испытуемым (п = 30) предлагалось ознакомиться с содержанием карточек и расположить их в той последовательности, которая соответствует их представлениям об идеале
педагога. На первом месте должна была оказаться карточка с указанием наиболее значимого, по мнению испытуемого, качества личности педагога, на последнем месте - менее значимого. Разумеется, такое ранжирование не отражает все связи содержательных характеристик идеала, а лишь наиболее главные. Ранговые места каждой карточки фиксировались согласно индексам, обозначенным на обратной ее стороне. Ранжирование проводилось на первом и втором курсах, дополнительно проводилось исследование объема кратковременной памяти.
Для групп испытуемых на каждом курсе вычислялся коэффициент корреляции рангов Спирмена [14], определяющий степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. В данной методике коэффициент корреляции рангов Спирмена являлся показателем устойчивости профессионального идеала испытуемого. Причем считалось, что чем выше коэффициент ... корреляции, тем более устойчивым 45 являлся профессиональный идеал испытуемого. Результаты исследования приведены в таблице.
Как следует из таблицы, устойчивость профессионального идеала у
Таблица
Результаты исследования устойчивости профессионального идеала в группах студентов магистратуры
Показатели Группы испытуемых
1 курс 2 курс
Количество испытуемых 15 15
Средний показатель устойчивости профессионального идеала испытуемых -0,29 0,82
Среднее квадратическое отклонение показателей устойчивости профессионального идеала испытуемых 0,52 0,18
46
студентов изменяется по мере их обучения от курса к курсу. Самой высокой она становится к концу обучения в вузе. Более того, рост устойчивости профессионального идеала связан с уменьшением вариативности этого признака.
Результаты исследования показали, что позитивная динамика устойчивости профессионального идеала личности наблюдается в процессе ее профессионального становления.
Рост обобщенности профессионального идеала у студентов дает основание утверждать, что при его формировании он протекает по тем же закономерностям, что и формирование нравственного идеала. Результаты исследования показали также, что тенденция роста устойчивости профессионального идеала у студентов к моменту окончания вуза сочетается с возрастанием роли профессионального идеала в структуре профессионально-педагогической направленности личности.
Кроме того, следует отметить, что процесс формирования профессионального идеала у студентов протекает неоднозначно. В значительной мере он обусловлен особенностями и успехами практик, раскрывающих потенциальные возможности студентов и готовность к самосовершенствованию. Актуализация этих потенций обусловливается требованиями организации практик и стремлением студента к ее результативности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Философский энциклопедический словарь [Текст] / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.
2. Кант, И. Сочинения: в 6-ти томах [Текст] / И. Кант. - М.: «Мысль», 1965. (Философ. наследие). - Т. 4. - 1022 с.
3. Данилец, А.В. О реальном и идеальном [Текст] / А.В. Данилец // Этносоциальное проектирование. - 2009. - № 5. - С. 87-93.
4. Конникова, Т.Е. Идеал [Текст] / Т.Е. Конни-кова // Педагогическая энциклопедия. - Т. 2. - М.: Сов. энциклопедия, 1965. - 911 с.
5. Малышева, К.А. Эталон жизнедеятельности и его структура [Текст] / К.А. Малышева // Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, № 1. - С. 200-202.
6. Титова, Р.Д. Общественный идеал в современной России: философский анализ: Дис. ... канд. философ. наук. - Уфа, 2015.161 с.
7. Гоголев, В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя [Текст] / В.Н. Гоголев: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Л., 1985. - 17 с.
8. Лельчицкий, И.Д. Эволюция личностно-профессионального идеала учителя в отечественной педагогике первой трети XX века [Текст] / И.Д. Лельчицкий: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2004.- 335 с.
9. Фролова, С.Л. Роль профессионального идеала в выборе профессии [Текст] / С.Л. Фролова // Теория и практика современной педагогики»: материалы международной заочной научно-практической конференции. Часть I (25 января 2011 г.). - Новосибирск: Изд. «ЭНСКЕ», 2011. - С. 125-130.
10. Славин, А.В. Наглядный образ в структуре познания [Текст] / А.В. Славин. - М.: Политиздат, 1971. - 271 с.
11. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь [Текст] / А. Ребер. Москва: Изд-во Искра, 2000. - 245 с.
12. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
13. Щербаков, А.И. О методологии и методике изучения психологии труда и личности учителя [Текст] / А.И. Щербакова // Психология труда и личности учителя. Вып. 1. - Л., 1976. - С. 3-29.
14. Петров, П.К. Математико-статистиче-ская обработка и графическое представле-
ЕК
ние результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий [Текст] / П.К. Петров: учеб. пособие. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2013. - 179 с.
REFERENCES
1. Danilets A.V., O realnom i idealnom, Etno-sotsialnoye proyektirovaniye, 2009, No. 5, pp. 87-93. (in Russian)
2. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar, red.-sost. Ye.F. Gubskiy i dr., Moscow, INFRA-M, 2009, 569 p. (in Russian)
3. Frolova S.L., "Rol professionalnogo ideala v vybore professii", in: Teoriya i praktika sovremennoy pedagogiki, materialy mezh-dunarodnoy zaochnoy nauchno-praktiches-koy konferentsii, Chast I (25 yanvarya 2011 g.), Novosibirsk, Izd. "ENSKE", 2011, pp. 125-130. (in Russian)
4. Gogolev V.N., Stanovleniye professionalnogo ideala kak faktor formirovaniya napravlen-nosti lichnosti budushchego uchitelya, Extended abstract of PhD dissertation (in Pedagogy), Leningrad, 1985, 17 p. (in Russian)
5. Kant I., Sochineniya: v 6 tt., Moscow, Mysl, 1965. (Filosof. Naslediye), T. 4, 1022 p. (in Russian)
6. Konnikova T.Ye, "Ideal", in: Pedagogich-eskaya entsiklopediya, T. 2, Moscow, Sov. Entsiklopediya, 1965, 911 p.
7. Kuzmina N.V., Professionalizm lichnosti prepodavatelya i mastera proizvodstvennogo obucheniya, Moscow, Vysshaya Shkola, 1990, 119 p. (in Russian)
8. Lelchitskiy I.D., Evolyutsiya lichnostno-pro-fessionalnogo ideala uchitelya v otechestven-noy pedagogike pervoy treti XX veka, Extended Abstract of ScD dissertation (in Pedagogy, Moscow, 2004, 335 p. (in Russian)
9. Malysheva K.A., Etalon zhiznedeyatelnosti i yego struktura, Vestnik Bashkirskogo universite-ta, 2010, T. 15, No. 1, pp. 200-202. (in Russian)
10. Petrov P.K., Matematiko-statisticheskaya obrabotka i graficheskoye predstavleniye re-zultatov pedagogicheskikh issledovaniy s is-polzovaniyem informatsionnykh tekhnologiy: ucheb. Posobiye, Izhevsk, Izd-vo "Udmurts-kiy universitet", 2013, 179 p. (in Russian)
11. Reber A., Bolshoy tolkovyypsikhologicheskiy slovar, Moscow, 2000, 245 p. (in Russian)
12. Shcherbakov A.I., "O metodologii i metodike izucheniya psikhologii truda i lichnosti uchitelya", in: Psikhologiya truda i lichnosti uchitelya, Vyp. 1, L., 1976, pp. 3-29. (in Russian)
13. Slavin A.V., Naglyadnyy obraz v strukture poznaniya, Moscow, Politizdat, 1971, 271 p. (in Russian)
14. Titova R.D., Obshchestvennyy ideal v sovremennoy Rossii: filosofskiy analiz: Extended abstract of PhD dissertation (in Philosophy), Ufa, 2015, 161 p. (in Russian)
__47
Горовая Валерия Ивановна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра ботаники, зоологии и общей биологии, Северо-Кавказский федеральный университет, gorovaya.valerya@ yandex.ru
Gorovaya V.I., ScD in Education, Professor, Botany, Zoology and General biology Department, North-Caucasian Federal University, [email protected]
Шевченко Галина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра информатики, Северо-Кавказский федеральный университет, [email protected]
Shevchenko G.I., PhD in Education, Associate Professor, Informatics Department, North-Caucasian Federal University, [email protected]