Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ КЕЙСОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ КЕЙСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / КЕЙС / ЦЕННОСТИ / БИОГРАФИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ ЛИЧНОСТЕЙ / DEAL / PROFESSIONAL IDEAL / CASE / VALUES / BIOGRAPHY OF OUTSTANDING PERSONALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокофьева Ольга Николаевна, Акимова Елена Анатольевна, Карапунарлы Мария Ярославна

В статье рассматривается проблема формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов в процессе решения кейсов. Представлен анализ понятия «идеал», «профессиональный идеал», описан опыт использования кейсов как средства формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов.The article deals with the problem of forming ideas about the professional ideal of future teachers in the process of solving cases. The article presents an analysis of the concept of "ideal", "professional ideal", describes the experience of using cases as a means of forming ideas about the professional ideal for future teachers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ КЕЙСОВ»

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Прокофьева Ольга Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Акимова Елена Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга); магистрант Карапунарлы Мария Ярославна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского (г. Калуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ИДЕАЛЕ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ КЕЙСОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов в процессе решения кейсов. Представлен анализ понятия «идеал», «профессиональный идеал», описан опыт использования кейсов как средства формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов.

Ключевые слова: идеал, профессиональный идеал, кейс, ценности, биография выдающихся личностей.

Annotation. The article deals with the problem of forming ideas about the professional ideal of future teachers in the process of solving cases. The article presents an analysis of the concept of "ideal", "professional ideal", describes the experience of using cases as a means of forming ideas about the professional ideal for future teachers.

Keywords: deal, professional ideal, case, values, biography of outstanding personalities.

Введение. В современных реалиях идеалы и ценностные ориентации педагога приобретают особую значимость для профессиональной деятельности, их формирование у будущих педагогов связано с формируемыми компетенциями и профессионально значимыми качествами личности.

Высокое качество деятельности выпускника, нравственный облик, профессиональные мотивы, интересы, ценности, его профессиональная компетентность, мобильность и успешность социальной адаптации, -являются результатом реализации профессионального воспитания будущего учителя [1].

Одной из задач решаемой в процессе профессионального воспитания будущих педагогов является задача, связанная с формированием представлений о профессиональном идеале.

Изложение основного материала статьи. Под идеалом понимается образец, прообраз, высшая цель, совершенное воплощение чего-либо, представление о высшем совершенстве в каком-либо отношении [10].

Идеал (франц. ideal, от греч. idea - идея, прообраз) в общеупотребительном смысле понимается как индивидуально принятый стандарт (признаваемый образец) чего-либо, как правило касающийся личных качеств, способностей; в нормативно-этическом смысле - это совершенство в отношениях между людьми [7, С. 100]

Выбор, ориентирующий поведение человека, определяется ценностями человека, «норма», «идеал» и «цель» являются регуляторами поведения. «Идеал» как нечто отвлеченное представление о желаемом будущем может стать личной ориентацией поведения, чтобы функционировать как ценность. На основе ценностей, которые принимаются людьми, они строят отношения, определяют приоритеты и критерии, выдвигают цели деятельности, занимают общественные, профессиональные и политические позиции [2, С. 37].

Идеал - это образ совершенных моральных качеств личности и отношений между людьми. Идеал относится к ценностям как часть и целое [5, С. 35].

Идеал как форма направленности личности, компонент мировоззрения, влияет на нормы поведения человека, на отношение человека к труду, к другим людям, на характер жизненных стремлений, на его быт, вкусы и интересы [5].

В основных документах, задающих целевую направленность системы образования, таких как: Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, обозначаются образовательные приоритеты, состоящие в развитии высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности. В Стратегии подчеркивается особая значимость духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством. В Национальной доктрине задается основная задача в сфере образования: воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности [4]. Тем самым определяя идеальный прообраз, представление о личности выпускника [9]

Представление о профессиональном идеале у будущих педагогов, является видом представления об идеале в целом, должно основываться на нравственных ценностях и ориентациях, и проявляться в сознании, профессиональном поведении и деятельности.

Важным ориентиром в процессе самореализации будущих педагогов служит сформированное представление о должном, о том, как следует поступать человеку в различных обстоятельствах, об идеале в профессии и жизни [6, С. 99].

Профессиональный идеал как представление о себе самом в недалеком профессиональном будущем, очерчивает перед каждым человеком цели, осуществляя которые индивид в наибольшей степени проявляет свои сущностные силы. В этой ситуации роль преподавателя не оценима, он не только может предложить возможный прообраз, идеал, но и подсказать сферу самореализации [6, С. 100].

Личностные и профессиональные идеалы строятся на основе образов конкретных людей. Функция идеала заключается в том, что являясь формой осознания несовершенства предметов, явлений, личностных недостатков, вдохновляет людей на изменение, развитие самих себя. Идеал задает цель личностного совершенствования [5, С. 35].

С целью формирования представления о профессиональном идеале у будущих педагогов на кафедре педагогики КГУ им. К.Э. Циолковского успешно применяется технология case-study. Технология case-study представляет собой технологию анализа конкретных задач-ситуаций (от английского case - случай, ситуация), целью которой является выработка практического решения.

Материалом для создания кейсов служат биографии выдающихся ученых и педагогов. Решение кейсов, в основе которых ситуации из жизни выдающихся ученых, педагогов, направлены на раскрытие убеждений, мотивов поведения, использованных средств достижения целей, характере общения с окружающими, общественной позиции и активности.

При составлении кейсов важно искать те ситуации из жизни выдающихся личностей, которые раскрывают нравственные категории, описывают поиск смысла жизни, следование правде независимо от обстоятельств и жизненных трудностей.

Суть метода кейсов состоит в следующем: студентам предлагается для обсуждения реальная жизненная ситуация, ситуация-задача, решение которой неочевидно. В основе кейсов ситуации из жизни и деятельности ученых и педагогов, которые привели выдающихся личностей к профессиональному успеху, описание трудностей и «падений» на этом пути. В ходе дискуссии, которая является неотъемлемой частью метода, студенты либо находят оптимальное в предложенной ситуации решение, либо предлагают несколько решений, аргументируя свою позицию.

Изучение процесса становления выдающейся личности в деятельности, общении, в познании, помогает через диалог ответить на вопрос о ценностях, идеалах, нормах, целях, определяющих ее поведение. Познавая сущность социально и профессионально значимых качеств личности через образ изучаемой личности, ее биографию, научное наследие, учащиеся оценивают их наличие в окружающих его людях и в себе. Осознание недостаточного развития того или иного качества начальный этап на пути к собственному совершенствованию и приближению к требуемому идеалу [8].

Для формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов используются различные типы этико-педагогических кейсов. Отличие и новизна нашей технологии состоит в систематическом и последовательном использовании различных типов кейсов.

При решении кейса предлагается следовать определенному алгоритму:

• выделение признаков ситуации;

• раскрытие ее содержания, с оценкой (сравнением) и соотнесением с требованиями профессиональной этики;

• погружение в исторический контекст кейса с профессионально-этической проблематикой.

В процессе формирования представлений о профессиональном идеале у будущих педагогов используются следующие кейсы:

• кейсы, содержащие проблемно-конфликтную ситуацию - для формирования умения вычленить конфликтообразующее противоречие;

• кейсы, содержащие аналитическую ситуацию - для формирования умения выявить возможные варианты решения;

• кейсы, содержащие оценочную ситуацию - для формирования умения сопоставить варианты и выбрать оптимальный;

• кейсы, содержащие прогностическую ситуацию - для формирования умения предвидеть и оценить возможные результаты решения, последствия поступка;

• кейсы, содержащие ситуацию риска - для формирования умения принять решение.

Для каждого типа кейсов разработана схема решения. Эти схемы естественным образом наметили алгоритм принятия нравственного решения:

1. поиск конфликтообразующего противоречия;

2. анализ ситуации и выявление возможных вариантов ее решения;

3. сопоставление вариантов и выбор наилучшего;

4. размышление по поводу последствий выбора, поступка;

5. принятие решения.

Студент и преподаватель выступают равноправными партнерами в обсуждении кейсов, что создает атмосферу свободного обмена мнениями. Преподаватель вместе со студентами обсуждает возможные варианты решения, анализирует возможные риски.

Рассмотрение ситуаций создает благоприятную среду для внешнего и внутреннего диалога, направленного на соотношение нормативного и реального, между тем, что нужно сделать, и тем, что фактически сделано, среду, которая может придать импульс для личностного развития.

Рассмотрение и обсуждение кейсов, с персонифицированным содержанием, идет с позиций аксиологического и акмеологического подходов. С точки зрения акмеологического подхода кейсы, в которых описаны ситуации из личной и профессиональной жизни ученых и педагогов, решаются с позиции анализа факторов, способствующих успеху в профессии.

С позиции аксиологического подхода в процессе рассмотрения кейса анализируются взгляды выдающихся деятелей науки и образования, их ценностные ориентации. Обсуждение поступков, описываемых в кейсах, идет с позиции обсуждения вызвавших его мотивов, идеалов и целей, в соответствии с принятыми в обществе нормами и идеалами поведения.

Между ценностными ориентациями и идеалами существует тесная связь. Д.А. Леонтьев, идеал понимает как форму существования ценностей. Выделяются три формы существования ценностей: в форме общественных идеалов, понимаемых как представления о совершенстве, о желательном в тех или иных сферах социальной активности; в форме предметно воплощенных ценностей, в том числе и через деяния конкретных людей, в которых ценность находит свое наиболее зримое существование; и в форме личностных ценностей (побуждаемые ценностями люди осуществляют эти ценности в деятельности) [3].

Зарождаясь в обыденно-практическом сознании, ценностное отношение остается достоянием индивида и выполняет ориентационные функции в управлении его поведением. Заключенная в нем оценка содержательна, она выражает позицию субъекта в системе общественных отношений, в профессии, в семье. Она выражает характер потребностей, интересов, идеалов, выявляет то, к чему он стремится, что отвергает, к чему равнодушен, нейтрален [2, C. 160].

Психологическая форма проявления ценностного отношения - это переживание, т.е. особый тип эмоционального процесса, который зарождается на уровне обыденно-практического сознания и восходит на уровень осознаваемого чувства [2, C. 165]. Поэтому преподавателю в процессе обсуждения кейсов важно вызвать у студентов эмоциональный отклик. От этого будет зависеть станут ли обсуждаемые примеры -«идеалом», нормой, приобретут ли они ценностное значение, будут ли выступать в качестве регуляторов поведения.

Одна из особенностей личности состоит в саморегуляции ее поведения, в действии согласно ее ценностным ориентациям и в подчинении тем нормам, которые приобрели для нее ценностное значение [2, C. 165].

Выводы. Таким образом, рассмотрение кейсов, в содержании которых используются ситуации из биографий выдающихся личностей, деятельность и поступки которых можно рассматривать в качестве прообраза, идеала, воплотивших в своей жизни высокие личностные и профессионально значимые качества, позволяет сформировать правильные представления об идеале, повернуть личностные убеждения к необходимым ориентациям и убеждениям в профессии. Кейсы предлагаются студентам систематически и последовательно.

Контекст рассматриваемых ситуаций может демонстрировать ориентацию изучаемой личности ученого или педагога в ситуациях профессионального выбора на нравственные нормы, профессиональные ценности, собственную самореализацию и самоутверждение.

Литература:

1. Белов В.И Система профессионального воспитания в современных социально-экономических условиях развития образования: дис....доктора педагогических наук. Санкт-Петербург, 2006. - 385 с.

2. Каган М.С. Философская теория ценности. — Санкт-Петербург, ТОО ТК. - 1997. "Петрополис", -205 с. С. 37

3. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. - 1996. - № 4. - С. 15-26. (С. 18)

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации. (одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации №751 от O4.10.2000) Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_97368/a0a571554fd5a942e453f6c01f3c4d4abf6f1fea/

5. Новиков А.М. Основания педагогики. М.: Изд-во ЭГВЕС, 2010. - 208 с.

6. Педагогика профессионального образования / Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др.; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 368 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. - 528 с.

8. Прокофьева О.Н. Кривов С.И., Теренина А.А. Роль практики в подготовке будущих учителей к использованию биографий выдающихся личностей в воспитании учащихся. Проблемы современного педагогического образования. - Выпуск 56. Часть 10 - 360 c. - С. 155-160

9. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_180402/

10. Энциклопедия эпистемологии и философии науки / Под ред. И.Т. Касавина. М.: «Канон+»РООИ «Реабилитация», 2009. - 1248с. - С. 259

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Шкунова Анжелика Аркадьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); преподаватель Себина Екатерина Владимировна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского" (г. Нижний Новгород)

ПОТЕНЦИАЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СОБЫТИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье описан опыт реализации образовательных событий при подготовке обучающихся к управленческой деятельности. Образовательное событие определяется как специфический формат организации образовательной деятельности позволять эффективно интегрировать традиционную учебную активность обучающихся в единое уникальное педагогически обоснованное событие, направленное на совместное проживание ценного для всех участников опыта, развитие требуемых умений и навыков, а также формирование эмоционально-ценностного отношения к предмету образовательного события. В статье раскрыты основные этапы проведения образовательного события: мотивационный, событийный и итоговый, и на этой основе описана практика реализации образовательного события для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент в рамках дисциплин «Персональный менеджмент» и «Организационное поведение». Описаны виды деятельности студентов на каждом этапе образовательного события, содержание заданий в соответствии со спецификой дисциплин, способы представления обучающимися результатов участия в образовательном событии, критерии и способы оценки этих результатов. Проанализированы оценки, полученные по результатам участия в образовательном событии, а также качественные оценки опыта, полученного студентами от участия в нем. В результате работы сделаны

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.