СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аристотель. Политика [Текст] / Аристотель; пер. с древнегреч. С.А. Жебелева // Соч. — В 4 т. Т. 4 / общ. ред. А.И. Доватура. — М.: Мысль, 1983.
2 Декомб, В. Дополнение к субъекту: исследование феномена действия от собственного лица [Текст] / В. Декомб; пер. с фр. М. Голованивской. — М.: Новое лит. обозр., 2011.
3. Кимелев, Ю.А. «Субъект» и «субъективность» в современной западной социальной философии [Текст]: науч.-аналит. обзор / Ю.А. Кимелев; РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отд. Философии. - М., 2006.
4. Пигров, К.С. Дихотомия моделей социальной реальности в свете «основного отношения» [Текст] / К.С. Пигров // Социальная реальность и социальные теории. - СПб., 1998.
5. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре, или Принципы политического права [Текст] /
Ж.-Ж. Руссо // Трактаты / пер. с фр. — М.: Наука, 1969.
6. Фуко, М. Субъект и власть [Текст] / М. Фуко // Интеллектуалы и власть: избр. полит. статьи, выступления и интервью / пер. с фр. Б.М. Скуратова, под общ. ред. В.П. Большакова. - М.: Праксис, 2006. - С. 161-190.
7. Шипунова, О.Д. Интеллект и субъективность. Опыт социальной онтологии [Текст] / О.Д. Шипунова // Филос. науки. Филос. Петербург. — М., 2004. - С. 612-622.
8. Goyet, F. Prudence et «Panurgie»: le machiavе lisme est-il anstc^liden? [Text] / F. Goyet // Au-dela de la Рое^^: Aristote et la literature de la Renaissance, еd. - Ullrich Langer, Ge^ve, Droz, 2002. - P. 13-34.
9. Thiele, L.P. Thinking Politics: Perspectives in Ancient, Modern, and Postmodern Political Theory [Text] / L.P. Thiele. - University of Florida New Jersey, by Chatham House Publishers, Inc., 1997.
УДК 378
С.Л. Фролова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИДЕАЛА
Понятие «идеал» — одно из наиболее часто употребляемых в гуманитарных науках понятий, поскольку идеал является своеобразным выражением духовно-нравственного состояния общества в рамках той или иной исторической эпохи в ее связи с общественным развитием. Наличие огромного количества научных работ, посвященных проблеме идеала, доказывает неиссякаемый интерес философов, психологов, социологов, педагогов к данной проблеме, ее непреходящую актуальность и значимость. Объясняя стойкий интерес исследователей к теме идеалов, В.Е. Давидович в монографии «Теория идеала» писал: «Все исследователи, следуя давно установившейся философской традиции, видят в идеале духовное выражение определенной нормы, образа, отличающегося от повседневной действительности и обладающего побудительной силой к действию, тот образ совершенства, манящий ориентир, на который равняются люди в своей деятельности» [2, с. 31].
Использование в изучении междисциплинарной категории «идеал» лексико-семантического и этимологического методов (на языковом уровне), историко-сравнительного метода анализа философских и психологических концепций идеала (на понятийно-содержательном уровне) позволило не только выделить сущностные, содержательные, структурные и функциональные признаки понятия, но и выявить своеобразную тенденцию в его развитии: понимание сути этой категории с течением времени не меняется, открываются лишь те или иные оттенки значения, а содержание «идеала» претерпевает серьезные изменения и зависит от конкретных исторических условий.
В современном русском языке слово «идеал» многозначное. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова даны два значения этого слова:
1) то, что составляет высшую цель деятельности, стремлений;
2) совершенное воплощение чего-нибудь [9, с. 205].
Современное обществознание трактует понятие «идеал» как высшее совершенство в общественной жизни, в философии, высшую конечную цель деятельности, стремлений, помыслов, организующую и вдохновляющую на решение встающих перед народом жизненно важных задач; воплощение чего-нибудь, совершенный образ чего-либо; предел каких-либо мечтаний [5, с. 87].
Э.В. Ильенков дает многоуровневую характеристику данного понятия:
1) идеал — это тот образ, в согласии с которым носитель идеала желает сформировать будущее;
2) идеал — это цель морального самоусовершенствования;
3) идеал — это образец совершенного Человека;
4) идеал — это представление о высшей цели и назначении человека на земле;
5) эталонный портрет «лучшего Я» [4].
Эти определения еще раз подчеркивают, что категория «идеал» имеет психолого-педагогическое значение, являясь высшей целью самоусовершенствования человека.
Подводя итог лексико-семантическому, этимологическому и понятийно-содержательному анализу категории «идеал», можно выделить следующие его сущностные характеристики:
• идеал — модель будущего совершенного общества;
• идеал — образ совершенной человеческой личности, своеобразный эталон, высший образец, совершенство;
• идеал — идея;
• идеал — высшая конечная цель деятельности;
• идеал — всеобщая форма целеполагающей деятельности;
• идеал — универсальный регулятор поведения и деятельности людей;
• идеал — долженствование.
Идеалы имеют сложное строение, являясь чем-то высшим и общим по отношению к ценностям и ценностным ориентациям. Ближе всего нам точка зрения В.Е. Давидовича, считающего идеал высшей ценностью, с высоты которой оценивается объективное бытие других ценностей. Ценности, по его мнению, «потому и ценности, что их объективное бытие оценено. И оценено оно по шкале, заданной высшей
ценностью, то есть идеалом, понимаемым как благо. <...> Идеал, будучи целью всех целей и единством всех ценностей, действительно задает масштаб всей сетке ценностных ориентаций и диспозиций» [2, с. 38—39].
Таким образом, содержание идеала определяется системой ценностей, усвоенной индивидом, т. е. ценностными ориентациями, жизненными планами и целями индивида, и суммой привлекательных качеств, входящих в содержание идеального образа. Связь идеала с убеждениями, сознательными идеями, идейными отношениями как высшими личностными психическими образованиями, нормами, правилами, максимами поведения позволяет включить идеал как духовно-психическую константу, комплекс личностно значимых знаний в архитектонику сознания и мировоззрения на разных уровнях личностной структуры, а именно: на когнитивном, эмоционально-чувственном, эмоционально-волевом и рефлексивно-оценочном уровнях идеал рассматривается как компонент сознания, а на регулятивно-нормативном и экзистенциальном — как ядро мировоззрения.
Итак, изучение и анализ философской и психолого-педагогической научной литературы позволили выявить междисциплинарную сущность термина «идеал», который понимается как привлекательный образ «Я», совершенный, идеальный образец, как высшая идея и желанная цель. Содержание идеала определяется интериоризованными ценностями, т. е. ценностными ориентациями, жизненными планами, целями носителя идеала, совокупностью привлекательных качеств идеального образа. Идеал как структурный компонент сознания и смысловое ядро мировоззрения представляет собой диалектическое единство объективного и субъективного, поскольку, с одной стороны, отражает объективные общественные потребности и объективно существующие общественные отношения, а с другой — существует в индивидуальном сознании и мировоззрении человека, являясь его собственностью.
Используя экстраполяцию выводов и теоретических положений об идеале, его сущности и содержании на сферу профессиональной деятельности, введем в статью ключевое понятие «профессиональный идеал» и обоснуем его духовно-нравственную основу.
Профессиональный идеал (ПИ) в психолого-педагогической литературе понимается как образ профессионального совершенства [3, 6—8, 10, 11], как желанная высшая цель, идея, мечта. Идеалы составляют основу сознания и мировоззрения человека и определяют его поведение и отношение к действительности. Отсюда ПИ — это профессиональная высшая цель, основа жизнетворчества и жизнестроительства, так как человек живет и трудится в соответствии со своим представлением об успешном профессионале.
Профессиональный идеал обладает поли-аспектным содержанием и включает в себя совокупность:
• целей, установок и смыслов, характеризующих ценностный мир личности (на экзистенциальном уровне);
• знаний о социальных и нравственных ценностях, значимых с позиций профессиональной деятельности (на когнитивном уровне);
• профессиональных компетенций (на предметно-практическом уровне);
• профессиональных интересов, потребностей и мотивов (на потребностно-мотивационном уровне);
• профессионально важных качеств личности, гарантирующих с точки зрения носителя идеала успешность в профессиональной деятельности, а также совокупность социально значимых качеств личности, определяющих образ гражданина своей страны, субъекта микросоциума и гарантирующих достижение высокого социального статуса; совокупность нравственных качеств личности, обеспечивающих эмоционально-личностные контакты на основе взаимопонимания и взаимопринятия в коллективе (на эмоционально-волевом уровне).
Вычленить из содержания ПИ индивидуальные и социально значимые черты личности невозможно, поскольку у настоящего профессионала, т. е. у человека с сформированным ПИ, профессионально значимые ценности полностью включены во внутреннюю среду личности, профессиональное и личностное пространства слиты воедино. Данное наблюдение, подтвержденное специалистами в области психологии труда, позволяет сделать вывод, что ПИ — интегрированное понятие, в содержании
которого аспект, отвечающий за профессиональную компетентность, как бы «врастает» в духовно-нравственный и социальный аспекты содержания идеала. За счет интеграции профессионального, духовно-нравственного и социального аспектов происходит обогащение содержания ПИ что в свою очередь является признаком профессионального развития личности.
Большая степень действенности ПИ обеспечивается тем, что он включает в себя, помимо духовно-нравственного, «материальное» содержание, ассоциирующееся у носителя идеала с суммой профессиональных компетенций, позволяющих личности быть конкурентоспособной и востребованной. Если материальные блага носителем идеала рассматриваются не как самоцель, а лишь как условие и средство реализации высших духовных потенций, то это не ведет к духовно-нравственной деформации личности. А. Маслоу доказал, что духовные потребности возникают у человека по мере удовлетворения витальных. Современные ученые также считают, что равномерное соотношение материальных и духовных ценностей в ценностных предпочтениях личности считается признаком воспитанного, культурного человека.
По мнению Ю.В. Артюхович, «при характеристике материального аспекта следует четко разграничить материальное потребление и потребительский подход к жизни. В первом проявляется одна из объективных связей человека с его природой и социальной средой, необходимость для него есть, пить, одеваться, иметь жилье, чтобы поддерживать свою жизнь, трудиться, заниматься другими видами деятельности. При потребительском подходе материальное потребление отождествляется со смыслом жизни, так называемые вещные ценности выдвигаются в качестве главного мерила социального престижа и достоинства» [1, с. 43—44].
Профессиональная деятельность является основным источником материальных средств, необходимых для существования человека, поэтому индивидуальный ПИ с необходимостью включает в себя представления индивидуума о том, что должен уметь делать и каким должен быть профессионал, чтобы достичь
материального благополучия. Однако при этом материальная заинтересованность в профессии не превращает ПИ в идеал прагматический, идеал потребления, деформирующий личность. Профессиональный идеал остается духовно-нравственным в своей основе в силу входящих в его содержание ценностей.
Нравственная профессиональная личность — это личность, в равной мере ориентированная на материальные ценности, производимые в процессе труда или получаемые в процессе реализации его продуктов, и на труд как одну из важнейших ценностей. Такая личность, с нашей точки зрения, обладает сформированным ПИ.
Профессиональный идеал, определяющий профессиональные планы, отношения, профессиональную позицию и профессиональную устойчивость, является интегральной характеристикой специалиста-профессионала. Он управляет профессиональными притязаниями личности и запускает механизм мотивации достижений. Поскольку идеал является отдаленной желанной целью, моделью будущей профессиональной карьеры, образом профессионала, то человек выстраивает программу притязаний в соответствии с идеалом. Здесь важным представляется момент, чтобы ПИ опирался на реальные возможности и способности личности, тогда уровень ее притязаний будет адекватным, активность личности достаточной и соответственно деятельность эффективной. Удовлетворенность, достигаемая личностью в процессе деятельности, не только ведет к переживанию положительных эмоций, но и является источником для новых притязаний, а значит, для развития и обогащения содержания ПИ.
Как сложное многокомпонентное образование ПИ инициирует профессиональную активность личности, проявляющуюся как функционально-динамическое качество, интегрирующее всю ее личностную структуру (потребности, притязания, способности, склонности, волю, эмоции, сознание) и обеспечивающее согласованность выполнения общественных требований и проявления самостоятельности в качестве субъекта деятельности. Профессиональный идеал не только управляет личностными структурами, связанными с активностью, но и является
непосредственным и основным источником активности при реализации личностью моделей профессионального пространства, которое обладает разной степенью структурированности — аморфности, фиксируе-мости — регулируемости в зависимости от установочности или проблемности сознания личности. В этой идеальной модели соединяются потребностно-мотивационный и экзистенциальный компоненты (как побуждения к действию) и саморегулятивный, деятельностный, преобразующий компонент. Специфика модели профессионального пространства демонстрирует спектр профессиональных притязаний личности и в то же время определяет диапазон ее возможностей по реализации модели.
Выступая критерием качества профессиональной жизни, ПИ устанавливает соотношение должного и желательного, необходимого и достаточного, определяет контур профессиональной деятельности по личностно значимым координатам, критериям, параметрам. В соответствии с ПИ человек устанавливает меру своей профессиональной активности, уровень сложности профессиональных задач, степень интеллектуальной и физической напряженности при реализации намеченного плана деятельности, оценивает себя и результаты деятельности в границах созданной им модели. Пролонгированное профессиональное поведение личности в рамках модели определяет ее функционально-динамический характер.
Запуская механизм саморегуляции, ПИ обеспечивает процессуальную регуляцию деятельности, поскольку, стремясь реализовать выдвинутые профессиональные цели, чтобы приблизиться к высшей, ценностной цели, личность мысленно прогнозирует свои действия, предвидит и купирует по ходу деятельности возможные трудности, мобилизует личностные резервы.
Профессиональный идеал — это идеал духовно-нравственный, поскольку в процессе его формирования человек усваивает и присваивает нравственные и социальные ценности, имеющие профессиональную значимость. Эти ценности и составляют содержание ПИ. Если человек рассматривает профессию только как источник материальных средств, то говорить о наличии ПИ
в его сознании не приходится. У материально обладания и преуспеяния, которые не ведут лич-ориентированных людей идеалов нет, есть идолы ность к профессиональному совершенству.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Артюхович, Ю.В. Нормативно-ценностная модель личности в социальной динамике [Текст]: дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.11 / Ю.В. Артюхович. — Ставрополь, 2002. — 296 с.
2. Давидович, В.Е. Теория идеала [Текст] / В.Е. Давидович. — Ростов н/Д: Изд-во Ростов. ун-та, 1983. — 184 с.
3. Гоголев, В.Н. Становление профессионального идеала как фактор формирования направленности личности будущего учителя [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / В.Н. Гоголев. — Л., 1985. — 155 с.
4. Ильенков, Э.В. Об идолах и идеалах [Текст] / Э.В. Ильенков. — М.: Политиздат, 1968. — 319 с.
5. Кондаков, Н.И. Логический словарь-справочник [Текст] / Н.И. Кондаков. — М.: Наука, 1975. — 720 с.
6. Которова, О.С. Формирование профессионального идеала у студентов педвуза на основе работы с художественными текстами [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / О.С. Которова. — Тула, 2003. — 164 с.
7. Мартишина, Н.В. Становление и развитие творческого потенциала педагога в системе
непрерывного педагогического образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Н.В. Мартишина. - Рязань, 2009. - 383 с.
8. Никитина, Н.И. Профессиональное самовоспитание будущих социальных педагогов в системе непрерывного образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук. — М., 2004. — 328 с.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов. — М.: Рус. яз., 1984. — 797 с.
10. Подобин, А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности [Текст]: дис. ... канд. пед. наук / А.Е. Подобин. — Кострома, 1999. — 228 с.
11. Ярошенко, Н.Н. Феноменология профессионального идеала в контексте культуры информационного общества [Электронный ресурс]: тр. XI Междунар. конф. «Крым-2004»: Мировые тенденции развития библиотечно-информационной сферы и их отражение на пространстве СНГ. — Режим доступа: http:// www.gpntb.ra/win/inter-events/crimea2004/prog1. html (дата обращения 01.08.2010).