Научная статья на тему 'Формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов в процессе преподавания педагогики'

Формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов в процессе преподавания педагогики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Арзамасцева Н. Г.

Статья посвящена процессу формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин. В статье рассматриваются основные приемы формирования этнокультурной компетентности и уровни ее сформированности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Арзамасцева Н. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the process of forming ethnocultural competence of future specialists in the process of pedagogic studies teaching. It deals with the main methods of ethnocultural competence formation and the levels at which it has been formed.

Текст научной работы на тему «Формирование этнокультурной компетентности будущих специалистов в процессе преподавания педагогики»

Психолого - педагогические науки

УДК 39:378

Формирование этнокультурной компетентности

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ

Н. Г. Арзамасцева

Марийский государственный университет, Йошкар-Ола

Статья посвящена процессу формирования этнокультурной компетентности будущих педагогов в процессе изучения педагогических дисциплин. В статье рассматриваются основные приемы формирования этнокультурной компетентности и уровни ее сформированности.

The article is devoted to the process of forming ethnocultural competence of future specialists in the process of pedagogic studies teaching. It deals with the main methods of ethnocultural competence formation and the levels at which it has been formed.

Ключевые слова: компетентность, этнокультурная компетентность, образовательная деятельность.

Обострение ряда глобальных проблем жизнедеятельности человека в современном мире повлекли за собой ломку устоявшихся в сознании людей стереотипов мышления, поведения, распада привычного нравственного уклада жизни и всей системы ценностных ориентаций. Социальная нестабильность общественной жизни привела к падению духовности, возрастает опасность утверждения господства лжеценностей, отчуждения от культурных ценностей, народных традиций и культуры. Выход из сложившейся ситуации не возможен без осуществления реформы культуры. Необходимо «отобрать в культурный багаж все ценное в прошлой культуре, осмыслить и создать стройную систему культуры настоящего, разработать эвристическую концепцию основных направлений развития культур будущего» [8, с. 20]. Мы придерживаемся мнения о том, что современному обществу нужны учителя, обладающие достаточной этнокультурной компетентностью.

Компетентность определяется, как способность применять универсальные методы деятельности, основанные на научных идеях и принципах для использования системы знаний, полученных из оригинальных источников научной информации, окружающего социума, а также в результате собственной исследовательской деятельности в целях теоретического обоснования многокритериального выбора решения [1, с. 37].

Мы стоим на позиции, что этнокультурная компетентность есть необходимая совокупность личностных

качеств педагога, включающая высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Содержание данной компетентности будущих педагогов отражает философский, культурологический, педагогический и другие аспекты, в центре которых находятся вопросы культуры и внутреннего мира человека.

Анализ изученной литературы по данной проблеме позволил нам выделить ряд неразрешенных проблем [1; 3; 5; 8]. Среди них - новые требования общества для подготовки педагогов в условиях, когда образовательная практика явно запаздывает; недостаточен уровень знаний, умений и навыков молодых специалистов в данной области и другие. Современный университет становиться местом, где человек должен приобщаться к культуре и духовным ценностям своего народа. Личность студента выступает как объект культурного воздействия и как субъект, создающий культурно-нравственную среду.

В настоящее время этнокультурная подготовка студентов университета основывается на изучении ряда дисциплин: педагогики, философии, культурологи, этно-педагогики, национальной культуры и других. Будущий педагог должен иметь представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью этнических и национальных

факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтнической среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности и т. д.

Как педагоги высшей школы, мы видим свою задачу в том, чтобы сформировать знания студентов в области народной культуры; привить любовь к родному языку, истории, традициям; приобщать студентов к лучшим достижениям человеческой цивилизации, вызвать чувство причастности к мировому сообществу; воспитать уважение к национальным культурам; воспитать в духе сопереживания, понимания, сочувствия к ближнему; выработать умения, навыки, способствующие саморазвитию личности и ее активной деятельности в этнокультурной среде. Важным условием эффективности развития этнокультурной компетентности в вузе является четкая организация учебно-воспитательного процесса, его целостность, непрерывность, вариативность и т. д.

Цель нашего исследования: рассмотреть область образовательной деятельности, ее влияние на формирование этнокультурных знаний, умений и навыков будущих педагогов.

Область образовательной деятельности складывается из трех взаимосвязанных компонентов: изучение педагогических дисциплин, участие в научно-исследовательской работе, что дополняется изучением специальных дисциплин или дополнительных образовательных программ по выбору студента. Университет выполняет функции коррекции, обогащения, развития и совершенствования опыта человека, способствует превращению его в реальное знание. Основным компонентом образовательной системы является учебный процесс.

В процессе преподавания педагогических дисциплин студенты овладевают этнокультурным кругозором, учатся применять теоретические знания в социуме, приобретают следующие умения: выражать чувства, мысли, чувствовать потребность в новых знаниях и т. д. Выделяется четыре уровня этнокультурных знаний будущих педагогов: репродуктивный, репродуктивнотворческий, творческо-репродуктивный, творческий.

Репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением основных теоретических положений, отдельных понятий, описанием фактов на основе эмоционального восприятия, возникновением интереса к новым фактам, выполнением отдельных действий по образцу.

Репродуктивно-творческий уровень предполагает осознанный подход к теоретическим осмыслениям поступков, выполнением частично самостоятельных действий в типичных ситуациях.

Творческо-репродуктивный уровень отмечается умением применять знания на практике, развитием интереса к самостоятельному поиску новых знаний, выполнением практических действий в нестандартных ситуациях.

Творческий уровень характеризуется умением анализировать свою деятельность, применять теоретические знания в новых ситуациях, умением корректировать собственный опыт.

Умения этнокультурной компетентности можно разделить на четыре уровня:

Первый уровень - первоначальный. На этом уровне личность не умеет самостоятельно ставить социальнопедагогические задачи и решать их профессионально. Этот уровень первоначального овладения социальнопрофессиональными действиями.

Второй уровень характеризуется ограниченной сфор-мированностью социально-профессиональных действий.

Третий уровень определяется достаточной сформи-рованностью социально-профессиональных действий.

Четвертый уровень характеризуется профессиональным самовыражением.

К числу обязательных этнокультурных качеств и умений будущего педагога относят: человечность, гуманность, высокую духовную культуру, нравственность, социальный интеллект, умение развивать отношения с людьми различных национальностей, умение налаживать отношения в коллективе и т. д.

Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов осуществляется в процессе четко организованной учебной работы, где важнейшими факторами являются лекции и семинары.

Лекция - это главная информационная магистраль в учебном процессе, она выражает основное содержание знаний изучаемых дисциплин; организует их формирование в систему; определяет отношение студентов к предмету, его роли и значение в системе образованности специалиста. Следует отметить, что современная лекция должна меняться как по содержанию, так и по направленности и по форме. Если раньше лектор давал только практические знания по вопросу, то сегодня необходимо знакомить студентов с различными точками зрения, создавать условия для дискуссии, анализа. Современная лекция превращается из информационно-репродуктивной в структурно-нацеливающую или проблемно-поисковую. В связи с этим меняется форма проведения лекций, широко практикуются лекции-диалоги, деловые игры, комбинированные лекции и др.

Семинарские занятия являются одной из важных форм учебно-образовательной деятельности университета. Они позволяют студентам логически мыслить, анализировать явления и обобщать факты. Семинары способствуют активизации самостоятельной работы личности, формированию собственного отношения к предмету. Их назначение - углубление теоретического материала по предмету путем регулярной самостоятельной работы студентов, которая должна быть подкреплена научно-исследовательской деятельностью.

При изучении раздела «Теория и методика воспитания», студенты знакомятся с такими понятиями как: сущность воспитания, движущие силы воспитательного процесса, национальное своеобразие воспитания и др. Одной из задач лекции становиться осознание студентами воспитательного потенциала народной педагогики. Материал лекции должен обладать богатыми возможностями для развития и поддержания интереса к народной культуре воспитания человека. В процессе

подготовки к лекции мы руководствуемся следующими принципами: эмоционально окрасить изучаемый материал, исключить догматизм, использовать нетрадиционные формы проведения. Планируемые занятия мы стараемся реализовывать в ознакомительном, образовательном и творческом аспектах. Чтобы сделать занятия живыми, запоминающимися, мы стараемся привлекать к работе различные средства: компьютерные презентации, художественную литературу, афоризмы и мысли великих людей, репродукции картин и т. д. При изучении темы «Особенности педагогики межнационального общения», студентам предлагается несколько педагогических ситуаций, взятых из практики школы. Руководствуясь знаниями педагогики и психологии, студенты, обосновывают свою позицию по решению данных проблем. В итоге из множества высказываний коллективно определяются наиболее приемлемые варианты.

Семинарские занятия по педагогике часто проводятся нами в нетрадиционной форме. Они строятся с учетом интересов будущих педагогов, их знаний и жизненного опыта. Например, в практической деятельности большое место занимают семинарские занятия в форме КВН, уроков-экскурсий, «круглых столов», викторин и т. д. Занятия способствуют формированию педагогических знаний, развивают элементы общения: умение начать беседу, поддержать ее, высказать свое мнение и т. д.

Семинар-викторина проводится после изучения темы «Воспитательный потенциал современной семьи». Группа делится на две подгруппы, каждая из которых получает несколько заданий. Например, каждая подгруппа пытается инсценировать стиль семейного воспитания, другие угадывают его, называют его особенности и недостатки. Команды заранее могут составить кроссворды, включающие в себя терминологию по предмету.

Семинарское занятие по теме «Молодежные субкультуры» проводятся нами в форме «круглого стола». Студенты делятся на группы, каждая из которых выбирает себе одно из направлений молодежной субкультуры. «Представители» каждого направления знакомят остальных с историей данной субкультуры, ее особенностями, идеалами, взглядами. Затем ведущие в лице преподавателя и двух студентов задают каждой группе дополнительные вопросы по изученной проблеме. К обсуждению подключается вся аудитория. В конце занятия делаются выводы, вносятся предложения. Такие семинарские занятия способствуют активизации самостоятельной работы будущих педагогов, позволяют оценить уровень знаний каждого ученика, способствуют формированию этнокультурной компетентности личности.

Большое значение в формировании этнокультурной компетентности будущих педагогов отводится изучению дополнительных спецкурсов: «Этнопедагогика», «Культура межнационального общения» и др. Программы дополнительных спецкурсов строятся на основе

современных требований к профессиональной подготовке специалистов, основными задачами которых становятся формирование устойчивого интереса к изучению особенностей национальных культур в области воспитания.

Например, в спецкурсе «Этнопедагогика» студенты знакомятся с народными традициями и нравственными ценностями в области воспитания. Данный спецкурс помогает воспитанию высокого культурного потенциала будущих педагогов, знакомит их с большим фактологическим материалом, развивает понимание и уважение к воспитательной культуре других народов. Большое внимание мы уделяем художественному образу в произведениях искусства, его языку, духовным ценностям, отношению человека к природе, которые осмысляются в обрядах, обычаях, образах и сюжетах прикладного искусства.

Наш опыт показал, что внедрение в образовательную деятельность вуза подобных спецкурсов позволяет качественно изменить данный процесс. Вуз должен ориентировать личность будущего педагога на изучение национальной, этнической культуры, на формирование национального самосознания, уважения к другим нациям.

Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов - сложный многоуровневый процесс, направленный на развитие личностных качеств, включающий знания, умения, которые позволяют свободно использовать накопленный опыт в этнокультурной среде. С введением национально-регионального компонента в систему образования исследуемый вопрос стал наиболее актуальным.

Опыт нашей работы убеждает в эффективности описанных выше форм и методов, применяемых в процессе усовершенствования профессиональной подготовки будущих учителей, а также в необходимости постоянного творческого поиска путей формирования уровня этнокультурной компетентности студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-73.

2. Арзамасцева Н. Г. Формирование этнокультурной компетентности будущих социальных педагогов в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2000. - 20 с.

3. Артемьев А. В. Воспитывать интерес к предмету // Специалист. - 2002. - № 6. - С. 10-13.

4. Байбородова, Л. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе. - Ярославль, 1998. - 380 с.

5. Вульфов Б. З. Компетентность педагогов // Мир образования. -1996. - № 1. - С. 77-82.

6. Елканов С. Б. Профессиональное воспитание учителя. - М., 1986. - 205 с.

7. Левина И. И. Современные тенденции профессиональной педагогической подготовки учителя // Преподаватель. - 2002. - № 1. -С. 10-11.

8. Никандров Н. Д. Российская национальная идея - основа воспитания. - М., 1999. - 72 с.

9. Федорова С. Н. Этнопедагогические воззрения Марийского народа. - Йошкар-Ола, 1998. - 51 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.