Н. В. Никифоров
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ-ТРЕНЕРОВ
ПО ВОЛЬНОЙ БОРЬБЕ
Работа представлена кафедрой спортивной борьбы Института физической культуры и спорта Якутского государственного университета им. М. К. Аммосова. Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор И. И. Портнягин
В статье рассмотрены некоторые вопросы формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров и обоснованы основные этнопедагогические условия формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров по вольной борьбе.
Some problems of professional competence forming among future teachers-coaches are discussed in the article. The author substantiates the basic ethnopedagogical conditions of professional competence forming among future teachers - free-style wrestling coaches.
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. определены основные задачи профессионального образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего образования.
В основе подготовки педагога-тренера, по мнению П. Е. Решетникова1, лежит овладение опытом профессиональной деятельности. Учебно-воспитательная профессиональная деятельность студентов выступает в качестве интегрирующего фактора всей системы подготовки. Логика образовательного процесса строится по схеме - от практики, субъективного опыта к теоретическим обобщениям.
Анализируя подходы различных ученых к исследованию понятия «профессиональная компетентность» и учитывая специфику физической культуры как науки и как учебного предмета, мы исходим из того, что профессиональная компетентность педагога-тренера - это комплексная характеристика личности, включающая гармоничное сочетание профессиональных, коммуникативных и личностных свойств, позволяющая достигать качественных результатов в процессе решения типовых задач в основных видах профессиональной деятельности в сфере физкультуры. Структура профессиональной компетентности педагога-тренера включает в себя три компонента: профессионалъно-деятелъностный, коммуникативный и личностный, каждому из которых соответствуют определенные компетенции и профессионально-личностные свойства, базовые для данной компетенции.
За последние годы в отечественной на -уке произошел существенный скачок в области педагогики спорта, в частности по подготовке спортсменов высшей квалификации по единоборствам (Р. А. Пилоян,
Этнопедагогические условия формирования профессиональной компетентности..,
В. Н. Болобан, С. В. Калмыков, О. П. Юшков, Б. Н. Шустин, Е. В. Калмыков, Д. Г. Миндиашвили, А. И. Михеев, О. А. Сиротин, С. В. Голомазов, А. Г. Станков, В. А. Таймазов, Н. А. Худадов, Ш. К. Шахов, В. В. Шиян, В. В. Нелюбин и др.). Вышеуказанные работы внесли огромный вклад в разработку научных основ в теории и методике физического воспитания с акцентом на индивидуализацию подготовки спортсменов высокого класса.
По данным Г. С. Туманяна2, В. М. Игу-менова3, борьба как вид спорта представляет собой единоборство между двумя противниками, которое осуществляется в соответствии с установленными правилами. Правила соревнований по борьбе предусматривают условия присуждения победы, ограничивают возможные действия борцов с тем, чтобы обеспечить зрелищность, образовательный и воспитательный эффект.
Борьба была знакома всем народам и во все времена служила мощным средством физической закалки молодежи. Именно это обстоятельство, а также возможность связать славные традиции прошлого с потребностями и идеалами физического совершенствования современной молодежи сделали борьбу одним из наиболее распространенных в мире видов спорта.
В истории известно, что занятия борьбой способствовали формированию личности таких выдающихся людей, как Сократ, Платон, Авиценна, Руставели, А. Линкольн, Л. Н. Толстой, А. И. Куприн, Р. Тагор и др.
У якутской национальной борьбы «хап-сагай» древняя история, но нет определенной даты появления. Она развивалась вместе с самим народом с незапамятных времен.
По мнению Н. Крылова, «хапсагай» в переводе на русский язык означает ловкость, быстрота, сила, выносливость. «Хапсагай» в прямом переводе означает лов-кость, но если разобрать по частям, слово состоит из двух корней: «хап» - «лови» и
«сагай» - «толкни, дерни», т. е. «улови момент и бросай».
В этом отношении вольная борьба близка духу якутян, поскольку развитие этого вида единоборства корнями уходит в историю родоплеменных отношений народов и базируется на национальных видах борьбы, среди которых видное место занимает якутский «хапсагай». Являясь одним из ведущих видов традиционного физического воспитания народа саха, единоборство «хапсагай» направлено на воспитание сильного, ловкого, смелого, выносливого и решительного молодого поколения - продол-жателя родов аборигенов. Со временем «хапсагай» нашел свое логическое продолжение и массовое развитие в таком популярном и родственном виде спорта, как вольная борьба.
Физическое и спортивное совершенствование борцов вольного стиля анализируется в работах В. М. Игуменова, Д. П. Корки -на, Д. Г. Миндиашвили, А. А. Новикова, Б. А. Подливаева, Ю. А. Шахмурадова, О. П. Юшкова.
Изучение этнопедагогических условий формирования профессиональной компетентности будущих педагогов-тренеров направлено на удовлетворение общественной потребности в познании роли вольной борьбы в педагогическом процессе на современном этапе развития общества. Наиболее полно и всесторонне проблемы народной педагогики нашли отражение в исследованиях Г. Н. Волкова, на которые опираются многие современные авторы, исследующие педагогические традиции разных народов: Ш. М. Арсалиев, В. Ф. Афанасьев , А. А. Григорьева, Д. А. Данилов, М. И. Дедюкина, М. Н. Егоров, Б. А. Кадыров, Б. Н. Попов, И. С. Портнягин, А. Д. Семенова, К. С. Чиряев, 3. Б. Цалла-гова и др.
Этнопедагогические условия формирования профессиональной компетентности педагогов-тренеров - это существенная часть профессиональной подготовки учи-
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
теля, представляющая собой непрерывный процесс формирования готовности к этно-педагогической деятельности и обладающая интеграционным свойством по отношению к профессиональной подготовке как целому. Интеграционное свойство, присущее этнопедагогической подготовке, позволяет квалифицировать ее как систему, объединяющую и связывающую основные знания и навыки, приобретенные будущими педагогами-тренерами при изучении дисциплин учебного плана и отчасти реализованные и закрепленные при прохождении педагогических практик.
Под этнопедагогическим условием формирования профессиональной компетентности педагога-тренера понимается система регуляторов, в соответствии с которыми проектируется и осуществляется процесс обучения и воспитания. Эти регуляторы призваны придать ему определенные целевые, содержательные и процессуальные свойства, благодаря которым он может выполнить ожидаемую от обучения и воспитания социальную функцию - сформировать будущих педагогов-тренеров с определенным типом этнопедагогического образования. Этнопедагогические условия фор -мирования профессиональной компетентности педагога-тренера предполагают сочетание базовой основы, федерального компонента с учетом национально-регионального компонента, учитывающим особенности социокультурной ситуации конкретной территории.
И. А Закирова4 определяет национально-региональный компонент как средство обеспечения специфических потребностей и интересов в области образования народов региона, включающее в себя ту часть содержания, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры.
Национально-региональный компонент высшего образования - это часть государственного образовательного стандарта подготовки специалиста в сфере физиче-
ской культуры, которая, в соответствии с принципом регионализации, обеспечивает формирование профессиональных, духовных и творческих качеств личности, отвечающих требованиям региональной (в том числе этнокультурной), профессиональной среды и потребностям личности.
Для целостного овладения всей совокупностью профессиональных компетенций педагога-тренера необходимо создание этнопедагогического целостного культурно-образовательного пространства, в котором происходят культурные события, осуществляется творение культуры и воспитание человека культуры (создание условий для социокультурного развития личности студента посредством познания ценностей культуры народа саха; обеспечение возможностей для возникновения потребности и готовности студента войти в мир культуры народа саха); содействие познанию и формированию студентом «^»-концепции (интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность; этническое самосознание); создание условий для проявления творческой индивидуальности студента; создание атмосферы сотрудничества, разработка средств педагогической поддержки культурной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза.
Добиться вышеизложенного возможно путем внедрения в образовательный процесс этнопедагогических условий формирования профессиональной компетентности будущего педагога-тренера по вольной борьбе.
Приступая к разработке данных условий, мы определили ее цель, исходя из необходимости воспитания студента субъектом культуры (приобщение его к национальной культуре, развитие высокой нравственности и социальной активности, личного достоинства в сочетании с терпимостью к позиции других, патриотизма, безусловной вежливости и т. п.). Основными задачами являются:
Этнопедагогические условия формирования профессиональной компетентности...
• создание условий для социокультурного развития личности студента посредством познания ценностей культуры народа саха;
• обеспечение возможностей для возникновения потребности и готовности студента войти в мир культуры народа саха;
• содействие познанию и формированию студентом «Я»-концепции (интегративное начало, позволяющее индивиду не только осознавать себя, но и сознательно направлять и регулировать свою деятельность; этническое самосознание);
• создание условий для проявления творческой индивидуальности студента;
• создание атмосферы сотрудничества, разработка средств педагогической поддержки культурной деятельности студентов в образовательном пространстве вуза.
Начальный этап - создание культурно-творческой атмосферы и культуросообраз-ной среды, содержащий национальный колорит, в которой происходят культурные события и осуществляется «творение культуры» (Е. В. Бондаревская5). В нашем исследовании культурно-образовательное пространство университета строится в двух пластах: «пространственно-предметном» (вещный, материализованный пласт) и «духовно-эмоциональном» (духовный, личностный, оценочный пласт, построенный на диалоге, общении преподавателя со студентом, студента с элементами культуры) и рассматривается в единстве следующих подсистем: чтобы учебный процесс способствовал «вхождению» в мир культуры, содержательный компонент каждой отдельно взятой дисциплины должен быть «куль-туроемким». Вольная борьба и остальные предметы, касающиеся вольной борьбы,
имеющие в основе своей средства вольной борьбы и заявленные в качестве базы экспериментального преподавания, отличаясь некоторой специфичностью, изначально обладают значительным воспитательным и этно-педагогическим потенциалом, возможностью социализации занимающихся путем совмещения ценностей спорта, общества и личности. Повысить эффективность этнопедагогиче-ского потенциала вольной борьбы можно путем усиления личностно-смысловой направленности образовательного процесса, наполнением содержания образования культурными, т. е. человеческими, смыслами.
Средством решения задачи познания и развития студентом собственной «^»-концепции в рамках этнопедагогики являются спроектированные нами педагогические ситуации культурной идентификации каждого отдельно взятого студента с прошедшими культурами. Например, спецкурс «Спортивные единоборства» (на примере борьбы «хапсагай») дополнительно дает возможность познакомиться с этнокульту-рой, укладом жизни, духовными ценностями народа саха. Включение в содержание предметной подготовки студентов института физической культуры и спорта знаний о культурной самобытности и культурном наследии народов, пробуждение у них интереса к особенностям культур, быта и традиций способствуют приобщению к культурным ценностям, воспитанию уважения к представителям различных национальностей, терпимости к позиции других, патриотизма. Происходит выбор студентом своего «социума культуры» ф. С Библер6), в котором он будет осуществлять свое куль -турное самоопределение в дальнейшем.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Решетников П. Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: рождение мастера: Книга для преподавателей высших и средних педагогических учебных заведений. М.: Вла-дос, 2000. С. 178.
2 Туманян Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: Учеб. пособие: В 4 кн. Кн.1: Пропедевтика. М.: Советский спорт, 1998. С. 22.
ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
3 Игуменов В. М., Каращук А. Ю. Исследование факторной структуры техники вольной борьбы // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. М.: Физкультура, образование и наука, 1998. Т. 2. С. 14.
4 Закирова И. А. Региональный компонент регионального образования в высшей технической школе: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Казань, 1998. С. 35.
5 Бондаревская А. И. Культурно-образовательное пространство вуза как среда личностно-про-фессионального саморазвития студентов: Дис. на соис. учен. степени канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. С. 22.
6Библер В. С. Диалог о диалоге // Вопросы философии. 1992. № 12. С. 139.